Психология человека в образовании, 2024, т. 6, № 1 Psychology in Education, 2024, vol. 6, no. 1 _www.psychinedu. ru
Щ Check for updates
Личность в процессах обучения и воспитания
УДК 159.9
EDN VTYQMC
https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-1-48-58
Научная статья
Для цитирования: Волкова, Е. С., Капцов, А. В. (2024) Актуализация возможного состояния стадий становления субъектности посредством тренинга профессионального самоопределения. Психология человека в образовании, т. 6, № 1, с. 48-58. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2024-6-1-48-58 ЕБЫ УТУОМС Получена 15 сентября 2023; прошла рецензирование 22 ноября 2023; принята 18 декабря 2023. Финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 20-013-00238.
Права: © Е. С. Волкова, А. В. Капцов (2024). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии СС БУ-ЫС 4.0.
Аннотация
Введение. Актуальность профориентационных мероприятий в настоящее время обусловлена экономическими и социальными особенностями развития российского общества. Такие мероприятия влияют на эффективное профессиональное самоопределение учащихся, а также на другие психологические явления. Важным моментом в образовательном процессе является становление стадий субъектности (по экопсихологической (онтологической) модели В. И. Панова), связанное с развитием гибкой компетенции «умение учиться», влияющей и на профессиональное становление учащихся, вследствие чего была выдвинута гипотеза о влиянии тренинга профессионального самоопределения на актуализацию возможного состояния стадий становления субъектности, то есть переход от потенциальных способностей к актуальным навыкам и умениям.
Материалы и методы. Для помощи в профессиональном самоопределении учащихся был создан тренинг (автор-составитель Е. С. Волкова), состоящий из 15 групповых еженедельных занятий. Цель тренинга заключалась в поддержке учащихся в выборе профессии и помощи в определении образовательного маршрута после 9-го класса. В качестве диагностической методики для оценки актуального, возможного и идеального состояния стадий становления субъектности использована проективная методика оценки состояний стадий становления субъектности учащихся (Капцов, Волкова 2022). Выборка, состоящая из учащихся 9-х классов (п = 54, из них 56 % юноши), была поделена на экспериментальную группу, которая участвовала в тренинге, и контрольную группу, которая не подвергалась воздействию. Диагностика проводилась до и после тренинга, разница во времени составила 19 недель.
Результаты исследования. Тренинг профессионального самоопределения показал положительное влияние на уровень актуального состояния стадий становления субъектности в сторону его увеличения. В результате диагностики после прохождения тренинга обнаружены статистически значимые различия в уровне актуального состояния стадий «субъект мотивации» и «ученик», что говорит о значимом влиянии тренинга на мотивацию учащихся и их самостоятельность в учебной деятельности. Заключение. Проведенное исследование говорит о важности применения профориентационных тренингов не только для помощи учащимся в профессиональном самоопределении, но и об их влиянии на другие психологические явления, такие как становление субъектности.
Ключевые слова: тренинг профессионального самоопределения, субъектность, стадии становления субъектности, модальности (состояния) стадий субъектности, старшие подростки
Research article
Actualizing the potential state of agency development stages through the training of professional self-determination
E. S. Volkova A. V. Kaptsov 1
1 Samara Branch of Moscow City University, 76 Stara Zagora Str., Samara 443081, Russia
For citation: Volkova, E. S., Kaptsov, A. V. (2024) Actualizing the potential state of agency development stages through the training of professional self-determination. Psychology in Education, vol. 6, no. 1, pp. 48-58. https://www.doi.org/ 10.33910/2686-9527-2024-6-1-48-58 EDN VTYQMC
Received 15 September 2023; reviewed 22 November 2023; accepted 18 December 2023.
Funding: This study was supported by the Russian Foundation for Basic Research, grant No. 20-013-00238.
Copyright: © E. S. Volkova, A. V. Kaptsov (2024). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open acce under CC BY-NC License 4.0.
Abstract
Introduction. The economic and social features of the development of Russian society make career guidance activities an important part of the educational process. Such activities enhance the effectiveness of professional self-determination of students, as well as other psychological phenomena. Development of the stages of agency is another important part of the educational process that helps students become professionals (according to the ecopsychological (ontological) model of V. I. Panov), associated with the development of flexible competence 'the ability to learn. We put forward a hypothesis that training of professional self-determination impacts the actualization of the potential state of agency development stages, that is, the transition from potential abilities to actual skills and abilities.
