Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ЗА СЧЕТ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ЗА СЧЕТ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / спорт / студент / цифровые технологии / умные технологии / здоровье / тренировка.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметова Лада Маратовна, Рысев Юрий Львович

физическая культура и спорт являются неотъемлемой частью жизни студентов. При этом на момент 2024 года актуализируются вопросы повышения качества и эффективности занятия студентами физической культурой и спортом. Основной целью представленной статьи является выполнение анализа относительно оптимизации тренировочного процесса и занятий физической культуры у студентов за счет интеграции цифровых технологи. В результате работы выполняется комплексный анализ относительно инновационных технологий, способствующих развитию физической культуры и спорта в жизни студентов. Материалы статьи могут быть полезны при формировании требований к организационным вопросам при реализации физического воспитания и спортивной деятельности современных студентов. Автором актуализируется и подтверждается необходимость использования цифровых технологий в рамках исходных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ЗА СЧЕТ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ЗА СЧЕТ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Ахметова Л.М.1, Рысев Ю.Л.2

1Ахметова Лада Маратовна - студент, 2Рысев Юрий Львович - старший преподаватель, кафедра физической подготовки, Санкт-Петербургский филиал РТА им. В.Б. Бобкова, г. Санкт-Петербург

Аннотация: физическая культура и спорт являются неотъемлемой частью жизни студентов. При этом на момент 2024 года актуализируются вопросы повышения качества и эффективности занятия студентами физической культурой и спортом. Основной целью представленной статьи является выполнение анализа относительно оптимизации тренировочного процесса и занятий физической культуры у студентов за счет интеграции цифровых технологи. В результате работы выполняется комплексный анализ относительно инновационных технологий, способствующих развитию физической культуры и спорта в жизни студентов. Материалы статьи могут быть полезны при формировании требований к организационным вопросам при реализации физического воспитания и спортивной деятельности современных студентов. Автором актуализируется и подтверждается необходимость использования цифровых технологий в рамках исходных задач. Ключевые слова: физическая культура, спорт, студент, цифровые технологии, умные технологии, здоровье, тренировка.

Занятия физической культурой и спортом имеют огромное значение в жизни студентов в 2024 году, обеспечивая не только физическое, но и психологическое благополучие. В условиях интенсивной учебной деятельности, регулярные физические нагрузки способствуют снижению уровня стресса и тревожности, улучшают настроение и помогают поддерживать высокий уровень энергии. Физическая активность стимулирует выработку эндорфинов, что положительно влияет на эмоциональное состояние и способствует лучшему сосредоточению на учебе [1]. Занятия спортом способствуют укреплению здоровья и профилактике различных заболеваний, что особенно важно для молодых людей, ведущих малоподвижный образ жизни. Регулярные тренировки помогают поддерживать оптимальный вес, улучшают работу сердечно-сосудистой системы, повышают иммунитет и способствуют формированию здоровых привычек, которые могут сохраняться на протяжении всей жизни.

Физическая культура также играет важную роль в социальной адаптации студентов, способствуя развитию коммуникативных навыков и укреплению командного духа. Спортивные мероприятия и соревнования предоставляют отличные возможности для установления новых знакомств и укрепления существующих дружеских связей. Это способствует созданию благоприятной социальной среды в учебном заведении, повышая уровень удовлетворенности студентов от пребывания в нем [2]. Помимо этого, занятия спортом развивают дисциплину, целеустремленность и навыки управления временем, которые являются важными составляющими успеха не только в учебе, но и в будущей профессиональной деятельности. Студенты, занимающиеся спортом, учатся ставить перед собой цели и достигать их, что помогает им быть более организованными и продуктивными в различных аспектах жизни.

