Вестник Томского государственного университета. История. 2018. № 55
УДК 323.174
Б01: 10.17223/19988613/55/10
М.Б. Шорова
АКТУАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА В СССР В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1980-х гг.
Исследуются основные условия и факторы актуализации национального вопроса в СССР в условиях глобальных системных изменений второй половины 1980-х гг. Выявляются законодательные инициативы союзного руководства на исходе советской эпохи, направленные на государственно-политическую стабилизацию, но при этом спровоцировавшие выход национального вопроса на первый план общественно-политической жизни страны. Привлеченные источники и литература позволяют проследить, как руководством страны пересматривались теоретические основы партийной национальной политики, что привело к отказу от тезиса об окончательном решении национального вопроса. Ключевые слова: СССР; национальный вопрос; национальное самосознание.
Характер и содержание национального вопроса в России существенным образом менялись на различных этапах исторического развития. Итоги советской национальной политики были подведены на XXVII съезде КПСС (25 февраля - 6 марта 1986 г.), на котором было подчеркнуто, что «национальный вопрос, оставшийся от прошлого, в Советском Союзе успешно решен» [1. С. 156].
По мнению некоторых современных исследователей, заявлять об этом в условиях, когда сохранялось неравенство национальностей, а этническая солидарность использовалась для достижения социальных и политических преимуществ, было несколько поспешно [2. С. 227]. Усиливавшиеся центробежные процессы в ряде регионов СССР требовали незамедлительного внимания к национальным проблемам, а правящая партия запаздывала с принятием своевременных и адекватных мер и механизмов их решения.
Осенью 1987 г. состоялся пленум ЦК КПСС, посвященный 70-летию Октябрьской революции. На нем М.С. Горбачев призвал довести до конца начатый в середине 1960-х гг. процесс «восстановления справедливости» и реабилитировать невинно пострадавших в результате необоснованных репрессий [3]. Учитывая, что многие репрессии в Советском Союзе носили этнический характер, высказывание Генерального секретаря ЦК КПСС не могло не повлиять на дальнейший процесс актуализации национального вопроса и углубления национальной проблемы.
Исторический фактор становится непременной составляющей идеологии национальных движений. С этого времени начинается процесс политизации их деятельности. Во многом он шел параллельно с демократизацией советского общества, важным этапом которого стала XIX партийная конференция (28 июня - 1 июля 1988 г.). Она открыто обсудила вышедшие на поверхность конфликты [4. С. 267-276], признала ошибочной абсолютизацию некоторых успешных результатов национальной политики.
Было отмечено, что «негативные явления, накапливаясь десятилетиями, игнорировались, загонялись внутрь, не получая должной партийной оценки», в результате чего «некоторые вопросы начали осложняться и приобрели в ряде случаев националистическую окраску» [5. С. 145-146]. Причиной обострения межнациональных отношений М.С. Горбачев считал также неумение соединить воедино национальные и общенародные интересы. Поэтому, по его мнению, максимальный учет «интересов каждой нации и народности» стал вопросом «исторической важности» [6. С. 65].
Конференция предложила уточнить комплекс нормативных актов, регулирующих положение, права и обязанности союзных, автономных республик, других национальных образований [Там же. С. 63-64]. Кроме того, возникла необходимость создания государственных и общественных институтов по межнациональным проблемам» [Там же. С. 66]. Теперь, главной задачей Совета Национальностей Верховного Совета СССР должно было стать рассмотрение вопросов межнациональных отношений, соблюдение законодательства в этой сфере [Там же. С. 53]. Для глубокой научно-теоретической разработки проблем национальных отношений конференция вынесла решение о созыве специального Пленума ЦК КПСС.
