______________НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1/2015 ISSN 2411-7161_____________
3. Cambridge Dictionary [Электронный ресурс]: http://dictionary.cambridge.org/ (дата обращения 11. 07. 2015). 4.Oxford Dictionary [Электронный ресурс]: http://www.oxforddictionaries.com/ (дата обращения 09.07).
5. Definition and Examples of Literary Terms [Электронный ресурс]: http://literarydevices.net/ (дата обращения
12.07.2015)^
© Семенова Е.В., Иордан К.С., Тайлакова А.А., 2015
Шаркунова Ольга Владимировна
канд. филол.наук, доцент каф. ин.яз. (ФТИ), УрФУ им. первого президента России Б.Н. Ельцина
г. Екатеринбург, РФ E-mail: olga.sharkunova@mail.ru
АКТУАЛИЗАЦИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ ПРОСТОЙ АВТОРСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ КАТЕГОРИЮ СУБЪЕКТИНО-ОЦЕНОЧНОЙ МОДАЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИДЕНТИФИЦИРУЮЩИХ РЕФЕРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация
Способы актуализации простой точки зрения автора в художественном тексте еще не рассматривались через особенности идентифицирующих референтных отношений, представленных через призму субъективно-оценочной модальности. Теоретико-логический анализ данной проблемы позволил выявить взаимосвязь этих явлений, что способствует более точному изучению художественных произведений и их экстра- и интратекстовой природы при работе с ними.
Ключевые слова
Идентифицирующие референтные отношения, простая авторская точка зрения, субъективно-оценочная
модальность, художественный текст
На сегодняшний день существует множество исследований, посвященных изучению текстовой модальности как категории, представленной языковыми средствами и мотивированной коммуникативным намерением автора, определяются ее типы, составляющие, их связь с картиной мира автора и его жизненными установками. Следует отметить неисследованность такого аспекта категории субъективнооценочной модальности, как ее связь со способами актуализации идентифицирующими референтными отношениями авторской точки зрения в художественном тексте.
По Л. Михневич [6, с. 11], Н.С. Золотовой [3, с. 1], любой художественный текст с точки зрения процесса порождения рассматривается с позиции взаимосвязи внешних факторов, формирующих отношение писателя к объектам окружающей действительности, и, соответственно, коммуникативное намерение автора, которое далее выражается в интратекстовых особенностях, возникающих при проекции реальности на текстовую основу. Следовательно, в процесс порождения текста согласно авторскому волеизъявлению, оказываются вовлечены выбранные автором объекты экстратекстовой действительности, сам автор, как продуцент текста, формирующий категорию субъективно-оценочной модальности данных объектов в тексте, и цепочки их референтно-номинативных повторных репрезентаций, отобранные согласно оценке автора.
Мы полагаем, что исследование авторской субъективно-оценочной модальности средствами идентифицирующих референтных отношений позволит определить способы реализации в художественном тексте простой авторской точки зрения, что дает возможность более детально изучать выбранные для анализа художественные тексты в их связи языковых и внеязыковых особенностей.
Определим взаимосвязь рассматриваемых понятий. На основе работ Ю.Н. Караулова [4, с. 48], Б.А. Успенского [8, с. 4], мы определяем, что художественным текстом является связная структура,
82
____________НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1/2015 ISSN 2411-7161____________________
организованная в соответствии с авторской точкой зрения, включающая процесс субъективной проекции выбранных объектов действительности в произведение и писательский выбор языковых средств.
Субъективно-оценочной модальностью следует считать интенцию автора выраженную посредством использования идентифицирующих референтных отношений, что свидетельствует о наличии простой точки зрения. Вслед за Л. Михневич [6, с. 12], Н.С. Золотовой [3, с. 2], заметим, что модальность текста имеет содержательный и языковой аспекты в представлении точки зрения автора. Мы выделяем следующие функции модальности художественного текста, позволяющие выразить простую авторскую точку зрения через систему идентифицирующих референтных отношений текста: смысловая соотнесенность объекта речи с авторской позицией, оценочность и субъективность, информативность, коммуникативная ориентированность.
