Научная статья на тему 'Актуальные аспекты проблемы трансграничного сотрудничества субъектов Российской Федерации'

Актуальные аспекты проблемы трансграничного сотрудничества субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
160
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Огнева Валентина Васильевна

Трансграничное сотрудничество представляет собой одну из форм межгосударственной интеграции, связанной со свободным перемещением товаров, услуг, капиталов, людей. Наиболее распространенной формой такого сотрудничества являются свободные экономические зоны. Они создаются на определенной территории, где существует особая система льгот (налоговых, таможенных финансовых, административных); обеспечен особый режим управления; предоставлены преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предприятий; имеется широкая самостоятельность в решении экономических вопросов. Примером динамично развивающейся свободной экономической зоны является г. Находка. Здесь отмечаются достаточно высокие темпы экономического роста. При благоприятной экономической ситуации СЭЗ, по мнению специалистов, способна дать импульс развитию экономических связей Дальнего Востока и Сибири. Всего в России с нач. 90-х гг. XX в. было создано свыше 20 СЭЗ - оффшорных, торговых, промышленных и др. К сожалению, однако, большинство из них не дают впечатляющего результата, прежде всего, по причине отсутствия стабильной правовой основы их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Огнева Валентина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты проблемы трансграничного сотрудничества субъектов Российской Федерации»

Огнева В.В. АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ

ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Трансграничное сотрудничество представляет собой одну из форм межгосударственной интеграции, связанной со свободным перемещением товаров, услуг, капиталов, людей. Наиболее распространенной формой такого сотрудничества являются свободные экономические зоны. Они создаются на определенной территории, где существует особая система льгот (налоговых, таможенных финансовых, административных); обеспечен особый режим управления; предоставлены преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предприятий; имеется широкая самостоятельность в решении экономических вопросов. Примером динамично развивающейся свободной экономической зоны является г. Находка. Здесь отмечаются достаточно высокие темпы экономического роста. При благоприятной экономической ситуации СЭЗ, по мнению специалистов, способна дать импульс развитию экономических связей Дальнего Востока и Сибири. Всего в России с нач. 90-х гг. XX в. было создано свыше 20 СЭЗ - оффшорных, торговых, промышленных и др. К сожалению, однако, большинство из них не дают впечатляющего результата, прежде всего, по причине отсутствия стабильной правовой основы их деятельности.

Важнейшей формой трансграничного сотрудничества становятся еврорегионы -сообщества двух или более соседних государств, образующие подпространство внутри экономического пространства. В Западной Европе они существуют еще с 80-х гг. прошлого столетия. В 2003 г. в постсоветском пространстве был создан ев-

рорегион "Днепр" с участием России (Брянская область), Украины (Черниговская область), Беларуси (Гомельская область). Название "Днепр" выбрано не случайно: регионы, которые вошли в сообщество, имеют общий бассейн реки Днепр. Численность населения еврорегиона составляет 5 млн. чел. Сфера интересов субъектов сотрудничества весьма обширна. Она включает образовательную деятельность, производственные связи, торговлю, партнерство области экологии, трудовую миграцию и проч.

В перспективе предполагается соединить центры трех регионов (Чернигов, Брянск, Гомель) и приграничные территории современной транспортной инфраструктурой, возобновив прямое железнодорожное сообщение и построив современные автомагистрали; создать единое информационное поле еврорегиона с использованием космической связи, с подключением к мировым информационным системам. Совместными усилиями создается Международный институт славистики. Планируется проведение славянских Олимпийских игр. Все это и многое другое позволит выйти на новый уровень развития партнерских отношений, может способствовать более сбалансированному и продуктивному использованию преимуществ исторически сложившихся торгово-экономических, научно-технических и гуманитарных связей.

В качестве перспективной формы трансграничного сотрудничества выступает приграничное сотрудничество. Для России это имеет особое значение, поскольку протяженность ее внешних границ составляет 60932 км. Из 89 субъек-

Валентина Васильевна Огнева - доктор политических наук, профессор, зав. кафедрой геополитики и внешнеполитической деятельности, проректор Орловской региональной академии государственной службы.

