Научная статья на тему 'Актуализация мотивационной и познавательной составляющей обучения в аспирантуре'

Актуализация мотивационной и познавательной составляющей обучения в аспирантуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОСВЯЩЕНИЕ / АСПИРАНТУРА / POSTGRADUATE STUDY / КВЕСТ / QUEST / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СОБРАНИЕ / INITIATION / ORGANIZATIONAL MEETING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гвильдис Татьяна Юрьевна, Окерешко Анна Валентиновна

В статье рассматривается авторский сценарий процедуры подготовки аспирантов к дальнейшей деятельности в высшей школе. Приводятся принципы и процедуры посвящения в аспиранты, подробный сценарий проведения квеста для аспирантов как эффективного формата актуализации мотивационной и познавательной составляющей обучения в аспирантуре

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гвильдис Татьяна Юрьевна, Окерешко Анна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actualization of motivational and cognitive component of post-graduate education

The authors present the scenario of postgraduate preparation procedure for further activities in higher education. Principles and procedures of postgraduate students’ initiation ceremony, the detailed scenario of the quest for postgraduate students as an effective format for updating the motivational and cognitive component of postgraduate education are given

Текст научной работы на тему «Актуализация мотивационной и познавательной составляющей обучения в аспирантуре»

Т.Ю. Гвильдис, А.В. Окерешко

(Санкт-Петербург)

АКТУАЛИЗАЦИЯ МОТИБАЦИОННОй И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБУЧЕНИЯ Б АСПИРАНТУРЕ

ACTUALIZATION OF MOTIVATIONAL AND COGNITIVE COMPONENT OF POST-GRADUATE EDUCATION

В статье рассматривается авторский сценарий процедуры подготовки аспирантов к дальнейшей деятельности в высшей школе. Приводятся принципы и процедуры посвящения в аспиранты, подробный сценарий проведения квеста для аспирантов как эффективного формата актуализации мотивационной и познавательной составляющей обучения в аспирантуре Ключевые слова: посвящение, аспирантура, квест, организационное собрание

The authors present the scenario of postgraduate preparation procedure for further activities in higher education. Principles and procedures of postgraduate students' initiation ceremony, the detailed scenario of the quest for postgraduate students as an effective format for updating the motivational and cognitive component of postgraduate education are given Key words: initiation, postgraduate study, quest, organizational meeting

Аспирантура на сегодняшний день является третьим и высшим уровнем образования (ФГОС ВО). Ученые исследуют проблемы, связанные с реформированием аспирантуры в рамках Болонского процесса, — соотношение научной и образовательной составляющих в процессе обучения в аспирантуре (Б.И. Бедный, В.С. Леднев, Д.Ю. Рай-чук и др.), преемственность магистратуры и аспирантуры (Н.В. Беспалова, Д.Ю. Райчук, Л.И. Соломко, Н.В. Минина и др.) управления подготовкой кадров высшей квалификации (В.В. Балашов, Т.Ю. Гвильдис, Б.Е. Смирнов, Г.И. Семенков и др.). Проведены сравнительные исследования российской и зарубежных аспирантур (В.В. Лаптев, А.А. Грибанькова, А.П. Захарова, Е.А. Карабутова, М.В. Скоробо-гатова, С.А. Душина, Н.А. Ащеулова, В.И. Бай-денко, Н.А. Селезнева, М.М. Лебедева, О.Н. Барабанов, Ю.А. Никитина, П.И. Касаткин и др.) и др. Однако тема посвящения в аспиранты, актуализации активности аспирантов в начале обучения мало исследована учеными. Нам представляется, что это важный и

значимый момент в организации всего процесса обучения аспирантов, так как начало всегда знаменует и продолжение. Установка на исследование, преподавание в высшей школе, обучение — это необходимый аспект поступления в аспирантуру.

