Научная статья на тему 'Актуализация регионального аспекта этнокультурной идентификации в библиотечно-информационном пространстве'

Актуализация регионального аспекта этнокультурной идентификации в библиотечно-информационном пространстве Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
122
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — С И. Головко

Рассматриваются функции современной библиотеки в накоплении, хранении и трансляции культурных ресурсов региона, ее роль в формировании краеведческой компетентности личности. Вопросы расширения когнитивного пространства региона как основной составляющей информационной инфраструктуры, технологии актуализации историко-культурного наследия в читательской среде освещаются в контексте определения концептуального единства ретроспективного и современного в деятельности библиотеки как центра этнокультурной памяти региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — С И. Головко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTUALIZATION OF REGIONAL ASPECT OF ETHNIC-CULTURAL IDENTIFICATION IN LIBRARY-INFORMATION FIELD

The functions of modern library in accumulation, storage and transmission of region cultural resources, its role in local lore competence formation of person are viewed. The problems of region cognitive space extension as the basic component of information infrastructure, actualization technology of historical-cultural heritage among readers are analyzed through the determination of conceptual unity of the retrospective and modern in library activities as the centre of ethnic-cultural memory of the region.

Текст научной работы на тему «Актуализация регионального аспекта этнокультурной идентификации в библиотечно-информационном пространстве»

Педагогические науки

АКТУАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АСПЕКТА ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

С.И. Головко

THE ACTUALIZATION OF REGIONAL ASPECT OF ETHNIC-CULTURAL IDENTIFICATION IN LIBRARY-INFORMATION FIELD

Golovko S.I.

The functions of modern library in accumulation, storage and transmission of region cultural resources, its role in local lore competence formation of person are viewed. The problems of region cognitive space extension as the basic component of information infrastructure, actualization technology of historical-cultural heritage among readers are analyzed through the determination of conceptual unity of the retrospective and modern in library activities as the centre of ethnic-cultural memory of the region.

Рассматриваются функции современной библиотеки в накоплении, хранении и трансляции культурных ресурсов региона, ее роль в формировании краеведческой компетентности личности. ВопросыI расширения когнитивного пространства региона как основной составляющей информационной инфраструктуры,, технологии актуализации историко-культурного наследия в читательской среде освещаются в контексте определения концептуального единства ретроспективного и современного в деятельности библиотеки как центра этнокультурной памяти региона.

УДК 021.2

Современный социум характеризуется возрастанием роли гуманитарных наук, что усиливает значение библиотеки как хранилища духовных ценностей, и повышает ее роль в накоплении и распространении информации, обеспечивающей сохранение и развитие культуры и привлечение к ней общественного внимания. Осуществляя функции хранения, трансляции культурных ресурсов, библиотеки способствуют обеспечению стабильности общества, сохранению нравственных норм и ценностей, исторической памяти, умножению творческих сил индивида и общества в целом, формированию культурной компетентности. Уровень культуры личности определяется степенью освоения интеллектуального пространства и приобщения к культурному наследию. Человечество, входя в новое третье тысячелетие и оценивая многое из предшествующего развития, признает за книжной культурой консолидирующую, стабилизирующую роль, а за книгой оставляет ведущее место в формировании культуры личности. Хотя экспансия компьютерно-информационной культуры во многих странах мира поражает своей масштабностью, уменьшения спроса на книжную продукцию, предсказанного на заре компьютеризации, не происходит. «Гу-тенбергова Галактика» (т.е. мир книг) во всем мире не только уцелела: человечество вступило в XXI век с более чем миллионом названий ежегодно публикуемых книг - что примерно в восемь раз больше, чем в начале ХХ века (1, с. 37).

ы

Ш Головко С.И.

«Актуализация регионального аспекта этнокультурной идентификации...»

