АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИИ ИНЖЕНЕРОВ СВЯЗИ И ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
М.А. Студянникова, к.п.н., доцент, Оренбургский филиал Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики, studyannikovam@mail. ru;
Е.И. Ларионова, к.п.н., доцент, Оренбургский филиал Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики, ananeva_ei@mail. ru.
УДК 378.2_
Аннотация. Острота проблемы дефицита инженеров связи в России только усиливается. Задачи по обеспечению технологического суверенитета страны создают дополнительный спрос на компетентных специалистов в сфере информационных технологий и связи.
Ключевые слова: информационные и коммуникативные технологии; инженер связи; /T-специалисты.
THE RELEVANCE OF THE PROFESSION OF COMMUNICATION ENGINEERS IN MODERN RUSSIA
Marina Studennikova, PhD, Associate Professor, Orenburg Branch of the Volga Region State University of Telecommunications and Informatics;
Elena Larionova, PhD, Associate Professor, Orenburg Branch of the Volga Region State University of Telecommunications and Informatics.
Annotation. The severity of the problem of the shortage of communication engineers in Russia is only increasing. The tasks of ensuring the technological sovereignty of the country create additional demand for competent specialists in the field of information technology and communications.
Keywords: information and communication technologies; communications engineer; IT-specialists._
Введение
В век информационных технологий вопрос связи актуален как никогда. Объем передаваемой информации из года в год растет небывалыми темпами, повсеместно прокладываются новые линии телекоммуникаций и совершенствуются технологии.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также интернет)» [1].
Без мобильных телефонов и спутниковых антенн современная жизнь уже просто немыслима, поэтому и специалисты в области связи востребованы повсеместно. Глобальным трендом перехода к цифровой экономике становится процесс информатизации, от него во многом зависит конкурентоспособность социально-экономических систем всех стран [2]. В этих условиях ИТ-отрасль выступает одной из важных и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, функционирование которой зависит от наличия квалифицированных
специалистов. Распространение информационных технологий (далее - ИТ) во всех сферах жизни существенным образом воздействует на изменение рынка труда, а также оказывает влияние на трансформацию требований к специалистам [3]. Анализ кадровой обеспеченности ИТ-отрасли, проведенный нами на предыдущем этапе исследования, свидетельствует о том, что по наличию ИТ-специалистов Россия в 1,5-3 раза отстает от развитых стран.
Проблема нехватки ИТ-специалистов поднимается в следующих работах. Так, в исследовании Н. А. Полянской, А. Е. Шамина отмечается, что при высоком уровне заработной платы в ИТ-отрасли наблюдается дефицит кадров. Е. Носков подчеркивает связь указанной проблемы с тем, что ИТ-индустрия развивается стремительно и образовательные организации не успевают перестроиться, для того чтобы организовать существующую запросу практическую подготовку. Проблема подготовки кадров и, как следствие, кадровый дефицит поднимается в работе Е. В. Васильевой [4]. Несмотря на актуальность проблемы кадровой обеспеченности ИТ-отрасли, в научной литературе не так много исследований по данной теме, в особенности касающихся регионального уровня. В основном, представленная работа заключается в обосновании и систематизации проблем кадровой обеспеченности ИТ-отрасли, возникающих в системе образования и препятствующих пополнению кадров ИТ-отрасли, на основании чего предложен ряд мероприятий по их решению. Материалы исследования могут быть использованы научными сотрудниками, аспирантами и студентами, занимающимися проблемами развития цифровой экономики, вопросами, связанными с кадровым обеспечением этой отрасли. Качество жизни и человеческий потенциал территорий - этот вопрос поднимается в органах власти и среди представителей ИТ-компаний. Следовательно, наше исследование вносит вклад в изучение проблем кадровой обеспеченности [5].
Инфокоммуникации и информатизация - основа инновационного развития национальной экономики, важнейшая составляющая статуса России как мировой технологической державы. Процессы информатизации в современном обществе, а также тесно связанная с ними продолжающаяся реформа образовательной деятельности, характеризуются совершенствованием и массовым распространением современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Их активно используют для передачи данных и обеспечения взаимодействия преподавателя и студента в современной системе образования. Современный человек связан со сферой ИК-технологий, поэтому необходимы знания и специалисты в данной сфере.
