Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙНЫХ ПРИЗНАКОВ КОНЦЕПТА ВОСПИТАТЕЛЬ В СЛОВАРЯХ СИНОНИМОВ'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙНЫХ ПРИЗНАКОВ КОНЦЕПТА ВОСПИТАТЕЛЬ В СЛОВАРЯХ СИНОНИМОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
151
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ ВОСПИТАТЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ПОНЯТИЙНЫЕ ПРИЗНАКИ / СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ / СТРУКТУРА КОНЦЕПТА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Юрченко Марина Геннадьевна

Введение. Несмотря на то, что концепты педагогического дискурса привлекают внимание многих исследователей, в научной литературе отсутствуют работы, посвященные исследованию понятийных признаков концепта воспитатель . Этим обусловлена научная новизна представляемой работы. Цель данной статьи: выявление и описание понятийных признаков концепта педагогического дискурса воспитатель по словарям синонимов. Материалы и методы . Представляемая работа основана на методике Санкт-Петербургско-Кемеровской школы, включающей поэтапное изучение структуры концепта. Дополнительно в статье используются следующие методы лингвистического анализа: описательный - прием анализа языковых фактов; концептуальный - для выявления признаков, формирующих структуру концепта и интерпретативный. В качестве иллюстративных сведений был использован дискурсивный материал Национального корпуса русского языка. Для определения понятийных признаков концепта воспитатель взяты словари синонимов. Результаты исследования, обсуждение . Изучение словарей синонимов позволило обнаружить 36 понятийных признаков концепта воспитатель. Одна часть этих признаков была найдена на предыдущих этапах исследования. Вторая часть понятийных признаков - новая, она включает признаки, не обнаруженные в проанализированных ранее словарях. Заключение. Как показывает анализ языкового материала, не все указанные в словарях синонимов понятийные признаки концепта воспитатель актуальны для современного русского языка. Одна часть понятийных признаков иноязычного (инокультурного) происхождения не встречается в контекстах со словами, репрезентирующими изучаемый концепт. Эти понятийные признаки актуальны, но примеры, их объективирующие, немногочисленны. Другая часть инокультурных понятийных признаков актуализируется в контекстах со словами-репрезентантами изучаемого концепта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF CONCEPTUAL SIGNS OF THE EDUCATOR CONCEPT IN THE DICTIONARIES OF SYNONYMS

Introduction. Even though the concepts of pedagogical discourse attract the attention of many researchers, the academic literature contains next to no works on the conceptual signs of the educator concept, which explains the research novelty of the presented work. The aim of this article: to identify and describe the conceptual signs of the educator concept of pedagogical discourse in the dictionaries of synonyms. Materials and methods. This article is based on the methodology of the St. Petersburg-Kemerovo school, which includes a step-by-step study of the concept structure. The following methods of linguistic analysis are used: descriptive, for analyzing linguistic facts; conceptual, to identify the features that form the structure of the concept, and interpretive. The discursive material of the Russian National Corpus was used as illustrative data. Dictionaries of synonyms were taken to determine the conceptual signs of the educator concept. Research results, discussion . The study of the dictionaries of synonyms has found 36 conceptual signs of the educator concept. A part of these signs was found during the previous stages of research. The second part of the conceptual signs is new; it includes signs not found in previously analyzed dictionaries. Conclusion. As the analysis of the linguistic material shows, not all the conceptual signs of the educator concept indicated in the dictionaries of synonyms are relevant for the modern Russian language. One part of the conceptual signs of foreign-language (foreign-cultural) origin is not found in the contexts with words representing the concept under study. These conceptual signs are relevant, but the examples objectifying them are few. The other part of foreign-cultural conceptual signs is actualized in the contexts with the words-representatives of the studied concept.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙНЫХ ПРИЗНАКОВ КОНЦЕПТА ВОСПИТАТЕЛЬ В СЛОВАРЯХ СИНОНИМОВ»

