Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ПЕРВЫХ ПРОЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГИДРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПЕРВЫХ ПРОЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГИДРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГИДРОЭНЕРГЕТИКА / ГЭС / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / ВЛАДИКАВКАЗСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / ТРАНСКАВКАЗСКАЯ ПЕРЕВАЛЬНАЯ ДОРОГА / АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / ФОН ГАРТМАН / ВАЦЛАВ ЛОПУШИНСКИЙ / ВЯЧЕСЛАВ ПОКШИШЕВСКИЙ / ГЕНРИХ ГРАФТИО / МИХАИЛ ШАТЕЛЕН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гуртуев Расул Салихович

Статья посвящена первым опытам проектирования гидроэлектростанций на реках Северного Кавказа. Показана тесная взаимосвязь использования гидроэнергетических ресурсов Кавказа с развитием железнодорожного строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPDATING THE FIRST PROJECTS OF USING HYDROPOWER RESOURCES OF THE NORTH CAUCASUS AT THE END OF XIX - THE BEGINNING OF XX CENTURY

The article is written on the basis of some archival materials and written sources and examines the problem of the first experiments in designing hydroelectric power plants on mountain rivers of the North Caucasus. The development of electrical engineering at the turn of XIX-XX century was rapid. A great role in this process played famous Russian scientists. Their discoveries and experiments made it possible to begin research on the use of the rich hydropower resources of the North Caucasus. The first realized projects of hydroelectric installations were related to supplying the mining industry and resort business, urban transport. However, the largest projects were prepared in the interests of railway companies. They were not implemented at the time under consideration, but the research results were used in the construction of hydroelectric power plants later. Many projects are being implemented nowadays.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ПЕРВЫХ ПРОЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГИДРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ»

УДК 94(47)19

DOI 10.18522/2072-0181-2022-110-48-54

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПЕРВЫХ ПРОЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГИДРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ вв.

Р.С. Гуртуев

UPDATING THE FIRST PROJECTS OF USING HYDROPOWER RESOURCES OF THE NORTH CAUCASUS AT THE END OF XIX - THE BEGINNING OF XX CENTURIES

R.S. Gurtuev

Развитие малой гидроэнергетики наиболее адекватно вписывается в сегодняшнюю мировую повестку развития энергетики в целом, направленную на сохранение окружающей среды и переход от ископаемых к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ). Из всех видов ВИЭ энергия водных потоков является наиболее экологически безопасной, удобной для управления и дешевой в долговременной производственной перспективе. В этом плане использование гидроэнергетического потенциала горных рек Кавказа является важным фактором успешного развития экономики региона.

Созданная в период индустриализации СССР энергетическая система с лихвой обеспечивает сегодняшние потребности населения и имеющейся промышленности. В то же время существуют вопросы выравнивания уровня производства электроэнергии в энергодефицитных регионах, повышения в энергетическом балансе доли ВЭИ.

Основными направлениями развития экономического потенциала Северо-Кавказского федерального округа руководство страны определило курортно-туристическую и сельскохозяйственную отрасли*, что неизбежно ведет к необходимости обеспечения устойчиво* Совещание с членами Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа. 15 июня 2021 г. URL: http://government.ru/news/42494/.

Гуртуев Расул Салихович - шеф-редактор редакции газеты «Кабардино-Балкарская правда», 360000, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, пр-т Ленина, 5, e-mail: rasul.gurtuev@mail.ru; т.: 8(8662)426868.

го энергоснабжения вводимых в оборот территорий, особенно в горно-рекреационных зонах. При этом строительство малых ГЭС на горных реках республик СКФО, помимо важного вклада в социально-экономическое развитие региона, отвечает критериям государственной программы стимулирования электроэнергетики на основе договоров поставки мощности за счет возобновляемых источников энергии (ДПМ ВИЭ)* , а также самым строгим экологическим требованиям, поскольку объекты строятся в основном по деривационной схеме - без возведения плотин и затопления территорий.

