Научная статья на тему 'Актуальность изучения экоинноваций в инновационном менеджменте в контексте международного сотрудничества в интересах устойчивого развития'

Актуальность изучения экоинноваций в инновационном менеджменте в контексте международного сотрудничества в интересах устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
332
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЕ / ECO-INNOVATIONS / INNOVATION MANAGEMENT / INTERNATIONAL COOPERATION / STUDY GUIDE / HIGHER EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT / CONTINUOUS EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьева Виктория Васильевна

В статье рассматривается актуальность изучения экологических инноваций и разработки учебного курса для международной магистерской программы, ориентированной на подготовку экологов-менеджеров. Представлено новое учебно-методическое пособие «Инновационный менеджмент, экоинновации и международное сотрудничество», которое составлено в соответствии с международными образовательными стандартами вузовского образования. На основании обобщения зарубежного и отечественного опыта, анализа современных достижений, лучших практик и научно-методологической базы рассматриваются глобальные, национальные и региональные аспекты, выявляются трудности и барьеры на пути внедрения экологических инноваций. Учебно-методическое пособие выступает составным звеном в области непрерывного экологического образования в вузе и может быть рекомендовано для студентов, магистров, аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации, а также всех тех, кто интересуется междисциплинарными исследованиями в области инновационного менеджмента, экологических инноваций и международного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION MANAGEMENT, ECO-INNOVATIONS AND INTERNATIONAL COOPERATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The article considers the relevance of developing a training course for an international master's program aimed at training environmental managers. The study guide «Innovation Management, Eco-innovations and International Cooperation» is presented according to the international university educational standards. Based upon the analysis of modern achievements and best methodological practices, the study guide outlines global, national, and regional issues of innovation management. The study guide «Innovation Management, Eco-innovations and International Cooperation» is a useful resource for course work related to Environment and Sustainable Development and is intended for undergraduate and post-graduate students, professionals attending continuing education courses, as well as all those who are interested in interdisciplinary research in the feld of innovation management, ecological innovation, and international cooperation.

Текст научной работы на тему «Актуальность изучения экоинноваций в инновационном менеджменте в контексте международного сотрудничества в интересах устойчивого развития»

УДК 504.06:378.4

В. В. Григорьева

актуальность изучения экоинноваций

в инновационном менеджменте в контексте международного сотрудничества в интересах устойчивого развития

В статье рассматривается актуальность изучения экологических инноваций и разработки учебного курса для международной магистерской программы, ориентированной на подготовку экологов-менеджеров. Представлено новое учебно-методическое пособие «Инновационный менеджмент, экоинновации и международное сотрудничество», которое составлено в соответствии с международными образовательными стандартами вузовского образования. На основании обобщения зарубежного и отечественного опыта, анализа современных достижений, лучших практик и научно-методологической базы рассматриваются глобальные, национальные и региональные аспекты, выявляются трудности и барьеры на пути внедрения экологических инноваций. Учебно-методическое пособие выступает составным звеном в области непрерывного экологического образования в вузе и может быть рекомендовано для студентов, магистров, аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации, а также всех тех, кто интересуется междисциплинарными исследованиями в области инновационного менеджмента, экологических инноваций и международного сотрудничества.

Ключевые слова: экологические инновации; инновационный менеджмент; международное сотрудничество; учебное пособие; высшее образование в интересах устойчивого развития; непрерывное экологического образование.

Для практической реализации принципов устойчивого развития большое значение приобретает внедрение экологических инноваций, под которыми понимаются новые продукты, новые технологии, новые способы организации производства, обеспечивающие охрану окружающей среды. Речь идёт о внедрении систем экологического менеджмента, экологической сертификации и стандартизации, экологического маркетинга, экотехнологий, позволяющих обеспечить оптимальный баланс между экономическим развитием и защитой окружающей среды. В связи с этим актуальными являются разработка новых компетентностно-ориентированных междисциплинарных курсов и совершенствование имеющихся образовательных дисциплин в высших учебных заведениях, посвящённых инновационному менеджменту, экологическим инновациям и международному сотрудничеству. В современном динамично развивающемся мире возрастает потребность в специалистах нового поколения, восприимчивых к нововведениям, способных гибко реагировать на новшества, эффективно внедрять прогрессивные инновации в интересах устойчивого развития.

