Оригинальная статья
УДК 331.4 © Д.В. ГавриловН1, В.В. Соболев2, А.В. Шадрин3, В.Б. Попов2, 2024
1 ФГБУ «РЭА Минэнерго России», 127083, г. Москва, Россия
2 АО «НЦ ВостНИИ», 650000, г. Кемерово, Россия
3 Федеральный исследовательский центр угля и углехимии СО РАН, 650065, г. Кемерово, Россия
Н e-mail: [email protected]
Original Paper
UDC 331.4 © D.V. GavrilovH1, V.V. Sobolev2, A.V. Shadrin3,
V.B. Popov2, 2024
1 Russian Energy Agency of the Ministry of Energy of the Russian Federation, Moscow, 127083, Russian Federation 2 "Scientific Centre "VostNII" for Industrial and Environmental Safety in Mining Industry" JSC, Kemerovo, 650000, Russian Federation 3 The Federal Research Center of Coal and Coal-Chemistry of Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Kemerovo, 650065, Russian Federation H e-mail: [email protected]
Актуальность аудита системы управления охраной труда и промышленной безопасностью в угольной промышленности РФ
Relevance of auditing the health safety and industrial safety management system
in the Russian coal industry
DO!: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2024-10-74-78
ГАВРИЛОВ Д.В.
Главный эксперт
ФГБУ «РЭА Минэнерго России»,
127083, г. Москва, Россия,
e-mail: [email protected]
СОБОЛЕВ В.В.
Доктор техн. наук, главный научный сотрудник АО «НЦ ВостНИИ» 650000, г. Кемерово, Россия, e-mail: [email protected]
ШАДРИН А.В.
Доктор техн. наук, главный научный сотрудник Института угля ФИЦ УУХ СО РАН, 650065, г. Кемерово, Россия, e-mail: [email protected]
ПОПОВ В.Б.
Доктор техн. наук, научный консультант АО «НЦ ВостНИИ», 650000, г. Кемерово, Россия
Статья посвящена предложениям по совершенствованию системы управления охраной труда и промышленной безопасностью в угольной промышленности. Представлена динамика основных показателей состояния аварийности и смертельного травматизма в угольной промышленности. Рассмотрены организационные причины возникновения аварийности и травматизма опасных производственных объектов из-за нарушений требований промышленной безопасности и ведения горных работ. Приведен перечень нарушений обязательных требований безопасности, часто встречающихся на предприятиях угольной промышленности, которые могли спровоцировать аварию или инцидент или привели к ним. Для повышения уровня безопасности горных работ на предприятиях угольной промышленности следует создать систему аудита на основании поручения Президента РФ. Такая система обеспечит снижение аварийности на предприятиях и количества аварий и инцидентов в угольной промышленности. Предложенные направления позволят своевременно совершенствовать систему управления в сфере охраны труда и промышленной безопасности и заблаговременно выявлять риски возникновения опасных событий на опасных производственных объектах в угольной промышленности РФ.
Ключевые слова: аудит, система управления, правила и нормы, ответственность, охрана труда, промышленная безопасность, авария, травматизм, угольная промышленность, опасные производственные объекты. Для цитирования: Актуальность аудита системы управления охраной труда и промышленной безопасностью в угольной промышленности РФ / Д.В. Гаври-лов, В.В. Соболев, А.В. Шадрин и др. // Уголь. 2024;(10):74-78. 001: 10.18796/0041 -5790-2024-10-74-78.