Проект платформы «О национальной политике партии в современных условиях» стал достоянием гласности за месяц до открытия сентябрьского (1989 г.) пленума ЦК КПСС [7]. В связи с этим было проведено совещание руководителей центральных средств массовой информации по вопросу их ответственности при освещении состояния и проблем межнациональных отношений. «Обновление общества невозможно без обновления и национальной политики, без исправления ошибок прошлого и радикальных перемен», - отмечалось на совещании. Отныне основополагающим принципом национальной политики должно было стать равенство всех народов и людей независимо от национальности [8].
В повестке дня пленума ЦК КПСС, начавшего работу 19 сентября 1989 г., стояли вопросы о созыве
очередного съезда партии и о национальной политике [9. С. 3]. Постановление по первому вопросу было принято без каких-либо сложностей [Там же. С. 13]. Бурное обсуждение вызвал доклад М.С. Горбачева по второму вопросу. Оценив современное состояние межнациональных отношений как сложное, он указал на причины их обострения - ошибки и деформации предшествующих десятилетий. Их следствием стали «проблемы социально-экономические и государственно-правовые, экологические и демографические, развития языка и культуры, сохранения национальных традиций» и особенно акты «несправедливости и беззакония в отношении некоторых народов», допущенные в годы войны [Там же. С. 18].
Переоценка недавнего исторического прошлого была объективно вызвана политикой нового руководства страны, которое вновь прибегло к теме «реабилитации» как рычагу давления на общественность для коррекции ее гражданской позиции в своих интересах. При этом считалось важным не выпустить идею «реабилитации» из состояния декларации, обсуждая ее во всех властных структурах, призывая к немедленному созданию нормативно-правовой базы для устранения допущенной несправедливости. Для исключения негативных последствий пленум призвал «сделать все для восстановления попранных прав» этих народов [Там же. С. 19].
Наряду с федеративным переустройством СССР и дальнейшим расширением прав и укреплением суверенитета союзных республик указывалось на необходимость рассмотрения вопроса «о дискриминационном положении» РСФСР и «придании нового статуса советским автономиям». Речь шла о расширении прав автономных областей и округов, возможности создания национальных районов в местах компактного проживания национальностей, а также общесоюзных советов граждан крупных по численности наций, у которых нет собственной территориальной автономии. Новая национальная политика призвана была обеспечить «широкие возможности для удовлетворения специфических интересов каждого народа и укрепления гарантий прав граждан вне зависимости от их национальной принадлежности» [Там же. С. 29].
Председатель Госплана СССР Ю.Д. Маслюков предложил использовать опыт первых лет советской власти и для решения особо острых национальных вопросов создать государственное образование по типу Наркомнаца [Там же. С. 118-119]. Председатель Совета Национальностей Верховного Совета СССР Р.Н. Ниша-нов дополнил его идею предложением перевести политические установки на язык законодательных актов, укреплять и развивать правовые основы регулирования национальных отношений [Там же. С. 74-78].
Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР В.И. Воротников признал, что недостаточное внимание развитию национальных экономик и культур, воспитанию национальных кадров стало следствием того, что «длительное время мы недооценивали всю глубину национальных процессов, тешили себя иллюзиями» [Там же. С. 86].
В работе пленума приняли участие руководители северокавказских партийных организаций. Они добивались принятия решений о повышении национально-государственного статуса возглавляемых ими территорий. Их взгляд на поднятые вопросы изнутри мог представить пленуму рассматриваемые проблемы в несколько ином ракурсе.
Так, первый секретарь Чечено-Ингушского обкома партии Д.Г. Завгаев заметил, что на межнациональные отношения оказывают влияние не только политические, но и хозяйственные и кадровые решения, требующие более взвешенных подходов. Подвергнув критике решения некоторых республик о провозглашении родного языка государственным, он предостерег от повторения знакомой ошибки - «перескакивания через естественные этапы того или иного процесса, как это уже было с "полным решением национального вопроса"» [Там же. С. 134-135].
Руководитель дагестанских коммунистов М.Ю. Юсупов указал на отсутствие механизма по преодолению причин, породивших неравномерность развития республик и регионов, что, по его мнению, приводит к стимулированию неоправданных, дорогостоящих миграционных потоков внутри и вне пределов республики. А это, в свою очередь, может стать причиной возникновения новых зон социальной и национальной напряженности [Там же. С. 168].
