Научная статья на тему 'Актуализированный универсальный концепт «Руководство» в русской концептосфере нового государственного управления'

Актуализированный универсальный концепт «Руководство» в русской концептосфере нового государственного управления Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русистика
ВАК
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ЛЕКСЕМА / СЕМАНТИКА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / АКТУАЛИЗАЦИЯ / CONCEPT / LEXEME / SEMANTICS / TRANSFORMATION / ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Заварзина Галина Анатольевна

Статья посвящена исследованию структуры универсального для любого языкового коллектива концепта «руководство», связанного с реализацией принципов традиционного, иерархического управления и отражающего специфику взаимодействий между органами государственной власти. Особое внимание в статье уделяется описанию плана содержания лексемы, репрезентирующей одноименный концепт, трансформации в семантике которой определяют увеличение частотности ее употребления и соответственно влияют на актуализацию исследуемого концепта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Заварзина Галина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actualization of the Universal Concept Leadership in Russian Conceptual Sphere of a New State Administration

The article is focused on the investigation of Leadership concept, which is universal for linguistic group structures. The concept is connected with the realization of traditional, hierarchical, and management principles reflecting the interacting specificity of state power branches. Special attention is given to the lexemes representing the concept. Transformations in their semantics determine the frequency growth and consequently influence the frequency in the usage of the analyzed concept.

Текст научной работы на тему «Актуализированный универсальный концепт «Руководство» в русской концептосфере нового государственного управления»

АКТУАЛИЗИРОВАННЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ «РУКОВОДСТВО» В РУССКОЙ КОНЦЕПТОСФЕРЕ НОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Г.А. Заварзина

Кафедра русского языка и современной русской и зарубежной литературы Воронежский государственный педагогический университет ул. Ленина, 86а, Воронеж, Россия, 394611

Статья посвящена исследованию структуры универсального для любого языкового коллектива концепта «руководство», связанного с реализацией принципов традиционного, иерархического управления и отражающего специфику взаимодействий между органами государственной власти. Особое внимание в статье уделяется описанию плана содержания лексемы, репрезентирующей одноименный концепт, трансформации в семантике которой определяют увеличение частотности ее употребления и соответственно влияют на актуализацию исследуемого концепта.

Ключевые слова: концепт, лексема, семантика, трансформация, актуализация.

Известно, что основным ментальным образованием в сфере государственного управления является концепт «руководство», тесно связанный с реализацией принципов традиционного, иерархического управления и отражающий специфику отношений (взаимодействий) между органами государственной власти. Исследуемый концепт, активно анализируемый в научной политологической литературе и трудах по государственному менеджменту, однако до сих пор не исследованный в специальной лингвистической литературе (ср., например, единичные работы Т.И. Соколовой, посвященные описанию ЛСГ «руководитель» в русском языке советской эпохи), вербализуется в современном языке прежде всего посредством одноименной лексической единицы, семантическая структура которой представлена тремя ЛСВ: 1) органы государственной власти, государственный аппарат; 2) деятельность органов государственной власти; 3) то, чем следует руководствоваться в работе. При этом на уровне денотативного компонента плана содержания каждого ЛСВ слова «руководство» можно отметить:

— наличие постоянных сем «связанное с системным, организованным характером» (ср.: «...межуправленческие отношения в государстве становятся более сложными и должны пониматься явно как система, т.е. как руководство» (Managing Across Levels of Government, 1997, с. 15—16); «входящее в управленческий процесс» (ср.: «руководство — не только необходимый, но и основной элемент процесса управления, составляющий его главное содержание» (Большой толковый социологический словарь терминов онлайн [4. С. 34]; «осуществляемое с помощью административных полномочий и личного авторитета» (ср.: «руководство заключается в целенаправленной организации и оптимизации процесса управления коллективом с помощью административных полномочий и личного авторитета» [3. С. 20];

— изменение статуса семы «связанное с деятельностью коммунистической партии» (ср.: «Только руководство коммунистической партии обеспечило победу пролетарской революции и построение социалистического государства рабочих

и крестьян» [5. Т. 3. С. 1399], которая из ядерной переходит в разряд периферийной и соотносится в настоящее время с анализируемой лексической единицей, использующейся для обозначения деятельности КПРФ (ср.: руководство КПРФ, обновленный состав руководства КПРФ и др.);

— исчезновение идеологизированных сем «направленное на построение социализма», «ориентированное на победу пролетарской революции» (ср.: «Партия осуществляет руководство пролетариатом, грудящимся крестьянством и всеми трудящимися массами в борьбе за диктатуру пролетариата, за победу социализма. Партия руководит всеми органами пролетарской диктатуры и обеспечивает успешное построение социалистического общества» [6].