Materials and Methods. We created a training aimed at helping students with professional self-determination (author E. S. Volkova). The training consists of 15 group lessons taking place once a week. The purpose of the training was to support students in choosing a profession and to help them determine the educational route after the 9th grade. We used a projective method of assessing the states of the stages of students' agency development to measure the actual, potential and ideal states of the stages. The sample included middle school students, the 9th grade (n = 54, 56 % of them are boys) and was divided into the experimental group, which participated in the training, and the control group, which did not. The measurements were carried out before and after the training, the time difference between the measurements was 19 weeks. Results. The training of professional self-determination increased the level of the actual state of the stages of agency development. The measurements carried out after the training revealed statistically significant differences in the level of the actual state of the 'subject of motivation' and 'student' stages, which indicates a significant influence of the training on the students' motivation and independence in educational activities. Conclusions. The study not only highlights the importance of using career guidance trainings to help students in professional self-determination, but also establishes the impact of such trainings on other psychological phenomena such as the development of agency.
Keywords: professional self-determination training, agency, stages of agency development, modalities (states) of the stages of agency, actualization of a potential state, adolescents aged 13-14 years
Введение
В современных социально-экономических условиях российского общества проблемы профессионального самоопределения учащихся встают наиболее остро. Именно поэтому данная проблематика в последнее время часто становится темой обсуждения на совещаниях и встречах ответственных за образовательный процесс лиц, в частности, министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова, который дал указания весной 2023 года ввести во внеурочную деятельность учащихся еженедельные
профориентационные занятия в рамках единой модели профориентации.
Сущность профессионального самоопределения, по мнению Н. С. Пряжникова, заключается в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой профессии, а главной целью профори-ентационной помощи становится формирование субъекта профессионального самоопределения, который делает осознанный выбор жизненной и профессиональной цели, а также стремится к этой цели (Пряжников, Пряжникова 2004).
К понятию «самоопределение» близко понятие «самореализация», которое Л. А. Коростылева
определяет как «осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, содеятельности, сотворчества с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом. Самореализация предполагает сбалансированное и гармоничное развитие различных аспектов личности путем приложения адекватных усилий, направленных на раскрытие генетических, индивидных и личностных потенциалов» (Коростылева 2005, 52)
Одним из важнейших и обязательных условий успешного самоопределения Л. И. Анцы-ферова называет использование «резервных возможностей» личности, которые аккумулируются из жизненного опыта (Анцыферова 2004).
В свою очередь, психолог М. И. Илюшина считает важной составляющей системы взаимодействия человека и ресурсов факт осознанности имеющихся и потенциальных ресурсов, представленный как ресурсная субъектность. Человеку необходимо уметь использовать свои ресурсы для решения поставленных перед ним задач, что и является процессом актуализации ресурсов (Илюшина 2018).
В рамках будущего профессионального развития учащихся становление субъектности рассматривается как совершенствование такой гибкой компетенции, как «умение учиться» (Волкова и др. 2022), что повышает значимость изучения процесса становления стадий субъект-ности в рамках профессионального самоопределения. Субъектность В. И. Панов определяет как способность быть субъектом (носителем) психической активности в форме деятельности (действия) того или иного вида (двигательной, речевой, коммуникативной, учебной, профессиональной и т. п.) (Панов 2018). В то же время предметом исследований В. И. Панова становится становление (развитие) субъектности, ее онтология, а не качества уже сформированного субъекта.
Согласно экопсихологической (онтологической) модели В. И. Панова, процесс становления субъектных качеств рассматривается в онтологическом континууме «субъект спонтанной активности — субъект произвольного действия». Чтобы стать субъектом произвольного действия, обучающийся должен пройти в своем развитии следующие этапы: субъект потребности (мотивации); субъект восприятия действия-образца — «наблюдатель»; субъект подражания (репродуктивного выполнения без произвольной регуляции) — «подмастерье»; субъект произвольного выполнения действия-образца с внешним контролем за правильностью этого выполнения (чаще всего со стороны педагога) —
«ученик»; субъект экстериоризации функции регуляции правильности выполнения действия-образца другим индивидом — «критик»; субъект произвольного выполнения действия-образца с самостоятельной, произвольной регуляцией правильности его выполнения — «мастер»; субъект продуктивного развития, когда действие-образец превратилось из объекта усвоения в средство освоения новых, более сложных действий или же для творческого самовыражения — «творец» (Панов 2018; Панов и др. 2019).
При этом субъективная оценка учащимися актуального, возможного и идеального состояния той или иной стадии субъектности помогает взглянуть на ситуацию с точки зрения ее потенциала развития и значимости для старшеклассника (Капцов, Волкова 2022).
Актуальное, возможное и идеальное необходимо рассматривать как отношение учащегося к состоянию определенной стадии субъект-ности, тем самым мы приходим к категории «модальность», что, исходя из толкования, является статусом явления с точки зрения его отношения к действительности, а также определяет возможность познания такого отношения (Ожегов 2018).
Со стороны профессионального становления нынешних старшеклассников имеет значение не только актуальное состояние стадии, но и направление, а также возможность ее развития, иными словами, потенциал или модальность возможного.
