Научная статья на тему 'Актуализация российского потенциала в международном сотрудничестве стран Азиатско-Тихоокеанского региона'

Актуализация российского потенциала в международном сотрудничестве стран Азиатско-Тихоокеанского региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
293
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ОСВОЕНИЕ РЕСУРСОВ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INTERNATIONAL COOPERATION / ECONOMIC RELATIONS / RESOURCE DEVELOPMENT / INVESTMENT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведева Людмила Михайловна

Статья посвящена экономическому сотрудничеству России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Рассматриваются отношения в области освоения природных богатств, транспорта и инвестиций в контексте национальных интересов государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Actualization of Russia's Potential for International Cooperation with the Countries of Asia-Pacific Region

The author examines the current economic cooperation between Russia and the countries of the Pacific Asia. The article is focused on the cooperation in natural resources exploration, transport and investment with the emphasis of national interests of all countries involved.

Текст научной работы на тему «Актуализация российского потенциала в международном сотрудничестве стран Азиатско-Тихоокеанского региона»

УДК 327(5)

Л. М. Медведева

АКТУАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ СТРАН АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА

Статья посвящена экономическому сотрудничеству России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Рассматриваются отношения в области освоения природных богатств, транспорта и инвестиций в контексте национальных интересов государств.

Ключевые слова: международное сотрудничество, экономические связи, освоение ресурсов, инвестиционная политика.

The actualization of Russia’s potential for international cooperation with the countries of Asia-Pacific Region. LYUDMILA M. MEDVEDEVA (Vladivostok State University of Economic and Service, Vladivostok).

The author examines the current economic cooperation between Russia and the countries of the Pacific Asia. The article is focused on the cooperation in natural resources exploration, transport and investment with the emphasis of national interests of all countries involved.

Key words: international cooperation, economic relations, resource development, investment policy.

События двух последних десятилетий свидетельствуют о том, что Азиатско-Тихоокеанский регион становится зоной активного движения социально-экономических процессов. Здесь формируются силы, способные оказать существенное влияние на глобальную политику и определить множественность векторов ее развития. По мере укрепления позиций наиболее авторитетных субъектов регионального сообщества между ними усиливаются отношения соперничества. В то же время растет понимание того, что необходимым условием инновационного и устойчивого развития стран является их всестороннее сотрудничество. Несмотря на существенные этнокультурные различия, неравенство ресурсной базы и средств ее реализации в экономике, имеющиеся территориальные претензии и политические разногласия, страны АТР стремятся найти точки соприкосновения для совместных действий.

Современная Россия в своей внешней политике все больше внимания уделяет Азиатско-Тихоокеанскому региону. Здесь она надеется получить новый импульс для подъема национальной экономики и решения других насущных проблем государственного развития. Российские проекты международного сотрудни-

чества ориентированы на укрепление стабильности и безопасности в АТР, создание общего рынка и благоприятной инвестиционной среды, взаимодействие в области науки и передовых технологий, формирование широкого коммуникационного и коммуникативного поля.

Отношения России со странами АТР не приобрели на сегодняшний день устойчивого и тем более универсального характера. С каждым из партнеров устанавливаются контакты согласно сложившимся обстоятельствам и потребностям. Постоянное превалирование в российской внешней политике западноевропейской ориентации

ограничило опыт ведения диалога с восточноазиатскими субъектами международных отношений, что осложняет взаимопонимание и установление прочных связей. Однако географическая близость, уважение к суверенитету и наличие схожих интересов создают благоприятную атмосферу для сближения, позволяют дополнить и обогатить экономический потенциал друг друга, а следовательно, повысить возможности дальнейшего развития и устойчивость к кризисным состояниям.

У каждой из сторон сложились неоспоримые преимущества и специализация в мировой эко-

МЕДВЕДЕВА Людмила Михайловна, доктор исторических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления (Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток). E-mail: medvedeva_l@mail.ru ©Медведева Л.М., 2011

номике, дающие возможность предложить их в качестве основы для сотрудничества. Япония, а вслед за ней и Корея добились больших результатов в использовании высоких технологий; в производстве электронного промышленного и потребительского оборудования, автомобилей и судов. Они являются активными участниками мирового рынка и успешно вкладывают капиталы в собственный и иностранный бизнес. Япония выпускает 60% производимых в мире кремниевых пластин для полупроводниковой промышленности, 90% специальных смол для нанесения токоведущих дорожек на печатные платы и 60% датчиков массового расхода воздуха для автомобилей. В 2010 г. в странах мира было продано 9 млн автомобилей японского производства и 4,9 млн - в самой Японии [3].