В данной статье рассматривается актуальность изучения экологических инноваций и разработки учебного курса для международной магистерской программы, ориентированной на подготовку экологов-менеджеров, а также представлено новое учебно-методическое пособие «Инновационный менеджмент, экоинновации и международное сотрудничество. Innovation Management, Eco-innovations and Interna-

tional Cooperation» [1]. Пособие составлено в соответствии с международными образовательными стандартами вузовского образования с ориентацией на компетенции, с включением модульной системы, глоссария на русском и английском языках, с учётом опыта Стокгольмского университета [4], Королевского технического университета Швеции [5] и ряда других европейских университетов, а также опыта преподавания дисциплины «Инновационный менеджмент и международное сотрудничество» на кафедре экологической безопасности и устойчивого развития регионов Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). Издание подготовлено в рамках международной программы ЕС «TEMPUS» — «Совершенствование образования в области экологического менеджмента» [3]. Основной целью изучения дисциплины является углубление понимания нового перспективного направления деятельности, подготовка студентов к самостоятельному решению теоретических и практических проблем в области инновационного менеджмента и международного сотрудничества, формирование ответственного и социально активного отношения к охране окружающей среды, рациональному природопользованию путём внедрения инновационных технологий, экологических инноваций в условиях глобализации экономики, интеграция знаний, полученных при изучении дисциплин экономико-управленческого и экологического цикла. При обучении данной дисциплине решается задача междисциплинарной подготовки специалистов нового типа, способных компетентно решать поставленные задачи. В основе учебной дисциплины лежит стремительно развивающаяся междисциплинарная предметная область инновационного менеджмента, экологических инноваций и международного сотрудничества, насыщенная растущим объемом информации, требующая постоянного обновления. Обобщается зарубежный опыт инновационного менеджмента, анализируются достижения и успехи, рассматриваются глобальные и региональные аспекты внедрения и управления инновациями, выявляются трудности и барьеры на пути внедрения инновационного менеджмента и экологических инноваций в РФ, совершенствуются способы изучения и распространения лучших практик. Особенностью курса является изучение зарубежного опыта инновационного менеджмента, внедрение экологических инноваций в разных странах и рассмотрение возможностей применения современных инструментов инновационного менеджмента и реализации лучших практик в российских условиях.

Отличительной особенностью образовательной программы «Инновационный менеджмент, экоинновации и международное сотрудничество» является развитие инновационных подходов в образовании, активные методы обучения: дискуссии, работа малых групп, «мозговой штурм», Mind Mapping, использование кейс-стади, интерактивных ролевых игр Game Based Learning (GBL) и тренингов. Данная учебная дисциплина имеет интерактивный характер, наряду с лекциями предусматривает проведение семинаров, тренингов и самостоятельную работу студентов, которая направлена на развитие творческих способностей и формирует осознанную перспективу интеллектуального роста, и ясно выраженный принцип сотрудничества обучающих и обучающихся. Студенты раскрывают свой творческий потенциал при подготовке индивидуальных творческих работ и презентаций, командных отчётов по интерактивным ролевым играм, обсуждаемых на конкурсной основе в рамках занятий. Например, студенты готовят командный отчёт и защищают презентации с результатами самостоятельной работы на конкурсной основе «Разработка эффектив-

ной модели внедрения экологических инноваций на конкретном примере отрасли / компании / предприятия с учётом позитивного зарубежного опыта» (Модуль 6) [1]. Использование активных методов позволяет повысить познавательный интерес к изучаемому материалу, улучшить понимание основных закономерностей, способствует развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков принятия решений.

Помимо традиционных методологических основ инновационного менеджмента, понятий, определений и классификаций, рассматривается жизненный цикл инновации, современные концепции цикличности инноваций, различные многоуровневые инновационные стратегии, инновационная деятельность предприятия как средство приобретения конкурентных преимуществ, особое внимание уделяется экологическим инновациям. Согласно Экоинновационному плану действий Европейской комиссии экологические инновации — «такие формы инноваций, которые направлены на значительный и очевидный прогресс в направлении достижения целей устойчивого развития, за счёт снижения воздействия на окружающую среду, и на более эффективное и ответственное использование природных ресурсов» (The Eco-innovation Action Plan — EcoAP, EU 2011) [6].

