Краткие сообшения
УДК 796(063)
с^: 10.20310/1810-231X-2016-15-3-109-113
АКТУАЛЬНОСТЬ КОРРЕКЦИИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКОГО КОРПУСА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ПОДГОТОВКИ
Селитреникова Татьяна Анатольевна, Лернер Виктория Леонидовна
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов, е-тай: [email protected]
Козадаев Максим Геннадьевич
Санкт-Петербурский кадетский военный корпус Министерства обороны РФ, Россия, Санкт-Петербург е-тай: [email protected]
В статье рассмотрены проблемы распространенности заболеваний опорно-двигательного аппарата у подростков вообще и воспитанников суворовских училищ в частности. Отражены аспекты и некоторые особенности подготовки будущих военных, имеющих плоскостопие начальных степеней к освоению ими приемами профессионально-прикладной физической подготовки. Отражены проблемы заболеваемости опорно-двигательного аппарата у детей и подростков в России и за рубежом. В настоящее время в России более половины детей дошкольного возраста и четверть подростков имеет диагноз «Плоскостопие». Это указывает на необходимость особого подхода к процессу их физического воспитания, особенно в том случае, если в дальнейшем они планируют связать свою жизнь с теми профессиями, в процессе освоения которых присутствуют существенные физические нагрузки. В статье рассмотрены особенности будущей профессии подростков при оценке уровня их физического здоровья в области формирования опорно-двигательного аппарата.
Ключевые слова: физическое воспитание, плоскостопие, коррекция, профессионально-прикладная подготовка, воспитанники кадетского корпуса
Воспитанники суворовских, кадетских и других средних военных училищ получают особое образование. Их выпускники часто являются будущими военными, поэтому у воспитанников таких учреждений должно быть совершенное физическое здоровье. Существует достаточно большая группа противопоказаний, которые являются препятствием для поступления учебные в заведения такого рода. К таким противопоказаниям, в том числе, относятся: болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (системные поражения соединительной ткани); деформирующие дорсопатии (кифоз и лордоз с нарушением функции внутренних органов); сколиоз 2-3 степени; врожденные и приобретенные деформации пальцев рук и ног, конечностей, приводящие к нарушению их функций. Плоскостопие не входит в перечень противопоказаний, поэтому дети с на-
чальной стадией плоскостопия могут быть зачислены в число воспитанников аналогичных учреждений.
Если рассматривать состояние заболеваемости опорно-двигательного аппарата у подростков, то можно обнаружить следующие факты. На Украине темпы прироста плоскостопия за последние 10 лет составили 38,37 % [1]. В Европе по сравнению с 2008 г. заболевания опорно-двигательного аппарата (нарушения и искривления осанки, плоскостопие) поднялись с 16 на 8 место (в 2016 г.) в общем рейтинге заболеваемости подростков [2].
В современный период в России около 55 % детей дошкольного возраста и 42 % школьников имеют функциональные отклонения в деятельности различных систем организма, а 25 % детей всех возрастов - определенные заболевания (ФГУ «Центральный научно-исследовательский институт органи-
зации и информатизации здравоохранения» Росздрава). По сведениям Минздрава РФ, примерно 60 % учащихся к выпускному классу имеют нарушения осанки [3].
По данным Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ о врожденной заболеваемости на 10000 детей, на 4-м месте находятся дети с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани.
По данным РОССТАТа на 2015 г., из 39 млн детей в возрасте от 0 до 14 лет, проживающих в нашей стране, 551 тыс. составляют дети-инвалиды. Заболеваемость костно-мышечной системы и соединительной ткани у детей увеличились за 10 лет на 79,4 тыс. На 100 тыс. детей в 2005 г. приходилось 2904, имеющих заболевания костно-мышечной системы, в то время как за 10 лет заболеваемость увеличилась до 3484,5. Все вышеизложенные факты говорят об актуальности избранной нами темы исследования.
