УДК: 796.011.1
DOI 10.53742/1999-6799/4_2022_34_37
АКТУАЛИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ (ИОМ) В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Н.В. Иванова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и профилактики наркомании.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, ул. Буденного, 161, e-mail: [email protected].
Аннотация.
Актуальность. Анализируя аналитические отчеты, представленные на официальном сайте Всероссийской олимпиады школьников по предмету, Физическая культура, следует отметить отрицательную динамику эффективности выступления команды из Краснодарского края в период с 2019 г. по 2022 г.: согласно представленным данным, от нашего региона, четыре года подряд, выставляется «единичка» (один представитель от региона).
Тем не менее, на Кубани уделяется огромное внимание, со стороны всех структурных подразделений, популяризации и формированию мотивационно-потребностной сферы к систематическим занятиям физкультурно-спортивной деятельностью у детей, подростков и молодежи.
Подвергнув анализу отчеты председателя регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, за период с 2019 г. по 2022 г., нами была определена основная, по нашему мнению, причина неудачных выступлений в теоретико-практических турах регионального и, в дальнейшем, заключительном этапах, которая заключается в отсутствии научно-обоснованной программы подготовки одаренных детей по предмету Физическая культура, основанной на использовании моделей индивидуализации, посредством использования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ).
Цель исследования заключалась в актуализации использования моделей индивидуализации, по-
тельных маршрутов (ИОМ) в рамках подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по Физической культуре.
Методы исследования. Были использованы аналитические методы, позволяющие актуализировать необходимость использования моделей индивидуализации, посредством разработки индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ).
Результаты исследования. В ходе проведенного исследования были определены структурные компоненты моделирования ИОМ одаренных детей по предмету Физическая культура, прак-тико-ориентированной направленности.
Разработаны методические рекомендации к составлению индивидуальных практико-ориентированных программ, связанных с углубленным изучением, мета и предметной составляющей предметной области Физическая культура.
Корректный математический анализ совокупных среднегрупповых показатели юношей и девушек, участников РЭ ВОШ в 2021/2022 учебном году позволил актуализировать и подтвердить необходимость использования моделей индивидуализации, посредством разработки индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) одаренных детей по предмету Физическая культура практико-ориентированной направленности.
Ключевые слова: предметная область Физическая культура, индивидуальный образовательный маршрут
средством разработки индивидуальных образова- (ИОМ), одаренность, одаренные дети.
34
№3 l 2022
Для цитирования: Иванова Н.В. Актуализация разработки индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) в рамках подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2022. - № 4. - С. 34-37.
For citation: Ivanova N. Actualization of the development of individual educational routes (IOM) in preparation for the All-russian olympiad of schoolchildren in physical culture. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2022, no 4, pp. 34-37 (in Russian).
Введение. Подвергая системному анализу, основные положения организации работы с одаренными детьми по различным предметам образовательных циклов, следует отметить, единое мнение ученых о необходимости индивидуализации образовательных подходов, в процессе работы с данной категорией обучающихся. Такая позиция, способствует индивидуализированному формированию способностей ребенка, входящих в предметно-содержательную составляющую универсальных, предметных и мета предметных компетентностей.
Инновационное построение индивидуализированного образовательного процесса по предметам, будет способствовать правильному распределению ресурсов, что приведет к повышению качества моделирования и конструирования, а в дальнейшем и реализации предметно-содержательной составляющей всего образовательного процесса [1].
По замыслу авторов-разработчиков, основной формой достижения поставленных векторно-целевых установок, должны явиться индивидуально-ориентированные, основанные на грамотном и профессиональном учете индивидуально-психологических особенностей детей, образовательные маршруты [4, с. 37-50].