Более того, во всем мире идет лавинообразное нарастание выпуска книг и брошюр. Темпы роста книгоиздательства настолько велики, что это явление в кругу специалистов получило название «инфляции названий» (titles inflation). В большинстве развитых стран обращение людей к книге продолжает носить устойчивый характер. Ежегодно в библиотеках края отмечается рост числа читателей, увеличение посещаемости. Библиотечные фонды остаются по-прежнему важнейшим средством получения образования, социальной, деловой и художественно-гуманитарной информации, проведения досуга. Культурное наследие региона следует рассматривать как одну из важнейших предпосылок духовного бытия настоящего и будущего поколений, всего исторического процесса. Традиции и историческая память обеспечивают сам факт существования этнической общности. Будущее ее возможно при условии знания своих истоков, своего прошлого, сохранения контактов со своим народом. Время выхолащивания из духовной жизни общества национальной, в т.ч. и локальной специфики, привело к появлению личности, довольно распространенной и характеризующейся исторической безграмотностью, невниманием и равнодушием к своим родовым истокам, к предкам и родословной. И как следствие - исчезновение из культурного обихода не только отдельных имен, а целых пластов культуры. Народная культура (традиции, обычаи, обряды, фольклор) воспринимаются значительной частью молодежи как анахронизм. Это вызывает наибольшую тревогу, поскольку именно этническая культура признается основным звеном социокультурной преемственности. Формирование у новых поколений патриотизма, интереса к истории и традициям своего народа невозможно без этнокультурной самоидентификации. Социологи отмечают также, что для определенной части молодежи становятся безграничными понятия «Россия», «родной дом, город». Только 37,1% отмечают, как духовно близко им понятие «Россия». На вопрос «Ощущаете ли Вы себя гражданином России?» утвердительный ответ дали 79% опрошенных моло-

дых людей (2, с. 142). Вследствие этого культурное наследие функционально не только как историческая память, но и как средство воспитания, духовного совершенствования жителей региона, движения к вершинам прогресса и нравственного совершенствования, к развитию его связей с миром. Культурное наследие многообразно, полифонично. Книжное культурное наследие собрано в библиотечных фондах. Издревле библиотека выполняет роль хранительницы книжного культурного наследия и призвана обеспечивать функционирование фондов, как основы культурного и информационного наследия для его осмысления, восстановления связи времен, поиска эффективных моделей развития на основе исторически апробированных решений. Историко-культурная краеведческая составляющая в деятельности библиотек обеспечивает духовно-культурную интеграцию населения региона, которая являясь соединительным компонентом, служит обеспечению стабильности в обществе, позволяет находить наилучший вариант национально-этнических и духовно-культурных ориентаций, представлять населению информацию о национальных культурно-исторических тенденциях, а инонациональному населению края возможность удовлетворять свои национально-культурные интересы (3). Проблемы расширения и углубления когнитивного пространства региона - основной составляющей информационной инфраструктуры, представленной в пользование всему населению региона, - являются весьма актуальными.

Гарантией стабильного расширения информационного поля библиотек должен быть максимальный сбор краеведческих изданий. Библиотечные формы трансляции историко-культурного наследия можно разделить на формы: 1) непосредственного воздействия на пользователя библиотеки (работа в режиме: библиотека ^ носитель информации ^ пользователь, предполагающая индивидуальное общение его с книгой в процессе обучения, воспитания, самообразования, повышения научного, профессионального ценза; создания профессионально-

делового статуса) и 2) опосредованного воздействия (работа в режиме: библиотека ^ носитель информации ^ библиотекарь ^ пользователь, реализуемая в формах группового и фронтального библиотечно-библиографического обслуживания: выставки, информационные бюллетени, информационно-краеведческие досье, презентации краеведческих изданий, Дни краеведения, Дни литературы края, игры-путешествия по краю, заседания краеведческих клубов, встречи с замечательными людьми, знаменитыми семьями и т.д.).

В процессе такой трансляции библиотека выступает как важный, уникальный общественный институт краеведческого развития личности, направленный на формирование и развитие социокультурных краеведческих потребностей читателя. В современных условиях, когда в регионах реализуется вариант культурного развития с учетом местной специфики и самобытности, возможностей территории - институциональных, материальных, человеческих, - библиотека как хранитель и носитель краеведческих документов, начинает все активнее выполнять помимо традиционных воспитательных, рекреационных, просветительских функций, функцию информационного банка по региональному краеведению. Тем более, что отдельные библиотековеды (4) при определении управленческих подходов в области формирования фондов в будущем указывают на возможность такого варианта, когда подключение пользователей через Интернет к информационным ресурсам страны и мира позволит библиотеке преимущественно получать информацию из других библиотек по каналам связи и хранить только определенные массивы документов. В числе последних называется краеведческий фонд, формируемый с исчерпывающей полнотой. Информационная среда, обеспечивающая доступ к краеведческим документам, формируется также путем создания краеведческих отделов, секторов, музеев редких книг, уголков истории народов Северного Кавказа, информационно-библиотечных центров этнографии, истории и быта жителей Став-

ропольского края, создания информационных баз данных краеведческого характера.

