УДК 159
Хосперс Е.А.
студент магистратуры Тольяттинский государственный университет (г. Тольятти, Россия)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ АУТОАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ, СВЯЗАННОГО С МОДИФИКАЦИЯМИ ТЕЛА, У СТУДЕНТОВ
Аннотация: в работе рассмотрена актуальность проблемы аутоагрессивного поведения, связанного с модификацией тела, которое становится все более заметной проблемой в современном обществе, особенно среди молодежи и студентов. В последние годы наблюдается рост интереса к модификации тела, который, в свою очередь, может быть связан с различными формами аутоагрессии. Эта статья рассматривает актуальность данной проблемы, статистику и возможные причины такого поведения среди студентов.
Ключевые слова: аутоагрессивное поведение, саморазрушающее поведение, модификации тела.
Аутоагрессивное поведение — это серьезная проблема, которая все чаще привлекает внимание исследователей, психологов и педагогов, особенно в контексте молодежной аудитории. В последние годы наблюдается рост случаев самоповреждающего поведения среди студентов, что вызывает обеспокоенность как у специалистов, так и у общества в целом. Одним из факторов, способствующих этому явлению, является модификация тела, которая может принимать различные формы: от пирсинга и татуировок до более радикальных изменений, таких как хирургические операции [1].
По статистике, около 20% студентов в возрасте от 18 до 24 лет хотя бы раз в своей жизни прибегали к самоповреждающему поведению. Это может быть вызвано множеством факторов, включая стресс, давление со стороны
сверстников и низкую самооценку. Модификация тела, как способ выражения себя или борьбы с внутренними переживаниями, может привести к тому, что студенты начинают воспринимать аутоагрессивное поведение как норму.
Одной из причин, по которой студенты могут прибегать к самоповреждению, является стремление к принятию и признанию в обществе. В эпоху социальных сетей, где внешний вид и самовыражение становятся важными аспектами жизни молодежи, некоторые студенты могут чувствовать необходимость в модификации тела для того, чтобы соответствовать определенным стандартам красоты или индивидуальности. Это давление может привести к тому, что они начинают экспериментировать с опасными и потенциально вредными методами.
Кроме того, стоит отметить, что многие студенты не всегда осознают последствия своих действий. Мифы о том, что модификация тела — это безопасный способ справиться с эмоциональными проблемами, могут вводить в заблуждение. На практике, такие действия зачастую приводят к серьезным физическим и психологическим последствиям, включая инфекции, рубцы и даже более глубокие проблемы с психическим здоровьем.
Важным аспектом решения проблемы аутоагрессивного поведения является информирование студентов о рисках, связанных с модификацией тела. Образовательные программы, направленные на повышение осведомленности о психическом здоровье и безопасных способах самовыражения, могут сыграть ключевую роль в предотвращении самоповреждающего поведения.
Самоповреждающее поведение, также известное как аутоагрессивное поведение, представляет собой сложное и многогранное явление, которое затрагивает различные аспекты психического здоровья. В последние годы в России наблюдается рост интереса к данной теме, что связано с увеличением случаев самоповреждений среди молодежи и подростков. В данной статье мы рассмотрим статистику по самоповреждающему поведению в России, а также факторы, способствующие его возникновению.
Самоповреждающее поведение включает в себя действия, при которых человек сознательно наносит вред своему телу, например, резка кожи, ожоги или другие формы физического ущерба. Это поведение часто связано с эмоциональной болью, стрессом или внутренними конфликтами. Люди, практикующие самоповреждение, могут не иметь намерения покончить с собой, однако их действия могут привести к серьезным последствиям для здоровья.
Согласно данным различных исследований, самоповреждающее поведение в России стало более распространенным в последние годы. По статистике, около 15-20% подростков и молодежи в возрасте от 12 до 24 лет хотя бы раз в жизни испытывали желание причинить себе вред. Это вызывает серьезные опасения как у специалистов в области психического здоровья, так и у родителей.
Исследования показывают, что самоповреждающее поведение чаще встречается у девушек, чем у юношей. По данным опросов, около 25% девушек в возрасте 14-17 лет признаются в том, что испытывали мысли о самоповреждении, в то время как среди юношей этот показатель составляет около 10%. Это может быть связано с различиями в эмоциональной регуляции и социальных ожиданиях, а также с тем, что девушки чаще открыто говорят о своих чувствах и переживаниях.
Статистика также показывает, что уровень самоповреждающего поведения варьируется в зависимости от региона. В крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, случаи самоповреждений фиксируются чаще, чем в сельских районах. Это может быть связано с более высоким уровнем стресса, связанным с городской жизнью, а также с доступом к информации и ресурсам, которые могут способствовать формированию такого поведения.
