Научная статья на тему 'Актуальность применения бюджетирования на предприятии в сфере гостеприимства, находящемся на стадии проекта, расположенного на территории ОЭЗ'

Актуальность применения бюджетирования на предприятии в сфере гостеприимства, находящемся на стадии проекта, расположенного на территории ОЭЗ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сезонность / бюджетирование / инвестиции / бизнес-план / seasonality / budgeting / investment / business plan

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И. В. Сорокина, А. С. Соболев, И. В. Боровских

В статье рассматривается проблема планирования деятельности гостиничного предприятия, а также возможности внедрения системы бюджетирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALITY OF APPLICATION OF BUDGETING AT THE ENTERPRISE IN HOSPITALITY SPHERE, AT THE STAGE OF THE PROJECT LOCATED IN THE TERRITORY OF SEZ

The article considers the problem of planning the activity of a hotel enterprise, as well as the possibilities of introducing a budgeting system

Текст научной работы на тему «Актуальность применения бюджетирования на предприятии в сфере гостеприимства, находящемся на стадии проекта, расположенного на территории ОЭЗ»

УДК 338.984

И.В. Сорокина

студент,

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»,

г. Иркутск

А.С. Соболев

старший преподаватель, кафедра предпринимательства и управления в сфере услуг и рекламы, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»,

г. Иркутск

И.В. Боровских

канд. экон. наук, доцент, кафедра предпринимательства и управления в сфере услуг и рекламы, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»,

г. Иркутск

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ В СФЕРЕ ГОСТЕПРИИМСТВА, НАХОДЯЩЕМСЯ НА СТАДИИ ПРОЕКТА, РАСПОЛОЖЕННОГО НА ТЕРРИТОРИИ ОЭЗ

Аннотация. В статье рассматривается проблема планирования деятельности гостиничного предприятия, а также возможности внедрения системы бюджетирования.

Ключевые слова: сезонность, бюджетирование, инвестиции, бизнес-план.

I.V. Sorokina, Irkutsk State University, Irkutsk

A.S. Sobolev, Irkutsk State University, Irkutsk

I.V. Borovskikh, Irkutsk State University, Irkutsk

ACTUALITY OF APPLICATION OF BUDGETING AT THE ENTERPRISE IN HOSPITALITY SPHERE, AT

THE STAGE OF THE PROJECT LOCATED IN THE TERRITORY OF SEZ

Abstract. The article considers the problem of planning the activity of a hotel enterprise, as well as the possibilities of introducing a budgeting system.

Keywords: seasonality, budgeting, investment, business plan.

Согласно Федеральному закону, особая экономическая зона (далее ОЭЗ) - часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться упрощенная процедура свободной таможенной зоны [7]. ОЭЗ является мощным инструментом для саморазвития регионов и представляет собой взаимовыгодное сотрудничество бизнеса и государства. Для предпринимателя участие в проектах на территории ОЭЗ привлекательно в плане минимизации рисков в условиях нестабильности рынка. Для государства ОЭЗ рассматривается как помощь в развитии отечественных отраслей экономики, а для регионов - это возможность снизить уровень безработицы, повысить эффективность работы предприятий в сфере гостеприимства и туризма, а также обеспечить экономический рост территории.

Туристский рынок особой экономической зоны является перспективной отраслью для развития экономики Иркутской области. Однако объективно сказывающиеся факторы, в частности сезонность, предполагают цикличность деятельности предприятий в этой сфере, что негативно сказывается на ценообразовании, спросе, развитии инфраструктуры в целом.

Проблемы гостиничных предприятий, действующих в условиях сезонности

Причина сезонного спада - это снижение покупательской активности, следовательно, фактор сезонности влияет на объем реализации услуг гостиничного бизнеса на территории

ОЭЗ. Сезонность спроса обусловлена различными факторами, такими как деловая активность, праздничные дни, времена года, бюджетные средства, сила привычки и другие социально-экономические факторы.

К территории ОЭЗ в Иркутской области относятся участки в районе населенного пункта Большое Голоустное и города Байкальск (горнолыжный курорт «Гора Соболиная), а приоритетным направлением развития рассматривается деятельность в сфере гостеприимства и туризма. В частности, г. Байкальск рассматривается с точки зрения развития горнолыжного туризма. В связи с этим «пик» спроса на услуги в данной сфере приходится на период с середины ноября до конца марта, что является самой большой проблемой гостиничных предприятий в условиях сезонности на территориях ОЭЗ Иркутской области.

