Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПОРТЕ'

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
987
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / МАССОВЫЙ СПОРТ / ЭКОНОМИКА СПОРТА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Войнова Анастасия Андреевна, Иванова Юлия Олеговна

Рост конкуренции в спорте на международной арене предъявляет новые требования к различным процессам. Цифровые технологии способны упростить многие из них или же обеспечить наиболее рациональное решение ряда проблем, начиная с подготовки спортсменов и подбора экипировки и заканчивая сбором и анализом необходимой и достоверной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELEVANCE OF DIGITAL TECHNOLOGIES DEVELOPMENT IN SPORT

The growth of competition in sports in the international arena puts new demands on various processes. Digital technologies can simplify many of them or provide the most rational solution to a number of problems, starting with the preparation of athletes and the selection of equipment and ending with the collection and analysis of necessary and reliable information.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПОРТЕ»

Актуальность развития цифровых технологий в спорте The relevance of digital technologies development in sport

Войнова Анастасия Андреевна

4 курс, Факультет «Высшая школа управления» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Россия, Москва

Voynova Anastasia Andreevna

4th year, Faculty "Higher School of Management" Financial University under the Government of the Russian Federation

Russia, Moscow

Научный руководитель: Иванова Юлия Олеговна

к.э.н., заместитель руководителя по учебной и методической работе Департамента менеджмента и маркетинга в спорте Факультета «Высшая школа управления»

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Россия, Москва

Scientific supervisor: Ivanova Yulia Olegovna

Candidate of Economics, Deputy Head of Educational and Methodological Work Department of Management and Marketing in Sports of the Faculty "Higher School of Management"

Financial University under the Government of the Russian Federation

Russia, Moscow

Аннотация.

Рост конкуренции в спорте на международной арене предъявляет новые требования к различным процессам. Цифровые технологии способны упростить многие из них или же обеспечить наиболее рациональное решение ряда проблем, начиная с подготовки спортсменов и подбора экипировки и заканчивая сбором и анализом необходимой и достоверной информации.

Annotation.

The growth of competition in sports in the international arena puts new demands on various processes. Digital technologies can simplify many of them or provide the most rational solution to a number of problems, starting with the preparation of athletes and the selection of equipment and ending with the collection and analysis of necessary and reliable information.

Ключевые слова: цифровые технологии, инновации, цифровизация, массовый спорт, экономика спорта.

Key words: digital technologies, innovation, digitalization, mass sports, sports economics.

За последние 10 лет доля людей, систематически занимающихся спортом, увеличилась в 2 раза. Количество спортивных объектов выросло с 282 тыс. до 292 тыс. единиц с 2015 по 2019 год. Согласно Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, происходят значительные изменения и в других сферах: усовершенствование систем спортивной подготовки, постепенное укрепление позиций на международной арене (несмотря на антидопинговые разбирательства), позитивная динамика статистических показателей в адаптивном спорте (рост доли сооружений, подходящих для адаптивного спорта, рост доли людей с ограниченными возможностями, занимающихся спортом на постоянной основе), увеличение финансирования расходов на физическую культуру и массовый спорт, рост численности специалистов, занятых в спортивной индустрии.

Глобальная конкуренция в спорте высших достижений усиливается с каждым годом и предъявляет всё новые требования к научному обеспечению спорта и подготовке кадров. Важную роль при этом играет именно

использование цифровых технологий. Существует ряд вопросов и процессов, которые можно решить или усовершенствовать с помощью их внедрения, поэтому данная тема очень актуальна на сегодняшний день.

Развитию спорта в России в целом препятствует определённый перечень проблем, связанных с кадровым обеспечением (проблемы спортивной науки и образования: нехватка специалистов, обеспечивающих эффективное сопровождение спортивной подготовки), финансированием (проблема преимущественно государственного финансирования клубов, вследствие отсутствия возможности функционирования полностью на коммерческой основе), наличие спортивных объектов, находящихся в аварийном состоянии (1% от общего числа), и общая обеспеченность населения спортивной инфраструктурой, низкий по сравнению с западными странами (а также с советским периодом) процент людей, систематически занимающихся спортом и т.д. Все вышеперечисленные проблемы должны решаться поэтапно и грамотно, и какого-то более или менее конкретного их решения пока нет. Но есть и области, где как раз на цифровые технологии обращают большое внимание при принятии решений об изменениях или усовершенствованиях.

