Научная статья на тему 'Актуальность применения электронных стрелковых тренажеров на занятиях по огневой подготовке в военных учебных заведениях'

Актуальность применения электронных стрелковых тренажеров на занятиях по огневой подготовке в военных учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1446
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Типушкин В. Н.

Электронный стрелковый тренажер «СКАТТ», интерактивный тир «РУБИН», актуальность применения в процессе обучения огневой подготовке. Применение современных технических средств обучения в целях повышения эффективности обучения курсантов первоначальным навыкам стрельбы из пистолетов на занятиях по огневой подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Типушкин В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность применения электронных стрелковых тренажеров на занятиях по огневой подготовке в военных учебных заведениях»

2. Ефимова И.В., Будыка Е.В., Проходовская Р.Ф. Психифизиологиче-ские основы здоровья студентов: учеб. пособие. - Иркутск: Иркут. ун-т, 2003. - 124 с.

3. Лях В.И. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: пособие для учителя. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 125 с.

4. Физическая культура. Примерная программа для средних специальных учебных заведений. - М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2003. - 24 с.

5. Физическая культура: учеб. пособие для студентов средних профессиональных учеб. заведений / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицин, Р.Л. Пол-тиевич, Г.И. Погадаев. - 6-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 176 с.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СТРЕЛКОВЫХ ТРЕНАЖЕРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ В ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

© Типушкин В.Н.*

в/ч 2567, г. Голицыно

Электронный стрелковый тренажер «СКАТТ», интерактивный тир «РУБИН», актуальность применения в процессе обучения огневой подготовке.

Применение современных технических средств обучения в целях повышения эффективности обучения курсантов первоначальным навыкам стрельбы из пистолетов на занятиях по огневой подготовке.

Огневая подготовка является одним из ведущих предметов обучения в войсках в современных условиях. Цель ее - обучить военнослужащего умелому и полному использованию высоких огневых возможностей оружия в различных условиях обстановки.

Задача огневой подготовки состоит в том, чтобы обучить военнослужащих умелому и полному использованию высоких огневых возможно -стей стрелкового оружия для поражения различных целей с минимальной затратой боеприпасов и времени на выполнение поставленной огневой задачи.

Огневая подготовка в значительной мере определяет степень боеготовности подразделений и является одним из ведущих предметов в общей системе обучения сотрудников и подразделений в целом.

* Научный сотрудник кафедры Огневой подготовки

Под процессом обучения следует понимать деятельность командиров и подчиненных в военном учебном заведении, деятельность преподавателя и курсанта, направленную на усвоение определенных знания, и приобретение умений и навыков, а также на формирование высоких морально-боевых качеств.

В военных учебных заведениях в последние годы внедряются в учебный процесс большое количество технических средств обучения с разными характеристиками, в том числе и такими, которые подходят к условиям обучения огневой подготовке курсантов, как будущих офицеров подразделений.

Изучение педагогического опыта по применению электронных стрелковых тренажеров показывает, что наилучшим способом повышения успеваемости обучаемых является наглядность обучения.

В процессе обучения и преподаватель, и обучающийся используют определенные средства, своеобразные инструменты, которые помогают обучению, повышают его качество и эффективность учебной деятельности.

В дидактике под средствами обучения понимают специально разработанные материальные предметы, оборудование, устройства, которые наряду с речью преподавателя используются для передачи информации.

В военной педагогике средства обучения рассматриваются в более широком плане. К данной категории относятся и электронные стрелковые тренажеры, применяемые для обучения курсантов на занятиях по огневой подготовке и стрелковых тренировках.

Электронные стрелковые тренажеры, называемые иногда дидактической техникой, служат для решения определенных задач обучения - формирования умений и навыков при решении практических задач по огневой подготовке.

По дидактическому назначению средства обучения подразделяются на несколько группах:

- средства передачи информации, которые служат для доведения учебного материала до обучаемых, воздействуя на разные органы чувств;

- средства тренажа, предназначенные для привития и совершенствования навыков работы с приборами, устройствами и оружием;

- средства контроля знаний обеспечивают автоматизацию проверки и оценки усвоения учебного материала, создавая быструю обратную связь и самоконтроль в процессе обучения.

Электронные стрелковые тренажеры призваны расширить возможно -сти преподавателя в усилении его воздействий с точки зрения повышения качества усвоения курсантами учебного материала, а также повышения эффективности обучения в целом.

В целях повышения эффективности учебного процесса входе изучения предмета «Огневая подготовка» необходимо:

- включить в тематический план вопросы по порядку применения электронных стрелковых тренажеров «СКАТТ», интерактивного тира «Рубин»;

- активно применять на занятиях и стрелковых тренировках при обучении выполнению упражнений начальных, учебных и спортивных стрельб.

