Научная статья на тему 'Актуальность изменения или дополнения к нормативам, связанным с использованием штурмовой лестницы, по пожарно-строевой подготовке для личного состава Федеральной противопожарной службы'

Актуальность изменения или дополнения к нормативам, связанным с использованием штурмовой лестницы, по пожарно-строевой подготовке для личного состава Федеральной противопожарной службы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
893
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Темнов А.В., Массерова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность изменения или дополнения к нормативам, связанным с использованием штурмовой лестницы, по пожарно-строевой подготовке для личного состава Федеральной противопожарной службы»

АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ИЛИ ДОПОЛНЕНИЯ К НОРМАТИВАМ, СВЯЗАННЫМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ШТУРМОВОЙ ЛЕСТНИЦЫ, ПО ПОЖАРНО-СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЛЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ

СЛУЖБЫ

А.В. Темнов, И.В. Массерова, Академия ГПС МЧС России, г. Москва

Пожарно-строевая подготовка (далее - ПСП) пожарных и спасателей является одним из основных направлений, которое способствует совершенствованию действий личного состава в реальных условиях работы на пожарах и при проведении других неотложных аварийно-спасательных работ на месте чрезвычайной ситуации. Именно от того, насколько пожарные и спасатели готовы «технически» (имеется в виду знания и умение быстро и правильно применить пожарно-спасательное оборудование - прим. автора), во многом зависит жизнь людей, оказавшихся в бедственном положении. «Пожарно-строевая подготовка - сложный педагогический процесс, который представляет собой организованную, целенаправленную,

взаимообусловленную учебно-воспитательную деятельность руководителей подразделений и их подчиненных» [1, с. 4]. Этот процесс, главным образом, складывается из плановых занятий, учений, тренировок и включает в себя многие методические аспекты, среди которых можно выделить: составление тематических планов, расписания занятий, проведение учебных и инструкторско-методических занятий, отработка нормативов. Именно на последнем я и хочу заострить свое внимание.

Специальные прикладные упражнения, которые составляют основу нормативов по ПСП, представляют собой различные приемы и действия с пожарной техникой и оборудованием, используемые для формирования и совершенствования специальных навыков и физического развития пожарных и спасателей. Спасатели аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований в некоторых регионах (например, Москва) в рамках профессиональной подготовки так же сдают нормативы по ПСП. Это связано с тем, что на настоящий момент в Московском гарнизоне, спасатели в обязательном порядке проходят первоначальную подготовку пожарного и наоборот, все пожарные обучаются на спасателей. Начиная с 70-х годов прошлого столетия, сдача нормативов по ПСП, является одной из главных составляющих проверки знаний, умений и готовности по предназначению личного состава пожарной охраны в нашей стране. С того времени произошел серьезный научно-технический «прорыв». Не зря нынешнее столетие получило наименование «век научно-технического прогресса», потому что именно в XXI веке развитие быстрыми темпами прикладной науки привело к многочисленным достижениям и внедрению их в повседневной жизни, бизнесе,

производстве. Производство окон является не исключением. Главная часть любого окна - стекло. До начала 90-х годов в Советском Союзе использовали метод остекления, при котором стекло вставляли в прорези рамы и закрепляли деревянными штапиками. В некоторых случаях для фиксации стекла в деревянных окнах применяли оконную замазку. Выглядело это все достаточно ненадежно, из окон часто дуло, да и само стекло, особенно в части касающейся прочности, оставляло желать лучшего. В настоящее время большинство граждан нашей страны предпочитают стеклопакеты. Производство стеклопакетов начало развиваться еще в 30-е годы прошлого столетия. Благодаря высоким тепло-, противоударно- и звукоизоляционным свойствам стеклопакеты получили на сегодняшний день широкое применение в качестве важного строительного элемента. Стеклопакет представляет собой устойчивую систему, главным образом существенно повышающую тепло- и звукоизоляционные свойства окна. Стеклопакеты состоят из двух или более стекол, разделенных между собой промежутком, заполненным воздухом или инертным газом, и герметично соединенных по контуру. Кроме того, некоторые наши граждане ставят у себя в квартирах, в офисах стеклопакеты повышенной прочности. В данном случае стекло представляет собой многослойную структуру, притом между слоями стекла прокладывается специальная пленка. Несколько слоев стекла с пленкой между ними обеспечивает высокую прочность стеклопакетов (технология «триплекс»). В любом случае нынешние стеклопакеты, даже если они не обладают повышенной прочностью, гораздо надежнее, прочнее простых советских.