Психолог Е. П. Белинская отмечает, что возможное «Я» отличается по природе от идеального «Я». Идеальное «Я» формируется во взаимодействии с окружающей средой, отражает социальные нормативы и включает положительные характеристики того, какой должна быть личность. В свою очередь возможное «Я» показывает мотивацию человека и может иметь как положительное, так и отрицательное отношение к его содержанию (Белинская 1999).
Рассмотрение проблемы возможного и действительного началось еще с Аристотеля, который считал, что «возможное предшествует действительному, при этом происходит непрерывный процесс перехода первого во второе (процесс актуализации) за счет активности и энергии, которыми обладает ум (мысль), реализующаяся в деятельности» (Хазова 2019, 71).
Модальности «действительного» и «возможного» связаны между собой относительным переходом от одного к другому, и наоборот, как указывает Л. Ф. Мулюкова (Мулюкова 2014). В своей монографии В. В. Знаков также пишет
о взаимопереходе возможности и действительности как одной из тенденций и потенциальных перспектив эволюции возможности, которая представляет будущее в настоящем, воплощая тем самым эволюционный потенциал действительности, а превращение возможности в действительность (актуализация) порождает новые возможности (Знаков 2020).
Исходя из вышеизложенного, можем предположить, что изменение состояния стадии субъектности будет со временем двигаться от актуального к возможному. При этом возникает вопрос: что будет способствовать активному росту актуального уровня в направлении возможного? Большинство респондентов отмечают уровень возможного выше уровня актуального в состояниях стадий субъектности, но положительные изменения в актуальном состоянии со временем регистрируются не во всех таких случаях.
В своем исследовании С. Кросс и Х. Маркус доказывают, что одним из стимулов к изменению актуального «Я» в направлении возможного «Я» является эмоциональное отношение субъекта к последнему (Cross, Markus 1994). Чем более важен определенный фактор для личности, тем больше вероятность изменений. С этим согласен М. Г. Эриксон, считающий, что побуждают к действиям только такие представления о будущем в возможном «Я», которые не безразличны субъекту (Erikson 2007).
Действие человека в настоящем по отношению к будущему также можно рассматривать в связке с феноменом антиципации, который с точки зрения Б. Ф. Ломова и Е. Н. Суркова означает «способность (в самом широком смысле) действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых будущих событий» (Ломов, Сурков 1980, 5). Вместе с тем Е. А. Сергиенко говорит о том, что начало действия человека во многом зависит от представления о желаемом результате и знания о способах его достижения (Сергиенко 2021). Предшествование образа возможного действия его реализации отражено и в онтологической модели В. И. Панова, в которой стадия субъектности «наблюдатель», содержащая концептуальную модель действия-образца, стоит в очередности перед представляющими выполнение данного действия стадиями становления субъ-ектности (Панов 2018).
Таким образом, для актуализации возможного состояния стадии субъектности деятельность, заключенная в стадии, должна быть важна (иметь ценность) для субъекта, при этом
он должен понимать необходимые шаги для достижения идеального состояния стадии. Именно в этом, на наш взгляд, должна состоять работа как педагогов, так и профориентологов: в исследовании и корректировке ценностей школьников, а также в предоставлении информации о том, как достичь желаемых результатов.
Целью данного исследования стало изучение актуализации возможного состояния стадий становления субъектности в результате тренинга профессионального самоопределения. В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:
• определить и сравнить уровни актуального, идеального и возможного состояний стадий становления субъектности в экспериментальной и контрольной группах;
• выявить взаимосвязи актуального уровня стадий субъектности второго диагностического среза с возможным и идеальным уровнями стадий первичной диагностики;
• определить наличие явления актуализации (перехода в актуальное состояние) возможного и идеального состояний стадий становления субъектности в экспериментальной и контрольной группах.
Организация и методы исследования
В выборку для исследования вошли учащиеся 9-х классов, которые были поделены на экспериментальную (25 чел.) и контрольную (29 чел.) группы.
Для помощи в профессиональном самоопределении учащихся был создан тренинг (автор-составитель Е. С. Волкова), состоящий из 15 групповых еженедельных занятий длительностью академический час. На тренинге учащиеся знакомились с понятием темперамента, изучали свои способности, интересы, направленность, беседовали о мотивации, деловых ролях и профессиональном типе личности. Лекционная часть тренинга касалась «мягких навыков», саморегуляции, изучения профессионально важных качеств и трендов на рынке труда. Цель тренинга заключалась в поддержке учащихся при выборе профессии и помощи в определении образовательного маршрута после 9-го класса.