SAFETY • БЕЗОПАСНОСТЬ
F
Abstract
The article addresses the proposals for improving the health, safety and environment management system in the coal industry. Dynamics of the main indicators of the accident rate and fatal injuries is presented for the coal industry The paper considers managemen t-rela ted ca uses of acciden ts and injuries at hazardous production facilities due to violations of industrial safety regulations and requirements towards mining activities. A list of violations related to mandatory safety requirements frequently encountered at coal mining operations, which could trigger an accident or incident, or have already resulted in an accident or incident, is provided. Following the instruction of the President of the Russian Federation, an auditing system should be established to improve the level of industrial safety at coal mining enterprises. Such a system will ensure a reduction in the accident rate at the operations and the resulting number of accidents and incidents in the coal industry The proposed directions will make it possible to timely enhance the health, safety and environment management system and to proactively identify the risks of threats at hazardous operations in the coal industry of the Russian Federation. Keywords
Auditing, management system, rules and regulations, responsibility, labour protection, industrial safety, accident, injuries, coal industry, hazardous industrial facilities. For citation
Gavrilov D.V., Sobolev V.V., Shadrin A.V., Popov V.B. Relevance of auditing the health safety and industrial safety management system in the Russian coal industry. Ugof. 2024;(10):74-78. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-5790-2024-10-74-78.
ВВЕДЕНИЕ
С каждым годом все чаще поднимаются вопросы аудита промышленной безопасности. На данный момент эта процедура является добровольной, но пока не все предпри-
2010 2011 2012
Объем добычи угля, млн т
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
-^-■Количество травмированных -
смертельно, чел.
Рис. 1. Динамика добычи, аварийности и травматизма со смертельным исходом в угольной промышленности за 2010-2022 гг. [2]
Fig. 1. Dynamics of mining, accidents and fatal injuries in the coal industry in 2010-2022 [2]
ятия решаются на ее проведение. Наиболее важен аудит для новых собственников предприятий, которые не полностью могут владеть информацией о своем опасном производственном объекте. Данный вопрос поднимался и в проекте одной из редакций ФЗ № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» - был раздел, посвященный аудиту, однако в итоговую редакцию раздел не был включен [1]. Актуальность этого вопроса заключается в вовлечении руководства компании в процессы обеспечения безопасности, выявления причин нарушений и возникающих рисков с разработкой дальнейших мероприятий по их снижению, а также повышения уровня ответственности.
СОСТОЯНИЕ АВАРИЙНОСТИ И ТРАВМАТИЗМА
По итогам 2022 г. состояние аварийности и производственного травматизма на объектах угольной промышленности показало положительную динамику. По сравнению с 2021 г. снизилось количество аварий, групповых несчастных случаев и смертельно травмированных работников. Однако, несмотря на снижение важных для промышленности показателей, вопросы безопасности требуют постоянного мониторинга, контроля и формирования адекватной нормативно-правовой базы, соответствующей современным условиям. Произошедшая авария на шахте «Ли-ствяжная» является тому примером, так как после аварии в 2016 г. на шахте «Северная» до 2021 г. наблюдалась положительная тенденция по всем показателям аварийности и производственного травматизма.
С 2016 по 2020 г. снизилось количество аварий с 8 до 3, количество смертельно травмированных с 56 до 15 чел., удельный показатель травматизма с 0,14 до 0,037 чел./млн т [2]. Это все отражает большой объем работы в области охраны труда и промышленной безопасности как со стороны предприятий и компаний, так и со стороны надзорных органов и государства в целом. Данные показатели и остались бы на приемлемом уровне, но из-за аварии на шахте «Ли-ствяжная» в 2021 г. произошел рост по некоторым показателям. Количество смертельно травмированных выросло до 67 чел. (56 в 2016 г.), удельный показатель травматизма - до 0,15 (0,14 чел./млн т в 2016 г.) (рис. 1).
Динамика происшествий показывает, что после крупных аварий наблюдаются положительная тенденция по показателям безопасности и ежегодное снижение, что логичным образом вызвано наиболее внимательным отношением к контролю самих предприятий. Такая тенденция наблюдается не первый раз. В 2010 г. после крупной аварии на шахте «Рас-падская» за год было 22 аварии и 135 смертельно травмированных. До 2016 г. происходит снижение с 22 до 8 аварий и со 135 до 20 погибших. В 2016 г. крупная авария на шах-
2020 2021 2022
Количество аварий, ед.