Анализируя результаты педагогических исследований, Г.Д. Бухаровой следует отметить, ее подход в определении приоритетности в процессе формирования личности ребенка. Ученая констатирует, что эффективность сформированных слагаемых индивидуальности и сценариев жизненного цикла ребенка, определяются за счет совокупности и параллельности путей их формирования. При этом, снижение внимания к одной из дефиниций, приводит к формированию устойчивого понимания, со стороны ребенка, своей ущербности. Отсутствие фактора успеха у ребенка приводит к снижению чувства удовлетворения от выполняемой деятельности, мотивированного желания, что-либо изменить и предпринять в своей жизни [2].
Изучая процесс социализации личности, А.А. Остапенко отмечает взаимосвязь и взаимозависимость таких показателей деятельности ребенка, как игра, учение, трудовая деятельность [4, с. 37-50].
Проведенный анализ позволяет определить значимость совокупных процессов, которые необходимы при построении работы с одаренными детьми.
Для четкого понимания алгоритма построения ра-
боты с одаренными детьми, необходимо определить первичность формируемых показателей: талант, способность, одаренность.
Анализируя точки зрения, связанные с приоритетным формированием данных дефиниций, было выявлено, что мнения ученых разделились.
Ученые Н.К. Чапаев [5, с. 126-145] и др., считают, что способность является определяющим фактором сформированной личности, учитывающая индивидуальный портрет ребенка, в процессе успешного выполнения им, различных видов деятельности, то есть приоритетом в работе с одаренными детьми должно явиться формирование способностей у ребенка в изучаемой предметной области.
По мнению Т.С. Анисимовой, А.И. Давиденко, А.А. Маслак одаренность - это комплексное состояние личности, присущее ребенку, которому необходим систематический контроль в рамках осуществляемого педагогического сопровождения [1, 3, с. 333]. Исходя из данной позиции, ученые акцентируют внимание на формировании личности с позиции определения жизненного вектора, так как предполагают, что жизненные траектории, которые выстраивает ребенок, будут способствовать развитию одаренности в той или иной образовательной области.
Бытует и третье мнение, связанное с приоритетом таланта, как уникальной совокупности природных задатков [2].
Проведенный анализ позволил заключить, что в работе с одаренными детьми необходимо следовать следующим алгоритмическим схемам и процедурам:
• разработка индивидуально-гибких, способных к пролонгации программ предметов образовательных циклов;
• формирование безопасной образовательно-развивающей среды педагогического сопровождения одаренности;
• стимулирование и поощрение, носящее постоянный характер, и формирующие показатели успешности, выполняемой деятельности;
• построение индивидуальных (краткосрочных и стратегических) образовательно-индивидуальных траекторий и проекций;
• систематическое участие в различного рода и уровня мероприятиях (олимпиады различного уровня, конференции и др.), способных формировать морально значимые качества у воспитанников: воля к победе, уважение к соперникам и др.
В связи с вышеизложенным, появилась необходимость углубленного изучения вопроса, связанного с построением индивидуальной работы с одаренными детьми по предмету, Физическая культура, посредством разработки индивидуальных образовательных маршрутов как формы подготовки к РЭ ВОШ.
Цель исследования заключалась в актуализации использования моделей индивидуализации, посредством разработки индивидуальных образовательных
маршрутов (ИОМ) в рамках подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по Физической культуре
Методы и организация исследования. Реализация поставленных задач осуществлялась посредством анализа результатов выполнения олимпиадных заданий участниками регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2021-2022 учебном году по физической культуре в Краснодарском крае, в которой приняли участие 95 человек, на базе 37 ППО, 33 Муниципальных объединений Краснодарского края.
Реализация разработанных индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) осуществлялась посредством установления сетевого взаимодействия между партнерскими организациями ФГБОУ ВО «КГУФКСТ» и ГБУ ДО Краснодарского края «Центр развития одарённости», Краснодар.
Результаты и их обсуждение.
Анализируя аналитические отчеты, представленные на официальном сайте Всероссийской олимпиады школьников по предмету Физическая культура, следует отметить отрицательную динамику эффективности выступления команды из Краснодарского края в период с 2019г. по 2022г.: согласно представленным данным, от нашего региона, четыре года подряд, выставляется «единичка» (один представитель от региона).