На уровне эмотивного компонента значения словесного знака «руководство» в настоящее время происходят изменения, касающиеся исчезновения идеологизированных сем положительной оценки, связанных с денотативными семами «направленное на построение социализма», «действующее в интересах советского народа» и др.

На уровне собственно языкового компонента значения анализируемой лексической единицы происходят значительные изменения, также тесно связанные со сдвигами в денотативном содержании и касающиеся, прежде всего, парадигматического и синтагматического микрокомпонентов лексической семантики.

Изменения на уровне парадигматического микрокомпонента значения проявляются прежде всего в новых синонимических связях лексемы «руководство». Помимо традиционных синонимических связей со словесными единицами «управление», «регулирование», «администрирование» названная лексема в настоящее время, во-первых, устанавливает новые синонимические связи: руководство — менеджмент; во-вторых, укрепляет свои синонимические связи со словесными знаками, связанными ранее с научной сферой человеческой деятельности, а в настоящее время активно функционирующими в сфере государственного управления: руководство — кураторство (ср.: «До совещания у премьера предложение не получало однозначной поддержки ни в „Газпроме", ни в Минэкономики, ни у осуществляющего кураторство в сырьевом секторе вице-премьера Игоря Сечина» (из газет)); в-третьих, ослабляет свои синонимические связи со словесными знаками: руководство — лидерство — директорство — руководительство-вождизм — начальствование.

Сдвиги на уровне синтагматического микрокомпонента значения слова «руководство» проявляются в расширении лексической и фразеологической сочетаемости названного словесного знака (ср.: российское руководство, путинское руководство, медведевское руководство, медведевско-путинское руководство, руководство РФ, кремлевское руководство, руководство исполнительной власти, руководство администрации президента; министерский/вице-премьерский уровень руководства, руководство в лице министра и др. вместо партийное руководство, партийно-государственное руководство, идейное, ленинское, марксистско-ленинское руководство, руководство ленинского типа).

Изменения в структуре значения слова «руководство» могут наблюдаться даже на уровне эмпирического компонента лексической семантики. Ср. изменение конкретно-чувственного образа-представления, входящего в состав плана содержания анализируемой лексической единицы (в значении «представители госаппа-

рата»), восприятие которой в настоящее время перестает ассоциироваться с далекими от реальной жизни, читающими по бумажке текст выступления людьми, но вызывает ассоциации с формально близким народу, свободно общающимся с ним человеком. Кроме того, появляется возможность использования свободной формы одежды на официальных встречах (ср. новое словосочетание, являющееся калькой с английского «no tie session», «встреча без галстуков») вместо обязательности строгого костюма.

Следует отметить, что подобные изменения происходят также в плане содержания производных единиц лексемы «руководство» (ср.: руководитель, руководить, руководящий), участвующих в формировании ядерной части одноименного концепта.

Содержание концепта «руководство», безусловно, не ограничивается одноименной ключевой лексемой и ее производными и оформляется лексическими единицами следующих тематических групп, границы между которыми являются достаточно открытыми и взаимопроницаемыми:

1) номинативы, репрезентирующие концепт «руководство»:

— наименования субъектов руководства, связанных с семантикой концепта непосредственно (ср. наименования субъектов федерального уровня: Президент, помощник Президента, пресс-секретарь Президента, Председатель Правительства РФ, Заместитель Председателя Правительства РФ, Полномочный представитель Президента РФ, вице-президент и др. и субъектов регионального уровня: глава областного правительства, глава региона, губернатор, руководитель города, мэр и др.) или опосредованно (ср.: инициатор программы, хозяин Кремля; хозяева страны, кремлевский начальник, шеф (о Путине), высокопоставленный либерал (об А. Кудрине); деятели тандема, властная элита, высшие должностные лица государства, вышестоящая (высшая, верховная) власть, первые лица, кремлевская группа и др.);

— наименования субъектов, на которых ориентировано руководство (ср.: директор департамента, руководитель федерального агентства, глава муниципального образования, группа, комиссия, министры правительства, члены кабинета министров, чиновники, депутаты, представители бизнеса, выдвиженцы, периферийные члены медведевской свиты, люди из ближайшего окружения Путина и др.);

