Научная статья на тему 'Актуальные аспекты логистического обеспечения оборонно-промышленного комплекса'

Актуальные аспекты логистического обеспечения оборонно-промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
404
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОТОК / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ / АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА / LOGISTICS / MATERIAL FLOW / INFORMATION FLOW / LOGISTICS CHAIN / AVIATION EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Часовников Д.С.

В статье обосновывается актуальность оптимизации материального обеспечения ОПК исходя из логистических принципов и методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Часовников Д.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article substantiates the urgency of optimizing the material security of the DIC based on logistic principles and methods

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты логистического обеспечения оборонно-промышленного комплекса»

Часовников Д.С.

Научный руководитель: к.э.н., доцент И.В. Казьмина АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

ВУНЦВВС ВВА им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина

Ключевые слова: логистика, материальный поток, информационный поток, логистическая цепь, авиационная техника.

Аннотация: в статье обосновывается актуальность оптимизации материального обеспечения ОПК исходя из логистических принципов и методов.

Key words: logistics, material flow, information flow, logistics chain, aviation equipment.

Abstract: The article substantiates the urgency of optimizing the material security of the DIC based on logistic principles and methods.

Национальный оборонно-промышленный комплекс представляет собой: одной стороны, совокупность предприятий и организаций в той или иной степени связанных с поставками вооружений и других материальных средств Вооружённым Силам, а также с экспортом военно-технических изделии; с другой стороны, систему связей и отношений определенным образом организованной группы оборонных и оборонноориентированных фирм с государством в лице Министерства обороны и других силовых ведомств, между собой, с предприятиями, выпускающими гражданскую продукцию, наконец, с иностранными продавцами средств оборонного производства и покупателями Оборонной Продукции.

Будучи органической составной частью народного хозяйства, оборонно-промышленный комплекс, функционирует в условиях действия тех же экономических законов, которые определяют тенденции развития национальной и всей мировой экономики. Одной из таких тенденций выступает постоянный рост стоимости вновь создаваемых товаров и услуг. Причем в условиях оборонного производства данная тенденция проявляется «лавинообразно», обусловливая возрастание стоимости новых военных систем

Данное обстоятельство не только осложняет задачи обеспечения, эффективности производства оборонной продукции, но и ставит перед военно-политическим руководством страны проблему разработки новой стратегии развития ОПК.

В отличие от старой стратегии, цель которой состояла в достижении требуемой боевой и мобилизационной готовности всей военной организаций страны при минимальных затратах, цель новой стратегии должна состоять в обеспечении надежной обороноспособности страны при оптимальных затратах ресурсов.

Реализация цели новой стратегии развития ОПК возможна лишь на принципах логистического подхода.

Анализ отраслей оборонно-промышленного комплекса с позиций логистического подхода актуален, во-первых, потому, что современный российский ОПК пока еще несет в себе черты прежнего оборонно-промышленного комплекса Советского Союза, который охватывал всю экономику, страны. Механический перевод тысяч оборонных и оборонноориентированных предприятий на производство низкотехнологической гражданской продукции чаще всего приводил (и приводит до сих пор) к безвозвратной утрате уникальных технологий, а также к потере высококвалифицированных кадров персонала, подготовка которых обошлась стране в миллиарды рублей. Чтобы сохранить накопленный российским ОПК научно-технический потенциал и, тем более, использовать его для подъема социально-ориентированной рыночной экономики, следует, программу, выверенной конверсии предприятий, «работающих» на оборону, дополнить, внедрением логистики в их хозяйственную практику.

Во-вторых, проблема широкого использования логистики и логистов в производственно-коммерческой деятельности оборонных и оборонно-ориентированных фирм актуальна еще и потому, что квалифицированные специалисты по логистике нужны любой торговой или производственной фирме. Практически в каждой крупной западной компании есть менеджер, в чьи задачи входит управление материальными потоками и ресурсами. Нередко, он занимает одну из верхних позиций в корпоративной табели о рангах — например пост вице-президента по логистике.

В российских же компаниях за логистику чаще всего отвечает менеджера среднего звена. Он занимается, возможно, не столь глобальными, но все-таки не менее важными для компании вопросами, организует транспортировку и складирование, грузов, руководит закупками, продажами, контролирует упаковку. Что же касается большинства оборонных фирм, то в них квалифицированных логистов практически нет.

Наконец, в третьих, проблема разработки и внедрения современных логистических концепций и систем в хозяйственную практику предприятий и организаций ОПК актуальна еще и потому,

что по степени развития логистики Россия серьезно отстает от ведущих стран Запада.

Об актуальности логистики в ОПК свидетельствует и происхождение термина логистика. Термин «логистика» появился первоначально в интендантской службе армии и происходит от греческого Хоуо^ (логос).

Впервые употребляется в трактатах по военному искусству византийского императора Льва VI. В Византийской империи при дворе императора были «логистики», в обязанности которых входили управление и распределение полученных натуральных налогов. Есть сведения, что Наполеон применял в своей армии логистические принципы.