Опыт проектирования и строительства малых ГЭС в горных районах Северного Кавказа имеет более чем столетнюю историю, а геологические изыскания начались еще раньше - с 1880-х гг. С учетом нынешнего интереса к использованию гидроэнергетического потенциала рек Северного Кавказа анализ исторического опыта подобных исследований имеет не только историко-социологическое, но и экономическое значение.

Основной массив данных для оценки природныхресурсовСеверо-Кавказскогорегиона складывался из результатов исследований Геологического комитета при Горном департаменте Министерства государственных

* Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-Ф3. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/19336.

Rasul Gurtuev - Kabardino-Balkarskaya Pravda newspaper, 5 Lenin Avenue, Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, 360000, e-mail: rasul.gurtuev@mail.ru, tel.: 8(8662)426868.

имуществ Российской империи. Данные публиковались в регулярно издававшихся «Известиях Геологического комитета» и в специальных сериях изданий комитета [1]. Конкретные планы использования энергии рек для электрификации отдельных участков строившихся железных дорог публиковались в изданиях авторов проектов [2]. Впоследствии результаты исследований геологических партий и подготовленная проектная документация были использованы при подготовке плана ГОЭЛРО [3].

Интерес к дореволюционным проектам в области гидроэнергетики на Северном Кавказе в советской историографии проявлялся в контексте электрификации в целом или в специализированной литературе [4]. Возродился он в последние десятилетия, в частности в монографиях Н.С. Симонова [5], А.И. Грищенко и П.С. Зиноватного [6], в работах, посвященных истории железных дорог [7]; мы с П.А. Кузьми-новым в своих статьях также обращались к этой теме [8-12].

Целью данной работы является исследование первых проектов использования гидроэнергетического потенциала горных рек Северного Кавказа, оценка спектра мнений по возможностям строительства ГЭС, трансформации подходов к электрификации в целом и следствий для дальнейшего энергостроительства в регионе.

В ходе подготовки статьи использовались проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, ретроспективный методы, междисциплинарный подход к отбору и интерпретации данных научной литературы и архивных источников, которые позволяют реализовать принцип историзма в исследовании, исключения идеологических и личностных установок в оценке используемых материалов. Все это дает возможность ретроспективного обзора проблемы использования гидроэнергетического потенциала Северного Кавказа и выработки наиболее удачных, научно обоснованных, экологически безопасных решений при реализации современных программ гидростроительства в регионе.

Развитие гидроэнергетики в России в конце XIX - начале XX в. было связано в первую очередь с электрификацией горнорудных работ, поскольку технические особенности первого этапа развития электротехники не позволяли разносить далеко друг от друга источник тока и его потребителей: рядом с рудником, как

правило, находились водные потоки с большим перепадом высот, удобными местами для строительства гидроустановок и т.д. Работы военного инженера Федора Аполлоновича Пироцкого, который «в 1874 г. устроил на Волковом поле, вблизи Петербурга, электрическую передачу мощностью около 6 л. с. сначала на расстояние нескольких десятков метров, увеличенное затем до 1 км» [13, с. 52], и русского ученого Михаила Осиповича Доливо-Добровольского, продемонстрировавшего в 1891 г. на выставке во Франкфурте-на-Майне передачу трехфазного переменного тока на 175 км [13, с. 53], дали мощный импульс развитию гидроэнергетики, пионерами которой стали Норвегия и Швейцария - страны, богатые гидроресурсами и удобными местами для устройства гидроэнергетических установок.

23 мая 1903 г. в созданную при Министерстве путей сообщения Комиссию по рассмотрению вопросов о применении электрической тяги на путях сообщения был представлен доклад инженера К.П. Литовченко «Организация исследований водных богатств Швейцарии и применение выработанной там схемы к изысканиям на реках Черноморского побережья Кавказа» [14]. Доклад содержал подробный анализ опыта Швейцарской Конфедерации по составлению единого кадастра водных ресурсов страны, технических, экономических и юридических вопросов использования энергии водных потоков в целях выработки дешевой электроэнергии и создания энергосистем.