Актуальность проблемы аутоагрессивного поведения можно подтвердить и тем, что распространенность этого феномена привела к появлению устойчиво употребляемого в обществе понятия self-harm (селфхарм). Самоповреждения -осознанное нанесение физических повреждений на собственное тело без суицидальных намерений. В большинстве случаев это выражается в порезах в
области предплечья, нанесенных острыми предметами. Фото изрезанных рук, представленных в виде "красивых картинок", активно заполоняют социальные сети. В подростковой субкультуре это воспринимается как некий признак романтизма и вызывает восхищение среди сверстников [1].
Несмотря на рост количества актов аутоагрессии, само явление недостаточно изучено. Так к началу двадцать первого века несуицидальное самоповреждающее поведение (НССП) выделено в качестве классификационной единицы. За период с 2006 по 2024 гг. появилось множество общественных организаций, оказывающих помощь людям с аутоагрессивным поведением, например, Международное общество изучения самоповреждений.
Существует множество факторов, способствующих развитию самоповреждающего поведения. Найденные в соответствующей литературе на немецком языке попытки объяснения самоповреждающего поведения по П. Брезовски (P. Brezovsky, 1985), Х. Мюль (H. Mühl, 1996), Г. Тойниссен (G. Theunissen, 2000) и др. делятся следующим образом на: корни в психологии развития: аутоагрессия как сопровождающее явление тяжелого душевного заболевания [4]. Так, депрессия, тревожные расстройства и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) могут значительно увеличить риск самоповреждений.
Молодые люди, испытывающие трудности в общении с окружающими или находящиеся в состоянии социальной изоляции, могут быть более подвержены самоповреждающему поведению.
Негативная атмосфера в семье, конфликты и насилие могут способствовать возникновению аутоагрессивного поведения.
В условиях современного мира, когда социальные сети играют значительную роль в жизни молодежи, кибербуллинг становится одним из факторов, способствующих самоповреждению.
Анализируя причины, указанные в источниках на английском, немецком и русском языках, становится ясным, что самоповреждающее поведение связано с ощущением невозможности действовать на минимизирование или
освобождение от эмоций, которые трудно выносимы. Личность пытается таким образом унять душевную боль [4].
Профилактика самоповреждающего поведения требует комплексного подхода, включающего как образовательные программы, так и психологическую поддержку. Важно обучать молодежь навыкам эмоциональной регуляции и стрессоустойчивости, а также создавать безопасную среду для обсуждения своих чувств.
Самоповреждающее поведение — это серьезная проблема, требующая внимания как со стороны общества, так и со стороны медицинских и образовательных учреждений. Статистика показывает, что это явление становится все более распространенным в России, особенно среди молодежи.
Актуальность проблемы аутоагрессивного поведения, связанного с модификацией тела, у студентов нельзя недооценивать. Необходимы усилия для повышения осведомленности о проблеме, а также для разработки эффективных программ профилактики и лечения. Только совместными усилиями можно снизить уровень самоповреждающего поведения и помочь молодежи найти более здоровые способы справляться с эмоциональными трудностями. Образование, поддержка и открытый диалог о психическом здоровье могут помочь снизить уровень самоповреждающего поведения и создать более безопасную среду для самовыражения молодежи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Рудина А.В. Лакреева А.В. Аутоагрессивное поведение: подходы к определению феномена // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2018. - №1 (20). Т.2 С.81-83;
2. Гришин К.Д. Изучение зарубежными учеными конца XX - начала XXI века проявлений агрессии // Молодой ученый. - 2023. - № 22 (469). - С.362-365. -URL: http://moluch.ru/469/103541;
3. Узлов Н.Д., Узлов А.Н. Модель превенции суицида в условиях учебного заведения // Суицидология. 2010. № 1. С. 75;
4. Чернова А.А., Ким В.В. Обзор российских и зарубежных исследований по проблеме аутоагрессивного поведения личности // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2022. Т. 11. № 6А. С. 262-271. DOI: 10.34670/AR.2023.54.36.028
Hospers E.A.
Tolyatti State University (Tolyatti, Russia)
RELEVANCE OF PROBLEM OF AUTOAGGRESSIVE BEHAVIOR ASSOCIATED WITH BODY MODIFICATIONS IN STUDENTS
Abstract: the paper considers the relevance of the problem of autoaggressive behavior associated with body modification, which is becoming an increasingly noticeable problem in modern society, especially among young people and students. In recent years, there has been an increase in interest in body modification, which, in turn, may be associated with various forms of autoaggression. This article examines the relevance of this problem, statistics, and possible causes of such behavior among students.
Keywords: Quto-aggressive behavior, self-destructive behavior, body modification.