УДК 316.323.1
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ Ю.А. ЖДАНОВА (к 95-летию со дня рождения)
© 2014 г. С.А. Кислицын, Н.А. Степаненко
Кислицын Сергей Алексеевич -доктор исторических наук, профессор, кафедра политологии и этнополитики, факультет политологии, Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
ул. Пушкинская, 70, г. Ростов-на-Дону, 344022. E-mail: [email protected].
Kislitsyn Sergey Alekseyevich -
Doctor of Historical Sciences, Professor,
Department of Political Science and Ethnopolitics,
Faculty of Political Sciences,
The South Russian Institute
of the Russian Presidential Academy
of National Economy
and Public Administration,
Pushkinskaya St., 70, Rostov-on-Don, 344022.
E-mail: [email protected].
Степаненко Наталья Александровна -аспирант,
кафедра политологии и этнополитики, факультет политологии, Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
ул. Пушкинская, 70, г. Ростов-на-Дону, 344022. E-mail: [email protected].
Stepanenko Natalya Aleksandrovna -Post-Graduate,
Department of Political Science and Ethnopolitics,
Faculty of Political Sciences,
The South Russian Institute
of the Russian Presidential Academy
of National Economy
and Public Administration,
Pushkinskaya St., 70, Rostov-on-Don, 344022.
E-mail: fpolit@skags. ru.
Характеризуются взгляды Ю.А. Жданова на политическую философию нацизма, особенности развития капиталистической системы, противоречия гражданского общества, роль научного сообщества, потенциальные возможности социализма. Констатируется, что Жданов внес реальный вклад в развитие философии политики и в целом, и применительно к отдельным
философским проблемам, призывая извлекать из политической философии прошлого уроки и предупреждая о нежелательных вариантах развития общества.
Ключевые слова: нацизм, гражданское общество, научный потенциал, социализм.
The points of view of Yuri Zhdanov on the political philosophy of Nazism, features of development of the capitalist system, the contradictions of civil society, the role of the scientific community, the potential of socialism are characterized in the article. The authors state that Zhdanov made a real contribution to the development of philosophy and politics in general, and with the respect to certain philosophical problems, suggested to learn the lessons ofpolitical philosophy of the past and warning about the undesirable variants of development of society.
Keywords: Nazism, civil society, scientific potential, socialism.
Фундаментом политической философии Ю.А. Жданова было государственническое, национально-патриотическое и одновременно социалистическое мировоззрение. Богатая сюжетами и нюансами теоретическая мысль выдающегося гуманиста юга России заслуживает специального исследования. Известный химик-органик, мыслитель-энциклопедист, гуманист, специалист в области философских наук, выдающийся организатор науки, педагог, общественный и политический деятель, публицист и, наконец, просветитель, Ю.А. Жданов является одним из крупных представителей отечественной науки второй половины XX в. Своеобразие Жданова как политического философа состояло в том, что его воззрения были органично связаны с его естественно-научным творчеством, политической и личной биографией, не вполне типичной для интеллигента советской и тем более последующей эпох [1, 2]. Взгляды Ю.А. Жданова стали предметом анализа на ряде научных конференций в СКНЦ ВШ и в ИППК ЮФУ. Например, рассматривая его работы по Северному Кавказу с позиций приложения инструментария философской инноватики к локальному узлу юга России, А.М. Старостин выявил геополитические аспекты [3]. Мы же намерены охарактеризовать некоторые другие политические аспекты философских идей Ю.А. Жданова.
В обширном его научном наследии серьезную разработку получили философские проблемы политики. В частности, уже в своих первых научных исследованиях он глубоко и масштабно раскрывает политическую сущность фашизма, неразрывную связь идеологии и политики, социально-экономические предпосылки политической деятельности [4]. Фи-
лософия политики как науки о наиболее общих основаниях, границах и возможностях политики, о соотношении в ней объективного и субъективного, закономерного и случайного, сущего и должного, рационального и вне-рационального получила в работах Ю.А. Жданова разностороннюю разработку [5]. Осмысливая философские основания политики, Ю.А. Жданов видит задачу научного познания политической реальности в том, чтобы выявить суть этого пестрого мира, а затем воспроизвести на данной основе в мысли всю эту пестроту, со всеми ее случайностями, иллюзиями, превращенными формами. При изучении самых разных социальных, экономических и культурологических проблем он неизменно выявлял их политическую сущность и направленность, указывал на внутреннюю связь происходящих явлений, событий, процессов с социально-политическими интересами тех или иных классов и социальных групп.