Собранный в Швейцарии материал стал основанием для «Программы исследования мощности главнейших рек восточного побережья Черного моря» стоимостью в 300 тыс. рублей [15], утвержденной 6 июня 1903 г. Комиссией по рассмотрению вопросов о применении электрической тяги на путях сообщения.

Надо сказать, что опыт использования энергии горных рек на Кавказе в конце XIX -начале ХХ в. имелся и был связан с обеспечением горнорудной и курортной отраслей: в 1887 г. бельгийские инвесторы горнопромышленного химического общества «Алагир» построили ГЭС мощностью 950 л. с. на обогатительной фабрике Садонского месторождения серебросвинцовых и цинковых руд в Северной Осетии при впадении горной речки Садон в р. Ардон [5, с. 129]. Энергия использовалась для механизации некоторых производственных процессов.

В 1903 г. в районе курорта Ессентуки на р. Подкумок на средства Владикавказской железной дороги была построена ГЭС мощностью 990 л. с., которая обеспечивала освещение в городах Кавминвод, работу нескольких насосов, качающих минеральную воду на источниках, и работу городского трамвая в Пятигорске и Кисловодске. Проект был подготовлен М.А. Шателеном и Г.О. Графтио. В 1913 г. была построена Пятигорская тепловая (дизельная) станция, после чего под руководством М.А. Шателена был предпринят первый успешный опыт совместной работы двух электростанций разного типа, который стал прообразом будущих энергетических систем, а сама ГЭС получила собственное имя «Белый уголь»* [5, с. 133].

Крупные гидроэнергетические проекты на Кавказе были связаны с обеспечением потребностей железнодорожного строительства и инициировались крупными частными компаниями, в частности акционерным обществом Владикавказской железной дороги, которая в это время активно расширяла сферу своей деятельности. Компания исследовала возможности электрификации своей Мине-раловодской ветки, с открытием которой в 1894 г., как следует из данных, приведенных в издании «Владикавказская железная дорога и лечебные места Кавказа», количество посетителей курортов Кавказских Минеральных Вод стало резко расти. К 1913 г. число пассажиров, отправленных со станций Минераловод-ской ветки, увеличилось до 1,6 млн человек в год. Поскольку группы вод были рассредоточены по четырем курортам (Пятигорск, Кисловодск, Железноводск, Ессентуки), у руководства железной дороги возникла идея организации перевозки пассажиров отдельными вагонами. «Несмотря на вполне достаточную пропускную способность ветки, Владикавказская железная дорога все же разрабатывает вопрос о ее электрификации, что даст возможность отправлять не только поезда, но и отдельные вагоны и позволит еще более уменьшить промежуток между поездами, придавая движению характер трамвайного» [2, с. 22]. С этой целью были инициированы исследования по строительству гидроэлектрической установки на одной из близлежащих крупных горных рек для электрификации всей

* Пассажирская платформа «Белый уголь», построенная на месте первой ГЭС, существует и сегодня.

железнодорожной сети Кавказских Минеральных Вод.

Один из сотрудников Владикавказской железной дороги, начальник службы связи В.А. Покшишевский, в 1927 г. вспоминал об эскизном проекте «инженера Лапушинского» 1911 г. (16 : 1). Необходимость исследований, по его словам, была вызвана прокладкой второй колеи Минераловодской линии Владикавказской железной дороги, которая из-за большого уклона требовала повышенного расхода топлива для паровозов. Мы полагаем, что в стенограмме доклада В.А. Покшишевского была искажена фамилия Вацлава Ивановича Лопушинского, известного конструктора самых популярных серий «Ов» и «Э» российских паровозов, занимавшего в 1895-1920 гг. различные должности в службе тяги Владикавказской железной дороги [17] (фамилия в искаженном виде - «Ляпушинский», «Лапушинский» - была продублирована в различных материалах на эту тему, разошедшихся сегодня в интернет-пространстве [18]). По-видимому, ему и было поручено разработать проект использования водной энергии «в варианте р.р. Баксан-Хулам» на территории Нальчикского округа Терской области. В.И. Лопушинский пришел к выводу, что электрификация перевозки пассажиров по железной дороге экономически неоправданна. Для окончательной профессиональной оценки проекта правление дороги создало специальную комиссию под председательством Г.О. Графтио, в состав которой пригласило крупнейших российских профессоров и инженеров.

