УДК 376.4:372.212.1
Актуальность реализации оздоровительной и адаптивной физической культуры средствами элементов футбола с детьми 4-5 лет в условиях дошкольных образовательных учреждений Губский П.В. *
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
г. Тамбов, Россия
ORCID: 0000-0003-1482-1478, [email protected]*
Аннотация: В работе отмечается, что с 21.04.1993 г. в штаты персонала дошкольных образовательных учреждений ГБДОУ и МБДОУ, в том числе компенсирующего, комбинированного видов и Центров развития ребёнка, введена должность инструктора по физической культуре. Тенденция благоприятно реализуется в кластере оздоровительного и адаптивного физического воспитания. Тем не менее, это недостаточно решило проблему регресса состояния здоровья детей. Целью работы являлась верификация возможностей реализации оздоровительной и адаптивной физической культуры средствами элементов футбола с детьми 4-5 лет в условиях дошкольных образовательных учреждений и определение степени целесообразности пролонгации изысканий. Материалы и методы. Инструментарием применены: педагогическое наблюдение, интервьюирование, беседа, теоретический анализ и обобщение научной литературы, ретроспективный анализ, синтез, анкетный опрос, педагогический эксперимент, биометрия. Результаты. Установлено, что эпизоды подвижных игр предпочтительно задействуются инструкторами в 37,4% случаев; упражнения координационного направления - в 31,1% случаев; упражнения из кластера «Легкая атлетика и фитнес» - в 12,5% случаев; упражнения из кластера «Гимнастика и атлетически-силовая подготовка» - в 10,1% случаев. При этом средства элементов детского футбола задействуются в 70,6% возможностей. Заключение. Педагогический эксперимент проведен в МБДОУ «Журавлик № 25» в течение 2023 г. с привлечением 15 детей по методике: 2 занятия в неделю; мяч - 3 размера; время занятия - 30 мин; инструкторы - пара (обязательно мужского и женского полов); 1 раз в месяц - осуществлялись детские мастер-классы и футбольные шоу 2-3 лицами из ФК «Спартак». Результаты исследования отразили достоверное улучшение когнитивного компонента нейро-координационной мышечной функции сенсомоторики у детей. (р < 0,05; t = 2,39). Научная новизна. Уточнено, что целесообразно интегрировать в единое положение алгоритм технологических организационно-медицинских комиссий по тестовым значениям психофизических кондиций детей 4-5 лет с уточнением требуемого процента прогрессирования сдвигов показателей в кумулятивной среде занятий адаптивной физической культурой. Практическая значимость. Результаты исследований вызывают необходимость реализации занятий инструкторами в паре «мужского и женского полов», что создает психически-благоприятное восприятие заданий, проявляя сенсибилизацию у ребенка «к семье».
Ключевые слова: дети 4-5 лет, дошкольное образовательное учреждение, оздоровительная и адаптивная физическая культура, элементы футбола.
Для цитирования: Губский П.В.* Актуальность реализации оздоровительной и адаптивной физической культуры средствами элементов футбола с детьми 4-5 лет в условиях дошкольных образовательных учреждений. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(3): 125-129.