Параллельно с прогрессом науки и техники развивалась и пожарное дело. В частности в нормативах по ПСП появились новые упражнения, с применением нового пожарно-спасательного оборудования и техники. Но необходимо отметить тот факт, что «прорыва» в упражнениях со «штурмовкой» не наблюдалось и не наблюдается, и по сей день. «Штурмовая лестница предназначена для подъема пожарных на этажи зданий и сооружений по наружной стене, а также для обеспечения работ при вскрытии кровли на крышах с крутым уклоном» [2, с. 53]. Под «прорывом» упражнений со «штурмовкой», имеются ввиду совершенно новые подходы и методики работы с лестницей, ориентируясь на современны реалии. А реальность, на сегодняшний день такова, что вместо старых советских окон, на зданиях и сооружениях появляются вышеназванные стеклопакеты. С учетом того, что в большинстве случаях основным способом передвижения пожарных по «штурмовке» и спасения пострадавших является подвешивание лестницы в вышележащий оконный проем, проблемы при выполнении сегодняшних нормативов, вырисовываются достаточно четко. Корме того, не стоит забывать, что одной из основных задач в выполнении нормативов является подготовка личного состава к реальным условиям работы на пожаре. Перечень проблем, которые будут обозначены ниже, были выявлены при проведении совместных учебно-тренировочных занятий пожарных и спасателей на территории Восточного округа города Москвы, в одном из выселенных зданий, в 2013 году

[4]. Для того чтобы занятие было приближено к реальным условиям, в пустые оконные проемы были вставлены часть стеклопакетов, с двойным остеклением.

Проблема № 1. Подвешивание лестницы из положения сидя.

При выполнении этого элемента упражнения подразумевается, в том числе, что пожарный при подвешивании лестницы в вышележащий оконный проем, разбивает вставленное в него стекло. При подъеме по штурмовой лестнице спасатель, оказавшись на уровне разбитого стекла, сталкивается с похожей ситуацией, как на рисунке № 1. Большинство остекления оказалось не разбито (в 99 % случаях так и происходит) и соответственно быстрая посадка пожарного, как указано в нормативе, на окно представляется невозможной. На вышеназванных учениях, пожарному приходилось вставать при помощи пожарного карабина на самостраховку, на одну из ступеней «штурмовки» и топором разбивать неразбитую часть остекления. Кроме того, из положения сидя, как указано в настоящем нормативе, разбить стеклопакет с первого раза не всегда удавалось, прежде всего, из-за прочности стекла. Как следствие пожарному в таком положении не хватало более устойчивой опоры, для того чтобы сила удара была выше. Как альтернатива этому, спасатель вставал ногами на подоконник, нижнюю часть лестницы упирал в стену (фасад) здания, одновременно отклоняя верхний конец штурмовки от себя и резким движением рук на себя, разбивал остекление. При этом пожарного, который бьет стекло, страхует изнутри его коллега. Как следствие, пожарный, стоя на подоконнике, обладает большей безопасностью (риск падения) и устойчивостью и соответственно сила удара возрастает.

В разбивании остекления есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание. Когда пожарный сидя разбивает стекло, часть его тела «вывешена» из оконного проема. Несмотря на то, что пожарный защищен одеждой и каской, разбитые стекла в результате падения могут повредить наружный слой пожарных краг и боевой одежды пожарного. На учебно-тренировочных занятиях был прецедент, когда на рукаве БОП одного из пожарных, при разбивании стекла, был обнаружен порез. Причем пожарный разбивал стекло стоя. Соответственно дальнейшая работа на пожаре для этого сотрудника может представлять угрозу (есть риск получить ожог). Чтобы свести подобную ситуацию к минимуму, необходимо разбивать стекло, стоя со страховкой от своего напарника, и стараться разбивать остекление в нижней ее части (рис. 2). Для этого необходимо, прежде чем разбить стекло, крюком лестницы «нащупать» подоконник, после чего приподнять лестницу на 5-10 см и произвести разбитие. Малое количество разбитого стекла, при работе со «штурмовкой» важно еще тем, что внизу могут оказаться жильцы горящего дома, или случайные прохожие (зеваки), на которых могут попасть осколки. Очень часто это бывает на начальной стадии тушения пожара, когда из-за нехватки сил и средств нет возможности оцепить, прилегающую к горящему зданию территорию. Как показали практические занятия, аккуратно разбивая остекление топором, стоя на лестнице, пожарный сводит к минимуму падение осколков вниз, большая часть из них попадает внутрь.

№ 2. Выполнение упражнения со штурмовкой одним пожарным.

Выше говорилось о том, что для более эффективного разбивания остекления, необходим второй пожарный для страховки. Кроме того, когда пожарный находится на лестнице, передвигаясь или стоя на ней, также не помешала бы страховка уже лестницы. Например, во время разбивания стекол топором, лестница может покачиваться. Во избежание этого, второй пожарный держит лестницу снизу (рис. 3). Или способ, когда пожарному необходимо проникнуть при помощи «штурмовки» в окно по диагонали также требует участие второго спасателя. Вариант с проникновением в оконный проем по диагонали также отрабатывался.

