Научная статья на тему 'Актуализация нормативной основы дополнительного профессионального образования и трансформация его в непрерывное образование'

Актуализация нормативной основы дополнительного профессионального образования и трансформация его в непрерывное образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / LIFELONG EDUCATION / LAW IN THE SPHERE OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барабанова С. В., Беляков А. В.

Рассмотрено становление нормативной базы дополнительного профессионального образования в российской Федерации. Показано, в современном образовательном законодательстве формально прописаны этапы образования, которые являются отдельными элементами непрерывного образования, но не акцентирована важность приобретения новых знаний и квалификаций в процессе всей практической деятельности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барабанова С. В., Беляков А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulative system for additional professional education in the Russian Federation has been studied. It has been shown that modern educational legislation presents the main stages of education as elements of lifelong education, however, it does not emphasize the importance of obtaining new knowledge and qualifications during the practical professional activity.

Текст научной работы на тему «Актуализация нормативной основы дополнительного профессионального образования и трансформация его в непрерывное образование»

С. В. Барабанова, А. В. Беляков

АКТУАЛИЗАЦИЯ НОРМАТИВНОЙ ОСНОВЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ЕГО В

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, непрерывное образование, законодательство в сфере образования.

Рассмотрено становление нормативной базы дополнительного профессионального образования в российской Федерации. Показано, в современном образовательном законодательстве формально прописаны этапы образования, которые являются отдельными элементами непрерывного образования, но не акцентирована важность приобретения новых знаний и квалификаций в процессе всей практической деятельности человека.

Key words: additional professional education, lifelong education, law in the sphere of education

Regulative system for additional professional education in the Russian Federation has been studied. It has been shown that modern educational legislation presents the main stages of education as elements of lifelong education, however, it does not emphasize the importance of obtaining new knowledge and qualifications during the practical professional activity.

Дополнительное профессиональное образование (далее - ДПО) - это одно из перспективных направлений развития образовательной деятельности, важный компонент, позволяющий интегрировать разные уровни и формы образования в целях более гибкой образовательной траектории, реализовать принцип «Образование через всю жизнь». Актуальность развития непрерывного образования как новой парадигмы российского образования объясняется все более ускоряющимся объективным процессом устаревания знаний и необходимости гибко, оперативно откликаться на требования общества и рынка к новым знаниям, умениям и отношениям. Именно в сфере ДПО принцип непрерывности проявляется особенно ярко.

Роль ДПО в системе образования определяется ответственностью за обновление и обогащение интеллектуального ресурса общества, осуществление непрерывного образования руководителей и специалистов, обеспечение кадрового потенциала, за социальную защищенность и социальную реабилитацию граждан.

Право граждан на образование провозглашено в Конституции Российской Федерации. Задача законодательства в области образования - обеспечение и защита этого права, определение стратегии и основных направлений развития образования, его целей и задач, разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Основы государственной политики в сфере дополнительного профессионального образования выражены в главных документах,

регламентирующих деятельность системы образования России: в законе РФ «Об образовании», принятом 10 июля 1992г., и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 10 января 2003 года № 11-ФЗ.

Статья 26 Закона «Об образовании» устанавливает, что «дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов».

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

• в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

• в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации имеющих соответствующие лицензии)», а также посредством индивидуальной педагогической деятельности.

Формирование нормативной правовой базы ДПО началось в 1995 году. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 № 610 утверждено «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» (с

изменениями и дополнениями в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2000 № 213). Положением регламентированы

образовательная, учебно-методическая, экономическая, финансово-хозяйственная деятельность учреждений ДПО виды программ дополнительного профессионального образования.

Постановлением Госкомвуза России от 27 декабря 1995г. № 13 утверждены формы документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов и требования к документам, приказом Госкомвуза России от 19 апреля 1996г. № 708 утверждена Инструкция о порядке заполнения документов о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов. Приказом Минобразования России от 2 ноября 1999г. № 754 утверждены формы диплома о дополнительном (к высшему) образованию.

С 1997 года начинается этап формирование нормативной базы, касающейся содержания дополнительных профессиональных образовательных программ. В июне 1997 г. вышел приказ Минобразования России «Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ». Требованиями регламентирована организация повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки, учебно-методическая документация.

В 2000г. было утверждено новое положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов (приказ Минобразования России от 6 сентября 2000г. №2571). Профессиональная переподготовка специалистов является самостоятельным видом ДПО, проводится с учетом профиля полученного образования специалистов и осуществляется образовательными учреждениями повышения квалификации и подразделениями образовательных учреждений высшего и среднего

профессионального образования по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, другой - для получения дополнительной квалификации. В положении регламентированы организация и содержание профессиональной переподготовки и определен порядок государственной аттестации слушателей.