The relevance of health-improving and adaptive physical education implementation by means of football elements with children research of 4-5 years old in preschool educational institutions
Pavel V. Gubskiy*
Derzhavin State University Tambov, Russia
ORCID: 0000-0003-1482-1478, [email protected]*
Abstract: It is noted in the study that since 21.04.1993, the position of a physical education instructor is introduced into the staff of preschool educational institutions of GBDOU and MBDOU, including compensatory, combined types and Child Development Centers. The trend is favorably realized in the cluster of health-improving and adaptive physical education. Nevertheless, this did not sufficiently solve the problem of regression in the state of children’s health. Purpose of the work was to verify the possibilities of implementing health-improving and adaptive physical education by means of football elements with children of 4-5 years old in preschool educational institutions and to determine the degree of prolonging the research expediency. Materials and methods. The following methods were used: pedagogical observation, interviewing, conversation, theoretical analysis and generalization of scientific literature, retrospective analysis, synthesis, questionnaire survey, pedagogical experiment, biometrics. Results. It is established that episodes of outdoor games are preferably used by instructors in 37,4% of cases; coordination exercises - in 31,1% of cases; exercises from the Athletics and Fitness cluster - in 12,5% of cases; exercises from the cluster "Gymnastics and athletic and strength training" - in 10,1% of cases. At the same time, the means of children's football elements are involved in 70,6% of the possibilities. Conclusion. The pedagogical experiment was conducted in the Municipal Preschool Educational Institution "Zhuravlik No 25" during 2023 with the involvement of 15 children according to the methodology: 2 classes per week; ball - 3 sizes; lesson time - 30 minutes; instructors - a couple (necessarily male and female); 1 time a month -children's master classes and football shows were held by 2-3 persons from FC Spartak. The results of the study reflected a significant improvement in the cognitive component of the neuro-coordination muscle function of children’s sensorimotor skills (p < 0,05; t = 2,39). Scientific novelty. It is clarified that it is advisable to integrate into a single regulation the algorithm of technological organizational and medical commissions for test values of psychophysical conditions of children 4-5 years old with clarification of the required percentage of progression of shifts in indicators in the cumulative environment of adaptive physical education. Practical significance. The results of the research necessitate the implementation of classes by instructors in a pair of "male and female sexes", which creates a mentally favorable perception of tasks, showing sensitization in the child "to the family".
Keywords: children 4-5 years old, preschool educational institution, recreational and adaptive physical education, elements of football.
For citation: Pavel V. Gubskiy*. The relevance of health-improving and adaptive physical education implementation by means of football elements with children 4-5 years old in preschool educational institutions. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(3): 125-129.
Введение
С 21 апреля 1993 г. постановлением Минтруда РФ №88 «Об утверждении нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)» [1] в штаты введена должность инструктора по физической культуре. И это не случайно, поскольку главной ценностью любого государства является человеческий капитал, а основу интегративного развития людских ресурсов страны представляет подрастающее поколение [2-4].
Благосостояние и здоровье детей, особенно с отклонениями в состоянии здоровья, является важным направлением непрерывного контроля и изучения [5]. Пролонгированные
исследования анатомо-физиологической структуры организма детей 4-5 лет обнаружили и верифицировали взаимосвязанные и взаимообусловленные антропометрические интеркорреляции [6-7]. Это послужило толчком для конструирования интегративных множественных оздоровительных концептов [8]. Тем не менее это не решило проблему ухудшения состояния здоровья детей [9], не обозначило однозначные педагогические условия коррекции их психофизического состояния в синтезе психических познавательных процессов, мышечно-силового баланса тела, неспецифического компонента резистентности, физических способностей и дееспособности функциональных систем организма.
Таким образом, актуальность работы детерминирована:
- во-первых, масштабным ростом отклонений в состоянии здоровья человеческого ресурса, тенденцией степенного непрерывного регресса психофизических мульти кондиций детей;
- во-вторых, необходимостью постоянного мониторинга состояния психофизических мульти кондиций детей и сопоставления данных с динамикой имевшей место тенденции;
- в-третьих, научной значимостью разрешения проблемы реадаптации детей с отклонениями в состоянии здоровья и малочисленностью концептов их физического воспитания в связи с насыщенностью заболеваний второй сигнальной системы коры головного мозга;
Целью работы является - верификация возможностей реализации оздоровительной и адаптивной физической культуры (АФК) средствами элементов футбола с детьми 4-5 лет в условиях дошкольных образовательных учреждений и определение степени целесообразности продолжения изысканий.
Задачами работы является: изучить научные положения менеджмента АФК в дошкольных учреждениях разных типов; обосновать перспективное направление методики занятий с детьми 4-5 лет с задействованием элементов футбола.