Первый секретарь Кабардино-Балкарского обкома партии Е.А. Елисеев акцентировал внимание на создании равных прав и возможностей всем республикам и нациям и механизма повседневного управления национальными процессами. В экономике, по его мнению, таковым мог бы стать региональный хозрасчет, способный обеспечить органичное единство экономических интересов национальных образований и государства. В законодательной сфере этот механизм виделся в виде Палаты Национальностей Верховного Совета Союза, в союзных и автономных республиках и областях - комиссий по межнациональным отношениям. В сфере исполнительной власти - в виде Госкомитета по совершенствованию межнациональных отношений с соответствующими подразделениями в союзных, автономных республиках и других национальных образованиях. Е.А. Елисеев также не обошел проблему «совершенствования языковой политики», ибо важную роль в «раскручивании» этнической мобилизации в национальной республике играет именно язык [10]. 20 сентября 1989 г. пленум ЦК принял платформу «О национальной политике партии в современных условиях» и поручил партийным организациям всех уровней разработать соответствующие мероприятия [11].
В новой платформе КПСС решение национального вопроса в советской истории условно делилось на два периода: «при» и «после» Ленина. Признавалось, что деформации более пагубно сказались на межнациональных отношениях на втором этапе. Под видом защиты государственных интересов ограничивалась
64
М.Б. Шорова
самостоятельность республик, размывалась грань между компетенцией Союза и республик, суверенитет которых становился формальным. Другой причиной обострения национальных проблем назывались массовые репрессии, противоречия экстенсивного индустриально-экономического развития, игнорирование его социальных и экологических последствий. Решения ХХ съезда партии по устранению последствий беззакония не удалось полностью реализовать, и курс на окончательную ликвидацию последствий сталинизма стал главным рычагом воздействия руководства страны на общественное настроение. При этом не учитывалось, что национальные проблемы были следствием «главным образом не политики "национального гнета", а тем, что идеология и практика государственного социализма формально закрепляли этнические и национальные различия» [12. С. 54].
В платформе отмечалась пагубность «недооценки реальных общественных процессов» и указывалось, что «рост национального самосознания пробуждал интерес к истории своего народа, его культурным ценностям и традициям». Однако догматические установки на форсированное сближение наций, утверждение о якобы окончательном решении национального вопроса на деле вели к унитаризму, умалению национального многообразия и особенностей духовной жизни.
В заключение указывалось, что советское общество, вступив на путь радикальных реформ и критически переосмыслив свое прошлое, поставило задачу «влить новую энергию в экономическую, политическую, духовную жизнь каждого народа... и открыть простор свободному национальному развитию». Отмечалась, что достижение поставленной задачи потребует радикального преобразования советской федерации, восстановления законных прав и интересов народов автономных республик, областей и округов. На качественно новый уровень следовало поднять политику в области культуры, последовательно проводить в жизнь конституци-
онные принципы равноправия граждан вне зависимости от их расовой, религиозной и национальной принадлежности [13].
Примером реализации положений новой партийной платформы стало создание 15 ноября 1989 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Государственного комитета РСФСР по национальным вопросам. В его структуру вошли: Главное управление национального образования, законодательства и правовых вопросов; Главное управление социально-экономического развития и национальных программ; Главное управление межнациональных отношений; Управление национально-культурного развития и подготовки национальных кадров; Управление народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; Управление информации и научно-методических работ; Управление делами [14. С. 80].
Таким образом, национальный вопрос был признан руководством страны и на местах приоритетным в политике советского государства. Однако на деле решения пленума вместо разрядки ситуации привели к противоположному эффекту. Этнорегиональные противоречия, проявившиеся в СССР, вызвали «на поверхность проблемы совместимости культур, или способов жизнедеятельности и стереотипов восприятия» [15. С. 179-280]. Активизация десятков раннее латентных этнических конфликтов, возникновение их новых очагов «сформировали в общественном сознании, особенно на Северном Кавказе, образ этнической катастрофы» [16. С. 32].