Такой подход Ю.А. Жданов продемонстрировал при анализе политической философии нацизма. Он отметил принципиальный характер отказа его идеологов от категории сущности как основы постижения многообразия происходящих явлений. Этот процесс с особенной силой охватил сферу политического сознания: аналитический подход подменяется изречением никак не определенных лексем, теоретизирующим лепетом, терминологическим блудом и пропагандистским кликушеством. Ю.А. Жданов уточняет определение сущности фашизма - «это порождение антагонистических отношений капиталистического общества», «реакционная попытка повернуть вектор истории вспять, увековечить грабительскую фазу истории, истребить общечеловеческие ценности гуманизма и культуры»,
«специфическая форма классового господства крупного капитала» [6, с. 29]. Философско-политический анализ он дополняет известным тезисом о том, что «фашизм как специфическое социальное явление сформировался в результате подчинения разрозненных реакционных движений интересам крупного финансового и промышленного капитала». Он считает, что «следует иметь в виду их глубинную общую основу: частную собственность, отношения господства-подчинения, мещанские нравы, национализм, утверждение в обществе антагонистических традиций» [6, с. 31 - 33].
Принципиально важным источником происхождения фашизма, по мнению Жданова, является искоренение из массового сознания рационального понимания происходящего. Нацистская пропаганда ориентировалась не на разум, а на чувство, не на объективные истины, а на инстинкт, на темные инстинкты необразованных и малокультурных людей [6, с. 34]. Ю.А. Жданов предупреждает: «и сейчас угроза фашизма может встать во весь рост, когда политическая демагогия смыкается с практическими потребностями быстро обогащающихся кругов хищнической финансовой необуржуазии и мирового капитала» [6, с. 43]. Почву для фашизма взрыхляет не только тот, кто кокетничает с антикоммунизмом, но и тот, кто, искореняя из общественного сознания идейное наследие передовой мысли, пропагандирует шовинизм и фыркает по поводу интернационализма, создает атмосферу социальной нестабильности и незащищенности людей, снижает уровень образованности в народе и затрудняет научное творчество; ориентируется на темные инстинкты толпы и демократию глупости (Маркс), лишает людей перспективы труда и созидания, насаждает конкуренцию против сотрудничества и взаимной помощи людей, содружеству народов противопоставляет дремучий национал-сепаратизм [6, с. 43]. Эти оценки обретают особую актуальность в связи с происходящими в современной Украине националистическими процессами, с реинкарнацией доморощенного национал-социализма с бандеровскими корнями.
Ю.А. Жданов писал, что угроза фашизма сохраняется в условиях духовного кризиса мировой, прежде всего американской цивилизации. На Западе за внешним благополучием и рекламной видимостью прослеживаются черты критического развития американской
цивилизации, включающие как стремительный рост, так и признаки упадка. Он отмечал в рецензии на книгу В. Поликарпова, что заслугой автора является наглядность светотеней американского бытия: яркие вспышки и опасные провалы [7]. По мнению Жданова, на новом современном материале подтверждается выдвинутая им концепция «комплекса Эри-сихтона» [8] - печальной участи социума, основанного на антагонистической и паразитической парадигме. В этой концепции Ю.А. Жданов достаточно прямо выразил свое кредо:
«Всеохватывающая система финансового капитала высасывает из человечества не цифры на дисплеях, не зеленые бумажки или золотые кругляшки, а горячую человеческую кровь, которая омывает клеточки мышц и мозга работающего организма. Именно она составляет субстанцию стоимости, оседающую в швейцарских, парижских, лондонских банках, в Международном валютном фонде и питающую паразитический класс, народы-рантье. Вот теперь роковой комплекс Эрисихтона завершен. Этот комплекс должен быть преодолен. Здесь не помогут песнопения о постиндустриальном или информационном обществе... Разумный совместный труд, научное познание мира, стремление к прекрасному призваны стать основой для торжества иных заложенных в человеке начал: прометеева духа, сотрудничества, взаимной поддержки, радости свободного общения, тождества личного и общего интереса. Лишь на этом пути, в темных глубинах мироздания мерцает творческая космическая эволюция человека» [9, с. 4].
