АКТУАЛЬНОСТЬ КУРСА «ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ»
Е.М. Гулидова
Кафедра информатизации образования Московский городской педагогический университет 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия, 129226
В статье обсуждается целесообразность обучения студентов дисциплине «Информационные и коммуникационные технологии в образовании». Приведен сравнительный анализ учебных программ. Выделены составляющие содержания обучения.
Ключевые слова: информационные технологии, обучение, студент, содержание обучения.
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений, что современное образование должно быть качественным. Высокое качество должно являться целью всех реформ, проводимых в сфере образования. Качество обучения представляет собой совокупность свойств образования, обеспечивающих возможность удовлетворения комплекса потребностей в сфере всестороннего развития личности обучаемого. Очевидно, что высокого качества образования невозможно достичь без повышения эффективности подготовки и переподготовки учителей, без изменения системы обучения студентов в педагогических вузах. Качество обучения в педагогическом вузе зависит непосредственно от того, насколько качественно будут обучать сами студенты в будущем, насколько они готовы научно развиваться.
Специфика педагогического вуза заключается в том, что его студенты одновременно являются и обучаемыми, и педагогами. В их подготовке должны быть задействованы самые передовые методы и технологии, и тогда нынешние студенты впоследствии смогут применить аналогичные методы и технологии в своей профессиональной деятельности — обучении школьников. Такой подход, очевидно, будет способствовать повышению эффективности и качества образования.
Наиболее эффективными с точки зрения обучения являются информационные и коммуникационные технологии, основанные на использовании в образовательном процессе компьютерной техники. В связи с этим в систему подготовки и переподготовки учителей должны быть введены дисциплины, знакомящие с принципами организации работы, основанной на использовании средств информационных и коммуникационных технологий как средств обучения и воспитания.
Такую задачу может выполнять курс «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», включаемый в последние годы в систему подготовки учителей. Это не случайно, поскольку владение учителем информационными и коммуникационными технологиями является основой повышения качества образования в школе. Методическая система обучения новой дисциплине до сих пор не является окончательно сформировавшейся. Много вопросов вызывает и содержание обучения.
К числу основных целей подготовки педагогов в рамках курса «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» следует отнести:
— ознакомление с областями применения ИКТ;
— знакомство с компьютеризацией процесса обучения;
— знакомство с дидактическими основами создания и использования средств ИКТ;
— формирование представления о возможности автоматизации информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением;
— знакомство с основными направлениями развития средств ИКТ, в том числе перспективные направления разработки и использования средств ИКТ в образовании;
— формирование умений использования средств ИКТ в процессе обучения школьников.
Изучение курса «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» должно познакомить педагогов с областями наиболее эффективного применения средств информатизации в профессиональной деятельности. Примеры, приводимые в процессе обучения студентов педагогических вузов, должны наглядно продемонстрировать, что средства ИКТ способны повысить эффективность работы учителя не только на уроке, но и в рамках всей его педагогической деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии могут применяться в следующих случаях:
— для более эффективной организации управления учебным заведением;
— подготовки к уроку (составление конспектов, отбор учебного материала, разработка заданий);
— повышения эффективности и наглядности собственно процесса обучения;
— автоматизации и повышения объективности измерений результатов обучения школьников;
— проведения внеучебных и внеклассных мероприятий;
— проведения научно-методических исследований.
Учитывая сказанное, можно утверждать, что ни одна другая дисциплина, входящая в систему подготовки педагогов в вузе, не позволит раскрыть все компоненты ИКТ и достичь перечисленных целей обучения. Существующие дисциплины могут лишь частично затрагивать вопросы использования средств ИКТ в профессиональной деятельности педагога [6]. Таким образом, курс «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» позволяет систематизировать знания в области организации профессиональной деятельности педагога с использованием средств информационных и коммуникационных технологий, что в конечном итоге положительно отразится на повышении эффективности всей системы образования.
Так, методика преподавания затрагивает возможность наглядного представления материала при помощи проектора и другой компьютерной техники. Ряд специальных дисциплин, например биология, может содержать описания правил оперирования со специальными компьютерными средствами, в числе которых
можно отметить электронный микроскоп и правила его применения в обучении школьников. Особую роль в такой подготовке играют курсы информатики, которые также знакомят студентов с особенностями устройства и функционирования средств ИКТ, но не освещают вопросы корректного и оправданного использования таких средств в обучении школьников [4—6].
Проанализировав рабочие программы курса «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», можно составить таблицу, в которой знаками «+» отметим программы, освещающие ту или иную область применения информационных и коммуникационных технологий (табл.).
