Научная статья на тему 'Актуальность применения лизинга в современных условиях'

Актуальность применения лизинга в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6061
500
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность применения лизинга в современных условиях»

О.А. НИКОЛАЕВ

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЛИЗИНГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В современных условиях основная часть промышленных предприятий Российской Федерации, как правило, не способна оплачивать сразу приобретение новой техники, хотя постепенный возврат - в большинстве случаев - может осуществлять за счет доходов от ее эксплуатации. При этом и производители промышленной техники не в состоянии помочь потребителям решить эту проблему, так как сами нуждаются в значительных оборотных средствах для организации производства.

В результате российские промышленные предприятия, используя связанные инвестиционные кредиты, приобретают оборудование, машины, суда и другую технику зачастую у иностранных производителей, которые широко используют отработанный в западных странах рыночный опыт по передаче различной техники через механизм лизингового кредитования.

К сожалению, на эту проблему на данном этапе эффективно повлиять не может и государство, хотя поддержать реальные проекты необходимыми гарантиями оно способно, что может быть использовано при заимствовании капитала как у отечественных инвесторов, так и у зарубежных.

На территории России лизинг использовался еще в советское время для приобретения морских и воздушных судов через внешнеэкономические организации. Но объемы этих операций были незначительны. Поэтому отправной точкой активного развития российского лизинга можно считать начало 1990-х годов, когда в России стали появляться первые коммерческие лизинговые компании. В своем большинстве первые лизинговые компании были образованы коммерческими банками.

К середине 1990-х годов, оценив потенциальные возможности и преимущества лизинга для дальнейшего экономического развития страны, правительство РФ приняло ряд постановлений, направленных на поддержку развития лизингового сектора. В результате на рынке стали появляться новые компании, в том числе и крупные, учрежденные финансово-промышленными группами для технического переоснащения входящих в их состав предприятий. В 1994 г. 15 лизинговых компаний объединились в профессиональную Ассоциацию российских лизинговых компаний «Рослизинг». В 1997 г. в «Рослизинг» уже вошло 47 компаний, а в 1998 г. - 56. Серьезное стимулирующее воздействие на развитие лизинга оказали два постановления правительства РФ. Первое из них, Постановление №1133 (ноябрь 1995 г.), разрешает лизингополучателям относить лизинговые платежи на себестоимость продукции в полном объеме. Второй документ, Постановление №752 (июнь 1996 г.), позволяет участникам лизинговой сделки применять ускоренную амортизацию переданного в лизинг оборудования [2].

Упадок российского финансового сектора, последовавший за кризисом в августе 1998 г., оказал значительное влияние на развитие лизинга в России. Прежде всего, он привел к резкому сокращению долгосрочного банковского кредитования. Как следствие, многие лизинговые компании приостановили свою деятельность. Кроме того, объем лизинговых сделок упал приблизительно с 1,4 млрд до чуть более 400 млн долл. США.

В послекризисный период продолжали создаваться новые лизинговые компании. За один год, прошедший с момента кризиса, лицензии на осуществление лизинговой деятельности получили 317 компаний, что могло расцениваться как рост отрасли на 51%. Рост российской экономики, безусловно, повлиял на сектор лизинговых услуг. Успешно развивались лизинговые компании с опытным и профессиональным руководством, независимые от банков, пострадавших от кризиса, и же-

лающие принимать на себя риски, связанные с лизинговой деятельностью. Банки по-прежнему неохотно выдавали средне- и долгосрочные кредиты, поэтому лизинговые компании были вынуждены прибегнуть к другим источникам финансирования. Помимо расширения кредитной базы лизинговые компании также расширяли свою клиентскую базу и спектр оборудования, с которым они работали.

За период 2001 - первая половина 2002 гг. российский сектор лизинговых услуг продолжал развиваться. Объем российского рынка лизинговых услуг по стоимости оборудования в 2001 г. составил 1,7 млрд долл. США [5].

