О.Р. Попович
Курганский государственный университет
УДК 316.3
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Аннотация
Проблема правовой культуры муниципальных служащих имеет большое социальное и правовое значение. Уровень их правовой культуры во многом определяет уровень согласия в обществе, устойчивость и динамику правового развития. В настоящей статье введены основные категории и понятия «правовая культура муниципальных служащих» и критерии правовой культуры муниципальных служащих органов местного самоуправления.
Приведены результаты констатирующего этапа эксперимента по выявлению степени правовой культуры муниципальных служащих Администрации Тюменского муниципального района.
Ключевые слова: правовая культура, муниципальные служащие, муниципально-правовое регулирование, показатель правовой культуры, оптимизации формирования правовой культуры.
O.R. Popovich Kurgan State University
THE PRESSING PROBLEM OF LEGAL STATE IN THE LIGHT OF LEGAL CULTURE OF LOCAL GOVERMENT AUTHORITIES
Annotation
The problem of legal culture of the municipal employees has a great social and legal importance. The level of legal culture of the municipal employees defines the level of agreement in a society, stability and dynamics of legal development very much. In the article the author gives the main categories and terms of"legal culture of the municipal employees" and the criteria of legal culture of the municipal employees of institutions of local government authorities.
The the results of the ascertaining stage of the experiment on identification of the level of legal culture of
the municipal employees, working in the Administration of Tyumen municipal area have been given.
Key words: Legal culture, the municipal employees, municipal and legal regulation, index of legal culture, optimization of formation of legal culture.
Правовая культура, в том числе правовая культура муниципальных служащих, представляет собой определенно очерченный в своих границах социально-правовой феномен, существующую в обществе правовую реальность, включающую в себя нормы, знания, ценности, статусы, ситуации в правовой сфере и их реализацию в правопорядке. В то же время правовая культура муниципальных служащих имеет особые черты, обусловленные спецификой предмета и метода муниципально-правового регулирования:
а) наличие совокупности ценностей, принципов и мировоззренческих установок, исторически возникших в муниципальном образовании в области права, подкрепленных профессиональными правовыми знаниями;
б) носит социальный характер, являясь неотъемлемой стороной жизни населения муниципального образования, способствует сплочению жителей муниципального образования, формированию сближающих или подобных социальных качеств и черт в муниципальном образовании;
в) уровень накопления, владения и пользования правовой информацией муниципальными служащими.
Исходя из изложенного под правовой культурой муниципальных служащих должен пониматься правовой режим (качественное состояние правовой организации в муниципальном образовании), обеспечивающий надлежащий уровень законности на территории муниципального образования, неукоснительную реализацию прав и свобод жителей муниципального образования, иных лиц, взаимную ответственность муниципального образования и населения муниципального образования.
Показателем правовой культуры муниципальных служащих являются:
1. Уровень правового сознания должностных лиц органов местного самоуправления, их убежденность в следовании предписаниям правовых норм.
2. Уровень совершенства нормативных правовых актов (научная обоснованность, эффективность, справедливость).
3. Уровень законности и правопорядка.
4. Состояние работы правоприменительных органов.
5. Достаточная материальная оснащенность.
6. Качество развития юридической техники.
7. Уровень правотворческой и правореализующей культуры.
Для выявления текущего уровня правовой культуры муниципальных служащих было проведено экспериментальное исследование.
Оно было начато с проведения в Администрации Тюменского муниципального района констатирующего эксперимента, целью которого являлось изучение исходного состояния правовой культуры муниципальных служащих. Для выявления представлений муниципальных служащих о значимости правовой культуры в их повседневной жизни и профессиональной деятельности, о направленности интересов в области правовых знаний, об источниках формирования правовой культуры личности было проведено анкетирование.
В нём участвовало 120 человек - муниципальные служащие, работающие в Администрации Тюменского
муниципального района. Испытуемым была предложена анкета с вопросами. Гарантией искренности ответов был анонимный характер анкетирования.
При самооценке уровня правовой культуры были получены следующие результаты.
Высокий уровень - 2 чел. (1,7%);
Средний уровень - 54 чел. (45%);
Низкий уровень - 60 чел. (50%);
Очень низкий уровень - 4 чел. (3,3%).
Основной причиной низкого и очень низкого уровня правовой культуры выступили:
- недостаточность теоретических знаний (30 чел.
- 47% от числа отметивших низкий и очень низкий уровень правовой культуры);
- недостаточность практических умений (28 чел.
- 44%);
- сложность правовых норм для понимания отметили 12 чел. (19%).
К иным причинам данного явления опрашиваемые муниципальные служащие отнесли:
- быстро меняющееся законодательство - 9 чел. (7,5%);
- наличие правового беспорядка в государстве - 10 чел. ( 8,3%);
- низкий уровень правовой культуры ближайшего окружения - 6 чел.
Затруднились назвать какие-либо конкретные причины 7 чел (6, 2%).
Достаточно эффективными условия формирования правовой культуры в организации признали 16 чел. (13,3%); 46 чел. (38,3%) затруднились ответить; 58 чел. (48,4,%) ответили отрицательно.
Среди путей совершенствования формирования правовой культуры муниципальные служащие предложили 4 основных:
- введение специализированных правовых курсов
- 19 чел. (16%);
- внедрение профессиональных семинаров в деятельность Администрации - 28 чел. (23,3%);
- создание юридической консультации для муниципальных служащих — 23 чел. (19,1%);
- увеличение качества и количества организационного обеспечения формирования правовой культуры в организации - 50 чел. (41,6%).
