Научная статья на тему 'Актуальность проблемы повышения уровня организационной лояльности обучающихся военных образовательных учреждений'

Актуальность проблемы повышения уровня организационной лояльности обучающихся военных образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЛОЯЛЬНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ АКАДЕМИИ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ORGANIZATIONAL LOYALTY / STUDENTS OF CIVIL DEFENCE ACADEMY EMERCOM OF RUSSIA / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крушинская Татьяна Федоровна, Веретельникова А.С., Анощенкова А.И.

В статье проанализирована сущность понятия «организационная лояльность». Приведены результаты исследования курсантов, студентов с применением тестовой методики «Шкала организационной лояльности» Дж. Мейера и Н. Аллен. Доказана важность организации работы по повышению уровня лояльности обучающихся Академии гражданской защиты МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крушинская Татьяна Федоровна, Веретельникова А.С., Анощенкова А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE URGENCY OF THE PROBLEM OF INCREASE OF LEVEL ORGANIZATIONAL LOYALTY OF STUDENTS MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article analyzes the essence of the concept of "organizational loyalty". The results of the study the students with the use of test methods "Scale of organizational loyalty" George. Meyer and N. Allen. Proved the importance of the organization of work on increase of level of loyalty of students of students of Civil Defence Academy EMERCOM of Russia.

Текст научной работы на тему «Актуальность проблемы повышения уровня организационной лояльности обучающихся военных образовательных учреждений»

УДК 159.99; 316.628

Крушинская Т.Ф., Веретелъникова А.С., Анощенкова А.И.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ЛОЯЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В статье проанализирована сущность понятия «организационная лояльность». Приведены, результаты, исследования, курсантов, студентов с применением тестовой методики «Шкала, организационной лояльности» Дж. Мейера и Н. Аллен. Доказана, важность организации работы по повышению уровня лояльности обучающихся Академии гражданской защиты, МЧС России.

Ключевые слова: организационная, лояльность; обучающиеся Академии гражданской защиты МЧС России; личностно-профессиональное развитие.

Krush.insk.aya T.F., Veretelnikova A.S., Anoshenkova A.I.

THE URGENCY OF THE PROBLEM OF INCREASE OF LEVEL ORGANIZATIONAL LOYALTY OF STUDENTS MILITARY EDUCATIONAL

INSTITUTIONS

The article analyzes the essence of the concept of «organizational loyalty». The results of the study the students with the use of test methods «Scale of organizational loyalty» George. Meyer and N. Allen. Proved the importance of the organization of work on increase of level of loyalty of students of students of Civil Defence Academy EMERCOM of Russia.

Keywords: organizational loyalty; students of Civil Defence Academy EMERCOM of Russia; personal and professional development.

Фундамент личностно-профессионального развития обучающегося строится на всём протяжении обучения в военном образовательном учреждении. И фундамент этот тем крепче, чем выше учебная мотивация слушателей, курсантов, студентов. Формирование же учебной мотивации в большой мере зависит от отношения к учебному заведению и ко всей системе МЧС России. Это и определяет важность рассмотрения круга проблем, связанных с организационной лояльностью.

Слово «лояльность», произошедшее от французского «loyal», в переводе означает «верный». В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля даётся следующее определение: «лояльный — доступный, милосердный, человечный, человеколюбивый, приветливый, благородный и правдивый, доброжелательный» [2]. В Большом энциклопедическом словаре слово «лояльность» представлено как

многозначное. Первое значение — толерантное отношение к действующим законам, постановлениям органов власти; причём данное значение сопровождается указанием, что толерантность «иногда только формальная, внешняя». Второе значение, кстати, более связанное с переводом французского слова, следующее: «лояльность — корректное, благонадежное отношение к кому-либо или чему-либо» [1]. Именно во втором значении слово вошло в психологическую науку, где под лояльностью к организации понимается характеристика, определяющая субъективную взаимосвязь между сотрудником и организацией.

Одно из наиболее распространенных определений лояльности в научной литературе принадлежит американскому психологу Лайману Портеру, который определяет её как «готовность сотрудника прилагать большие усилия в интересах организации; большое желание оста-

2017'1(32)

ваться в данной компании, принятие основных её целей и ценностей». Лояльность трактуется Л. Портером и как «состояние, в котором человек идентифицирует себя с организацией и её целями и желает поддержать принадлежность к ней, чтобы облегчить достижение этих целей »[3].

Синонимами данного понятия в интерпретациях отечественных авторов являются такие понятия, как организационная лояльность, приверженность, преданность.

Степень выраженности лояльности рассматривается исследователями как мера идентификации человека с компанией, вовлеченности в её деятельность.

Для того, чтобы иметь возможность фиксации динамики организационной лояльности в процессе учебной деятельности, необходимо определение содержания данного понятия. Лояльность включает в себя:

1. Силу убежденности и принятия целей и ценностей организации;

2. Степень готовности проявлять значительные усилия от ее имени;

3. Силу желания поддерживать принадлежность к организации.