В качестве диагностической методики для оценки актуального, возможного и идеального состояния стадий становления субъектности использована проективная методика оценки состояний стадий становления субъектности учащихся (Капцов, Волкова 2022). Учащиеся на вертикальных шкалах отмечали уровни актуального, идеального и возможного состояния
каждой стадии становления субъектности. Диагностика проводилась до и после тренинга с временным интервалом 19 недель. Для анализа данных применен критерий Вилкоксона, позволяющий оценить изменения состояний стадии субъектности после тренинга, а также множественный регрессионный анализ с пошаговым исключением, с помощью которого осуществлена оценка влияния возможного и идеального состояния стадий становления субъектности на их актуальное состояние. Для приведения выборки к нормальному распределению была использована подгонка распределений на основе критерия Хи-квадрат. Все статистические расчеты проведены в программе БТАтеИСЛ 10.0.
Результаты и их обсуждение
В результате анализа изменений, произошедших в модальностях стадий становления
субъектности, выявлены различия в данных экспериментальной и контрольной групп. В таблице 1 представлены изменения средней арифметической в актуальном, идеальном и возможном состоянии стадий субъектности в результате тренинга в экспериментальной группе и в контрольной группе без воздействия.
Как видно из представленных данных, в экспериментальной группе изменения в сторону повышения актуального состояния, отличного от контрольной группы, произошли в стадиях: «субъект мотивации», «подмастерье» и «ученик». В возможном состоянии стадий экспериментальной группы почти все стадии субъектности улучшили показатели по сравнению с контрольной группой, кроме «субъекта мотивации» и «критика». В идеальном состоянии экспериментальная группа так же в пяти из семи стадий показала результаты лучше контрольной группы, исключая стадии «критик» и «творец». Можем констатировать, что большинство
Табл. 1. Изменения средней арифметической значений модальностей стадий становления субъектности в экспериментальной (п = 25) и контрольной (п = 29) группах
Модальность / Стадии субъектности Субъект мотивации Наблюдатель Подмастерье Ученик Критик Мастер Творец
Э/К Э/К Э/К Э/К Э/К Э/К Э/К
АМ 11,3/-3,3 -0,9/2,4 4,5/5,4 9,9/7,9 -0,5/8,0 2,7/3,5 2,5/4,6
ИМ -3,3/-7,2 2,3/-2,6 5,5/-18,3 -0,6/-5,0 -20,2/-8,7 5,9/3,3 -11,4/-1,3
ВМ 3,2/6,7 5,0/2,9 6,0/-5,2 3,0/0,0 -7,5/5,6 5,1/3,2 6,1/2,6
Table 1. Changes in the arithmetic mean values of the modalities of the stages of agency development in the experimental (n = 25) and control (n = 29) groups
Modality/ Stage of agency Subject of motivation Observer Journeyman Student Critic Master Creator
E/C E/C E/C E/C E/C E/C E/C
АМ 11.3/-3.3 -0.9/2.4 4.5/5.4 9.9/7.9 -0.5/8.0 2.7/3.5 2.5/4.6
IM -3.3/-7.2 2.3/-2.6 5.5/-18.3 -0.6/-5.0 -20.2/-8.7 5.9/3.3 -11.4/-1.3
РМ 3.2/6.7 5.0/2.9 6.0/-5.2 3.0/0.0 -7.5/5.6 5.1/3.2 6.1/2.6
Примечание: АМ — актуальная модальность, ИМ — идеальная модальность, ВМ — возможная модальность, Э — экспериментальная группа, К — контрольная группа.
Note: AM — actual modality, IM — ideal modality, PM — potential modality, E — experimental group, C — control group.
параметров в экспериментальной группе после проведенного тренинга повысилось по сравнению с показателями в контрольной группе.
В результате внутригруппового сравнения модальностей стадий субъектности до и после тренинга посредством критерия Вилкоксона выявлены статистически значимые различия в актуальном состоянии стадий становления субъектности в экспериментальной и контрольной группах (табл. 2).
Из таблицы 2 видно, что в экспериментальной группе значимые изменения произошли в актуальном состоянии стадий «субъект мотивации» и «ученик». В контрольной группе статистически значимых различий в показателях актуального состояния стадий субъектности за этот же период времени не выявлено. Соответственно, в результате тренинга у учащихся наблюдается повышение мотивации к образовательному процессу и самостоятельности в выполнении учебных заданий.
В целях оценки актуализации возможного состояния стадий субъектности был проведен множественный регрессионный анализ. Перед
ним была проведена подгонка распределений на основе критерия Хи-квадрат для того, чтобы показатели были распределены по закону нормального распределения и использование регрессионного анализа было обоснованным. После удаления пяти наблюдений выборка имеет следующие показатели по стадиям субъ-ектности в актуальном состоянии: «субъект мотивации» (х2 = 5,55, p = 0,14), «наблюдатель» (х2 = 7,99, p = 0,09), «подмастерье» (х2 = 4,53, p = 0,21), «ученик» (х2 = 5,84, p = 0,21), «критик» (Х2 = 6,77 p = 0,08), «мастер» (х2 = 7,32, p = 0,06), «творец» (х2 = 6,79, p = 0,08).