Существует ряд других проблем сезонного спада на услуги в гостиничном бизнесе: мировой экономический кризис и изменения курса валют, социальные факторы (отпуска, студенческие и школьные каникулы), выживание в условиях конкурентной борьбы, а также лидерство в борьбе с конкурентами в условиях сезонности [2], крупные финансовые неудачи и банкротство, отсутствие роста объема предоставляемых услуг, низкий порог рентабельности, отсутствие эффективности управления в сфере гостиничного бизнеса, низкая деловая активность (оборачиваемость).

Какие существуют решения проблемы сезонности гостиничного предприятия?

Имеет ли смысл корректировать сезонность, если это слишком затратно, рискованно, или если предприятие привыкло к определенному ритму и использует его в своих целях? На гостиничных предприятиях, расположенных на серьёзном удалении от областного центра, сезон оказания услуг короткий; разница между продажами в период спада и на пике может составлять до 90%. У компании в таком случае есть два пути - стимулировать оказание услуг в межсезонье или корректировать дополнительные услуги, ассортимент, таким образом диверсифицируя деятельность предприятия в «низкий» сезон.

Распространены следующие организационно-экономические меры по корректировке сезонных спадов:

1. программа повышения лояльности постоянных клиентов;

2. скидки и акции при покупке несезонных услуг и товаров;

3. разработка и продвижение новых видов турпродукта, не подверженных сезонным колебаниям;

4. совершенствование качественных характеристик сервиса;

5. сохранение средней численности постоянного персонала, который в межсезонье работает по сбалансированному графику работ;

6. привлечение временного персонала или сотрудников с частичной занятостью в период «пикового» спроса;

7. применение инновационных методов обслуживания клиентов.

Самый эффективный путь для борьбы с сезонными колебаниями - это сглаживание пиков сезонности, а также маневрирование между стимулирующими мерами и сокращением расходов. Одним из способов решения проблемы сезонности является внедрение системы бюджетирования.

Бюджетирование может рассматриваться в качестве успешного примера повышения эффективности деятельности гостиничного предприятия

Рассмотрим определения бюджетирования некоторыми авторами.

Е.Ю. Добровольский бюджетированием называет процедуру составления и принятия бюджетов, как одну из составляющих системы финансового управления, предназначенную для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени [3].

С.В. Боровских, в зависимости от целей конкретного исследования, под бюджетирова-

нием понимает составление текущего плана деятельности, контракт между собственником и наемными менеджерами, управленческую технологию, финансовое планирование и другое. Наличие различных вариантов определения понятия «бюджетирование» отражает многообразие потенциальных возможностей при его внедрении в систему управления предприятием [1].

Бюджетирование представляет некий процесс, в ходе которого сотрудники и руководители компании составляют в табличном виде план по доходам, расходам, инвестиционной, финансовой и другим видам деятельности.

В.Е. Хруцким описан процесс внедрения бюджетирования на предприятии в 5 этапов: 1) определение задач и целей бюджетирования, 2) формирование финансовой устойчивости предприятия, 3) перечень бюджетных показателей, 4) разработка документов, которые регламентируют процесс бюджетирования, 5) внедрение системы бюджетирования [7].

А.Е. Карпов в своей работе «Бюджетирование как инструмент управления» 5 этапов успешного внедрения бюджетирования описывает немного иначе: 1) планирование (разработка бюджетов), 2) учет фактических данных, 3) контроль отклонений, 4) анализ исполнения и отчетность, 5) принятие управленческих решений [4].

Внедрение бюджетирования в деятельность проективного предприятия на основе разработанного бизнес-плана

При оценке эффективности инвестиционного проекта степень точности и достоверности финансовой информации повышается по мере развития жизненного цикла. На начальном этапе любого проекта целесообразно проводить его экспресс-оценку. Особенно важно оценить потенциал инвестирования на этапе формирования идеи и разработки предварительного технико-экономического обоснования (ТЭО) или бизнес-плана проекта. Экспресс-методы основаны на использовании традиционных инструментов дисконтирования денежных потоков, которые применимы для отсева экономически неэффективных из большого числа проектов, рассматриваемых инвестором, например в случае конкурсов, которые часто проводятся при рассмотрении проектов в рамках ОЭЗ или реализации целевых программ. В этом случае проводится элементарная сравнительная критериальная оценка показателей рассматриваемого проекта с приоритетами инвестора.

Для более глубокого и детального анализа и разработки прогноза денежных потоков любого проекта как автор, так и инвестор могут использовать инструментальные средства инвестиционного проектирования, упрощающие и ускоряющие работу. Если автор проекта будет руководствоваться информацией, касающейся прогнозов в рассматриваемой отрасли, если сможет найти исходные данные, применимые при затратно-восстановительном методе, то предварительный финансовый расчет проекта будет адекватным требованиям инвестора к дисконтированным показателям.