Рис. 3

Необходимо еще отметить тот факт, что на пожаре может сложиться такая ситуация, что пожарному, после подъема по лестнице придется проникнуть в помещение (комнату), например для поиска пострадавших.

301

Одному, согласно правил работы в задымленной зоне [5], это делать запрещено, то есть, здесь речь идет уже о звене ГДЗС, в котором должно быть не мене двух газодымозащитников (если речь идет, например, о спасении людей в небольших по объему помещениях с несложной планировкой - прим. автора).

Проблема № 3. Временные показатели.

Практически для каждого норматива по ПСП существуют временные показатели, оценивающие уровень подготовки пожарного, упражнения со штурмовой лестницей здесь не является исключением. Но все же есть в нормативах некоторые из упражнений, которые выполняются на правильность. Это «самоспасание с 4-го этажа учебной башни» при помощи различных спусковых устройств (нормативы 4.5-4.8) и норматив 4.4 - «сматывание спасательной веревки в клубок» [3, с. 11]. Самоспасание, в данном случае, предполагает ситуацию, когда пожарному угрожает реальная угроза жизни, и больше нет никаких возможностей для спасения, кроме как экстренно эвакуироваться при помощи спасательной веревки из опасной зоны. Подобная ситуация и отрабатывается. Но почему, когда идет речь о самом важном (а жизнь пожарного, или спасателя на пожаре является приоритетной в плане спасения, если вдруг кто-то из них оказывается в опасности) время становится второстепенным критерием? Казалось бы, именно в выполнении этого упражнения речь должна идти в буквальном смысле на секунды. Чем быстрее спасатель приготовится к спуску и осуществит его, тем больше шансов выжить у него будет. Но непонятным причинам предпочтение здесь отдается именно правильности. Возможно, когда речь идет о жизни и смерти, когда каждая ошибка может стать роковой, может быть действительно стоит то или иное действие делать, прежде всего, правильно и не торопится. Может быть, этим руководствовались составители данного норматива? В таком случае, почему упражнение со штурмовкой должно выполняться на время, хотя там тоже есть угроза жизни не только пожарному (он работает на высоте), но и еще терпящим бедствие людям? Помимо прочего, работа со «штурмовкой» технически сложнее, чем спуск с помощью спусковых устройств (мнение автора) и это обязывает к тому, чтобы действия с лестницей осуществлялись, прежде всего, технически правильно.

На основании вышеизложенного, можно сделать выводы, что для более качественной и эффективной профессиональной подготовки пожарных и спасателей внести изменения или дополнения к существующим нормативам по ПСП в части касающейся работы со штурмовой лестницей, а именно:

- отменить временные показатели, выполнять норматив на правильность;

- упражнения со «штурмовкой» выполнять вдвоем, осуществляя страховку друг друга и лестницы (за исключением подноса лестницы в окно второго этажа);

- подачу лестницы в окно с подоконника осуществлять стоя.

Если нынешние нормативы сохранить как есть, можно дополнить их новым нормативом (например, перемещение со штурмовкой по диагонали), или обязательными отдельными занятиями с личным составом. За образец можно

взять тренировки в теплодымокамере (1 раз в три месяца), или занятия на огневой полосе, которые проводятся раз в год. Главное, чтобы эти занятия были обязательными и максимально приближенными к реальности. А для этого необходимо остекление и «высота». Именно при таких условиях пожарные смогут правильно оценить свои возможности, а главное научиться по-настоящему, работать со штурмовой лестницей.

Список использованной литературы

1. Теребнев В.В., Грачев В.А., Подгрушный А.В., Теребнев А.В. Пожарно-строевая подготовка // Учебное пособие. М.: Академия ГПС, Калан -Форт, 2004.

2. Метод. рекомендации по пожарно-строевой подготовке. М.: Калан,

2011.

3. Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для личного состава федерально противопожарной службы. М., 2011.

4. http: //www.mreporter.ru/reports/25869.

5. Приказ МЧС России от 09.01.2013 № 3 «Об утверждении Правил проведения личным составом федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы аварийно-спасательных работ при тушении пожаров с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания в непригодной для дыхания среде».

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЙ «ГОТОВНОСТЬ» И «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ»

Е.Ю. Трояк, преподаватель, Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

г. Железногорск

Вызовы современности требуют о выпускников вузов системы МЧС России готовности к решению достаточно широкого спектра задач. Данные задачи отражены в Федеральном образовательном стандарте высшего образования. Проведенный нами анализ и обзор научной литературы по проблеме формирования готовности к решению профессиональных задач показал, что наиболее уязвимой и недостаточно изученной является проблема формирования у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности в процессе их подготовки.

Для того, что бы выработать концепцию решения данной педагогической проблемы необходимо определить исходное ключевое понятие «готовность».

Известно, что проблемой готовности занимается широкий спектр гуманитарных наук, и для каждой из них понятие «готовность» может, как и включать нечто общее, так и напротив, иметь различия. В данной статье мы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.