DOI 10.22337/2077-9038-2018-2-91-97
Актуализация методических основ разработки генеральных планов в контексте современных угроз и вызовов развитию городов
Л.Я.Герцберг, ЦНИИП Минстроя России, Москва
В статье отмечается, что современные методические основы разработки генеральных планов крупных городов не способствуют формированию эффективных проектов, не отвечают современным вызовам и угрозам развитию городов. Одним из важнейших вызовов является развитие процессов глобализации, в которых особая роль отводится крупным городам. Города конкурируют за привлечение инвестиций, современных производств, квалифицированных творческих специалистов. Рассматривается концепция конкурентоспособного города, под девизом которой разрабатываются генеральные планы крупных зарубежных городов. Приводятся основные отличия отечественной и зарубежной практики проектирования генеральных планов городов. Прежде всего, они касаются связи социально-экономической и градостроительной политики. В зарубежной практике генеральные планы разрабатываются с учётом миссии города и стратегических целей его развития, определённых в мастер-планах или стратегиях социально-экономического развития. В составе современных стратегий социально-экономического развития 2030-2035 для крупных отечественных городов (Санкт-Петербург, Казань) также определяются миссия города, стратегические цели и даже концептуальные основы градостроительной политики. Это создаёт предпосылки для обеспечения более эффективной связи документов социально-экономического и территориального планирования по сравнению с установленной градостроительным кодексом, предусматривающим отражение на картах планируемых мероприятий. Отмечается низкая социальная обоснованность современных генеральных планов городов. Приводятся возможные направления совершенствования методических основ разработки генеральных планов на базе отношения к генеральному плану как к инструменту формирования градостроительных предпосылок для реализации миссии города и стратегических целей.
Ключевые слова: современные вызовы и угрозы, генеральный план, мастер план, стратегия социально-экономического развития, миссия города, стратегические цели, конкурентоспособный город, социальная обоснованность, методологические основы разработки генерального плана, зарубежный опыт.
Аactualization of the Methodological Basis of Developing General Plans in the Context of Modern Threats and Challenges to Urban Development
L.Ya.Gertsberg, Central Institute for Research and Design of the Ministry of Construction and Housing and Communal Services of the Russian Federation, Moscow
The article notes that modern methodology development of the general plans for large cities do not contribute to the efficiency of the projects; do not satisfy modern challenges and threats in urban development. One of the most important challenges is the process of globalization, when a special role is assigned to the large cities. Cities compete for the attracting investments, modern industrial facilities, and skill creative specialists. The concept of a competitive city is the motto under which the general plans of major foreign cities are developed. The main differences between the domestic and foreign practices of designing cities are given. First of all, they relate to the links between socio-economic and urban planning policies. In the foreign practice, the modern general plans are developed while taking into account the mission of the city and the strategic goals of the city development, as defined in the general Plans or the Strategies of Social and Economic Development. As a part of the modern strategies of social and economic development (2030-2035) of large Russian cities (St. Petersburg, Kazan) the mission of the city, strategic goals and even the conceptual basis of urban policy defines. It creates prerequisites for more effective communication of socio-economic and territorial planning in comparison with the established urban code, which provides for the mapping of the planned objects. The low social validity of general plans is noted. Possible directions for the improving methodological basis of developing general plans based on the attitude to the general plan as an instrument for creating the town-planning prerequisites for the realization of the city's mission and strategic goals are given.
Keywords: modern challenges and threats, general plan, master plan, the processes of globalization, large cities, competitive city, strategic goals, mission of the city, strategies of social and economic development, social validity, methodological basis for the development of general plans, foreign practice.
Современные методические основы разработки генеральных планов городских поселений, соответствующие Градостроительному кодексу Российской Федерации (ГК РФ) и Методическим рекомендациям по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утверждённым Минрегионом России (приказ от 26.05.2011 г. № 244), не способствуют формированию эффективных проектов, не отвечают современным вызовам и угрозам развитию
городов. В этой связи чрезвычайно актуально повышение социально-экономической обоснованности генеральных планов в рамках общей задачи совершенствования методологии их проектирования.