Основными направлениями, в которых возможно и необходимо внедрять цифровые технологии, являются спортивная экипировка и инвентарь, системы видеонаблюдения и видеофиксации (видеоповторы), сбор и анализ необходимой информации, усовершенствование тренировочного процесса, измерение аудитории, спортивная медицина и т.д. Ниже в Таблице 1 приведены реально существующие проблемы по данным направлениям и их полное или частичное решение с внедрением цифровых технологий:

Проблема Решение

Отсутствие достоверной информации по общему финансированию физической культуры и спорта Намечен курс на совершенствование формата сбора данных, а также способов обработки информации. Возможно использование ГПСД (государственная платформа сбора данных), создание которой уже заложено в нескольких федеральных проектах, входящих в программу «Цифровая экономика». Пилотные программы уже были задействованы в некоторых регионах, по итогам которых планируется разработка цифрового стандарта для дальнейшего масштабирования.

Определение точного результата спортсмена Современные системы видеонаблюдения и видеофиксации дают возможность не только получить порядок финиша и точный результат каждого атлета, но и используются как техника обеспечения безопасности и поиска оставленных вещей.

Измерение ТВ и онлайн аудитории спортивных трансляций Появление исследовательских компаний, занимающихся медиаисследованиями, мониторингом рекламы и СМИ и сбором первичных данных о зрителях (Mediascope). Изобретение электронных устройств, присоединяющихся к телевизору и собирающих сведения об аудитории (Peoplemeter или ТВ-метр).

Мотивация молодёжи к любительскому спорту Создание электронных девайсов, облегчающих занятия спортом и делающих его более увлекательным. Плееры, смарт часы, фитнес-браслеты, цифровые весы, приложения помогают организовать режим дня, поддерживать правильное питание, подбирать индивидуальные тренировки, рассчитывать калории. Многие из них уже умеют определять ритм биения сердца, давление, частоту дыхания и т.д.

Наличие индивидуальных требований спортсменов к спортивной экипировке и инвентарю Совершенствование спортивной обуви для сбора данных и фиксации прогресса. Например, кроссовки с сенсорами, которые фиксируют вес, распределение давления и параметры движения. Касаемо инвентаря, можно выделить появление тренажёров внимания, которые стимулируют концентрацию внимания спортсмена, «умный» футбольный мяч, помогающий при отработке техники ударов и многое другое.

Потребность в наиболее совершенных методах врачебных наблюдений, диагностики, лечения и предупреждения различных заболеваний и травм у спортсменов Разработка «цифровых двойников», помогающих подбирать спортсмену индивидуальную программу тренировок и более эффективно восстанавливаться после травм (кинематическая модель движения атлета). Также стоит отметить появление новых систем лечения, например, криотерапия (система лечения травмированной области холодом); датчиков, определяющих силу удара по голове (технология Reebok создана

для контактных видов спорта); 3D-модели мышц и тела, помогающие врачам определить диагноз и степень повреждения.

Отсутствие единой информационной системы для сбора, анализа и использования современного опыта и практик развития на территории всего государства Разработка единой цифровой системы, электронного паспорта спортсмена (сведения об атлете, совокупность данных о состоянии здоровья, данные о результатах, дисквалификациях и наградах). Планируется проведение отраслевых статистических наблюдений в регионах с помощью различных информационных систем для формирования и развития спортивной инфраструктуры с учётом существующих потребностей.

Рассмотрим подробнее одну из инноваций из сферы фитнеса. Она связанна с тренировочным процессом. EMS-тренировка - это быстрая тренировка, помогающая достичь наибольших результатов за счёт сокращения мышц под воздействием слабых электрических импульсов. Тренажер имитирует импульсы, идентичные естественному мышечному сокращению. Только за одну EMS-тренировку прорабатывается до 90% мышц, а что еще интереснее, прорабатываются даже те мышцы, которые в обычном тренажерном зале натренировать невозможно.

В качестве примера также хотелось бы привести компанию Re: Active, которая интегрировала и автоматизировала свои бизнес-процессы с помощью собственного программного обеспечения. В первый год работы эта компания сделала оборот 7 млн рублей. 80% клиентов после первого года стали постоянными. Данный рынок в настоящий момент не так сильно насыщен, поэтому конкуренция сохраняется на низком уровне. Данная компания также предоставляет услуги по предварительной консультации по бизнесу, помощи в подборе, подготовке, аттестации персонала и организационных вопросах, связанных с ремонтом, разработке дизайна к помещению, предоставлению программного обеспечения. Данная организация предлагает франшизу с внедрением передовой инновации, предоставляя возможность вести свой бизнес в спорте.