По данным зарубежных ученых [4], из всего населения земного шара плоскостопием страдают от 40 до 60 %. Исследования, проведенные отечественными учеными, выявили плоскостопие у 20-30 % обследованных детей. По статистике у 6-7-летних детей
Контингент воспитанников
плоскостопие отмечается 7-8 % случаев. По данным Городского врачебно-физкультур-ного диспансера Санкт-Петербурга, в дошкольном возрасте у 80 % детей выявляется нарушение осанки, а у 40 % - плоскостопие.
Согласно нашим исследованиям, данные по числу воспитанников Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации», имеющих плоскостопие различной степени на момент начала эксперимента, приведены в таблице 1.
Как видно из таблицы 1, количество воспитанников, имеющих плоскостопие различной степени, увеличивается в тех классах, где в программу физического воспитания входит строевая подготовка. Это объясняется дополнительной нагрузкой на стопу и весь опорно-двигательный аппарат организма подростка. В дальнейшем такое воздействие может повлечь за собой другие отклонения в нормальном состоянии опорно-двигательного аппарата воспитанника и, соответственно, невозможность продолжения им профессионального образования в высшем военном образовательном учреждении.
Таблица 1
, имеющих плоскостопие
Класс Всего детей 1 степень 2 степень 3 степень
7 40 19 11 10
8 34 14 14 6
9 48 18 22 8
10 46 16 20 10
11 42 12 21 9
Кроме того, стоит отметить тот факт, что с возрастом количество учащихся, имеющих первую (самую незначительную) стадию плоскостопия, снижается, в то время как число воспитанников старших классов со второй и третьей степенью плоскостопия растет. Поэтому, считаем целесообразным применение методики коррекции данного заболевания у воспитанников именно в возрасте 14-16 лет, когда физические нагрузки на их опорно-двигательный аппарат значительно увеличиваются.
Проведенный анализ наличия плоскостопия у воспитанников еще двух казенных образовательных учреждений показал следующие результаты. В Федеральном государственном
казенном общеобразовательном учреждении «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» из 297 учащихся 7-11 классов 160 имеют плоскостопие различной степени тяжести. В Федеральном государственном казенном общеобразовательном учреждении «Санкт-Петербургское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» эти цифры составляют 303 и 175 человек соответственно (рис. 1).
На рисунке 1 видно, что более половины воспитанников 7-11 классов военных образовательных учреждений имеет диагноз «Плоскостопие» различной степени выраженности. Это обстоятельство значительно затруднит их
строевую подготовку, а также дальнейшую профессионально-прикладную физическую подготовку для поступления выпускников в высшие военные учебные заведения. В этой
связи особенно актуальным становится вопрос разработки методики формирования профессионально-прикладных навыков у воспитанников с нарушениями свода стопы.
Рис. 1. Анализ наличия плоскостопия у воспитанников Федеральных государственных казенных общеобразовательных учреждений
В ходе настоящего исследования нами были сделаны следующие выводы.
1. В настоящее время совершенствование Вооруженных Сил Российской Федерации подразумевает необходимость предварительной подготовки юношей к службе в армии либо поступлению в высшее военное учебное заведение, а, значит, наличие у них определенного рода знаний и основ профессионально-прикладной физической подготовки.
2. Неправильным будет ожидать прихода в высшие военные учебные заведения уже сформированных физически и подготовленных к военно-профессиональной деятельности курсантов. В связи с этим, возникает необходимость формирования у воспитанников кадетских корпусов профессионально-прикладных умений и навыков. Соответственно, необходимо внедрять в программы обучения воспитанников общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации упражнения профессионально-прикладной направленности. А полноценное внедрение такого рода упражнений возможно только в условиях отсутст-
вия физических отклонений у воспитанника. Потому крайне важным представляется решение вопроса коррекции плоскостопия у будущих военных.
3. Одной из наиболее частых причин отказа медицинской службы будущему курсанту в поступлении в высшее военное учебное заведение является плоскостопие. Остановимся на данных статистики, согласно которым патология, когда опускается продольный или поперечный свод стопы, в результате чего она уплощается, диагностируется более чем у 50 % взрослого населения. Такое нарушение анатомически-правильного строения нижних конечностей называется плоскостопием. Данное состояние характеризуется нарушением механики ходьбы с возможным последующим развитием ряда осложнений со стороны коленных, бедренных суставов и, возможно, позвоночника.