С 2000г. начинается формирование перечня государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительных квалификаций. В соответствии с приказом Минобразования России от 24.10.2000 г. № 2424 введены в практику требования по 44 программам профессиональной подготовки для получения дополнительной квалификации. Позднее, в 2006г. введены в действие государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительных квалификаций. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008г. № 362 утверждены государственные требования к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих».

В декабре 2004 года Правительством Российской Федерации одобрены Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. Одним из приоритетов определено развитие непрерывного образования в Российской Федерации. Для того, чтобы обеспечить растущие потребности в постоянном повышении квалификации или переподготовке, планируется создание инфраструктуры доступа к непрерывному профессиональному образованию в течение всего периода профессиональной деятельности.

Для этого необходимо:

• обеспечить расширение числа организаций, предоставляющих образовательные услуги в области профессионального образования и подготовки кадров;

• создать условия для распространения общественно-профессиональных механизмов аттестации и аккредитации образовательных программ;

• повысить роль общественных институтов в управлении образованием;

• сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ;

• создать условия для обеспечения образовательной мобильности обучающихся.

Приказом Минобрнауки России от 15 июня 2005г. № 178 «Об обеспечении

выполнения комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года» определено формирование условий для расширения числа агентов, предоставляющих услуги непрерывного профессионального образования (дополнительного профессионального образования) и подготовку проекта федерального закона. Однако, некоторые положения этих документов остались декларативными.

Большое значение ДПО приобретает при организации переобучения безработных граждан и незанятого населения. В январе 2000г. вышло Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2000 года № 3/1 «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения» (с изменениями и дополнениями в соответствии с постановлением Минтруда России и Минобразования России от 08.02.2001

№ 17/1). Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения включает в себя следующие виды обучения:

• профессиональная подготовка с целью ускоренного приобретения обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы;

• переподготовка рабочих для приобретения ими новых профессий для работы (доходного занятия) по этим профессиям;

• обучение рабочих, имеющих профессии, вторым профессиям для расширения их профессионального профиля и получения возможностей для работы (доходного занятия) по совмещаемым профессиям;

• повышение квалификации рабочих с целью обновления знаний, умений и навыков, роста профессионального мастерства и повышения конкурентоспособности по имеющимся у них профессиям, а также изучения новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятельности;

• профессиональная переподготовка специалистов для получения дополнительных ЗУН по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а также получение новой квалификации в рамках имеющегося направления подготовки (специальности);

• повышение квалификации специалистов с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач;

• стажировка специалистов для формирования и закрепления на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретения профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей.

Сегодня российское образование находится в стадии модернизации. Главная цель модернизации - возрождение и развитие лучших традиций отечественного просвещения, упрочение позиций России в ряду высокообразованных стран мира и её интеграция в мировое образовательное сообщество. Направления развития образования в России на ближайшую перспективу изложены в государственном документе «Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.», принятом Правительством РФ в декабре 2001г., приоритетным национальном проекте «Образование», анонсированным Президентом РФ 5 сентября 2005 года в числе четырех других национальных проектов и Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы, принятая Государственной Думой 23 декабря 2005г.

В Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы одним из приоритетов также обозначено непрерывное образование. В программе подчеркивается, что «непрерывное образование» - процесс роста образовательного (общего и

профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества. Необходимость непрерывного образования обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий. По некоторым оценкам, среднегодовой темп прироста новых знаний составляет 4-6%. Это означает, что около 50 % профессиональных знаний специалист должен получить после окончания учебного заведения. Объем времени, необходимый для обновления профессиональных знаний для специалистов с высшим образованием, составляет 28% общего объема времени, которым работник располагает в течение всего трудоспособного периода. Внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечит каждому

человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.

С целью увеличения масштабов обучения взрослых принят Федеральный закон от 22 июля 2008г. № 158-ФЗ, определяющий новый порядок учета при налогообложении прибыли расходов организаций на обучение работников.

Однако в законе РФ «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» по-прежнему отсутствует понятие непрерывного образования, которое закреплено документами Болонского соглашения. В современном образовательном законодательстве формально прописаны этапы образования, которые являются отдельными элементами непрерывного образования, но не акцентирована важность приобретения новых знаний и квалификаций и их учет в процессе всей практической деятельности человека.

Литература

1. Закон Российской Федерации «Об образовании». Ведомости Съезда Народных Депутатов Российской Федерации, 1992, 30, ст. 1797.

2. Федеральный закон от 22 августа 1996г. 125-ФЗ «О высшем и послевузовском

профессиональном образовании» в ред. от 13 января 1996г. № 12-ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, 35, ст. 4135.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации. Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, 1 (ч. 1), ст. 3; 2002, 30, ст. 3014, ст. 3033.

4. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: приказ Минобразования России от 11 февраля 2002г. 393.

© С. В. Барабанова - д-р юр. наук, профессор каф. правоведения КГТУ, [email protected]; А. В. Беляков - канд. техн. наук, доцент, начальник отдела дополнительного образования КГТУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.