Актуальность международно-правовой защиты радиоэлектронных средств военного назначения
Полковник П.Р. ЛЯХОВ, кандидат технических наук
Полковник С.Н. ЯНЬШИН, кандидат технических наук
Подполковник М.В. КОРОТКОВ, кандидат технических наук
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
Рассмотрены вопросы международно-правовой защиты радиоэлектронных средств военного назначения, показана их актуальность, приведены подходы решения.
The paper looks at issues of international-law protection of military-purpose electronic means, showing their topicality, and citing approaches to solution.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
KEYWORDS
Радиочастотный спектр, радиоэлектронное средство, международно-правовая защита.
Radio frequency spectrum, electronic means, international-law protection.
В НАСТОЯЩЕЕ время радиоэлектронные средства (РЭС) являются неотъемлемой частью подавляющего большинства существующих и перспективных систем и средств вооружения, без которой невозможно решение большинства задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации как в мирное, так и в военное время.
Интенсивное применение и высокая плотность размещения РЭС военного назначения, в том числе РЭС навигации, разведки, обнаружения, распознавания и поражения целей, управления войсками и оружием и др., приводят к проблеме организации совместного использования ими радиочастотного ресурса. При этом в мирное время приобретает актуальность решение данной проблемы на межгосударственном уровне при размещении военных РЭС в приграничных районах и в космическом пространстве.
Вопросами межгосударственного регулирования использования радиочастотного спектра (РЧС) занимаются специально созданные международные и региональные организации электросвязи, главной из которых является Международный союз электросвязи (МСЭ), являющийся структурой Организации объединенных наций. Члены Союза, к которым принадлежит и Российская Федерация, берут на себя обязательства соблюдать в своих странах международные нормы использова-
ния РЧС, определенные в основных документах МСЭ: Уставе1, Конвенции2 и Административных регламентах3. Министерство обороны России, как и любой другой Федеральный орган исполнительной власти нашего государства, обязано учитывать положения данных норм при обеспечении функционирования РЭС военного назначения в мирное время. Их несоблюдение (например, вследствие ввода в эксплуатацию спутниковых систем или наземных РЭС в приграничном районе без координации с затрагиваемыми зарубежными странами) может привести к ряду негативных последствий, включая получение на правительственном уровне претензий на радиопомехи со стороны иногосударств, потерю имиджа Российской Федерации как ответственного члена МСЭ, постановку зарубежными странами в ответном порядке помех (в том числе под видом непреднамеренных) нашим РЭС военного назначения, функционирующим в мирное время.
Напротив, квалифицированное применение норм и положений международного права по использованию РЭС радиочастотного спектра и космического пространства в сочетании с глубокой научной проработкой этих вопросов позволит обеспечить длительное закрепление за отечественными РЭС военного назначения международно-признанных участков РЧС, орбитальных пози-
ций искусственных спутников Земли (ИСЗ), создать условия для работы средств в мирное время без непреднамеренных радиопомех (НРП).
Более того, применение Вооруженных Сил в локальных конфликтах последнего времени показывает необходимость учета норм и положений международного права и при ведении боевых действий, так как намеренное или ненамеренное создание помех РЭС близлежащих государств, формально не участвующих в текущем конфликте, особенно средствам, связанным с обеспечением безопасности жизни (например, системам управления воздушным движением), может иметь крайне негативные последствия.
В Министерстве обороны России учет международных норм использования РЧС осуществляется в рамках мероприятий по международно-правовой защите (МПЗ) РЭС военного назначения в соответствии с Руководством по МПЗ, утвержденным Приказом Министра обороны. При этом выделяют три основные составляющие МПЗ: отстаивание интересов Минобороны России при международном перераспределении РЧС и изменении условий его использования; получение международного признания использования полос (номиналов) радиочастот, орбит и точек стояния ИСЗ отечественными РЭС путем их регистрации в МСЭ; исключение НРП для РЭС военного назначения со стороны РЭС иностранных государств (рис. 1).
Международно-правовая зашита РЭС военного назначения
7
Отстаивание интересов Минобороны России при международном
перераспределении РЧС
I
Получение международного признания не пользования радиочастот, орбит и точек стояния ИСЗ
X
Исключение НРП со стороны РЭС иностранных государств
Рис. 1. Составляющие международно-правовой защиты РЭС военного назначения
Рассмотрим данные составляющие МПЗ РЭС военного назначения более подробно.
