Научная статья на тему 'Актуальность индивидуализации содержания образования в процессе профессиональной подготовки техников-программистов в колледже'

Актуальность индивидуализации содержания образования в процессе профессиональной подготовки техников-программистов в колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / CONTENT OF EDUCATION / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / PERSONAL NEEDS / IT-ТЕХНОЛОГИИ / IT / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / STUDENT / PERSONALIZED EDUCATION / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукьянова Ирина Николаевна

В законе об образовании РФ рассматривается вопрос о внедрении индивидуального принципа обучения; основной задачей педагога становится выявление и развитие конкретных способностей у каждого обучающегося. В содержание понятия образования включается признак его направленности на удовлетворение потребностей профессионального развития человека, его образовательных потребностей и интересов. Актуальность исследования индивидуализации содержания образования заключается в том, что происходит смена традиционной парадигмы массового характера образования на его индивидуализацию. В статье представлен замысел и ступени исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукьянова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELEVANCE OF INDIVIDUALIZATION OF EDUCATION CONTENT IN PROFESSIONAL TRAINING OF SOFTWARE TECHNICIAN AT COLLEGE

The Law on Education of the Russian Federation highlights the necessity to strengthen the individualization of the education process. It says that the main task of a teacher is to recognize and develop individual features and abilities of each student. The education content includes an aimed to meet the professional development of a person, his/her educational needs and interests. The relevance of the study is to show that there is a change of traditional paradigm from mass character of education to individualization of educational content. The article presents the concept and steps of the study.

Текст научной работы на тему «Актуальность индивидуализации содержания образования в процессе профессиональной подготовки техников-программистов в колледже»

УДК 3773.3:004 ББК Ч447.47

DOI: 10.14529^180211

АКТУАЛЬНОСТЬ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ТЕХНИКОВ-ПРОГРАММИСТОВ В КОЛЛЕДЖЕ

И.Н. Лукьянова

Южно-Уральский государственный технический колледж, г. Челябинск, Россия

В законе об образовании РФ рассматривается вопрос о внедрении индивидуального принципа обучения; основной задачей педагога становится выявление и развитие конкретных способностей у каждого обучающегося. В содержание понятия образования включается признак его направленности на удовлетворение потребностей профессионального развития человека, его образовательных потребностей и интересов. Актуальность исследования индивидуализации содержания образования заключается в том, что происходит смена традиционной парадигмы массового характера образования на его индивидуализацию. В статье представлен замысел и ступени исследования.

Ключевые слова: образование, индивидуальное образование, содержание образования, индивидуальные потребности, 1Т-технологии, обучающийся.

Целью федеральной целевой Программы развития образования на 2016-2020 гг. является обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала.

Реализация цели требует решения достаточно глобальных задач:

- повышение конкурентоспособности образовательных организаций и системы образования в целом, в том числе международной;

- необходимость обновления кадрового потенциала преподавательского и административного состава;

- обеспечение реализации индивидуальных траекторий, обучающихся и их участия в территориально-распределенных сетевых образовательных программах [8].

Реализация поставленных Программой задач приведет к существенным изменениям в системе Российского образования. Так, содержание образования должно обогащаться упором на гуманизацию и индивидуализацию образовательных программ для обучающихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями. В законе «Об образовании в Российской Федерации» особое место в современном образовании отводится «конкретному» обучающемуся и его праву выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, которая способствует

развитию его личностного потенциала, в овладении прочными знаниями, умениями и навыками с возможностью их применения в профессиональной деятельности [9].

Но реализация целенаправленного процесса воспитания и обучения еще не всегда соответствует действительности. Законом объявлен принцип индивидуализации, но в практике еще нет единого универсального механизма осуществления данного принципа. Традиционное российское образование не всегда обеспечивает запросы общества и личности к качеству образования, подразумевая при этом личностное развитие каждого обучающегося. Долгое время основные профессиональные образовательные программы СПО были направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации, и, конечно, они не предусматривали индивидуальные образовательные траектории.