Тем не менее, на Кубани уделяется огромное внимание со стороны всех структурных подразделений популяризации и формированию мотивационно-по-требностной сферы к систематическим занятиям физ-культурно-спортивной деятельностью у детей, подростков и молодежи.
Подвергнув анализу отчеты председателя регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, за период с 2019 г. по 2022 г. (рисунок 1) нами была определена основная, по нашему мнению, причина неудачных выступлений в теоретико-практических турах регионального и, в дальнейшем, заключительном этапе, которая заключается в отсутствии научно-обоснованной программы подготовки одаренных детей по предмету Физическая культура, основанной на использовании моделей индивидуализации, посредством использования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ).
Следует отметить, что участниками обоих полов, были продемонстрированы низкие итоговые баллы
Рисунок 1. Итоговые результаты РЭ ВОШ 2022г
(ИЗБ) при прохождении теоретического (ЗБ ТТ) и практического (ЗБ ПТ) туров, что не дает возможности детям проходить в следующий этап.
Для корректировки используемой обучающей программы, была использована модульная система подготовки, индивидуальной направленности, в основу которой положены технологические аспекты построения ИОМ, способствующие повышению качества процесса подготовки к ВОШ.
Алгоритм моделирования ИОМ предполагал 6 модулей реализации, каждый из которых обладал широким спектром форм взаимодействия.
Заключение. В результате проведенного исследования, можно сформулировать, что основной акцент при разработке ИОМ следует ставить на изучение и повышение уровня теоретических знаний по предмету Физической культуры, так как именно данный вид испытания наиболее ощутимо понижает уровень демонстрации сформированных умений и навыков, в рамках прохождения РЭ ВОШ.
Теоретико-методический тур, по данным рекомендациям ЦПМК по Физической культуре, а также по результатам проведенной аналитики, усложняется каждый год, исходя из этого, следует привлекать к подготовке учащихся 5-8 классов. При этом теоретико-содержательный блок усложнять и опираться на вузовский уровень представления материала.
Результаты проведенного исследования позволяют переориентировать основные подходы работы с одаренными детьми по предметной области, что в дальнейшем повысит качество выполняемых контрольных испытаний, и, как следствие, прохождение в следующий этап ВОШ по Физической культуре, большего количества детей от региона.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Анисимова Т.С. Антиципативный компонент в модели педагогической системы [Электронный ресурс] / Т. С. Анисимова, А. И. Давиденко // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 4. - Режим доступа: https://sc¡ence-educat¡on.ru/ru/art¡cle/v¡ew?¡d=27778.
2. Бухарова Г.Д. О миссии российского образования в современном мире [Электронный ресурс] / Г.Д. Бухарова. - Режим доступа: http://elar.rsvpu.ru/b¡tstre ат/123456789/18024/1/978-5-8295-0500-4_2017_003^):.
3. Маслак А.А. Измерение латентных переменных в социально-экономических системах: монография / А.А. Маслак. - Славянск-на-Кубани: СГПИ, 2006. - 333 с.
4. Остапенко А.А. Теория педагогической системы Н.В. Кузьминой: генезис и следствия [Электронный ресурс] / А.А. Остапенко // Человек. Сообщество. Управление.
- 2013. - № 4. - С. 37-50. - Режим доступа: Ь^рУ/^и kubsu.ru/arhnv/2013_4/2013_4_0stapenk0.pdf.
5. Чапаев Н.К. Акмеологическая миссия профессионального образования в условиях интеграции образования, производства и науки [Электронный ресурс] / Н. К. Чапаев // Научный диалог. - 2014.
- № 2 (26). - С. 126-145. - Режим доступа: https:// cyberlen¡nka.ru/art¡cle/v/akmeolog¡cheskaya-m¡ss¡ya-profess¡onalnogo-obrazovan¡ya-v-uslov¡yah-¡ntegrats¡¡-obrazovan¡yapro¡zvodstva-¡-nauk¡.
