Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБНОВЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ВЫЯВЛЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ'

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБНОВЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ВЫЯВЛЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
65
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / СИСТЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ / КОНЦЕПЦИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Войтко С.А., Николаева В.В.

Создание условий, обеспечивающих выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Особый подход к обучению способных и талантливых детей и молодежи - это перспектива развития науки, культуры и экономики нашей страны в будущем. В статье определены приоритетные направления, которые напрямую связаны с формированием такого механизма управления качеством образования, как «Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Войтко С.А., Николаева В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБНОВЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ВЫЯВЛЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 371

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБНОВЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ВЫЯВЛЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

С.А. Войтко, В.В. Николаева

Создание условий, обеспечивающих выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Особый подход к обучению способных и талантливых детей и молодежи - это перспектива развития науки, культуры и экономики нашей страны в будущем.

В статье определены приоритетные направления, которые напрямую связаны с формированием такого механизма управления качеством образования, как «Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи».

Ключевые слова: Управление качеством образования, одаренные дети, система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, Концепция выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Челябинской области.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» закреплены государственные механизмы выявления, поддержки и сопровождения лиц, проявивших выдающиеся способности [2, ст. 77]. Кроме того, разработанные Правительством Российской Федерации Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации [1], Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [6], определяют основные задачи деятельности органов исполнительной и законодательной власти, системы образования, институтов гражданского общества по данному ключевому направлению.

В развитии системы образования Челябинской области данное направление также

является одним из приоритетных, напрямую связанным с формированием механизма управления качеством образования - «Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи». Методологическое обоснование деятельности в данном направлении закреплено в «Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Челябинской области» (далее - Концепция) [3]. Актуальность разработки новой редакции Концепции была продиктована в первую очередь необходимостью учесть в содержании документа современные треки (траектории) развития системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, сформулированные в правовых и методологических документах федерального уровня, кроме того, отразить ключевые изменения в системе образования Челябинской области, произошедшие в последнее время, и исходя из этого сформировать Дорожную карту внедрения Концепции.

Формулируя основные положения Концепции, авторы-составители отталкивались от того, что поддержка талантливых детей предусматривает необходимость создания как специальной системы поддержки талантливых школьников, так и общей среды для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений таких детей. Это вполне согласуется с треками развития системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи: «развитие способностей обучающихся в соответствии с их потребностями»; «организация работы с талантливыми детьми и молодежью».

Деятельность по данному направлению на уровне региона нацелена на

выявление проявляющих выдающиеся способности детей и молодежи, сопровожде-

ние и мониторинг их дальнейшего развития;

координацию, организацию и проведение олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов и спортивных мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений;

обеспечение индивидуальной работы с детьми и молодежью, проявившими выдающиеся способности, по формированию и развитию их познавательных интересов, построению индивидуальных образовательных маршрутов;

развитие государственно-частного партнерства для поддержки и развития способных и талантливых детей в регионе.

В «Общих положениях» обновленной Концепции особенное внимание уделено анализу текущего состояния системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Челябинской области и актуальным трендам ее модернизации. Кроме того, в указанном разделе содержится актуализированный перечень нормативно-правовых и методических документов федерального и регионального уровня, обеспечивающих реализацию Концепции и определяющих ее роль в качестве ценностной, методологической и нормативной основы формирования региональной системы выявления и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Отдельное внимание уделено разработке региональных, муниципальных и институциональных нормативных правовых актов, регламентирующих содержание деятельности по направлению, сформирован понятийный аппарат Концепции. Также в новой редакции уточнены цель, задачи, основные направления, механизмы и ожидаемые результаты, актуализирован комплекс мер по ее реализации; содержательно скорректирован мониторинг реализации Концепции. В приложениях представлены индикативные показатели регионального проекта «Успех каждого

ребенка» [5], обеспечивающие показатели и Дорожная карта реализации Концепции. Данные элементы Концепции можно определить, как механизмы оценки достижения результатов Концепции и как индикаторы для дальнейших корректировок.