В начале 2002 г. происходило дальнейшее развитие сектора лизинговых услуг. Этому способствовали несколько причин макроэкономического уровня. Продолжился экономический рост, хотя темпы его по сравнению с предыдущим годом снизились. С начала 2002 г. вступила в действие гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующая порядок взимания налога на прибыль организаций, в которой сохранены все существующие преимущества лизинга. Кроме того, с принятием поправок к Закону о лизинге, которые привели Закон в соответствие с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ, значительно уменьшились юридические риски, связанные с заключением лизинговых сделок. В начале 2002 г. наблюдается поступательный рост объемов банковского кредитования, в связи с чем для лизинговых компаний несколько увеличилась доступность финансирования. Кроме того, за годы, прошедшие после кризиса, лизинговые компании занимались расширением возможностей финансирования своих сделок и установили стабильные отношения с поставщиками.

По мнению ведущих аналитиков, как российских, так и зарубежных, дальнейший рост российской экономики будет определяться двумя факторами: внутренним - проведением реформ и внешним - ценой нефти на мировых рынках. Так, в отчете Всемирного банка, опубликованном в мае 2002 г., дается следующая оценка: при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре и проведении реформ Россия может достигнуть среднегодовых темпов роста на уровне 5,2% в 2002-2010 гг. Однако для обеспечения такого экономического роста необходимо, чтобы инвестиции в основной капитал ежегодно росли на 17%, что является очень большим темпом прироста. При более пессимистичном сценарии возможные темпы роста оценивались не более чем в 1,5% в год. По мнению многих аналитиков, источниками дальнейшего экономического роста могут стать развитие сектора малого бизнеса и рост инвестиций. Российские эксперты считают, что в российской экономике имеются возможности для увеличения темпов роста. Среди возможных источников роста часто упоминаются малый бизнес и инвестиции. При этом объем российского рынка лизинговых услуг достигнет 2,3 млрд в 2002 г. и 2,8 млрд долл. США - в 2003 г. [5, с. 13-14, с. 34-35].

Необходимо отметить, что в России в первой половине 1990-х годов применение лизинга было вызвано желанием выделить новый вид аренды - финансовый (слово «лизинг» является русской транскрипцией соответствующего термина «lease», что в переводе означает «аренда») [1, с. 187]. Не случайно первый нормативный документ - Указ Президента России от 17.09.94 г. №1929, касающийся лизинга, называется «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности». Финансовый лизинг - это комплекс имущественных и экономических отношений, возникающий в связи с приобретением в собственность имущества и последующей сдачей его во временное владение и пользование за определенную плату [7, с. 5].

Законодательство Российской Федерации (Федеральный Закон РФ от 29 октября 1998 г. «О лизинге» №164-ФЗ.) в отношении лизинга во многом следует Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттава, 28 мая

1988 г.), решение о присоединении к которой по инициативе Правительства РФ Государственная Дума приняла 16 января 1998 г. Конвенция предполагает регулирование международных отношений только по финансовому лизингу. Таким образом, Федеральный закон «О лизинге» и Конвенция УНИДРУА регулирует вопросы, возникающие при заключении и исполнении договоров, связанных с операциями по финансовому лизингу.

Целями настоящего Федерального закона являются развитие форм инвестиций в средства производства на основе операций лизинга, защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования. В настоящем Федеральном законе определены правовые и организационно-экономические особенности лизинга.

Анализ отечественных и зарубежных научных работ по лизингу выявил три существенных момента. Во-первых, в отечественных работах зачастую отсутствует анализ внешней среды - региональных условий, которые обосновывают корректное использование выбранной схемы лизинга. Во-вторых, наибольшая сложность состоит именно в постановке задачи. Постановка задачи начинается с выбора и обоснования системы критериев, на которых в последующем может быть построена система, позволяющая повысить эффективность применения лизинга. В-третьих, различия в определении лизинга. Определение критериев эффективности лизинга в условиях трансформирующейся экономики - важнейшая проблема при формировании общепринятого понимания лизингового процесса. В то же время в отечественных работах недостаточно уделено внимания оценке экономического эффекта лизинга с учетом региональных особенностей.