Впечатляющие успехи демонстрирует Китай. Его ВВП за 1979-2008 гг. вырос почти в 15 раз, а среднедушевые доходы населения - в 7,5 раза. Он располагает крупнейшим золотовалютным резервом на планете (следом идут Япония и Россия). В 2009 г. Китай вышел на первую в мире позицию по объему товарного экспорта, основу которого составляет прежде всего продукция обрабатывающей промышленности. Уже в 2006 г. доля промышленно обработанного экспорта в общем объеме товарного экспорта Китая достигла 92%, доля высокотехнологичной продукции в промышленном экспорте - 30%. Соответствующие показатели для США составили 79 и 30%, для России - лишь 17 и 9%. Особенно быстро в Китае набирают темпы машиностроение, производство энергетического оборудования, электроники, автомобилей и судов [13, с. 128].

На фоне интенсивно развивающихся соседей Россия выглядит менее подвижной и восприимчивой к инновациям, но и она не растратила своих достижений, оставаясь в числе лидеров в области освоения космоса и разработки стратегических вооружений. Страна располагает богатейшими природными ресурсами, служащими источником как для промышленного, так и для сельскохозяйственного развития. Значительный экономический эффект способно дать рациональное использование ее научного потенциала и квалифицированной рабочей силы.

Передовые страны АТР целенаправленно реализуют предпосылки плодотворного сотрудничества в экономической деятельности. Япония, Республика Корея и Китай стали крупнейшими торговыми партнерами. Они производят 16% мирового ВВП, на торговлю между ними приходится 17% мирового торгового оборота и 90% всех восточноазиатских торговых потоков [17, с. 86]. Объем торговли Китая с Японией 2010 г. составил более 230 млрд долл.

Доля России в мировой торговле остается относительно невысокой (по данным на конец 2010 г. - 2,26%), хотя с начала 2000-х годов ей удалось удвоить этот показатель - он вырос почти на 94%, главным образом благодаря экспорту нефтепродуктов, нефти и газа [12]. В течение 1990-х - 2000-х годов происходила успешная экспансия азиатских производителей на российские рынки за счет увеличения поставок электротехники, электронной аппаратуры, транспортных средств, продуктов питания и т.д. Объем внешней торговли между Японией и Россией в 2010 г. достиг 24 млрд долл., увеличившись в два раза по сравнению с 2009 г. [6]. Удельный вес машиностроительного импорта в Россию из Японии увеличился более чем в 3 раза - с 3,8% в 2000 г. до 12,3% в 2008 г., из Китая - в 13 раз: с 1 до 13,3%. Если в 2000 г. ведущими поставщиками машин и оборудования в Россию были Германия, Белоруссия, США, Украина и Италия (55,% всероссийского импорта), то в 2008 г. - Германия, Китай, Япония, Республика Корея и США (52,5%) [28, с. 64].

Максимальные темпы роста товарооборота с Россией в течение 2000-2009 гг. показала Республика Корея. В 2009 г. Корея стала крупнейшим партнером российского Дальнего Востока и Забайкалья по экспорту, ее доля в стоимости вывезенной продукции составила 29%. Главные статьи экспорта с указанных российских территорий были представлены сырой нефтью и сырыми нефтепродуктами (73%), а также мороженой рыбой (18%). В импорте Дальнего Востока и Забайкалья доля Кореи составила 8% [11]. Ведущие позиции во ввозе заняли продукты нефтепереработки и химической промышленности.

После установления дипломатических отношений между Россией и Республикой Корея их диалог приобретает все более продуктивный характер. Наряду с задачами борьбы за мирное существование, в качестве основных направлений сотрудничества рассматриваются развитие транспортной инфраструктуры, освоение природных ресурсов, совершенствование финансовых отношений, защита окружающей среды. Уже сформированы соответствующие планы и сделаны заметные шаги для их выполнения. Корейские торговые марки «Затэиод», «Нуи^аЬ», «Daewoo» и другие широко известны жителям российского Дальнего Востока. Корейские товары широкого потребления успешно конкурируют с продукцией повседневного спроса из Китая.

В последние десятилетия связи российского Дальнего Востока с европейской частью страны заметно ослабли. Эксперты отмечают, что только 4% дальневосточной торговли связано с Европей-

ской Россией, остальное реализуется внутри региона и за рубежом [21, с. 16]. Российский Дальний Восток приобрел высокую зависимость от зарубежных поставок, и это обстоятельство имеет неоднозначные по содержанию причины и последствия. Негативный аспект проблемы состоит в слабости российской производственной базы и низком качестве ее продукции по сравнению с иностранными образцами, неразвитости внутреннего рынка и транспортной инфраструктуры, высоких тарифах на грузовые и пассажирские перевозки, что в совокупности играет дезинтегрирующую роль в отношениях регионов. Позитивная оценка сложившегося положения заключается в том, что Дальний Восток, несмотря на трудности, связанные с низкой освоенностью его территории, сохраняет свою деловую активность, используя возможности взаимодействия с соседними государствами для поддержания жизнедеятельности.

Российский Дальний Восток в настоящее время рассматривается правительством России как территория перспективного крупномасштабного и многостороннего международного сотрудничества, способного привести, в конечном счете, к росту инвестиций и привлечению новых технологий в российскую экономику. На данном этапе приоритетным направлением внешнеэкономической деятельности является добыча и продажа природных ресурсов.