Современные города сталкиваются со следующими вызовами:
- развитие неблагоприятных демографических процессов: снижение рождаемости, старение населения. Пожилые возрастные группы предъявляют определённые требования к организации городской среды, оборудованию жилища, городского транспорта. Согласно данным государственной статистической отчётности, в России каждый четвёртый житель - пенсионного возраста, то есть за последние 35-40 лет показатель фактического постарения населения удвоился [1];
- развитие миграционных процессов способствует появлению районов концентрации мигрантов, требующих особого социального контроля. С учётом этнических особенностей мигрантов трансформируется городская среда;
- переход развитых стран от индустриального общества к информационному, использованию новых коммуникационных технологий: интернета, спутникового телевидения, повышает привлекательность городов этих стран;
- учащающиеся природные катаклизмы, национальные, межэтнические конфликты актуализируют проблему формирования безопасных городов;
- рост требований к качеству городской среды предопределяет необходимость развития экологически чистых производств;
- развитие процессов глобализации, которым сопутствует движение капитала без границ, активизация миграционных процессов заставляет города конкурировать за привлечение инвестиций, инновационных технологий, квалифицированных кадров. Глобализация в градостроительстве приводит к унификации городской среды, создаёт угрозу потери городами своей индивидуальности. Этой угрозе должна противостоять политика идентификации городов, то есть подчёркивание городами своих индивидуальных особенностей, которые могут быть связаны с природными ландшафтами, историко-культурным наследием, а могут искусственно создаваться за счёт строительства уникальных объектов, формирования природных комплексов (примеры - Сиднейская опера, Королевский ботанический сад в Сиднее, 328-метровая башня «Скай-Тауэр» в новозеландском городе Окленде - самое высокое строение Южного полушария).
Особая роль в процессе глобализации отводится крупным городам, где сконцентрировано основное производство и проживает большая часть населения. Города борются за привлечение инвестиций, размещение инновационных производств. В этой связи возникает понятие конкурентоспособного города, то есть города - привлекательного для инвесторов, а также квалифицированных и креативных специалистов, способствующих развитию творческих индустрий. Современная концепция конкурентоспособного города включает наличие ряда характеристик [2; 3]:
- экологичный город. Использование возобновляемых источников энергии для энергоснабжения города, развитие зелёной экономики с безотходным производством, высокий процент озеленения территории, сохранение природных ландшафтов;
- город с современной развитой социальной, научно-производственной, инженерно-транспортной инфраструктурой, высоким уровнем благоустройства;
- эстетически привлекательный город;
- умный город (Smart city), использующий передовые технологии в разных сферах хозяйственной деятельности;
- безопасный город, защищённый от угроз техногенного характера, природных катаклизмов;
- устойчивый город. Эффективное использование природных ресурсов, сохранение их для жизнедеятельности будущих поколений;
- глобальный город, включённый в мировую экономику, имеющий развитые транспортные связи с ведущими городами мира;
Для формирования конкурентоспособного города нужны высокообразованные специалисты. Важным условием их удержания и притока является качественная, творческая городская среда. Таким образом, первостепенная градостроительная задача - формирование качественной городской среды. В условиях жёсткой конкуренции города вынуждены консолидировать усилия городского сообщества для решения возникающих проблем. Инструментами консолидации являются стратегии социально-экономического и пространственного развития городов. Развитые страны накопили значительный опыт в этой области, который может быть весьма полезен для России: согласно общей теории эволюционного развития мира все города проходят одинаковые стадии развития, но происходит это в различные периоды существования города [4]. Изучение передового зарубежного опыта позволяет совершенствовать управление отечественными городами, ускорять процессы формирования качественной среды проживания, наиболее эффективно использовать городские ресурсы.