1. Изменения международного распределения РЧС и условий его использования принимаются на Всемирных конференциях радиосвязи (ВКР), созываемых один раз в три-четыре года. Инициатива большинства указанных изменений исходит от иностранных государств, которые в интересах глобального распространения создаваемых в их странах перспективных радиотехнологий стремятся обеспечить наиболее благоприятные для этого условия. Предлагаемые изменения распределения РЧС способны затруднить функционирование действующих и перспективных РЭС военного назначения с заданным качеством, потребовать существенных затрат на парирование негативных последствий от их принятия.
Перечень типовых вопросов повестки дня ВКР, связанных с изменением распределения РЧС и условий его использования, включает:
• введение новых распределений для радиослужб (отдельных категорий РЭС);
• изменение категорий (приоритетов) радиослужб;
• разработку новых или изменение существующих технических и эксплуатационных условий использования РЧС;
• принятие новых регламентарных мер использования РЧС;
• пересмотр или удаление из Регламента радиосвязи отдельных нормативных документов (Резолюций и Рекомендаций), утративших актуальность;
• прочие вопросы, касающиеся организации подготовки к ВКР.
Процентное соотношение численности пунктов повестки дня, посвященных указанным группам вопросов, рассматриваемых на ВКР, зависит от приоритетов и задач, стоящих перед конкретной конференцией. На рисунке 2 приведена соответствующая диаграмма распределения для ВКР, проведение которой планируется в 2023 году.
Рис. 2. Диаграмма распределения пунктов повестки дня по группам вопросов, рассматриваемых на ВКР 2023 года
Введение новых распределений для радиослужб является вопросом, наиболее часто рассматриваемым на ВКР, что связано с постоянным совершенствованием существующих и разработкой новых радиотехнологий. Угрозы интересам Минобороны России при реализации данного вида изменения распределения РЧС связаны в первую очередь с перспективами появления в приграничных районах и на территории нашей страны большого числа новых РЭС, потенциально несовместимых с РЭС военного назначения. Это может привести как к созданию НРП недопустимого уровня, так и к усложнению процедур приграничной координации отечественных РЭС военного назначения со средствами соответствующих радиослужб сопредельных государств. А в случае принятия данных распределений на территории нашей страны — к проведению затратных мероприятий по конверсии РЧС.
Так, на очередной конференции, планируемой к проведению в 2023 году, один из пунктов повестки дня посвящен вопросу об определении полос частот 3300—3400 МГц,
Применение Вооруженных Сил в локальных конфликтах последнего времени показывает необходимость учета норм и положений международного права и при ведении боевых действий, так как намеренное или ненамеренное создание помех РЭС близлежащих государств, формально не участвующих в текущем конфликте, особенно средствам, связанным с обеспечением безопасности жизни (например, системам управления воздушным движением), может иметь крайне негативные последствия.
3600—3800 МГц, 6425—7025 МГц, 7025—7125 МГц и 10,0—10,5 ГГц для Международной подвижной электросвязи. При этом исследования показывают, что бурное развитие в этих диапазонах данной технологии приведет к существенному ухудшению условий эксплуатации станций спутниковой связи Сухопутных войск и Военно-морского флота, РЭС радиолокации.
Изменение категорий радиослужб может представлять угрозу для определенной части отечественных РЭС военного назначения, связанную с изменением приоритета в использовании РЧС данными средствами.
Разработка технических и эксплуатационных условий использования РЧС предусматривает установление в определенных полосах частот для конкретных типов РЭС новых энергетических, пространственных или технологических ограничений. Как правило, основной целью таких изменений является ужесточение требований к РЭС по электромагнитной совместимости (ЭМС). Связано это с постоянным ростом численности РЭС и снижением доступных участков РЧС, в которых может быть обеспечено их совместное функционирование. Реализация ужесточенных требований к РЭС в части обеспечения ЭМС способна негативно сказаться на выполнении РЭС Минобороны возложенных на них функциональных задач наложением дополнительных ограничений на их работу.
Различным организационным вопросам, таким как принятие новых регламентарных мер, пересмотр ранее принятых Рекомендаций и Резолюций, а также организация подготовки проведения ВКР, традиционно посвящается значительная часть конференции. Причем следует отметить, что если на предыдущих ВКР 2015 и 2019 годов совокупно пункты повестки дня, посвященные данным группам вопросов, со-
ставляли менее 30 % общей повестки4, то на ВКР 2023 года — уже более 40 %. Как правило, предложения по данным вопросам не несут явных угроз РЭС Минобороны России.
