Научная статья на тему 'Актуальное и потенциальное в современной антропокультурной реальности'

Актуальное и потенциальное в современной антропокультурной реальности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
437
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ / ПОСТЧЕЛОВЕК / КУЛЬТУРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / КУЛЬТУРА / ЧЕЛОВЕК / ANTHROPOCULTURAL PROJECT / POSTHUMAN / ANTHROPOCULTURAL TREND / CULTURE / HUMAN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Оводова С. Н.

Дается определение понятия «антропокультурный проект». Рассматриваются разнообразные антропокультурные проекты Древней Греции, СССР и т. п. Анализируется специфика современного антропологического проекта, формулируются проблемы, возникающие в связи с наметившейся постчеловеческой антропокультурной тенденцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual and potential in modern anthropocultural reality

The article defines the concept of «anthropocultural project». The author considers a variety of anthropocultural projects, such as projects of Ancient Greece, projects of USSR, etc. It's analyzed the specifics of modern anthropological project, to defined problems, which arising by reason of new posthuman anthropocultural trend.

Текст научной работы на тему «Актуальное и потенциальное в современной антропокультурной реальности»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 3. С. 62-63.

УДК 130.2 С.Н. Оводова

АКТУАЛЬНОЕ И ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ В СОВРЕМЕННОЙ

АНТРОПОКУЛЬТУРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Дается определение понятия «антропокультурный проект». Рассматриваются разнообразные антропокультурные проекты - Древней Греции, СССР и т. п. Анализируется специфика современного антропологического проекта, формулируются проблемы, возникающие в связи с наметившейся постчеловеческой антропокультурной тенденцией.

Ключевые слова: антропокультурный проект, постчеловек, культурные тенденции, культура, человек.

Человек не может быть охарактеризован посредством одного понятия, он не укладывается в рамки одного концепта. Тем не менее возможно выделить тот или иной антропокультурный проект, в соответствии с которым происходит огранка человека.

«Человеческое» нами определяется не через отрицание животного, как это было у М. Шелера, А. Гелена, З. Фрейда, но и не через педалирование животных форм и функций в человеке. Культура - это не компенсация недостающих рефлексов и не сублимация изначальных биологических потребностей. Человек строит себя, соизмеряя с тем, что выходит за его границы, с идеалом, с трансцендентным, а не с тем, из чего он «вырос» (природным, или животным). Человек - всегда грань, переход, «канат, натянутый между животным и сверхчеловеком», как говорил Ф. Ницше [1]. «Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, которым он сделает себя сам» [2]. У Ж.П. Сартра человек осуществляется только в качестве проекта, направленного в будущее, вне этого воплощенного проекта человека нет. Философская антропология рассматривает разные антропологические проекты: не только актуальные, реализуемые в определенное время, но и потенциальные проекты, те, которые свою жизнь увидели только на бумаге.

Стоит отметить, что каждый антропологический проект соотносится с определенной культурой, в рамках которой он осуществляется. Это дает нам основания говорить о наличии целостного проекта, сопрягающего культуру и человека. Культура как вторая природа человека и символически закодированная форма адаптации человека к первой природе со временем усложнялась. Удовлетворение витальных потребностей человека обрастало ритуалами, принимало культурные формы. Все усложняющаяся и разветвляющаяся поливариативность культуры привела к вариативности антропологических проектов, а так как антропологический проект коррелирует с культурой, то возможно говорить о различных антропо-культурных проектах.

В качестве наиболее ярких примеров можно привести два проекта: антропокультурный проект Древней Греции и антропокультурный проект СССР.

В Древней Греции человек посредством определенной системы образования взращивался как верный гражданин полиса. Гармоничное развитие предполагало сочетание духовного и телесного. Соразмерность человека, культуры и природы в Древней Греции выражена понятием «космос». Данное понятие организует и человеческое, и культурное, сопрягая и то, и другое в едином порядке. Государство Платона есть развертка ду© С.Н. Оводова, 2012

Актуальное и потенциальное в антропокультурной реальности

63

шевных организаций человека. Выделяемые Платоном типы души зримо воплощены в социальном устройстве [3]. Антропокультурный проект Древней Греции есть способ установления гармонии человеческого и культурного, которые взаимодополняют друг друга.

Советский Союз представляет собой вариант антропокультурного проекта, где культура соотносится не с человеком, а с механизмом, в роли которого выступает государство. Марксизм рисует единый для всех образ будущего. Унификация идеала привела к унификации повседневного. Человек подавляется системой и встраивается в нее как деталь, при этом система культуры в отличие от гармоничного порядка Древней Греции не является продолжением и разворачиванием человеческого, а скорее, соизмеряется с техникой.

Если в Древней Греции культура формируется человеком в соответствии с его представлениями об идеальном космическом порядке, то в СССР мы видим обратную тенденцию: человек встраивается в рамки, чтобы соответствовать постулируемому для всех идеалу. Антропокультурный проект СССР выковывает человека, в то время как в Древней Греции он подлежит огранке.

В современной культуре все чаще говорится об антропологической катастрофе, о наступлении постчеловеческого будущего. Постчеловек соотносится с такой культурой, где нет места человеку, где человек теряет свои изначальные характеристики, модифицируется физически, метафизически, превращаясь в мутанта, киборга, теряя свою генетическую идентичность, смешивая свой генотип с животным, растворяя себя в технике. Постчеловек - это доведение до логического конца тех установок, которые реализуются в культуре в настоящее время. Культура - это разворачивание идеала во времени и пространстве и прочерчивание координат для формирования человека. Исходя из этого, посредством гуманитарной экспертизы мы можем определить

идеал, в соответствии с которым формируются человек и культура.

Причины изменения антропологического типа могут быть разнообразны: увеличение скорости коммуникативного взаимодействия, рост значимости техники, ухудшение экологии. Нарастающая коммуникативная интенсивность, сопряженная с поливариативностью современной культуры, приводит к постоянной потребности в новизне. Глубокий диалог личностей, настроенных на взаимопонимание и со-бытие, трансформируется в интерактивную коммуникацию. Человек теряет укорененность, становится номадом. Изменяется образ Другого, скорее, даже Другой начинает поглощать Я. Человек теряет свою идентичность, перестает быть человеком, становится новой формой, граничащей с техникой, животным. На этой грани и возникает постчеловек как форма перехода от человека к иному типу. Приставка «пост» появляется вследствие представления о том, что homo sapiens sapiens не конечная ступень в эволюционной лестнице. В отличие от сверхчеловека Ф. Ницше, который всегда недостижим, постчеловек - это реально достижимый образ будущего, от которого нас предостерегают футурологи. Вопросы, к чему приведет реализация данного антропокуль-турного проекта и какие конкретные очертания этот проект примет, остаются открытыми. Но предостережения уже раздаются сейчас. Ведь образ идеальной утопичной культуры О. Хаксли или Дж. Оруэлла, где все продумано и запрограммировано, но нет места человеку, вызывает опасения и никак не является желанным будущим.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М. : ИФ

РАН, 2004. С. 11.

[2] Сартр Ж. П. Экзистенциализм - это гуманизм

// Сумерки богов. М. : Политиздат, 1990.

С. 323.

[3] Платон. Собр. соч. : в 4 т . М. : Мысль, 1994.

Т. 3. С. 184-185.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.