Научная статья на тему 'Актуализация сетевого планирования процессов безопасной доставки лекарственных препаратов в условиях крайнего севера'

Актуализация сетевого планирования процессов безопасной доставки лекарственных препаратов в условиях крайнего севера Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
96
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ВЕРОЯТНОСТНЫЕ ОЦЕНКИ ВРЕМЕНИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТРАНСПОРТИРОВКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ / NETWORK PLANNING / PROBABILISTIC ESTIMATES OF TIME OF WORK PERFORMANCE / REGULATORY FRAMEWORK / TRANSPORTATION OF MEDICINES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Пачков Леонид Алексеевич, Екшикеев Тагер Кадырович

В статье рассматривается актуальность использования сетевого планирования при доставке лекарственных препаратов в условиях крайнего севера. Изложены теоритические основы сетевого планирования. Особое внимание уделено учету вероятностных оценок климатического воздействия на выполняемые работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPDATING OF NETWORK PLANNING OF PROCESSES OF MEDICINES SAFE DELIVERY IN THE FAR NORTH CONDITIONS

In this article, the relevance of use of network planning on delivery of medicines in the conditions of Far North is considered. Theoretical bases of network planning are stated. Special attention is paid to accounting of probabilistic estimates of climatic impact on the performed works.

Текст научной работы на тему «Актуализация сетевого планирования процессов безопасной доставки лекарственных препаратов в условиях крайнего севера»

УДК 656:615

АКТУАЛИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ БЕЗОПАСНОЙ ДОСТАВКИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Л.А.Пачков 1, Т.К.Екшикеев 2

Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет, 197376 г. Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д. 14, лит. А

В статье рассматривается актуальность использования сетевого планирования при доставке лекарственных препаратов в условиях крайнего севера. Изложены теоритические основы сетевого планирования. Особое внимание уделено учету вероятностных оценок климатического воздействия на выполняемые работы.

Ключевые слова: сетевое планирование, вероятностные оценки времени выполнения работ, нормативно-правовое регулирование, транспортировка лекарственных средств

UPDATING OF NETWORK PLANNING OF PROCESSES OF MEDICINES SAFE DELIVERY

IN THE FAR NORTH CONDITIONS

L.A. Pachkov, T.K. Ekshikeev

Saint Petersburg State Chemical Pharmaceutical University, 197376, Saint Petersburg, Professor Popov st. 14 In this article, the relevance of use of network planning on delivery of medicines in the conditions of Far North is considered. Theoretical bases of network planning are stated. Special attention is paid to accounting of probabilistic estimates of climatic impact on the performed works.

Keywords: network planning, probabilistic estimates of time of work performance, regulatory framework, transportation of medicines

Введение

В настоящее время разработка сложной системы доставки состоит из сотен отдельных этапов, многие из которых носят случайный характер. Задержка или невыполнение работ, по причине гидрометеорологических условий, при выполнении работ по доставке лекарственных средств, могут поставить жизнь и здоровье населения под угрозу.

Актуальность исследования

На сегодняшний день доставка лекарственных препаратов в России переживает период реформации. Создаются новые нормативно-правовые акты, наряду с уже существующими, которые способствуют безопасной и качественной доставке лекарства потребителю. Методы сетевого планирования призваны минимизировать риски невыполнения работ и объективно оценить сложившуюся неблагоприятную ситуацию. В непрерывно меняющихся климатических условиях крайнего севера преимущество использования сетевого планирования сложно переоценить.

Системы сетевого планирования отличают следующие основные особенности:

1. Системный подход к вопросу организации доставки лекарственных средств. Процесс транспортировки рассматривается как единый, неразрывный процесс взаимосвязанных операций, направленных на достижение конечной цели, а коллективы исполнителей, участвующие в этом процессе, - как звенья единой сложной системы.

2. Использование в качестве математической модели специальных, так называемых сетевых моделей, построенных на основе представления процесса проектирования и создания нового объекта в виде направленных сетей с заданными характеристиками. Это дает возможность получить логико-математическое описание процесса доставки и алгоритмизировать расчет основных параметров этого процесса: его продолжительность, трудоемкость и стоимость.