С другой стороны, при всей простоте определения затратной части проекта сложно говорить о достоверности данных, касающихся доходной части. Определить цену продукта, а также его планируемый объем продаж можно, исходя из проектной мощности технической стороны проекта, определяемой затратной частью. Однако рыночные реалии могут оказаться совершенно иными в сравнении с запланированными объемами производства. Рыночные исследования и прогноз конъюнктуры снижают степень риска, но проект может сильно растягиваться во времени в зависимости от масштабов и длительности фаз, поэтому маркетинговые прогнозы могут иметь совершенно иной вид на прединвестиционной и эксплуатационной фазах. Отсюда и вытекает опасение инвестора финансировать проект, не имеющий определенного обеспечения [6]. Для уточнения процесса формирования денежных потоков, необходимых для оценки эффективности проекта, вполне уместно использовать метод бюджетирования.

На примере создания инвестиционного проекта по созданию гостиничного комплекса в качестве одного из механизмов прогнозирования доходов и расходов рассматривается бюдже-

тирование. Для начала определяются физические параметры и возможности предоставления средств проживания в соответствии с основным видом деятельности планируемого предприятия, т.е. параметры номерного фонда.

Таблица 1 - Номерной фонд гостиничного предприятия на территории

номерной фонд

наименование количество номеров количество гостей

2-х местный 21 42

3-х местный 21 63

Итого: 42 105

Далее определяется цена на основные услуги, с учётом расчёта себестоимости и требуемой нормы рентабельности. При этом необходимо помнить об уровне цен, сложившихся на рынке.

Таблица 2 - Стоимость оказания услуг гостиничного предприятия

стоимость услуг

Наименование номеров руб.

2-х местный 3500

3-х местный 4500

В таблицах представлены исходные данные, по которым можно рассчитать доход от оказания услуг как за месяц, так и за год в условиях сезонных колебаний.

Рисунок 1 - Анализ динамики доходов от оказания услуг гостиничного предприятия на территории ОЭЗ Иркутской области

Максимальный эффект от оказания услуг ожидается с декабря по февраль и может достигать до 5 208 000 руб. Момент депрессии экономического цикла приходится на летние месяцы (июнь-июль), и достигает 504 000 руб., а разница составляет 4 704 000 руб. За первый год оказания услуг гостиница может получить доход в 30 038 400 руб.

Заполняемость гостиницы зависит от таких факторов, как сезонность, спектр дополнительных услуг, качество сервиса, маркетинговая стратегия.

Для решения проблем, связанных с сезонностью спроса, можно применять такие способы, как событие, способ привлечения внимания, скидочная акция, различные конференции, семинары, тренинги (гостинице необходимо иметь свой конференц-зал), анализ целевой аудитории, стратегия продвижения в Интернете, поддержание связей между гостиницей и клиентом.

Данные мероприятия требуют затрат, размер которых как на этапе планирования проекта, так и на этапе его реализации можно рассчитать при помощи метода бюджетирования. Тем самым, бюджетный контроль позволяет не только отслеживать отклонения от заданных значений, но и выявлять тенденции развития компании.

Бюджетирование в условиях сезонных колебаний дает возможность увидеть более реалистичный взгляд на объем рабочей нагрузки, включая влияние уровня обслуживания.

Список литературы:

1. Боровских С.В. Модель бюджетирования в предпринимательской деятельности малого предприятия // Российское предпринимательство. - 2012. - № 8 (206). - С. 37-42.

2. Волков Ю.Ф., Экономика гостиничного бизнеса / Ю.Ф. Волков - Д: Феникс, 2012. - 380 с.

3. Добровольский Е.Ю., Карабанов Б.М., Боровков П.С., Глухов Е.В., Бреслав Е.П. Бюджетирование: шаг за шагом. - М.: Питер, 2009. - 448 с.

4. Карпов А.Е. Серия книг «100% практического бюджетирования» / А.Е. Карпов. - М., 2010. - Кн. 1: Бюджетирование, как инструмент управления. - 392 с.

5. Соболев А.С. Оценка экономической привлекательности инвестиционных проектов на стадии разработки идеи // Вестник Иркутского государственного технического университета. -2015. - № 10. - С. 249-253.

6. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

7. Хрутский В.Е. Внутрифирменное бюджетирование / В.Е. Хрутский, В.В. Гамаюнов. -М.: Финансы и статистика, 2009. - 235 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.