Федеральный закон «О лизинге» определяет лизинг как: «...вид инвестиционной деятельности, по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим и юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингодателем» [8].

В то же время любое определение лизинга является ограниченным и не может учесть всех форм проявления этого нового кредитного инструмента.

Основными видами лизинга, признанными во всем мире, являются финансовый лизинг и оперативный лизинг, а критериями для такого разграничения служат срок использования оборудования и объем обязанностей лизингодателя.

Оперативный лизинг характеризуется тем, что срок лизинга короче, чем нормативный срок службы имущества, и лизинговые платежи не покрывают полной стоимости имущества. Поэтому лизингодатель вынужден его сдавать во временное пользование несколько раз, так как для него возрастает риск по возмещению остаточной стоимости объекта лизинга. В связи с этим при прочих равных условиях размеры лизинговых платежей в случае оперативного лизинга выше, чем при финансовом лизинге.

Финансовый лизинг представляет собой лизинг имущества с полной выплатой стоимости имущества и характеризуется тем, что срок, на который передается имущество во временное пользование, приближается по продолжительности к сроку эксплуатации и амортизации всей или большей части стоимости имущества. В течение срока договора лизингодатель за счет лизинговых платежей возвращает себе всю стоимость имущества и получает прибыль от лизинговой сделки. При финансовом лизинге, как правило, обязанность по техническому обслуживанию и страхованию ложится на лизингополучателя. Этот вид лизинга является наиболее распространенным и содержит в себе множество различных форм, которые получили самостоятельное название.

Отличительные особенности использования производителем кредитного и лизингового механизмов приведены в таблице [4, с. 12].

Отличительные особенности использования кредитных и лизинговых механизмов

Кредит Лизинг

Инвестиции направляются на любую предпринимательскую деятельность Инвестиции направляются на активизацию производственной деятельности, развитие и модернизацию мощностей

Контроль за целевым расходованием средств затруднен из-за отсутствия действенных инструментов Гарантирован контроль за целевым использованием средств, так как в лизинг отдается конкретно оговоренное имущество (оборудование, машины, суда и др)

Необходима 100%-ная гарантия возврата кредита и процентов за его использование Размер гарантий снижается на стоимость передаваемого в лизинг имущества (оборудования, машин, судов и др.), которое само является гарантией

Приобретенное имущество отражается на балансе предприятия, на него начисляется амортизация Имущество отражается на балансе лизингодателя или предприятия-лизингополучателя; начисляется ускоренная амортизация (с коэффициентом 3)

Плата за кредит покрывается за счет полученных предприятием доходов, на которые начисляются все предусмотренные налоги Лизинговые платежи (включаются в себестоимость продукции) снижают налогооблагаемую базу и стимулируют развитие производства

Как известно, имущество, переданное в лизинг, в течение срока действия договора является собственностью лизингодателя. При этом в договоре предусматриваются условия перехода права собственности на лизинговое имущество к лизингополучателю как до истечения срока договора, так и после него.

По мнению зарубежных специалистов, для того, чтобы отношения финансовой аренды были экономически выгодными для сторон, первоначальный срок аренды должен составлять 50-75% от срока эффективной службы оборудования. Точно так же и в российском законодательстве лизинговые отношения были привязаны к «нормативному сроку службы» (сроку амортизации), и первоначальный срок лизинга, согласно временному положению, должен был быть близким к нормативному сроку службы имущества, а сумма лизинговых платежей - близкой к стоимости передаваемого в лизинг имущества в ценах на момент заключения договора лизинга.