Зарубежная практика разработки генеральных планов городов существенно отличается от отечественной. Во-первых, в генеральном плане, разрабатываемом за рубежом, социально-экономическая и градостроительная стратегия тесно связаны в едином документе, что обеспечивает высокий уровень его реализации. Перспективные сроки разработки проекта ориентированы на реально прогнозируемый период -десять лет. Широкое обсуждение проекта осуществляется не по результатам его завершения, а в процессе разработки, что позволяет своевременно выявлять интересы различных групп населения, субъектов, хозяйствующих на проектируемой территории, и определять пути их согласования. Дополнительно к этому при муниципалитетах создаются специальные группы, задачей которых является изучение общественного мнения по вопросам развития городов, существуют при муниципалитетах
и специальные агентства, выполняющие посредническую роль в процессе реализации проектов.
Общая стратегия, в рамках которой проектируются зарубежные города, неоднократно менялась: устойчивые города, конкурентоспособные города, конкурентоспособные города с устойчивым развитием. В этих стратегиях большую роль играет экология городской среды.
Крупные города за рубежом проектируются вместе с пригородной зоной (Большой Лондон, большой Рим), что практиковалось в отечественном градостроительстве, но сейчас объектом разработки генеральных планов являются отдельные города. Это можно объяснить несколькими причинами: считается, что вопросы взаимодействия городов с пригородными зонами решаются в схемах территориального планирования, кроме того, ряд крупных городов объединился с одноименным муниципальным районом в городские округа, на которые разрабатывается единая градостроительная документация.
В рамках проведения международного семинара «Москва и европейские мегаполисы», прошедшего в Москве в 2006 году, обсуждались вопросы разработки генерального плана Москвы. Специалист из Франции Джейн Пьер Пализ (Иль-де-Франс) отметил ряд недостатков. В частности, он обратил внимание на то, что «не разработана стратегия взаимодействия Москвы и Московской области. Надо найти сбалансированное решение развития этих двух субъектов РФ. Моноструктура целой агломерации не отвечает этим требованиям. Есть необходимость создания новой структуры. Транспорт должен решаться не только за счёт расширения сети. Должен быть полицентризм, должны развиваться общественные центры за пределами Москвы, развиваться города-спутники вокруг Москвы». Кроме того, на семинаре отмечалось, что для улучшения качества городской среды требуется решение ряда вопросов, как например, увязка объёмов жилищного строительства с развитием социальной и инженерной инфраструктуры, необходимо строить жильё и формировать среду с учётом тенденции увеличения количества пожилых людей. Подчёркивалось, что совместное решение вопросов развития города и пригородной зоны позволяет рационально распределять нагрузки, сохранять зелёные зоны, повышать реализуемость проектных предложений.
Зарубежный опыт свидетельствует о том, что формирование единой социально-экономической и градостроительной политики, направленной на реализацию миссии города, стратегических целей, определённых в стратегиях социально-экономического развития или в мастер-планах, способствует повышению эффективности и реализуемости генеральных планов.
Зарубежные стратегии социально-экономического развития различаются содержанием, но, как правило, все они включают стратегические цели, в состав которых входит поддержание и развитие ключевых направлений экономики, улучшение качества городской среды с описанием не-
обходимых изменений в сложившейся градостроительной ситуации. В отдельных стратегиях формулируется миссия города, которая отражает специфические особенности города и определяется с учётом наличия предпосылок для её реализации. Например, в зарубежных стратегиях социально-экономического развития миссии города сформулированы следующим образом [6]:
- быть «открытым городом» (для иммигрантов и пр.), международным городом и городом культуры (Амстердам);
- стать «столицей информации ЕС» и «центром транспортных перевозок ЕС» (Кельн);
- развиваться в качестве центра технологических инноваций (Манчестер).