Основной формой обучения огневой подготовки является практическая работа с оружием, которая углубляет теоретические познания, формирует прочные умения и навыки. Умение стрелять требует постоянной практической тренировки. Именно эта принципиальная особенность определила развитие технических средств, используемых при обучении стрельбе.

Средства обучения постоянно развиваются, обновляются. Особенно это заметно, если проследить их изменение на протяжении последних 10 лет. Подтверждение этому - электронный стрелковый тренажер «СКАТТ», интерактивный тир «Рубин».

Электронный стрелковый тренажер «СКАТТ» позволяет обучать производстве выстрела, стрельбе по неподвижным целям.

Интерактивный тир «Рубин» может использоваться при решении различных огневых задач, с учетом моделирования ситуаций, при несении караульной службы, при выполнении упражнений стрельб.

Данные образцы позволяют совершенствовать навыки при выполнении упражнений учебных стрельб, так же выработке однообразии прицеливания и моделировании условия упражнения.

В стенах Голицынского пограничного института электронный стрелковый тренажер «СКАТТ» и интерактивный тир «Рубин» активно применяются на занятиях по огневой подготовке. Быстро внедряемые в образовательный процесс многих учебных заведений, данные средства требуют соответствующей учебно-методической разработки, информационной и практической подготовленности преподавателей.

Необходимо учитывать, что электронные стрелковые тренажеры в силу своей относительной «молодости» только сейчас занимают определенное место во всей системе подготовки курсантов и могут быть эффективными при умелом использовании их возможностей преподавательским составом.

На сегодняшний день на кафедре огневой подготовки Голицынского пограничного института развёрнуты и экспериментально используются в ходе занятий по огневой подготовке интерактивный тир «Рубин» (рис. 2-3)

Развернуты 8 направлений электронного стрелкового тренажера «СКАТТ» (рис. 1).

Наибольший интерес вызывает конструктор видеосюжетов, применение которого предполагает:

1. Моделирование условий служебных действий, обуславливающих применение ими оружия при несении службы.

2. Подготовку сценария видеосюжета.

3. Съёмку видеосюжета со всеми возможными вариантами результатов применения оружия.

4. Юридическую оценку сюжета на предмет правомерности применения оружия.

5. Выработку оценочных показателей действий стреляющего.

6. Оценку психологический условий применения оружия.

Рис. 3. Рис. 4.

Каковы же предварительные результаты? Представим их подробнее.

1. Интерактивный тир «Рубин» являясь эффективным средством реализации педагогических технологий на занятиях по огневой подготовке, значительно повышает уровень подготовленности обучающихся.

2. Тренировки, проводимые накануне отработки упражнений стрельб позволяют изучить условия упражнений, приёмы и правила стрельбы, что повысит качество выполнения упражнений стрельб с боевыми патронами.

3. Применение оборудования интерактивного тира «Рубин» позволяет комплексировать занятия по различным предметам, приблизить процесс обучения к реальным условиям.

4. Возможности интерактивного тира значительно превышают стрельбищное оборудование в выборе вариантов, наглядности и достоверности, но не может заменить стрельбу боевым патроном на реальной местности.

Таким образом, мы можем сделать вывод:

1. Теория и практика огневой подготовки в военных учебных заведениях традиционно придавала важнейшее значение развитию технических средств обучения, разрабатывая их как в соответствии с появлением новых модификаций оружия, так и в соответствии с требованиями условий служебной обстановки.

2. Технические средства обучения, используемые в процессе огневой подготовки, существенно изменяются в связи с разработкой электронной, компьютерной и лазерной техники.

3. Современные технические средства обучения огневой подготовки возникли с одной стороны - как запрос времени к уровню и качеству огневой подготовленности выпускников военных учебных заведений, с другой - связаны с быстрым развитием электронной компьютерной техники.

Список литературы:

1. Педагогика. Курс лекций / Б.Т. Лихачев. - М., 1993.

2. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. - М., 2004.

3. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова. - М., 2005.

4. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М., 2005.

5. Игровое моделирование в деятельности педагога / А.П. Панфилова - М., 2006.

6. Компьютерный стрелковый тренажер «СКАТТ». Методика обучения стрельбе / Н.В. Ковшов, Е.В. Шестопалова.

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

© Тюрина С.Ю.*

Ивановский государственный энергетический университет, г. Иваново

В статье рассматривается понятие педагогическая технология. Представлен опыт использования технологии Языкового портфеля при под-

* Доцент кафедры Интенсивного изучения английского языка, к.ф.н., доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.