УДК 81-114

DOI 10.30914/2072-6783-2021 -15-4-495-502

Актуализация понятийных признаков концепта воспитатель

в словарях синонимов М. Г. Юрченко

Кыргызско-Российский Славянский университет, Бишкек, Киргизкая Республика

Аннотация. Введение. Несмотря на то, что концепты педагогического дискурса привлекают внимание многих исследователей, в научной литературе отсутствуют работы, посвященные исследованию понятийных признаков концепта воспитатель. Этим обусловлена научная новизна представляемой работы. Цель данной статьи: выявление и описание понятийных признаков концепта педагогического дискурса воспитатель по словарям синонимов. Материалы и методы. Представляемая работа основана на методике Санкт-Петербургско-Кемеровской школы, включающей поэтапное изучение структуры концепта. Дополнительно в статье используются следующие методы лингвистического анализа: описательный - прием анализа языковых фактов; концептуальный - для выявления признаков, формирующих структуру концепта и интерпретативный. В качестве иллюстративных сведений был использован дискурсивный материал Национального корпуса русского языка. Для определения понятийных признаков концепта воспитатель взяты словари синонимов. Результаты исследования, обсуждение. Изучение словарей синонимов позволило обнаружить 36 понятийных признаков концепта воспитатель. Одна часть этих признаков была найдена на предыдущих этапах исследования. Вторая часть понятийных признаков - новая, она включает признаки, не обнаруженные в проанализированных ранее словарях. Заключение. Как показывает анализ языкового материала, не все указанные в словарях синонимов понятийные признаки концепта воспитатель актуальны для современного русского языка. Одна часть понятийных признаков иноязычного (инокультурного) происхождения не встречается в контекстах со словами, репрезентирующими изучаемый концепт. Эти понятийные признаки актуальны, но примеры, их объективирующие, немногочисленны. Другая часть инокультурных понятийных признаков актуализируется в контекстах со словами-репрезентантами изучаемого концепта.

Ключевые слова: концепт воспитатель, педагогический дискурс, понятийные признаки, словарь синонимов, структура концепта

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Юрченко М. Г. Актуализация понятийных признаков концепта воспитатель в словарях синонимов // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. № 4. С. 495-502. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-4-495-502

Actualization of conceptual signs of the educator concept

in the dictionaries of synonyms

M. G. lurchenko

Kyrgyz-Russian Slavic University, Bishkek, Kyrgyz Republic

Abstract. Introduction. Even though the concepts of pedagogical discourse attract the attention of many researchers, the academic literature contains next to no works on the conceptual signs of the educator concept, which explains the research novelty of the presented work. The aim of this article: to identify and describe the conceptual signs of the educator concept of pedagogical discourse in the dictionaries of synonyms. Materials and methods. This article is based on the methodology of the St. Petersburg-Kemerovo school, which includes a step-by-step study of the concept structure. The following methods of linguistic analysis are used: descriptive, for analyzing linguistic facts; conceptual, to identify the features that form the structure of the concept, and interpretive. The discursive material of the Russian National Corpus was used as illustrative data. Dictionaries of synonyms were taken to determine the conceptual signs of the educator concept. Research results, discussion. The study of the dictionaries of synonyms has found 36 conceptual signs of the educator concept. A part of these signs was found during the previous stages of research. The second part of the conceptual signs is new; it includes signs not found in previously analyzed dictionaries. Conclusion. As the analysis of the linguistic material shows, not all the conceptual signs of the educator concept indicated in the dictionaries of synonyms are relevant for the modern Russian language. One part of the conceptual signs of foreign-language (foreign-cultural) origin

is not found in the contexts with words representing the concept under study. These conceptual signs are relevant, but the examples objectifying them are few. The other part of foreign-cultural conceptual signs is actualized in the contexts with the words-representatives of the studied concept.

Keywords: educator concept, pedagogical discourse, conceptual signs, dictionary of synonyms, concept structure The author declares no conflict of interests.

