pISSN 2073-2872 Экономическая политика государства
eISSN 2311-875Х
АКТУАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА «СПРАВОЧНИК ПРОФЕССИЙ»: МОНИТОРИНГ КВАЛИФИКАЦИОННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЛАСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*
Ирина Александровна ВОЛОШИНА3', Лидия Викторовна КОЗЛОВА*, Тамара Рашитовна НОВИКОВАс
а кандидат психологических наук, директор по развитию системы профессиональных квалификаций,
Всероссийский научно-исследовательский институт труда Минтруда России, Москва, Российская Федерация
ORCID: отсутствует
SPIN-код: 9497-7412
ь кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра развития квалификаций, Всероссийский научно-исследовательский институт труда Минтруда России, Москва, Российская Федерация 1 [email protected] ORCID: отсутствует SPIN-код: 8177-1844
с научный сотрудник Центра методологии бухгалтерского учета,
Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России, Москва, Российская Федерация tnovikova@nifi .ги ORCID: отсутствует SPIN-код: 2002-1376
' Ответственный автор
История статьи:
Получена 13.07.2018 Получена в доработанном виде 30.07.2018 Одобрена 24.08.2018 Доступна онлайн 15.11.2018
УДК 331.102.323 124, 128
Ключевые слова:
квалификационно-профессиональная
Аннотация
Тема. Выявление качественных и количественных изменений рынка труда, а также анализ востребованности профессий и квалификаций является основным инструментом формирования и сопровождения государственного информационного ресурса «Справочник профессий». Мониторинг квалификационно-профессиональной структуры областей профессиональной деятельности является наиболее перспективным направлением исследований и способен стать базовым механизмом актуализации содержания Справочника.
Цели. Комплексный анализ результатов мониторинга квалификационно-профессиональной структуры областей профессиональной деятельности, теоретических и практических подходов к его проведению, оценка возможности применения его результатов при наполнении и актуализации государственного информационного ресурса «Справочник профессий».
Методология. В работе рассмотрены основные механизмы актуализации государственного информационного ресурса «Справочник профессий» посредством проведения мониторинга квалификационно-профессиональной структуры областей профессиональной деятельности.
Результаты. Проведена оценка перспектив и ограничений мониторинга квалификационно-профессиональной структуры областей профессиональной деятельности как базового инструмента наполнения и актуализации содержания государственного информационного ресурса «Справочник профессий». Определены основные подходы к исследованию профессий и квалификаций, присутствующих на рынке труда, к основным способам контроля и фиксации изменений в содержании видов профессиональной деятельности, а также к выявлению новых типов занятости и видов труда.
Выводы и значимость. Мониторинг квалификационно-профессиональной структуры областей профессиональной деятельности может быть использован в качестве ключевого инструмента формирования и актуализации содержания государственного информационного ресурса «Справочник профессий». Своевременное и регулярное обновление информации Справочника позволит осуществлять совершенствование стратегий кадрового прогнозирования,
структура, область обеспечивать непрерывность и сбалансированность процесса подготовки кадров для
профессиональной различных секторов экономики, областей и видов профессиональной деятельности,
деятельности, определять потребности в разработке и актуализации профессиональных стандартов,
профессиональный федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных
стандарт программ.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018
Для цитирования: Волошина И.А., Козлова Л.В., Новикова Т.Р. Актуализация государственного информационного ресурса «Справочник профессий»: мониторинг квалификационно-профессиональной структуры областей профессиональной деятельности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. - Т. 14, № 11. - С. 2051 - 2063. https://doi.org/10.24891/ni. 14. 11.2051
Введение
Государственный информационный ресурс «Справочник профессий» (далее -Справочник), законодательно введенный в действие с января 2017 г., содержит информацию о востребованных на рынке труда, перспективных, новых профессиях и размещается в федеральной государственной информационной системе «Единая система нормативной справочной информации».
Мониторинг квалификационно-профессиональной структуры областей профессиональной деятельности является одним из базовых механизмов формирования и актуализации Справочника, способствующих определению изменений в содержании существующих видов профессиональной деятельности, а также выявлению новых, в том числе инновационных типов занятости и видов труда.
Понятие квалификационно-профессиональной структуры не имеет четкой и емкой дефиниции в научной литературе1. Однако в настоящее время в составе квалификационно-профессиональной структуры области профессиональной деятельности принято
* Данная статья является продолжением исследовательской работы, начатой в публикации Волошина И.А., Козлова Л.В., Новикова Т.Р. Государственный информационный ресурс «Справочник профессий» // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13. Вып. 11. С. 2065-2076. URL: https://doi.org/10.24891/ni.13.11.2065
1 Bourgeault I.L., Kuhlmann E., Neiterman E., Wrede S. Профессионально-квалификационная структура: как ее оптимизировать и зачем это нужно? URL: http://euro.who.int/_data/assets/pdf_file/0005/76424/ E93413R.pdf
2052
выделять следующие взаимосвязанные элементы, которые способствуют формированию единой целостной системы:
- перечень основных производств и/или основных технологических процессов и/или видов труда, представленных в области профессиональной деятельности;
- перечень видов профессиональной деятельности и профессиональных стандартов;
- перечень квалификаций с указанием уровня (подуровня) квалификации [1, 2].