Системы сетевого планирования и управления позволяют периодически получать оперативную информацию по всем этапам разработки и составляющим проект элементам, с указанием возможного влияния гидрометеорологических условий на ход выполнения всей программы в целом.

'Пачков Леонид Алексеевич - магистрант кафедры экономики и управления СПХФУ, тел: +7 911 163-69-15, e-mail: leonidpachkov@gmail. com

2Екшикеев Тагер Кадырович - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления СПХФУ, тел: +7т911 934-70-17, e-mail: [email protected]

Применение системы планирования позволяет заранее предусмотреть возможные срывы или нарушения графика выполнения работы по причине неблагоприятных метеоусловий, а также получить сведения о влиянии вносимых в проект изменений на выполнение программы. Применение этих систем особенно эффективно в случае большого количества работ, которые должны быть выполнены в целях реализации всей программы, а также большого количества исполнителей, работу которых необходимо координировать и кооперировать с тем, чтобы обеспечить осуществление программы в заданные сроки в сложных условиях Крайнего Севера Российской Федерации.

Данная статья посвящена описанию математических моделей систем сетевого планирования, характеристики которых содержат случайные параметры, обусловленные гидрометеорологическими условиями. В этом случае аппарат анализа и расчета параметров сетевых моделей существенно усложняется. Однако именно такого рода модели строятся при планировании и реализации доставки лекарственных препаратов.

Нормативно-правовое регулирование

перевозок лекарственных средств в

Российской Федерации

В соответствии со статьей 4 Федерального закона №61-ФЗ перевозка лекарственных препаратов входит в понятие термина «обращение лекарственных средств», а также в понятие «фармацевтическая деятельность».

Положение о лицензировании №1081 в список выполняемых работ и оказываемых услуг, которые составляют фармацевтическую деятельность, в том числе попадает транспортировка лекарственных препаратов и лекарственных средств.

Не считая Федерального закона №61-ФЗ организация транспортировки также регламентируется 646н приказом.

После вступления в силу 1 марта 2017 года 646н приказа, если лицензия содержит пункт о перевозке фармацевтических средств, организация должна соответствовать установленным к данному виду деятельности требованиям (Независимо от того, занимается ли данная компания этим видом деятельности в действительности или нет).

Административная ответственность за допущенные нарушения, предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ (нарушение Постановления Правительства «в» и п.п. «г» п.5 Положения

о лицензировании №1081) - штраф от 100 до 200 тысяч руб.; Статьей 14.4.2 КоАП РФ (специальная ответственность за нарушение надлежащей дистрибьюторской практики) - административный штраф: на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц -от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ (если нет угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан) - штраф от 100 тысяч руб.; и частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ (если есть угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан) -штраф от 300 тысяч рублей - рисунок 2.

Приказ Мин, Здравоохранения №б4бн Постановление правительства №1081

Федеральный закона №61-ФЗ Постановление правительства №1043

Уголовная: УК РФ Статья 248

Рисунок 2 - Ответственность за допущенные нарушения

В целях оценки времени перевозки для обеспечения необходимых условий в автомобильном транспорте, следует документально подтверждать маршрут цепочки поставок, по которому осуществлялась перевозка.

Нормативная документация, регламентирующая транспортирование лекарственных средств

Приложения 30-18 приказа Росздравнадзора №9438

Рисунок 1 - Нормативная документация, регламентирующая транспортирование лекарственных средств

Ответственность за допущенные нарушения

КоАП РФ Статья 6.3

КоАП РФ Статья 14.43

КоАП РФ Статья 14.4.2

КоАП РФ Статья 14.1

Пункт 63 приказа 646н гласит, что руководитель субъекта обращения лекарственных препаратов обеспечивает проведение инструктажа о порядке подготовки изотермических контейнеров к перевозке лекарственных препаратов (с учетом сезонных особенностей), а также возможности повторного использования хладоэле-ментов. Поэтому сведения о проведении инструктажей должны быть зафиксированы.