Эксперты поддержали проект, при этом значительно его расширив: была признана целесообразной электрификация также Тебер-динской линии и железнодорожного пути от Невинномысска до ст. Прохладной [16]. Проект был реализован лишь в 1936 г. после многочисленных доработок - со строительством Баксанской ГЭС.

История начала гидроэнергетики на Кавказе включает в себя и два конкурирующих проекта, которые должны были связать железнодорожные сети внутренних губерний России с Закавказьем: Черноморской побережной железной дороги и Транскавказской перевальной. Оба проекта на определенном этапе имели глубоко проработанные варианты электрификации с использованием энергии местных рек.

Известно, что первые наброски проектов соединения железнодорожным сообщением

Закавказья с центральными губерниями России появились в середине 1860-х гг. - сразу после окончания Кавказской войны. В 1868 г., параллельно с проектом шоссейной дороги, которая должна была соединить старый Сухуми в Абхазии с Северным Кавказом, появился уникальный проект разработки транскавказской железной дороги, подготовленный рядом авторов: видным исследователем Кавказа Ю.П. Проценко, инженером Н.В. Иогелем и графом П.И. Кутайсовым. Войдя в состав Сухумской администрации в 1871 г., Проценко предложил соединить Сухуми с Невинномыс-ском железной или, в крайнем случае, гужевой дорогой. Обстоятельная записка с техническим обоснованием строительства дороги была при поддержке генерала П.П. Кравченко передана в Кавказское горское управление наместника Кавказа [19].

В 1895 г. аналогичный проект представил инженер путей сообщения Н. Андриевский, который предложил вариант строительства железной дороги в Закавказье через Клухорский перевал по долинам рек Кубани, Теберды, Чхалты и Кодора до Сухума [20].

Начальник Кавказского округа путей сообщения, председатель Кавказского отдела Императорского русского технического общества Б.И. Статковский продвигал идею Перевальной железной дороги по Архотскому перевалу от Владикавказа до Гори [21], поскольку он еще с 1872 г. разрабатывал проекты дорог через перевалы центральной части Главного Кавказского хребта [22, с. 33-34]. Проект электрификации этой железной дороги разработал военный инженер Управления Кавказского военного округа полковник А.А. Кучинский, который предлагал строительство линии электрического трамвая через Крестовый перевал (1906 г.), потом узкоколейной электрической железной дороги Владикавказ-Тифлис (1909 г.) и наконец в 1915-1917 гг. - электрической железной дороги широкой колеи по направлению Владикавказ -Квенамтский перевал - Тифлис [22, с. 35-36]. Усилиями городского головы г. Владикавказа Г.В. Баева и депутата Государственной думы от Терского казачьего войска М.А. Караулова к январю 1917 г. полевые изыскательские работы были завершены, проектирование велось и в течение 1917 г., однако Гражданская война помешала его реализации [22, с. 36]. Результаты изысканий попали затем в план ГОЭЛРО. «...Для перевальной дороги Владикавказ-

Тифлис по Квенамтскому варианту (по Тереку и Арагве) имеются готовые изыскания и готовый проект дороги с электрической тягой... Расположение всех частей Терской гидроэлектрической установки подробно обследовано на месте. Имеется готовый проект установки. В октябре 1918 г. по ходатайству отдела горцев Кавказа был отпущен первый кредит на подготовку приступа к работам по сооружению установки, не использованный вследствие ведомственных противоречий» [3, с. 16].