На текущий момент времени актуализируются задачи, связанные с повышением качества и эффективности тренировочного процесса. Так, актуальным направлением 2024 года в результате развития научно-технического развития стала интеграция цифровых технологий в реализации задач, связанных с занятием физической культурой и спортом в жизни студентов. Цифровые технологии позволяют сделать занятия более эффективными, персонализированными и привлекательными для молодежи, которая активно использует гаджеты и онлайн-ресурсы в повседневной жизни. Использование цифровых технологий в физической культуре предоставляет возможность для более точного контроля и анализа тренировочного процесса [3]. Специальные приложения и носимые устройства могут отслеживать физическую активность, измерять пульс, калорийность и другие параметры, что позволяет студентам и их наставникам более объективно оценивать уровень физической подготовки и прогресс (рис. 1). Это способствует индивидуализации тренировок и оптимизации нагрузок в зависимости от текущих показателей здоровья и физической формы.

Цифровые платформы и онлайн-курсы предоставляют доступ к широкому спектру тренировочных программ, видеоуроков и методических материалов, что значительно расширяет возможности для самостоятельных занятий спортом [4]. Студенты могут выбирать тренировки по своим интересам и уровню подготовки, получать консультации и советы от профессионалов, а также участвовать в виртуальных соревнованиях и челлен-джах, что повышает мотивацию и интерес к занятиям физической культурой. Вместе с этим, цифровые технологии играют важную роль в организации и управлении спортивными мероприятиями и учебными процессами. Системы управления учебным процессом позволяют планировать занятия, фиксировать результаты и успеваемость, а также проводить дистанционные занятия и вебинары.

—>

Рис. 1. Носимое устройство для отслеживания показателей здоровья (Xiaomi Smart Band 8 Pro grey).

Примеры цифровых технологий, которые могут быть использованы в занятиях физической культурой и спортом студентов, включают различные виды носимых устройств, мобильные приложения, онлайн-платформы и виртуальные тренажеры [5]. Носимые устройства, такие как фитнес-трекеры и умные часы, позволяют отслеживать физическую активность, измерять пульс, уровень насыщения кислородом и другие параметры. Данные устройства помогают студентам следить за своим здоровьем, устанавливать личные цели и контролировать прогресс в реальном времени.

Мобильные приложения для фитнеса и спорта предоставляют широкий спектр функций для планирования и проведения тренировок. Они могут включать видео-уроки, программы тренировок, советы по питанию и восстановлению [6]. Многие приложения предлагают персонализированные планы тренировок, основанные на индивидуальных данных пользователя, что позволяет адаптировать занятия под конкретные нужды и уровень подготовки каждого студента. Примеры таких приложений включают Nike Training Club (рис. 2), MyFitnessPal и Strava.

Рис. 2. Мобильное приложение для занятий спортом (Nike Training Club).

Онлайн-платформы и виртуальные учебные среды, такие как Coursera, Udemy и Khan Academy, предоставляют доступ к обучающим курсам и тренингам по различным видам спорта и физической активности. Эти платформы позволяют студентам изучать теорию и методологию тренировок, участвовать в интерактивных занятиях и получать сертификаты по завершению курсов. Виртуальные тренажеры и симуляторы, такие как

Zwift для велоспорта или Peloton для кардиотренировок, создают возможность для проведения интерактивных и мотивирующих тренировок, не выходя из дома.

Кроме того, системы управления обучением (Learning Management Systems, LMS) используются для организации и проведения занятий физической культурой. Они позволяют преподавателям планировать уроки, отслеживать успеваемость студентов, проводить тестирования и выдавать задания. В условиях пандемии и дистанционного обучения такие системы становятся незаменимыми для обеспечения непрерывности образовательного процесса и поддержания активности студентов.

Цифровые технологии виртуальной и дополненной реальности также находят свое применение в физической культуре в 2024 году. Виртуальные тренировки с использованием VR-шлемов позволяют студентам участвовать в интерактивных занятиях, имитирующих реальные спортивные события и тренировки. Дополненная реальность (AR) может использоваться для визуализации упражнений и предоставления инструкций в реальном времени, что повышает эффективность и безопасность тренировок.