В соответствии с п. 37 приказа 646н, к оборудованию, которое используется в процессах хранения и транспортировки лекарственных препаратов, относятся также: а) системы кондиционирования; б) холодильные камеры и холодильники; в) охранная и пожарная сигнализация; г) системы контроля доступа; д) вентиляционная система; е) термогигрометры (психрометры) либо другое оборудование, которое используется для регистрации температуры и влажности.

В соответствии с п. 64 приказа 646н, оборудование, которое было установлено внутрь автомобильного транспорта, а также в контейнере, необходимо в процессе использования подвергать регламентированной поверке.

В соответствии с п.57 распоряжения 646н, транспортировка сопровождается документами в соответствии с требованиями законодательства России (идет речь о договоре поставки и товарно-транспортной накладной, декларации соответствия и т.д.), и в согласовании с п. 65, фармацевтические препараты доставляются по адресу, обозначенному в товарно-сопроводительных документах. Главные характеристики, отслеживаемые во время перевозки это: температура, влажность, освещение. За данными показателями следят одновременно и представители лекарственных компаний, и дистрибьютор, и заказчик. Информация о правилах перевозки и хранении препарата должна быть нанесена на упаковку и указана в сопроводительных документах. Третичная (транспортная) упаковка должна быть промаркирована. Это позволит ускорить процессы загрузки и разгрузки, а также облегчит процедуру приёма акта заказчиком.

В соответствии с п. 71 приказа 646н, информация, наносимая на третичную упаковку (транспортную), должна содержать: наименование, серию лекарственного препарата, дату выпуска, количество вторичной упаковки, производителя лекарственных препаратов с указанием наименования и адреса производителя лекарственных препаратов. Помимо вышеперечисленной информации, также наносится срок

годности, условия хранения и транспортировки, необходимые предупредительные надписи и ма-нипуляторные знаки.

Стоит отдельно отметить, что с 27 апреля 2018 года вступили в силу Правила надлежащей дистрибьюторской практики в рамках Евразийского экономического союза. В связи с этим, осуществляющим деятельность по оптовой торговле лекарственных средств, включая импортеров, а также производителям лекарственных средств следует также руководствоваться требованиями и положениями, указанными в документе «Надлежащая дистрибьюторская практика Евразийского экономического союза». В общем и целом, данный документ дублирует правила, утвержденные приказом Министерства здравоохранения РФ от 31 августа 2016 г. № 646н.

Исходные теоретические положения

Сетевой график является основным плановым документом, представляющим собой информационно-динамическую модель. В нём отображаются взаимосвязи и необходимые для достижения конечной цели результаты всех работ.

Любой процесс, действие, приводящее к достижению определенного результата (события), называют работой. Существуют следующие виды работ:

- действительная работа - протяженный во времени процесс, который требует затраты ресурсов;

- ожидание - протяженный во времени процесс, не требующий затраты труда;

- фиктивная работа (зависимость) - логическая связь между работами, которые не требуют затраты труда, материальных ресурсов или времени. Такая работа обозначает зависимость выполнения одной работы от результатов другой. Фиктивная работа не имеет продолжительности, её продолжительность равна 0.

Стрелкой в сетевом графике обозначается работа.

Событие является моментом завершения какого-либо процесса, отражающим отдельный этап выполнения проекта. Любое событие может стать началом следующей работы. В то время как работа имеет «протяженность» во времени, событие является лишь фактом окончания работы.

В сетевом графике событие обозначается кругом или другой фигурой из геометрии. Промежуточные события, за которыми непосредственно начинаются работы называется начальными (индекс /). Событие, следующее

после выполнения работы, называется конечным (индекс у). Событие, которому не предшествуют другие события и которое отражает начало выполнения всех работ, включенных в сеть, является исходным. Завершающим называется событие, за которым не следует никаких других событий, и которое отражает конечную цель всего комплекса работ, включенных в данную сеть. Любая последовательность работ в сетевом графике, в которой конечное событие одной работы совпадает с начальным событием следующей за ней работы, называется путем.