Представляет интерес изучение ежегодных отчётов Global Innovation Index (GII) Глобального инновационного индекса — глобального исследования по рейтингу стран мира по показателям инновационного развития [7]. Отчёты Глобального Инновационного Индекса публикуются World Intellectual Property Organization (WIPO, a specialized agency of the United Nations) Всемирной организацией интеллектуальной собственности (специализированное учреждение Организации Объединенных Наций) [8] в сотрудничестве с рядом ведущих университетов мира: Корнель-ским университетом США и международной бизнес-школой INSEAD. GII признаёт ключевую роль инноваций в качестве движущей силы экономического развития и процветания и необходимость широкого понимания инноваций, которое применимо как для развитых, так и для развивающихся экономик, с включением 84 показателей, многие из которых выходят за рамки традиционных (такие, как уровень научных исследований и разработок в данной стране). GII превратился в ценный инструмент, благодаря которому лидеры бизнеса, политики и другие заинтересованные стороны могут оценивать прогресс на постоянной основе. Исследование проводится с 2007 г. и на данный момент представляет наиболее полный комплекс показателей инновационного развития по различным странам мира [7]. Сравнительный анализ динамики показателей инновационного развития разных стран и место России в глобальном инновационном рейтинге является перспективной тематикой курса. Анализ рейтинга GII показывает, что в десятку лучших стран мира входят несколько скандинавских стран: Швеция, Финляндия, Дания. При этом лучшие показатели среди скандинавских стран демонстрирует Швеция — 2-е место в 2013 г. из 142 исследуемых стран и 3-е место в 2014 г. из 143 исследуемых стран [7]. Российская Федерация, несмотря на свой потенциал, в 2013 г. занимала лишь 62 место в Глобальном Инновационном рейтинге, находясь между Иорданией (61) и Мексикой (63). В 2014 г. показатели улучшились, Россия поднялась до 49 места, находясь между Таиландом (48) и Грецией (50). Среди стран БРИК Россия занимает второе место после Китая (29 место). Как отмечается в отчёте 2014 г., сильные стороны России связаны с качеством человеческого капитала, развитием знаний и бизнеса. Препятствуют развитию инно-

ваций несовершенные институты, низкие показатели развития внутреннего рынка и результатов деятельности [7].

К позитивным примерам развития международного сотрудничества в сфере инноваций можно отнести создание Eco-Innovation Observatory, Urban Europe, Smart cities, Symbio city. Крупнейшая международная программа ЕС Horizon 2020 поддерживает инновационные проекты в области энергетики и энергоэффективности; инновации для экологически безопасного устойчивого водоснабжения и водопотре-бления, экологически безопасного устойчивого транспорта; стимулирование инновационного потенциала малых и средних предприятий в области минимизации эмиссии оксида углерода (карбоновый менеджмент); повышение потенциала малого бизнеса для эко-инноваций и продвижение эко-инновационного управления отходами.

Во многих предыдущих исследованиях отмечалась важность изучения лучших практик в инновационной сфере [2, 10]. В Европейском союзе создана Eco-Innovation Observatory — обсерватория эко-инноваций, которая функционирует как платформа для структурированного сбора и анализа широкого спектра информации по экологическим инновациям, собираемого со всего Европейского Союза [9]. Обсерватория эко-инноваций в течение последних четырёх лет оценивает и демонстрирует результаты эко-инновационной деятельности 28 государств-членов ЕС. В настоящее время охватывается временной ряд с 2010 по 2013 гг. на основе 16 индикаторов в 5 тематических областях: эко-инновационные инвестии (eco-innovation inputs), эко-инно-вационная деятельность (eco-innovation activities), эко-инновационные результаты (eco-innovation outputs), последствия внедрения ресурсосберегающих экотехнологий для окружающей среды (resource efficiency outcomes), социально-экономические последствия (socio-economic outcomes) [9]. Согласно данным обсерватории эко-инно-ваций ЕС к странам лидерам в области эко-инноваций по всем пяти областям в ЕС относятся Финляндия, Швеция, Дания, Великобритания и Германия. В целом, в ЕС существует положительная динамика внедрения эко-инновационных технологий. Объём рынка экологической продукции и услуг составляет около 2,2 % ВВП Евросоюза, и этот рынок постоянно растёт. Изучение лучших практик стран-лидеров полезно для более эффективного инновационного развития РФ. Для этого перспективным является проведение межгосударственных научных исследований, разработок и проектов, расширение академической мобильности студентов и преподавателей, проведение международных практик и стажировок по изучению зарубежного опыта в области экологических инноваций, разработка рекомендаций по внедрению лучших практик на территории РФ. Всё это способствует формированию глобального и разностороннего взгляда на инновационные процессы в стране и мире. Следует отметить, что представленная магистерская образовательная программа не просто помогает в изучении теории и практики инновационного менеджмента, но и помогает выявлять наиболее способных и талантливых студентов и открывать новые возможности для участия в международных обменах и конкурсах.

