Научная статья на тему 'Актуализация стремления к значимости собственной личности как ресурса совладающего поведения в преодолении трудных жизненных ситуаций'

Актуализация стремления к значимости собственной личности как ресурса совладающего поведения в преодолении трудных жизненных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
516
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ресурсы совладающего поведения / стремление к значимости собственной личности / волевое усилие / механизмы мобилизации ресурсов совладающего поведения / resources of coping behavior / aspiration for self-personality significance / conation / mechanisms of resources mobilization of coping behavior

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кочкарева Ирина Валерьевна

С точки зрения рефлексивно-регулятивного подхода рассматривается проблема мобилизации ресурса совладающего поведения, в качестве которого выступает стремление к значимости собственной личности. На основании факторного анализа выделены и описаны четыре механизма мобилизации ресурсов совладающего поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of resource mobilization of coping behavior, in one"s capacity of aspiration for personal significance, is regarded from the point of view of reflective-regulative approach. Four mechanisms of resources mobilization of coping behavior are chosen and described on the basis of factorial analysis.

Текст научной работы на тему «Актуализация стремления к значимости собственной личности как ресурса совладающего поведения в преодолении трудных жизненных ситуаций»

6. Любой эмоциональный стимул, малозначимый в спокойной жизни (ссора, обида, грубое слово или необычное происшествие), может стать толчком, запускающим общественный взрыв, охватывающий массы.

7. В таких ситуациях женщинам свойственны истерические (конверсионные) припадки, мужчины склонны к бунтам, бессмысленным и беспощадным.

8. В первую очередь индуктивно вовлекаются истерики, затем авантюрные личности, потом прагматики, в надежде получить свои выгоды от общественного кипения.

9. Еще до локальных взрывов (а тем более, когда они начнутся) людской мощью пытаются воспользоваться политики, «общественники» и силовые структуры всех мастей.

10. Не купированные локальные вспышки истерии интенсивными медицинскими и административными мероприятиями могут привести к обширной эпидемии конверсионных заболеваний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. Пг, 1921.

2. Бич и молот: охота на ведьм в XVI-XVIII вв. СПб., 2005.

3. В Чечне вновь произошло массовое отравление // ИД Коммерсант. 2006. 23 февр. URL: http://www.kommersant.ua/ index-news.html?ext=news&id=95058&id_themes=11&page=1 (дата обращения: 07.07.2009).

4. Вирус страха. Эксперты по-прежнему теряются в причинах загадочной эпидемии в Чечне // Время новостей. 2005. 23 дек. URL: http://www.vremya.ru/2005/240/51/142081.html (дата обращения: 07.07.2009).

5. Гакаев Д. Террористы-смертники - кто они?: интервью // Эхо Москвы. 2003. 16 июля.

6. Гурьева В. А., Гиндикин В. Я., Макушкин Е. В. Психология и патопсихология аффективных расстройств. М., 2005.

7. Дети падают в обморок от запахов // ИА REGNUM.

2005. 23 дек. URL: http://www.regnum.ru/news/565335.html (дата обращения: 05.02.2009).

8. Дозорцева Е. Г., Калачев М. А., Макушкин Е. В. и др. Посттравматическое стрессовое расстройство у подростков с делинквентным поведением // Посттравматическое стрессовое расстройство. М., 2005.

9. Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М., 1981.

10. Иванов В. Д. Влияние девиантного поведения на формирование замыслов о совершении преступлений // Преступность и профилактика преступного поведения молодежи. Ростов н/Д, 1996.

11. Идрисов К. А. Распространенность посттравматичес-ких стрессовых расстройств среди населения Чеченской Республики в условиях локальной войны // Актуальные вопросы охраны психического здоровья населения. Краснодар, 1993.

12. Китаев-Смык Л. А. Стресс войны: фронтовые наблюдения врача-психолога. М., 2001.

13. Китаев-Смык Л. А. Гендерный кризис после многолетней войны в Чечне // Мужчина и женщина: Диалог или соперничество? М., 2004. Т. 1.

14. Китаев-Смык Л. А. Загадочная отрава // Труд. 2005. 23 дек.

15. Конверсионный судорожный синдром - диагноз чеченских детей // ИА REGNUM. 2005. 23 дек. URL: http:// www.regnum.ru/news/565414.html (дата обращения: 20.05.2009).

16. Ли Г. Ч. История инквизиции в средние века. СПб., 1911-1912. Т. 1, 2.

17. Маккей Ч. Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы. - М., 2003.

18. Маринин М. Детей душит ужас // Жизнь. 2005. 23 дек.

19. Онищенко Г. О массовом отравлении детей в Чечне // Труд. 2005. 22 дек.