В сетевом графике существуют следующие виды путей:

- исходное событие - завершающее событие - полный путь;

- исходное событие - данное событие -путь, предшествующий данному событию;

- данное событие - завершающее событие - путь, последующий за данным событием;

- между двумя промежуточными событиями 7 и у - путь между событиями 7 и у;

- путь между исходным и завершающим событием, имеющий наибольшую продолжительность - критический путь.

Работу и событие, которые расположены на Критическом пути также называют критическими. Работы критического пути определяют общий цикл завершения всех работ, планируемых с использованием сетевого графика. Чтобы сократить продолжительность проекта следует сокращать непосредственно длительность работ, находящихся на критическом пути.

Следующие параметры используются при построении и анализе сетевого графика: 1. Параметры события.

1.1. Ранний срок Ьр (I) свершения 7-го события определяется продолжительностью максимального пути, предшествующего этому событию:

Ьр(1) = тах£ Ь(Ьп1), (1)

где Ьт - любой путь, предшествующий 7-му событию, то есть путь от исходного до у-го события сети.

Если событие у имеет несколько предшествующих путей, и, соответственно, несколько предшествующих событий 7, то ранний срок свершения события у находят, используя формулу:

ф(у') = тах£ [1р(1) + 1(1, (2)

1.2. Задержка свершения события «7» по отношению к своему раннему сроку не отразится на сроке свершения завершающего события (а значит, и на сроке выполнения комплекса работ) до тех пор, пока сумма срока свершения этого

события и продолжительности максимального из последующих за ним путей не превысит длины критического пути.

Поэтому поздний (или предельный) срок tn(i) свершения 7-го события равен:

tn(i) = £кр - maxYj t(Lci), (3) где Lei - любой путь, следующий за 7-м событием, то есть путь от 7-го до завершающего события сети.

Если событие 7 имеет несколько последующих путей, а следовательно, несколько последующих событий j, то поздний срок свершения события 7 удобно находить с использованием формулы:

tn(i) = minZ [tn(J) - t(i, j)]. (4)

1.3. Резерв времени R(i) 7-го события определяется как разность между поздним и ранним сроками его свершения:

R(i) = tn(i) - tp(i). (5)

Резерв времени события показывает, на сколько можно задержать наступление этого события, не увеличивая при этом сроки выполнения всех работ.

Критические события резервов времени не имеют. Любая задержка в свершении события, лежащего на критическом пути, вызовет такую же задержку в свершении завершающего события.

Следовательно, чтобы определить длину критического пути, необходимо определить ранний срок наступления завершающего события. При этом определив все события с нулевым резервом времени, мы также определим топологию критического пути.

2. Параметры работы

2.1. Продолжительность работы t(i, j) определяется экспертами и считается входными данными при сетевом планировании.

2.2. Ранний срок начала работы tpH(i, j) совпадает с ранним сроком наступления начального (предшествующего) события 7, то есть:

tpH(i, j) = tp(i). (6)

2.3. Ранний срок tpo(i, j) окончания работы определяют с использованием формулы:

tpo(i, j) = tp(i) + t(i, j). (7)

2.4. Работа не должна оканчиваться позже допустимого позднего срока своего конечного события 7. Поэтому поздний срок tno(i, j) окончания работы (i, j) определяется соотношением:

tno(i, j) = tn(J). (8)

2.5. Поздний срок tnH(i, j) начала работы определяют с использованием формулы:

¿пн(7, j) = tjj) - t(7, j). (9)

2.6. Полный резерв времени Rn(i, j) работы (i, j) показывает, на сколько можно увеличить

время выполнения данной работы при условии, что срок выполнения комплекса работ не изменится. Определяют с использованием формулы:

ад ]) = т - ¿р(о - т, ]). (10)

Полный резерв времени работы равняется резерву максимального пути, проходящего через данную работу. Этим резервом можно располагать при выполнении данной работы, если ее начальное событие свершится в самый ранний срок, и можно допустить свершение конечного события в его самый поздний срок.