— наименования объектов, на которые ориентировано руководство (материальные объекты (ср.: объекты жизнедеятельности, стройки, дороги, жилье, центры, вузы, научные учреждения, моногорода и др.)) и нематериальные объекты (ср.: будущее, духовность, здоровье нации, здравоохранение, бюджет, инновации, экономика, рождаемость, социальная сфера, интеллектуальная собственность и др.);

— наименования орудий, связанных с концептом (ср.: реформа, договор, документ, обращение, план 2020, постановление, программа, решение, соглашение, поручение; концепция 2020, задачи и др.);

— абстрактные наименования с семантикой действия, процесса, связанного с концептом (ср.: форум, командировки, выполнение задачи, контроль, надзор, планирование, собрание, совещание, правительственный час, заседание, президиум правительства, регулирование, формирование бюджета, восстановление стабильности, назначение, предоставление госуслуг, исполнение госфункций, поддержка

реального сектора, снижение административных барьеров и др.); с семантикой результата действия, опосредованно связанные с концептом (итоги, результат, отчетность, ответственность, улучшение, усиление, отчет и др.); с семантикой оценки действия, опосредованно связанные с концептом (взыскания, поощрение, критика, «взбучка» публичная, награждение, одобрение, обсуждение, оценка, признание, поддержка, выплата бонусов, увольнения и др.); с семантикой качества, свойства, опосредованно связанные с концептом (авторитет, активность, вдумчивость, внимание, ответственность, требовательность, компетентность и др.);

2) атрибутивные характеристики, репрезентирующие концепт «руководство»:

— с семантикой принадлежности, отношения к понятию (ср.: президентский, правительственный, федеральный, общефедеральный, муниципальный (уровень, закон), губернаторская (программа), региональное (правительство), аппаратный, чиновничий, внутриправительственный, ведомственный, поднадзорный, кремлевский, белодомовский и др.);

— связанные с качественными характеристиками субъекта (ср.: влиятельный, амбициозный, непрофессиональный, ключевой, искушенный (чиновник), непубличный, теневой, серьезный (политик), тефлоновый (министр), популярный, сильный (Медведев, Путин), консервативный (Путин), либеральный, креативный, понимающий, склонный к модернизации, продвинутый (Медведев), тандемная (кандидатура А. Хлопонина), либеральная (Э. Набиуллиуна), эффективный, технологичный (С. Собянин) и др.);

— объектов, абстрактных наименований (ср.: долгосрочная, внятная, реализуемая (программа), приоритетные (направления, задачи), верное, взвешенное, судьбоносное (решение), дальновидная, точечная, адресная, конкретная (политика президента, губернатора), масштабный (проект), концептуальный (документ, отчет) и др.);

— действий (оптимистично (оценить), в ручном режиме (разбираться), в автономном режиме (решать вопросы), в оперативном режиме (курировать), в скоростном режиме (принять бюджет), публично (отчитываться, собраться), в приоритетном порядке (выделить), на постоянной основе (заниматься проблемами) и др.).

3) предикативные характеристики, репрезентирующие концепт «руководство»:

— с семантикой «инициативное действие субъекта руководства» (взять (под контроль, курс), выделять (средства), выполнять (задачи), инспектировать, направить (обращение, предложение), нести (ответственность), инициировать (проекты, поправки, обсуждение вопросов), стимулировать (инновации), внести (предложение), вынести на обсуждение (вопрос), внести законопроект, закладывать (традицию) и др.);

— с семантикой «результативное действие субъекта руководства» (подвести (итоги, черту), проводить (итоговые коллегии), подписать/обнародовать (указ, постановление, документ, соглашение), одобрить (инициативу), переподчинить (министерства), обозначить (направления работы), отчитать (правительство), делать замечания, декларировать (доходы), выразить (недоверие, недовольство) и др.);

— с семантикой «речевая деятельность» (высказываться/высказывать (мнение), говорить, давать (оценку), подвергать (критике), оценивать, озвучить (идеи,

планы), отчитываться, обратиться (к народу с Посланием), выступить (на правительственном часе) и др.);

— с семантикой «общая деятельность» (обеспечить поддержку, поставить задачу, предлагать стратегию, отслеживать ситуацию, курировать социальный блок, оптимизировать управление, оказывать госуслуги, координировать деятельность, выносить на рассмотрение и др.);

— предикаты с семантикой «негативно-оценочные действия» (срывать, затягивать, задерживать исполнение поручений, не выполнять поручения президента, превысить полномочия, применить нечестные схемы, отделываться отписками, злоупотреблять административным ресурсом, тратить бюджетные деньги, завышать цифры, проявлять безответственность и др.).