20. Паника передается чеченским детям из одного района в другой без токсичных веществ? // ИА REGNUM. 2005. 22 дек. URL: http://www.regnum.ru/news/564620.html (дата обращения: 20.05.2009).

21. Плотникова А. Н. Подросток в условиях социальной изоляции // Психопедагогика в правоохранительных органах.

2006. № 1(25).

22. Психиатр поставил диагноз жертвам неизвестной болезни // НТВ.га. 2005. 22 дек. URL: http://www.ntv.ru/text/ news/index.jsp?nid=78901 (дата обращения: 20.01.2006).

23. Резко ухудшилось состояние детей, заболевших в Шелковском районе Чечни // Утро.т. 2006. 20 февр. URL: http://www.utro.ru/news/2006/02/20/523854.shtml (дата обращения: 25.02.2006).

24. Решетников М. М. Наброски к психологическому портрету террориста // Психология и психопатология терроризма: Гуманитарные стратегии антитеррора. СПб., 2004.

25. Савельев А. И. Мотивационные особенности преступного поведения несовершеннолетних // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 1(25).

26. СвядощА. М. Неврозы: руководство для врачей. СПб., 1997.

27. Чечня: больных все больше, диагноз неизвестен // ВВС Russian.com. 2005. 22 дек. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/ russian/russia/newsid_4551000/4551616. stm (дата обращения: 26.01.2006).

28. Чечня: власти не верят в версию нервного срыва у детей // РИА «Новый регион». 2005. 26 дек. URL: http:// www.nr2.ru/51007.html/print/ (дата обращения: 26.01.2006).

29. Чечня: число отравившихся достигло 78 человек // РИА «Новый регион». 2005. 22 дек. URL: http://www.nr2.ru/ 50696.html/print/ (дата обращения: 26.01.2006).

30. Это все от нервов // Газета.т. 2005. 22 дек. URL: http:// www.gazeta.ru/2005/12/22/oa_182674.shtml (дата обращения: 25.12.2005).

31. MckKay C. Extraordinary popular delusions & the madness of crowds. London, 1841.

АКТУАЛИЗАЦИЯ СТРЕМЛЕНИЯ К ЗНАЧИМОСТИ СОБСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ КАК РЕСУРСА СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ

И. В. Кочкарева

С точки зрения рефлексивно-регулятивного подхода рассматривается проблема мобилизации ресурса совпадающего поведения, в качестве которого выступает стремление к значимости собственной личности. На основании факторного анализа выделены и описаны четыре механизма мобилизации ресурсов совпадающего поведения.

Ключевые слова: ресурсы совпадающего поведения, стремление к значимости собственной личности, волевое усилие, механизмы мобилизации ресурсов совпадающего поведения.

В последние годы проблема преодоления человеком трудных жизненных ситуаций занимает значительное место в психологических исследованиях зарубежных и отечественных ученых (Р Лазарус, С. Фолькман, Н. С. Эндлер, Дж. А. Паркер, Л. И. Анцыферова,

В. А. Бодров, С. К. Нартова-Бочавер, Р. М. Грановская, Т. Л. Крюкова и ряд других исследователей). Это объясняется тем, что современное общество, в связи с происходящими социально-экономическими изменениями, ориентировано на самореализующегося человека, эффективно осуществляющего жизнедеятельность в трудных ситуациях. При этом под совладанием обыгчно понимается целенаправленное социальное поведение, позволяющее человеку справиться с трудной жизненной ситуацией через осознанные стратегии действий и привлечение ресурсов совладания (1). Необходимо отметить, многие психологи указытают на связь между со-владающим поведением и регуляцией поведения.

Ресурсы совладающего поведения трактуются как характеристики личности и среды. Их мобилизация помогает человеку справиться с трудной ситуацией. В психологической литературе выщеляются две группы ресурсов личности: внешние (социальная поддержка, материальное благосостояние) и внутренние (локус контроля, оптимизм, самооценка, мотивация и др.), однако процесс их мобилизации не раскрывается.

Следует отметить, что аспекты изучения мобилизации собственных сил встречаются в работах ученых, занимавшихся изучением волевой регуляции, а именно волевого усилия. Волевое усилие - это переживание процесса работы мобилизующего механизма, который рассматривается как особая реальность, с помощью чего преодолеваются трудности в целенаправленном действии, или как импульс, толчок к началу действия (2). В качестве одного из признаков волевого усилия Е. П. Ильин называет ощущение внутреннего напряжения, «концентрация энергии по месту и времени приложения» (3, 109). В то же время механизм этой концентрации (ее увеличение или ослабление) во многом остается открытым.