В регрессионный анализ в качестве предикторов добавлена модальность идеального состояния одноименной стадии субъектности. В качестве зависимых переменных выступили стадии субъектности в актуальном состоянии второго среза диагностики, проведенной после тренинга. Предикторами актуализации выбраны одноименные стадии в возможном и идеальном состоянии первого среза диагностики до тренинга для выявления явления актуализации возможного и идеального состояния через
Табл. 2. Сравнение значений актуального состояния стадий становления субъектности между первым и вторым срезом в экспериментальной (n = 25) и контрольной (n = 29) группах (критерий Вилкоксона)
Стадии субъектности Экспериментальная группа Контрольная группа
Число T Z р-уров. Число T Z р-уров.
Субъект мотивации 25 88,50* 1,99* 0,05 28 185,00 0,41 0,68
Наблюдатель 23 85,50 1,60 0,11 28 185,00 0,41 0,68
Подмастерье 21 99,00 0,57 0,57 29 162,00 1,20 0,23
Ученик 24 79,00* 2,03* 0,04 28 163,50 0,90 0,37
Критик 24 128,00 0,63 0,53 28 125,00 1,78 0,08
Мастер 25 91,50 1,91 0,06 28 192,00 0,25 0,80
Творец 24 100,00 1,43 0,15 29 217,00 0,01 0,99
Table 2. Comparison of the values of the current state of the stages of agency development between the first and second measurements in the experimental (n = 25) and control (n = 29) groups (Wilcoxon test)
Stages of agency development Experimental group Control group
N T Z p-value N T Z p-value
Subject of motivation 25 88.50* 1.99* 0.05 28 185.00 0.41 0.68
Observer 23 85.50 1.60 0.11 28 185.00 0.41 0.68
Journeyman 21 99.00 0.57 0.57 29 162.00 1.20 0.23
Student 24 79.00* 2.03* 0.04 28 163.50 0.90 0.37
Critic 24 128.00 0.63 0.53 28 125.00 1.78 0.08
Master 25 91.50 1.91 0.06 28 192.00 0.25 0.80
Creator 24 100.00 1.43 0.15 29 217.00 0.01 0.99
Примечание: значимые показатели при p < 0,05.
Note: significant indicators at p < 0.05.
19 недель в экспериментальной и контрольной группах (табл. 3).
Как видно из таблицы 3, в экспериментальной группе после тренинга происходит актуализация возможного состояния стадий «субъект мотивации» и «мастер». То есть актуальное состояние данных стадий в группе, прошедшей тренинг, взаимосвязано с возможным состоянием этих же стадий до профориентационного тренинга.
Можем сделать вывод, что в результате тренинга происходит осознание своих способностей и получение информации о способах повышения мотивации и успехов в учебной деятельности, что отражается на актуальном состоянии данных стадий.
В стадии «творец» актуализировалось идеальное состояние. Возможно, это связано с тем, что творческие способности не были предметом
Табл. 3. Итоги регрессии для зависимых переменных «стадия субъектности — актуальное состояние» второго среза и предикторов «одноименные стадии в возможном и идеальном состоянии» первого среза в экспериментальной группе (n = 22)
Стадии субъектности БЕТА Ст. Ош . B Ст. Ош . t(23) p-знач .
Зависимая переменная «Субъект мотивации (актуальное состояние)» R2* = 0 ,47; F(1,20)* = 17,346; p* < 0,00048
Св. член -25,95 20,10 -1,29 0,21
Предиктор «Субъект мотивации (возможное состояние)» 0,68 0,16 1,15 0,28 4,16 0,00
Зависимая переменная «Мастер (актуальное состояние)» R2* = 0,34; F(1,20)* = 10,337; p* < 0,00434
Св. член 1,55 19,23 0,08 0,94
Предиктор «Мастер (возможное состояние)» 0,58 0,18 0,81 0,25 3,22 0,00
Зависимая переменная «Творец (актуальное состояние)» R2*= 0,43; F(1,20)* = 14,851; p* < 0,00099
Св. член 12,47 11,92 1,05 0,31
Предиктор «Творец (идеальное состояние)» 0,65 0,17 0,59 0,15 3,85 0,00
Примечание: R2 — коэффициент детерминации; F — критерий Фишера, p — значимость критерия Фишера.