Материалы и методы
Обусловлены предметом исследования, сущностью изучаемой научной проблемы, целью, задачами и содержанием работы. Для решения сформулированных в работе задач использовалась совокупность взаимодополняющих методов научного поиска. В работе применены: педагогическое наблюдение, интервьюирование, беседа, теоретический анализ и обобщение научной литературы, ретроспективный анализ, синтез, анкетный опрос, педагогический эксперимент, биометрия. Отметим, что педагогическое наблюдение предполагало обозрение по внешним признакам и проявлениям как состояния детей в целом до и после воздействия экспериментов, так и в их текущем процессе, состояние и возможности
текущей материально-технической базы, пропускной способности спортивных объектов, настроение и эмоции занимающихся, взаимодействие участников процесса с воспитателями и родителями и мн. др.; результаты наблюдений создавали накопительную базу для контроля, принятия тех или иных решений и возможной оперативной коррекции хода эксперимента.
Основными базами исследований были выбраны: муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ) компенсирующего вида «Журавлик № 25» и МБДОУ «Умка» г. Тамбова, Россия.
Результаты и обсуждение
МБДОУ представлены семью типами [10]: детские сады и Центры развития ребёнка, дифференцированные по возрастной категории детей, их возможностям для обучения, условиями санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур, по необходимости коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии, по форме сочетанной направленности (общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной, комбинированной и их варьирование), а также по показателю «приоритета развития».
Инструктор по АФК проводит работу по обучению детей в соответствии с программой и методиками физического воспитания. Определяет задачи и содержание занятий с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей детей. Обучает детей владению навыками и техникой выполнения упражнений, формирует их нравственно-волевые качества. Обеспечивает полную безопасность детей при проведении физических и спортивных занятий. Оказывает первую доврачебную помощь. Постоянно следит за соблюдением санитарно-гигиенических норм и состоянием объектов. Совместно с медицинскими работниками контролирует состояние здоровья детей и регулирует их физическую нагрузку. Отвечает за жизнь и здоровье детей. Нормативная численность: 1 инструктор на каждые 2 группы детей в возрасте от 3 лет. Инструкторы обладают существенным арсеналом возможностей применения различных средств и универсальных методик психофизической корректуры состояния искомого контингента респондентов. Только лишь в трёх анализируемых нами штатных структур и справок-резюме сотрудников общий стаж работы соответствует величине 18,4 ± 0,5 лет; из них: мастеров спорта -7,1 ± 2,6%; имеющих высшее образование - 88,43 ± 4,21%; прошедших программу повышения квалификации по международным инновационным конструктам «Health Behaviour in School -Aged Children (HBSC)» и «ALPHA-FIT Test Battery» Всемирной организации здравоохранения - 2,44 ± 0,22%; издавших учебно-методические пособия - 35,6 ± 3,9%. Анкетным опросом 16 инструкторов нами установлен спектр аспекта преимущественного задействования средств физического воспитания, наиболее приемлемых по опыту преподавания, и их
дифференциация по степени проявления. Так, разнохарактерные эпизоды подвижных и спортивных игр предпочтительно задействуются в 37,4% случаев; упражнения координационного направления - в 31,1% случаев; упражнения из кластера «Легкая атлетика и фитнес» - в 12,5% случаев; упражнения из кластера «Гимнастика и атлетически-силовая подготовка» - в 10,1% случаев; упражнения из кластера «Плавание» - в 8,9% случаев. При этом средства элементов детского футбола задействуются в 70,6% возможностей.
Исследователями также отмечается факт эффективности средств футбола на благополучною динамику состояния детей [11-14]. Педагогический эксперимент проведен нами в МБДОУ «Журавлик № 25» в течение 2023 г. с привлечением 15 детей по методике: 2 занятия в неделю; мяч - 3 размера; время занятия - 30 мин; инструкторы - пара (обязательно мужского и женского полов); 1 раз в месяц - осуществлялись детские мастер-классы и футбольные шоу 2-3 лицами из ФК «Спартак». Результаты исследования отразили достоверное улучшение когнитивного компонента нейро-координационной мышечной функции сенсомоторики детей (р < 0,05; t = 2,39).
