Научная статья на тему 'Актуальность STEM-образования в России как приоритетного направления государственной политики'

Актуальность STEM-образования в России как приоритетного направления государственной политики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4851
618
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная Идея
Область наук
Ключевые слова
STEM-ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Репин А.О.

Во многих странах STEM-образование в приоритете. В России эта тенденция только начинает получать распространение при поддержке президента Российской Федерации и зарубежных компаний. Из-за многогранности и сложности явления требуется много времени для решения проблем, связанных с внедрением образовательных программ в образовательные учреждения, а также для создания условий необходимых для реализации проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Репин А.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELEVANCE OF STEM EDUCATION IN RUSSIA AS A PRIORITY DIRECTION OF STATE POLICY

STEM education is a priority in many countries. In Russia this trend is just starting to spread with the support of the President of the Russian Federation and foreign companies. Because of the diversity and complexity of this phenomenon it requires a lot of time to solve problems related to the implementation of educational programs in educational institutions and to create the conditions that are necessary for the implementation of the project.

Текст научной работы на тему «Актуальность STEM-образования в России как приоритетного направления государственной политики»

УДК 37.012.7

Репин А.О.

Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Россия, г. Димитровград

Repin А.О.

Dimitrovgrad Engineering and Technological Institute of the National Research Nuclear University MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute), Russia, Dimitrovgrad

E-mail: fenixal@yandex.ru

АКТУАЛЬНОСТЬ STEM-ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ КАК ПРИОРИТЕТНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

THE RELEVANCE OF STEM EDUCATION IN RUSSIA AS A PRIORITY DIRECTION OF STATE POLICY

Аннотация: Во многих странах STEM-образование в приоритете. В России эта тенденция только начинает получать распространение при поддержке президента Российской Федерации и зарубежных компаний. Из-за многогранности и сложности явления требуется много времени для решения проблем, связанных с внедрением образовательных программ в образовательные учреждения, а также для создания условий необходимых для реализации проекта.

Abstract: STEM education is a priority in many countries. In Russia this trend is just starting to spread with the support of the President of the Russian Federation and foreign companies. Because of the diversity and complexity of this phenomenon it requires a lot of time to solve problems related to the implementation of educational programs in educational institutions and to create the conditions that are necessary for the implementation of the project.

Ключевые слова: STEM-образование.

The key words: STEM education.

Цель статьи - обосновать значимость и актуальность STEM-образования как нового и приоритетного направления в образовании России, обозначить основные подходы к его разработке.

В ближайшем будущем в мире и, естественно, в России, будет резко не хватать: IT-специалистов, программистов, инженеров, специалистов высоко технологичных производств. Образование в области STEM является основой подготовки сотрудников в области высоких технологий. Поэтому многие страны, такие как Австралия, Китай, Великобритания, Израиль, Корея, Сингапур, США проводят государственные программы в области STEM-образования. В России также понимают эту проблему - открывают Центры технической поддержки образования (ЦТПО), в которых частично решатся задачи привлечения обучающихся к инженерному делу и роботостроению. Благодаря партнерству с бизнесом, например, с компанией Intel, при ВУЗах, ЦТПО и технопарках открываются STEM-центры, дающие возможность школьникам познакомиться с наукой, принять участие в научном исследовании. И, возможно, что кто-то из этих ребят выберет путь ученого или изобретателя или увлечется программированием. STEM-центры (Science, Technology, Engineering, Mathematics) - это сеть исследовательских лабораторий, поддерживающая научную, техническую и инженерную составляющую в дополнительном образовании школьников. Проект призван повысить интерес учащихся к инженерным и техническим специальностям и мотивировать старшеклассников к продолжению образования в научно-технической сфере. STEM-лаборатории делают современное оборудование и инновационные программы более доступными для детей, заинтересованных в исследовательской деятельности.

В 2014 году в своем послании Федеральному Собранию президент Российской Федерации В.В. Путин указал на то, что инженерное образование в РФ нужно вывести на мировой уровень [3]. В декабре 2015 года президент РФ подписал указ о создании Национального центра развития технологий и базовых элементов робототехники. В этом же документе глава государства внес робото-технические комплексы военного, специального и двойного назначения в число приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в России.

Впрочем, по словам Дмитрия Ливанова, сейчас в России есть "заказ" на роботов не только от военных. Как отметил министр на заседании Координационного совета Минобрнауки России по робототехнике, «сейчас активно идет обсуждение идей создания беспилотного автомобильного транспорта, которые будет производится в России. В работе над проектами, связанными с робототехникой, большую роль играют разработки и исследования, которые сейчас ведутся». Задача «максимально внедрять инженерное образование и усиливать технологическую подготовку выпускников» была поставлена руководством страны перед директорами и педагогами учебных заведений [5]. Для решения данной задачи предполагается внести изменения как в процесс обучения в вузах, так и в школах, где одним из способов повышения интереса обучающихся к техническим наукам может стать внедрение в школьную образовательную программу нового предмета - «Робототехника». Включить новый школьный курс планируется в уже существующую с 5 по 11 класс образовательную область «Технология». «Очень важно в рамках тех уроков, которые проходят по «Технологии», давать детям представления о современной техносфере, технологиях, которые есть, дать им возможность самим придумать, сконструировать и построить. И робототехника дает для этого возможности. Не все станут в будущем инженерами, конструкторами, но у каждого должен быть шанс попробовать», - отметил министр [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо особо отметить сложность и многогранность STEM-образования, в результате чего для решения вопросов, связанных с отсутствием STEM-грамотности, разрабатываются самые разнообразные программы по виду, направлению и уровню сложности. Можно выделить следующие основные подходы к их разработке:

1. Представители первого направления предлагают расширить учебный опыт в отдельных STEM-предметах, используя проблемно ориентированную учебную деятельность, в ходе которой аналитические концепции применяются к реальным мировым проблемам, с целью лучшего понимания сложных концепций обучающимися.