В странах АТР происходит существенный рост потребления нефти, связанный с развитием производства, транспорта и культурно-бытового обслуживания населения. Быстрыми темпами повышается спрос на газ, что привело к увеличению доли региона в мировом газопотреблении с 1% в 1970 г. до 16% в 2008 г. Крупнейшие потребители - Япония с уровнем годового использования газа 90-95 млрд м3, Китай - 80-85 млрд м3, Индия - свыше 40 млрд м3, Южная Корея - около 40 млрд м3 [15, с. 65].

Важные шаги к энергетическому сотрудничеству с иностранными компаниями были сделаны в России при разработке нефти и газа на Сахалине. На основе соглашения о разделе продукции осуществляется проект «Сахалин-1», первая скважина которого дала нефть в 1989 г. Оператором проекта выступает «Exxon Neftegas», принадлежащая американской компании «Exxon Mobil» (30% акций) и японской «Sodesco» (30%). Кроме указанных компаний, акционерами предприятия являются «Роснефть» и индийская государственная нефтегазовая корпорация (Oil and Natural Gas Corporation - ONGC), которые получили по 20% акций.

Логическим продолжением политики привлечения зарубежных партнеров к разработке по-

лезных ископаемых на российской Дальнем Востоке стал проект «Сахалин-2». Его оператором была назначена компания «Sakhalin Energy» (Sakhalin Energy Investment Company Ltd.), а акции распределились между компаниями «Shell» (55% акций), «Mitsui» (25%) с «Mitsubishi» (20%). С апреля 2007 г. контрольный пакет акций перешел Газпрому, заплатившему за него 7,5 млрд долл. «Sakhalin Energy» сохранила функции оператора, а «Shell» - 27,5% акций, «Mitsui» -12,5%, «Mitsubishi» - 10% [23]. При полном освоении месторождений по проекту «Сахалина-1» Россия до 2050 г. получит до 186,3 млрд долл. (при цене нефти в 75 долл. за баррель), по проекту Сахалин-2 - 120 млрд долл. (при 70 долл. за баррель) [27].

В связи с высокой степенью заинтересованности России и Японии в осуществлении совместных проектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в марте 2011 г. по предложению заместителя председателя правительства РФ И. Сечина была создана российско-японская рабочая группа. В июле указанного года на ее первом заседании были представлены презентации ведущих компаний российского топливно-энергетического комплекса: ОАО «Газпром», ОАО НК «Роснефть», ООО «Иркутская нефтяная компания». Обсуждались проекты строительства завода по производству сжиженного природного газа в районе Владивостока, а также варианты создания совместного российско-японского предприятия по проведению геологоразведочных работ и последующей разработки нефтегазовых ресурсов на шельфе Охотского моря и на лицензионных участках в Восточной Сибири. По результатам встречи был подписан итоговый протокол, в котором стороны поддержали сотрудничество на уровне министерств в области нефти и газа [26].

Целенаправленную политику расширения источников углеводородов проводит Китай. Он аккумулирует активы, дающие доступ к ресурсам по всему миру: в Швейцарии, Австралии, Канаде, США, Ираке, Иране, странах Латинской Америки. Дает крупные кредиты на разработку полезных ископаемых, прежде всего нефти и газа; на сооружение транспортных линий, ведущих к месторождениям; приобретает и создает совместные предприятия добывающей промышленности. Заметный интерес китайские компании проявляют в последнее время к природным богатствам Казахстана и Туркмении, откуда в Китай проложены трубопроводы и с которыми достигнуты соглашения о сооружении новых линий перекачки нефти и газа. Китайские компании уже контролируют до 40% всей нефтегазовой сферы Казахстана [4, с. 47].

Российская сторона предлагает Китаю выгодные проекты с точки зрения их цены и влияния на структурные изменения производства. В 2009 г. «Роснефть» и «Транснефть» получили от китайской стороны, соответственно, 15 и 10 млрд долл. на достройку нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан. В обмен Россия гарантировала поставку 300 млн т нефти в ближайшие 20 лет по фиксированной цене (которая заметно ниже средневзвешенных ценовых уровней последних лет). В сентябре 2009 г. между Президентом РФ Д. Медведевым и Председателем КНР Ху Цзиньтао состоялись переговоры, в рамках которых была одобрена Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири с провинциями Северо-Востока Китая до 2018 г. Она предусматривает «парное» строительство свыше 200 предприятий по обе стороны российско-китайской границы [4, с. 50]. Достигнутые договоренности ориентированы преимущественно на добычу и вывоз российского сырья в Китай для его дальнейшей переработки. Речь идет об освоении месторождений железной руды, меди, угля и пр. Подобные планы предусматриваются по добыче золота, сурьмы, титана, ванадия, магнезита, полиметаллов и апатитов.