For citation: Iurchenko M. G. Actualization of conceptual signs of the educator concept in the dictionaries of synonyms. Vestnik of the Mari State University. 2021, vol. 15, no. 4, pp. 495-502. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-4-495-502

Введение

Концепты педагогического дискурса привлекают внимание многих исследователей. Ю. А. Гуляева и Е. Б. Никитина рассмотрели метафорическую репрезентацию концептов учитель и ученик в аспекте эмоционального выгорания педагога [1]. Н. Ю. Чайникова обратилась к исследованию особенностей метафорического моделирования ключевых концептов в педагогическом дискурсе Ж-Ж. Руссо и Дж. Локка [10]. Модель воспитателя дошкольных образовательных учреждений представлена в работе А. А. Листопад [6]. Результаты экспериментального анализа концепта учитель обобщены в цикле работ Е. Н. Заречневой [2; 3]. Концепт в рамках данного исследования «с позиций когнитивной лингвистики <...> понимается как заместитель понятия, трактуется как индивидуальный смысл в отличие от коллективного, словарно закрепленного значения. Совокупность концептов образует концептосферу данного народа и соответственно данного языка» [4, с. 18].

В научной литературе отсутствуют работы, посвященные исследованию понятийных признаков концепта воспитатель. Этим обусловлена научная новизна представляемой работы. Цель статьи - выявление и описание понятийных признаков концепта педагогического дискурса воспитатель по словарям синонимов. Рабочим термином в статье является понятийный признак, под которым, согласно М. В. Пименовой, понимаются «признаки концепта, актуализированные с словарных значениях в виде семантических компонентов (сем) слова-репрезентанта концепта» [7, с. 314].

Методы и материал исследования

Представляемая работа основана на методике Санкт-Петербургско-Кемеровской школы, основанной на поэтапном изучении структуры концепта (В. В. Колесов и М. В. Пименова) [5; 7; 8; 9]. В статье используются такие методы лингвистиче-

ского анализа, как: описательный - прием анализа языковых фактов; концептуальный - для выявления признаков, формирующих структуру концепта, и интерпретативный. Дискурсивный материал Национального корпуса русского языка1 был использован в качестве иллюстративных сведений.

Результаты и обсуждение

Для определения понятийных признаков концепта воспитатель взяты словари синонимов. Н. Абрамов в своем словаре указывает следующий ряд синонимов слова воспитатель: гувернер (гувернантка), ментор, наставник, настави-тель, пестун, учитель; дядька, бонна2.

В словаре З. Е. Александровой дается только два синонима: устаревшее пестун и современное наставник . К глаголу воспитать указаны синонимы вырастить, привить; к глаголу воспиты-

4

вать - растить, прививать .

В словаре Ю. Д. Апресяна приводится развернутый ряд синонимов: учитель; тренер; инструктор; наставник; гуру; устар. мэтр; бонна; гувернер; гувернантка; предметник; химик; физик, словесник; англичанка5.

Только один синоним предлагает к слову воспитатель «Словарь русских синонимов. Контекст 5.0»: наставник6.

Национальный корпус русского языка. URL: www.ruscorpora.ru (дата обращения: 19.10.2021).

2 Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. М.: Русские словари, 1999. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/20883/воспитатель (дата обращения: 11.10.2021).

3 Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 2001. С. 64.

4 Там же.

5 Апресян Ю. Д. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. 2-е изд. М.; Вена: Языки славянской культуры: Венский славистический альманах, 2004. С. 1228.

6 Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 - Информа-тик. 2012. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/ 20883/воспитатель (дата обращения: 11.10.2021).

В «Словаре русских синонимов» к слову воспитатель приводятся такие синонимы: гувернёр, ментор, наставник, наставитель, пестун, учитель, усатый нянь, дядька, образователь, ата-бек, педагог1.

Один из самых развернутых рядов синонимов находим в словаре В. Н. Тришина: атабек, вы-хаживатель, гувернер, детовод, детоводитель, дядька, ментор, мосье, наставитель, наставник, образователь, паотец, педагог, пестователь, пестун, учитель2. В электронном «Словаре сино-

ним.ощ» приводится самый обширный список дополнительных синонимов к указанным в словаре В. Н. Тришина: тьютор, воспитательница, вожатый, физрук, старшой, инструктор, бонна, репетитор, господин, педант, регент, властитель, организатор, руководитель, просветитель, основоположник, создатель3.

«Электронный словарь синонимов» предлагает такой синонимический ряд к слову воспитатель: гувернер (гувернантка), ментор, наставник, наставитель, пестун, учитель; дядька, бонна4.