Остановимся на некоторых наиболее эффективных формах трансляции историко-краеведческого наследия (на примере истории и культуры Ставропольского края), объединив их в циклы. Такое объединение позволяет глубже и всесторонне осветить ту или иную тему, использовать разнообразные формы трансляции, удовлетворять реальные и формировать потенциальные тематические запросы.

Цикл «Знаменитые граждане Ставрополья» позволяет наглядно показать взаимосвязь развития культуры и человека, раскрывает культурно-нравственное содержание каждой эпохи, демонстрирует культивирование, трансформацию и реализацию неповторимых творческих и нравственных свойств личности, позволяет познакомить с лучшими представителями региона, которые внесли значительный вклад в развитие края и всего Отечества. Цикл может быть представлен встречами с знатными земляками, знаменитыми семьями, династиями, выставками «Из истории знаменитых семейств Ставрополя», вечером исторических портретов «На Ставропольской земле жили, творили...», устными журналами «Имена ставро-польцев на карте города», «История края в лицах», «Слово о ставропольских губернаторах», конкурсом знатоков краеведения «Портретная галерея: личности, оставившие заметный след в истории Ставрополья» (задания конкурса включают наиболее важные фрагменты из жизни и деятельности исторических личностей и наших современников, по которым читатели узнают, о ком идет речь. Это портреты Федора Гааза, Ильи Сур-гучева, Григория Прозрителева, Михаила Горбачева, Александра Черногорова, Павла Гречишкина, Ивана Кашпурова, Михаила Кузьмина и др.).

Транслируя для читателей печатные материалы, освещающие жизнедеятельность людей, заслуги которых перед потомками велики и достойны народной признательности, библиотеки формируют интерес к исто-рико-краеведческой литературе, особенно по генеалогии, по реконструкции собственных

ы

Ш Головко С.И.

«Актуализация регионального аспекта этнокультурной идентификации...»

родословных, поиску своих ранее утерянных корней, по сбору сведений о своих предках, по изучению их вклада в общественно-культурную жизнь края, способствуя тем самым социализации и инкультурации личности. Формируя интерес к теме «Ставропольские меценаты: галерея лиц, дел и судеб», библиотеки помогают читателям сделать один из общественно значимых выводов о деятельности меценатов, заключающийся в том, что всем им было необходимо признание, положительная оценка проведенного ими многолетнего труда, что и вызвало желание передавать в дар землякам дома для гимназий и музеев, коллекции, галереи, книжные собрания (к примеру, Лавр Ермолаевич Павлов завещал городу Ставрополю 10 тысяч томов книг). Как свидетельствуют печатные источники (5), благотворительное дело было для ставропольского купечества занятием почетным и обязательным. Для большинства же вторая сторона деятельности - благотворительная, порой превосходила первую, торговую. Как для Игната Волобуева, бывшего городским головою, построившего Крестовоздвиженскую церковь, жертвовавшего деньги на возведение вызолоченного иконостаса в Троицком соборе, сын которого Иван за добрые дела городу и благочестие был удостоен чести именоваться почетным гражданином Ставрополя. Или для Ивана Ганиловского, почетного гражданина Ставрополя, построившего новый каменный театр, своим величием поражавший современников, пожертвовавшего двухэтажный каменный дом под бурсу (сегодня это здание СШ № 4). Лавром Ермолаевичем Павловым, «благотворителем земли русской» (так называли его современники), поддерживались просвещение и культура: он вносил пожертвования на благоустройство ставропольских церквей, на учреждение народной библиотеки. Знакомясь с мемориальными источниками, читатели осознают, как любили эти люди свое Отечество, как много сделали для блага губернии и города, сколь достойна их деятельность благодарности и памяти потомков.