те «Северная» - за год 8 аварий и 56 погибших. До 2021 г. снижается количество аварий с 8 до 3 и с 56 до 15 погибших [2]. Далее крупная авария на шахте «Листвяжная», рост аварий с 3 до 4 и с 15 до 67 смертельно травмированных. Об этом наглядно свидетельствует резкий рост удельного показателя смертельного травматизма (рис. 2). Получается, что на пятый-шестой год при снижении показателей происходит крупная авария.
Возникает вопрос, с чем это связано, ведь Ростехнадзор продолжает контролировать предприятия, и по показателям состояние только улучшается. Причина кроется в самих предприятиях, так как надзорным органам невозможно за всем уследить, а такие системы контроля, как многофункциональная система безопасности (МФСБ), отражают в большей степени лишь техническое состояние систем безопасности.
Что касается организационных вопросов на предприятиях, то в ежегодных отчетах Ростехнадзора специалистами выделяются следующие причины:
- отсутствие технической документации на ведение технологических процессов;
- несоблюдение требований проектно-технической и эксплуатационной документации, утвержденной в установленном порядке, со стороны инженерно-технических работников шахты и непосредственными исполнителями работ;
- недостаточный уровень производственного контроля со стороны руководителей и специалистов шахты за соблюдением работниками, выполняющими работы на опасном производственном объекте, требований нормативно-технической документации по промышленной безопасности и охране труда, а также нарушения дисциплины труда исполнителями при организации и выполнении работ;
- низкая эффективность производственного контроля в части соблюдения требований промышленной безопасности при ведении горных работ на опасном производственном объекте.
0,41
0,17
0,13
0,1
0,07
0,05
0,044 0,039
,037 0,016
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 11 Удельный показатель травматизма, чел./млн т
Рис. 2 - Удельный показатель смертельного травматизма в угольной промышленности за 2010-2022 гг. [2]
Fig. 2. Specific indicator of the fatal injury rate in the coal industry for 2010-2022 [2]
Из анализа показателей смертельного травматизма установлено, что основной причиной остается человеческий фактор. Недостаточная квалификация специалистов и руководителей предприятий, а иногда и умышленное игнорирование ими требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, несоблюдение производственной дисциплины влекут за собой трагедии. Также можно констатировать, что нарушения требований промышленной безопасности, приводящие к смертельному травматизму и авариям, допускаются в результате неудовлетворительной организации технологических процессов, неэффективности систем управления промышленной безопасностью и производственного контроля [2].
Эти причины повторяются из года в год, и Ростехнадзор постоянно делает акцент на этом, отмечая тем самым, что в организационном плане проблемы на предприятиях остаются.
В целях содействия соблюдению требований промышленной безопасности вышел приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 декабря 2020 г. № 514 «Об утверждении Типового положения о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда для организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев)» [3].
Этот документ служит руководством для руководителей специалистов по построению системы управления на опасных производственных объектах в соответствии с требованиями федеральных норм и правил. Однако это не является гарантией того, что созданная система управления будет эффективна на многие годы или десятилетия. В условиях высокой интенсивности ведения производственной деятельности эффективность системы управления зачастую снижается, или возникает необходимость ее актуализировать. Этот момент в типовом положении предусмотрен. В нем предложен порядок проведения анализа функционирования системы управления промышленной безопасностью, разработки и осуществления корректирующих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответ-
- ствий требованиям ПБ и повышение
уровня ПБ [3].
Для создания, развития и контроля системы управления разработаны требования к документацион-ному обеспечению систем управления промышленной безопасностью. Это постановление разработано в целях обеспечения реализации мероприятий и содержит перечень необходимых локальных документов для функционирования системы управления [4]. Однако, несмотря на улучшение условий, организационные причины все еще остаются, и для повышения безопасности необходимы новые инструменты [5]. Этим инструментом может стать ау-
SAFETY • БЕЗОПАСНОСТЬ
дит системы управления промышленной безопасностью и охраной труда, который позволит предприятиям осуществлять самоконтроль, а надзорным органам не только контролировать систему управления, но и понимать, в каком направлении происходит развитие и какие мероприятия были и будут реализованы для достижения показателей безопасности, так как только совместная работа в данном направлении позволит избежать крупных аварий.