Пространственная политика в этих документах отражается с разной степенью детальности. Например, в стратегии развития Лондона, где город позиционируется как мировой финансовый центр, безопасное место для работы, жизни и отдыха [7] выделено пять ключевых городских районов, для каждого из которых предложена своя стратегия преобразования городской среды. В тоже время нет количественных показателей качества среды. Требования к формированию качественной городской среды носят описательный характер и включают: высокие эстетические качества новой застройки, обеспечение безопасности населения, в первую очередь, за счёт защиты от наводнений, улучшение экологической ситуации за счёт более полной переработки отходов, благоустройство территорий, расширение улиц для пешеходов и велосипедистов. Для каждого района определена стратегия преобразований с целью повышения привлекательности их для населения и улучшения облика города.
Мастер-планы городов определяют видение будущего города, согласованное с органами власти, бизнес-сообществом и гражданским сообществом, поэтому их называют «документами согласия». Именно это позволяет консолидировать усилия городского сообщества по реализации стратегических целей.
Отсутствие такой консолидации в выборе стратегии развития города является наиболее слабым звеном в отечественном градостроительном проектировании и свидетельствует о недостаточной социальной обоснованности генеральных планов, которая подтверждается следующим факторами:
- негативное отношение населения, власти, бизнеса к большинству современных генеральных планов;
- неготовность населения участвовать в реализации проектируемых мероприятий (переселение при проектируемом сносе застройки);
- отсутствие социального контроля за реализацией градостроительных решений;
- бездействие властей при необоснованных нарушениях решений генерального плана.
В отечественной практике современное представление о генеральном плане как действенном инструменте, способствующем реализации градостроительными средствами
миссии города, ГК подменяет пассивной ролью документа в развитии города, которая в значительной степени сводится к пространственному отображению мероприятий, планируемых в городских стратегиях и программах. Попытки разработать в России мастер-план крупного города с привлечением зарубежных специалистов не очень успешны. Пример -мастер-план Перми. Экспертное заключение по мастер-плану Перми было отрицательным. Один из доводов состоял в том, что разработка такого документа не предусмотрена ГК.
Тем не менее определённые позитивные предпосылки к установлению эффективных связей между стратегиями социально-экономического развития городов и генеральными планами появились. В «стратегиях 2030-2035» ряда крупных отечественных городов, разработанных с использованием зарубежных технологий (Санкт-Петербург, Казань), определены миссия города, детализирующие её стратегические цели, основные положения пространственной концепции развития города даны даже в более детальной форме, чем это присутствует в зарубежной практике.
В качестве примера можно привести стратегию социально-экономического развития Санкт-Петербурга-2030 [8], которая была высоко оценена зарубежными специалистами и послужила прообразом стратегий-2030 других российских городов. Определение миссии города, стратегических целей, концептуальных положений пространственной политики в отечественных стратегиях-2030 можно расценить положительно: во-первых, потому, что в них присутствует более широкий взгляд на будущее города, во-вторых, стратегии по сравнению с градостроительными документами имеют более высокий статус и механизмы реализации в виде программ, разрабатываемых на их основе, и, наконец, нет ограничений, накладываемых ГК.
В стратегии 2030 Санкт-Петербурга миссия города -«создание ценностных ориентиров для России, генерация идей развития и преобразований» - определена не очень конкретно, но более чётко сформулированы генеральная цель и стратегические цели развития города: «обеспечение стабильного улучшения качества жизни горожан и повышение глобальной конкурентоспособности Санкт-Петербурга на основе реализации национальных приоритетов развития, обеспечения устойчивого экономического роста и использования результатов инновационно-технологической деятельности». Для достижения генеральной цели определены четыре стратегических направления:
- обеспечение устойчивого экономического роста;
- развитие человеческого капитала;
- повышение качества городской среды;
- обеспечение эффективности управления и развития гражданского общества.