Информационное досье «Знаменитые землячки - сестры милосердия» предостав-

ляет материалы об известных всей России сестрах милосердия Римме Михайловне Ивановой, этой русской Жанне д'Арк, чей беспримерный подвиг на поле брани Первой мировой войны стал яркой страницей в истории Ставропольского края и всей России (сегодня о ее подвиге свидетельствует мемориальная доска на здании бывшей Оль-гинской гимназии, где училась Римма Ивановна) и Юлии Петровне Вревской, проявившей все лучшие качества сестры милосердия в героической борьбе народа Болгарии против атаманского турецкого ига, и погибшей в этой борьбе. Традиции милосердия были заложены много веков назад. Российский энциклопедический словарь трактует понятие «милосердие» как сострадательную любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых) (6, с. 950). Неумолимое время стирает из памяти людской события прошлых столетий. Но имена патриоток, сестер милосердия не должны кануть в Лету, потому что они были символами милосердия и любви к Отечеству. Подлинная связь времен, состоящая из отдельных судеб, представляет историю всего народа и должна быть известна потомкам.

Мероприятия, объединенные в тематическом блоке «Что мне дорого в родном городе», представляют читателям возможность изучения и познания истории родного города в различных аспектах: «Ставрополь: годы памяти, годы жизни», «Ставрополь -врата Кавказа», «По Ставрополю с путеводителем», «Ставрополь в зеркале времени», «Почетные граждане Ставрополя». «Узки улицы у нас, широка у нас летопись улиц» -эти слова поэта Михаила Дмитриева раскрывают глубинный смысл мероприятий на тему: «По старым улицам пройдусь».

Игра-путешествие «По Ставрополю с путеводителем» позволяет привлечь читательское внимание к литературе о городе, так как книга становится источником, стимулирующим интерес к городу, его прошлому и будущему, обращает читательское внимание к историко-литературным памятникам Ставрополя, к истории их создания, именам архитекторов, среди которых пер-

вый архитектор Ставрополя Иван Руско, которого при жизни называли «творцом прекрасного», архитектор Григорий Ткаченко, за двадцать семь лет своей деятельности построивший много неординарных строений, в том числе и сегодня украшающих город: Кафедральный Казанский собор на Крепостной горе, парадная лестница от Большой Черкасской к Храму, здание для женской гимназии Св. Александры. В этом ряду и Павел Воскресенский, построивший гостиный ряд на Александровской площади (сегодня краеведческий музей), новое здание мужской гимназии, о котором современники писали: «Всему лучшему Ставрополь обязан таланту Воскресенского». Участники игры-путешествия знакомятся с выставками книг, фотографий, картин художников, на которых запечатлен старый город, отвечают на вопросы краеведческой викторины «Где эта улица, где этот дом?» (по описанию наиболее известных архитектурных памятников, рассказывают об истории их сооружения), приглашают как бы пройтись по улицам родного города, остановиться у понравившегося дома, рассказать о нем. Здесь уместно вспомнить слова ученого-краеведа Г.Н. Прозрителева: «Познавая историю, мы познаем себя. Кто мы? Где наши корни?»

Чтение - процесс социальной коммуникации, а книга - источник информации и инструмент познания, эффективное средство пробуждения творческого потенциала личности, формирования культурной компетентности. Одним из векторов формирования культурной компетентности в области регионального краеведения становится информационное ориентирование в области литературного краеведения. История литературы Ставрополья богата именами, составляющими гордость российской литературы, - Илья Сургучев, Сергей Михалков, Александр Солженицын, Алексей Бибик, Семен Бабаевский, Андрей Губин, чьи книги удостаивались престижных литературных премий и долгого читательского внимания. Читательское признание и положительную оценку критиков получили книги И. Кузнецова, В. Ходарева, В. Бутенко, Р. Котовской,

Г. Шумарова, В. Нарыжной, В. Слядневой, С. Звягинцева.