Проект Перевальной дороги не был реализован в значительной степени из-за начавшегося строительства Армавир-Туапсинской железной дороги, на которой с 1912 г. начались работы по продолжению ее по берегу Черного моря до станции Ново-Сенаки Закавказской железной дороги [7]. На начальном этапе проектирования побережной дороги также имелся проект по электрификации.

Крупный предприниматель и инженер Р.К. фон Гартман в 1897-1898 гг. по согласованию с министром финансов С.Ю. Витте провел изыскания по Черноморскому побережью Кавказа с целью строительства электрической железной дороги - для этого были намечены места для двух гидроэлектростанций на местных реках Бзыби и Мзымте [23, с. 19]. Проектом предполагалась дорога от Екатеринодара через Туапсе и Сухум до станции Ново-Сенаки. К докладной записке Гартмана прилагался протокол заседания комиссии авторитетных специалистов-электротехников из Швейцарии, которое прошло 13 сентября 1898 г. в Цюрихе. Комиссия, уверенная в том, что дорога будет иметь исключительно местное значение, рекомендовала отказаться от электрификации в пользу паровозной тяги, ссылаясь на дороговизну первого способа [23, с. 36]. Из-за конкурентной борьбы с монополистом железнодорожных перевозок в регионе -Владикавказской железной дорогой и ввиду жестких требований правительства к ширине колеи дороги Гартман от проекта отказался. «21 февраля 1900 г. на собранном по инициативе царя Николая II особом совещании разработка маршрута и строительство были отданы в ведение АО Владикавказской дороги» [7]. При этом речь о ее электрификации уже не шла.

Материалы по изучению мощности горных рек Черноморского побережья, а также проект электростанции для обеспе-

чения работы Перевальной дороги имели продолжение в виде конкретных проектов и вошли затем в первоначальный вариант плана ГОЭЛРО. Впоследствии от этих проектов по разным причинам отказались, однако проведенные исследования послужили базой для проектирования и строительства Краснополянской ГЭС на Мзымте (запущена в эксплуатацию в 1950 г.), а также каскада ГЭС на Тереке: Эзминской (1954 г.), ЛарсиГЭС (2014 г.) и Дарьяльской (2017 г.). На сегодняшний день проектирование новых станций на Тереке продолжается.

Наиболее масштабным проектом по использованию гидроэнергетического потенциала рек Кавказского региона в дореволюционное время, по нашему мнению, следует считать проект Чарльза Г. Стюарта. В 1910 г. он обратился к наместнику на Кавказе И.И. Воронцову-Дашкову с ходатайством о разрешении постройки двух ГЭС - на Тереке и озере Гокча (Севан) [6, с. 30]. Возглавлял правительственную техническую комиссию, выработавшую проекты технических правил о распределении электрической энергии на Кавказе и основания концессионного договора с Ч. Стюартом, П.С. Осадчий - крупный ученый-энергетик, ординарный профессор Санкт-Петербургского электротехнического института, один из будущих разработчиков плана ГОЭЛРО [6, с. 15].

Поскольку реки Кавказа - преимущественно ледникового питания, а значит, зимой объем стекающей воды сокращается в разы, проектом предусматривалось использование вод Гокчи для компенсации сезонных колебаний стока Терека. «...Использовать озеро как регулятор мощности путем устройства высоконапорной пиковой станции... предполагалось в проектировавшейся в 1911 г. концессии Стюарта, который предполагал скомбинировать станцию на озере Гокча с высоконапорной станцией на р. Терек, покрывая за счет понижения горизонта озера периодические недостатки воды в Тереке» [24, с. 226].

В августе 1912 г. совет министров рассмотрел вопрос об условиях сдачи британскому подданному Ч. Стюарту казенных оброчных платежей на Кавказе для устройства гидроэлектростанций. После утверждения императором Николаем II ему была выдана концессия на 75 лет «на эксплуатацию водных сил озера Гокчи и реки Терек на Кавказе с правом распределять добываемую электрическую

энергию - для снабжения ею железных дорог, портов, трамваев, фабрик, заводов, станций городского и частного освещения и прочее - на сотни верст от центральных станций, по всему Кавказу до Баку, Грозного, Майкопа и Батума» [5, с. 142].