Таким образом, учебно-методическое пособие «Инновационный менеджмент, экоинновации и международное сотрудничество. Innovation Management, Eco-innovations and International Cooperation» выступает составным звеном в области непрерывного экологического образования в вузе и может быть рекомендовано для студентов, магистров, аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации, а также всех тех, кто интересуется междисциплинарными исследованиями в обла-

сти инновационного менеджмента, экологических инноваций и международного сотрудничества. Развитие международного сотрудничества в сфере совершенствования инновационного менеджмента и внедрения экологических инноваций может стать залогом экологически безопасного устойчивого будущего.

Литература

1. Григорьева В. В. Инновационный менеджмент, экоинновации и международное сотрудничество. Innovation Management, Eco-innovations and International Cooperation. Учебно-методическое пособие. СПб.: СПБГУ, ВВМ, 2014. 112 с.

2. Григорьева В. В., Смоландер М. Анализ возможностей развития российско-шведского сотрудничества в сфере экологических технологий // Охрана окружающей среды и природопользование. 2013. № 3. С. 20-23.

3. Донченко В. К., Растоскуев В. В., Шалина Е. В. Разработка учебных курсов для магистерской программы «TEMPUS» // Региональная экология. 2010. № 4 (30). С. 106-109.

4. Материалы курсов Stockholm University Starta eget kurs Innovation AB 2012-2015.

5. Материалы курса Королевского технического университета Швеции KTH «Innovations for Sustainable Development on a Local or Global Level» 2014.

6. Официальный сайт The Eco-innovation Action Plan — EcoAP. URL: http://ec.europa.eu/environment/ ecoap/about-action-plan/objectives-methodology/index_en.htm (Дата обращения: 9 июня 2015).

7. Официальный сайт Global Innovation Index. URL: http://www.globalinnovationindex.org/ (Дата обращения 9 июня 2015).

8. Официальный сайт World Intellectual Property Organization (WIPO, a specialized agency of the United Nations). [Электронный ресурс]: URL: http://www.wipo.int/econ_stat/en/economics/gii/ (Дата обращения: 9 июня 2015).

9. Официальный сайт Eco-Innovation Observatory. [Электронный ресурс]:ЦКЬ: www.database.eco-in-novation.eu (Дата обращения: 9 июня 2015).

10. Smolander M., Grigoryeva V. Swedish Investments in sustainable development of Russian innovative corporations: opportunities or limitations? A case study // European Science Review, «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. № 5-6 May-June 2015, pp. 173-175.

Об авторе

Григорьева Виктория Васильевна — старший преподаватель кафедры экологической безопасности и устойчивого развития регионов, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, PhD st. INTAS, Master Degree Stockholm University, Швеция.

E-mail: Devika@mail.ru.

V. Grigoryeva

INNOVATION MANAGEMENT, ECO-INNOVATIONS AND INTERNATIONAL COOPERATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The article considers the relevance of developing a training course for an international master's program aimed at training environmental managers. The study guide «Innovation Management, Eco-innovations and International Cooperation» is presented according to the international university educational standards. Based upon the analysis of modern achievements and best methodological practices, the study guide outlines global, national, and regional issues of innovation management. The study guide «Innovation Management, Eco-innovations and International Cooperation» is a useful resource for course work

related to Environment and Sustainable Development and is intended for undergraduate and post-graduate students, professionals attending continuing education courses, as well as all those who are interested in interdisciplinary research in the field of innovation management, ecological innovation, and international cooperation.

Key words: Eco-innovations; Innovation Management; International Cooperation; study guide, higher education for sustainable development; continuous education for sustainable development.

About the author

Victoria Grigoryeva, Senior Lecturer, Assistant Professor of the Department of Environmental Safety and Regional Sustainable Development, St. Petersburg State University, Russia, PhD st. INTAS, Master Degree at Stockholm University, Sweden.

E-mail: Devika@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.