В стратегии не только определены, но и количественно оценены градостроительные проблемы в части функционально-планировочной организации территории, её транспортного обслуживания, качества городской среды. Оценены
диспропорции в размещении населения и мест приложения труда. Отмечено, что практически вся индустрия отдыха и развлечений сосредоточена в историческом центре города. Определены зоны «транспортной дискриминации» - с недостаточным уровнем обслуживания, скоростным внеуличным транспортом, в которых проживает около 1,3 млн человек и расположено 700 тыс. мест приложения труда и учёбы, зоны за пределами километровой доступности до станций метрополитена, в которых проживает более 3 млн жителей Петербурга (рис. 1).
Ниже приводится фрагмент оценки транспортной доступности территорий в составе стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга. Показаны территории, расположенные за пределами километровой доступности от станций метрополитена.
Районы Санкт-Петербурга дифференцированы по уровню благополучия окружающей среды с учётом загрязнённости от промышленных предприятий, транспорта площади зелёных насаждений.
В Стратегии-2030 Санкт-Петербурга изложена общая концепция его пространственного развития, в основе которой
Рис. 1. Оценка в Стратегии транспортной доступности территорий Санкт-Петербурга
лежит отказ от моноцентричной и переход к полицентричной модели развития, что позволит решить существующие проблемы:
- ареал жизнедеятельности в рамках города несоразмерен возможностям человека, что негативно отражается на качестве жизни населения;
- отсутствует архитектурная и градостроительная идентичность для территорий Санкт-Петербурга;
- экстенсивное развитие Санкт-Петербурга за счёт стихийного освоения территорий;
- недостаточная координация планов развития Санкт-Петербургской агломерации между городом и областью;
- концентрация деловой активности в центральных районах, растущая маятниковая миграция населения периферийных районов;
- избыточное регулирование застройки при отсутствии ясной стратегии пространственного развития.
Переход к новой модели пространственного развития предлагается осуществить путём создания территориальных экономических зон, где определено рациональное соотношение между количеством проживающего населения и местами приложения труда, а также задействованы все современные тенденции в функционально-планировочной организации территории: создание смешанных зон, квартальная застройка (рис. 2).
Следует отметить, что единообразия в вопросах отражения пространственной концепции в Стратегиях-2030 нет. Например, в стратегии социально-экономического развития Казани-2030 [9], которая была утверждена Казанской городской Думой в декабре 2016 года, видение будущего города сформулировано следующим образом:
- передовой университетский центр и научно-исследовательский центр мирового уровня;
- глобальный конкурентоспособный информационно-технологический полюс;
- финансовый центр полюса роста «Волга-Кама».
Рис. 2. Территориально-экономические зоны Санкт Петербурга
С учётом опроса мнения населения дана развёрнутая система стратегических целей, в том числе по качеству городской среды: здоровая окружающая среда, наличие зелёных и иных общественных пространств, безопасность, эффективное коммунальное хозяйство, обеспечивающее поставки воды, тепла, энергии при уменьшающемся потреблении ресурсов и др., для реализации которых важно создать градостроительные предпосылки. Социологические опросы в процессе разработки стратегии позволили понять, что население понимает под комфортной городской средой: экологически чистый, красивый, благоустроенный, безопасный, добрый, удобный, уютный, зелёный город; город для людей (пешеходов), здорового образа жизни, самый комфортный для жизни город в России. В приоритете у горожан потребность в безопасности, чистоте, наличии велодорожек, парков и городских пространств, создающих настроение, в доступности для людей с ограниченными возможностями социально-культурных объектов. Важным для жителей является равномерное развитие инфраструктуры по территории города: разнообразие выбора мест досуга, занятий спортом в пределах жилого района; развитая инфраструктура по всему городу, без концентрации или отсутствия в одном из районов [9].
В плане пространственной политики в стратегии основное внимание уделяется вопросам развития Казанской агломерации, места и роли в ней Казани. Отмечается лидирующая роль Казани как научно-образовательного, инновационного и финансового центра, которая закрепляется радиальными связями основных магистралей.