При этом практические шаги центрального руководства страны, отличаясь догматизмом и неэффективностью, вызывали раздражение и непонимание противоборствующих сторон. На данном этапе советское руководство как субъект управления, по справедливому замечанию Ж. Тощенко, так и не нашло механизма согласования интересов человека, наций и государства [17. С. 204]. В результате национальные идеи стали доминирующими в массовом общественном сознании и разрушительными для союзного государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Программа Коммунистической партии Советского Союза // Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М. :
Политиздат, 1986. С. 121-188.
2. Тишков А.В. Этничность и национализм в постсоветском пространстве // Региональные проблемы межнациональных отношений в России /
под ред. Н.А. Томилова. Омск, 1993. С. 265-277.
3. Горбачев М.С. Октябрь и перестройка: революция продолжается : доклад на торжественном заседании, посвященном 70-летию Октябрьской
революции // Труд. 1987. 8 нояб.
4. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса : пособие для студентов высш. учеб. заведений. М. : Аспект-
Пресс, 1994. 317 с.
5. О некоторых неотложных мерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны : резолюция XIX Всесоюзной
конференции КПСС // Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза, 28 июня - 1 июля 1988 г. М. : Политиздат, 1988. 160 с.
6. Горбачев М.С. О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки : доклад Генерального секретаря ЦК
КПСС от 28 июня 1988 г. // Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза, 28 июня - 1 июля 1988 г. М. : Политиздат, 1988. 160 с.
7. Национальная политика партии в современных условиях (проект платформы) // Кабардино-Балкарская правда. 1989. 18 авг.
8. Совещание в ЦК КПСС // Кабардино-Балкарская правда. 1989. 11 авг.
9. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 19-20 сентября 1989 г. М. : Политиздат, 1989. 255 с.
10. Выступление первого секретаря Кабардино-Балкарского обкома КПСС Е.А. Елисеева на Пленуме ЦК КПСС 19 сентября 1989 года // Кабардино-Балкарская правда. 1989. 23 сент.
11. О национальной политике партии в современных условиях : постановление пленума Центрального Комитета КПСС от 20 сентября 1989 г. // Кабардино-Балкарская правда. 1989. 21 сент.
12. Боров А.Х., Битова Е.Г. Проблемы демократизации и этнополитической реконструкции в Северо-Кавказском регионе : методология анализа // Известия высших учебных заведений. Северокавказский регион. 1998. № 2. С. 52-58.
13. Национальная политика партии в современных условиях : платформа КПСС // Кабардино-Балкарская правда. 1989. 26 сент.
14. Тузов Н.В. Этнический и религиозный факторы во внутренней политике России на стыке веков // Религия. Культура. Образование. 2007. № 1. С. 79-84.
15. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М. : Наука, 1995. 142 с.
16. Авксентьев В.А. Этнические проблемы Северного Кавказа в контексте общероссийских и мировых этнических процессов // Известия высших учебных заведений. Северокавказский регион. 1998. № 2. С. 32-35.
17. Симонян Р.Х. Размышления над книгой Ж.Т. Тощенко. Этнократия: история и современность (социологические очерки). М., 2003, 432 с. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. VIII, № 2. С. 203-207.
Shorova Maryana B. Kabardino-Balkarian State University (Nalchik, Russia). E-mail: [email protected]
UPDATING OF THE NATIONAL QUESTION IN THE USSR UNDER CONDITIONS OF SOCIAL-POLITICAL TRANSFORMATIONS IN THE SECOND HALF OF THE 1980s
Keywords: the USSR; the national question; national identity.
The aim of the study was to identify the main conditions and factors of actualization of the national question in the Soviet Union in the second half of 1980-ies.