Для объяснения процесса мобилизации ресурсов человека в преодолении трудных жизненных ситуаций будем опираться на регулятивно-рефлексивный подход. В этом подходе регуляция понимается как направленная на развитие целостности субъектная активность, осуществляемая посредством выборов. Структура регуляции включает три основных подсистемы: ценностно-смысловую, активность и рефлексию (5). Процесс мобилизации ресурсов человека рассматривается как психическая саморегуляция, где ценностно-смысловые образования рефлексивно переоформляются в активности человека для преодоления трудных ситуаций.

Считаем, что в качестве ресурса совладающего поведения выступает личностная мотивация человека -стремление к значимости собственной личности. Оно имеет много проявлений, описание которых зависит от научной позиции автора и его взглядов на сущность человека. Это стремление отражено в таких понятиях, как «воля к власти», «стремление к превосходству», «самоактуализация» «самоутверждение» и др. Понятие «стремление к значимости собственной личности» по объему, с одной стороны, включает основное содержание понятий «стремление к превосходству», «самоутверждение», «притязание», «самореализация», «самоактуализация». С другой стороны, подчеркивает стремление человека к самоценности. Стремление к собственной значимости выступает в мотивах, смыслах, ценностях, установках жизнедеятельности и раскрывается в

стремлении к самореализации, самоутверждению, самопростраиванию.

Процесс мобилизации ресурса совладания начинается при столкновении человека с трудной ситуацией, которая препятствует реализации стремления к значимости собственной личности. В связи с тем, что человек испыпывает сложности в реализации, утверждении себя, такая ситуация в целом или ее отдельные элементы, в силу особенностей ценностно-смысловой сферы, становится важной для человека. Это влечет появление напряженности, беспокойства, поэтому человек для актуализации ресурса совладания переключается на работу во внутреннем мире, в котором стремление к значимости собственной личности в виде ценностно-смысловых образований раскрывается в образах, мыслях, чувствах. Возникшая трудная ситуация обживается, переживается, проигрываются варианты ее разрешения: это могут быть воспоминания о ранее пережитом, предвосхищаемые реакции значимых людей, проживание ролей героев книг, прогнозирование результатов и др. В переживании, обживании субъект чаще представляет себе те чувства, эмоции и ощущения, которые могут у него возникнуть в той или иной ситуации. В такой работе человек обращается в разной степени к прошлому и будущему, приятным и негативным событиям.

В рефлексивных процессах интеграции и дифференциации происходит выбор оптимальных и неприемлемых вариантов поведения. В связи с этим актуализируются, переоформляются, уплотняются ценностно-смысловые образования, человек делает для себя необходимый выбор, детерминирующий его поведение в возникшей ситуации. Другими словами, осуществляется смысловая связь между актуализированными ценностносмысловыми образованиями в обживаемой ситуации с действиями в возникшей трудной ситуации, и человек уже в ином горизонте воспринимает возникшую проблему («смысловое отождествление цели с мотивом»; «градиент цели»). Работая во внутреннем мире, простра-ивая пути выхода в когнитивной, аффективной активности, человек как бы заново «собирает» себя за счет переопределения значимости события.

Таким образом, мобилизация ресурсов совладающего поведения - это психологический механизм, который выфажается в обращении человека к значимости собственной личности в контексте наличной трудной ситуации для простраивания вариантов преодоления такой ситуации в когнитивно-аффективной активности и актуализации необходимых для совладания ценностно-смысловых образований. Получается, что в условиях актуально переживаемой потребности побуждающая сила исходит не от нее самой, а от оформленных и актуализированных ценносно-смысловых образований.

Опираясь на изложенное, предполагаем, что реализация основнык видов значимости собственной личности в трудной ситуации задает специфику механизмов мобилизации ресурсов совладающего поведения.

Для доказательства гипотезы бышо проведено эмпирическое исследование, в котором принимали участие 150 юношей и девушек в возрасте 17-20 лет. Испыггуемыш предлагались следующие методики: «Изучение тенденций человека к повышению значимости собственного “Я”» (А. С. Шаров); «Изучение индивидуальной меры

рефлексивности» (А. В. Карпов); «Изучение рефлексивных механизмов воображения» (А. С. Шаров); «Юношеская копинг-шкала» (Э. Фрайденберг, Р. Льюис, адаптировано Т. Л. Крюковой). Статистические расчеты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel XP и пакета статистического анализа SPSS 13 for Windows. Полученные результаты методик были подвергнуты процедуре факторного анализа c использованием Варимакс-вращения. Выделенные 4 фактора охватывают 66,1% выборки, у остальных испытуемых, принявших участие в исследовании, механизм мобилизации ресурсов совладающего поведения не сформирован. О сформированности механизмов мобилизации ресурсов совладающего поведения свидетельствуют количественные показатели-взаимосвязи между всеми подсистемами регуляции (ценностно-смысловая сфера, активность и рефлексия) в каждом факторе, которые подкрепляются результатами интервью. Выявленные механизмы условно были названы следующим образом: «ретро-аф-фекгивный», «прогностико-когнитивный», «позитивно-про страивающий», «конативно -проживающий».