Лояльность к организации в рамках исследования в АГЗ МЧС России определялась с применением тестовой методики «Шкала организационной лояльности» Дж. Мейера и Н. Аллеи [4]. Для адаптации данного теста к условиям учебного заведения некоторые вопросы были изменены в плане формулировок, но общее содержание и направленность вопросов были сохранены. Приведём примеры утверждений, предложенных студентам и курсантам в процессе исследования:

— Я был бы рад после окончания Академии работать в этой организации;

— Я воспринимаю проблемы этой организации как свои собственные;

— Мне было бы трудно уйти из этой организации прямо сейчас, даже если бы я этого хотел;

— Если я сейчас уйду из организации, многое в моей жизни разрушится;

— Эта организация заслуживает мою преданность;

— Я не чувствую себя членом коллектива в моей организации;

— Уйдя из этой организации, я лишился бы многих возможностей.

Степень согласия или несогласия с каждым из 18 утверждений обучающиеся оценивали по семибалльной шкале, где 1 — абсолютно не согласен, 7 — абсолютно согласен. Для получения результата некоторые оценки по утверждениям инвертировались, то есть вместо 7 ставили 1, вместо 6 ставили 2, 5 — 3, 3 — 5, 2 — 6, 1 — 7.

Исследовались следующие проявления лояльности:

— эмоциональная привязанность к Академии (аффективная (эмоциональная) лояльность);

— осознание проблем, связанных с уходом из образовательного учреждения (продолженная лояльность);

— ощущение обязательств перед образовательным учреждением (нормативная лояльность).

Показатели уровня лояльности в ходе исследования констатируют следующее: самый высокий средний показатель по итогам тестирования получен в обследованной группе курсантов 1-го курса: по шкале аффективной (эмоциональной) лояльности — 4,85 (из 7 возможных баллов), по шкале продолженной лояльности — 4,7, по шкале нормативной лояльности — 4,64. Данные тестирования в одной из групп старших курсов командно-инженерного факультета следующие: по шкале аффективной (эмоциональной) лояльности — 3,9, по шкале продолженной

Крушинская Т.Ф., Веретельникова А.С., Анощенкова А.И.

лояльности — 3,6, по шкале нормативной лояльности — 3,6.

Результаты исследования показали, что у курсантов по всем шкалам лояльности прослеживается тенденция снижения значений от младших курсов к старшим, то есть обучающиеся не укрепляют свои связи с организацией.

Данные обследования студентов гуманитарного и инженерного факультетов говорят о более высоком уровне организационной лояльности у обучающихся на инженерном факультете: нормативная лояльность — 4,7. Для сравнения у студентов гуманитарного факультета самый высокий средний показатель нормативной лояльности в группе — 3,9. Динамики уровня организационной лояльности от курса к курсу у студентов практически нет.

Результаты исследования, проведённого в АГЗ МЧС России, свидетельствуют о том, что степень идентификации, вовлеченности и эмоциональной привязанности обучающихся к организации значительно выше, чем степень осознания того, как уход из организации повлияет на их жизнь.

Специфика учебной деятельности респондентов проявилась в особенностях восприятия суждений по лояльности, но в целом в группах чётко были выделены разные компоненты-показатели лояльности:

— удовлетворенность;

— вовлечённость;

— приверженность.

Эти компоненты можно условно отнести к рациональной, эмоциональной и духовной сферам.

Удовлетворенность фиксируется через оценку справедливости выполнения организацией обязательств: как организуется учебный процесс, объективно ли оценивается учебная деятельность.

Вовлеченность — второй компонент лояльности. Он определяет то, насколько сотрудник

считает организацию «своей», разделяет её цели, видит возможности своего развития вместе с ней.

Наконец, третья составляющая лояльности — приверженность — характеризует преданность организации. Это глубокая вера в смысл существования организации, разделение её ценностей.

Анализ состояния организационной лояльности курсантов и студентов АГЗ МЧС России позволяет сказать, что лояльность обучающихся выше, если они ощущают, что организация заинтересована в их профессиональном и личностном росте, что образовательный процесс направлен на становление специалиста высокого уровня, что их ценности совместимы с ценностями организации. Ощущение поддержки формируется у обучающихся с помощью повседневного опыта, а также с помощью научно обоснованной организации обучения.

Значимость данных об организационной лояльности в сфере учебной деятельности определяется необходимостью совершенствования содержания и форм подготовки профессионала. Именно отношение к учебному заведению, организации, ценностно-ориентационная сфера определяют позицию личности и, соответственно, направленность и содержание профессионального самоопределения и профессиональной самореализации человека.

Целенаправленная деятельность по повышению уровня организационной лояльности способствует быстрому включению в жизнь организации, укреплению учебной мотивации, зарождению стремления достичь высоких результатов в учебной деятельности.

