Научная статья на тему 'Актуальная философия в самарском философском журнале (Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология»)'

Актуальная философия в самарском философском журнале (Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
127
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Лишаев Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальная философия в самарском философском журнале (Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология»)»

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

С. А. Лишаев

Актуальная философия в Самарском философском журнале (Вестник Самарской гуманитарной академии.

Серия «Философия. Филология»)

Вестник Самарской гуманитарной академии - это проект, поддерживаемый ректоратом Самарской гуманитарной академии (СаГА), а также философско-филологическим факультетом академии и Центром философских и эстетических исследований СаГА. Учредителем журнала выступает НОУ ВПО «Самарская гуманитарная академия». В содержательно-тематическом и стилистическом аспектах «Вестник» продолжает и развивает опыт редакционной и издательской работы, накопленный за годы работы над философским ежегодником Mixtura verborum (издается в СаГА с 1999 года по настоящее время).

В становлении журнала можно выделить два этапа. Первоначально (2006 год) Вестник СаГА был задуман как вузовское издание, выходящее с периодичностю четыре раза в год в четырех выпусках («Философия. Филология», «Право», «Психология», «Экономика»; ответственный редактор выпуска «Философия. Филология» - проф. Н. Ю. Воронина). Однако в конце того же года было принято решение издавать Вестник по каждому из направлений отдельно. С 2007 г. Вестник СаГА. Серия «Философия. Филология» стал выходить дважды в год уже в качестве самостоятельного издания. Ответственный редактор журнала - проф. Сергей Александрович Лишаев (СаГА). По «удельному весу» материалов, входящих в каждый из номеров журнала, их философская часть составляет от 2/3 до 4/5 от общего объема Вестника (объем журнала в среднем около 16 печ. л., 20 усл. печ. листов). Журнал готовится к печати и издается РИО Самарской гуманитарной академии. В состав редколлегии входят известные ученые из Москвы и Санкт-Петербурга (проф. А. И. Алёшин - РГГУ, проф. К. С. Пигров - СПбГУ).

Редакция «Вестника» ставит перед собой задачу познакомить российского читателя с актуальной философией в самарском - шире -Средневолжском регионе. Стремясь к тому, чтобы с максимальной полнотой представить в российском интеллектуальном пространстве наиболее интересных философов Самары и Поволжского региона редколлегия Вестника сознательно уходит от амплуа вузовского издания. Об этом свидетельствует, в частности, сотрудничество журнала с авторами из других городов России. Среди наших авторов философы из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Казани, Волгограда, Владикавказа.

Думается, что составить представление о журнале поможет краткое изложение содержания одного из последних номеров (№ 1, 2008) в той его части, которая посвящена философии.

«Метафизика простых вещей» - тема, ставшая ключевой для № 1, 2008 Вестника. В статье М. В. Михайлова «Философия простых вещей:

созерцательность и событийность» обозначаются принципы философии простых вещей, а именно - созерцательность (основанная на презумпции тварности вещей, готовность воспринимать смыслы, которые присущи вещи) и событийность (открытость познающего разума к вещи в ее эстетической и онтологической определенности). В работе С.А. Лишаева «Метафизика простых вещей (простая вещь как место сборки мира и человека)» выявляются онтические и онтологические основания тяги к простым вещам. Феномен простой вещи рассматривается через призму событийности простого; ставится вопрос об условиях, располагающих к актуализации «простого».

В статье Е. А. Иваненко, М. А. Корейской, Е. В. Савенковой «Гекатонхейр и цветочек, или как возможна философия простых вещей» предпринимается попытка анализа концепта «простая вещь» и проблематизируется возможность философского дискурса о простых вещах. Этимологический анализ позволяет увидеть связь вещи с «силой», «речью» и «именованием». Авторы конструируют собственную типологию простых вещей с целью экспликации такого типа, в котором прослеживаются метаморфозы субъектных структур. Три последующие статьи, а именно «Рулетка», «Аптека» и «Сувенир», применяют подход, разработанный в данной статье, к анализу конкретных вещей. В частности, в статье «Рулетка (измерительный инструмент)» Е. А. Иваненко рассматривает рулетку как специфическую упаковку универсальной метрической системы, делая по аналогии делает выводы о субъектных структурах, породивших эту систему. В статье М. А. Корецкой «Сувенир» утверждается, что, будучи вещественным носителем такой культурной практики, как туризм, сувенир презентует структуры субъектной экспансии, свойственные европейской рациональности. Продолжает анализ простых вещей в контексте истории субъективности статья Е. В. Савенкова «Аптека». Через изменение образа аптеки в культурных парадигмах автор прослеживает метаморфозы отношения к себе и собственному телу.