Проект не был реализован в силу ряда причин юридического и экономического порядка, а также в связи с началом Первой мировой войны.

Таким образом, проектирование и строительство гидроэлектростанций на реках Северного Кавказа имеет более чем столетнюю историю и большой объем результатов научных изысканий. В силу объективных обстоятельств, обусловленных особенностями создания единой энергосистемы СССР, в 1960-х гг. интерес был смещен в сторону освоения гигантских энергетических запасов крупных рек европейской части России и Сибири.

Однако программа освоения потенциала рек Северного Кавказа в нынешних условиях получила второе дыхание. Основная гидрогене-рирующая компания страны ПАО «РусГидро» реализует сегодня крупную программу строительства малых ГЭС в регионе по правительственной программе ДПМ ВИЭ, и работа эта рассчитана на ближайшую перспективу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ренгартен В.П. Работы Геологического комитета на Кавказе в начале ХХ века // Очерки по истории геологических знаний. Вып. 2. М.: Изд-во АН СССР, 1953. С. 94-113.

2. Владикавказская железная дорога и лечебные места Кавказа. Пг.: Тип. Стойковой, 1915. 87 с.

3. План ГОЭЛРО. Электрификация Кавказского района. М.: Научно-технический отдел ВСНХ, 1920. 50 с.

4. Цориев Р.И. Электрификация горного края. Орджоникидзе: Ир, 1988. 239 с.

5. Симонов Н.С. Развитие электроэнергетики Российской империи: предыстория ГОЭЛРО. М.: Ун-т Дмитрия Пожарского, 2016. 318 с.

6. Грищенко А.И., Зиноватный П.С. Энергетическое право России (Правовое регулирование электроэнергетики в 1885-1918 гг.). М.: Юрист, 2008. 279 с.

7. Аджиев А.С. Из истории Армавир-Туапсин-ской железной дороги. URL: https://web.archive. org/web/20100510045858/http://www.zdp.ru/ pub/8/1544_1.shtml.

8. Гуртуев Р.С. Обсуждение проекта строительства Баксанской ГЭС на заседании Президиума Кабардино-Балкарского облисполкома 27 февраля 1927 г. // Известия Северо-Осетинского

института гуманитарных и социальных исследований. 2019. Вып. 22. С. 124-133.

9. Гуртуев Р. С. Проект строительства БаксанГЭС в контексте уточнения плана ГОЭЛРО в 1925-1927 гг. // Кавказология. 2020. № 1. С. 120-135. URL: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2020-1-120-135.

10. Гуртуев Р.С., Кузьминов П.А. Накопление научных знаний о гидроэнергетических ресурсах Северного Кавказа и первые шаги по их реализации // Кавказология. 2020. № 4. С. 95-106. URL: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2020-4-95-106.

11. Гуртуев Р.С., Кузьминов П.А. Проблемы становления рабочего класса в Кабардино-Балкарии в конце 20 - начале 30-х гг. ХХ века // Научная мысль Кавказа. 2019. № 2. С. 57-63.

12. Гуртуев Р.С., Кузьминов П.А. Проект электрификации Кабардино-Балкарской автономной области В.А. Покшишевского (1927 г.) // Вестник Академии наук Чеченской Республики. 2019. № 4 (47). С. 76-82.

13. Шателен М.А. Русские электротехники второй половины XIX века. Л.; М.: Госэнергоиздат, 1949. 93 с.

14. Литовченко К.П. Организация исследований водных богатств Швейцарии и применение выработанной там схемы к изысканиям на реках Черноморского побережья Кавказа. СПб.: Тип. МПС, 1904. 138 с. С. 2.

15. Программа исследования мощности главнейших рек восточного побережья Черного моря. СПб.: Тип. МПС, 1904. 28 с.

16. Управление Центра документации новейшей истории Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 446. Л. 2.