Но в современной России эта перспектива не стала национальной идеей. В различных интервью Ю.А. Жданов прямо возмущался тем, что в СМИ доминирует искаженное, выборочное представление о действительности. Убогое мироощущение вещизма связано с торжеством буржуазной мещанской идеологии. «"Вот я, что имею!.." А кто ты есть? Чего ты стоишь на самом деле? Вот ведь главный вопрос. Нашу молодежь пытаются купить на правах человека и на свободе. Тот же Гегель считает, что "без обязанностей - нет прав, без прав - нет обязанностей". А сейчас нет никаких обязанностей. Главное - свобода, самовыражение, самореализация! Это все наносное. Фашизм для реставрации самых реакционных взглядов стремится разбудить в массах их самые примитивные инстинкты. Среди
них: жадность, корысть, положительное отношение к насилию и господству».
Только гуманный социализм, по мнению Ю.А. Жданова, является подлинной альтернативой примитивному вещизму. Причины краха общества, ставшего на путь социализма в глубинном философском плане, размышляет он, связаны с проблемой преодоления всех форм отчуждения. В одночасье отчужденные формы не преодолеваются, отсюда - возможность их реставрации. Социальные, классовые и геополитические различия не только никуда не исчезли, но оказывают существенное влияние на ход мировой истории.
Ю.А. Жданов утверждал, что идеология разрушителей строилась на примитивнейших «экономических» идеях: от культа личности -к культу наличности, от первобытного коммунизма - к первобытному капитализму [10].
Разумеется, самые большие симпатии у Жданова всегда вызывали те политики и организации, которые защищали классические марксистские позиции по основополагающим проблемам современности. Ряд своих статей он опубликовал в журнале Союза коммунистов Украины «Марксизм и современность» [11], в котором являлся членом редакционно-издательского совета вместе с лидером РКРП В. Тюлькиным и другими ортодоксальными представителями коммунистического движения. От себя добавим, что, конечно, на его работах лежит печать времени, это не только взгляд в прошлое, но, в известной мере, взгляд из прошлого, в чем и заключается их оригинальное и непреходящее значение. В конце концов, Жданов как неординарная личность имел право на свое собственное мнение по любому вопросу.
Будучи выдающимся ученым, занимая высокое положение как ректор РГУ и руководитель Северо-Кавказского научного центра высшей школы, он являлся одновременно и неформальным лидером научной общественности. Этот феномен объяснялся двумя обстоятельствами. Во-первых, уникальной харизмой его личности. Во-вторых, тем, что СКНЦ ВШ имел двойственную структуру. С одной стороны, он объединял университеты и институты Северного Кавказа, координировал научную жизнь регионов, а с другой - этот центр науки можно рассматривать как элемент структуры гражданского общества, так как в нем и вокруг него формировалось информационное поле, формулировались позиции, точки
зрения, взгляды, инновационные направления научной мысли. Ю.А. Жданов был председателем Северо-Кавказской академической ассоциации, объединявшей отраслевые академии наук, главным редактором журналов «Известия вузов. Северо-Кавказский регион» и «Научная мысль Кавказа». По его инициативе были организованы съезды кавказоведов [12, 13]. При его непосредственном участии создана «Энциклопедия культур народов Юга России» [14]. Пресловутая частная собственность у него практически отсутствовала, зато были независимость и мощный интеллект, и та невесомая субстанция, которая именуется Совестью.
Ю.А. Жданов всегда тесно взаимодействовал со всеми властями во имя Науки, решения насущных проблем в сфере высшего образования. В этом отношении он был жестким прагматиком, придавал большое значение роли научной общественности как составной части гражданского общества. Еще в 1972 г. Жданов писал: «Только объединенные усилия всей научной общественности, творческой интеллигенции нашего края помогут... создать, испытать, проверить на деле, сформировать первый в стране вузовский научный центр» [15]. Он ставил задачи устойчивого развития экономики, культуры, науки и других сфер жизнедеятельности, которые надо было решать на основе консолидации интеллектуальных сил региона, на принципах бескорыстного сотрудничества и товарищеской взаимной помощи.