АУДИТ И ЕГО ПРЕИМУЩЕСТВА
Целью аудита является заблаговременное выявление нарушений требований охраны труда и промышленной безопасности и разработка предложений по их устранению, создание системы упра вления ОТ и ПБ в соответствии с современными требованиями законодательства к производственным процессам. Любая авария - это, прежде всего, многофакторный процесс, который возникает не за один день. Накапливающиеся нарушения, возникающие инциденты, несчастные случаи, остановки объектов, штрафы - все это предвестники аварий.
Еще одним поводом задуматься о проведении аудита системы управления охраной труда и промышленной безопасностью стал тот факт, что одобрен проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который подразумевает ввод административной ответственности для собственников организаций, эксплуатирующих шахты, и применение оборотных штрафов к таким собственникам при гибели людей в результате аварии [6]. Это показывает, что государство планирует применять все более жесткие требования за нарушения не только к сотрудникам угольных предприятий, но и к собственникам компаний. Это позволяет вовлекать их в вопросы безопасности, как организационные, так и технические.
По результатам прошедшего аудита без замечаний или с незначительными отклонениями, которые не влияют на жизнь и здоровье работников, собственник может получить следующие преимущества:
- сокращение количества проверок объекта - в том случае, если у надзорных органов нет замечаний и состояние охраны труда и промышленной безопасности удовлетворяет нормативным требованиям [7, 8] и не создает опасных ситуаций;
- собственник вправе сам определять объекты и документацию для аудита: от одного объекта до комплексной проверки; с возможностью выезда эксперта на анализируемый объект и его полного изучения (средства обеспечения безопасности персонала, локальные документы, сам объект);
- обоснование конкретных отклонений от нормативных требований - путем расчета степени риска можно показать пример конкретного несоответствия требованиям (вариантом такого может быть приобретение новых средств и способов обеспечения безопасности, чем устранить нарушения);
- актуальная информация о безопасности объекта -ограниченные временем инспекции не могут дать пол-
ного и всестороннего обзора. Аудит позволяет не только получить всю информацию о состоянии системы управления ОТ и ПБ, но и сформулировать оптимальные меры по устранению нарушений и снижению рисков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Положительные моменты заключаются в том, что по результатам совещания о ситуации в угольной промышленности Кузбасса одним из пунктов перечня поручений Президента РФ (Пр-2576, п. 1 в-1) стало создание системы аудита организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в целях обеспечения соблюдения такими организациями требований промышленной безопасности, требований в области технического регулирования, требований по рациональному использованию и охране недр, по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, а также установление обязательности проведения такого аудита контролирующими лицами указанных организаций и выполнения рекомендаций по его результатам [9].
Это свидетельствует о реакции государства и понимании необходимости создания надлежащей системы аудита на опасных производственных объектах, которая позволит предотвратить аварии и инциденты до их возникновения, выявлять причины несоблюдения законодательных и нормативных требований, снижать риски и создавать условия для исключения крупных аварий в российских угольных компаниях.
Список литературы • References
1. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 04.11.2022) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_15234/?ysclid=lvfbh1vwda745808460 (дата обращения 15.09.2024).
2. Доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. URL: https:// www.gosnadzor.ru/public/law%20enforcement/ (дата обращения 15.09.2024).
3. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 декабря 2020 г. № 514 «Об утверждении Типового положения о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда для организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев)». URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-rostekhnadzora-ot-10122020-n-514-ob-utverzhdenii-tipovogo/?ysclid=lv564hw67z687437005 (дата обращения 15.09.2024).
4. Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 № 1243 «Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью» URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&docu mentId=401639&ysclid=lvf74hzofg653833294 (дата обращения 15.09.2024).
5. Годовой отчет о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2022 году. URL: https://www.gosnadzor.ru/public/annual_reports/Пр-423%20 от%2024.11.2023%20Годовой%20отчет%20^ (дата обращения 15.09.2024).
6. Федеральный закон от 25.12.2023 № 638-Ф3 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». URL: https://www.consultant.ru/law/ hotdocs/83142.html?ysclid=lvdug5r2nv843622470 (дата обращения 15.09.2024).
7. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в угольных шахтах»: приказ Ростехнадзора от 8.12.2020 № 507.
8. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом»: приказ Ростехнадзора от 10 ноября 2020 года № 436.
9. Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания о ситуации в угольной промышленности Кузбасса 2 декабря 2021 года. Москва, 31.12.2021. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/67550 (дата обращения 15.09.2024).
Authors Information
Gavrilov D.V. - Principal Expert, Russian Energy Agency of the Ministry of Energy of the Russian Federation, Moscow, 127083, Russian Federation,
Sobolev V.V. - Doctor of Engineering Sciences, Chief Researcher, "Scientific Centre "VostNII" for Industrial and Environmental Safety in Mining Industry" JSC, Kemerovo, 650000, Russian Federation, e-mail: [email protected] Shadrin A.V. - Doctor of Engineering Sciences, Chief Researcher, The Federal Research Center of Coal and Coal-Chemistry of Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Kemerovo, 650065, Russian Federation, e-mail: [email protected] Popov V.B. - Doctor of Engineering Sciences, Academic Adviser, "Scientific Centre "VostNII" for Industrial and Environmental Safety in Mining Industry" JSC, Kemerovo, 650000, Russian Federation
Информация о статье
Поступила в редакцию: 13.05.2024 Поступила после рецензирования: 16.09.2024 Принята к публикации: 26.09.2024
Paper info
Received May 13,2024 Reviewed September 16,2024 Accepted September 26,2024
Специалисты «Южного Кузбасса» прошли профессиональную переподготовку
fifa
В Междуреченском филиале Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева состоялось вручение дипломов работникам «Южного Кузбасса» (ПАО «Южный Кузбасс», входит в группу «Мечел»). Среди 15 выпускников - директора, начальники отделов и служб, инженеры.
В рамках программы профессиональной переподготовки, разработанной компанией совместно с вузом, был расширен набор изучаемых дисциплин. Слушатели впервые получили возможность дополнительно выбрать до двух направлений, не связанных непосред-
МЕЧЕЛ
ЮЖНЫЙ КУЗБАСС
ственно со своей работой, и изучить все этапы производственной системы «Южного Кузбасса»: добычу подземным или открытым способом, обогащение и переработку угля. Обучение проходило в вечернее время и выходные дни, для каждого слушателя был составлен индивидуальный учебный график.
Теоретический блок в формате лекций проходил в аудиториях Междуреченского филиала КузГТУ. В качестве лекторов были привлечены преподаватели вуза и профильные специалисты «Южного Кузбасса». Итоговое тестирование вся группа сдала успешно. В практическую часть программы вошли экскурсии на производство и стажировки - участники спускались в шахту, побывали на фабрике и разрезе.
В июле состоялась защита дипломных проектов. Государственная комиссия под председательством управляющего директора «Южного Кузбасса» признала результаты всех работ успешными.
«Обновлять профессиональные знания, совершенствовать навыки - это необходимость, продиктованная временем. Программа переподготовки позволила нашим специалистам и руководителям глубже изучить общую производственную систему компании, расширить набор компетенций. Несомненно, это положительно скажется на рабочих процессах», - сказал управляющий директор ПАО «Южный Кузбасс» Андрей Подсмаженко.
ПАО «Южный Кузбасс»