17. Сидоренко В.Т. Паровозы-отличники // Донской временник. Год 2006-й. Ростов н/Д, 2005. Вып. 14. С. 41-43. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/ m11/0/art.aspx?art_id=502.

18. История гидроэнергетики Кабардино-Балкарии. URL: http://www.kbf.rushydro.ru/hpp/hpp-history/.

19. Воронов Ю.Н. Драма Военно-Сухумской дороги // Научные труды: в 7 т. Т. 2. Сухум: Абхаз. ин-т гум. исследований, 2009. 608 с. С. 586.

20. Андриевский Н. Сухум-Кале, его данные и возможная будущность; основания для осуществления к нему железных дорог через Главный Кавказский хребет и от Закавказской их сети. СПб.: Тип. В.С. Балашева, 1895. 68 с.

21. Статковский Б.И. Железная дорога через Главный Кавказский хребет на Сухум. По поводу брошюры Г. Андриевского. Тифлис: Тип. Главнонач. гражд. част. на Кавказе, 1895. 28 с.

22. Киреев Ф.С. К вопросу о дореволюционных проектах перевальной железной дороги в Закавказье // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Хетагурова. 2021. № 4. С. 32-37.

23. Доклад Р.К. фон-Гартмана Его Превосходительству г-ну министру финансов по делу о сооружении железной дороги по восточному берегу Черного моря. СПб.: Типолит. А.Э. Винеке, 1898. 53 с.

24. Горев А.А. Водные ресурсы Закавказья и значение их утилизации в общем плане народного хозяйства // Плановое хозяйство. 1928. № 3. C. 221-230.

REFERENCES

1. Rengarten VP. Raboty Geologicheskogo komiteta na Kavkaze v nachale XX veka [Works of the Geological Committee in the Caucasus at the beginning of the twentieth century]. In: Ocherki po istorii geo-logicheskikh znaniy. Vyp. 2 [Essays on the history of geological knowledge. Iss. 2]. Moscow, Publishing House of USSR Academy of Sciences, 1953, pp. 94-113.

2. Vladikavkazskaya zheleznaya doroga i lechebnye mesta Kavkaza [Vladikavkaz railroad and medicinal places of Caucasus]. Petrograd, Stoykova Publishing, 1915, 87 p.

3. Plan GOELRO. Elektrifikatsiya Kavkazskogo rayona [GOELRO plan. Electrification of the Caucasian Region]. Moscow, The Scientific and Technical Department of the Supreme Council of the National Economy, 1920, 50 p.

4. Tsoriev R.I. Elektrifikatsiya gornogo kraya [Electrification of the Highlands Region]. Ordzhonikidze, Ir, 1988, 239 p.

5. Simonov N.S. Razvitie elektroenergetiki Rossiyskoy imperii: predystoriya GOELRO [Development of the electric power industry of the Russian empire: the prehistory of GOELRO]. Moscow, Dmitry Pozhar-sky University, 2016, 318 p.

6. Grishchenko A.I., Zinovatnyy P.S. Energeticheskoe pravo Rossii (Pravovoe regulirovanie elektroenergetiki v 1885-1918 gg.) [Energy law of Russia (Legal regulation of the electric power industry in 18851918)]. Moscow, Yurist, 2008, 279 p.

7. Adzhiev A.S. Iz istorii Armavir-Tuapsinskoy zhe-leznoy dorogi [From the history of the Armavir-Tuapse railroad]. Available at: https://web.archive. org/web/20100510045858/http://www.zdp.ru/ pub/8/1544_1.shtml.

8. Gurtuev R.S. Izvestiya Severo-Osetinskogo instituta gumanitarnykh i sotsialnykh issledovaniy, 2019, no. 22, pp. 124-133.

9. Gurtuev R.S. Kavkazologiya, 2020, no. 1, pp. 120135. Available at: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2020-1-120-135.

10. Gurtuev R.S., Kuzminov P.A. Kavkazologiya, 2020, no. 4, pp. 95-106. Available at: https://doi. org/10.31143/2542-212X-2020-4-95-106.