Индустрия киберспорта также является важной движущей силой национальных научно-технических инноваций. Электронные игры и киберспорт - это развивающаяся отрасль с сильными техническими характеристиками. Каждое обновление информационных технологий способствует развитию индустрии киберспорта. Электронные игры и киберспорт также являются основной областью применения новейших достижений современной науки и техники. Не только технологии искусственного интеллекта, но и современные технологии связи, технологии чипов, новые технологии визуализации, технологии больших данных, носимые технологии и т.д. выбирают киберспорт в качестве первой «экспериментальной площадки».

Исследование киберспорта дало представление о том, что развитие киберспорта и киберспортивной индустрии зависит, во-первых, от технологической революции, а во-вторых, от изменения бизнес-моделей. В то время как основой изменений бизнес-моделей по-прежнему являются технологии. Так, например, мобильные технологии определяют возможность выбора модели киберспортивной платформы. Индустрия киберспорта, существующая за счет развития информационных технологий, превратилась в новые производственные цепочки, такие как веб-трансляции и интернет-кафе. Каждый крупный запуск киберспортивной игры или обновление версии приводит к тому, что многие игроки обновляют свои компьютеры, мобильные телефоны, периферийные устройства и другое оборудование из-за более высоких требований к их скорости и производительности.

По сравнению с другими отраслями услуг с низкой технологической чувствительностью, такими как традиционные виды спорта, культура и развлечения, электронные игры и киберспорт становятся проводником современных технологических инноваций. Киберспорт является значимым компонентом потребления информации, и это важный момент для национальных научно-технических инноваций в новых исторических условиях. Киберспорт - это не только турниры и соревнования. Значительный доход бизнесу, связанному с киберспортом, приносит разработка видеоигр, владение брендами и лигами (доход от продажи

мерчендайзинговой продукции), а также трансляции соревнований. Киберспорт часто принимает форму организованных многопользовательских соревнований по видеоиграм, особенно между профессиональными игроками (индивидуально или в командном воплощении).

Таким образом, мы видим, что с помощью цифровых технологий решается достаточно много существующих проблем или же, как минимум, упрощаются различные процессы. Несомненно, они касаются не просто отдельных вопросов, но и внедряются во все этапы подготовки и проведения спортивных мероприятий. Исходя из примеров в таблице, можно убедиться, что их использование характерно не только для спорта высших достижений, оно уже пользуется уверенным спросом у любителей и только усиливает их интерес и мотивацию. Чтобы обеспечить постоянную конкурентоспособность в мире спорта, необходимо систематически анализировать и внедрять передовые технологии. Совершенствование экипировки, инвентаря, тренировочного процесса, способов анализа и поддержания здоровья спортсменов и другие вышеупомянутые преимущества использования цифровых технологий в спорте - это только начало новой эры развития спорта.

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-Ф3 (последняя редакция) // Консультант Плюс. Версия Проф [Электронный ресурс]. - Электрон. Дан. -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/

2. Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 N 3081 -р Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года // Консультант Плюс. Версия Проф [Электронный ресурс]. - Электрон. Дан. -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_369118/

3. Алебастров В. И. Проблемы и перспективы спортивной медицины в России / В. И. Алебастров, И. В. Половодов // Наука 2020 / - Волгоград, 2019. - С. 127-135.

4. Бахур В. В России заработала госплатформа контроля охраняемых законом объектов // CNews -Москва 20.11.2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cnews.ru/news/top/2020-11-20_v_rossii_podklyuchili_promyshlennyj

5. Гахария, Т. Н. Цифровые технологии в спорте: состояние и перспективы / Т. Н. Гахария // Техническое обеспечение спортивной деятельности [Электронный ресурс] : сборник статей : материалы V Международной научно-технической конференции, [Минск, 15-16 февраля 2018 г.] : электронное издание / ред. И. В. Бельский [и др.]. - Минск : БНТУ, 2018. - С. 9-13.

6. Гунаре М.Л., Поздняков К.К., Аверин А.В., Иванова Ю.О. Маркетинг территории как инструмент формирования инвестиционной привлекательности регионов // Экономические науки. - №5(174). - 2019. - С. 129-137.

7. Аверин А.В., Иванова Ю.О., Яковлев А.В. Рекомендации по развитию индустрии киберспорта в России как одного из способов сохранения и развития человеческого потенциала // Вестник Алтайской академии экономики и права. - № 12-2. - 2021. - С. 223-230.

8. Иванова Ю.О., Антоненко С.П., Войнова А.А., Гетун Д.О. Современные подходы к управлению объектами спортивной инфраструктуры // Вестник Московского финансово-юридического университета. - № 2. - 2021. - С. 92-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.