Заключение
Таким образом, на основании исследований следует резюмировать необходимость усиления деятельности общественных организаций и волонтёров регионов в проведении и участии в организации различных физкультурных праздников в специальных учреждениях компенсирующего вида с задействованием проверенных на практике и благоприятно воздействующих на эмоциональное регулирование детей различных показательных выступлений и анимационно-игровых мероприятий с элементами футбола. Занятия средствами элементов футбола целесообразно проводить парой инструкторов «женского и мужского полов» для усиления сенсибилизации у детей «семейного фона». В связи с незавершённостью научного обоснования контентов правового обеспечения информационнозаконодательного пространства, касаемо объема учреждений компенсирующего вида, целесообразно интегрировать в единое положение алгоритм технологических организационно-медицинских комиссий по тестовым значениям психофизических кондиций детей 4-5 лет с уточнением требуемого процента прогрессирования сдвигов показателей в кумулятивной среде занятий адаптивной физической культурой.
Список литературы
1. Постановление Минтруда РФ от 21.04.1993 № 88 Об утверждении Нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады). URL: https://yar-edudep.ru/doshkolnoe obrazovanie/vidy dou/.
2. Гурьянова А.А. Анализ национальных программ и проектов по здоровому образу жизни, реализующихся в зарубежных странах. Педагогико-психологические и медикобиологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1): 137-141.
3. Кузнецова З.М., Кузнецова Е.А. X Международный Конгресс "Спорт, Человек, Здоровье". Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(4): 5-7. DOI 10.14526/2070-4798-2021-16-4-5-7.
4. Кузнецова З.М., Кузнецова Е.А., Кузнецов С.А., Максимова Е.Ф. Проект «Возможность»: Содействие социальной интеграции и гендерному равенству в формальном и неформальном образовательном контексте посредством применения традиционных видов спорта и игр. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(2): 180-184.
5. Калмыков Д.А., Дерябина Г.И. Тестовый контроль развития координационных способностей детей с умственной отсталостью. Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2017; 16(3): 38-43.
6. Hirata K. I. Ponderal index. A paper presented to the International Conference of Sport Sciences, Munich. 1972: 4-26.
7. Комиссарова Е.Н., Родичкин П.В., Шкут Е.Н., Пупков П.В. Применение
профилактически-оздоровительных мероприятий у детей дошкольного возраста средствами физической культуры. Бизнес. Образование. Право. 2024; 1(66): 412-417. DOI
10.25683/VOLBI.2024.66.905.
8. Воронова Е.К., Королева О.Ю. Особенности развития мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей 6-7 лет с диагнозом моторная алалия и с задержкой психического развития. Адаптивная физическая культура. 2023; 96(4): 21-23.
9. Богомолова Е.С., Киселева А.С., Ковальчук С.Н. Методические подходы к оценке физического развития детей и подростков для установления вектора секулярного тренда на современном этапе. Медицина. 2018; 6-4(24): 69-90. DOI 10.29234/2308-9113-2018-6-4-69-90.
10. Виды ДОУ. URL: https://yar-edudep.ru/doshkolnoe obrazovanie/vidy dou/.
11. Петрова М.А., Еремина О.Н., Коваль Е.В., Писклова Е.В. Комплексное развитие физических способностей у детей дошкольного возраста в процессе занятий подвижными играми. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(2): 208-212.
12. Стародубцева И.В., Житникова С.С. Физкультурно-спортивные интересы детей 5-7 лет. Теория и практика физической культуры. 2024; 3: 21.
13. Горелов А.А., Румба О.Г. Подвижные и спортивные игры как вид деятельности и средство социализации растущего человека. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013; 6(100): 41-47.