Можно выделить следующее несоответствие, а именно между массовым характером обучения и индивидуальными познавательными маршрутами. Это несоответствие между сложившейся системой организации среднего профессионального образования СПО с ее жесткой регламентацией процесса обучения и кардинальным переходом образования к ориентированному на личностный подход и ин-

дивидуализацию. Реально это противоречие проявляется в том, что обучающийся должен усвоить государственную профессиональную программу обучения. Так как стандарт образования является необходимым для всех, то педагоги предъявляют, как правило, одинаковые требования ко всем, не учитывая склонностей и способностей обучающегося.

Федеральный государственный образовательный стандарт предлагает совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, а обязательные требования предъявляют требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам. В законе об образовании РФ появилось новое понятие - индивидуальный учебный план, который должен обеспечивать освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося [7]. Но у каждого обучающегося разные потребности и интересы.

Субъектами в образовании являются - государство, работодатель, семья, различные сообщества (формальные и неформальные), а также сам обучающийся - человек. У каждого субъекта существует своя позиция, требования и потребности.

Образование - это социальное благо, доступное для всех, интеллектуальный потенциал нации и главный ресурс капитала в стране. Принципом государственной политики России в области образования является обеспечение условий для эффективного развития российского образования и его соответствия международным стандартам.

Главной особенностью современных профессий, связанных с 1Т-технологиями, является то, что информационные технологии имеют крайне высокую скорость развития. Поэтому увеличивается разрыв теоретического образования с практикой. Для работодателей сферы компьютерных технологий на сегодняшний момент одним из требований является способность работников самостоятельно, быстро получать, усваивать и применять знания на практике.

Современные технологии стали настолько развитыми и сложными, что для их освоения уже недостаточно одного человека, поэтому появляются профессионалы отдельных 1Т-

направлений. Идет процесс детализации содержания знаний. Топ-классом признаются специалисты, которые помимо технической стороны вопроса знают еще и предметную, содержательную.

На сегодняшний момент требуются специалисты, понимающие не только как создать программу, настроить систему, но и условия, в которых продукт будет применяться: для кого делается программный продукт, его цель и назначение, то есть кто клиент, зачем он пришел, чего хочет. Способность учитывать изменяющиеся условия на каждом этапе, оперативно менять продукт или результат работы под задачи заказчика - вот чего ждут от высококлассных специалистов.

В каждой семье существуют также свои требования, как, например, реализация амбиций и т. д. Но самые основные образовательные запросы родителей обучающихся и их законных представителей - это сохранение здоровья и получение качественного образования.

Каждый обучающийся обладает своим опытом, своими возможностями, потребностями, интересами и своим потенциалом [4]. Особые образовательные потребности обучающихся требуют создания особых условий для его обучения.

Все, чего обучающийся самостоятельно добивается: самостоятельно добытые знания, полученные навыки и опыт, приобретённый посредством своих действий, удач и ошибок становится частью его личности.

В настоящее время самообразование - это тенденция современности и будущего, а для специалистов 1Т-профессий это является жизненным требованием.

Самообразование - это форма индивидуальной образовательной деятельности человека, которая мотивирована его внутренними интересами и потребностями, которая направлена на приобретение и усовершенствование знаний, навыков и умений, а также на развитие качеств своей личности. Самообразование -это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью [6].

Требования стандартов СПО - это увеличение объема часов на самообразовательную деятельность студентов. А готов ли каждый студент к индивидуализации и самообразованию? Готовность обучающегося к индивидуализации, самообразовательной деятельности и в конечном итоге к самообразованию - это

Лукьянова И.Н.

Актуальность индивидуализации содержания образования в процессе профессиональной подготовки..

динамическое состояние интегрирования способностей и энергоресурсов (личностные аспекты, знаниевый энергоресурс, способности пользование источниками информации, организационно-управленческие способности), позволяющие ему решать задачи профессионального роста [3], а также личный опыт регулирования отношений с собой и окружением [2].

Содержание профессионального образования - это система знаний, умений и навыков, обеспечивающих подготовку к профессиональной деятельности.