Таблица / Table

Понятийные признаки концепта воспитатель в словарях синонимов / Conceptual signs of the educator concept in the dictionaries of synonyms

№ / no. Понятийные признаки / Conceptual signs Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений / N. Abramov. Dictionary of Russian synonyms and expressions Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка / Dictionary of synonyms of the Russian language Апресян Ю. Д. Новый объяснительный словарь синонимов / Yu. D. Apresyan. New explanatory dictionary of synonyms Словарь синоним.о^ / Dictionary of Synonyms.org Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 / Dictionary of Russian synonyms. Context 5.0 Словарь русских синонимов / Dictionary of Russian synonyms Тришин В. Н. Словарь синонимов ASIS / V. N. Trishin. Dictionary of synonyms ASIS Электронный словарь синонимов / Electronic dictionary of synonyms

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1. 'атабек'3 - - - + - + + -

2. 'бонна'3 + - + + - - - +

3. 'вырастить'3 - 'выращивать' (растения/ животных)2 - 'взрастить'3 (о растениях) (мотивир.)1 - + - - - - - -

4. 'властитель'3 - - - + - - - -

5. 'вожатый'3 - - - + - - - -

6. 'выхаживатель'31 2 3 4 - - - + - - + -

7. 'господин'3 - - - + - - - -

8. 'гувернер'1,3 + - + + - + + +

9. 'гувернантка'3 + - + - - - - +

1 Словарь русских синонимов URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/20883/BocnMTaTenb (дата обращения: 11.10.2021).

2 Тришин В. Н. Словарь синонимов ASIS. 2013. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/20883/воспитатель (дата обращения: 11.10.2021).

3 Словарь синоним.о^ URL: https://sinonim.org/s/воспитатель (дата обращения: 11.10.2021).

4 Электронный словарь синонимов URL: http://slovonline.ru/slovar_sinonimov/b-2/id-2469/vospitatel.html (дата обращения: 11.10.2021).

Окончание табл.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10. 'гуру'3 - - + - - - - -

11. 'детовод/ детоводитель'3 - - - + - - + -

12. 'дядька'3 + - - + - + + +

13. 'инструктор'3 - - + + - - - -

14. 'ментор'3 + - - + - + + +

15. 'мосье'3 - - - + - - + -

16. 'мэтр'3 - - + - - - - -

17. 'наставитель'3 - 'наставник'2,3 - 'наставление/ наставлять'1 + + + + + + + +

18. 'образователь'3 - 'образование'2 - - - + - + + -

19. 'организатор'3 - - - + - - - -

20. ' основоположник' 3 - - - + - - - -

21. 'паотец'3 - - - + - - + -

22. 'педагог'2,3 - - - + - + + -

23. 'педант'3 - - - + - - - -

24. 'пестун/ пестователь'3 + + - - - + - +

25. 'предметник: химик, физик/ словесник/ англичанка'3 - - + - - - - -

26. 'привить/ прививать'2,3 - + - - - - - -

27. 'просветитель'3 - - - + - - - -

28. 'регент'3 - - - + - - - -

29. 'репетитор'3 - - - + - - - -

30. 'руководитель'3 - - - + - - - -

31. 'создатель'3 - - - + - - - -

32. 'старшой'3 - - - + - - - -

33. 'тренер/ физрук'3 - - + - - - - -

34. 'тьютор'3 - - - + - - - -

35. 'усатый нянь'3 - - - - - + - -

36. 'учитель'3 + - + + - + + +

Изучение словарей синонимов позволило обнаружить 36 понятийных признаков концепта воспитатель. Одна часть этих признаков была найдена на предыдущих этапах исследования: 1) 'вырастить/ взрастить' ('взрастить' (о растениях) (мотивир., ХУШ-Х1Х вв.) - 'выращивать' (растения/животных) (ХХ-ХХ1 вв.); 2) 'гувернер' (ХУШ-Х1Х вв., ХХ-ХХ1 вв.); 3) 'наставитель' (ХХ-ХХ1 вв.) - 'наставник' (ХХ-ХХ1 вв.) -'наставление/наставлять' (ХУШ-Х1Х вв.); 4) 'об-

разователь' - 'образование' (ХХ-ХХ1 вв.); 5) 'педагог' (ХХ-ХХ1 вв.); 6) 'привить/прививать' (ХХ-ХХ1 вв.).

