Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРОСФЕРА ЯРОСЛАВЛЯ: НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДИСКУРС'

АКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРОСФЕРА ЯРОСЛАВЛЯ: НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДИСКУРС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

62
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОСФЕРА / ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. К. Д. УШИНСКОГО / КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ ЯГПУ ИМ. К. Д. УШИНСКОГО / СЕМИНАР ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ "ОТКРЫТИЕ" / CULTURAL SPHERE / СULTURAL SCIENCE / YAROSLAVL STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER K. D. USHINSKY / THE DEPARTMENT OF CULTURAL SCIENCE YSPU AFTER K. D. USHINSKY / THE DISSERTATION COUNCIL D 212.307.04 / MUNICIPAL PROGRAM "OTKRYTIE" / THE SEMINAR ON CULTURAL SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Летина Н. Н.

В статье обоснован образовательный силуэт современной культуросферы Ярославля. Определена ее база - ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, центр - кафедра культурологии, научный фундамент - ведущая научная школа России по культурологии, академическая вершина - диссертационный совет Д 212.307.04. Систематизированы форматы институционализации знания (исследование, проекты и акции, процессы, мероприятия). Определен механизм форматирования культуросферы в ярославских реалиях, обеспечивающий преемственность интеллектуальной традиции, интеграцию исследователей, продуцирование новых модераторов и креаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL CULTUROSPHERE OF YAROSLAVL: SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL DISCOURSE

The article substantiates the educational shape of the modern Yaroslavl cultural sphere. Its base is determined as the Department of Cultural Studies in Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky. Its scientific foundation is fixed as a leading scientific school of Russia in cultural studies with academic ‘peak’ - dissertation council D 212.307.04. Formats of knowledge institutionalization - research, projects and actions, processes, events - are systematized. The mechanism of formatting the Yaroslavl cultural sphere is determined in the realities of the intellectual dynamics, integration of researchers, production of new moderators and creators.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРОСФЕРА ЯРОСЛАВЛЯ: НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДИСКУРС»

УДК 008.001 ББК 71.4

Н. Н. Летина

АКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРОСФЕРА ЯРОСЛАВЛЯ: НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДИСКУРС

В статье обоснован образовательный силуэт современной культуросфе-ры Ярославля. Определена ее база — ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, центр — кафедра культурологии, научный фундамент — ведущая научная школа России по культурологии, академическая вершина — диссертационный совет Д 212.307.04. Систематизированы форматы институционализации знания (исследование, проекты и акции, процессы, мероприятия). Определен механизм форматирования культуросферы в ярославских реалиях, обеспечивающий преемственность интеллектуальной традиции, интеграцию исследователей, продуцирование новых модераторов и креаторов.

Ключевые слова: культуросфера, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, кафедра культурологии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, семинар по культурологии городской программы «Открытие».

N. N. Letina

ACTUAL CULTUROSPHERE OF YAROSLAVL: SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL DISCOURSE

The article substantiates the educational shape of the modern Yaroslavl cultural sphere. Its base is determined as the Department of Cultural Studies in Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky. Its scientific foundation is fixed as a leading scientific school of Russia in cultural studies with academic 'peak' — dissertation council D 212.307.04. Formats of knowledge institutionalization — research, projects and actions, processes, events - are systematized. The mechanism of formatting the Yaroslavl cultural sphere is determined in the realities of the intellectual dynamics, integration of researchers, production of new moderators and creators.

Key words: cultural sphere, с^Шта! science, Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, the department of cultural science YSPU after K. D. Ushinsky, the dissertation council D 212.307.04, municipal program "Ot-krytie", the seminar on cultural science.

Состав и специфика форматов присутствия участников культурологического образовательного процесса в современной ноосферной истории Ярославля детерминированы особой культуросообразной средой, сформированной в традициях humanitas, когда образование становится gumus — почвой для формирования человека культуры.