Система знаний, умений и навыков, связанных с 1Т-технологиями очень разнообразна и сложна, а также имеет тенденцию к скоростному изменению. На сегодняшний момент Интернет предоставляет огромный выбор открытых обучающих ресурсов по всем направлениям 1Т-технологий. Обучающийся ставит перед собой задачу «Как найти именно то содержание образования, которое ему необходимо». Реализуя свои образовательные потребности, каждый находит что-то для себя. Критерием выбора содержания для учащихся является его привлекательность (интерес для личности) и полезность / необходимость для общества, семьи, работодателей и личности.

Из вышесказанного можно выявить такие противоречия:

- между общим содержанием государственного заказа, изложенным во ФГОС требованиями, и содержанием соответствующим индивидуальным потребностям;

- между объемом знаний, накопленных цивилизацией и быстрым темпом их приращения в современном мире (данная особенность достаточно актуальна для 1Т-профессий) и ограниченными возможностями их усвоения обучающимся;

- между профессиональными задачами, требованиями работодателей и уровнем развития и интересов обучающегося.

Эти противоречия заставляют педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу -максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию (С.И. Самыгин, Л. Д. Столяренко).

Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: как изменить содержание образования, чтобы оно соответствовало индивидуальным требованиям обучающе-

гося, каковы должны быть педагогические условия для организации индивидуального подхода в профессиональном образовании.

В рамках проблемы определена тема: «Индивидуализация содержания образования в процессе профессиональной подготовки техников программистов в колледже».

Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка педагогической модели индивидуализации содержания образования будущих техников программистов в колледже, которая усилит индивидуальный компонент содержания образования и сделает его индивидуально -ориентированным.

Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки студентов колледжа.

Предмет исследования - индивидуализация содержания образования и комплекс педагогических условий и средств, обеспечивающих эффективность подготовки будущих специалистов техников-программистов.

Задачи:

1. Проанализировать отечественный и зарубежный опыт по проблеме индивидуальных аспектов в образовании и уточнить понятие «индивидуализация содержания образования».

2. Выделить теоретические предпосылки решения проблемы организации индивидуальных образовательных маршрутов.

3. Спроектировать, обосновать и апробировать педагогическую модель применения индивидуализации содержания образования в образовательном процессе подготовки техников-программистов в колледже.

4. Разработать и провести мониторинг качества эффективности модели индивидуализации содержания образования.

Методы исследования:

- теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, дидактической, методической и научно-педагогической литературы по проблеме индивидуализации и содержания образования; изучение и анализ ФГОССПО, профессиональных стандартов для 1Т-профессий; обобщение, систематизация, анализ, синтез, моделирование;

- эмпирические: анкетирование, беседа, тестирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, метод групповых экспертных оценок, методы математической статистики, анализ результатов учебной деятельности студентов;

- моделирование образовательного процесса с учетом индивидуализации содержания образования;

- количественная оценка полученных результатов (компьютерная и статистическая обработка данных, анализ выполнения практических заданий студентов).

Современное российское образование как в школе, так и в среднем профессиональном образовании в большинстве своем является массовым или же усредненным. Можно сказать, что педагог строит обучение и подбирает содержание для подачи обучающему, ориентируясь на некоего «мифического среднего ученика, студента». В итоге обучающиеся делятся на «слабых», «средних» и «сильных». «Слабым» считается тот студент, который не успевает за средним темпом занятия или которому не интересна та или иная учебная дисциплина. Такой студент полностью теряет интерес ко всему процессу обучения и оказывается отстающим.

«Сильные» обучающиеся, ориентируясь на упрощенное среднее содержание образования, искусственно сдерживаются в своем развитии и также теряют интерес к учебе, которая не требует сильного напряжения.

На современном этапе с большой возможностью образовательных порталов и огромной возможностью Интернета поступающие абитуриенты в СПО уже обладают определенными знаниями, умениями и навыками в 1Т-технологиях. Данные знания очень разнообразны. Это также вызывает противоречие в образовательном процессе и усиливает появление «слабых», «средних» и «сильных» студентов.