Вторая часть понятийных признаков - новая, эти признаки в проанализированных ранее словарях не были обнаружены. Это признаки: 'атабек', 'бонна', 'властитель', 'вожатый', 'вы-хаживатель', 'господин', 'гувернантка', 'гуру', 'детовод/детоводитель', 'дядька', 'инструктор', 'ментор', 'мосье', 'мэтр', 'организатор',

'основоположник', 'паотец', 'педант', 'пестун/пес-тователь', 'предметник: химик, физик/ словесник/ англичанка', 'просветитель', 'регент', 'репетитор', 'руководитель', 'создатель', 'старшой', 'тренер/ физрук', 'тьютор', 'усатый нянь', 'учитель'.

Анализ словарей синонимов позволил дополнить список понятийных признаков. Проверим на языковом материале их актуальность:

- 'атабек' («Смерть не могол, и ты не Ата-бек-Абубекр: от нее не откупишься золотом»1),

- 'бонна' и 'гувернантка' («Инну воспитывали, помимо мамы, бонны и гувернантки»2),

- 'властитель' («Приговаривая гомеопатию к изгнанию из ведомства „научной" медицины как ересь и ненаучное заблуждение, властные наши руководители и воспитатели юношества очень не прочь... »3),

- 'вожатый' («Как только японский диверсант рявкнул свой свинский напев, так дети, забыв о руководителях «огонька», вожатых и воспитателях, сорвались с мест, потесня тех к стенкам, и захватили инициативу» ),

- 'выхаживатель' («Директор и воспитатели корпуса заботились не только о том, чтобы из корпуса выходили люди со знанием, но и о том, чтобы они действительно были казаками»5),

- 'господин' («Наверно, ему наш классный воспитатель господин Кочкин что-нибудь наговорил»6),

- гуру' («Но в этом - сегодня, вне всяких сомнений, ключевом - вопросе они почему-то даже своего гуру слушать не желают»1),

- 'детовод/детоводитель' («Детоводитель (греч. педагог) - тот служитель, который сопровождал детей до места учения, но сам отнюдь не преподавал»8),

- 'дядька' («Помощниками офицеров-воспитателей, в кадетском корпусе их называли „ дядьки ", были сержанты»9),

1 Бунин И. А. Смерть пророка. 1911.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Рязанов Э. Мой первый друг, мой друг бесценный... 2001.

3 Федоровский Н. Ф. Гомеопатия и государство // Доклад общему собранию членов С.-Петербургского Общества самопомощи в болезнях 13 мая 1901 г.

4 Митьки. Подросток. 1988.

5 Палий. Казаки и Донской кадетский корпус // «Вольное казачество» № 53. 1930.

6 Воскресенская З. И. Сердце матери. 1963-1965.

1 Привалов А. Об идеальном шторме // «Эксперт». 2015.

8 Кураев А. Нищие духом // «Альфа и Омега». 1994.

9 Васильев Г. Роли, которые нас выбирают. 2002.

- 'инструктор' («Борьба за безаварийность восхождений, политическое воспитание альпинистов в духе партии Ленина-Сталина, повышение роли инструктора-учителя и воспитателя молодых альпинистов, овладение передовой техникой - на этой основе советские альпинисты добиваются новых побед»10),

- 'ментор' («Мичурин обогатил биологическую науку и сельскохозяйственную практику новыми приемами переделки природы растений: методом вегетативной гибридизации, методом вегетативного сближения перед отдаленной половой гибридизацией, методом ментора-воспитателя, который, будучи привит растению, направляет в необходимую сторону развитие молодого гибрида»11),

- 'мосье' («У сестер были русские, французские и немецкие воспитательницы, занимавшиеся языками и с нами; у нас же был, кроме того, превосходный воспитатель мосье Венсан -швейцарец, спортсмен, гимнаст, фехтовальщик, верховой ездок»12),