Жданов придавал большое значение роли научной общественности как части гражданского общества. Совершенно очевидно, что в его выступлениях и книгах речь идет о культуре в самом широком деятельностном смысле слова. На наш взгляд, он имел в виду развитие гражданской политической культуры как основы в том числе советского гражданского общества. Одна из важных характеристик динамики общества гражданская инициатива, проявляющаяся в осознанной и активной деятельности во благо общества. В сочетании с гражданским долгом, гражданской совестью, она служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общества. В 1972 г. Ю.А. Жданов писал, что только объединенные усилия всей научной общественности, творческой интеллигенции нашего края помогут создать, испытать, проверить на деле, сформировать первый в стране вузовский научный центр. Он
ставил задачи устойчивого развития экономики, культуры, науки и других сфер жизнедеятельности «на основе консолидации интеллектуальных сил региона, на принципах сотрудничества и взаимной помощи» [16]. «Новое поколение ученых должно преемственно воспринять от старшего поколения гуманистические традиции и идейный фундамент науки». Сообщество ученых - имманентный элемент гражданского общества, нравственной субстанции, который включает и семейные отношения, общество и даже государство [17].
Говоря о гражданском обществе, по мнению Ю.А. Жданова, следует принимать во внимание не только характеристику формально-юридического или собственнического статуса граждан, благосостояние, семейное положение, но и характер духовных и деятельных связей разных личностей в одном государстве и в определенное историческое время. Почти все члены российского общества на всех этапах истории объективно соединены гражданственными связями морально-духовной солидарности, причем часто не по идеологии или социальному статусу, а по совместному и сознательному отношению к жизни, к себе и обществу, по ответственности за продолжение российской цивилизации. Это сообщество духовно свободных, деятельных и ответственных личностей и есть реальное гражданское общество в России. Речь идет о гражданственной самодеятельности, самовыражении, о труде, долге, службе, заботе о ближних, творчестве и других повседневных проявлениях функционирования личностей в социуме, а не только об экономическом благосостоянии. Это все есть выражение имманентного морально-
нравственного категорического императива гражданина. Гражданское общество - понятие не только юридическое, но и духовное. Поэтому обоснованно ждановское понимание гражданского общества как совокупности социальных субъектов, обладающих внутренней свободой, ответственностью и гражданским духом.
Однако в гражданском обществе, полагал Ю.А. Жданов, заложены и «противоречия, которые могут привести к расколу, распаду, утрате нравственного единства» [17]. Развивая эту мысль об имманентных противоречиях гражданского общества, отметим, что в этих рамках может развиваться его антипод - антигражданское общество. На наш взгляд, под ним следует понимать в узком смысле слова совокупность экстремистских и террористических организа-
ций, которые представляют прямую и непосредственную угрозу правовому государству и гражданскому обществу. Но нельзя думать, что в России она пронизывает весь общественный организм, всю систему отношений сверху донизу; более того, на местном уровне это якобы единственная система «управления», в которую спорадически, «точечно» может вмешиваться федеральная власть. Бесспорно, что антигражданское общество является одним из главных объективных и субъективных препятствий на пути развития гражданского общества в России. Ошибочно считать, что властные структуры в центре и на местах только имитируют сотрудничество с гражданским обществом и борьбу с антигражданским сообществом. Есть много примеров, когда власть создавала условия для формирования Общественных палат, Консультативных советов и т.д. Для изживания такого явления, как «негражданское сообщество», необходима совместная с государством выработка высокой политической и правовой культуры в обществе, установление самых жестких правовых санкций за любые террористические действия и пособничество экстремизму и антигражданскому поведению. Только при консолидированных действиях власти и гражданского общества может быть достигнут успех в этой борьбе. В то же время Ю.А.Жданов избирательно относился к общественным силам, отдавая абсолютный приоритет коммунистическому мировоззрению. Политическая философия мыслителя, бесспорно, обнаруживает парадоксальное единство классовой и общечеловеческой моральной перспективы. Как сформулировали С.П. Поцелуев, В.П. Макаренко и другие, «с одной стороны, в основе классического марксизма лежит неприятие - с точки зрения общечеловеческой морали - капиталистической общественной и экономической системы как "отчуждения человека". С другой стороны, классический марксизм и большевизм отвергали "вечные моральные истины" как идеологическую ложь» [18]. Но в этой связи нельзя не отметить, что другие идеологии страдают отказом от принципов социальной справедливости и равенства, коллективной ответственности за общую судьбу, которые для Ю.А. Жданова были святыми.