Перспективным партнером России в области энергоресурсов может стать Республика Корея. В 2009 г. потребление нефтепродуктов в Республике Корея достигло 106,2 млн т, увеличившись на 2,3% по сравнению с уровнем 2008 г. Разведанные запасы нефти в корейском секторе Японского моря не превышают 200 тыс. т, поэтому потребности страны в этом виде ресурсов покрываются за счет ввоза извне. Импортируемая нефть поступает через морские порты преимущественно (70-75%) из стран-членов ОПЕК (Саудовкая Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Иранит.д.).

Корея энергично действует на мировом рынке энергоресурсов. Корейская национальная нефтяная компания (Korea National Oil Corporation -KNOC) принимает активное участие в освоении месторождений нефти за пределами республики. По состоянию на май 2010 г. компания реализовывала 47 проектов в 17 странах мира. Запасы углеводородов KNOK оцениваются в 120 млн т нефтяного эквивалента, объем добычи нефти составляет 6,4 млн т в год [20]. В марте 2011 г. Республика Корея и Объединенные Арабские Эмираты подписали протокол о намерениях, согласно которому Южная Корея будет участвовать в крупных проектах по разработке нефтяных месторождений с минимальной долей в

1 млрд 200 млн баррелей после 2014 г. Республика Корея стала четвертой (после США, Велико-

британии и Японии) страной, подписавшей соглашение с Абу-Даби. Оно поможет Корее войти в число основных разработчиков залежей нефти и повысить уровень самообеспеченности энергоресурсами.

Отношения Кореи с Россией в области энергоресурсов постепенно расширяются и приобретают новое качественное содержание. В сентябре 1999 г. в Корею была отгружена первая партия сырой нефти в объеме 81 тыс. т, а в 2008 г. поставки, осуществлявшиеся преимущественно в рамках проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», приблизились к 5 млн т [15, с. 74, 75].

В последние годы Корея, диверсифицируя структуру своего топливно-энергетического баланса, повысила закупки природного газа. На этой почве в ходе проводившихся на различном уровне российско-корейских переговоров и обсуждений произошли позитивные сдвиги в вопросе совместного использования газовых месторождений Сибири и Дальнего Востока. В мае 2003 г. «Газпром» и корейская компания «Kogas» подписали соглашение о сотрудничестве в области газовой промышленности сроком на 5 лет, продленное в 2008 г. на очередной пятилетний период. Указанные компании согласно договоренности, достигнутой между правительством Российской Федерации и Республики Корея еще в 2006 г., были определены уполномоченными организациями по поставкам природного газа корейской стороне.

В феврале 2009 г. был пущен первый в России завод по производству сжиженного природного газа (СПГ). Согласно заключенному в 2005 г. компанией «Sakhalin Energy» с компанией «Kogas» контракту, в течение 20 лет в Корею должно поставляться 1,5 млн т СПГ в год [15, с. 74, 75]. В рамках реализации проекта «Сахалин-2» потребителям Республики Корея в 2009-2010 гг. было отправлено 2,6 млн т российского сжиженного природного газа [7].

В мае 2010 г. начались переговоры «Газпрома» с южнокорейскими компаниями относительно реализации совместных проектов по разработке шельфовых месторождений в районе Западной Камчатки. По существующим оценкам, запасы этих месторождений составляют около 2 трлн т природного газа [2]. Во время переговоров президента России Дмитрия Медведева с президентом Южной Кореи Ли Мён Баком в Сеуле в ноябре 2010 г. было принято решение о поставках в Корею не менее 10 млрд м3 газа в год, начиная с 2017 г. [30].

Для организации международных перевозок нефти и газа совершенствуется транспортная инфраструктура: строятся трубопроводы, переоборудуются порты. Порт Пригородное Сахалинской

области, занимающий второе место по грузообороту среди гаваней Дальнего Востока, и порт Де-Кастри Хабаровского края принимают газовозы и крупнотоннажные танкеры дедвейтом до 100 тыс. т. Специализированный морской нефтепорт «Козьмино» стал конечным пунктом российского трубопровода Восточная Сибирь-Тихий океан. Первый танкер встал под погрузку к причалам порта 29 декабря 2009 г. Из отгруженных в 2010 г. 15,3 млн т нефти треть была экспортирована в Японию, 29% - в Республику Корея, 16 - в США, 11 - в Таиланд , 8 - в Китай, 2% -в Сингапур [9].

Увеличение экспорта углеводородов привело к росту перевозок через дальневосточные гавани. В 2010 г., по данным Ассоциации морских торговых портов, перевалка грузов в портах региона выросла на 28%, до 117,98 млн т, из которых 64,38 млн т составили сухогрузы и 53,6 млн т -наливные грузы, что в 1,6 раза больше аналогичного показателя 2009 г. [8].

Специалисты считают, что для увеличения доли российских поставщиков на дальневосточных рынках требуется расширение путей сообщения. Так, мощность первой очереди трубопровода Восточная Сибирь-Тихий Океан исчисляется 30 млн т, с учетом возможного увеличения прокачки - 80 млн т, а совокупный объем потребления Кореи, Японии и Китая составляет около 750 млн т нефти в год. По прогнозам аналитиков, рост потребления углеводородов в регионе в последующие пять лет поднимется до 890 млн т [18]; чтобы удовлетворить новый уровень запросов, необходимо увеличить не только объем разработок месторождений, но и действующие транспортные мощности.