Так, «ретро-аффективный» механизм (24,6% общей дисперсии) актуализируется в ситуациях, препятствующих реализации стремления к самоутверждению. Повышенная аффективная активность свидетельствует о важности происходящего. Молодые люди для актуализации ресурса обращаются в воображении к ситуациям прошлого, сопряженным с отрицательными переживаниями. Эти ситуации еще раз проживаются, подвергаются когнитивной «обработке», обдумыванию. В представлении ранее пережитых чувств, проигрывании неприятного события они пытаются найти причины случившегося, отвечая на вопрос «почему». На основании такой рефлексивной работы пережитые в воображении ситуации являются как бы «призмой», через которую молодые люди смотрят на возникшую трудность. В результате устанавливается смысловая связь между прошлым и возникшей трудной ситуацией, происходит как бы переключение актуализированного отношения к ситуации, имевшей место ранее, на ситуацию в настоящем. Возврат факторных нагрузок показал, что такие испытуемые чаще обращаются к социально ориентированному стилю совладания («друзья», «принадлежность», «социальная поддержка» и др.).

Прогностико-когнитивный механизм (20,97% общей дисперсии) функционирует в ситуациях, связанных со сложностями в реализации собственного творческого потенциала, достижении значимого результата. У таких молодых людей преобладает когнитивная активность, и она направлена на простраивание, обоснование будущего. Для того, чтобы актуализировать копинг-ресурс, юноши и девушки когнитивно проигрывают, взвешивают различные варианты совладания с возникшей ситуацией. Представляя конкретные результаты преодоления трудной ситуации, испытуемые соотносят их с тем значением, которое они могут оказать на жизнь в целом. Выход на основания жизнедеятельности высвечивает, актуализирует наиболее значимые ценностно-смысловые образования для жизнедеятельности человека, и уже в этом горизонте, из будущего, человек смотрит на возникшую

трудную ситуацию. Чаще такие испытуемые прибегают к продуктивному стилю совладания («работа, достижения», «решение проблемы», «духовность» и др.).

Позитивно-простраивающий механизм (11,44% общей дисперсии) проявляется в ситуациях, связанных с трудностями в простраивании и понимании себя, и сопровождается возрастанием беспокойства. Пытаясь мобилизовать себя, молодые люди анализируют возникшую трудную ситуацию, не выходя на основания жизнедеятельности, не учитывая прошлый опыт и то значение, которое может оказать их поведение в трудной ситуации на будущую жизнь. При этом юноши и девушки оперируют эмоционально положительными представлениями о результатах собственной жизнедеятельности, отношении других людей к ним, т. е. мнимо реализуют себя. Это отражается и на выборе стратегий совладания, которые относятся к непродуктивному стилю («несов-ладание», «игнорирование», «чудо» и др.).

Конативно-проживающий механизм (9,027% общей дисперсии) актуализируется у молодых людей с тенденцией к самоутверждению. В трудной ситуации возникающее беспокойство такие юноши и девушки пытаются снизить за счет конативной активности: хаотичных движений, совершении сиюминутных поступков и др. Для мобилизации ресурса испытуемые анализируют наличную ситуацию и при этом многократно в воображении возвращаются к подобным ситуациям из прошлого. Юноши и девушки как бы «зациклены» на них, они вновь проживают эти ситуации, однако не обосновывают их значения для жизни в целом, не делают соответствующих выводов, им трудно выстроить непрерывную линию времени между тем, что было раньше, и тем, что происходит сейчас. Это отражается в преобладании социально ориентированного (социальная поддержка, друзья и др.) и непродуктивного (беспокойство, несовлада-ние и др.) стилей совладания.

Подводя итог, необходимо отметить следующее: во-первых, стремление к значимости собственной личности, являясь ведущей тенденцией человека, в трудных жизненных ситуациях выступает в качестве ресурса совладающего поведения, который отражает ценности, смыслы, мотивы. Во-вторых, в трудных ситуациях, препятствующих реализации некоторых аспектов значимости собственной личности, ценностно-смысловые образования рефлексивно переоформляются в обживании, переживании, проигрывании трудной ситуации. В связи с этим актуализируются ценностно-смысловые образования, детерминирующие активность человека для преодоления трудной ситуации. В-третьих, считаем, что рассмотрение поставленной проблемы в рамках рефлексивно-регулятивного подхода является перспективным в изучении внутреннего мира человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М., 2006.

2. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции: учебное пособие. СПб., 2006.

3. ИльинЕ. П. Психология воли. СПб., 2002.

4. Селиванов В. И. Психология волевой активности. Рязань, 1974.

5. Шаров А. С. Жизненные кризисы в развитии личности. Омск, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.