ФИЛОСОФИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 3. С. 62-63.
УДК 130.2 С.Н. Оводова
АКТУАЛЬНОЕ И ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ В СОВРЕМЕННОЙ
АНТРОПОКУЛЬТУРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Дается определение понятия «антропокультурный проект». Рассматриваются разнообразные антропокультурные проекты - Древней Греции, СССР и т. п. Анализируется специфика современного антропологического проекта, формулируются проблемы, возникающие в связи с наметившейся постчеловеческой антропокультурной тенденцией.
Ключевые слова: антропокультурный проект, постчеловек, культурные тенденции, культура, человек.
Человек не может быть охарактеризован посредством одного понятия, он не укладывается в рамки одного концепта. Тем не менее возможно выделить тот или иной антропокультурный проект, в соответствии с которым происходит огранка человека.
«Человеческое» нами определяется не через отрицание животного, как это было у М. Шелера, А. Гелена, З. Фрейда, но и не через педалирование животных форм и функций в человеке. Культура - это не компенсация недостающих рефлексов и не сублимация изначальных биологических потребностей. Человек строит себя, соизмеряя с тем, что выходит за его границы, с идеалом, с трансцендентным, а не с тем, из чего он «вырос» (природным, или животным). Человек - всегда грань, переход, «канат, натянутый между животным и сверхчеловеком», как говорил Ф. Ницше [1]. «Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, которым он сделает себя сам» [2]. У Ж.П. Сартра человек осуществляется только в качестве проекта, направленного в будущее, вне этого воплощенного проекта человека нет. Философская антропология рассматривает разные антропологические проекты: не только актуальные, реализуемые в определенное время, но и потенциальные проекты, те, которые свою жизнь увидели только на бумаге.
Стоит отметить, что каждый антропологический проект соотносится с определенной культурой, в рамках которой он осуществляется. Это дает нам основания говорить о наличии целостного проекта, сопрягающего культуру и человека. Культура как вторая природа человека и символически закодированная форма адаптации человека к первой природе со временем усложнялась. Удовлетворение витальных потребностей человека обрастало ритуалами, принимало культурные формы. Все усложняющаяся и разветвляющаяся поливариативность культуры привела к вариативности антропологических проектов, а так как антропологический проект коррелирует с культурой, то возможно говорить о различных антропо-культурных проектах.
В качестве наиболее ярких примеров можно привести два проекта: антропокультурный проект Древней Греции и антропокультурный проект СССР.
В Древней Греции человек посредством определенной системы образования взращивался как верный гражданин полиса. Гармоничное развитие предполагало сочетание духовного и телесного. Соразмерность человека, культуры и природы в Древней Греции выражена понятием «космос». Данное понятие организует и человеческое, и культурное, сопрягая и то, и другое в едином порядке. Государство Платона есть развертка ду© С.Н. Оводова, 2012
Актуальное и потенциальное в антропокультурной реальности
63
шевных организаций человека. Выделяемые Платоном типы души зримо воплощены в социальном устройстве [3]. Антропокультурный проект Древней Греции есть способ установления гармонии человеческого и культурного, которые взаимодополняют друг друга.
Советский Союз представляет собой вариант антропокультурного проекта, где культура соотносится не с человеком, а с механизмом, в роли которого выступает государство. Марксизм рисует единый для всех образ будущего. Унификация идеала привела к унификации повседневного. Человек подавляется системой и встраивается в нее как деталь, при этом система культуры в отличие от гармоничного порядка Древней Греции не является продолжением и разворачиванием человеческого, а скорее, соизмеряется с техникой.
Если в Древней Греции культура формируется человеком в соответствии с его представлениями об идеальном космическом порядке, то в СССР мы видим обратную тенденцию: человек встраивается в рамки, чтобы соответствовать постулируемому для всех идеалу. Антропокультурный проект СССР выковывает человека, в то время как в Древней Греции он подлежит огранке.
В современной культуре все чаще говорится об антропологической катастрофе, о наступлении постчеловеческого будущего. Постчеловек соотносится с такой культурой, где нет места человеку, где человек теряет свои изначальные характеристики, модифицируется физически, метафизически, превращаясь в мутанта, киборга, теряя свою генетическую идентичность, смешивая свой генотип с животным, растворяя себя в технике. Постчеловек - это доведение до логического конца тех установок, которые реализуются в культуре в настоящее время. Культура - это разворачивание идеала во времени и пространстве и прочерчивание координат для формирования человека. Исходя из этого, посредством гуманитарной экспертизы мы можем определить
идеал, в соответствии с которым формируются человек и культура.
Причины изменения антропологического типа могут быть разнообразны: увеличение скорости коммуникативного взаимодействия, рост значимости техники, ухудшение экологии. Нарастающая коммуникативная интенсивность, сопряженная с поливариативностью современной культуры, приводит к постоянной потребности в новизне. Глубокий диалог личностей, настроенных на взаимопонимание и со-бытие, трансформируется в интерактивную коммуникацию. Человек теряет укорененность, становится номадом. Изменяется образ Другого, скорее, даже Другой начинает поглощать Я. Человек теряет свою идентичность, перестает быть человеком, становится новой формой, граничащей с техникой, животным. На этой грани и возникает постчеловек как форма перехода от человека к иному типу. Приставка «пост» появляется вследствие представления о том, что homo sapiens sapiens не конечная ступень в эволюционной лестнице. В отличие от сверхчеловека Ф. Ницше, который всегда недостижим, постчеловек - это реально достижимый образ будущего, от которого нас предостерегают футурологи. Вопросы, к чему приведет реализация данного антропокуль-турного проекта и какие конкретные очертания этот проект примет, остаются открытыми. Но предостережения уже раздаются сейчас. Ведь образ идеальной утопичной культуры О. Хаксли или Дж. Оруэлла, где все продумано и запрограммировано, но нет места человеку, вызывает опасения и никак не является желанным будущим.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М. : ИФ
РАН, 2004. С. 11.
[2] Сартр Ж. П. Экзистенциализм - это гуманизм
// Сумерки богов. М. : Политиздат, 1990.
С. 323.
[3] Платон. Собр. соч. : в 4 т . М. : Мысль, 1994.
Т. 3. С. 184-185.