Специфика профессии инженера связиста
Специфика современного инженерного образования в области инфокоммуникационных технологий включает в себя необходимость создания для студентов таких условий, которые бы способствовали раскрытию внутренних творческих резервов и личностных качеств.
Говорят, что связь правит миром. Иногда и в буквальном смысле. Профессии, связанные со связью, имеют весьма широкий профиль. Общей чертой остается одно: все, кто занят в сфере ее обеспечения, позволяют абонентам взаимодействовать, обмениваться информацией, решать проблемы и, как это ни банально звучит, делать мир лучше. ОФ ПГУТИ готовит инженеров-связистов по специальности 11.03.02. «Инфокоммуникационные технологии и системы и связи».
Термин «технология» пришел к нам из греческого языка, а в переводе он означает «наука». Современное понимание данного слова включает в себя
применение инженерных и научных знаний для решения конкретных практических задач. Таким образом, информационно-коммуникационная технология - это такая технология, которая направлена на преобразование и обработку информации. Но и это еще не все. По сути, информационно-коммуникационная технология является обобщающим понятием, описывающим различные механизмы, устройства, алгоритмы, способы обработки данных. Важнейшим современным устройством ИКТ является компьютер, снабженный необходимым программным обеспечением. Вторым по счету, но не менее важным оборудованием, считаются средства коммуникации с размещенной на них информацией. Всем этим нужным и необходимым знаниям обучают в нашем вузе.
Специфика профессии инженера-связиста, связанная с инфокоммуникациями и технологиями, подразумевает сразу несколько специализаций: проектирование телекоммуникационных систем (в т.ч. интегрированных); инженерия в области технической поддержки информационных систем; системное администрирование; радиоэлектронное техническое сопровождение; конструирование и тех. поддержка приемников и передатчиков сигналов; инженерия в сфере сетевых технологий (в т.ч. тех. поддержка телефонии); программирование; администрирование технологий в сфере телекоммуникаций.
Направлений в сфере телекоммуникаций масса, и должностные обязанности будут сильно различаться в зависимости от специальности. Поэтому мы сформулировали лишь самые общие задачи, которые ставятся перед связистами:
• монтаж и настройка оборудования; устранение неполадок в работе телекоммуникационных систем;
• разработка новых и совершенствование уже имеющихся технологий связи;
• организация бесперебойного питания, в том числе от аварийных источников; наблюдение за работой средств передачи связи, программный мониторинг сигнала, диагностика;
• разработка оптимальной схемы передачи сигнала, проектирование телекоммуникационных сооружений; создание сетей телекоммуникации (в т.ч. в неподготовленной местности), расчет необходимых расходных материалов [6].
Профессия инженера-связиста очень актуальна в нашей стране и в мирной жизни, и в настоящее время в ходе специальной операции. Скорость обмена информацией зависит от эффективности функционирования системы военной связи, заключающейся в предоставлении каналов с высокой пропускной способностью, разведзащищенностью, устойчивостью к воздействию со стороны противника, доступностью пользователям. Таким образом, качество управления, а, следовательно, и успех боевых действий, во многом зависит от состояния системы военной связи [7].
В категорию «военный связист» входят не только те, кто отвечает за коммуникацию между разными подразделениями вооруженных сил во время учений или боевых действий, но также инженеры, которые разрабатывают средства связи для силовых структур. Вопрос защиты цифровых данных сегодня актуален как никогда прежде. Механизмы взлома постоянно совершенствуются, поэтому операторы связи вынуждены постоянно отслеживать уязвимости собственных сетей, привлекая для этого специалистов. Безусловно, военные связисты несут определенную долю ответственности за военную связь, а, следовательно, и за управление войсками. Для того, чтобы принимать правильные решения и быть
хорошим специалистом в этой отрасли необходимо иметь хорошего образования, которое можно получить в профильных вузах,
В сфере связи существует целый ряд направлений: «инфокоммуникационные технологии», «радиотехника», «программная инженерия», «управление в технических системах», «конструирование электронных средств», «волоконно-оптические системы и сети связи», «менеджмент инфокоммуникаций» и другие [8]. Данные направления очень востребованы в современной России.