В данный период обсуждается вопрос об альтернативных путях сообщения с Кореей, в которой нет магистральных трубопроводов. Нефть и газ поступают в страну через порты, к которым максимально приближены перерабатывающие углеводородное сырье заводы. Из возможных вариантов обеспечения коммуникаций рассматривается строительство отвода от трубопровода Восточная Сибирь-Тихий Океан из России в Южную Корею через территорию Корейской Народно-Демократической Республики - проект, возможный только на основе трехстороннего соглашения.

Реальные очертания приобретает идея создания общей системы железнодорожного сообщения в Северо-Восточной Азии. В 2003 г. был построен участок пути в демилитаризованной зоне протяженностью 24 км (по 12 км с каждой стороны), соединивший железные дороги Южной и Северной Кореи. Продолжению проекта способствовало принятое в 2006 г. на трехсторонней

встрече глав железнодорожных ведомств России, Республики Корея и КНДР решение о восстановлении Транскорейской железной дороги. Модернизация дороги началась в 2008 г.,ик январю 2011 г. уже были проведены работы по переоборудованию ряда станций и замене шпал на железнодорожных перегонах. Первый грузовой состав планируется пустить по модернизированному участку в начале 2012 г. [29]. Объединение Транскорейской железной дороги и Транссибирской магистрали в единый транспортный коридор может укрепить связи стран АТР с Европой и способствовать складыванию благоприятной геополитической обстановки в восточной части континента.

Наряду с решением проблемы обеспечения энергоресурсами, Россия предоставляет большие возможности развития связей в рыбной отрасли. Обладая значительным морским биоресурсным потенциалом, она постепенно наращивает его освоение. В 2010 г. российскими рыбаками был получен лучший результат по вылову рыбы за последние 10 лет. Суммарная добыча по итогам года составила более 4 млн т, что на 5,8% превысило показатели 2009 г. и на 39% - величину вылова в самом тяжелом для отрасли 2004 г. Дальневосточный регион, являясь отраслевым лидером в стране, обеспечил добычу более 66% водных биоресурсов, вылавливаемых в Российской Федерации [16]. В первой половине 2011 г. в России продолжилось наращивание объемов рыбодобычи. Увеличился вылов сельди, мойвы, трески, а добыча лососевых превзошла показатели аналогичного периода 2009 г., в котором вылов этих видов рыб достиг рекордного уровня за последние сто лет [19]. Россия не располагает в текущий период достаточной промышленной базой для переработки морепродуктов, поэтому вынуждена экспортировать их в виде сырья, получая минимально возможную прибыль.

В 2010 г. на внешний рынок с российского Дальнего Востока за рубеж было вывезено 1,3 млн т водных биологических ресурсов на 2 млрд долл., что на 20% больше, чем в 2009 г. Основную часть экспорта составила мороженая рыба (91% общего объема) - минтай, сельдь, треска и пр. Ведущими импортерами выступили Китай, на долю которого пришелся 61% дальневосточного улова, вторым по объему получателем стала Республика Корея, закупившая треть морепродуктов [22]. Благодаря тому, что в азиатских странах рыба относится к основным продуктам питания, а население растет, прогнозы на спрос не вызывают опасений.

В связи с растущей потребностью в сырье и продовольствии усиливается соперничество стран за обладание водными биологическими

ресурсами. Так, повышение (по сравнению с предыдущим годом) объема вылова минтая Соединенными Штатами Америки в 2011 г. на 56% осложнило положение российских рыбопромысловиков на европейских рынках [16]. Российским рыбакам приходится сдерживать натиск иностранных компаний, отстаивая свои права на преимущественный лов рыбы в отечественных водах. Так в марте 2011 г., после того как соответствующее ведомство Республики Корея направило заявку на увеличение южнокорейской квоты на вылов минтая в Западно-Беринговоморской зоне на 10 тыс. т, зарегистрированная в Приморском крае Ассоциация добытчиков минтая выступила против такого перераспределения, о чем было сделано соответствующее заявление на заседании Дальневосточного научно-промыслового совета в апреле 2011 г. [10]. Российские рыбопромысловики справедливо считают, что перевод квоты на вылов рыбы из промышленной в международную не должен ущемлять их интересов. Несомненно, России во избежание внутренних противоречий целесообразно в сотрудничестве с другими странами сместить акцент на рыбообрабатывающие отрасли, совершенствование рыболовного флота, воспроизводство морских биоресурсов, создание благоприятных международно-правовых условий мониторинга и управления водными запасами.