36
№3 I 2022
ACTUALIZATION OF THE DEVELOPMENT OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES (IOM) IN PREPARATION FOR THE ALL-RUSSIAN OLYMPIAD OF SCHOOLCHILDREN IN PHYSICAL CULTURE
N. Ivanova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Life Safety and Drug Addiction Prevention.
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism», Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budenniy St., 161; e-mail: iv. [email protected].
Annotation.
Relevance. Analyzing the analytical reports presented on the official website of the All-Russian Olympiad of schoolchildren in the subject, Physical Culture, it should be noted the negative dynamics of the effectiveness of the team from the Krasnodar Territory in the period from 2019 to 2022: according to the data presented, from our region, four years in a row, a «unit» (one representative from the region) is exhibited.
Nevertheless, in the Kuban, great attention is paid, on the part of all structural units, to the popularization and formation of the motivational and need sphere for systematic physical culture and sports activities in children, adolescents and youth.
Having analyzed the reports of the chairman of the regional stage of the All-Russian Olympiad of schoolchildren, for the period from 2019 to 2022, we have identified the main, in our opinion, the reason for unsuccessful performances in the theoretical and practical rounds of the regional and, in the future, the final stages, which consists in the absence of a scientifically based program for the training of gifted children in the subject of Physical Education, based on the use of individualization models, through the use of individual educational routes (IOM).
The purpose of the study was to update the use of models of individualization, through the development of individual educational routes (IOM) in preparation for the All-Russian Olympiad of schoolchildren in Physical Culture.
Research methods. Analytical methods were used to actualize the need to use individualization models through the development of individual educational routes (IOM).
Results of the study. In the course of the study, the structural components of IOM modeling of gifted children in the subject of Physical Culture, practice-oriented direction, were determined.
Methodological recommendations for the preparation of individual practice-oriented programs related to in-depth study, meta and subject component of the subject area of Physical Culture have been developed.
Correct mathematical analysis from the combined average group indicators of boys and girls, participants of the RE VOSH in the 2021/2022 academic year made it possible to update and confirm the need to use individualization models through the development of individual educational routes (IOM) of gifted children in the subject of Physical Culture, a practice-oriented direction.
Key words: subject area Physical education, individual educational route (IOM), giftedness, gifted children.
References:
1. Anisimova T.S., Davidenko A.I. The anticipative component in the model of the pedagogical system. Sovremen-nye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2018, no. 4. Accessed: https://sci-ence-education.ru/ru/article/view?id=27778 (in Russian).
2. Bukharova G.D. O missii rossijskogo obrazovaniya v sovre-mennom mire [On the mission of Russian education in the modern world].Accessed: http://elar.rsvpu.ru/bitstre am/123456789/18024/1 /978-5-8295-0500-4_2017_003. pdf
3. Maslak A.A. Izmerenie latentnyh peremennyh v social'no-ekonomicheskih sistemah [Measurement of latent variables in socio-economic systems]. Slavyansk-on-Kuban: SGPI, 2006, 333 p.
4. Ostapenko A.A. Theory of the pedagogical system of N.V. Kuzmina: genesis and consequences. CHelovek. Soob-shchestvo. Upravlenie [Man. Community. Management], 2013, no. 4, pp. 37-50. Accessed: http://chsu .kubsu.ru/ arhiv/2013_4/2013_4_0stapenko.pdf. (in Russian).
5. Chapaev N.K. Acmeological mission of professional education in the conditions of integration of education, production and science. Nauchnyj dialog [Scientific Dialogue], 2014, № 2 (26), pp. 126-145. Accessed: https:// cyberleninka.ru/article/v/akmeologicheskaya-missiya -professionalnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-integratsii-obrazovaniyaproizvodstva-i-nauki. (in Russian).
Поступила / Received 01.12.2022
Принята в печать / Accepted 27.12.2022