Гуманитаристика в ярославской образовательной среде имеет и богатую историю (Ярославское Демидовское училище высших наук — с 1803 г.,

© Летина Н. Н., 2020

Ярославская губернская мужская гимназия — с 1805, Учительский институт — с 1908 г.) и обширную репрезентацию (научно-исследовательские и научно-образовательные центры, лаборатории, научные школы, научные журналы), но база особого — культурологически ориентированного образования заложена ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского» (ЯГПУ им. К. Д. Ушинского).

В 1990 году в ЯГПУ им. К. Д. Ушинского на факультете русского языка и литературы была создана кафедра мировой художественной культуры, получившая затем название «теории и истории культуры», «культурологии и журналистики», ныне — культурологии. В 2020 году кафедре — 30 лет. Заведующими кафедрой были доцент, кандидат филологических наук Т. В. Леденева (1990—1991), профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель науки РФ, академик РАЕН Т. С. Злотникова (1992—2001), профессор, доктор педагогических наук Е. А. Ермолин (2001—2011). С 2011 года кафедрой культурологии факультета русской филологии и культуры заведует профессор, доктор культурологии Т. И. Ерохина. Кафедра культурологии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского ведет образовательную деятельность по направлениям подготовки Педагогическое образование (профиль — «Культурологическое образование», квалификация (степень) выпускника «бакалавр»), Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (профили: «Мировая художественная культура — Русский язык», квалификация (степень) выпускника «бакалавр»; «Педагогическое образование» профиль «Управление культурно-образовательной и культурно-просветительской деятельностью» (квалификация (степень) выпускника «магистр»), Педагогическое образование (профиль «Образование в культурно-исторической и социокультурной сферах», квалификация (степень) выпускника «магистр», на заочном отделении — профиль «Культурология и проектирование культурно-просветительской деятельности» квалификация (степень) выпускника «бакалавр»). Официальная информация представлена на странице кафедры М1р:/^ри.о^/Кафедра_культурологии, социальный паб-лик размещен по адресу https://www.facebook.com/groups/822757084507523/.

Интеллектуальным и научным теоретико-методологическим фундаментом жизни кафедры культурологии и во многом ярославской ноосферы культуры является ведущая научная школа России по культурологии «Методология истории и теории культуры» при ЯГПУ им. К. Д. Ушинского под руководством профессора, доктора искусствоведения Т. С. Злотниковой.

В рамках деятельности научной школы разрабатывались темы коллективных исследований: «Личность в культуре» (до 2009 г.), «Культура России в трансформирующемся хронотопе» (с 2010 г.), «Творческая личность в горизонте массовой культуры» (до 2019 г.). Научная работа по грантам, Федеральным целевым программ, поддержка руководства университета и факультета позволяют организовывать научно-исследовательские центры («Культуроцентричность научно-образовательной деятельности», «Национальный научно-исследовательский центр "Мир русской провинции"»), лаборатории («Текст и контекст массовой культуры: российский дискурс», студенческая лаборатория «Взгляд изнутри. Русская провинция»), осуществлять научные командировки, издавать научные труды и учебные пособия, организовывать семинары и конференции, вести активную научную жизнь не только внутреннему кругу преподавателей, молодых исследователей — студентов, магистрантов, аспирантов, но и привлекать внешний, постоянно

пополняющийся круг заинтересованных в расширении культурологического и культурфилософского кругозора.