To achieve objectives it is necessary to solve following research tasks: to consider initiatives of the authorities aimed at the solution of the national question in the country; to explore the process of mobilization and politicization of the national movements; to determine the vectors of the national question.
The methodological basis of research are the principles of historicism (review events and developments in the interrelationship and interdependence in the concrete historical situation and in chronological order), objectivity (the desire to make the study reliable) and the principle of consistency (the events and phenomena of the past are seen as links in a system).
Source base of the research consists of party materials (party program, the resolutions and decisions of the Plenum, party platforms, etc.). Source analysis of documents of the Communist party allows reconstructing the political-ideological attitudes, and directing their implementation. Appeal to party documentation as a historical source is extremely important for reliably convincing historical reconstruction of the investigated events of the Soviet era, creating a holistic and dynamic picture of it. Also the reports of the Secretary-General of the CPSU Central Committee M.S. Gorbachev, which reflected large-scale changes in ideology, economy and political life of the country, were used.
The analysis of the research problems led to the following conclusions:
1. The national question had taken a key role in public-political life of the USSR in the second half of the 1980s, because it appeared as a major threat to the whole system of the existing government. This caused a revision of the theoretical foundations of the party's national policy and the abandonment of the thesis of the final solution. Thus, the national question was recognized, though with obvious delay, priority for the management.
2. Initiatives of the party and state leadership, aimed at stabilizing the ethno-political life of the country, provoked the emergence of the national question to the fore.
3. The two vectors of the national question were designated. On the one hand, in the framework of updating of the Russian state, the national question was reduced to the determination of the powers of the Centre and republics, to seek to raise the level of their nationalstate status. The "vertical" dimension of the national question has not boded any complications between the parties. On the other hand, the process of ethnic mobilization has translated the national question in the "horizontal" plane - worsened inter-ethnic relations.
REFERENCES
1. The CPSU. (1986) Programma Kommunisticheskoy partii Sovetskogo Soyuza [The program of the Communist Party of the Soviet Union]. In: Materialy
XXVII s"ezda Kommunisticheskoy partii Sovetskogo Soyuza [Proceedings of the 27th Congress of the Communist Party of the Soviet Union]. Moscow: Politizdat. pp. 121-188.
2. Tishkov, A.V. (1993) Etnichnost' i natsionalizm v postsovetskom prostranstve [Ethnicity and nationalism in the post-Soviet space]. In: Tomilov, N.A.
(ed.) Regional'nyeproblemy mezhnatsional'nykh otnosheniy v Rossii [Regional problems of interethnic relations in Russia]. Omsk: [s.n.]. pp. 265-277.
3. Gorbachev, M.S. (1987) Oktyabr' i perestroyka: revolyutsiya prodolzhaetsya (na torzhestvennom zasedanii, posvyashchennom 70-letiyu Oktyabr'skoy
revolyutsii) [October and Perestroika: the revolution continues (at the solemn meeting dedicated to the 70th anniversary of the October Revolution)]. Trud. 8th November.
4. Zdravomyslov, A.G. (1994) Sotsiologiya konflikta: Rossiya naputyakh preodoleniya krizisa [Sociology of conflict: Russia on the way to overcome the
crisis]. Moscow: Aspekt-Press.
5. The CPSU. (1988) Rezolyutsiya XIX Vsesoyuznoy konferentsii KPSS "O nekotorykh neotlozhnykh merakh po prakticheskomu osushchestvleniyu
reformy politicheskoy sistemy strany" [Resolution of the 19th All-Union Conference of the CPSU "On some urgent measures for the practical implementation of the reform of the political system of the country"]. In: Materialy XIX Vsesoyuznoy konferentsii Kommunisticheskoy partii Sovetskogo Soyuza, 28 iyunya — 1 iyulya 1988 g. [Materials of the 19th All-Union Conference of the Communist Party of the Soviet Union, June 28 - July 1, 1988]. Moscow: Politizdat.
