УДК 681.332 Корельская П.В., Верещагин С.А.
Корельская П.В.
студентка 2 курса магистратуры направления «эксплуатационный инжиниринг транспортных и технологических производств» Северный арктический федеральный университет им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск, Россия)
Верещагин С.А.
студент 2 курса магистратуры направления «эксплуатационный инжиниринг транспортных и технологических производств» Северный арктический федеральный университет им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск, Россия)
АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА В КАЧЕСТВЕ ТОПЛИВА НА СУДАХ-ГАЗОВОЗАХ
Аннотация: в работе рассмотрены проблемы судового топлива и пути его решения. Рассматривается альтернативное топливо для судов-газовозов. Описываются достоинства и недостатки сжиженного природного газа.
Ключевые слова: природный газ, качество топлива, сжиженный природный газ, дизельное топливо, судовое топливо.
Морские транспортные услуги занимают центральное место в глобальных логистических системах в эпоху стремительного развития мировой экономики, начавшейся с начала нового тысячелетия. Около 90% всемирной торговли осуществляется через морские пути, при этом ежегодно по водным артериям мира перемещается около 8 миллиардов тонн товаров [1]. Растущее количество перевозимых грузов на кораблях привело к увеличению потребления
топлива в судоходстве за последние десятилетия, с прогнозами на продолжение этой динамики в будущем. Дизельное топливо и мазут традиционно являются основными источниками энергии для морских перевозок. Однако в последнее время у судового топлива выявились две ключевые сложности: первая из них — неуклонное поднятие цен на энергоносители, а вторая - выбросы судов [1]. Чтобы минимизировать данные проблемы, было найдено альтернативное топливо - природный газ.
На морских судах-газовозах для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) активно используется газовое моторное топливо. В процессе транспортировки СПГ происходит постепенное испарение газов, составляющее 0,2-0,3 % от общего объема груза в сутки. Чтобы сократить потери, возможно реконденсировать испарившийся газ и направить его обратно в грузовые резервуары или использовать в качестве топлива для основных двигателей [2].
Исследования демонстрируют, что использование газов, испаряющихся из резервуаров, в качестве энергоносителя для основных силовых установок, может компенсировать ежегодный урон от испарения, благодаря снижению расходов на традиционное топливо и в некоторых случаях на судах-газовозах (метановозах) может оказаться более экономичным, чем процесс сжижения, требующий значительных инвестиций в специальное оборудование. Тем не менее, использование исключительно испаряющегося газа в качестве топлива в основных двигателях непрактично из-за его нестабильного испарения, которое зависит от множества факторов, включая качество изоляции, форму, объем и конструкцию танков, а также от заполнения их грузом, характеристик движения и погодных условий. Поэтому для обеспечения стабильного поступления газа в двигатель необходимо либо выбрасывать избыток газа в атмосферу, либо пополнять его недостаток при помощи традиционного нефтяного топлива. В связи с этим, энергетические системы современных метановозов адаптированы для использования двух видов топлива. К таким системам, которые легко переоборудуются для работы как на природном газе, так и на жидком топливе, относятся газодизельные двигатели. Однако это не исключает возможность
использования на морских судах паротурбинных и газотурбинных установок в качестве основных двигателей [2].
Внедрение СПГ в качестве основного источника энергии на газовозах поддерживается рядом значимых факторов:
Прежде всего, СПГ выделяется своей экологической безопасностью. В процессе сгорания он производит меньше отходов, в отличие от обычных источников энергии, таких как дизель или мазут, что критически важно для газовозов, так как любое загрязнение может иметь катастрофические последствия для окружающей среды.
Кроме того, применение СПГ способствует уменьшению эксплуатационных расходов. Его цена ниже, чем у другого топлива, что делает его привлекательным с экономической точки зрения для газовозов. Использование СПГ также приводит к снижению затрат на обслуживание двигателей и систем корабля.
Наконец, использование СПГ способствует развитию инфраструктуры газоснабжения. Газовозы, работающие на СПГ, могут быть использованы для транспортировки газа от месторождений к потребителям, что расширяет возможности для развития газотранспортной сети.
В итоге применение СПГ на газовозах оправдано благодаря его экологическим, экономическим и инфраструктурным преимуществам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Мизгирев, Е. Л. Сжиженный природный газ как одна из альтернатив в качестве топлива для судовых энергетических установок / Е. Л. Мизгирев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 27 (422). — С. 1921. — URL: https://moluch.ru/archive/422/93828/ (дата обращения: 09.05.2024);
2. Гайнуллин, Ф. Г., Гриценко, А. И., Васильев, Ю. Н., & Золотаревский, Л. С. (1986). Природный газ как моторное топливо на транспорте
Korelskaya P. V., Vereshchagin S.A.
Korelskaya P.V.
Northern Arctic Federal University named after M.V. Lomonosov
(Arkhangelsk, Russia)
Vereshchagin S.A.
Northern Arctic Federal University named after M.V. Lomonosov
(Arkhangelsk, Russia)
RELEVANCE OF INTRODUCTION OF LIQUEFIED NATURAL GAS AS FUEL ON GAS CARRIERS SHIPS
Abstract: the paper considers the problems of ship fuel and ways of its solution. Alternative fuel for gas carriers is considered. Advantages and disadvantages of liquefied natural gas are described.
Keywords: natural gas, fuel quality, liquefied natural gas, diesel fuel, marine fuel.