Со Ставропольем связаны имена известных российских литераторов: А. Пушкина, М. Лермонтова, Л. Толстого, Я. Абрамова, М. Вовчок, Д. Стахеева. Уникальный проект - издание лучших книг для школьников писателей Ставрополья в серии «ХХ век. Писатель и эпоха. Библиотека писателей Ставрополья» - представляет ставропольскую литературу в ретроспективе прошлого ХХ века. Запечатленный в художественном слове исторический и нравственный опыт поколений является основой для духовного развития молодых читателей и осмысления представителями старших поколений. Традиционные формы работы библиотек с произведениями писателей Ставрополья (выставки, обзоры, премьеры книг) обновляются, дополняются инновационными, отражающими новые аспекты в работе с литературным краеведением (выставка-календарь «Литературный хронограф», акция «Дни литературы Ставрополья», вечер литературных портретов «Писатели Ставрополья: забытые имена», дебют книги «Новая книга известного писателя», литературный вернисаж «Приглашает писатель...»).

Традиция присвоения библиотекам имен известных ставропольских поэтов -Ивана Кашпурова, Вениамина Ащеулова, Александра Екимцева - активизирует мемориальные аспекты в деятельности библиотек: создаются мемориальные уголки, стенды, альбомы; собираются раритетные экспонаты, осуществляется активное культурно-информационное обслуживание, примером которого являются «кашпуровские встречи», на которые в день рождения поэта собираются родные (жена Евгения Кузьминична, дочь Татьяна, сын Василий), друзья-поэты (Валентина Сляднева, Витислав Ходарев), скульптор Николай Санджаров, композитор Михаил Рощин, почитатели творчества Ивана Кашпурова, студенты университета, исследующие его творчество в дипломных работах, библиотекари с обзором поэтических сборников поэта, члены школьных театральных студий, представляющие театрализованные композиции стихов И. Кашпурова.

Головко С.И.

«Актуализация регионального аспекта этнокультурной идентификации.»

Поиск новых аспектов в сочетании с лучшими традициями в транслировании литературного наследия Ставрополья в читательскую аудиторию региона позволяет прогнозировать расширение сферы влияния библиотек в формировании культурологической среды, формировании и развитии социокультурных краеведческих потребностей и инкультурации личности.

Огромную роль культуры не меньшую, чем экономика и политика в жизнедеятельности человека и функционировании общества признает сегодня ЮНЕСКО. В профессиональный лексикон входит новая единица измерения трансляции культурного наследия - мем (термин введен английским биологом Р. Докинзом в книге «Эгоистичный ген»). Многообразие дефиниций в определении самого понятия культуры является показателем сложности этого феномена, его полифункциональности, многомерности универсального характера. Сегодняшний социум характеризуется ситуацией космиза-ции культуры, обусловленной выходом человечества в бесконечные просторы Вселенной, перехода от одного типа культуры к другой, в процессе которого рождается новая цивилизация с своим набором культурных ценностей и норм. Это приводит к существенному изменению многообразного полифонического мира культуры (мира философии, науки, права, мифологии, религии, искусства, мистики, суеверий). Функционирование библиотеки, как центра национально-культурной памяти региона, представляется нам в органическом единстве ретроспективного и современного культурно-информационного наследия с учетом его трансформации в будущем. Немецкому фи-

лософу и писателю Георгу Лихтенбергу принадлежит мысль о том, что история века слагается из истории его отдельных лет и поэтому тому, кто стремится обрисовать общую картину века, всегда полезно знать и каждый год. Так и библиотека, собирая, храня и передавая культурно-историческое наследие региона, реализует информационно-культурологическую функцию, максимально соединяя в своих фондах весь репертуар изданий регионального характера и стабильно расширяя информационное поле.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фонотов Г.П. О природе библиотек: информационные ли они учреждения? //Библиотековедение. - 2002. - № 4. - С. 37.

2. Волков Ю.Г. Социология молодежи: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - С. 142.

3. Справочник библиотекаря. - СПб.: «Профессия», 2000. - 432 с.

4. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность. - М.: МГУКИ, 2000. - 46 с.

5. Беликов Г.А. Ставрополь - врата Кавказа. -Ставрополь: Кн. изд-во, 1997. - 351 с.

6. Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. / Гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. - С. 950.

Об авторе

Головко Светлана Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологии и библиотековедения СГУ, автор 50 статей по современным проблемам библиотековедения, биб-лиографоведения профессионального библиотечного образования, опубликованных главным образом, в центральной научной печати. Награждена почетным знаком Министерства культуры Российской Федерации «За достижения в культуре» (1998).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.