Востребованность специалистов связи и ИТ-технологий
В настоящее время специалист в области связи должен иметь аналитический склад ума и склонность к физико-математическим наукам. Профессионалу со средним образованием понадобится и умение работать руками, поскольку ему предстоит заниматься ремонтом, монтажом и настройкой оборудования. Что касается востребованности, то без работы связист вряд ли останется. Мобильные операторы расширяют собственные сети, постоянно ведутся разработки нового оборудования, совершенствуются технологии связи, а уже имеющаяся аппаратура требует регулярного техобслуживания. Поэтому специалисты по телекоммуникациям незаменимы в самых разных отраслях. Многое зависит и от уровня образования: выпускники вузов ценятся на рынке труда выше, чем окончившие колледж. То же касается и карьерных перспектив: они открываются в основном для тех, кто получил высшее образование, поскольку для руководящих должностей в большинстве организаций оно просто необходимо. В крупных компаниях связист с дипломом бакалавра, специалиста или магистра может претендовать на должность старшего инженера.
Актуальное сегодня направление связано с разработкой, монтажом и настройкой технических средств для передачи цифровых сигналов без использования кабелей. Речь идет, в первую очередь, о мобильной, спутниковой связи и Wi-Fi.
Профессии, связанные с техобслуживанием и ремонтом сетей, можно получить в техникуме или колледже, а вот инженеров готовят исключительно в вузах - как гражданских, так и военных. Примеры учебных заведений и филиалов данных университетов:
• Московский технический университет связи и информатики.
• Московский государственный технический университет им. Баумана.
• Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им.
М. А. Бонч-Бруевича.
• Сибирский государственный университет телекоммуникаций и
информатики.
• Поволжский университет телекоммуникаций и информатики.
Оренбургский филиал относится к Поволжскому университету телекоммуникаций и информатики и готовит в своих стенах специалистов инженеров-связистов для разных отраслей и военных частей, многие из них являются участниками специальной военной операции (СВО).
Сегодня у специалистов связи ВС РФ должны быть навыки работы с цифровым оборудованием, понимание стандартов и принципов цифровой передачи данных. Сети передачи данных: технологическое развитие привело к интеграции сетей передачи данных с традиционной радиосвязью. Это требует знаний в области настройки, обслуживания и мониторинга сетевых коммуникаций. Использование спутников: знание принципов спутниковой связи, оборудования и навигационных
систем становится ключевым для эффективного выполнения своих обязанностей. В условиях постоянных киберугроз специалисты связи и ИТ-технологий ВС РФ должны освоить навыки киберзащиты [9].
Потребность Вооруженных Сил России в высококлассных специалистах в сфере телекоммуникаций обеспечивается в полном объеме. Обучению инженеров-связистов уделяется самое пристальное внимание. Одним из важнейших факторов поддержания высокой боеготовности Вооруженных Сил в настоящее время является способность учебных заведений обеспечить необходимый и достаточный уровень подготовки инженеров инфокоммуникационных технологий и инженеров информационных технологий, обладающих профессиональными компетенциями.
Современные условия развития техники связи, постоянное внедрение новых подходов к обучению диктуют необходимость проектирования на государственном уровне перспективной системы образования и для войск связи, которое выражается не только в предварительном планировании будущих ее изменений, но и в предвидении их влияния на обороноспособность страны.
Задача военных связистов - в кратчайшие сроки организовать каналы связи для управления перемещающейся сухопутной группировкой войск. Для установления уверенного приема каналов управления были развернуты станции спутниковой связи, антенный модуль телескопической установки, станция космической связи и современные радиорелейные станции, добавили в Минобороны.
Защита сетей: необходимость защиты коммуникаций от кибератак, вредоносных программ и несанкционированного доступа становится приоритетной задачей. Обучение кибергигиене: важность привычек безопасного поведения в цифровом пространстве не может быть недооценена. Специалисты радиосвязи ИТ-технологий должны осваивать принципы кибергигиены для предотвращения утечек информации.
Еще более востребованной профессией является ИТ-специалист. Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Информационные и коммуникативные технологии занимают одно из ведущих мест в системе современного образования. Использование ИТ-технологий в образовательных учреждениях дало возможность формировать у студентов требований, необходимых в современном информационном обществе.
«На сегодняшний день нехватка сотрудников - ключевой вызов для участников ИТ-рынка. С учетом глобализации и распространения удаленной работы фактически борьба за высококлассных специалистов идет на международном уровне. В текущих обстоятельствах они могут жить и работать где угодно. Вопрос обучения напрямую связан с ситуацией на рынке труда. В условиях дефицита кадров компаниям нужно выстраивать собственную систему подготовки высококлассных специалистов», - считает основатель и управляющий партнёр компании AT Consulting, президент группы компаний «Лига цифровой экономики» С. Шилов.