Проведению политики цивилизованного освоения морских богатств мешают незаконный промысел и теневой экспорт, в немалых масштабах распространенные в АТР. Анализ данных российских и иностранных таможенных служб по поставкам российской рыбопродукции в Японию в 2010 г. показал, что разрешенные объемы добычи камчатского краба были превышены в 6,8 раза, волосатого краба -в15 раз. Морской ёждостав-лялся в японские порты преимущественно без законных оснований. В соответствии со сравнительными данными таможенных органов России и Японии ущерб от нелегальных поставок российской рыбы только в Японию в 2010 г. составил 800 млн долл. [16].

Похожая ситуация складывалась по поставкам в Республику Корея. По данным ее таможенной службы, в 2007 г. Россия экспортировала рыбы и морепродуктов в 8,4 раза больше (а в 2008 г. -в 4,7 раза), чем по данным Федеральной таможенной службы России. Неучтенный доход от экспорта достиг в те годы, соответственно, 365 млндолл. и около 300 млндолл. [25]. Положение несколько изменилось к лучшему в последующие годы, но причины контрабандной торговли не устранены.

Между странами АТР существует взаимопонимание в вопросе борьбы с нарушением законодательных норм вылова и продажи на внешних рын-

ках морепродуктов. В июле 2010 г. было заявлено о вступлении в силу Соглашения о сотрудничестве Российской Федерации и Республики Корея в области предупреждения незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла морских биологических ресурсов, подписанного 22 декабря 2009 г. Подобные соглашения, направленные на предотвращение незаконного промысла, Россия планирует подписать и с другими странами АТР.

Россия во взаимодействии со своими дальневосточными соседями не ограничивается областью добычи природных ресурсов и стремится к более разносторонним отношениям. Развиваются такие направления сотрудничества, как сооружение предприятий обрабатывающей промышленности, агропромышленного и лесопромышленного комплекса, внедрение в производство научно-технических разработок, туристический бизнес и совершенствование его инфраструктуры, образовательные программы и т.д.

В России осуществляют сборку автомобилей японские компании «Toyota», «Nissan», «Mitsubishi Motors», строится завод по сборке автодорожной техники и подъемников компании «Komatsu». На Дальнем Востоке действуют японские центры по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей.

В координации двустороннего экономического взаимодействия России и Японии важную роль играет созданная ими Межправительственная комиссия по торгово-экономическим вопросам (МПК), атакже Подкомиссии МПКпо региональному сотрудничеству. На заседании российско-японской МПК21 октября 2008 г. в Токио японским инвесторам предложили участвовать в крупных инфраструктурных проектах в рамках Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья в период до 2013 г.». В мае 2009 г. в ходе визита в Японию председателя правительства РФ В.В. Путина было подписано межправительственное соглашение, в результате которого стало возможным заключение контрактов на уровне хозяйственных субъектов. При этом японской стороне был передан список из 182 инвестиционных региональных проектов [5].

Несомненно, у России и Японии имеются предпосылки для более содержательного экономического сотрудничества. Но отношения между странами сдерживаются отсутствием между ними мирного договора и претензиями японской стороны на Курильские острова. Следует заметить, что Россия в последнее время в данном вопросе перешла к более реалистичной оценке расстановки сил и соответствующим образом корректирует свои действия. Ее экономическое положение

поддерживается высоким спросом на нефть и деловой активностью расширяющегося круга партнеров, что придает уверенность в действиях на международной арене. В значительной степени преодолев вызванную перестройкой неопределенность и неустойчивость своего внутреннего и внешнеполитического курса, Россия внятно дает понять, что не намерена идти на пересмотр границ, установленных после Второй мировой войны, и передачу Курил Японии. Она предлагает изменить содержание диалога и объединить усилия в создании свободных экономических зон и совместных предприятий на территории Сахалина, Курил и Хоккайдо. В данных обстоятельствах отрицательная реакция Японии может привести к тому, что ее место на российском рынке будут занимать другие страны.

Корея, у которой с Россией нет территориальных споров, укрепляет свои позиции на российском рынке. Существенный вклад в российско-корейское сотрудничество внесла «Hyundai Motor Company» - крупнейший корейский производитель автомобилей. Она начала свою деятельность в России в 1990-е годы с продажи своей продукции. Адаптировавшись к российскому рынку, компания приступила к строительству автомобильного завода полного производственного цикла в Санкт-Петербурге («Hyundai Motor Manufacturing Rus»), который вошел в строй в сентябре 2010 г. В начале 2011 г. «Hyundai Motor Manufacturing Rus» выпустил первый серийный автомобиль «Hyundai Solaris». Мощность завода позволяет производить до 150 тыс. автомобилей в год.

Дальнейшие планы сотрудничества включают осуществление на российском Дальнем Востоке таких проектов, как строительство крупнотоннажной судоверфи в Большом Камне, модернизация порта Посьет, строительство сталелитейного предприятия, сооружение завода по производству крупногабаритных трансформаторов и завода по производству сжиженного газа. Есть основания полагать, что Корея и Россия постепенно переходят на новый уровень отношений, качественно меняя их содержание.