Таблица
Сравнительный анализ рабочих программ по областям применения ИКТ
Области применения информационных и коммуникационных технологий Программа
Мин. образования РФ рабочая программа Российской акад. обр. рабочая программа ПВО МГПУ
Организация управления учебным заведением + - +
Подготовка к уроку (составление конспектов, отбор учебного материала, разработка заданий) - - +
Повышение эффективности и наглядности собственно процесса обучения + + +
Автоматизация и повышение объективности измерений результатов обучения школьников - + +
Проведение внеучебных и внеклассных мероприятий - - +
Проведение научно-методических исследований - - +
Из таблицы видно, что на данный момент разрабатываются программы обучения учителей курсу «Информационные и коммуникационные технологии в образовании». Но фактически можно считать, что качественно разработана лишь инвариантная часть системы обучения педагогов данной дисциплине, но не существует разработок вариативной части, которую целесообразно в совокупности с инвариантной частью применять именно к будущим учителям информатики, что очевидно, повысит качество обучения данной дисциплине (рис.).
Рис. 1. Содержание курса «Информационные и коммуникационные технологии в образовании»
Очевидно, что вариативная часть должна содержать такие цели, методы и средства, которые бы готовили к профессиональной деятельности непосредственно учителей информатики, а именно:
— примеры применения средств информатизации непосредственно на уроке информатики;
— различия информационных и коммуникационных технологий на уроке информатики и на других школьных уроках;
— учебная и внеучебная деятельность учителя с использованием информационных и коммуникационных технологий;
— положительные и отрицательные стороны использования информационных и коммуникационных технологий на уроке информатики.
Необходимо использовать такие методы и средства обучения, которые позволят обучаемым использовать информационные и коммуникационные технологии самостоятельно в образовательном процессе, при подготовке к уроку, проведении внеклассных мероприятиях.
В вариативной части особое внимание следует обратить на практическую часть, использовать большое количество примеров. Необходимо также мотивировать учителей к самостоятельному творческому изучению дисциплины.
За рамками всех существующих курсов остаются проблемы создания и использования образовательных электронных изданий и ресурсов, подходы к оценке их качества, основы повышения мотивации школьников к учению за счет использования средств ИКТ, особенности обучения с применением интерактивных сервисов современных телекоммуникационных систем и многое другое. Таким образом, курс «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» позволяет систематизировать знания в области организации профессиональной деятельности педагога с использованием средств информационных и коммуникационных технологий, что, в конечном итоге, положительно отразится на повышении эффективности всей системы образования.
Определенные новации уже наблюдаются в нормативных документах и программах подготовки и переподготовки педагогов в вузах. Практически все будущие учителя изучают такие дисциплины, как «Технические и аудиовизуальные средства (или технологии) обучения» и «Информационные и коммуникационные технологии в образовании». К числу таких дисциплин можно добавить встречающиеся в вузах курсы «Образовательные ресурсы Интернета», «Методики оценки и использование образовательного программного обеспечения», «Современные средства оценивания результатов обучения» и некоторые другие дисциплины. Очевидно, что все они так или иначе освещают особенности осуществления педагогической деятельности в условиях использования информационных и телекоммуникационных технологий. К этому списку, конечно же, надо добавить многочисленные методики обучения различным дисциплинам, которые не могут обойти стороной специфику информатизации обучения отдельным предметам школьной и вузовской программы.
Можно сделать вывод, что курс «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» необходимо внедрять в систему подготовки и переподготовки учителей. Однако содержание курса, методы и средства обучения вариативной части должны быть рассмотрены более подробно.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Брановский, Ю.С. Методическая система обучения предметам в области информатики студентов не физико-математических специальностей в структуре многоуровневого педагогического образования: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. — М., 2006.
[2] Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения. — Самара: СамГЭА, 2002.
[3] Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Образовательные электронные издания и ресурсы: учебно-методическое пособие. — М.: МГПУ, 2006.
[4] Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании. — М.: МГПУ, 2006.
[5] Денисова Е.М. О необходимости введения курса «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» в систему подготовки студентов педагогических вузов // Материалы междунар. конференции «XXI век: проблема подготовки специалистов в системе педагогического образования». — М.: МГПУ, 2007. — С. 23—24.
[6] Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: Учеб. пособие. — М.: Академия, 2005.
[7] Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие. — М.: Академия, 2001.
[8] Краевский В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие. — М.: Академия, 2001.
[9] Лобова Г.Н. Основы подготовки студентов к исследовательской деятельности. — М., 2002.
[10] Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие. — М.: Академия, 2001.
[11] Трайнев В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии: Учеб. пособие. — М.: Дашков и К, 2006.
THE URGENCY OF THE COURSE «INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION»
E.M. Gulidova
Chair of computer science and the applied mathematics
The Moscow city pedagogical university 2nd Selskohozyayistvennyi str., 4, Moscow, Russia, 129226
In article the expediency of education of students to discipline «Information and communication technologies in formation» is discussed. The comparative analysis of curriculums is resulted. Making maintenances of education are allocated.
Key words: an information technology, education, the student, the education maintenance.