В русский язык термин логистика ввел в начале XIX века барон Генрих Жомини. В России в середине прошлого века, согласно Военному энциклопедическому лексикону, изданному в Санкт-Петербурге в 1850 году, под логистикой понималось искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения.

Наибольшее развитие современная военная логистика получила в годы второй мировой войны в сфере материально-технического обеспечения армии США. Американский военный контингент, который вел боевые действия на Европейском континенте, благодаря использованию логистики своевременно и в полном объеме обеспечивался тыловыми подразделениями с другого материка. Согласованное взаимодействие фронтовых и тыловых снабженческих баз, военной промышленности и транспорта позволило эффективно снабжать армию оружием и продовольствием.

Четко отлаженная работа военной промышленности, транспорта (авиационные, морские и сухопутные перевозки) и тыловых служб дала после окончания войны толчок к применению военного логистического опыта в мирной экономике.

В настоящее время наряду с гражданской сферой логистика продолжает использоваться и на военном поприще.

Под логистикой в военной сфере понимают совокупность материально-технических ресурсов, необходимых для доставки боеприпасов и людей к месту боя, а также комплекс мероприятий по подготовке и осуществлению этого процесса.

В русском языке как синоним военной логистики используется термин «тыловое обеспечение», которое включает организацию и осуществление комплекса мероприятий тыла, направленных на поддержание в боеспособном состоянии вооруженных сил,

обеспечение их всеми видами материально-техническими ресурсов, необходимых для выполнения поставленных перед ними задач.

Именно военной логистике принадлежит ведущая роль в становлении и развитии современной экономической концепции логистики.

В наше время понятие «военной логистики» в некоторых странах по- прежнему сохраняется, но в русском языке термин «логистика» сейчас ассоциируется, прежде всего, с бизнесом.

В терминологическом словаре по логистике, изданном в России в 1995 г. дается такое определение логистики:

"Логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации". Ключевые подсистемы логистики представлены на рисунке 1.

ПРЕДПРИЯТИЕ

СНАБЖЕНИЕ

ЛОГИСТИКА СНАБЖЕНИЯ «Логистика на аходе»)

производство

Материальные потоки

управление поддержка

закупками производства

Информационные и финансовые т

логистика

производства

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

дистрибьюция

(физическое распределение)

ЛОГИСТИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

(^■Логистика па выходе-)

Рисунок 1 - Ключевые подсистемы логистики

Логистика предполагает формирование и обеспечение функционирования материальных потоков на отдельных этапах движения материалов: закупка, производство и распределение.

Главная цель логистики - вовремя и в необходимом количестве доставить производственную продукцию в нужное место с минимальными издержками.

В процессе управления материальным потоком логистика решат такие задачи, как:

1. Прогнозирование объёмов перевозок;

2. Определение оптимальных объёмов и направлений материальных потоков;

3. Организация складирования;

4. Организация упаковки, транспортировки.

Логистизацию оборонно-промышленного комплекса следует осуществлять в двух главных направлениях:

1. Создавать необходимые условия для повышения степени управляемости, адаптивности и улучшения целеполагания логистической системы ОПК.

2. Одновременно ориентировать формы и методы логистизации системы ОПК на реально достижимую (к моменту создания микро- и макрологистических систем) модель управления рыночными структурами.

Таким образом, реформирование российского ОПК на принципах логистики не может ограничиться рационализацией только оборонного комплекса и его системы управления, а должно сопровождаться параллельными преобразованиями во взаимодействующих отраслях.

Список литературы

1. Бочков А.В., Белозеров В.К., Чвякин В.А., Сагалов В.М., Дымнова Т.И., Давыдов Д.Г., Белобрагин В.Я., Делия В.П., Лаптев Л.Г., Дзюба Г.Г., Евдокимов А.Е., Забузов А.Е., Мельков С.А., Павлов С.Н., Передня Д.Г., Перенджиев А.Н., Прудников Л.А., Секиринский С.С., Серебрянников В.В., Титов А.В. и др. Имидж армии - имидж России. - Москва, 2006. - 240 с.

2. Есаулов В.Н. Развитие оборонно-промышленного комплекса россии в условиях модернизации экономики // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2012. № 4 (20). С. 16-27.

3. Казьмина И.В., Смольянинова И.В., Щеголева Т.В. Развитие методологии корпоративного финансового планирования // В сборнике: В мире науки и инноваций сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. 2016. С. 65-67.

4. Корнилова Е.В. Стратегические предприятия оборонного комплекса РФ и развитие оборонной промышленности Нижегородской области // СтройМного, 2016. №3 (4). URL: http://stroymnogo.com/science/economy/strategicheskie-predpriyatiya-оЬого/Источник: http://stroymnogo.com/science/economy/strategicheskie-predpriyatiya-oboro/

5. Рагозина М.А., Аникина Ю.А. Инструменты стратегического планирования производственной программы предприятий оборонно-промышленного комплекса // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2015. № 4. С. 189-194.

6. Шанцев В.П. Состояние и перспективы социально-экономического развития нижегородской области // Вестник НГИЭИ. 2016. № 5 (60). С. 74-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.