4. Лишь в 3 % случаев плоскостопие регистрируется у ребенка с самого рождения, к двум годам она обнаруживается уже у 24 % детей, к четырем - у 32 %, к семи - уже у 40 % детей, а после 11 лет половина подростков страдает плоскостопием.
Литература
1. Круглова И. В. Многоуровневая проблема профилактики инвалидности у детей с хронической патологией // Российский педиатрический журнал 2003. № 3. С. 61-63.
2. Meracle Ordo Deus P. // Medical practice. 2016. № 1 (55). С. 12-15.
3. Грец Г. Н. Физическая реабилитация лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов на основе применения средств физической культуры и специализированных тренажерных устройств: автореф. дис. ...д-ра пед. наук. M., 2010.
4. Матерiали круглого столу «Медико-сощальт аспекти реабштацп дггей-швалщв у Дшпропетровськш обласл». Unicef, 2014.
References
1. Kruglova I. V. Mnogourovnevaya problema profilaktiki invalidnosti u detej s khronicheskoj pato-logiej [Multilevel problem of prevention of disability of children with chronic pathology] // Rossijskij pe-diatricheskij zhurnal 2003. № 3. S. 61-63.
2. Meracle Ordo Deus P. // Medical practice. 2016. № 1 (55). S. 12-15.
3. Grets G. N. Fizicheskaya reabilitatsiya lits s otkloneniyami v sostoyanii zdorov'ya i invalidov na osnove primeneniya sredstv fizicheskoj kul'tury i spetsializirovannykh trenazhernykh ustrojstv [Physical rehabilitation of persons with deviations in the state of health and disabled people on the basis of application of means of physical culture and specialized training devices]: avtoref. dis. ... d-ra. ped. nauk. M., 2010.
4. Materiali kruglogo stolu «Mediko-sotsial'ni aspekti reabilitatsii' ditej-invalidiv u Dnipropetrovs'kij oblasti». Unicef, 2014.
* * *
RELEVANCE OF CORRECTION OF FLAT-FOOTEDNESS AT PUPILS OF THE CADET CORPS IN THE COURSE OF PROFESSIONAL AND APPLIED PREPARATION
Selitrenikova Tatyana Anatolyevna Lerner Viktoria Leonidovna
Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov, e-mail: [email protected]
Kozadayev Maksim Gennadyevich
St. Peterburg Cadet Military Institution of Ministry of Defense of Russian Federation, Russia, St. Petersburg, e-mail: [email protected]
In article the authors considered problems of prevalence of diseases of the supporting-motor apparatus at teenagers in general and pupils of Suvorov Military Schools in particular and reflected aspects and some features of training of future military having flat-footedness of initial degrees to development by them methods of professional and applied physical training and problems of incidence of the supporting-motor apparatus at children and teenagers in Russia and abroad. Now in Russia more than a half of children of preschool age and a quarter of teenagers have the diagnosis «Flat-footedness». It indicates the need of special approach to process of their physical training, especially in case further they plan to connect the life with those professions in the course of which development there are essential physical activities. In article the authors considered features of future profession of teenagers at assessment of level of their physical health in the field of formation of the supporting-motor apparatus.
Key words: physical training, flat-footedness, correction, professional and applied preparation, pupils of cadet institution
Об авторах:
Селитреникова Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина
Лернер Виктория Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина
Козадаев Максим Геннадьевич, преподаватель кафедры физического воспитания Санкт-Петербурского кадетского военного корпуса Министерства обороны РФ
About the authors:
Selitrenikova Tatyana Anatolyevna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Adaptive Physical Culture and Basics of Life Safety Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin
Lerner Viktoriya Leonidovna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Adaptive Physical Culture and Basics of Life Safety Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin
Kozadaev Maksim Gennadyevich, Teacher of Physical Training Department, St. Peterburg Cadet Military Institute of the Ministry of Defense of the Russian Federation