Академической и организационной вершиной культурологически ориентированной ноосферы Ярославля является диссертационный совет Д 212.307.04 при ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, которому исполнилось 20 лет. В 1999 году в совете К 113.27.06 прошли первые защиты кандидатских диссертаций. Сам факт подобного долголетия — особый повод для гордости. В университетской практике плодотворно действующий диссертационный совет — критерий подлинной научной состоятельности и высокого качества многоуровневого образования. С течением времени менялись шифр (от К 113.27.06 до Д 212.307.04), научные специальности и отрасли знания (культурология, искусствоведение, философские науки, исторические науки), статус (кандидатский, докторский), состав совета. Неизменными оставались высокий уровень диссертаций и защит, востребованность остепененных специалистов, укрепляющих интеллектуальную среду Ярославля и регионов России. Неизменной до недавнего времени являлась и персона председателя — профессора Т. С. Злотниковой, вклад которой в бытие и быт диссертационного совета синонимичен самой ее жизни. В самом начале работы совета его поддержали своим вхождением в состав философ М. С. Каган и искусствовед Г. Ю. Стернин. От истоков и до наших дней в совете работают профессора Т. С. Злотникова, А. В. Азов, Е. А. Ермолин; многолетнее участие в работе принимают Е. М. Болдырева, Д. Ю. Густякова, И. А. Едошина, Т. И. Ерохина, Г. Н. Кочешков, Н. Н. Летина, И. Ю. Лученецкая-Бурдина, М. В. Новиков, Т. Б. Перфилова, К. Э. Разлогов, В. Н. Степанов, А. С. Ходнев, В. П. Федюк, Е. Н. Шапинская, Т. В. Юрьева, О. В. Лукин, Л. В. Ухова; принимали — Л. М. Архипова, В. И. Жельвис, Г. М. Нажму-динов, М. И. Рожков, А. Б. Соколов, Г. Ю. Филипповский, З. М. Куватов (первый ученый секретарь), а также М. С. Комаров, С. С. Клитин, А. К. Кудрин, Г. Ю. Стернин, Н. М. Багновская, Ю. М. Барбой. Недавно совет приветствовал в качестве новых участников Н. А. Барабаш, О. В. Бочкареву, А. В. Еремина и нового председателя диссертационного совета — Александра Михайловича Ермакова. Систематизирующая концептуализация деятельности диссертационного совета представлена в публикации Т. С. Злотниковой и Д. Ю. Густяковой «Диссертационный совет: социокультурная миссия и интеллектуальная парадигма» [1].

Плодотворные институциональные связи (Институт философии РАН, Российский государственный гуманитарный университет, Российский институт культурологии, Новый институт культурологии, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Русская христианская гуманитарная академия, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Самарский государственный медицинский университет (кафедра философии и культурологии), Ульяновский государственный педагогический университет, Гуманитарный университет (Екатеринбург), Вологодский государственный университет и др.) и персональные интенции представителей этого своеобразного культуртрегер-центра обеспечивают бытование современной ярославской ноосферы культуры в городском, региональном, общероссийском масштабе.

Форматы реализуемой деятельности разнообразны и результативны — от организации локальных акций до проведения российских научных конференций с международным участием.

Одним из важных факторов интеграции в ноосферу культуры является исследование, реализуемое участниками культуроцентричной образовательной и научной деятельности как процесс и продукт (персональное: от школьного до квалификационного — бакалаврского, диссертационного; микрогрупповое в процессе освоения учебных дисциплин; коллективное в рамках НИР, работ по грантам).

Репрезентативными формами институционализации знания о культуре являются проекты и акции (в частности, медийные проекты студентов и магистрантов культурологических специальностей ЯГПУ им. К. Д. Ушинского), пролонгированные процессы (семинар по культурологии городской программы «Открытие» и пр.) и повторяющиеся мероприятия от регионального (научно-методологический семинар для аспирантов, магистрантов и студентов кафедры культурологии) до общероссийского и международного статуса (ежегодная научная конференция «Творческая личность»).

В процессе освоения ряда дисциплин обучающиеся по бакалаврским и магистерским профилям кафедры культурологии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского разрабатывают специализированные медийные проекты.