тов РФ у 48 одна из границ совпадает с государственной. В ЦФО, например, протяженность границ с Украиной и Белоруссией составляет более 2 тыс. км. В большинстве своем они проходят по естественным рубежам и обжитым территориям. Социально-экономические показатели смежных регионов на белорусском и украинском участках границы более или менее близки. Экономическое взаимодополнение приграничных территорий базируется, прежде всего, на межотраслевой основе.

У большей части приграничных субъектов, как показывает анализ В. Дергачева, Л. Вардомского (См.: Регионоведение. -М., 2004. - С. 334-341), объем регионального валового продукта на душу населения ниже среднего по стране. Самые высокие значения данного показателя у ЯНАО и Ненецком АО. Наиболее низкие - в республиках Северного Кавказа и Западной Сибири. Наиболее бедные российские регионы граничат с Грузией, Азербайджаном, Монголией. Наиболее развитые - с США, Японией, Норвегией, Финляндией. В 33 приграничных субъектах в 2002 г. уровень безработицы превышал общероссийский на 8 % . Самая большая безработица среди населения отмечалась в субъектах РФ, прилегающих к Белоруссии, в 4 из 6 прилегающих к Украине. Высокий уровень безработицы отмечается в дальневосточных регионах страны. Различна и степень инвестиционной привлекательности субъектов РФ. Здесь приоритет отдается территориям с богатыми природными ресурсами и обеспечивающим выход РФ к международным коммуникациям на Балтийском и Черном морях.

В основном, границы не создают особых преград для перемещения людей, торговых потоков и грузов, хотя образование новых независимых государств удалило Россию от европейских и ближневосточных стран.

Приграничные районы Центрального федерального округа оказались перед необходимостью вырабатывать оптимальные подходы к решению не только экономических, но и, не в меньшей степени, социокультурных проблем сотрудничества с соседними государствами - Беларусью и

Украиной. Жизнь показала, что значительно большего внимания требуют вопросы взаимодействия славянских народов по сохранению обычаев и традиций, духовных ценностей этнических групп, компактно проживающих в приграничье. В связи с этим следует, видимо, придать новый импульс парадипломатии, ставшим традиционными дням культуры дружественных народов, общим праздникам единства, театральным фестивалям, художественным выставкам и проч. Тем более, что такие формы сотрудничества предусмотрены соответствующими двусторонними соглашениями.

Намерение углублять международные связи предполагает более тесное взаимодействие регионов в информационном пространстве. Следует снять ограничения в получении информации для населения, обеспечить реальное право субъектам информационных отношений (различным социальным группам, многочисленным гражданам) на доступ и владение полноценной информацией, осуществление взаимного обмена программами радио, IV в приграничном пространстве. Вне всякого сомнения, духовное пространство должно использоваться для формирования образа добрых соседей, укрепления доверия между населением.

Еще одно направление международных контактов субъектов - партнерство в образовательной сфере, предполагающее взаимообмен студентами и преподавателями, разработку единого документа о переводе из вуза в вуз, подготовку кадров, проведение дней науки, конференций, научных семинаров и "круглых столов", подготовку монографических изданий, сборников научных трудов и т.п. Перспективным может быть создание совместных предприятий, специализирующихся в издательской деятельности, формирующих банки данных по гуманитарной и социальной проблематике.

В приграничных районах важной гуманитарной проблемой остается воссоединение разделенных семей, снятие искусственных преград в общении между родственниками. Ведь межгосударственные соглашения и договоры не охватывают

всего круга проблем, связанных с человеческими контактами. А их накопилось немало. Среди них, в частности, наследственные дела, условия заключения брака и др. В приграничных регионах, как нигде, осознают важность предоставления человеку возможности при переезде из одной страны в другую, получить вид на жительство, без всякой бюрократии и проволочек реализовать законное право на получение работы, гражданства, социальных пособий.

В этом отношении поучителен опыт европейских государств, в которых приграничное сотрудничество в экономической и социальной сферах, в области управления приграничными парками, местными общественными делами реализуется вот уже более 25 лет в рамках Европейской конвенции по приграничному сотрудничеству территориальных сообществ и властей. Думается, что присоединение России к данной конвенции будет только способствовать упорядочению трансграничного сотрудничества.