ИТ-специалисты должны постоянно повышать свой уровень и развивать новые навыки, так как современный мир стал очень динамичным. 11% опрошенных назвали угрозы онлайн-безопасности самой большой потенциальной проблемой нынешнего года. С переходом значительной части бизнеса на удаленный формат работы в сфере ИТ также возрастает важность соблюдения мер информационной безопасности: в отличие от офисных систем, при работе из дома пользователи могут подвергаться повышенному риску взлома. В связи с этим крайне важно соблюдать правила информационной безопасности и не пользоваться
небезопасными каналами для рабочей коммуникации и передачи конфиденциальных сведений», - поясняет Анна Знаменская, директор по глобальному развитию ЯакШвп У1Ъет.
В настоящее время есть много желающих работать в этой области. ИТ-сфера привлекает своими перспективами. Она все время развивается сама и помогает продвигаться во всех направлениях человеку. Специальность «Информационные системы и технологии» обширна, и можно выбрать такие профессии:
• Программист - специалист, занимающийся написанием компьютерных программ. Последние создаются с применением специальных языков, понятных машинам. В них должны быть заложены как вводные данные, так и варианты реакций на разные условия работы с ними.
• Тестировщик - человек, задача которого - проверка программ на работоспособность, наличие ошибок, уязвимостей, недоработок.
• Системный администратор - специалист, занимающийся внедрением и содержанием готовых программ, их настройкой, обеспечением обновлений.
• Системный аналитик - профессионал, задача которого - создание технических заданий для программистов. Он же должен и контролировать исполнение работы.
• Специалист по юзабилити - человек, изучающий поведение пользователей, на основе чего он разрабатывает максимально удобный и привлекательный для них интерфейс программ сервисов [10].
По прогнозам экспертов, к 2024 г. дефицит таких кадров может составить около 180 тыс. человек. Это связано с тем, что для работы в этой области требуются не только знания программирования, математики и статистики, но и способность к аналитическому мышлению, творческому подходу и коммуникации. Кроме того, технологии и методы постоянно меняются и улучшаются, поэтому специалистам по данным и машинному обучению нужно постоянно обучаться и развиваться.
Для подготовки таких специалистов в России существуют различные образовательные программы, как в вузах, так и в онлайн-платформах. Однако, по мнению экспертов, это недостаточно, и нужно создавать больше возможностей для практического применения знаний и навыков, а также для сотрудничества между учебными заведениями, компаниями и государственными органами
Спрос на ИТ-специалистов в России в 2024 г. будет очень высоким, так как они необходимы для решения различных задач в разных сферах, таких как бизнес, медицина, образование, наука, безопасность и другие. Это говорит о том, что специалистов по данным технологиям не хватает на рынке труда.
Если рассуждать логически, то становится понятно, что обучение компьютерным наукам необходимо вводить с начальных этапов образования для эффективного обучения. Рациональное построение методик преподавания влияет непосредственно на понимание основных концепций, таких как устройство вычислительных машин, основы логики, алгоритмы и языки программирования. Программирование предоставляет доступ к большому числу занятий, которые могут завлечь школьника и благодаря этому сформировать творческую личность. Навыки, получаемые вследствие обучения такой сложной области, как программирование, с юного возраста помогают расширению кругозора и критического мышления, которые в будущем могут понадобиться в других областях деятельности. Однако все это трудно воплотить в нынешних реалиях, так как программа обучения данной области в нашей и других развитых странах требует переосмысления и некоторых реформ [7].
Российские вузы в 2024 г. увеличат набор абитуриентов по ИТ-специальностям на бюджетные места с 60 тыс. до 120 тыс., сообщил министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев.
Шадаев уточнил, что проблема с качеством подготовки специалистов пока остается. «Если ИТ-компании сюда не включатся, то качество подготовки будет не очень хорошее. И в этом смысле мы призываем региональные большие комьюнити делать - есть опорные вузы в любом регионе. Мы готовы даже финансово в этом участвовать и внедрять новые технологии обучения, оплачивать лучших преподавателей, но запрос должен идти совместно от регионов. Министр также добавил, что обучение основам ИТ будет активно развиваться в старших классах школы. «Мы начинаем массово обучать школьников старших классов, понятно, что эта мера не очень быстрая», - отметил министр.