Одним из таких проектов, получившим пролонгированный характер, является группа Вконтакте «Полуночный магазинчик» — URL https://vk.com/public164777840. Изначально он возник как проект магистров 1 курса по дисциплине «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности культуролога», в рамках которой необходимо было создать групповой специализированный в области культуры ресурс в социальной сети, поддерживать и развивать его контент в течение одного учебного семестра. Каждый студент должен быть предложить персональный контент по определенной теме и выкладывать его с определенной периодичностью (не реже 1 раза в неделю). Был выбран формат группы в социальной сети Вконтакте.

Затем (при переходе той же учебной группы на 2 курс магистратуры) «Полуночный магазинчик» был перепрофилирован в межпредметный магистерский проект в рамках дисциплин «ИКТ в профессиональной деятельности культуролога», «Образовательная и научная деятельность как фактор ин-культурации». «Персоналистский дискурс русской и мировой культуры». Организация контента изменилась — посты имели как персональное, так и микрогрупповое и групповое авторство и имели более четкую функциональную специализацию — информационно-просветительскую, контрольно-отчетную, коммуникационную, образовательную.

Расширение функционала группы в области образовательной и проектной деятельности за счет расширения межпредметных связей и выстраивания связи двух уровней образования — магистратуры и бакалавриата — привело к эффективному результату. «Полуночный магазинчик» выступил площадкой для активизации интереса и игрового контроля знаний по дисциплинам «История искусства Средних веков и Возрождения», «История культуры Средних веков и Возрождения» (бакалавры профиля «Культурологическое образование»).

Еще одним пролонгированным проектом стала группа Вконтакте «Поп-стройка» — URL https://vk.com/nonctpouka, которая была создана 6 марта 2019 года в рамках дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в области культурологии». Задача, которую выбрали для себя студенты-бакалавры, состояла в самопозиционировании и продвижении культурологически ориентированного контента. Входила в задачи проекта

в сознании его разработчиков и коммуникативная задача: «Мы открыты для творческих знакомств, сотрудничества и публикации вашего авторского (и нет) контента в нашей ленте». И хотя количественные показатели у группы скромные (51 участник, 23 статьи, одно авторское видео), с сентября 2019 г. она вышла на новый уровень медийного существования. «Поп-стройка» была перепрофилирована в магистерский проект с расширением функционала по аналогии с «Полуночным магазинчиком» и выступила площадкой выстраивания медийной связи магистерского и бакалаврского образовательных процессов в рамках ряда дисциплин (со стороны бакалавриата это были «Мировая художественная культура Средних веков и Возрождения», «История культуры и цивилизации Средних веков и Возрождения» в двух группах профиля «МХК и русский язык».

Специфическим магистерским проектом в 2017/2018 учебном году были разработка, создание и продвижение персонального профиля в контексте неомифотворчества для особой персоны — бога ИКТ. В связи с особенностью выбранной персоналии нового «бога» — бога XXI века необходимо было создать формат его презентации на различных площадках и социальных сетях с учетом особенностей конкретного сетевого ресурса. Для проектов персонального профиля были выбраны соцсети Одноклассники, Вконтакте, Facebook, Instagram, Twitter и электронный дневник «Живой журнал» (livejournal.com), гиперссылки на профили размещены на персональном сайте-оболочке «Некто или Нечто» по адресу https://iktbog.wixsite.com/mysite.

Репрезентативным форматом развития ноосферы культуры Ярославля в другой возрастной группе является продолжающийся семинар по культурологии в рамках городской программы для школьников «Открытие», созданный и успешно закрепленный в дополнительной образовательной среде, а также отре-флексированный в его исходных принципах [2] профессором Т. С. Злотниковой. Содержание семинара, который в настоящее время ведет профессор кафедры культурологии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского Н. Н. Летина, ежегодно обновляется, но детерминирует его неизменная культуроцентричность.