Также важно подчеркнуть, что актуальность внедрения цифровых технологий в занятия физической культурой и спортом студентов обусловлена стремительным развитием информационных технологий и их интеграцией во все аспекты повседневной жизни. В условиях цифровой трансформации образования, использование современных технологий становится необходимостью для поддержания интереса и вовлеченности студентов [7]. Одним из ключевых преимуществ цифровых технологий в физической культуре и спорте является возможность персонализации тренировочного процесса. Носимые устройства и фитнес-трекеры позволяют студентам отслеживать свою физическую активность, измерять пульс, количество шагов и сожженных калорий. Это способствует более осознанному подходу к тренировкам и здоровому образу жизни. Индивидуализированные программы тренировок, доступные через мобильные приложения, учитывают личные цели и физические параметры, что повышает мотивацию и эффективность занятий.

Цифровые технологии также предоставляют широкий доступ к образовательным ресурсам и экспертным знаниям. Онлайн-платформы и мобильные приложения предлагают разнообразные программы тренировок, видеоуроки и советы по питанию, которые помогают студентам самостоятельно планировать и выполнять тренировки. Виртуальные тренажеры и симуляторы создают возможность для интерактивных тренировок в любой обстановке, что особенно актуально для тех, кто не имеет доступа к специализированным спортивным залам или тренерам.

Другим значительным преимуществом является повышение вовлеченности и мотивации студентов. Игровые элементы, интегрированные в многие фитнес-приложения, делают тренировки более увлекательными и стимулирующими. Социальные функции, такие как возможность соревноваться с друзьями или делиться своими достижениями в социальных сетях, создают дополнительную мотивацию для регулярных занятий. Цифровые технологии также способствуют улучшению организации и управления учебным процессом. Системы управления обучением (LMS) позволяют преподавателям эффективно планировать уроки, отслеживать прогресс студентов, проводить тестирования и выдавать задания. Это упрощает администрирование и обеспечивает более прозрачный и структурированный подход к физическому воспитанию.

Таким образом, основной целью представленной статьи являлось выполнение анализа относительно развития физической культуры и спорта в жизни студентов за счет цифровых технологий. Автором определена актуальность и необходимость физического воспитания студентов в 2024 году. Определены наиболее актуальные тенденции в развитии данного направления. Выявлена актуальность и необходимость интеграции в тренировочный процесс инновационных цифровых технологий. Представлены примеры данного рода технологий, преимуществ и иных факторов, подтверждающих целесообразность их использования в спортивной жизни студентов. В заключение следует отметить, что цифровые технологии открывают новые горизонты в сфере физической культуры и спорта студентов, делая занятия более доступными, индивидуализированными и увлекательными. Их интеграция в образовательный процесс способствует формированию здоровых привычек, повышению уровня физической активности и улучшению общего качества жизни молодежи. Помимо этого, использование цифровых технологий в занятиях физической культурой и спортом студентов открывает новые возможности для персонализации обучения, повышения мотивации и эффективности тренировок, а также обеспечивает доступ к разнообразным ресурсам и методикам, что способствует всестороннему развитию физической активности среди молодежи.

Список литературы

1. Курочкина Н.Е., Шамсутдинова А.К. Физическая культура в жизни студента // Вестник науки. 2018. №9 (9). С. 42-43.

2. Озерова О.А. Цифровые технологии в физическом воспитании студентов // Северный регион: наука, образование, культура. 2022. №1 (49). С. 80-87.

3. Севодин С.В., Тулбаев И.И. Роль физической культуры в жизни студентов // Достижения науки и образования. 2022. №6 (86). С. 17-20.

4. Григан С.А., Грошевихин И.В. Актуальность использования цифровых технологий на занятиях физической культурой // Ученые записки университета Лесгафта. 2023. №2 (216). С. 101-105.

5. Волкова А.Е., Шамсутдинов Ш.А. Роль физической культуры в жизни студентов // Теория и практика современной науки. 2023. №9 (99). С. 55-58.

6. Патаркацишвили Н.Ю., Близневский А.А., Дергач Е.А., Завьялов Д.А. Актуальность применения современных электронных технологий в процессе физического воспитания студентов юристов // Ученые записки университета Лесгафта. 2023. №2 (216). С. 349-355.

7. Галямин В.С., Ушаков С.А. Применение цифровых технологий в популяризации здорового образа жизни среди молодежи // Успехи в химии и химической технологии. 2022. №5 (254). С. 8-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.