2. Представители второго подхода пытаются интегрировать знания STEM-предметов, чтобы создать более глубокое понимание их содержания, что в итоге приведет к расширению возможностей обучающихся в будущем выбрать техническое или научное направление карьеры.

3. Некоторые ученые считают, что в STEM-образовании должен преобладать многопрофильный подход, который использует интегративность в обучении STEM-дисциплин, как это делается в реальных производственных условиях. Тем самым обучающийся сможет применять свои знания для решения плохо структурированных технологических проблем, развивать технические способности и более интенсивно овладевать навыками высокоорганизованного мышления [1]. Само обучение предполагается строить на базе проблемно ориентированной учебной деятельности (на основе метода проектов и технического проектирования), которая объединяет научные принципы, технологию, проектирование и математику в одну школьную STEM-программу. Эта программа может преподаваться в качестве нового отдельного школьного предмета или использоваться для оказания помощи уже существующим STEM-предметам для достижения наиболее значимых результатов.

4. Следующий подход предполагает внедрение инноваций в методику обучения каждому из отдельных STEM-предметов и как интегративный подход к обучению, где основные понятия науки, технологии, инженерии и математики перенесены в одну учебную программу, названую STEM.

Такой широкий спектр подходов обусловлен сложностью исследуемого явления. При всем многообразии существующих подходов практически все исследователи сходятся во мнении, что STEM-образование - это современный образовательный феномен, означающий повышение качества понимания обучающимися дисциплин, относящихся к науке, технологии, инженерии и математике, цель которой - подготовка обучающихся к более эффективному применению полученных знаний для решения профессиональных задач и проблем (в том числе через улучшение навыков высокоорганизованного мышления) и развитие компетенции в STEM (результат чего можно назвать STEM-грамотностью).

В целом значение реформы образования в STEM-направлении можно выразить через три ключевых фактора: первый - связанный с глобальными экономическими проблемами, с которыми встречается каждая нация; второй - указывающий на изменяющиеся потребности в рабочей силе, которые требуют более комплексных и гибких, знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям XXI века; и третий - подчеркивающий спрос на STEM-грамотность, необходимую для решения глобальных технологических и экологических проблем.

Необходимо отметить, что преподавателям также необходимо готовиться к новшествам в системе образования и проходить переподготовку. Будущее - за технологиями, а будущее технологий - за учителями нового формата, которые лишены предрассудков, не приемлют формального подхода и могут своими знаниями «взорвать мозг» ученикам и расширить их кругозор до бесконечно-

сти. В современной системе образования Российской Федерации можно указать на ярко выраженную узкую специализацию учителей, результатом чего знания выпускников школ по большей части фрагментарны. Необходимо отметить, что в ответ на вызовы современности в Российской Федерации также идет работа по развитию STEM-образования. Существует проект STEM-центров корпорации Intel - но данный проект сфокусирован на развитии инженерно-технического и изобретательского потенциала только старших школьников, причем ожидаются обучающиеся уже подготовленные и мотивированные [4]. Большей же части российских школьников остается лишь ожидать появления государственной программы развития STEM-образования в Российской Федерации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Крылов, Д.А. Формирование технологической культуры у будущих педагогов : монография / Крылов Д. А. - Казань : Офсет-сервис, 2010. - 182 с.

2. Ливанов, Д.В. В российских школах начнут преподавать робототехнику / Д.В. Ливанов // Российское агентство международной информации «РИА Новости». - 2014. Режим доступа : http://ria.ru/society/20141121/1034450220 (дата обращения: 13.09.2015).

3. Послание президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс].

- 2014. Режим доступа : http://kremlin.ru/events/president/news/47173 (дата обращения: 3.09.2015).

4. Intel расширяет программу STEM-центров на всю Россию и до 31 марта принимает заявки [Электронный ресурс] // Сетевое издание «Education-events».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 2015. Режим доступа : http:// education-events.ru/2015/03/18/intel-stem-centers-project/ свободный (дата обращения: 18.09.2015).

5. Дмитрий Ливанов оценил петербургские наработки в области робототехники [Электронный ресурс] // Петербургский дневник. Ежедневное издание Правительства Санкт-Петербурга. - 08 апреля 2016. Режим доступа: http://www.spbdnevnik.ru/news/2016-04-08/dmitriy-livanov-otsenil-eterburgskiey-narabotki-v-oblasti-robototekhniki/ (дата обращения: 15.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.