Посвящение в аспиранты включает в себя несколько важных функций: просве-тительско- информационную (сообщение необходимой для аспирантов информации об образовательном процессе, новой для них; знакомство с учебным учреждением), ориентировочну) (ценностное самоопределение аспиранта, прояснение своих целей и задач), развивающую (развитие важных качеств личности, необходимых профессионалу: способность быстро принимать решения, действовать в условиях неопределенности, навыки командной работы, креативность мышления и др.), воспитывающую (воспитание любви к учебному учреждению, воспитание чувства ответственности за свой выбор), коммуникативную (стимулирование конструктивного творческого

взаимодействия аспирантов друг с другом, с административным, профессорско-преподавательским составом учебного учреждения; создание среды образовательного общения), психологическую (снимается психологическое напряжение, появляется чувство защищенности, взаимопонимания, собственной успешности), адаптивную (адаптация аспирантов к новой социальной среде), мотивационно-стимулирующую (стимулирование познавательной активности), организационную (прояснение организационных моментов обучения).

Посвящение в аспиранты должно строиться с учетом образовательных ситуаций: межличностного (ценностно-смыслового) взаимодействия, творческой самореализации, переживания нового опыта, открытия новых смыслов, рефлексивно-оценочная ситуация [6].

При этом реализуются принципы антропоцентризма, холизма и субъективности; принципы аксиологичности и рефлексивности; проактивности; индивидуализации, уникальности индивидуальной образовательной траектории и приоритет самостоятельного обучения; принципы нелинейности образовательного процесса, принципы опоры на опыт обучающихся, контекст-ности обучения (А.А. Вербицкий); принцип совместной деятельности, кооперативно-сти (С.Г. Вершловский); креативности; ин-новационности.

Предлагаем определенную апробированную нами поэтапную организацию посвящения в аспиранты, представляющую собой интеграцию формального, неформального и информального образования [7].:

Этап 1. Слово ректора. Это важный этап посвящения, так как аспиранты — будущее науки, и для вступления на этот путь поступившим необходимо услышать обращение и наставление руководителя учебного учреждения.

Этап 2. Квест для аспирантов. В Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования на протяжении четырех лет нами были апробированы разные форматы посвящения в аспиранты: викторина, клятва аспиранта,

квест и др. На основе анализа и сопоставления эффектов этих форматов (обратная связь и рефлексия аспирантов) пришли к выводу, что «живой» квест (не веб-квест, использованию которого в образовательном процессе посвящено много публикаций, а квест в реальности) — одна из интерактивных технологий — это наиболее эффективный, стимулирующий и воспитывающий игровой формат посвящения в аспиранты, в том числе и по причине задействования эмоциональной сферы аспирантов, затрагивания их личностных смыслов и ценностей обучения. Еще А. Эйнштейн определял игру как высшую форму исследования.

Понятие «квест» (в переводе с англ. quest — поиск, что напрямую соотносится с деятельностью аспиранта) в педагогической науке определяется как «специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающийся осуществляет поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей или заданий» [3], это «специфическая форма игровой деятельности, которая требует от участников поиска решения поставленных задач» [5].

Начало Квеста происходит в аудитории учебного заведения, где проводится Посвящение, и предполагает объяснение правил и постановку задач. Аспирантам выдается маршрут следования и консультации по его прохождению. В случае большого количества поступивших аспирантов можно разделить на несколько команд. При наличии нескольких команд маршруты следования необходимо сгруппировать в разной последовательности для избежания их столкновения друг с другом во время прохождения маршрутов. Каждой команде можно предоставить сопровождающего из числа сотрудников отдела аспирантуры или предложить командам проходить маршрут самостоятельно, выбрав капитана команды (актуализация лидерских качеств участников).

Каждая команда должна пройти шесть игровых станций, ответить на вопросы и выполнить определенные задания. На каждой станции координатор либо сопрово-

Образовательные системы и технологии

ждающий, передвигающийся с командой, выдает задание и просит сделать фото. Закончив прохождение маршрута, команда должна вернуться в аудиторию учебного заведения, где проводится Посвящение, и сдать фотографии (видеоматериалы), снятые во время игры.

Победителем Квеста становится команда, которая пройдет все станции максимально быстро (фиксируется общее время прохождения маршрута от начала до конца) и наберет наибольшее количество баллов за ответы на станциях и творчество, проявленное при создании фото. Команда-победитель получает призы (в качестве призов возможно выдать монографии ведущих ученых учебного учреждения). Командам-участникам Квеста вручаются поощрительные призы.