Определение стратегических целей развития Казани, приоритетов населения в создании качественной среды проживания является основанием для формирования градостроительной стратегии в рамках разработки генерального плана города.
Следует отметить, что предпосылки формирования эффективной согласованной социально-экономической и пространственной политики, связанные с использованием современных технологий стратегического планирования, в практике разработки генеральных планов пока слабо используются, что в значительной степени связано с консервативностью градостроительного законодательства, на которое опирается проектирование. Например, корректировка генерального плана Санкт-Петербурга предусмотрена не на основе его Стратегии, а в связи с размещением транспортных объектов, созданием линии аэроэкспресса [10].
В основе определения основных направлений актуализации методических основ разработки генерального плана лежит современное понимание его роли как инструмента формирования градостроительных предпосылок для реализации миссии города и стратегических целей, определённых в стратегиях социально-экономического развития. В условиях наличия в России двух ветвей стратегического планирования формирование единой согласованной социально-экономической и пространственной политики может быть обеспечено за счёт:
- общей направленности на реализацию единой миссии города, единых стратегических целей, которые формируются с учётом интересов проживающего населения, хозяйствующих на территории города субъектов, муниципальных и государственных органов власти путём обсуждения предлагаемых решений не по конечным результатам, а в процессе разработки генерального плана;
- использования единых методических подходов к разработке проектной и плановой документации, например, SWOT-анализ1 (универсальный метод, который используется в самых разнообразных сферах экономики и управления, применительно к социально-экономическому и территориальному планированию, направленный на определение сильных и слабых сторон в плане реализации миссии города), построение дерева целей, мониторинг ситуации;
- учёта прогрессивных тенденций и признаков конкурентоспособного города при формировании качественной среды проживания, функционально-планировочной организации территории;
- осуществления единого мониторинга реализуемости социально-экономической и пространственной политики
в части повышения качества городской среды, формирования конкурентоспособного города.
Мониторинг - необходимое звено в системе управления социально-экономическим и пространственным развитием городов, реализацией градостроительной политики. Его цель не только отслеживать нарушения в функциональном зонировании территорий, несоблюдение ограничений в застройке территорий, но и реализацию целевых индикаторов качества городской среды. ГК предусматривает мониторинг только в части объектов коммунальной инфраструктуры. В соответствии со ст. 6 ГК Минрегионом России в 2013 году было принято постановление «О порядке осуществления мониторинга разработки и утверждения, реализации программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов» [11], которое, в частности, предусматривало создание на базе генеральных планов и документов территориального планирования, в рамках долгосрочной концепции развития субъекта Федерации, единой обновляемой электронной информационной базы существующего состояния и перспективы развития коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов. В рамках мониторинга программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры предусматривалась оценка наличия увязки схем коммунальной инфраструктуры с генеральными планами поселений и между собой. Такой мониторинг полезен, но не достаточен. Поскольку задачей генерального плана является повышение качества городской среды, необходимо отслеживать изменение индикативных показателей качества город-
1 SWOT анализ - это метод первичной оценки текущий ситуации основанный на рассмотрении её с четырёх сторон: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы.
ской среды и на этом основании вносить соответствующие коррективы в стратегии и генеральные планы.
Для реализации современной методологии разработки генеральных планов необходимо внесение соответствующих изменений в ГК и методические рекомендации по разработке генеральных планов, обеспечивающих эффективное взаимодействие двух основных стратегических документов развития города с целью определения согласованной политики его социально-экономического и пространственного развития. Кроме того, целесообразно унифицировать отражение в стратегиях вопросов качества городской среды.
Литература
1. Крундышев Б.Л. Архитектурное проектирование комплексных центров социального обслуживания людей старшей возрастной группы: учебное пособие [Электронный ресурс] / Б.Л. Крундышев. - СПб: СПбГАСУ, 2011. - 110 с. - Режим доступа: https://www.spbgasu.ru/documents/docs_272.pdf. (дата обращения 26.04.2018).