Важным свойством полного резерва времени работы является то, что он принадлежит не только этой работе, но и всем полным путям, проходящим через нее. При использовании полного резерва времени только для одной работы резервы времени остальных работ, лежащих на максимальном пути, проходящем через нее, будут полностью исчерпаны. Резервы времени работ, лежащих на других (не критических) путях, проходящих через эту работу, сократятся соответственно на величину использованного резерва. Остальные резервы времени работы являются частями ее полного резерва.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.7. Свободный резерв времени Яс(Ь, }) работы (I, представляет часть полного резерва времени, на которую можно увеличить продолжительность работы, не изменив при этом раннего срока ее конечного события. Этим резервом можно располагать при выполнении данной работы в предположении, что ее начальное и конечное события свершатся в свои самые ранние сроки. Находится по формуле:

Яс(1, ]) = ЬрО) - ьр(1) - Щ, ]), (11) либо

Яс(1, 1) = Яп(и }) - Я(]). (12)

Свободным резервом времени можно пользоваться для предотвращения случайностей, которые могут возникнуть в ходе выполнения работ. Если планировать выполнение работ по ранним срокам их начала и окончания, то всегда будет возможность при необходимости перейти на поздние сроки начала и окончания работ.

3. Параметры пути

3.1. Продолжительность пути. Длина пути -сумма продолжительностей работ от начального события до настоящего.

3.2. Продолжительность критического пути. Определяется как ранний срок наступления завершающего события сети.

3.3. Резерв времени пути Я(Ь) определяется как разность между длиной критического и рассматриваемого пути:

Я(Ь) = Ькр - Щ). (13)

Он показывает, на сколько в сумме могут быть увеличены продолжительности всех работ, принадлежащих этому пути. Если затянуть выполнение работ, лежащих на этом пути, на время большее чем Я(Ь), то критический путь переместится на путь Ь.

Отсюда можно сделать вывод, что любая из работ пути Ь на его участке, не совпадающем с критическим путем (замкнутым между двумя событиями критического пути), обладает резервом времени.

Основная часть

В настоящее время, климатические условия могут играть определяющую роль при принятии решений в области транспортировки. Грамотный учет этого фактора позволяет минимизировать или предотвращать негативные последствия неблагоприятных условий, а также гарантировать безопасность здоровья населения в любой момент времени.

Выявление значения временных оценок

Сетевой график обладает в том числе и количественными характеристиками. Каждая работа, входящая в сеть, протекает во времени, соответственно, она должна иметь определенную продолжительность, то есть временную оценку.

Качество сетевого графика и эффективность планирования, а также управления зависимы от достоверности этой временной оценки.

Большинство логистических процессов имеют нормативную временную оценку. Данные значения получены, как правило, при нормальных условиях работы.

Зачастую, определяют сокращенное время выполнения работы при ускоренном, форсированном графике. Такой способ составления сетевого плана не является обязательным, но используется при оптимизации исходного плана.

Количественная оценка вероятности продолжительности процессов

В условиях, когда невозможно оценить продолжительность нормальной работы, для оценки продолжительности каждой работы применяют иной, вероятностный метод. Он даёт возможность учитывать степень неопределенности работы путем распределения вероятности ее выполнения в намеченный срок.

Такие сети называются стохастические и при их составлении используется три временные оценки.

Введение вероятностных оценок времени означает совершенно иной подход к планированию. Неопределенность во времени, с

которой приходится сталкиваться при доставке лекарственных средств в условиях крайнего севера, становится объективно признанным фактором, действие которого должно учитываться. Объективная система планирования разработок в настоящее время невозможна без учета «допусков» на продолжительность работ.

Исходные временные оценки устанавливают следующим образом:

1. Определяется реалистичная продолжительность выполнения работ при нормальных, благоприятных условиях. Такая оценка занимает наибольший удельный вес среди всех временных оценок. Обозначается она символом 7Нв или т.