Предполагаем, что максимальная длительность прохождения маршрута должна быть не менее 40 минут, но не более 1 часа. Заканчивается Квест также в аудитории учебного заведения, где проводится Посвящение.

Этап 3. После подведения итогов квеста и рефлексии участников слово предоставляется проректору по науке, который будет являться главным проводником аспирантов во время обучения, так как научно-исследовательская деятельность станет ведущей на этапе аспирантуры, несмотря на то, что образовательная составляющая подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на сегодня имеет важное значение. Также возможно выступление одного из научных руководителей и профессоров, подчеркивающее важность работы аспирантов с научным руководителем. На этом заканчивается праздничная часть Посвящения в аспиранты, которую лучше завершить общей совместной фотографией.

Этап 4. В конце посвящения проводится организационное собрание, которое ведет заведующий/начальник отдела аспирантуры. Это собрание включает в себя подробный рассказ об образовательной, научно-исследовательской и преподавательской (педагогическая практика) составляющих обучения аспиранта, объяснение последу-

ющего маршрута и рассказ об организации работы по составлению индивидуального плана аспиранта. Организационное собрание должно представлять собой выступление заведующего отделом аспирантуры и продуктивный полилог после выступления в контексте личностноориентированного подхода, который нацелен на прояснение всех организационных моментов и вопросов.

После организационного собрания проводятся рефлексия проведенного посвящения и решение в индивидуальном порядке оставшихся вопросов аспирантов.

Таким образом, посвящение в аспиранты и в частности используемая квест-техноло-гия актуализирует в поступивших ответственность за свой выбор и перед длительным и серьезным вхождением в науку, мотивацию к обучению, научно-познавательную активность, понимание своих целей и задач, помогает аспирантам познакомиться с коллегами, с научной структурой учебного учреждения, стимулирует сотрудничество и творческое взаимодействие друг с другом, несет определенную образовательную нагрузку, развивает поисковую активность, инициативность и деятельность аспирантов, развивает важные качества личности, необходимые профессионалам: способность быстро принимать решения, действовать в условиях неопределенности, навыки командной работы, креативность мышления и др. «При решении задач в ходе квеста участникам приходится активно взаимодействовать друг с другом, использовать самые разные навыки и умения, жизненный опыт, интуицию» [5]. Все эти качества, широкий мировоззренческий и культурный кругозор, инновационное и нестандартное мышление востребованы в будущем [2, с. 3].

Полагаем, что описанный нами сценарий будет полезен также и организаторам процесса обучения в бакалавриате и магистратуре (квест для первокурсников «Добро пожаловать в университет» уже успешно апробирован [4, с. 256]), так как вступление на любой образовательный путь высшего образования должен быть отмечен как важный жизненный этап.

Литература

1. Вершловский С.Г. Андрагогика: учебно-методическое пособие — СПб.: СПб АППО, 2014. — 148 с.

2. Гвильдис Т.Ю. Проектирование универсально-ориентированной образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров в трехуровневой системе высшего образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08.— Великий Новгород, 2015. — 318 с.

3. Жебровская О.О. Международный вебинар ««Живые квесты» в образовании (современные образовательные технологии)» [Электронный ресурс]. URL: http://ext.spb.ru/ index.php/webinars/2209-22012013-qq-q-q.html.

4. Калугина Ю.В., Мустафина А.Р. Анализ образовательного квеста как педагогической технологии // Преподаватель XXI век. — 2016. — № 4, Т. 1. — С. 253-259.

5. Кичерова М.Н. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения [Электронный ресурс] / М.Н. Кичерова, Г.З. Ефимова // Интернет-журнал «Мир науки». — 2016. — № 5. Т. 4. URL: https://mir-nauki.com/ PDF/28PDMN516.pdf

6. Окерешко А.В. Виды информального образования как смыслообразующие факторы лич-ностно-профессионального развития учителя // Человек и образование. — 2015. — № 1. — С. 74-78.

7. Окерешко А.В. Системная интеграция формального, неформального и информального образования: спираль целостного цикла образовательной жизни человека // Современный мир: опыт, проблемы и перспективы развития: сборник статей I международной научно-практической конференции. Часть 1. — Ставрополь: Логос, 2016. — С. 8694.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.