Анализ публицистических текстов, репрезентирующих представление о руководстве, позволяет сделать выводы о специфике семантической структуры одноименного концепта и о характере происходящих в нем изменений. В современном массово-информационном дискурсе последовательно репрезентируется традиционные и новые представления о руководстве. Традиционные представления о руководстве в языковом сознании современных носителей русского языка фиксируют следующие особенности понятия: 1) руководство имеет персонифицированный характер, традиционно заложенный в российском менталитете (ср.: руководство Д. Медведева, медведевское руководство; правительство, партия В. Путина, ведомство Э. Набиуллиной, департамент А. Лаврова, комиссия В. Зубкова, И. Шувалова; административная реформа Д. Козака, министерство А. Фурсенко и др.), что подтверждается данными социологических опросов (о деятельности Президента РФ знают 58% опрошенных, о деятельности Правительства РФ — 21%, Госдумы — 12%, Совета Федерации — 2%); 2) руководство решает огромный спектр проблем и характеризуется целым рядом положительных качеств, которые обусловливают достижения. Новые представления о руководстве в языковом сознании современных носителей русского языка фиксируют следующие особенности понятия: 1) руководство осуществляется государственными органами трех ветвей власти (вместо одного органа — КПСС в советскую эпоху); 2) руководство становится открытым и публичным, что проявляется а) в появлении новых открытых форм общения руководства с населением (ср.: открытые площадки, инфоматы; интернет-сайты, правительственные блоги и др.) и с другими представителями государственного управления (ср.: правительственный час, Послание Федеральному собранию, неформальное рассмотрение программы, мини-послание и др.); б) в появлении возможности открыто и публично говорить об отрицательных тенденциях в системе государственного руководства, связанных, как правило, с деятельностью чиновников и не имеющих отношения к представителям высшей власти; в) в обязательности публичной отчетности руководства перед народом (публично докладывают о результатах деятельности, декларируют свои доходы и др.); 3) руководство приобретает конкретный (адресный) характер; 4) выборность руководства (вместо назначения «сверху» в советскую эпоху).

Многие из отмеченных признаков являются безусловным проявлением демократизации российского государства и отражением тенденции формирования новой системы государственного управления. Очевидно, что актуализация универсального для любого (российского и зарубежного) общественного коллектива концепта «руководство», связанная с увеличением частотности его употребления в сфере государственного управления современной России, как правило, обусловлена существенными трансформациями в плане содержания составляющих структуру данного понятия элементов. При этом основным направлением подобных изменений является нейтрализация партийно-политической обусловленности названного ментального образования и усилением признаков, несущих информацию о его административном характере.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Managing Across Levels of Government. — Paris: Organisation for Economic Cooperation and Development, 1997. — С. 15—16.

[2] Большой толковый социологический словарь терминов онлайн. — URL: http://www.onlinedics.ru/slovar/soc.html

[3] Шакуров Р.Х. Психология управленческой деятельности в ССУЗ. — Казань: ИССО, 1997.

[4] Розанова В.А. Психология управления: Учеб. пособие — М.: Бизнес-школа Интел-Синтез, 1999.

[5] Толковый словарь русского языка: В 4 т. — Т. 3 / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М., 1935— 1940. (ТСУ).

[6] Словарь в помощь избирателю. — М.: Государственное социально-экономическое изд-во, 1937 // izbral.ru.

ACTUALIZATION OF THE UNIVERSAL CONCEPT "LEADERSHIP" IN RUSSIAN CONCEPTUAL SPHERE OF A NEW STATE ADMINISTRATION

G.A. Zavarzina

Department of the Russian Language and Modern Russian and Foreign Literature Voronezh State Pedagogical University Lenina Str., 86a, Voronezh, Russia, 394611

The article is focused on the investigation of "Leadership" concept, which is universal for linguistic group structures. The concept is connected with the realization of traditional, hierarchical, and management principles reflecting the interacting specificity of state power branches. Special attention is given to the lexemes representing the concept. Transformations in their semantics determine the frequency growth and consequently influence the frequency in the usage of the analyzed concept.

Key words: concept, lexeme, semantics, transformation, actualization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.