2. Определяется оптимистическая оценка времени выполнения работы, т.е. минимальное время выполнения работ при наиболее благоприятных условиях. Обозначается оптимистическое время символом 7шт или а. 3. Определяется максимальное время работы

или пессимистическое, время, необходимое при самых неблагоприятных условиях работы. Такая оценка учитывает огромное количество провалов и аварий. К внутренним факторам относят и повторное выполнение работ в связи с неудачным выбором оборудования или низким качеством доставки лекарственных средств. Обозначается эта оценка времени символом ¿тах или Ъ.

Логико-математическая модель работ по доставке лекарственных средств

Три временные оценки в сетевом графике записывают в порядке по возрастанию, например, «3», «7», «12». Цифры проставляют над или под стрелками. Пример комплекса работ по доставке лекарственных средств представлен в таблице 1.

Сетевые графики при максимальном и минимальном времени, необходимым для выполнения работ изображены на рисунках 3 и 4 соответсвенно.

Таблица 1 - Исходные данные по комплексу работ в зависимости от метеоусловий

Работа Ъ1 Ъ2 Ъз Ъ4 Ъ5 Ъб Ъ7 Ъ8 Ъ9 Ъю Ъп

Зависит от работы - - - Ъ1 Ъ1 Ъ3 Ъ2, Ъ5, Ъб Ъ2, Ъ5, Ъб Ъ4, Ъ7 Ъ3 Ъ2, Ъ5, Ъ6, Ъю

¿тах 8 10 6 9 5 2 4 13 8 17 10

¿нв 5 9 2 7 4 1 2 5 2 8 8

¿тт 3 4 1 1 1 1 1 4 1 6 2

Стоимость сокращения работы на один день, & 6 8 4 6 3 2 3 9 5 10 7

Распределение вероятности времени, необходимого для выполнения заданной работы, изображено графически в виде кривой распределения (рисунок 5), где т - вершина кривой характеризует наиболее вероятное время. Так как оптимистичная, а и пессимистичная Ъ оценки могут меняться по отношению к т, то кривая распределения может занимать различное положение (пунктирная линия).

Математические исследования позволяют на основе ряда допущений получить простую зависимость для статистического усреднения времени. Минимальной и максимальной оценке присваивают по одному баллу, вероятной - 4 балла. Время умноженное на баллы, складывают и делят на 6, в результате чего получается расчетное ожидаемое время, которое и вводится в сетевой план:

Ьож = (ртт + 4 х £нв + Ьтах) / 6

или

Ьож = (а + 4 х т + Ь) / 6. (14)

В формуле (14) 7ож является математическим ожиданием или статистическим средним значением для 3 оценок (а, т, Ъ) продолжительности выполнения данной работы.

Положение 7ож зависит от числового значения 3 оценок (рисунок 6). Оно может быть равно, больше или меньше величины т.

Рисунок 3 - Сетевой график выполнения комплекса работ с максимальной продолжительностью, при неблагоприятных

метеоусловиях

Рисунок 4 - Сетевой график выполнения

комплекса работ с минимальной продолжительностью, при благоприятных метеоусловиях

Рисунок 5 - Кривая распределения вероятности времени выполнения работ

Рисунок 6 - Положение ожидаемого времени (¿ож) на кривой распределения

Стохастические сети характеризует и так называемая величина дисперсии, то есть мера неопределённости, связанная с продолжительностью выполнения работы.

Неопределенность на кривой распределения - это размах от а до Ь (рисунок 7). Они находятся в прямой зависимости. Чем шире этот

размах, тем больше неопределенность. Кривая атЬг, имеет больший размах, нежели кривая атЬ, и, соответственно, большую неопределенностью.

Рисунок 7 - Размах кривых распределения времени выполнения работы в зависимости от точности метеопрогноза

Дисперсию вычисляют по формуле:

о2Ьож = [(Ьтах- Ьтт) / 6]2 или а2Юж = [(Ь- а) / 6]2. (15) В скобках рассчитывает среднее квадрати-ческое отклонение, которое приближенно определяют, как шестую часть от разности между максимальной и минимальной оценки:

оЬож = (Ьтах - Ьтт) / 6 или оЬож = (Ь - а) / 6. (16)

Рисунок 8 - Зависимость общей стоимости проекта от времени его выполнения

При составлении стохастического сетевого графика в первую очередь вычисляют дисперсию и математическое ожидание времени выполнения работы. Эти характеристики являются основанием для контроля сети при выявлении работы с большой неопределенностью.