Сочетание актуальности и основательности, в частности, раскрывается в проблематике семинара 2019/2020 учебного года «Культура в медийном мире». Первый вектор занятий «Медийный мир и мир культуры» посвящен знакомству с вечными основаниями и ценностями культуры и ее современным медийным лицом. Участники семинара выясняют, почему современную нам культуру не столько создают, сколько программируют, узнают, как открываются «окна Овертона», где действуют законы НЛП, погружаются в скрытую жизнь функционирующих повсеместно «черных зеркал». Обучающиеся сравнивают потенциал вселенных ютуба, инстаграмма, традиционных соцсетей и учатся выбирать площадки для разных целей. Изучают новых «богов» и культурных героев — блогеров и других медийных персон. Второй вектор семинара «Я / мы в медийном мире» связан с поисками себя в пространстве медийной культуры. Участники знакомятся с медийными ролями журналиста, арт-критика, имиджмейкера, блогера, копирайтера, smm-специалиста, графического дизайнера, а также апробируют осознанное создание медийных продуктов. Третий вектор связан с экспериментом, в котором участвует Ярославская область с 1 сентября 2019 года. Участникам предлагается совместное освоение произведений из списка «Культурный норматив школьника».

В рамках семинара школьники готовят самостоятельное исследование, с которым могут выйти на региональную и всероссийскую конференцию

«Открытие». Ранее мы предложили тернарную оппозицию «глобальное — глокальное — локальное» как основной принцип характеристики тем (предметов) исследований, которые выбирают школьники [4]. Приведем характерные темы реализованных исследований школьников (под научным руководством педагога семинара — Н. Н. Летиной) для конференции «Открытие»: «Феномен молодежной сетевой поэзии Рунета в сознании школьников и студентов гуманитарных специальностей» (С. Итингоф, 2019), «Формат презентации темы "Детский праздник" в Рунете с ярославской геолокацией» (Е. Воронина, 2019), «Особенности образов отцов и матерей в кинематографическом универсуме Джейн Остин» (А.-Б. Дириенко, 2018), «Молодежная сетевая поэзия Рунета как культурный феномен» (С. Итингоф, 2018), «Восприятие современными школьниками произведений массовой культуры — цикла романов о Перси Джексоне» (В. Молоканова, 2018), «Образ девушки made from "Vogue"» (А. Филимонова, 10 кл., 2017), «Экстраординарный персонаж массовой культуры в отношении к человеку и человечеству» (А. Юрченко, 11 кл., 2017), «Интерпретация античного мифологического образа Одиссея в поэме "Божественная комедия" Данте Алигьери» (Е. Костина, 11 кл., 2016), «Аксиологические акценты телевизионной рекламной кампании МТС 2015 г.» (А. Ойцева, 11 кл., 2016), «Испытание человека и моделирование человечества в фильме "Экзамен" (Hazeldine Films Bedlam Productions, 2009 г, режиссер С. Хейзелдин)» (М. Сухова, 2016), «Феномен подростково-системных войн в трилогии Сьюзен Коллинз "Голодные игры"» (Ю. Тряско-ва, 2016), «Приговор моде в романе Л. Вайсбергер "Дьявол носит Prada"» (А. Филимонова, 2016), «Счастье человека XXI века в интерпретации современного отечественного кинематографа (коллективный проект 2015 г. "Счастье — это...")» (А. Юрченко, 2016).

Значимым форматом ноосферы культуры Ярославля являются повторяющиеся научные, научно-просветительские, научно-практические и прочие мероприятия, осуществляемые обычно на базе ЯГПУ им. К. Д. Ушинского.

Вклад в развитие ноосферы культуры осуществляется через участие в известном в городе проекте «Кафедра76» ЯГПУ им. К. Д. Ушинского — год театра в России был отмечен лекцией доктора искусствоведения, профессора Т. С. Злотниковой «Часть мира. Театр» 25 марта 2019 года, а 8 ноября 2019 года Т. С. Злотникова открыла отсчет предваряющим 200-летие со дня рождения Н. А. Некрасова просветительским и научным мероприятиям.

На ежегодных студенческих научных конференциях студентов кафедры культурологии традиционно делят не несколько секций, поскольку одна не может вместить все доклады.