В приграничных регионах существует потребность в развитии транспортных и инженерных коммуникаций, изменении режима размещения переселенцев, приема трудовых мигрантов. Именно приграничные регионы пропускают через себя и абсорбируют значительные потоки мигрантов. В связи с этим возникает потребность в создании правовой основы развития приграничных регионов на российско-украинской и российско-белорусской границах. Как представляется, федеральные органы должны содействовать развитию приграничных территорий в самых разнообразных формах: поддержка развития рыночной инфраструктуры и экспортного производства; обеспечение занятости населения и закрепление его на приграничных территориях; стимулирование охраны окружающей среды и т. п.

Еще одна важная задача трансграничного сотрудничества - участие в создании современных международных транспортных коридоров. В условиях глобализации транспортные сети, как известно, становятся важным фактором развития мирового и национальных хозяйств, позволяют

развивать гуманитарные отношения и связи стран и народов. В связи с этим для России открываются самые благоприятные перспективы участия в реализации международных транспортных проектов XXI века.

Ведущее место в государственной политике России по формированию международных транспортных коридоров будет играть Транссиб. В перспективе предусматривается модернизация данной магистрали и увеличение объема транзитных перевозок до 1 млн.контейнеров, а также создание "морского плеча" Санкт-Петербург - Роттердам.

Событием века станет строительство Азиатско-Североамериканской магистрали. Это уникальный по масштабам проект самого протяженного в мире транспортного пути Сингапур - Бангкок - Пекин -Якутск - тоннель под Беринговым проливом - Ванкувер - Сан-Франциско. В России магистраль должна пойти от г. Тында (БАМ) до г. Якутска, далее - к г. Магадану и оттуда к мысу Уэлен.

В начале 90-х годов появился проект трансконтинентальной магистрали Европа - Россия - Азия - Америка (ЕРАА). Этим скоростным международным коридором предполагалось соединить дорожные сети Евразии с Панамериканской магистралью, берущей начало на Аляске. Проектом предусматривалась прокладка основного ав-тобана Гамбург - Берлин - Варшава -Минск - Москва - Екатеринбург - Новосибирск - Красноярск - Иркутск и далее на Якутск, Чукотку и через тоннель под Беринговым проливом на Аляску. Ответвление от Екатеринбурга соединяло бы Россию с Казахстаном и Индией, а ветвь от Иркутска -через Монголию и Китай с Владивостоком и Кореей. В случае финансовой обеспеченности проекта за ним, по мнению специалистов, большое будущее. Он соединит Европу с динамично развивающимися бизнес-площадками АТР и США. В первой четверти нынешнего века может осуществиться идея соединения японских островов с континентом, если будет прорыт тоннель под проливом Лаперуза между о. Хоккайдо и о. Сахалин.

В 2005-2007 гг. предусматривается создание международного автомобиль-

ного и железнодорожного коридоров на Европейском направлении. Один маршрут пойдет через Калининградскую область. Другой соединит Хельсинки - Санкт-Петербург - Москву - Псков - Киев - Кишинев - Бухарест - Демитровград - Александрополис и замкнет на востоке коммуникационную сеть Европы. В связи с этим встает задача строительства современных объездных дорог вокруг Санкт-Петербурга и Выборга, обеспечения скоростного железнодорожного сообщения Хельсинки - Петербург - Москва.

Среди множества инвестиционных проектов рассматривается вариант сооружения транссибирской газовой магистрали: Тюменская область - Красноярск -Иркутск - Улан-Удэ - Чита - Китай - Южная Корея. В последующем возможно подключение к трассе Томской и Иркутской областей и Республики Саха (Якутия).

Создание транспортного коридора "Европа-Азия" предполагает вложение средств для развития современной транспортной системы Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), без которой невозможно дальнейшее развитие добычи нефти и газа и их доставка на мировые рынки. Для ЯНАО важнейшими транспортными коридорами являются:

- Арктический - межокеанический; он простирается по Северному Ледовитому океану вдоль побережья России. Основу его образуют две главные трассы - традиционная (Северный морской путь (СМП)) и высокоширотная (Северо-восточный проход). Коридор предназначен для обслуживания российских регионов и проводки транзитного грузопотока из стран АТР в Европу и обратно. По оценкам западных экспертов, транзитные перевозки иностранных грузов по СМП в восточном направлении могут составить 5-6 млн. тонн, в западном - 2-3 млн. тонн в год.