Таким образом, он внес реальный вклад в развитие философии политики как в целом, так и применительно к отдельным политическим проблемам, призывал извлекать из политической философии прошлого уроки и предупреждал о
нежелательных вариантах политического развития общества. Идеи донского Просветителя о сущности фашизма, пороках развития капиталистической системы, противоречиях гражданского общества и потенциальных возможностях социализма вызывают научный интерес и востребованы в современных условиях.
Литература и примечания
1. Кислицын С.А., Степаненко Н.А. Юрий Жданов: ученый, политик, гражданин: материалы к биографии. Ростов н/Д, 2012.
2. Кислицын С.А. Юрий Жданов: рядом со Сталиным, Шолоховым, Ильенковым. М., 2013. (4-я гл. в соавторстве с Н.А. Степаненко).
3. Старостин А.М. Философские инновации в когнитивном и праксеологическом контексте. М., 2012. С. 66 - 93.
4. Жданов Ю.А. Империалистическая сущность немецкого фашизма; Социальная природа фашизма; Государство-континент // Избранное: в 3 т. Ростов н/Д, 2009. Т. 2.
5. Панарин А.С. Философия политики // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2001. Т. 4. С. 226 - 227.
6. Жданов ЮА. Социальная природа фашизма.
7. Жданов ЮА. Предисловие // Поликарпов В.С. Закат Америки (философские размышления). СПб.; Ростов н/Д; Таганрог, 1999.
8. Эрисихтон в греческой мифологии - сын фессалийского царя Триопа вырубает священную рощу Деметры. За это богиня наказывает Э. чувством неутолимого голода. В мифе также фигурирует дочь Э., которую тот, пользуясь ее способно-
Поступила в редакцию
стью принимать разные обличья, многократно продает, а вырученные деньги проедает. Так продолжается до тех пор, пока Э. не начинает поедать собственное тело // Мифологический словарь / гл. ред. Е.М. Мелетинский. М., 1991. С. 638.
9. Жданов Ю.А. Роковой комплекс Эрисихтона // Научная мысль Кавказа. 1997. № 2.
10. Чайкин Н. Юрий Жданов: «....И мы уже воспринимаем не живших когда-то людей, а мифы о них» // ЮгРегион. URL: http://izdat2000.narod.ru/ur6_05.htm (дата обращения: 12.03.2014).
11. Жданов Ю.А. Политическая прозорливость // Марксизм и современность. 2004. № 1 - 2.
12. Патракова В.Ф., Черноус В.В. Ю.А. Жданов и развитие исторической науки в Ростовском госуниверситете // Научная мысль Кавказа. 2010. № 1. С. 10 - 17.
13. В кругу Ю.А. Жданова: учителя, сподвижники, ученики / отв. ред. Ю.Г. Волков. М.; Ростов н/Д, 2013. 389 с.
14. Энциклопедия культур народов Юга России: в 9 т. Т. 1: Народы Юга России. Ростов н/Д, 2005.
15. Жданов Ю.А. Центр северокавказской науки // Избранное: в 3 т. 2009. Т. 3. С. 379.
16. Жданов Ю.А. Интеграция интеллектуального потенциала Юга России // Там же. Т. 2. С. 363.
17. Жданов Ю.А. Противоречия гражданского общества и глобальный кризис сознания // Современное общество на Юге России: основные тенденции развития. Ростов н/Д, 2001. С. 17 - 18.
18. Поцелуев С.П., Макаренко В.П., Беспалова Г.В., Константинов М.С., Николаев Н.В. Моральные фреймы современных политических идеологий: опыт интегративно-когнитивного анализа // Политическая концептология. 2012. № 3; 2013. № 4.
26 марта 2014 г.