14. Пугачев И.Ю. Загузова С.А., Харина И.С. Концепция инновационной методики этапного физического совершенствования младших школьников с задержкой психического развития. Перспективы науки. 2022; 10(157): 220-222.
References
1. Resolution of the Ministry of Labor of the Russian Federation dated 04/21/1993 No. 88 On
Approval of Standards for Determining the Number of Personnel Engaged in Servicing Preschool Institutions (nurseries, nursery gardens, kindergartens). URL: https://yar-
edudep.ru/doshkolnoe obrazovanie/vidy dou /.
2. Anastasiya A. Guryanova. Analysis of national programs and projects on a healthy lifestyle implemented in foreign countries. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy of physical culture and sports = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1): 137141 [In Russ., In Engl.].
3. Zinaida M. Kuznetsova, Elena A. Kuznetsova. X International Congress "Sport, Man, Health". Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy of physical culture and
sports = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(4): 5-7. DOI 10.14526/2070-4798-2021-16-4-5-7 [In Russ., In Engl.].
4. Zinaida M. Kuznetsova, Elena A. Kuznetsova, Stanislav S. Kuznetsov, Elena F. Maksimova. The Opportunity Project: Promoting social integration and gender equality in formal and informal educational contexts through the use of traditional sports and games. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy of physical culture and sports = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(2): 180-184 [In Russ., In Engl.].
5. Kalmykov D.A., Deryabina G.I. Test control of the development of coordination abilities of children with mental retardation. Psihologo-pedagogicheskijzhurnalGaudeamus. 2017; 16(3): 3843 [In Russ.].
6. Hirata K. I. Ponderal index. A paper presented to the International Conference of Sport Sciences, Munich. 1972: 4-26.
7. Komissarova E.N., Rodichkin P.V., Shkut E.N., Pupkov P.V. The use of preventive health measures in preschool children by means of physical culture. Bizness. Obrazovanie. Pravo. 2024; 1(66): 412-417. DOI 10.25683/VOLBI.2024.66.905 [In Russ.].
8. Voronova E.K., Koroleva O.Yu. Features of the development of fine motor skills of the hands and fingers in children aged 6-7 years with a diagnosis of motor alalia and with mental retardation. Adaptivnayafizicheskaya kul’tura. 2023; 96(4): 21-23 [In Russ.].
9. Bogomolova E.S., Kiseleva A.S., Kovalchuk S.N. Methodological approaches to assessing the physical development of children and adolescents to establish the vector of the secular trend at the present stage. Medicina. 2018; 6-4(24): 69-90. DOI 10.29234/2308-9113-2018-6-4-69-90 [In Russ.].
10. Vidy DOU [Types of DOW]. URL: https://yar-
edudep.ru/doshkolnoe obrazovanie/vidy dou/ [In Russ.].
11. Margarita A. Petrova*, Olga N. Eremina, Elena V. Koval, Elena V. Pisklova. Comprehensive development of preschool children’s physical abilities in the process of practicing outdoor games. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy of physical culture and sports = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(2): 208-212 [In Russ., In Engl.].
12. Starodubtseva I.V., Zhitnikova S.S. Physical culture and sports interests of children 5-7 years old. Teoriya I praktika fizicheskoj kul’tury I sporta = Theory and practice ofphysical culture. 2024; 3: 21 [In Russ., In Engl.].
13. Gorelov A.A., Rumba O.G. Outdoor and sports games as an activity and a means of socialization of a growing person. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2013; 6(100): 41-47 [In Russ.].
14. Pugachev I.Yu. Zaguzova S.A., Kharina I.S. The concept of innovative methods of stepwise physical improvement of primary school children with mental retardation. Perspektivy nauki. 2022; 10(157): 220-222 [In Russ.].
Статья поступила в редакцию: 19.08.2024
Губский Павел Викторович - аспирант, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 392000, Россия, г. Тамбов, ул. Интернациональная, дом 33, e-mail: pavel-gubskiy@mail. ru