Table 3. Regression results for the dependent variables the stage of agency — the actual state' of the second measurement and the predictors 'the corresponding stages in the potential and the ideal states' of the first
measurement in the experimental group (n = 22)
Stages of agency BETA St . Er. B St . Er. t(23) p-value
Dependent variable 'Subject of motivation (actual state)' R2* = 0.47; F(1.20)* = 17.346; p* < 0.00048
Free term -25.95 20.10 -1.29 0.21
Predictor 'Subject of motivation (actual state)' 0.68 0.16 1.15 0.28 4.16 0.00
Dependent variable 'Master (actual state)' R2* = 0.34; F(1.20)* = 10.337; p* < 0.00434
Free term 1.55 19.23 0.08 0.94
Predictor 'Master (potential state)' 0.58 0.18 0.81 0.25 3.22 0.00
Dependent variable 'Creator (actual state)' R2*= 0.43; F(1.20)* = 14.851; p* < 0.00099
Free term 12.47 11.92 1.05 0.31
Predictor 'Creator (ideal state)' 0.65 0.17 0.59 0.15 3.85 0.00
Note: R2 — coefficient of determination, F — Fisher's test, p — p-value Fisher's test.
изучения на тренинге и субъектность учащихся двинулась в сторону того, как «надо», а не как «возможно». В стадиях «наблюдатель», «подмастерье», «ученик» и «критик» в результате регрессионного анализа переменные предикторы не выявлены.
Результаты регрессионного анализа в контрольной группе представлены в таблице 4.
В контрольной группе в стадии субъектности «мастер» актуализировалось идеальное состояние. Девятиклассники, не прошедшие тренинг, фокусируются на картинке субъективно-правильного видения того, как должно быть, и не учитывают свои возможности. В остальных стадиях субъектности в результате регрессионного анализа все переменные исключены.
Выводы
В настоящее время профессиональное самоопределение является актуальной проблемой, рассматриваемой на разных уровнях государственной системы образования. В рамках профессионального роста особенно важным видится развитие обучаемости, или универсального навыка «умение учиться», который можно соотнести со становлением субъектности личности. Таким образом, становление стадий субъектности является одним из приоритетных направ-
лений в образовании. В данном исследовании рассмотрено явление актуализации возможного состояния, или модальности возможного, а также влияние тренинга профессионального самоопределения на становление стадий субъ-ектности учащихся. Выявлено положительное влияние на уровень актуального состояния стадий становления субъектности в сторону увеличения тренинга профессионального самоопределения.
В результате анализа второй после тренинга диагностики обнаружены статистически значимые различия с первичными данными в уровнях актуального состояния стадий «субъект мотивации» и «ученик», что говорит о значимом влиянии тренинга именно на мотивацию учащихся и их самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Обнаружено, что тренинг профессионального самоопределения актуализировал возможное состояние таких стадий субъектности, как «субъект мотивации» и «мастер», подтвержденное отсутствием данного явления в контрольной группе, не принимавшей участие в тренинге.
Дальнейшие исследования будут направлены на изучение длительности эффекта от проведенного тренинга профессионального самоопределения и дальнейшей актуализации возможного состояния стадий субъектности, а также
Табл. 4. Итоги регрессии для зависимой переменной «стадия субъектности — актуальное состояние» первого среза и предикторов «одноименные стадии в возможном и идеальном состоянии» второго среза в контрольной группе (п = 27)
Стадии субъектности БЕТА Ст. Ош . B Ст. Ош . t(23) p-знач .
Зависимая переменная «Мастер (актуальное состояние)» R2* = 0,30; F(1,25)* = 10,748; p* < 0,00306
Св. член -0,07 19,07 0,00 1,00
Предиктор «Мастер (идеальное 0 55 состояние)» , 0,17 0,69 0,21 3,28 0,00
Примечание: К2 — коэффициент детерминации; Б — критерий Фишера, р — значимость критерия Фишера.
Table 4. Regression results for the dependent variable 'the stage of agency — the actual state' of the first measurement and the predictors 'the corresponding stages in the potential and the ideal states' of the second measurement
in the control group (n = 27)
Stages of agency BETA St . Er. B St . Er. t(23) p-value
Dependent variable 'Master (actual state)' R2* = 0.30; F(1.25)* = 10.748; p* < 0.00306
Free term -0.07 19.07 0.00 1.00
Predictor 'Master (ideal state)' 0.55 0.17 0.69 0.21 3.28 0.00
Note: R2 — coefficient of determination; F — Fisher's test, p — p-value Fisher's test.
взаимосвязи изменения уровня стадий субъектности с модальностью идеального состояния, учебной мотивацией и способностью учащихся к саморегуляции.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.
Conflict of Interest
The authors declare that there is no conflict of interest, either existing or potential.
Соответствие принципам этики
Авторы сообщают, что при проведении исследования соблюдены этические принципы,
предусмотренные для исследований с участием людей и животных.
Ethics Approval
The authors report that the study complied with the ethical principles applicable to research involving humans and animals.
Вклад авторов
Авторы внесли равный вклад в подготовку рукописи статьи.