Выходом из данной ситуации является дифференцированный подход обучения. Педагог старается подготовить содержание обучения с заданиями разного уровня или предложить обучающимся индивидуальные задания и карточки, что способствует развитию знаний обучающегося в рамках учебной дисциплины. Так педагог в своей деятельности осуществляет принцип «индивидуального подхода к обучению».

Индивидуализация процесса обучения в школах и вузах за рубежом имеет давние традиционные аспекты:

- тьюторская деятельность, обеспечивающая разработку индивидуальных образовательных программ и индивидуальных образовательных траекторий учащихся и студентов

и сопровождающая процесс индивидуализации и индивидуального образования в школе, вузе, в системе дополнительного образования;

- свободный выбор курса дисциплин для изучения, т. е. обучающийся самостоятельно и осознанно для себя решает (или с помощью тьютора), что ему нужно будет изучать, следовательно, в образовательном процессе он будет участвовать с интересом, увлечением и воодушевлением;

- самостоятельная деятельность обучающихся и система зачетных единиц.

Современный подход усиливается роль обучающегося как субъекта деятельности: ему делегируются функции управления познавательной деятельностью, предоставляются возможности в проектировании собственных образовательных траекторий и свобода выбора учебных действий. То есть стоит задача поиска путей качественной индивидуализации обучения, а это требует изменений в проектировании организации образовательного процесса, использовании педагогических технологий, обеспечивающих продуктивное взаимодействие субъектов обучения и поддержку индивидуального развития каждого обучающегося [5].

Успех индивидуализации содержания образования в современных условиях зависит от следующих факторов:

- разнообразие содержания и формы ее реализации должны вызывать познавательный интерес и постоянную мотивацию у студентов выполнить учебную деятельность до конца;

- осознание обучающимся персональной необходимости в приобретении знаний как средства профессионального роста и придания этому личной заинтересованности;

- обладание студентом необходимым умственным развитием и способностями видеть в науке, производстве, экономике и жизненных ситуациях проблемы, формулировать их, планировать исследовательские шаги по поиску их решения;

- умение мобилизовать знания и способы деятельности, оперативно соотносить их с изменяющимися условиями решаемого вопроса и делать выводы;

- наличие желания решать проблему, нацелить себя на познание нового, привлекая для этого различные источники информации;

- участие в научно-теоретических, практических и методических конференциях, семинарах, а также в проведении научно-иссле-

Лукьянова И.Н.

Актуальность индивидуализации содержания образования в процессе профессиональной подготовки..

довательских работ в своей профессиональной области;

- обладание студентом знаниевым энергоресурсом: обобщенными умениями личности целенаправленно работать с основными источниками информации, организационно-управленческими умениями, сформированно-стью психологических качеств (целеустремленность, настойчивость, работоспособность и др.);

- паритетность взаимоотношений участников образования, системность образовательных процессов и развитие готовности участников образования к самореализации [1].

Задача индивидуального образования -это, прежде всего, научить обучающегося самостоятельно управлять своей образовательной траекторией. В таком случае педагог выступает в роли помощника, наставника, репетитора. При таком подходе педагог помогает ученику выявлять и нарабатывать свои собственные техники, приемы работы, необходимые в построении своей индивидуальной образовательной программы.

Литература

1. Котлярова, И.О. Гуманно ориентированное непрерывное образование / И. О. Котлярова, Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Пед. науки». - 2009. -Вып. 6. - № 38 (171). - С. 7-11.

2. Сериков, Г.Н. Готовность к сбережению энергоресурсов как научное понятие / Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Об-

разование. Пед. науки». - 2012. - Вып. 16. -№ 14 (273). - С. 25-29.

3. Сериков, Г.Н. Готовность работника к профессиональному самообразованию: научное понятие, личный энергоресурс, измерение / Г.Н. Сериков, В.Н. Крысанова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Пед. науки». -2013. - Вып. 5. - № 3 (273). - С. 34-41.

4. Сериков, Г. Н. Образование и развитие человека / Г.Н. Сериков. - М.: Мнемозина, 2002. - 416 с.