2. КоряковА.Г. Конкурентоспособность российских городов в контексте концепции устойчивого развития [Электронный ресурс] / А.Г. Коряков // NovaInfo. Экономические науки. - 2017. - № 63-2. -Режим доступа: Р^:/Д^а1'п^о.ш/ агШе/?т^=12544 (дата обращения 26.04.2018).
3. Коваленко А.И. Теоретические и методические аспекты использования концепции конкурентоспособности в научных исследованиях [Электронный ресурс] / А.И. Коваленко // С'ЬеН-ет'пка. - Режим доступа: https:// cyberleninka.ш/article/v/teoreticheskie-i-metodologicheskie-aspekty-ispolzovaniya-kontseptsii-konkurentosposobnosti-v-nauchnyh-issledovaniyah-1 (дата обращения 26.04.2018).
4. Храбров Е.А. Зарубежный опыт стратегического планирования развития отдельных территорий / Е.А. Храбров // Актуальные вопросы экономики. - 2010. - Вып. 6. - С. 378-386.
5. Градостроительный кодекс РФ 2017 с комментариями. Последняя редакция. [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «КонсультатнтПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ (дата обращения 25.04.2018).
6. Жихаревич Б.С. Мировой опыт стратегического планирования городов и его использование при разработке Стратегического плана Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] / Б.С. Жихаревич // Библиотека статей. - Режим доступа: ^1^:// analytix.ru/docs/strategy/spb.htm (дата обращения 15.04.2018).
7. Слесарева О.В. Подходы к формулированию стратегического видения: выпускная квалификационная работа [Электронный ресурс] // Высшая школа экономики: официальный сайт. - Режим доступа: https://www.hse.ru/edu/ vkr/83992734 (дата обращения 03.03.2018)
6. Стратегия экономического и социального развития Санкт Петербурга на период до 2030 года. - Режим доступа: http://spbstrategy2030.ru/?page_id=102 (дата обращения 25.04.2018).
9. Стратегия социально-экономического развития Казани до 2030 года. [Электронный ресурс] // Официальный сайт города Казани. - Режим доступа: https://www.kzn.ru/nayti-dokument/munitsipaLnye-pravovye-akty-i-inaya-ofitsiaLnaya-informatsiya/14272/ (дата обращения 18.04.2018)
10. Внесены изменения в Генеральный план Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. - Режим доступа: https://gov.spb.ru/press/ government_meeting/112312/ (дата обращения 28.09.2017).
11. О порядке осуществления мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов. [Электронный ресурс] // КонсорциумКодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации.
- Режим доступа: docs.cntd.ru/document/499089891 (дата обращения 21.04.2018).
Literatura
1. Krundyshev B.L. Arhitekturnoe proektirovanie kompleksnyh tsentrov sotsial'nogo obsluzhivaniya Lyudej starshej vozrastnoj gruppy: uchebnoe posobie [ELektronnyj resurs] / B.L. Krundyshev. - SPb: SPbGASU, 2011. - 110 s.
- Rezhim dostupa: https://www.spbgasu.ru/documents/ docs_272.pdf. (data obrashheniya 26.04.2018).
2. KoryakovA.G. Konkurentosposobnost' rossijskih gorodov v kontekste kontseptsii ustojchivogo razvitiya [ELektronnyj resurs] / A.G. Koryatav // NovaInfo. Ekonomicheskie nauki.
- 2017. - № 63-2. - Rezhim dostupa: tps://novainfo.ru/ articLe/?nid=12544 (data obrashheniya 26.04.2018).