В расширении контактов между странами большое значение принадлежит не только крупным компаниям и корпорациям, но и представителям среднего и малого бизнеса. Иностранные предприниматели проявляют заинтересованность в продвижении своих товаров на российские рынки и организации совместного производства. Незнание особенностей общественнополитической ситуации, экономической конъюнктуры, национального менталитета приводит к тому, что граждане других стран, привыкшие к

иным стандартам деловых отношений, в России испытывают трудности.

Возможности предпринимательства серьезно ограничиваются объемом капиталовложений. России приходится преодолевать значительные препятствия в создании благоприятного инвестиционного климата на ее территории. В стране существуют неразрешенные проблемы, которые делают ее в настоящее время малопривлекательной для иностранных инвесторов.

Представители российского и иностранного бизнеса, принимавшие участие в деловом завтраке в рамках Петербургского международного экономического форума в июне 2011 г., обсудили проблему конкурентоспособности России. На вопрос о том, что мешает инвестированию в российскую экономику, участники завтрака в качестве основных причин назвали коррупцию и качество государственного управления.

Независимо от глубины проблемы, ее решение в России относится к разряду первостепенных. И если в плане стабилизации политической системы идет поступательное движение вперед, то борьба с коррупцией тормозится на всех уровнях управления государством, а институт частной собственности и ее защиты находится в зачаточном состоянии.

На российском Дальнем Востоке сферы экономики, в которые идет приток иностранных инвестиций, более ограничены, чем в центральной части страны. И главным образом они концентрируются вокруг разработки природных богатств. В целом по России на долю иностранного капитала в последние годы приходится 15-20% всей добываемой нефти и 3-4% природного и попутного газа [14, с. 48]. Конечно, присутствие зарубежных компаний вызвано прежде всего высокими прибылями в добывающей отрасли. Кроме того, коммерческий интерес поддерживается тем, что в России разработка полезных ископаемых в наибольшей степени регулируется государством, которое дает достаточные гарантии инвестиционной безопасности.

По данным Федеральной службы государственной статистики, объем иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику в

2010 г., составил 114,7 млрд долл., что на 40,1% больше, чем в 2009 г. Больше всего иностранных инвестиций было направлено в финансовую деятельность - 37,9 млрд долл. В обрабатывающие производства поступило 33,2 млрд долл. и в сферу добычи полезных ископаемых -13,9 млрд долл. Накопленный объем иностранных инвестиций в российской экономике к концу

2010 г. составил 300,1 млрд долл., что на 11,9% больше по сравнению с предыдущим годом. Лидером по инвестициям в РФ в 2010 г. стала

Великобритания - 40,770 млрд долл. Далее следуют Нидерланды - 10,7 млрд долл., Германия -10,4, Кипр - 9 и Китай - 7,6 млрд долл. [24]. Иностранные компании, несмотря на существующие риски, увеличивают вложения в российскую экономику, и их ряды все увереннее пополняют дальневосточные соседи. В начале

2011 г. японские инвестиции в России оценивались примерно в 8,6 млрд долл. [31]. Ежегодный объем южнокорейских прямых инвестиций в российскую экономику с начала 1990-х годов по 2009 г. включительно увеличился с 10-20 млн долл. до 430 млндолл. [1, с. 84].

Между странами АТР существуют противоречия, которые мешают реализовать имеющиеся предпосылки взаимодействия: не совпадают интересы и направления развития; накладывают свой отпечаток договорные и союзнические обязательства сторон с другими субъектами международных отношений; влияют соображения стратегического характера. Однако на современном этапе отмечается высокое стремление ведущих игроков международной арены экономическими методами укреплять свое влияние и для этого использовать собственный потенциал и возможности взаимовыгодного партнерства. Сложившаяся тенденция оказывает существенное влияние на позицию России. Ее задача состоит в том, чтобы занять свою нишу на рынке финансово-экономических активов и, опираясь на свой ресурсный потенциал, подняться на более высокий уровень развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амиров В., Федоровский А. К двадцатилетию установления дипломатических отношений между Москвой и Сеулом // Мировая экономика и междунар. отношения. 20011. № 1. С. 77-85.

2. Благов С. Масштабные энергетические планы России на Дальнем Востоке. URL: http://inosmi.ru/ economic/20100709/161168190.html (дата обращения: 3.08. 2011 г.).

3. Борисяк Д. Роль Японии в мировой экономике важнее, чем казалось до цунами. URL: http:// www.vedomosti.ru/companies/news/1239434/ rol_yaponii_v_mirovoj_ekonomike_ vazhnee_chem_kazalos_do (дата обращения: 10.08.

2011 г.).

4. Верлин Е., Иноземцев В. Россия и Китай: время корректировать курс // Свободная мысль. 2010. № 8. С. 43-58.

5. Владимирова Л. Русско-японские экономические проекты. URL: http://nbenegroup.comunderstanding /project.html (дата обращения: 5.08. 2011 г.).

6. Встреча руководителя администрации президента Сергея Нарышкина с министром иностранных дел Японии Сэйдзи Маэхарой. URL: http://www.debn-dv.com/article/3590 (дата обращения: 3.08. 2011 г.).