Плата за пользование лизинговым имуществом осуществляется лизингополучателем в виде лизинговых платежей, уплачиваемых лизингодателю. Размеры, способ, форма и периодичность выплат устанавливаются по соглашению сторон. Как правило, общая сумма лизинговых платежей включает [7, с. 120-124]:

- сумму, возмещающую стоимость лизингового имущества;

- плату лизингодателю за использование кредитных ресурсов на приобретение имущества по лизинговому договору;

- комиссионное вознаграждение лизингодателю;

- плату за страхование имущества, если оно застраховано лизингодателем;

- плату за дополнительные услуги лизингодателю, предусмотренные договором;

- сумму налога на лизинговое имущество;

- иные затраты лизингодателя, предусмотренные договором.

Вся сумма лизинговых платежей у лизингополучателя относится на себестоимость производимой им продукции, что снижает налогооблагаемую базу [6].

Лизинговый механизм имеет преимущества и в объемах гарантий, необходимых для инвесторов: при кредитном варианте инвестор требует 100%-ной гарантии возврата средств и процентов по кредиту, в то время как при реализации

лизингового процесса требования инвестора к гарантиям могут быть снижены до 40% в зависимости от схемы лизинга и условий лизингового контракта. Как известно, инвестирование, в том числе и через лизинговый механизм, во многом зависит от надежности гарантии возврата вложенных средств, страховой защиты от потерь в результате неисполнения обязательств из-за временной или полной неплатежеспособности лизингополучателя.

Каждый инвестор заинтересован в уменьшении риска при инвестировании. При этом считается, что риски арендного и кредитного финансирования примерно одни и те же, поскольку кредиторы и лизингодатели максимально приближают условия аренды к условиям кредита [3, с. 20-23].

Снижению инвестиционных рисков способствует государственная финансовая поддержка по определенным категориям инвестиционных проектов (в том числе и лизинговых), обеспечивающих производство продукции:

- не имеющей зарубежных аналогов - 50%;

- экспортной (не сырьевых отраслей), имеющей спрос на внешнем рынке на уровне лучших мировых образцов, - 40%;

- импортозамещающей с более низким уровнем цен на нее по сравнению с импортной - 30%;

- пользующейся спросом на внутреннем рынке - 20%.

При этом размер государственной поддержки в виде гарантий устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать 60% заемных средств, необходимых для его реализации.

Актуальность развития лизинга обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования, необеспеченность запасными частями и т.д.).

По нашему мнению, лизинг в условиях реформирования социально-экономической системы Российской Федерации является одним из немногих инструментов государственной политики поддержки товаропроизводителя.

Литература

1. Англо-русский и русско-английский словарь / Под ред. О.С. Ахмановой, А.М. Уилсон. Бишкек: КФ МЦ «ТКИСО», 1995. 672 с.

2. Гараджа М. Краткий обзор рынка финансовой аренды в России // Лизинг - Курьер. Информационный бюллетень. М.: Группа по развитию лизинга Международной Финансовой Корпорации (!РС). 1999. №1 (1). Январь-февраль. 46 с.

3. Лелецкий Д. Банковское финансирование лизинга и кредитная структура займа и аренды // Лизинг-ревю. 1998. № 9/10. С. 20-30.

4. Лещенко М.И. Основы лизинга: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. 336 с.: ил.

5. Обзор рынка 2001-2002. Международная финансовая корпорация. М., 2002. 119 с. При финансовой поддержке Канадского агентства Международного развития (СЮА).

6. Паничев Н.А., Лещенко М.И., Кальченко В.Н. Лизинг в станкостроении. М.: Машиностроение, 1996. 192 с.

7. Прилуцкий Л.Н. Финансовый лизинг. Правовые основы, экономика, практика. М.: Издательство «Ось-89», 1997. 272 с.

8. Федеральный Закон от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 №10-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 24.12.2002 №176-ФЗ, от 23.12.2003. №186-ФЗ).

НИКОЛАЕВ ОЛЕГ АЛЕКСЕЕВИЧ родился в 1969 г. Окончил Чувашский государственный университет. Заместитель генерального директора ЗАО ПСФ «Телефонстрой». Область научных интересов - исследование экономической сущности лизинга и поиска эффективных методов его реализации на уровне региона. Автор 9 научных публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.