Минцифры планирует расширить отсрочку от призыва на ИТ-специалистов со средним профильным образованием. Также ведомство собирается добавить новые позиции в текущий список специальностей выпускников вузов, которые могут претендовать на отсрочку, чтобы поддержать сотрудников ИТ-компаний, которые имеют непрофильное высшее образование, но являются профессионалами высокого уровня в сфере ИТ.
В Минцифры пояснили СМИ, что назрела и необходимость расширить этот список предложениями о выпускниках колледжей и дополнительными вузовскими специальностями, ссылаясь на регулярно поступающие обращения от «крупнейших отечественных ИТ-компаний», которые жалуются на недостаток ИТ-специалистов на рынке.
Оренбургский филиал ПГУТИ относится к Министерству связи, и в стенах нашего вуза мы готовим специалистов, необходимых для работы инженерами связистами и инженерами информационных технологий с профессиональными компетенциями, необходимыми в профессиональной деятельности (рис. 1).
Рисунок 1
Заключение
Многие компании, специализирующиеся на ИТ-технологиях, заинтересованы в получении квалифицированных кадров. Таким образом, востребованность выпускников вузов на рынке труда является важнейшей характеристикой деятельности учреждений среднего и высшего образования в
области связи и информатики. Требования к специалистам связи и ИТ-технологий позволяют выявить ключевые области их профессиональной подготовки и адаптировать обучающие программы в соответствии с современными вызовами.
С другой стороны, ИТ-сфера и инфокоммуникационные технологии привлекают своими перспективами. В настоящее время есть много желающих работать в этой области. Получая перспективные специальности в области телекоммуникаций и информатики, выпускники, хорошо освоившие учебные программы, пользуются спросом на рынке труда. Карьерный рост такого специалиста зависит от масштабов организации и сопровождается обычно повышением заработной платы и повышением в должности.
Литература
1. Студянникова М.А. Новые вызовы времени в условиях санкций в российской ИТ индустрии // Актуальные проблемы и перспективы в сфере инженерной подготовки: Монография. г. Оренбург, 2023. - С. 90-97.
2. Пищухин А.М., Белоновская И.Д., Ахмедьянова Г.Ф., Развитие творческого потенциала на примере использования спутниковых технологий ГОУ ВПО Журнал «ВЕСТНИК ОГУ», 2011. - № 11.
3. Блинова Т.Н., Федотов А.В., Коваленко А.А. Соответствие структуры подготовки кадров с высшим образованием потребностям экономики: проблемы и решения // Университетское управление: практика и анализ, 2021. - № 2 (25). - С. 13-33.
4. Фирсова А.А. Структурные дисбалансы региональных систем высшего образования и рынка труда // Ars Administrandi, 2020. - № 4 (12). - С. 639-655.
5. Климова Ю.О. Проблемы подготовки кадров в сфере информационных технологий // Проблемы развития территорий научный журнал ВолНЦ РАН, 2020. - № 6. - С. 86-105.
6. Мазуренко И.В., Гриднев В.А. Подготовка специалистов КВ-радиосвязи: учебное пособие. Новосибирск: СибГУТИ, 2022. - 485 с.
7. Хохлов В.С. Николай Иванович Гапич: «История не забудет, что начальник связи Красной армии получает указания по связи после начала войны...» // Наука. Общество. Оборона, 2021. - № 3. - С. 26-26.
8. Сугаипов С.-А.А., Халиев М. С.-У. Проблемы подготовки кадров для IT-отрасли // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022. - Т. 12. - № 11. - С. 237-242.
9. Студянникова М.А. Перспективы развития кадрового потенциала IT-отрасли в России // В сборнике: Проблемы и перспективы внедрения инновационных телекоммуникационных технологий. Сборник материалов IX Международной научно-практической очно-заочной конференции. Оренбург, 2023. - С. 497-507.
10. Студянникова М.А., Рогова Н.В., Какие технологии и специалисты будут востребованы на Российском рынке в 2024 году. В сборнике: Проблемы и перспективы внедрения инновационных телекоммуникационных технологий // Сборник материалов X Международной научно-практической очно-заочной конференции. Оренбург, 2024. - С. 379-387.