- Особое значение приобретает Северный морской путь, который играет ключевую роль при решении одной из важнейших для Ямало-Ненецкого округа задач -индустриальное освоение природных ресурсов, предназначаемых для внутреннего потребления и экспорта, предоставление экономике удобных "выходов" на ми-

ровые рынки. Это, прежде всего, возрождение западного сектора СМП, работающего в режиме продленной навигации. Формирование грузов для этого сектора непосредственно связано с освоением нефтегазовых ресурсов полуострова Ямал, шельфа Баренцева и Карского морей, обслуживания транспортных связей горнометаллургического комплекса и северного морского направления внешней торговли России, особенно Европейского Севера, Урала и Сибири.

Анализ прогнозных материалов развития базовых отраслей, тяготеющих к западному сектору СМП, дает основание предполагать, что в 2003-2007 годах общий поток грузов по СМП может достичь 3 - 7 млн. тонн (как до 1991 г.), в 2010 г. - 10 млн. тонн, а в 2015 г. - 14-15 млн. тонн. Таким образом, уже в первом десятилетии СМП получит достаточную нагрузку для самоокупаемой, а затем коммерческой работы, обеспечивающей саморазвитие в условиях рыночных отношений. Существенную прибавку грузов на трассу СМП даст организация прямого выхода глубинных районов на мировой рынок с широким использованием судов типа "река - море".

Важно будет иметь также подготовленную современную береговую инфраструктуру для обеспечения морских перевозок жидких углеводородов.

Воздушное пространство Сибири достаточно активно осваивается трансконтинентальными авиамаршрутами "Европа -Азия", "Азия - Северная Америка". Элементом стратегии развития Ямала является создание на его территории системы грузопассажирских аэропортов международного класса, которые могли бы привлечь авиакомпании как пункты распределения и перевалки грузов, так и пересадки пассажиров.

Разумеется, субъекты Российской Федерации разнородны по своей хозяйственной структуре, но почти в каждом из них в большей или меньшей степени развита та или иная транспортная инфраструктура. Большинство крупных областей Российской Федерации активно задействованы в современных транспортных системах федерального и мирового значения. Не со-

ставляют исключения и субъекты РФ Центрального федерального округа.

Так, несмотря на отсутствие речного и морского судоходства и, соответственно, портов, Орловская область, например, располагает достаточно развитой транспортной инфраструктурой, выгодность которой предопределяется, прежде всего, относительной близостью к столице России - г. Москве. Через область и непосредственно через областной центр - г. Орел -проходят важнейшие транспортные магистрали федерального значения. С севера на юг ее пересекают железная дорога Москва - Харьков и магистральная федеральная автомобильная дорога "Крым". Железные и автомобильные дороги соединяют область с соседними субъектами Российской Федерации: Брянской, Липецкой, Воронежской областями и соседними странами - Белоруссией и Украиной. Протяженность железнодорожных путей общего пользования составляет более 590 км, автомобильных дорог с твердым покрытием - около 6100 км, т. е. практически до каждого населенного пункта. Крупными железнодорожными узлами области являются станции: Орел, Ливны, Мценск, Верховье, Лужки. Кроме того, по территории области проходят 1 нефтяной и 3 газовых международных трубопровода, имеющих важное стратегическое значение. В южной окраине г. Орла имеется взлетно-посадочна полоса (ВПП), способная принимать авиалайнеры типа: Ту-134, Як-42, Ту-204, Ил-76 и АН-12.

Транспортный комплекс Смоленской области образуют автомобильный, железнодорожный и авиационный виды транспорта. Протяженность железнодорожных путей на территории области составляет 1260 км. Железнодорожным транспортом на территории области перевозится 61,3 % от общего объема перевезенных грузов. Авиационный транспорт, несмотря на наличие двух аэродромов в Смоленске, один из которых в состоянии принимать самолеты различного типа, значительного развития не получил. Однако Смоленская область характеризуется достаточно развитой сетью автомобильных дорог - 697 км. федеральных (управления дорог Москва -

Минск и Москва - Бобруйск) и 8879 км областных.