7. Глава «Газпрома» и посол Республики Корея в РФ обсудили перспективы наращивания объемов поставляемого «Газпромом» СПГ в Корею. URL: http://www.prime-tass.ru/news/0/%7B93D2D7CE-8C56-4F51-9279-C141850BCA18%7D.uif (дата обращения: 10.08. 2011 г.).

8. Добролюбова О. Дальневосточные порты добавили 28%, помогли нефть и газ // Золотой Рог. № 13.2011. URL: http://www.zrpress.ru/zr/2011/13/ 41281/ (датаобращения: 10.08. 2011 г.).

9. Дробышева И. С начала года через порт «Козь-мино» экспортировано 3,6 миллиона тонн нефти // Российская газета. 02.04.2011. URL: http:// www.rg.ru/2011/04/02/reg-dvostok/kozmimo-anons.html (дата обращения: 3.08. 2011 г.).

10. Интересы российских рыбаков должны быть на первом месте. URL: http://fishnews.ru/news/15981 (дата обращения: 3.08. 2011 г.).

11. Итоги внешнеэкономической деятельности территорий Дальнего Востока и Забайкалья в 2009 году. URL: http://www.assoc.fareast.ru/fe.nsf/pages/ fecon_ftrade_itogi_2009.htm (дата обращения:

10.08.2011 г.).

12. Ищенко Н. Валютный нейтралитет лишит Россию нефтедолларов. URL: http://www.banki.ru/ news/bankpress/?id=2365452 (дата обращения:

5.08.2011 г.).

13. Карлусов В. Китай: антикризисный потенциал экономики и меры борьбы с мировым кризисом // Вопр. экономики. 2009. № 6. С. 125-136.

14. Коржубаев А., Эдер Л. Иностранные инвестиции в нефтегазовом комплексе России // Проблемы Дальнего Востока. 2010. № 2. С. 48-5б.

15. Коржубаев А. О стратегии взаимодействия России со странами АТР в нефтегазовой сфере // Проблемы Дальнего Востока. 2010. № 2. С. 64-77.

16. Крайний А. Отрасль растет. URL: http://www. fishnews.ru/interviews/188 (дата обращения: 5.08. 2011г.).

17. Лукин А. Перспективы сотрудничества в СевероВосточной Азии // Междунар. процессы. 2010. Т. 8, № 1. С. 82-88.

18. На Дальнем Востоке возник ажиотажный спрос на нефть. URL: http://newsland.ru/news/detail/id/ 457834/cat/86/ (дата обращения: 5.08. 2011 г.).

19. На Дальнем Востоке лососевая путина набирает обороты. http://www.magfishcom.ru/index.php? newsid=1317 (дата обращения: 10.08. 2011 г.).

20. Нефтяная промышленность Республики Корея. URL: http://www.cdu.ru/files/Country Neft.pdf (дата обращения: 3.08. 2011 г.).

21. Николаев М. АТР и национальная безопасность России // Междунар. жизнь. 2010. № 4. С. 10-19.

22. Объемы экспорта рыбы и морепродуктов на Дальнем Востоке увеличились на треть. URL: http:// www.tks.ru/reviews/2011/02/04/01 (датаобращения:

27.07. 2011 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. О проекте Сахалин-2. URL: http://vltradelogistic.com/ suh5.html (дата обращения: 27.07. 2011 г.).

24. Прямые иностранные инвестиции в РФ в 2010 году упали на 13,2%. URL: http://www. grandfin.ru/ economy/2011/02/21550.html (дата обращения: 25.07.2011г.).

25. Разница в таможенных данных - повод для серьезных мер. URL: http://www.tamognia.ru/ news/new/1554113/ (дата обращения: 7.08. 2011 г.).

26. Россию и Японию объединяет тяга к природным ресурсам. URL: http://primamedia.ru/news/asia/ 28.07.2011/164954/rossiyu-i-yaponiyu-ob-edinyaet-tyaga-k-prirodnim-resursam.html (дата обращения:

10.08. 2011 г.).

27. Россия заработает на СРП 300 миллиардов долларов. URL: http://lenta.ru/news/2010/11/26/srp/ (дата обращения: 25.07.2011 г.).

28. Соколов В. Российское машиностроение в системе международных экономических связей // Мировая экономика и междунар. отношения. 2010. № 6. С. 61-71.

29. Транскорейская магистраль «поедет» в 2012 году. URL: http://www.gudok.ru/transport/zd/news. php?ID=388057 (дата обращения: 3.08.2011 г.).

30. Энергетический визит: Россия может построить

газопровод в Южную Корею через территорию КНДР. URL: http://www. novopol.ru/-

energeticheskiy-vizit-text92321.html (дата обращения: 12.08.2011 г.).

31. Blagov S. Economic Relations with Japan Face Continued Uncertainty. URL: http://translate. google.ru/translate?hl = ru&langpair=en%7 Cru&u=http://global-security. (дата обращения:

3.08.2011 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.