- 'мэтр' («Славящийся неординарным мышлением мэтр мирового кино приехал в Москву и дал мастер-класс в день открытия „ Святой Анны "»13),

- 'организатор' («Бригада сидит на болоте, и ты там для них - инженер, организатор, вос-

14

питатель» ),

- 'основоположник' («В отличие от предшествующих теоретиков, неправомерно трактовавших воспитание как самостоятельную силу, направляемую волей и сознанием воспитателей, основоположники марксизма установили, что воспитание обусловлено господствующими в данное время общественными отношениями, которые в свою очередь определяются способом производства»15),

- 'паотец' (-),

- 'педант' («Совершенно безалаберный в бытовом плане, но педант в науке»16),

10 Антонович И., Гутман Л., Ходакевич С. Техника альпинизма. 1939.

11 Жданов Ю. А. Во мгле противоречий // Вопросы философии. 1993.

12 Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. 19251928.

13 Престиж золотой середины // «Культура». 2002.04.08.

14 Борозин М. Этот совсем взрослый Глебов // «Техника - молодежи». 1976.

15 Шабаева М. История педагогики. 1981.

16 Нестерова Н. В. Лялька, или Квартирный вопрос. 2012.

- 'пестун/пестователь' («Шестьдесят лет назад в Красноярском крае было лишь два частных детских сада, а сейчас почти две тысячи детских садов и яслей, где 14 тысяч воспитателей пестуют 200 тысяч малышей»1),

- 'предметник: химик, физик/ словесник/ англичанка' («На самом деле мама ее терпеть не может - плохой, мол, предметник, плохой воспитатель и вообще ни то ни се»2),

- 'просветитель' («Сложное чувство таилось у нее к этому гордому, умному и просвещенному человеку, первому сановнику империи и воспитателю её сына Павла»3),

- 'регент' (примеры только XIX в.: «И вамъ, конечно, какъ воспитателю и ближайшему лицу къ наследнику престола слпдуетъ быть этимъ регентомъ»4; «В Англии Кальвин вдохновлял герцога Сомерсета, регента и воспитателя Эдуарда VI, писал отеческие наставления юному королю, переписывался со знаменитым архиепископом Кранмером»5),

- 'репетитор' («При переходе нашем в отрочество, англичанок и француженок постепенно стали вытеснять отечественные воспитатели и репетиторы.. »6),

- 'руководитель' («Н. К. Крупская считала, что воспитатель должен умело руководить играми детей, не стесняя их инициативу и не навязывая им свои игры»1),

- 'создатель' («Перед пионерской организацией стояли немалые задачи — помочь воспитателям создать коллектив крепкий и дружный, способный выйти с честью из любых испытаний»>8),

- 'старшой' («Пусть завтра старшой разбирается, - сказал Жора»9),

1 Башарина В. Растим наследников // «Работница». 1980.

2 Щербакова Г. Мальчик и девочка. 2001.

3 Шишков В. Я. Емельян Пугачев. 1939-1945.

4 Салиас Е. А. Петербургское действо. 1880.

5 Порозовская Б. Д. Жан Кальвин. 1898.

6 Набоков В. В. Другие берега. 1954.

1 Шабаева М. История педагогики. 1981.

8 Шебеко М. Пионерская дружина в детдоме // «Вожатый». 1945.

9 Климонтович Н. Последняя газета. 1997-1999.

- 'тренер/ физрук' («Дед ее, воспитатель и

тренер, не только веревчато-крепкие мышцы ей нарастил, но и в характер ей вплел такие нити, что любое дело она делала насмерть, дотла, до полного уничтожения»10),

- 'тьютор' («Тьютор (в переводе с английского tutor) означает „домашний учитель, репетитор, наставник, опекун"»11),

- 'усатый нянь' («Дело в том, что среди его воспитателей появился „усатый нянь" - 23-летний Михаэль Фрибе, сменивший профессию автослесаря на работу с детьми»12),

- 'учитель' («Писатель должен быть воспитателем и учителем»13).