Липецкая область также располагает развитой транспортной инфраструктурой. Ее территорию пересекают три железнодорожные магистрали, связывающие Москву с промышленными центрами юга России - Воронежем, Ростовом, Северным Кавказом и Донбассом, с Поволжьем, городами Орлом, Брянском, Смоленском. Общая протяженность железнодорожной сети - свыше 800 км. Основной объем грузовых и пассажирских перевозок связан с ЮВЖД. По насыщенности автомобильных дорог область входит в первую десятку регионов России. Современные автомобильные магистрали связали Липецк со всеми сопредельными областными центрами, а также трассами федерального значения: Москва - Ростов, Москва - Волгоград. Расположенный в окрестностях Липецка аэродром способен принимать самолеты любого класса.

В Воронежской области имеется возможность обеспечивать судоходную связь по р. Дон с Азовским, Каспийским и Черным морями. Объем перевозок внутренним водным транспортом составляет порядка 350 тыс. тонн. Юго-Восточная железная дорога - одна из мощных транспортных артерий в сети железных дорог России, связывает центр европейской части страны с Северным Кавказом, Поволжьем, Украиной, восточной частью страны. Она обслуживает области Центрально-черноземного региона, частично Саратовскую, Волгоградскую, Ростовскую, Тульскую, Рязанскую и Пензенскую области. Протяженность магистральных путей ЮВЖД составляет 4286 км. Общая эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования в границах Воронежской области составляет 1189 км. Аэропорт "Воронеж" имеет статус международного.

Протяженность железнодорожных путей общего пользования, расположенных на территории Белгородской области, составляет 694,6 км. Через территорию области проходит главная магистраль Центр - Юг, соединяющая города Москву и Санкт-Петербург с южными районами России и Украины. Общая протяженность

сети автомобильных дорог составляет 7230 км, 88 % которых с твердым покрытием. По территории области проходит магистраль федерального значения Москва - Крым. В областном центре функционирует аэропорт международного значения.

Важное значение имеет транспортная сеть Калужской области. По территории области проходят пять железнодорожных магистралей: Москва - Брянск, Вязьма -Брянск, Тула - Калуга - Вязьма, Тула - Козельск - Занозная - Смоленск и Сухини-чи-Рославль. По этим магистралям осуществляются как местные, так и дальние транзитные связи Москвы с Украиной, Молдовой, Румынией, Болгарией, Венгрией, Югославией, а также Санкт-Петербурга с Украиной, Поволжьем и ЦентральноЧерноземным районом.

Область располагает более чем 5000 км шоссейных дорог. Плотность сети автомобильных дорог общего пользования в 1,9 раза превышает средний показатель по европейской части России. К главным автодорогам федерального значения относятся магистрали "Украина" и "Москва -Малоярославец - Рославль".

В настоящее время идет строительство двух значимых для России объектов: федеральной трассы Чита - Хабаровск и КАД "Об-

ход Санкт-Петербурга". Строительство автомобильной дороги Чита - Хабаровск обеспечит создание самой протяженной в мире национальной автомагистрали Москва -Владивосток, свяжет дорожную сеть Дальневосточного региона с опорной сетью страны и создаст мощные стимулы социально-экономического развития восточныхтерриторий. Модернизация и реконструкция важнейших федеральных магистралей "Беларусь", "Россия" и "Дон" по нормативам 1 категории с устройством многополосной проезжей части расширит межрегиональные и транзитные потоки на основных направлениях международных транспортных коридоров.

К сожалению, не все субъекты Российской Федерации в полной мере используют проходящие через их территорию современные транспортные коридоры. Вместе с тем, более рациональное их использование могло бы способствовать росту социально-экономического развития как регионов, так и России в целом.

1. Вардомский Л., Скатерщикова Е. Внешнеэкономическая деятельность регионов России. - М. 2002.

2. Регионоведение. - М., 2004.

3. Центральный Федеральный округ. Справочник. - М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.