К основным направлениям обеспечения МПЗ РЭС военного назначения при подготовке к ВКР относятся:
• участие в разработке Плана подготовки администрации связи Российской Федерации к очередной ВКР;
• постоянный анализ и прогнозирование деятельности международных организаций и иностранных государств в области международно-правового регулирования использования РЧС и космического пространства;
• планирование и проведение научных исследований по оценке приемлемости для Минобороны России предлагаемых для принятия на предстоящей ВКР изменений международного распределения РЧС и условий его использования, разра-
ботка предложений в официальную позицию администрации связи Российской Федерации по отдельным пунктам повестки дня ВКР по недопущению неприемлемых изменений или парированию возможных их последствий;
• подготовка и активное участие военных специалистов в составе делегаций России в работе исследовательских комиссий МСЭ, рабочих и проектных групп других региональных организаций электросвязи по подготовке к конференциям, участие на самих конференциях радиосвязи в целях продвижения разработанных предложений в итоговые документы (рис. 3).
Научные исследования по подготовке к ВКР в Министерстве обороны России проводятся в рамках научно-исследовательских работ, выполняемых НИИИ (РЭБ) ВУНЦ ВВС «ВВА» с привлечением научно-исследовательских организаций, представляющих интересы видов ВС РФ и родов войск.
Рис. 3. Участие представителей Минобороны России в работе Всемирной конференции радиосвязи 2019 года (г. Шарм-эш-Шейх, Египет)
2. Другая важная составляющая МПЗ, касающаяся получения международного признания РЭС военного назначения при использовании радиочастот, орбит и точек стояния ИСЗ,
связана с регистрацией соответствующих частотных присвоений в МСЭ. Деятельность по регистрации в МСЭ частотных присвоений РЭС военного назначения проводится в соот-
ветствии с «Положением о порядке проведения в Российской Федерации работ по заявлению, координации и регистрации в Международном союзе электросвязи частотных присвоений радиоэлектронных средств», утвержденным Государственной комиссией по радиочастотам.
Наличие международного признания у РЭС означает, что администрации связи других стран в целях предотвращения помех должны учитывать их частотные присвоения при обеспечении функционирования своих собственных новых РЭС. РЭС, обладающие международным признанием, имеют приоритет перед новыми средствами в использовании РЧС. Возможность функционирования новых РЭС должна согласовываться с администрациями связи стран, чьи зарегистрированные в МСЭ РЭС затрагиваются. Наличие международного признания у РЭС дает правовую основу в случае возникновения для них помех требовать от соответствующих администраций связи зарубежных государств и органов МСЭ их устранения. Это обусловливает актуальность приобретения международного признания для отечественных РЭС военного назначения, функционирующих в мирное время. Особенно это важно для обеспечения правовой защиты средств ПВО, ПРО, космической радиосвязи, работающих на постоянной основе в приграничных районах и имеющих высокочувствительные приемные устройства с мощными антенными системами.
Получение международного признания РЭС военного назначения, помимо регистрации их частотных присвоений в МСЭ, осуществляется также в рамках координации их работы с администрациями связи иностранных государств.
Данная координация осуществляется как при заочной экспертизе радиочастотных заявок на присвоение
частот РЭС в приграничных районах и заявок на присвоение полос (номиналов) радиочастот, орбит и точек стояния ИСЗ, так и в ходе переговоров между администрациями связи России и иностранных государств с участием военных представителей. Координация заключается в определении и согласовании технических и организационных условий совместной работы РЭС России и иногосу-дарств, использующих общие полосы частот. Для участия в переговорах в состав военной части делегации включаются представители заинтересованных штабов, управлений и научно-исследовательских организаций Минобороны России (рис. 4). На переговорах рассматриваются как отдельные частотные присвоения, так и проекты межгосударственных соглашений, в которых указываются согласованные сторонами условия совместного функционирования РЭС в заданных полосах частот и территориальных районах. К настоящему времени нашей страной для РЭС наземных радиослужб заключено более трехсот таких соглашений. Они определяют условия, когда новые РЭС могут вводиться в эксплуатацию без координации с сопредельной страной, а также когда такая координация необходима.
Наибольшие сложности с получением международного признания характерны для частотных присвоений новых спутниковых систем. Это обусловлено ограниченностью доступных для них участков орбиталь-но-частотного ресурса, что вызвано постоянным ростом числа регистрируемых в МСЭ спутниковых систем, большим (до нескольких тысяч) числом частотных присвоений отдельным системам, значительными (до тысяч километров) дальностями возможного помехового влияния РЭС спутниковых систем друг на друга.