В наиболее общем виде данный термин можно определить как совокупность видов проф ессиональной деятельности, сформированных в соответствии с основными типами производств и/или технологических процессов области профессиональной деятельности и ранжированных по уровням (подуровням) квалификации.
Объектом мониторинга квалификационно-профессиональной структуры областей профессиональной деятельности является совокупность существующих, возникающих в области профессиональной деятельности профессий/видов профессиональной деятельности, имеющая общую интеграционную основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии), а также профессий, появление которых ожидается в среднесрочной перспективе. Предметом исследования выступают такие характеристики видов профессиональной
деятельности, как квалификационная структура и содержание квалификаций.
Таким образом, основной фокус при исследовании квалификационно-профессиональной структуры областей профессиональной деятельности должен быть направлен на выделение совокупности профессий2/видов профессиональной деятельности и профессиональных групп (то есть профессиональной структуры) и соответствующих им уровней квалификации (то есть квалификационной структуры), изучение их характеристик, а также уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы их представителей (то есть содержания профессиональных квалификаций). При проведении мониторинга целесообразно наряду с отечественными исследованиями опираться на ряд зарубежных работ [3-5].
Кабинетное исследование квалификационно-профессиональной структуры областей профессиональной деятельности
Основной задачей анализа областей профессиональной деятельности и их квалификационно-профессиональных структур является формирование перечня входящих в них видов профессиональной деятельности исходя из сложившегося разделения труда, а впоследствии - их уточнение и внесение изменений (дополнений) в эти перечни. Таким образом, базовым этапом проводимого анализа является выделение основных видов производств и их подвидов, реализуемых в отрасли.
К числу основных инструментов исследования областей профессиональной деятельности следует отнести:
2 Профессия - это устойчивый, функционально обособленный в рамках разделения труда вид профессиональной деятельности, требующий наличия комплекса систематизированных знаний, умений, навыков, опыта (компетенций), которые приобретаются в результате профессионального обучения, среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительного профессионального образования или в процессе труда (практического опыта). См.: Формирование системы профессиональных квалификаций: словарно-справочное пособие. М.: Перо, 2016. С. 33.
• анализ федеральных законов, тарифно-квалификационных характеристик и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих квалификационные требования;
• изучение данных статистических обследований на базе государственной статистики, выборочных исследований, социологических исследований и иных наблюдений.
Анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающий квали ф и каци о нны е т реб о вани я , целесообразно проводить группой специалистов, обладающих экспертными знаниями по указанной проблематике в конкретной области профессиональной деятельности. Наряду с указанными документами, для анализа могут быть использованы стратегии и концепции развития отраслей и иные организационные документы, определяющие функционирование и вектор изменений областей профессиональной деятельности, статистические данные, а также экспертные знания специалистов.
Изучение статистических данных, характеризующих квалификационно-профессиональную структуру областей профессиональной деятельности, также является важным этапом выделения производственных, технологических, бизнес-процессов и основных видов профессиональной деятельности. Несмотря на имеющиеся ограничения, официальная статистика, предоставляемая Федеральной службой государственной статистики и ее территориальными органами, является одним из наиболее надежных и достоверных источников сведений о состоянии рынка труда. Используя Центральную базу статистических данных3 и Единую межведомственную информационно-
статистическую систему4, можно получить
3 Центральная база статистических данных. URL: http://cbsd.gks.ru
4 Единая межведомственная информационно-статистическая система. URL: https://fedstat.ru
сведения о текущем состоянии рынка труда и занятости населения (средней заработной плате по профессиональным группам работников, численности работников организаций и потребности в рабочей силе по профессиональным группам), итоги выборочных исследований и т.д.
Важный источник информации представляют результаты выборочных исследований рабочей силы (обследование населения по проблемам занятости)5, проводимые в соответствии с критериями и определениями, сформированными Международной организацией труда. Несмотря на имеющиеся ограничения данных исследований (например, небольшой охват районов и профессиональных групп, расхождения в оценке опрашиваемыми отраслевой принадлежности), их результаты являются одними из наиболее надежных с точки зрения используемых методов сбора данных, отражают динамику численности занятых по основным профессиональным группам, отраслевой принадлежности и полученному образованию (то есть демонстрируют и зме нени я п р оф е с си о нал ьной и квалификационной структуры), а также об е с печи ваю т со п о с тав и мо с ть на международном уровне6.