Анкетируемые муниципальные служащие высказали мнение и об иных возможных способах оптимизации процесса формирования правовой культуры. К ним были отнесены:
- использование потенциала наставничества или стажировок для уяснения правовой культуры муниципальных служащих;
- проведение деловых игр, имитирующих реальные правовые ситуации в деятельности муниципальных служащих;
- встречи и беседы с профессиональными юристами, наблюдения за их деятельностью;
- улучшение качества подготовки муниципальных служащих в вопросах правового характера в рамках повышения квалификации.
Одновременно обращает на себя внимание тот факт, что 18 чел. (15% опрошенных) затруднились ответить на поставленный перед ними вопрос.
Среди интересующих вопросов правового характера анкетируемые в первую очередь отметили гражданское (112 чел. - 70%), трудовое (92 чел. - 61%) и уголовное (72 чел. - 43 %) право. Интерес также представляет экологическое право (28 чел. - 24%), конституционное право России (32 чел. - 26%), административное и му-
ниципальное право (26 чел. - 18%), компьютерное право (22 чел. - 12%).
Анализ полученных результатов анкетирования позволяет сделать следующие выводы.
Достаточно низкие результаты самооценки уровня правовой культуры (в основном из-за незнания норм законодательства и недостаточности практических умений в правовой сфере) сочетаются с определённой неудовлетворённостью работой Администрации в данном направлении и с активным стремлением подавляющего большинства опрашиваемых к повышению уровня правовой культуры и интересом к правовым отраслям знаний. Выявленные результаты подтверждают необходимость совершенствования правовой культуры муниципальных служащих в ходе их профессиональной деятельности, а также свидетельствуют о ярко выраженной мотивации анкетируемых к повышению уровня своей правовой подготовки.
Многие опрашиваемые муниципальные служащие высказывают достаточно рациональные предложения о путях оптимизации формирования их правовой культуры. Полагаем, что этот факт является одним из подтверждений точки зрения о том, что для полноценного формирования правовой культуры муниципальных служащих требуется не только использование потенциала исследуемой организации, но и создание комплекса педагогических условий, функционирующих в рамках целостной «правокультуроформирующей» среды Администрации.
Среди анкетируемых существует определённый контингент муниципальных служащих, которые затрудняются отвечать на вопросы, что, по-видимому, объясняется либо непониманием понятия правовой культуры, либо недооценкой данного феномена. Представляется, что этот круг муниципальных служащих требует индивидуализированного взаимодействия при осуществлении процесса формирования правовой культуры.
Основные источники формирования правовой культуры анкетируемые видят в изучении основ права, чтении юридической литературы, общении с профессиональными юристами, в решении профессиональных правовых вопросов. Отвечая на вопросы об информационных источниках, анкетируемые выражают понимание роли средств массовой информации в формировании правовой культуры. Однако в ответах имеет место достаточно низкий рейтинг компьютерных информационных средств. Причины данного явления, на наш взгляд, кроются в незнании участниками эксперимента широчайших возможностей по совершенствованию уровня правовой культуры, которыми располагают современные правовые информационные системы «Гарант-сервис», «Консультант-плюс», «Эталон» и др., а также Интернет. Представляется, что эта тенденция должна быть преодолена в процессе формирования правовой культуры муниципальных служащих. В целом же представленные мнения анкетируемых об источниках формирования правовой культуры подтверждают гипотезу о том, что формирование правовой культуры муниципальных служащих будет протекать гораздо эффективнее при реализации системного педагогического воздействия.
Таким образом, наиболее значимые пробелы в вопросах формирования правовой культуры муниципальных служащих связаны с различными аспектами, в том числе и с правоприменением (первично-практический и поведенческий компоненты). Именно на их устранение и должны быть в первую очередь направлены разрабатываемые педагогические условия совершенствова-
СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 8
89
ния формирования правовой культуры муниципальных служащих.
По поводу преодоления низких оценок способности испытывать чувство неудовольствия из-за низкого качества правовых знаний и умений необходимо отметить, что уровень данных показателей во многом зависит от общей сформированности правовой культуры муниципальных служащих.
Список литературы
1. Вижевитова Т.А. Правовая культура в муниципальном образовании: понятие, природа, структурные компоненты // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 15.
- С. 31-35.
2. Вижевитова Т.А. Повышение правовой культуры в муниципальном образовании (на примере города Омска) // Проблемы местного самоуправления в Российской Федерации: Материалы VI науч.-практ. конференции, Омск, 26 - 27 ноября 2008 г. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2008. -
С. 102-116.
4. Карлагин О.Н. Особенности правовой психологии муниципальных служащих //Вестник Российской правовой академии. -2009. - № 4. - С. 10-12.
5. Чубарова Н.Л. Проблемы развития гражданского общества в условиях реформирования системы государственного и муниципального управления в контексте компетентностного подхода//Проблемы взаимодействия гражданского общества, государства и бизнеса: опыт России и Германии: Сборник докладов международного «круглого стола». - Ростов н/Д, 2012; Демографический ежегодник России. 2010: Стат.сб./Росстат - М., 2010. - 525 с.
6. Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих: Учебное пособие /Под общ. ред. А.А. Деркача. - М: Изд-во РАГС, 2006. - 108 с.