11. Gurtuev R.S., Kuzminov P.A. Nauchnaya mysl Kavkaza, 2019, no. 2. pp. 57-63.

12. Gurtuev R.S., Kuzminov P.A. VestnikAkademii nauk Chechenskoy Respubliki, 2019, no. 4 (47), pp. 76-82.

13. Shatelen M.A. Russkie elektrotekhniki vtoroy po-loviny XIX veka [Russian electrical engineers of the second half of the 19th century]. Leningrad, Moscow, Gosenergoizdat, 1949, 93 p.

14. Litovchenko K.P. Organizatsiya issledovaniy vod-nykh bogatstv Shveytsarii i primenenie vyrabotannoy tam skhemy k izyskaniyam na rekakh Chernomorsk-ogo poberezhiya Kavkaza [Organization of studies of water riches in Switzerland and application of the scheme developed there to the surveys on the rivers of the Black Sea coast of the Caucasus]. St. Petersburg: Publishing house of the Ministry of the Ways of Communication, 1904, 138 p., p. 2.

15. Programma issledovaniya moshchnosti glavneyshikh rek vostochnogo poberezh'ya Chernogo morya [Program of the study of the power of the main rivers of the eastern coast of the Black Sea]. St. Petersburg, Publishing house of the Ministry of the Ways of Communication, 1904, 28 p.

16. Department of the Center for documentation of modern history of the Archival service of the Kabardino-Balkarian Republic, f. R-2, inv. 1, case 446, sh. 2.

17. Sidorenko VT. Parovozy-otlichniki [Steam locomotives are excellent]. In: Donskoy vremennik. God 2006-y [Don temporary. Year 2006]. Rostov-on-Don, 2005, iss. 14, pp. 41-43. Available at: http://www. donvrem.dspl.ru/Files/article/m11/0/art.aspx?art_ id=502.

18. Istoriya gidroenergetiki Kabardino-Balkarii [History of hydropower in Kabardino-Balkaria]. Available at: http://www.kbf.rushydro.ru/hpp/hpp-history/.

19. Voronov Yu.N. Drama Voenno-Sukhumskoy dorogi [Drama of the Military-Sukhumi road]. In: Nauchnye trudy: v 71. T. 2 [Scientific works: in 7 vols. Vol. 2]. Sukhum, Abkhazian Institute for Humanitarian Research, 2009, 608 p., p. 586.

20. Andrievskiy N. Sukhum-Kale, ego dannye i vozmozh-naya budushchnost'; osnovaniya dlya osushchestv-leniya k nemu zheleznykh dorog cherez Glavnyy Ka-vkazskiy khrebet i ot Zakavkazskoy ikh seti [Sukhum-Kale, its data and possible future; grounds for the implementation of railroads to it through the Main Caucasian Ridge and from the Transcaucasian network]. St. Petersburg, V.S. Balashev Printing House, 1895, 68 p.

21. Statkovskiy B.I. Zheleznaya doroga cherez glavnyy Kavkazskiy khrebet na Sukhum. Po povodu broshyury G. Andrievskogo [Railroad through the main Caucasus Range to Sukhum. Regarding G. Andrievsky's brochure]. Tiflis: Printing House of the Commanderin-Chief of the Civil Unit in the Caucasus, 1895, 28 p.

22. Kireev F.S. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarst-vennogo universiteta im. K. Khetagurova, 2021, no. 4, pp. 32-37.

23. Doklad R.K. fon-Gartmana Ego Prevoskhoditel'stvu g-nu ministru finansov po delu o sooruzhenii zhe-leznoy dorogi po vostochnomu beregu Chernogo moray [Report of R.K. von Hartmann to His Excellency the Minister of Finance on the construction of the railroad along the eastern shore of the Black Sea]. St. Petersburg, A.E. Vineke Printing House, 1898, 53 p.

24. Gorev A.A. Planovoe khozyaystvo, 1928, no. 3, pp. 221-230.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 22-28-00787.

Поступила в редакцию 11 мая 2022 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.