Резонансным опытом для Института филологии и культуры ЯГПУ им. К. Д. Ушинского стал традиционный научно-методологический семинар для аспирантов, магистрантов и студентов (вдохновитель и организатор — зав. кафедрой культурологии, профессор Т. И. Ерохина). В 2019 году тема семинара была связана с годом театра в России «Театральность и театрализация как дискурс современной культуры», в 2018 г. — тема «Массовая культура: философско-эстетический дискурс» инспирирована исследованиями по гранту РНФ 14- 18-01833-II.

Безусловно, вершинным достижением данной парадигмы деятельности кафедры культурологии является традиционная конференция «Творческая личность», которая прошла путь от российской в момент ее пилотного запуска до международной [3].

Тематика конференции реализует концептуальный модус творческой личности в конкретных ракурсах: «Творческая личность-2012: русская культура в глобализационном дискурсе» (21—22 декабря 2012 г.); «Творческая личность-2013: между миром и войной, или Бытие на гранях»; «Творческая личность-2014: поступок и образ» (18—20 декабря 2014 г.); 17—20 декабря

2015 года (и далее) конференция проходит со статусом всероссийской с международным участием по теме «Творческая личность-2015: архетип и имидж»; «Творческая личность-2016: в кадре и за кадром» (15—18 декабря

2016 г.), «Творческая личность-2017: homo extremis русской культуры» (21— 23 декабря 2017 г.); с 2018 года конференция приобретает статус международной, «Творческая личность-2018: жизнь в горизонте массовой культуры» (20—22 декабря 2018 года); в 2019 г. конференция была проведена в статусе международного симпозиума «Русский театр как культурфилософский феномен: целостность дихотомии» (18—21 декабря 2019).

В результате охарактеризованной деятельности происходит формирование и форматирование среды, способствующей развитию ноосферы культуры в ярославских реалиях: создание и обеспечение преемственности (школа — вуз — интеллектуальное и научное сообщество) традиции интеллектуальной, исследовательской научной деятельности, форматов ее актуализации и постоянной их модернизации, интеграции молодых исследователей (школьников, студентов, магистрантов, аспирантов) в культурную ноосферу, потенциальном продуцировании новых модераторов и креаторов ярославской ноосферной истории. Персональный и коллективный интеллектуальный и социокультурный опыт оказываются интегрированы в жизненную сферу и формируют атмосферу бытия, выходящую за рамки локально-академической, локально-университетской деятельности. Данные обстоятельства, процессы и результаты вполне соответствуют общему контексту ноосферного проектирования культуры, специфика которого, как справедливо отмечено Г. С. Смирновым «предполагает смену приоритетов устойчивого развития на антропологические, эко-культурные и эко-духовные доминанты» [5, с. 273].

Список литературы

1. Злотникова Т. С., Густякова Д. Ю. Диссертационный совет: социокультурная миссия и интеллектуальная парадигма» // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 6 (111). С. 221—228.

2. Злотникова Т. С., Летина Н. Н. Ярославское открытие: городская программа работы с одаренными школьниками как способ формирования культурно-исторической памяти // Исторический город в аспекте национальной ментальности / под науч. ред. Т. С. Злотниковой, Н. А. Дидковской. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. С. 121—149.

3. Злотникова Т. С., Летина Н. Н., Старшова А. П. Хроники «Творческой личности»: к 25-летию кафедры культурологии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского // Верхневолжский филологический вестник. 2015. № 3. С. 176—183.

4. Летина Н. Н. Глобализация, глокализация и локализация в проблематике исследований культуры школьниками — участниками городской программы «Открытие» (2010—2011 годы) // Роль культурологии в современном мире: материалы Пятого Собрания Научно-образовательного культурологического общества 27—29 апреля 2011 г. СПб.: Изд-во РХГА, 2012. С. 220—238.

5. Смирнов Г. С. Образование ноосферы: локальное мёбиус глобальное. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2017. 418 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.