Целью обновленной Концепции является создание региональной системы выявления, в т.ч. раннего, поддержки и развития способных и талантливых детей и молодежи, в том числе обучающихся с ОВЗ, в соответствии с их потребностями, посредством включения их в различные виды деятельности на основе межпредметной и узкой предметной специализации с использованием ресурсов педагогического сообщества и инфраструктуры образовательных организаций Челябинской области, а также межведомственного, межуровневого взаимодействия и возможностей государственно-частного партнерства.

Уточненные задачи Концепции отражают основные направления ее обновления. Так, одна из задач определяет создание условий для осуществления межмуниципального, межведомственного и межуровнего взаимодействия по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи независимо от места жительства и социального положения. Другая задача определяет важный тренд по развитию условий для реализации способностей и талантов у детей и молодежи в соответствии с их потребностями в классах с углубленным изучением отдельных предметов, профильных классах. Впервые задачи Концепции затронули такие актуальные вопросы, как:

определение нормативных, информационных и содержательных подходов к формированию единой базы данных способных и талантливых детей и молодежи с использованием информационной системы ГИС «Образование Челябинской области» (раздел «Одаренные дети») [4];

создание условий для осуществления государственно-частного партнерства для поддержки способных и талантливых детей и молодежи;

создание и развитие условий по содействию поступлению способных и талантливых детей и молодежи в профессиональные образовательные организации с учетом потребностей социально-экономического развития региона;

поддержка и стимулирование образовательных организаций и педагогов, работающих со способными и талантливыми детьми и молодежью, в том числе и с ОВЗ.

В соответствии с поставленными задачами среди механизмов реализации обновленной Концепции впервые обозначено проведение мониторинга участия и результатов участия в мероприятиях, включая и иные формы развития образовательных достижений школьников с целью анализа результативности участия обучающихся в мероприятиях, выявления проблем и оперативного принятия управленческих решений по их преодолению.

Актуализированные ожидаемые результаты реализации Концепции в части развития информационной среды научно-

методического сопровождения системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Челябинской области дополнены следующими позициями:

организация и проведение для детей и молодежи, в том числе обучающихся с ОВЗ, проектных сессий, учебно-тренировочных сборов, образовательных интенсивов, семинаров, ориентированных на решение прикладных и практических задач в очной форме и с использованием дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих выявление, поддержку и развитие их способностей и талантов;

создание единой базы данных способных и талантливых детей и молодежи Челябинской области на основе данных ГИС «Образование в Челябинской области» (раздел «Одаренные дети») [4].

В обновленной Концепции раздел «Мониторинг реализации Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Челябинской области на период до 2024 года» впервые содержит задачи проведения мониторинга, такие как

обеспечение единого подхода к оценке выполнения показателей Концепции, формирование объективной информационной основы для определения уровня эффективности деятельности по реализации Концепции, получение статистических данных по единой системе показателей результатов работы, анализ на основе этих данных эффективности работы по реализации Концепции, выявление проблем и подготовка адресных рекомендаций по результатам на региональном, муниципальном и институциональном уровнях, а также разработка мер и мероприятий по устранению выявленных проблем.

Важно, что в актуализированной Концепции в соответствии с новыми трендами по вопросу организации работы со способными и талантливыми детьми уточнены обеспечивающие показатели реализации Концепции:

1.Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием на основе учета их потребностей.

2.Доля детей и молодежи, охваченных мероприятиями по выявлению способностей и талантов у детей и молодежи.

3.Доля детей и молодежи, охваченных мероприятиями по поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи.

4.Доля детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья, охваченных мероприятиями по поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи, в том числе с использованием дистанционных технологий.

5.Доля детей и молодежи, охваченных мероприятиями Всероссийской олимпиады школьников.

6.Доля детей и молодежи, охваченных мероприятиями иных форм развития образовательных достижений школьников (за исключением Всероссийской олимпиады школьников).

7.Число детей, обучающихся по индивидуальным учебным планам.

8.Доля детей, охваченных мероприятиями по развитию способностей у обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, в профильных классах.