Author Contributions
The authors have made an equal contribution to the preparation of the manuscript of the article.
Литература
Анцыферова, Л. И. (2004) Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: Институт психологии РАН, 415 с.
Белинская, Е. П. (1999) Временные аспекты Я-концепции и идентичности. Мир психологии, № 3, с. 140-147. EDN: PRVLKC
Волкова, Е. С., Капцов, А. В., Панов, В. И. (2022) Проективная методика определения состояния стадий становления субъектности учащихся. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, вып. 5, с. 500-508. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2022-5-64
Знаков, В. В. (2020) Психология возможного. Новое направление исследований понимания. 2-е изд. М.: Институт психологии РАН, 306 с.
Илюшина, М. И. (2018) Психологические методики актуализации ресурсной субъектности. Прикладная юридическая психология, № 1 (42), с. 75-83. EDN: YWUKVX
Капцов, А. В., Волкова, Е. С. (2022) Пилотажное исследование актуального, идеального и возможного уровней стадий становления субъектности старшеклассников. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология», № 1 (31), с. 104-118. EDN: ZTEOPD
Коростылева, Л. А. (2005) Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб.: Речь, 222 с.
Ломов, Б. Ф., Сурков, Е. Н. (1980) Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 279 с.
Мулюкова, Л. Ф. (2014) Специфика смысловых коннотаций категории «Возможное». Вестник Оренбургского государственного университета, № 7 (168), с. 17-22. EDN: QTXMLJ
Ожегов, С. И. (2018) Толковый словарь русского языка. 28-е изд., перераб. М.: Мир и Образование, 1376 с.
Панов, В. И. (2018) Субъект и субъектность: от феномена к процессуальности. В кн.: В. В. Знаков, А. Л. Журавлев (ред.). Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности. М.: Институт психологии РАН, с. 349-356.
Панов, В. И., Капцов, А. В., Колесникова, Е. И. (2019) Дидактические и психодидактические аспекты моделирования становления субъектности студента вуза. Педагогика и просвещение, № 4, с. 125-135.
Пряжников, Н. С., Пряжникова, Е. Ю. (2004) Психология труда и человеческого достоинства. 2-е изд. М.: Академия, 480 с.
Сергиенко, Е. А. (2021) Антиципация: феномен и принцип психической организации. В кн.: А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Н. Е. Харламенкова, Г. А. Виленская (ред.). Разработка понятий современной психологии. Т. 3. М.: Институт психологии РАН, с. 85-134. https://doi.org/10.38098/thry 21 0439 03
Хазова, С. А. (2019) Ментальные ресурсы субъекта. В кн.: А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Г. А. Виленская (ред.). Разработка понятий современной психологии. Т. 2. М.: Институт психологии РАН, с. 63-83.
Cross, S. E., Markus, H. R. (1994) Self-schemas, possible selves, and competent performance. Journal of Educational Psychology, vol. 86, no. 3, pp. 423-438. https://doi.org/10.1037/0022-0663.86.3.423
Erikson, M. G. (2007) The meaning of the future: Toward a more specific definition of possible selves. Review of General Psychology, vol. 11, no. 4, pp. 348-358. https://doi.org/10.1037/1089-2680.11.4.348
E. C. BoAKOBa, A. B. Kan^B
References
Antsyferova, L. I. (2004) Razvitie lichnosti i problemy gerontopsikhologii. [Personality development and problems of gerontopsychology]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., 415 p. (In Russian)
Belinskaya, E. P. (1999) Vremennye aspekty Ya-kontseptsii i identichnosti [Temporal aspects of self-concept and
identity]. Mirpsikhologii, no. 3, pp. 140-147. EDN: PRVLKC (In Russian) Cross, S. E., Markus, H. R. (1994) Self-schemas, possible selves, and competent performance. Journal of Educational
Psychology, vol. 86, no. 3, pp. 423-438. https://doi.org/10.1037/0022-0663.86.3.423 (In English) Erikson, M. G. (2007) The meaning of the future: Toward a more specific definition of possible selves. Review
of General Psychology, vol. 11, no. 4, pp. 348-358. https://doi.org/10.1037/1089-2680.11.4348 (In English) Ilyushina, M. I. (2018) Psikhologicheskie metodiki aktualizatsii resursnoj sub'ektnosti [Psychological methods for updating agency resource]. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya — Applied Legal Psychology, no. 1 (42), pp. 75-83. EDN: YWUKVX (In Russian) Kaptsov, A. V., Volkova, E. S. (2022) Pilotazhnoe issledovanie aktual'nogo, ideal'nogo i vozmozhnogo urovnej stadii stanovleniya sub'ektnosti starsheklassnikov [Pilot study of the actual, ideal and possible levels of the stages of formation of the subjechood of high school students]. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya "Psikhologiya" — The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology, no. 1 (31), pp. 104-118. EDN: ZTEOPD (In Russian) Khazova, S. A. (2019) Mental'nye resursy sub'ekta [Mental resources of the subject]. In: A. L. Zhuravlev, E. A. Sergienko, G. A. Vilenskaya (eds.). Razrabotka ponyatij sovremennoj psikhologii T. 2 [Development of concepts of modern psychology. Vol. 2]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., pp. 63-83. (In Russian)
Korostyleva, L. A. (2005) Psikhologiya samorealizatsii lichnosti: zatrudneniya v professional'noj sfere [Psychology of personal self-realization: Difficulties in the professional sphere]. Saint Petersburg: Rech' Publ., 222 p. (In Russian)
Lomov, B. F., Surkov, E. N. (1980) Antitsipatsiya v strukture deyatel'nosti [Anticipation in the structure of activity].