Анализу проблемы реализации одного из проектов хайдеггеровской феноменологии - «дать вещам слово» - посвящена статья Ю. А. Разинова «Dasein вещей, или о чем может поведать трубка». Показано, что решение этой задачи не может быть исчерпано на основе одного лишь обращения к искусству и требует анализа мифологической сферы, где разговор с вещью велся в прямом, а не метафорическом смысле. В статье утверждается, что характеристика архаического отношения к вещи в терминах «фетишизма», «анимизма» и «гилозоизма» является изнанкой научно-технической установки, редуцировавшей вещь к res extensa и тем самым лишившей ее глубины, тайны и статуса места пребывания сил. В этой связи противопоставляются две стратегии отношения к вещам: от знания к силе (в культуре рациональности) и от силы к знанию (в культуре архаики). Первая, сводя вещь к статусу определяемой действительности, предполагает субъект-объектное отношение власти и подчинения. Вторая, закрепляя за вещью статус определяющей действительности, устанавливает отношения вверения судьбе и доверительного общения. Интерпретация вещи в качестве Dasein-размерного сущего позволяет выявить онтологическое основание тезиса

«дать вещам слово» и эксплицировать трехчастную структуру Бытия-события как события мира, события вещи и соразмерного им человека.

Исследование «’’просто вещи” (как они есть?)» продолжает статья К. С. Пигрова «Интимный дневник как “простая вещь”», в которой рассматривается специфическая «гуманитарная технология» ведения интимного дневника. Подчеркивается, что для ведения интимного дневника не требуется никаких сложных и дорогих инструментов, не требуется никаких особых литературных дарований. Дневник как «простую вещь» не только может, но и должен вести каждый грамотный человек, ибо эта техника выступает важнейшим условием возможности развитого самосознания и свободы.

Размышлению над метафизической сущностью таких обыденных вещей, как перчатка, кнопка, кирпич, посвящены статьи С. И. Голенкова «Метафизика обыденной вещи: Перчатка», Е. Ю. Михалевой «Метафизика кнопки» и В. Л. Лехциера «Кирпич: добрая тяжесть и орудие судьбы». А. Е. Сериков в статье «Подарок как вещь. Опыт цинического исследования» приходит к выводу, что подарок - вещь многозначная: простая, но обладающая магической силой; одновременно полезная и бесполезная; дорогая и не имеющая стоимости; очень личная, но вручаемая на публике; неповторимая и неожиданная, но узнаваемая; красивая, но скрывающая красоту в упаковке. Знакомое и обжитое пространство кухни - тема статьи Е. Ю. Михайлова «Путешествие по кухне». Завершает обзор «простых вещей» рассуждение Ю. Е. Пермякова «Тимошка. Domestic cat» о месте домашнего кота в социальной жизни, обнаружившее дефицит концептуальных средств современной философии.

Названные работы не исчерпывают содержания журнала, в котором статьями К. Вульфа «Homo pictor или возникновение человека из воображения» и Г. В. Мелихова «Женское как "свое" и "другое" вариации на темы философствования Л. Иригарей и Э. Левинаса» представлены «Антропологические штудии», а статьей И. И. Евлампиева ««Во что верил Достоевский?» - раздел «На полях истории: отечественная философия и русская классическая литература». Завершается философская часть журнала разделом «На полях культуры: история, эстетика, искусство», включающем статьи Д. М. Кузнецова «Историческая наука и философия диалога культур» и А. Г. Курдина «Художественное произведение и эстетическое событие».

Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология» выходит в двух форматах - печатном и электронном. Все материалы доступны на сайте www.phil63.ru (страничка Вестника:

http ://www.phil63 .га/category/1 -periodicheskie-izdaniya ).

Адрес редакции: 443011, Самара, ул. 8-я Радиальная, 2.

Телефоны: (846) 260-89-25. Факс: 926-23-26.

E-mail: lishaevs@bk.ru ; rio@samgum.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.