6. The CPSU. (1988) Doklad General'nogo sekretarya TsK KPSS M.S. Gorbacheva "O khode realizatsii resheniy XXVII s"ezda KPSS i zadachakh po
uglubleniyu perestroyki" ot 28 iyunya 1988 goda [Report of the General Secretary of the Central Committee of the CPSU, M.S. Gorbachev "On the implementation of the decisions of the 27th Congress of the CPSU and the tasks of deepening perestroika" of June 28, 1988]. In: Materialy XIX Vsesoyuznoy konferentsii Kommunisticheskoy partii Sovetskogo Soyuza, 28 iyunya — 1 iyulya 1988 g. [Materials of the 19th All-Union Conference of the Communist Party of the Soviet Union, June 28 - July 1, 1988]. Moscow: Politizdat.
7. Kabardino-Balkarskaya pravda. (1989a) Natsional'naya politika partii v sovremennykh usloviyakh (proekt platformy) [National party policy in modern
conditions (project platform)]. 18th August.
8. Kabardino-Balkarskaya pravda. (1989b) Soveshchanie v TsK KPSS [Meeting in the Central Committee of the CPSU]. 11th August.
9. The CPSU. (1989) Materialy Plenuma Tsentral'nogo Komiteta KPSS, 19-20 sentyabrya 1989 g. [Materials of the Plenum of the Central Committee of
the CPSU, September 19-20, 1989]. Moscow: Politizdat.
10. Kabardino-Balkarskaya pravda. (1989c) Vystuplenie pervogo sekretarya Kabardino-Balkarskogo obkoma KPSS E.A. Eliseeva na Plenume TsK KPSS
19 sentyabrya 1989 goda [Speech by the First Secretary of the Kabardino-Balkarian Regional Committee of the CPSU E.A. Eliseev at the Plenum of the Central Committee of the CPSU on September 19, 1989]. 23rd September.
66
M.E. fflopoBa
11. Kabardino-Balkarskaya pravda. (1989d) Postanovlenie plenuma Tsentral'nogo Komiteta KPSS ot 20 sentyabrya 1989 goda "O natsional'noy politike
partii v sovremennykh usloviyakh" [Resolution of the Plenum of the Central Committee of the CPSU of September 20, 1989 "On the national policy of the party in modern conditions"]. 21st September.
12. Borov, A.Kh. & Bitova, E.G. (1998) Problemy demokratizatsii i etnopoliticheskoy rekonstruktsii v Severo-Kavkazskom regione: metodologiya analiza
[Problems of democratization and ethnopolitical reconstruction in the North Caucasus region: an analysis methodology]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Severokavkazskiy region. 2. pp. 52-58.
13. Kabardino-Balkarskaya pravda. (1989e) Natsional'naya politika partii v sovremennykh usloviyakh (platforma KPSS) []. 26th September.
14. Tuzov, N.V. (2007) Etnicheskiy i religioznyy faktory vo vnutrenney politike Rossii na styke vekov [Ethnic and religious factors in the internal politics of Russia at the turn of the century]. Religiya. Kul'tura. Obrazovanie. 1. pp. 79-84.
15. Landa, R.G. (1995) Islam v istorii Rossii [Islam in the history of Russia]. Moscow: Nauka.
16. Avksentev, V.A. (1998) Etnicheskie problemy Severnogo Kavkaza v kontekste obshcherossiyskikh i mirovykh etnicheskikh protsessov [Ethnic problems of the North Caucasus in the context of national and world ethnic processes]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Severokavkazskiy region. 2. pp. 32-35.
17. Simonyan, R.Kh. (2005) Razmyshleniya nad knigoy Zh.T. Toshchenko. Etnokratiya: istoriya i sovremennost' (sotsiologicheskie ocherki). M., 2003, 432 s. [Reflections on the book by Zh.T. Toshchenko "Ethnocracy: history and modernity (sociological essays)". M., 2003, 432 p.]. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noy antropologii — Journal of Sociology and Social Anthropology. 8(2). pp. 203-207.