Впервые в текст обновленной Концепции в

качестве приложения включена Дорожная карта ее внедрения в Челябинской области до 2024 года, которая включает в себя следующие направления:

1. Совершенствование нормативно-правового регулирования системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

2. Научно-методическое сопровождение деятельности по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи.

3. Повышение доступности качественных услуг дополнительного образования в сфере работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.

4. Развитие инфраструктуры дополнительного образования детей, направленной на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи.

5. Управление реализацией Комплекса мер, направленного на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи в Челябинской области.

6. Развитие системы объективности процедур и результатов проведения олимпиад школьников в Челябинской области.

Таким образом, в новой редакции Концепции авторы-составители смогли учесть современные тенденции развития федеральной и региональной политики в системе оценки качества образования, отразить их в содержании Концепции, тем самым определить ее как стратегический методологический документ в формировании системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Челябинской области.

Список литературы

1. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827) . -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_131119/ (дата обращения: 10.11.2022)

2. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012

N 273-Ф3 (ред. от 21.11.2022) - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_140174/ (дата обращения: 10.11.2022).

3. Об утверждении в новой редакции Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Челябинской области : приказ Министерства образования и науки Челябинской области -URL: https://minobr74.ru/uploads/100/6/secti on/484/prikaz_1404.pdf (дата обращения: 10.11.2022).

4. Об утверждении перечня мероприятий для внесения в модуль «Одаренные дети» в ГИС «Образование в Челябинской области» : приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 01 февраля 2021 г. № 01/259 - URL: https://minobr74.ru/documents/ doc/11700 (дата обращения: 10.11.2022).

5. Региональный проект «Успех каждого ребенка» // Министерство образования и наук Челябинской области : сайт. - URL: https://min obr74.ru/programs/edunatproject/40 (дата обращения: 10.11.2022).

6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительсва Российской Федерацииот от 29 мая 2015 г. № 996-р URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tg UK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 10.11.2022).

References

1. Kontseptsiya obshchenatsional'noy sistemy vyyavleniya i razvitiya molodykh talantov (utv. Prezidentom RF 03.04.2012 N Pr-827) . -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_131119/ (data obrashcheniya: 10.11.2022)

2. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 21.11.2022) - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 10.11.2022).

3. Ob utverzhdenii v novoy redaktsii Kontseptsii vyyavleniya, podderzhki i razvitiya sposobnostey i talantov u detey i molodezhi Chelyabinskoy oblasti : prikaz Ministerstva

obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti -URL: https://minobr74.ru/uploads/100/6/secti on/484/prikaz_1404.pdf (data obrashcheniya: 10.11.2022).

4. Ob utverzhdenii perechnya meropriyatiy dlya vneseniya v modul' «Odarennye deti» v GIS «Obrazovanie v Chelyabinskoy oblasti» : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 01 fevralya 2021 g. № 01/259 - URL: https://minobr74.ru/documents/doc/11700 (data obrashcheniya: 10.11.2022).

5. Regional'nyy proekt «Uspekh kazhdogo rebenka» // Ministerstvo obrazovaniya i nauk Chelyabinskoy oblasti : sayt. - URL: https://minobr74.ru/programs/edunatproject/40 (data obrashcheniya: 10.11.2022).

6. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda : rasporyazhenie Pravitel'sva Rossiyskoy Federatsiiot ot 29 maya 2015 g. № 996-r URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tg UK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (data obrashcheniya: 10.11.2022).

Сведения об авторе

Войтко Сергей Александрович - директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 39» г. Озерска», г. Озерск

Николаева Владислава Валериевна -начальник отдела сопровождения мероприятий с одаренными детьми Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт развития образования», г. Челябинск

Information about authors Voitko Sergey Alexandrovich - Director of the municipal budgetary educational institution "Lyceum No. 39" Ozersk", Ozersk

Nikolaeva Vladislava Valerievna - Head of the Support Department for events with gifted children of Chelyabinsk Institute of Education Development, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.