Простая точка зрения автора - это точка зрения, представленная субъективно-оценочной модальностью номинаций объектов, поскольку интенция автора выражена посредством идентифицирующей референции [2, с. 53], [8, с. 9-133]. Вслед за К.С. Донелланом [1, с. 139], С.А. Крипке [5, с. 76], П.Ф. Строссоном [7, с. 83], мы полагаем, что идентифицирующие референтные отношения в художественном тексте - это тип референции, детерминированный особенностями авторской точки зрения и ее языковой актуализации связи между субъективно проецируемым на текстовую основу экстратекстовым референтом, и системой его интратекстовых номинаций, предполагающих субъективно-авторскую оценку референта, его обозначение, описание и установление соответствия с ним.
Существует взаимосвязь между актуализацией субъективно-оценочной модальности средствами идентифицирующих референтных отношений, поскольку система повторных наименований в тексте всегда субъективна и обусловлена авторским выбором и его коммуникативным намерением. В связи с чем, объективные характеристики простой авторской точки зрения выражаются языковыми средствами референтных отношений на грамматическом, лексическом, стилистическом и лексико-семантическом уровне.
Проводя анализ структурных единиц идентифицирующих референтных отношений на различных уровнях в их взаимодействии с категорией субъективно-оценочной модальности художественного текста можно выявить следующие характеристики простой авторской точки зрения:
1. Ее субъективную природу;
2. Компонентную наполненность, включая эмоциональный, мировоззренческий, волеизъявительный, оценочный компоненты, выделенные Л. Михневич [6, с. 12]. Отметим, что список данных компонентов можно дополнить культурологическим (принадлежность к определенной культуре), языковым компонентами (владение определенным языком, на котором создавался текст), а также таким компонентом, как наличие фоновых знаний и их реализация в тексте, в равной степени обеспечивающих оценочные описания объектов в рамках писательских представлений о социальной, политической или исторической ситуации.
3. Степень интенциональной соотнесенности с объектами речи в направлении «утверждение-отрицание», «необходимость-возможность», «желательность-нежелательность».
4. Степень объективности-субъективности, рассматриваемую в направлении «реальность-выдумка».
Итак, актуализация в художественном тексте простой авторской точки зрения может проходить через категорию субъективно-оценочной модальности средствами идентифицирующих референтных отношений и реализовываться в характеристиках простой авторской точки зрения. Выявленная взаимосвязь данных лингвистических явлений может способствовать более точному изучению выбранных для анализа художественных произведений и их экстратекстовой и интратекстовой природы.
Список использованной литературы:
1. Доннелан К.С. Референция и определенные дескрипции. // В сб. Новое в зарубежной лингвистике. Под. ред. Н.Д. Арутюновой. - Вып. 8. Логика и Лингвистика. Проблемы референции. - М.: Радуга, 1982. - C. 134160.
83
____________НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1/2015 ISSN 2411-7161___________________
2. Григорьева В.С. Дискурс как элемент коммуникативного процесса: прагмалингвистический и когнитивный аспекты: Монография. Под ред. Е.С. Мордасовой. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - 288 с.
3. Золотова Н.С. Модальность научно-педагогического текста (на материале английского и русского языков): Автореферат диссертации на соискание степени кандидата филол. наук. - Кабардино-балканский государственный ун-т. - Нальчик, 2007. - 21 с.
4. Караулов Ю.Н. Лингводидактическое представление языковой личности и ее структура. // В кн. Русский язык и языковая личность. - М., 2003. - C. 48-57.
5. Крипке С. Тождество и необходимость. // В сб. Новое в зарубежной лингвистике. Под. ред. Н.Д. Арутюновой. - Вып. 8. Логика и Лингвистика. Проблемы референции. - М.: Радуга, 1982. - C. 340-376.
6. Михневич Л. Модальность как информационный компонент смысла текста: Автореферат диссертации на соискание степени кандидата филол. наук. - Московский ордена Дружбы народов государственный педагогический ин-т иностр.яз. им. Мориса Тереза. - Москва, 1986. - 26 с.
7. Строссон П.Ф. Идентифицирующая референция и истинное значение. // В сб. Новое в зарубежной лингвистике. Под. ред. Н.Д. Арутюновой. - Вып. 8. Логика и Лингвистика. Проблемы референции. - М.: Радуга, 1982. - с. 109-133.
8. Успенский Б.А. Семиотика искусства. Структура художественного текста и типология композиционной формы: Монография. - М.: Школа «Языки русской культуры» - 1995. - 360 с.
© О.В. Шаркунова, 2015
84