Для примера возьмём две работы со следующими временными характеристиками: I - «3», «5», «13» недель и II - «2», «6» и «10» недель. Для этих двух работ расчетное ожидаемое время выполнения равно:

(3 + (4x5) + 13) Ьож1 =---= 6;

6

Юж11 = (2 + (4x6) + 10) / 6 = 6 В отношении длительности выполнения по первой работе имеется большая неопределенность, чем по второй, поскольку у первой сред-неквадратическое отклонение и, следовательно, величина дисперсии больше:

Однако, если вычислить величину дисперсии (среднеквадратическое отклонение), то выяснится, что для первой работы неопределенность больше:

(13 - 3) а! =-—-—-= 1,66;

6

(10 - 2) all = -—-—-= 1,33; а21 = 6

2,76; а2II = 1,78. Чем больше неопределенность по каждой работе в отдельности, тем больше неопределенность и по сети в целом, ибо дисперсия сроков наступления событий по мере продвижения по сети к конечному событию накапливается. Чем больше объем сети и чем больше работ входит в ее состав, тем более неопределенной становится оценка срока окончания разработки.

Порядок расчета стохастических сетей аналогичен детерминированным сетям, но качество самой сети определяется точностью исходных временных оценок.

Выявление актуальности использования технологии сетевого планирования при подготовке востребованных кадров в области перевозок лекарственных препаратов с учетом сложных условий метеоусловий Крайнего Севера

Временную оценку для нормальных и сокращенных сетей определяют ведущие специалисты логистики. Общее время работ оценивается при участии и консультации профессионалов из различных областей. Для того, чтобы правильно установить временную оценку, необходимо четко понимать, какая работа будет выполняться, а также осознавать преимущества использования системы сетевого планирования.

При составлении стохастической сети следует применить метод экспертной оценки продолжительности работы по 3 видам оценки:

Зависимость общей стоимости работ от времени выполнения представлена на рисунке 8.

Метод экспертной оценки включает в себя усреднение каждой отдельно взятой разновидности ¿шп, ¿Нв, ¿шах. Зависимость, представленная на рисунке 6 подтверждает, что даже при небольшом количестве работ, затраты на проект могут значительно вырасти при неблагоприятных метеорологических условиях. Множество реальных примеров являются тому подтверждением. Большое количество работ в сложных погодных условиях увеличивают затраты многократно. Из практики применения сетевого метода следует, что существует острая необходимость в наиболее точном определении временных оценок.

Следует профессионально обучать специалистов в области логистического обеспечения, а также накапливать временные оценки по всем видам логистических работ в зависимости от погодных условий, анализировать их и обрабатывать должным образом, с целью свести до минимума неопределенность в прогнозировании продолжительности доставки лекарственных средств в условиях крайнего севера, ведь от этого зависит жизнь и здоровье населения.

Литература

1. Глазов М.М., Екшикеев Т.К. Статистика. Учебно-методический комплекс. - СПб.: РГГМУ, 2017.

2. Глазов М.М., Екшикеев Т.К. Методика описания хозяйствующего субъекта малого предпринимательства с позиций повышения его экономической безопасности. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (65), 2015.

3. Глазов М.М., Екшикеев Т.К. Сетевое планирование в процессах гидрометеорологического обеспечения экономико-управленческой деятельности. Ученые записки РГГМУ, 2017, № 47.

4. Екшикеев Т.К. Информационно-аналитические модели инновационных фармацевтических процессов: сетевое планирование и управление. Монография-препринт. -СПб.: СПХФУ, 2019.

5. Екшикеев Т.К., Пачков Л.А. Обеспечение безопасности и качества перевозок лекарственных средств автомобильным транспортом. Студенческая научно-практическая конференция «Безопасность в профессиональной деятельности, Санкт-Петербург, Россия, 30 ноября 2018.

¿min-, ¿ив, ¿max

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.