На повышение лояльности влияет реализация личностно-ориентированного подхода, который в центр образовательного процесса ставит обучающегося, призывает к вниманию к обучающемуся как к личности, к участию в решении его проблем. В качестве фактора, влияющего на организационную лояльность, выступает предыдущий опыт контактов с организацией, а также чувство гордости за место учёбы.

2017'1(32)

Лояльность к образовательному учреждению у курсантов, студентов формируется на основе преобладающих установок и ценностей, субъективного восприятия различных ситуаций в ходе учебного процесса, в актах коммуникации с преподавателями. Следует отметить, что большим препятствием на пути формирования лояльности является, считает К.В. Харский (современный психолог), возникновение у сотрудника чувства несправедливости [7].

Организационная лояльность требует поддержания и дальнейшего повышения своего уровня. Педагогическим условием повышения уровня лояльности является целенаправленная работа по расширению представлений о гуманитарной миссии МЧС России, нравственной сути Кодекса чести сотрудника МЧС России, культуре, ценностях, традициях, принятых в структурных подразделениях министерства. Сотрудник МЧС России должен быть «требовательным к себе, принципиальным, правдивым, беспристрастным в решениях, не допускать, чтобы на них влияли какие-либо предубеждения, враждебные или дружеские взаимоотношения, национальность и вероисповедание» [6].

Огромную пользу для укрепления связей обучающихся с Академией принесёт посещение музея истории МПВО, ГО и РСЧС кафедры оперативного управления мероприятиями РСЧС и ГО. Деятельность музея способствует формированию у курсантов, студентов и слушателей Академии чувства верности МЧС России, а также готовности к выполнению воинского, профессионального и гражданского долга, конституционных обязанностей по защите государственных интересов, населения и территории России [5].

Вопросы личностно-профессионального развития слушателей, курсантов и студентов в ходе учебного процесса имплицитно подразумеваются в рамках акмеологии и андрагогики, именно здесь динамика личностных показателей обучающихся рассматривается однонаправленно: от поступления в АГЗ МЧС России до вхождения в профессию, через становление в ней к мастерству. И эффективность учебной деятельно-

сти, воспитательной работы, профессиональной подготовки определяется в первую очередь тем, как обучающиеся относятся к военному образовательному учреждению.

Наличие организационной лояльности курсантов, студентов образовательного учреждения способствует формированию коллектива единомышленников, укреплению взаимопонимания обучающихся и преподавателей в учебной деятельности.

В настоящее время наличие высокого уровня лояльности повышает конкурентоспособность военного учебного заведения, так как в процессе личного общения и общения в социальных сетях формируется мнение об альма-матер.

Поступление и обучение в АГЗ МЧС России относятся к важным и сложным ситуациям в жизни человека. В зависимости от того, как человек относится к организации образовательного пространства в учебном заведении, личностных и профессиональных качеств преподавателей, процесс профессионально-личностного развития обучающихся может ускоряться или замедляться. Поэтому для анализа и корректировки процесса обучения, построения образовательной траектории каждого курсанта, студента, слушателя полезно знание состояния их организационной лояльности.

Деятельность по повышению уровня организационной лояльности курсантов, студентов, слушателей способствует поиску путей совершенствования учебно-воспитательного процесса в Академии, личностно-профессиональному развитию обучающихся, их самореализации, укреплению профессионально значимой системы ценностей, в которой профессия не функционально автономное образование, а носитель, средство, воплощение высших ценностей, формирующихся в учебном заведении. В этом проявляется суть гуманистической сущности образования, гуманитарной составляющей подготовки кадров для работы в структурных подразделениях МЧС России. Все это делает проблему повышения уровня организационной лояльности обучающихся в военном образовательном учреждении актуальной.

Крушинская Т.Ф., Веретельникова A.C., Анощенкова А.И.

Литература

1. Большой энциклопедический словарь / под ред. A.M. Прохорова. — СПб: Норинт, 2002. 1456 с.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль: В 4 т. — М.: РИПОЛ классик. 2006. Т. 3. 544 с.

3. Доминяк В.И. Организационная лояльность: основные подходы / / Менеджер по персоналу // http://www.hrliga.com/index.php? module=profession&op=view&id=542 (дата обращения: 12.12.2016).

4. Доминяк В.И. Шкала организационной лояльности Дж.Мейера и Н.Аллен // http:// dominiak.spb.ru/lrc/locs.html (дата обращения: 16.09.2016).

5. Коваль Г.М., Синдеев С.А., Иванченко Д.11. Музей истории МПВО, ГО и РСЧС в учебно-воспитательной и научной деятельности Академии гражданской защиты МЧС России // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2016. №1. С. 3-10.

6. Кодекс чести сотрудника системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий // http://moscow.mchs.ru/Glavnoe_ иргаи1еп1е/1&^ек8_с11е8^ (дата обращения: 15.02.2017).

7. Харский К.В. Любого человека можно сделать лояльным / К.В. Харский // Отдел кадров. 2004. № 11. С. 99.

Рецензент: доктор педагогических наук, профессор Федотова Ю.Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.