3. Kovalenko A.I. Teoreticheskie i metodicheskie aspekty ispoL'zovaniya kontseptsii konkurentosposobnosti v nauchnyh issLedovaniyah [ELektronnyj resurs] / A.I. KovaLenko // CiberLeninka. - Rezhim dostupa: https://cyberLeninka.ru/ articLe/v/teoreticheskie-i-metodoLogicheskie-aspekty-ispoLzovaniya-kontseptsii-konkurentosposobnosti-v-nauchnyh-issLedovaniyah-1 (data obrashheniya 26.04.2018).
4. Hrabrov E.A. Zarubezhnyj opyt strategicheskogo pLanirovaniya razvitiya otdeL'nyh territorij / E.A. Hrabrov // AktuaL'nye voprosy ekonomiki. - 2010. - Vyp. 6. - S. 378-386.
5. Gradostroitel'nyj kodeks RF 2017 s kommentariyami. Poslednyaya redaktsiya. [Elektronnyj resurs] // Informatsionno-pravovoj portai «Konsul'tatntPlyus». - Rezhim dostupa: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ (data obrashheniya 25.04.2018).
6. Zhiharevich B.S. Mirovoj opyt strategicheskogo planirovaniya gorodov i ego ispol'zovanie pri razrabotke Strategicheskogo plana Sankt-Peterburga [Elektronnyj resurs] / B.S. ZHiharevich // Biblioteka statej. - Rezhim dostupa: http://analytix.ru/docs/strategy/spb.htm (data obrashheniya 15.04.2018).
7. Slesareva O. V. Podhody k formulirovaniyu strategicheskogo videniya: vypusknaya kvalifikatsionnaya rabota [Elektronnyj resurs] // Vysshaya shkola ekonomiki: ofitsial'nyj sajt. -Rezhim dostupa: https://www.hse.ru/edu/vkr/83992734 (data obrashheniya 03.03.2018)
6. Strategiya ekonomicheskogo i sotsial'nogo razvitiya Sankt Peterburga na period do 2030 goda. - Rezhim dostupa: http://spbstrategy2030.ru/?page_id=102 (data obrashheniya 25.04.2018).
9. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Kazani do 2030 goda. [Elektronnyj resurs] // Ofitsial'nyj sajt goroda Kazani. - Rezhim dostupa: https://www.kzn.ru/nayti-dokument/munitsipalnye-pravovye-akty-i-inaya-ofitsialnaya-informatsiya/14272/ (data obrashheniya 18.04.2018)
10. Vneseny izmeneniya v General'nyj plan Sankt-Peterburga [Elektronnyj resurs] // Ofitsial'nyj sajt Administratsii Sankt-Peterburga. - Rezhim dostupa: https://gov.spb.ru/press/ government_meeting/112312/ (data obrashheniya 28.09.2017).
11. O poryadke osushhestvleniya monitoringa razrabotki i utverzhdeniya programm kompleksnogo razvitiya sistem kommunal'noj infrastruktury pocelenij, gorodskih okrugov. [Elektronnyj resurs] // KonsortsiumKodeks: elektronnyj fond pravovoj i normativno-tehnicheskoj dokumentatsii. -Rezhim dostupa: docs.cntd.ru/document/499089891 (data obrashheniya 21.04.2018).
Герцберг Лора Яковлевна (Москва). Доктор технических наук, член-корреспондент РААСН. Главный научный сотрудник ФГБУ «ЦНИИП Министстроя России». Автор более 150 научных работ и публикаций, автор и соавтор более 40 проектов. Сфера научных интересов: экономика градостроительства, территориальное планирование, инфраструктура городского земельного рынка. Тел.: +7 (915) 327-99-59. E-mail: lgertz24@mail.ru.
Herzberg Laura Yakovlevna (Moscow). Doctor of technical sciences, corresponding member of the RAACS. Chief researcher of the federal state budgetary institution "TsNIIP Minstroy of Russia". The author of more than 150 scientific works and publications, author and co-author of more than 40 projects. Scientific interests: economy of urban planning, territorial planning, infrastructure of urbanland market. Tel.: +7 (915) 327-99-59. E-mail: lgertz24@mail.ru.