5. Сериков, Г.Н. Стратегия как осознанное намерение человека относительно перспектив непрерывного образования / Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Пед. науки». - 2015. - Т. 7, № 4. -С. 39-45.

6. Скибицкий, Э.Г. Самообразовательная деятельность студентов / Э.Г. Скибицкий, И.Ю. Скибицкая. - Новосибирск, 2012. -150 с.

7. ФГОС СПО по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» от 9 декабря 2016 г. № 1547. - http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71477324/.

8. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы утверждена постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497. - https:// минобрнауки.рф/документы/.

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017 года. -http://zakon-ob-obrazovanii.ru/.

Лукьянова Ирина Николаевна, преподаватель, Южно-Уральский государственный технический колледж, г. Челябинск, lookira67@yandex.ru.

Поступила в редакцию 10 декабря 2017 г.

DOI: 10.14529/ped180211

THE RELEVANCE OF INDIVIDUALIZATION OF EDUCATION CONTENT IN PROFESSIONAL TRAINING OF SOFTWARE TECHNICIAN AT COLLEGE

I.N. Lukyanova, lookira67@yandex.ru

South Ural State Technical College, Chelyabinsk, Russian Federation

The Law on Education of the Russian Federation highlights the necessity to strengthen the individualization of the education process. It says that the main task of a teacher is to recognize and develop individual features and abilities of each student. The education content includes an aimed to meet the professional development of a person, his/her educational needs and interests. The relevance of the study is to show that there is a change of traditional paradigm from mass character of education to individualization of educational content. The article presents the concept and steps of the study.

Keywords: education, personalized education, content of education, personal needs, technology, IT, student.

1. Kotlyarova I.O., Serikov G.N. [Humane Oriented Continuing Education]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, 2009, vol. 6, no. 38 (171), pp. 7-11. (in Russ.)

2. Serikov G.N. [Readiness for Saving of Resources as a Scientific Notion]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, 2012, vol. 16, no. 14 (273), pp. 25-29. (in Russ.)

3. Serikov G.N., Krysanova V.N. [Employee Readiness to Professional Self-Education: Concept, Personal Energy Resource, Measurement]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, 2013, vol. 5, no. 3 (273), pp. 34-41. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Serikov G.N. Obrazovanie i razvitie cheloveka [Education and Development of Human]. Moscow, Mnemozina Publ., 2002. 416 p.

5. Serikov G.N. [Students' Supplementary Education as Means to Provide Education and Health Parity]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, 2015, vol. 7, no. 4, pp. 39-45. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped150401

6. Skibitskiy E.G., Skibitskaya I.Yu. Samoobrazovatel'naya deyatel'nost' studentov [Self-Educational Activity of Students]. Novosibirsk, 2012. 150 p.

7. FGOS SPO po spetsial'nosti 09.02.07 "Informatsionnye sistemy i programmirovanie" ot 9 deka-brya 2016 g. № 1547 [The Federal State Standard of Secondary Professional Education in the Profession 09.02.07 in the Specialty Information Systems and Programming on December 9, 2016 No. 1547]. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71477324 (accessed 7.12.2017).

8. Federal'naya tselevaya programma razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva RF ot 23 maya 2015 g. № 497 [The Federal Target Programmer of Education Development for 2016-2020 was Approved by RF Government Resolution from May 23, 2015 No. 497]. Available at: https://minobrnauki.rf/dokumenty (accessed 7.12.2017).

9. Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" № 273-FZ ot 29 dekabrya 2012 goda [Federal Law "On Education of Russian Federation № 273-FZ of December 29, 2012"]. Available at: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (accessed 7.12.2017).

References

Received 10 December 2017

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Лукьянова, И.Н. Актуальность индивидуализации содержания образования в процессе профессиональной подготовки техников-программистов в колледже / И.Н. Лукьянова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2018. - Т. 10, № 2. -С. 83-88. БО!: 10.14529/реё180211

Lukyanova I.N. The Relevance of Individualization of Education Content in Professional Training of Software Technician at College. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2018, vol. 10, no. 2, pp. 83-88. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped180211

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.