Заключение

Как показывает анализ языкового материала, не все, указанные в словарях синонимов понятийные признаки концепта воспитатель, актуальны для современного русского языка. Примеров актуализации признака 'паотец' не обнаружено. Понятийный признак 'регент' встречается только в контекстах XIX века.

Одна часть понятийных признаков, иноязычного (инокультурного) происхождения, не встречается в контекстах со словами, репрезентирующими изучаемый концепт. Эти понятийные признаки актуальны, но примеры, их объективирующие, немногочисленны: 'атабек', гуру', 'детовод/детоводитель', 'мэтр', 'педант', 'тьютор'.

Другая часть инокультурных понятийных признаков актуализируется в контекстах со словами-репрезентантами изучаемого концепта: 'бонна', 'гувернантка', 'инструктор', 'ментор', 'мосье', 'организатор', 'репетитор'.

10 Улицкая Л. Ветряная оспа. 1998.

11 Борисова О. В. Эффективные технологии производственного обучения. 2013.

12 «Усатый нянь» // «Труд». 1988.04.01.

13 Олеша Ю. К. Речь на I Всесоюзном съезде советских писателей. 1934.

1. Гуляева Ю. А., Никитина Е. Б. Влияние эмоционального выгорания на метафорическую репрезентацию концептов «Учитель», «Ученик» // Филологический класс. 2013. № 3 (33). С. 59-61. URL: https://filclass.ru/images/Filologiceskij-klass_333_2013_st.-10.pdf (дата обращения: 18.10.2021).

2. Заречнева Е. Н. Экспериментальное исследование концепта «учитель»: лингвокультурный аспект // Мир науки, культуры, образования. 2008. № 3 (10). С. 52-56. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnoe-issledovanie-kontsepta-uchitel-lingvokulturnyy-aspekt (дата обращения: 15.10.2021).

3. Заречнева Е. Н. Учитель // Антология концептов / Под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. Волгоград: Парадигма, 2011. Т. 8. C. 282-291.

4. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с. URL: https://bookree.org/reader?file=670964&pg=1 (дата обращения: 18.10.2021).

5. Колесов В. В. Концепт культуры: образ, понятие, символ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2: История, языкознание, литературоведение. 1992. № 3. С. 30-40.

6. Листопад А. А. Концептуальная модель формирования профессионально-творческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Концепт. 2015. № 5 (май). ART 15144. URL: http://e-koncept.ru/2015/15144.htm (дата обращения: 19.10.2021).

7. Пименова М. В. Концепт сердце: образ, понятие, символ: монография / Серия «Концептуальные исследования» Кемерово : КемГУ, 2007. № 9. 500 с.

8. Пименова М. В. Методика анализа и теоретические установки Кемеровской школы концептуальных исследований // Науковийвюник Херсоньского державного ушверситету. Серш «Лшгвютика». 2013. Вип. 18. С. 50-59. URL: http://ekhsuir.kspu.edu/handle/123456789/991 (дата обращения: 12.10.2021).

9. Пименова М. В. Типы концептов и этапы концептуального исследования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2-2. С. 127-131. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-kontseptov-i-etapy-kontseptualnogo-issledovaniya (дата обращения: 14.10.2021).

10. Чайникова Н. Ю. Особенности метафорического моделирования ключевых концептов в педагогическом дискурсе Ж.-Ж. Руссо и ДЖ. Локка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2015. № 8-1 (50), в 3-х ч. Ч. I. C. 194-200. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23609297 (дата обращения: 10.10.2021).

Статья поступила в редакцию 22.10.2021 г.; одобрена после рецензирования 17.11.2021 г.; принята к публикации 24.11.2021 г.

Об авторе

Юрченко Марина Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков, Кыргызско -

Российский Славянский университет (720000, Киргизкая Республика, г. Бишкек, ул. Киевская 44),

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7464-711X, m4rinaiurchenko@yandex.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

1. Gulyaeva Y. A., Nikitina E. B. Vliyanie emotsional'nogo vygoraniya na metaforicheskuyu reprezentatsiyu kontseptov "Uchitel'", "Uchenik" [Influence of the "emotional burning" of the teachers on the metaphoric representative concepts "teachers", "pupils"]. Filologicheskii klass = Philological Class, 2013, no. 3 (33), pp. 59-61. Available at: https://filclass.ru/images/Filologiceskij-klass_333_2013_st.-10.pdf (accessed 18.10.2021). (In Russ.).