Moscow: Nauka Publ., 279 p. (In Russian) Mulyukova, L. F. (2014) Spetsifika smyslovykh konnotatsij kategorii "Vozmozhnoe" [Specifics semantic connotations of categories "Opportunity"]. Vestnik Orenburgskogogosudarstvennogo universiteta — Vestnik of the Orenburg State University, no. 7 (168), pp. 17-22. EDN: QTXMLJ (In Russian) Ozhegov, S. I. (2018) Tolkovyj slovar' russkogo yazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. 28th ed.,
reprint. Moscow: Mir i Oobrazovanie Publ., 1376 p. (In Russian) Panov, V. I. (2018) Sub'ekt i sub'ektnost': ot fenomena k protsessual'nosti [Subject and subjecthood: From the phenomenon to the procedural]. In: V. V. Znakov, A. L. Zhuravlev (eds.). Psikhologiya cheloveka kak sub'ekta poznaniya, obshcheniya i deyatel'nosti [Human psychology as a subject of cognition, communication and activity]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., pp. 349-356. (In Russian)
Panov, V. I., Kaptsov, A. V., Kolesnikova, E. I. (2019) Didakticheskie i psikhodidakticheskie aspekty modelirovaniya stanovleniya sub'ektnosti studenta vuza [Didactic and psychodidactic aspects of modeling the formation of the subjecthood of a university student]. Pedagogika i prosveshchenie — Pedagogy and Education, no. 4, pp. 125-135. https://doi.org/10.7256/2454-0676.2019A31093 (In Russian) Pryazhnikov, N. S., Pryazhnikova, E. Yu. (2004) Psikhologiya truda i chelovecheskogo dostoinstva [Psychology of work
and human dignity]. 2nd ed. Moscow: Akademia Publ., 480 p. (In Russian) Sergienko, E. A. (2021) Antitsipatsiya: fenomen i printsip psikhicheskoj organizatsii [Anticipation: The phenomen and principle of mental organization]. In: A. L. Zhuravlev, E. A. Sergienko, N. E. Kharlamenkova, G. A. Vilenskaya (eds.). Razrabotka ponyatij sovremennoj psikhologii. T. 3 [Development of concepts of modern psychology. Vol. 3]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., pp. 85-134. https://doi.org/10.38098/ thry 21 0439 03 (In Russian) Volkova, E. S., Kaptsov, A. V., Panov, V. I. (2022) Proektivnaya metodika opredeleniya sostoyaniya stadij stanovleniya sub'ektnosti uchashchikhsya [A projective method for determining the state of the students' stages of formation of subjecthood]. Gertsenovskie chteniya:psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii — TheHerzen University Studies: Psychology in Education, iss. 5, pp. 500-508. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2022-5-64 (In Russian)
Znakov, V. V. (2020) Psikhologiya vozmozhnogo. Novoe napravlenie issledovanijponimaniya [The psychology of the possible. A new direction in understanding research]. 2nd ed. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., 306 p. (In Russian)
Сведения об авторах
Волкова Евгения Сергеевна, аспирант кафедры педагогической и прикладной психологии Московского городского педагогического университета (Самарский филиал)
SPIN-код: 5340-5096, ORCID: 0009-0003-3546-7161, e-mail: [email protected]
Капцов Александр Васильевич, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры педагогической и прикладной психологии Московского городского педагогического университета (Самарский филиал) SPIN-код: 1469-9079, ORCID: 0000-0002-7999-6546, e-mail: [email protected]
Authors
Evgeniya S. Volkova, Doctoral Student, Department of Pedagogical and Applied Psychology, Samara Branch of Moscow City University
SPIN: 5340-5096, ORCID: 0009-0003-3546-7161, e-mail: [email protected]
Alexander V. Kaptsov, Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Department of Pedagogical and Applied Psychology, Samara Branch of Moscow City University
SPIN: 1469-9079, ORCID: 0000-0002-7999-6546, e-mail: [email protected]