Постоянный рост загруженности орбитально-частотного ресурса при-
Рис. 4. Участие представителей Минобороны России в переговорах с представителями администрации связи Китайской Народной Республики
водит к тому, что в ряде технологически освоенных диапазонах частот получить международное признание для частотных присвоений новым геостационарным спутниковым системам практически невозможно. В этих условиях особое внимание необходимо уделять своевременному и оперативному освоению новых диапазонов частот, периодически распределяемых на международном уровне спутниковым радиослужбам. На ранних этапах их освоения получение международного признания потребует значительно меньших усилий на координацию частотных присвоений отечественным спутниковым системам.
3. Составляющая МПЗ по исключению непреднамеренных радиопомех РЭС военного назначения со стороны РЭС иностранных государств предусматривает как предотвращение возникновения помеховых ситуаций, так и оперативное их устранение.
Решение задач в данном направлении основывается на том, что получение международного признания частотных присвоений РЭС не гарантирует отсутствие им в будущем помех от РЭС иностранных государств.
Для оперативного устранения причин НРП со стороны другого государства организуется взаимодействие между администрациями связи либо по существующей договоренности между эксплуатирующими РЭС субъектами. Регламентом радиосвязи предусмотрены процедуры по разрешению помеховых ситуаций, вплоть до оформления «Донесения о вредных помехах», форма которого представлена в Приложении 10 Регламента радиосвязи. При этом определение характеристик помех и выявление их источника возлагается главным образом на страну, чьи РЭС подверглись воздействию помех. Решение данной задачи в отношении РЭС военного назначения наземных радиослужб осуществляется Единой системой комплексного технического контроля Вооруженных Сил Российской Федерации. При необходимости к решению задачи в согласованном порядке могут привлекаться силы и средства подразделений радиоконтроля других федеральных органов исполнительной власти, расположенные в районе размещения РЭС военного назначения — объектов воздействия НРП.
Наличие международного признания у РЭС означает, что администрации связи других стран в целях предотвращения помех должны учитывать их частотные присвоения
при обеспечении функционирования своих собственных новых РЭС.
РЭС, обладающие международным признанием, имеют приоритет перед новыми средствами в использовании РЧС.
Поиск помех РЭС спутниковых систем военного и специального назначения возложен на средства спутникового радиоконтроля ВКС.
Необходимость предотвращения возникновения помеховых ситуаций для РЭС военного назначения обусловливает исключительную важность реализации в органах радиочастотной службы Министерства обороны России эффективной автоматизированной технологии экспертизы заявок на координацию частотных присвоений зарубежных РЭС, предусматривающей своевременное получение органами радиочастотной службы поступающих заявок на координацию частотных присвоений, поддержание в актуальном состоянии баз данных о тактико-технических характеристиках защищаемых РЭС военного назначения, наличие и совершенствование необходимого
методического и программного обеспечения оценки ЭМС экспертиру-емых зарубежных и отечественных РЭС, контроль соблюдения отводимых на экспертизу сроков.
Своевременное и качественное решение задач МПЗ позволяет адекватно учитывать международный фактор при организации использования РЧС РЭС военного назначения и тем самым создавать благоприятные внешние условия для нормального их функционирования, что должно обеспечиваться кадровыми и техническими ресурсами радиочастотных органов Министерства обороны и научно-исследовательских организаций.
В заключение необходимо отметить, что жесткая санкционная политика, проводимая США и странами НАТО против Российской Федерации в настоящее время, затронула также и вопросы международно-правового регулирования использования РЧС. В частности, в марте 2022 года приостановлено членство России в Европейской региональной организации электросвязи, что существенно затрудняет своевременное парирование потенциальных угроз функционированию отечественных РЭС, в том числе и РЭС военного назначения. В связи с этим вырабатываются новые алгоритмы международного взаимодействия по соблюдению межгосударственных соглашений и норм использования РЧС, а также выработки позиции нашей Администрации связи на предстоящей в 2023 году Всемирной конференции радиосвязи.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Устав Международного союза электросвязи, МСЭ. Женева, 1992.
2 Конвенция Международного союза электросвязи, МСЭ. Женева, 1992.
3 Регламент радиосвязи, МСЭ. Женева, 2020.
4 Ляхов П.Р., Яньшин С.Н., Якименко В.С. Основные направления решения задач международно-правовой защиты РЭС военного назначения // Радиоэлектронная борьба в Вооруженных Силах Российской Федерации. 2017. С. 48—51.