2. Zarechneva E. N. Eksperimental'noe issledovanie kontsepta "uchitel"': lingvokul'turnyi aspekt [Experiment research of the concept "teacher": linguistic-cultural aspect]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya = The World of Science, Culture and Education, 2008, no. 3 (10), pp. 52-56. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnoe-issledovanie-kontsepta-uchitel-lingvokulturnyy-aspekt (accessed 15.10.2021). (In Russ.).

3. Zarechneva E. N. Uchitel' [Teacher]. Antologiya kontseptov = Anthology of Concepts, edited by V. I. Karasik, I. A. Sternin. Volgograd, Paradigma Publ., 2011, vol. 8, pp. 282-291. (In Russ.).

4. Karasik V. I. Yazykovoi krug: lichnost', kontsepty, diskurs: monografiya [Language circle: personality, concepts, discourse: monograph]. Volgograd, Peremena Publ., 2002, 477 p. Available at: https://bookree.org/reader?file=670964&pg=1 (accessed 18.10.2021). (In Russ.).

5. Kolesov V. V. Kontsept kul'tury: obraz, ponyatie, simvol [Concept of culture: image, concept, symbol]. VestnikSPbGU, Seri-ya 2, Istoriya, yazykoznanie, literaturovedenie = Vestnik of Saint Petersburg University, Series 2, 1992, no. 3, pp. 30-40. (In Russ.).

6. Listopad A. A. Kontseptual'naya model' formirovaniya professional'no-tvorcheskogo potentsiala budushchikh vospitatelei doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdenii [Conceptual model of forming of professional-creative potential of future educators of preschool educational establishments]. Kontsept = Concept, 2015, no. 05 (May), art. 15144. Available at: http://e-koncept.ru/2015/15144.htm (accessed 19.10.2021). (In Russ.).

7. Pimenova M. V. Kontsept serdtse: obraz, ponyatie, simvol: monografiya [The concept of heart: image, concept, symbol: monograph]. Series "Conceptual Studies", Kemerovo, KemGU, 2007, vol. 9, 500 p. (In Russ.).

8. Pimenova M. V. Metodika analiza i teoreticheskie ustanovki Kemerovskoi shkoly kontseptual'nykh issledovanii [Methodology of analysis and theoretical attitudes of Kemerovo school of conceptual research]. NaukoviivisnikKherson'skogo derzhavnogo univer-sitetu. Seriya "Lingvistika" = Scientific Bulletin of Kherson State University. Series "Linguistics", 2013, no. 18, pp. 50-59. Available at: http://ekhsuir.kspu.edu/handle/123456789/991 (accessed 12.10.2021). (In Russ.).

9. Pimenova M. V. Tipy kontseptov i etapy kontseptual'nogo issledovaniya [The types of concepts and the stages of conceptual structure analysis]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo State University, 2013, no. 2-2, pp. 127-131. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/tipy-kontseptov-i-etapy-kontseptualnogo-issledovaniya (accessed 14.10.2021). (In Russ.).

10. Chainikova N. Yu. Osobennosti metaforicheskogo modelirovaniya klyuchevykh kontseptov v pedagogicheskom diskurse Zh.-Zh. Russo i Dzh. Lokka [The peculiarities of the metaphoric modeling of the key concepts in the pedagogical discourse of J.-J. Rousseau and J. Locke]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki = Philology. Theory and Practice, Tambov, Gramota Publ., 2015, no. 8(50), part 1, pp. 194-200. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23609297 (accessed 10.10.2021). (In Russ.).

The article was submitted 22.10.2021; approved after reviewing 17.11.2021; accepted for publication 24.11.2021.

About the author Marina G. Iurchenko

Ph. D. (Philology), Associate Professor, Head of the Department of Foreign Languages, Kyrgyz-Russian Slavic University (44 Kievskaya St., Bishkek 720000, Kyrgyz Republic), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7464-711X, m4rinaiurchenko@yandex. ru

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.