В этих целях также можно использовать информацию сайта «Работа в России»7 и других интернет-ресурсов, содержащих сведения о вакансиях (hh.ru, superjob.ru, rabota.ru, rabota.yandex.ru, rosrabota.ru, careerist.ru и др.). С помощью технологии Big Data представляется возможным провести
5 Обследование рабочей силы.
URL: http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru /statistics/publications/catalog/doc_1140097038766;
Об утверждении Основных методологических и организационных положений по проведению выборочного исследования рабочей силы: приказ Федеральной службы государственной статистики.
URL: http://gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/pr445-17.pdf
6 Профессии на российском рынке труда: аналитический доклад НИУ ВШЭ / отв. ред. Н.Т. Вишневская;
М.: НИУ Высшая школа экономики, 2017. 159 с.
7 Информационный сайт «Работа в России». URL: https://trudvsem.ru
анализ профессионально-квалификационных характеристик лиц, осуществляющих поиск работы, сформировать рейтинг вакансий в области профессиональной деятельности, определить востребованные профессиональные знания и умения и т.д. ВНИИ труда Минтруда России занимается формированием автоматизированной системы мониторинга развития профессий и квалификаций с использованием технологии Big Data, применение которой направлено на получение аналитических данных в разрезе отраслей, профессий, образовательных стандартов и других параметров, проведение многомерного анализа данных в региональном разрезе, построение прогноза развития профессий и квалификаций.
Результатом проведенного анализа областей профессиональной деятельности должно стать выделение основных производственных, технологических, бизнес- и иных процессов, которые реализуются в области профессиональной деятельности, и на их основе - определение видов профессиональной деятельности и, как с ледс тв и е , п ер еч ня ( п ро ект а) п ро ф е сс и о нал ьны х с танд артов и квалификаций. Следующим этапом работы экспертов является подготовка перечня (проекта) обобщенных трудовых функций и трудовых функций для каждого вида профессиональной деятельности, описание уровней (подуровней) квалификаций, а впоследствии - подготовка проекта рамок квалификаций областей профессиональной деятельности [1].
Формирование рамок квалификаций областей профессиональной деятельности позволит систематизировать профессионально-квалификационные структуры, сопрягающие между собой виды профессиональной деятельности, профессиональные стандарты и квалификации, а также даст важную информацию для внесения изменений в Справочник, поскольку рамки будут содержать сведения о наиболее массовых и
востребованных видах профессиональной деятельности.
Проведение собственных исследований, направленных на анализ квалификационно-профессиональной структуры областей профессиональной деятельности
Данные официальной статистики и результаты выборочных исследований Росстата не могут в полной мере отразить состояние квалификационно-профессиональной структуры области профессиональной деятельности, его ключевые характеристики и динамику состава занятых. Так, например, выборочные исследования рабочей силы проводятся по агрегированному перечню профессий, в то время как в целях анализа областей профессиональной деятельности интерес представляет именно разукрупненная информация. В свою очередь, материалы, формируемые органами государственной службы занятости населения, демонстрируют лишь квалификационно-профессиональную структуру безработных, обратившихся с целью поиска работы, и вакантных мест предприятий, предоставивших данные сведения, что нерепрезентативно для области профессиональной деятельности и экономики в целом.
Самостоятельные исследования квалификационно-профессиональной структуры областей профессиональной деятельности целесообразно проводить в целях получения детальной информации о состоянии рынка труда и уточнения характеристик, необходимых для формирования перечня видов профессиональной деятельности и соответствующих им квалификаций, обобщенных трудовых функций, трудовых функций и т.д. [6]. Кроме того, в рамках данного мероприятия целесообразно осуществить апробацию результатов раб оты э кс пе ртов в цел ях подтверждения/опровержения полученных сведений. Следует отметить, что ввиду ограниченности материальных, физических и
иных ресурсов, самостоятельно проводимые исследования должны иметь выборочный характер.
К числу основных механизмов исследования квалификационно-профессиональной структуры областей профессиональной деятельности целесообразно отнести:
- массовые опросы по определению перечня профессий, входящих в область профессиональной деятельности, в том числе наиболее востребованных и перспективных;
- опросы по уточнению основных характеристик видов профессиональной деятельности и иных параметров их описаний;
- экспертные опросы по анализу результатов массовых опросов и валидации перечня сформированных производств и/или технологических процессов, видов профессиональной деятельности, обобщенных трудовых функций и т.д.
Массовые опросы по определению перечня профессий, входящих в область профессиональной деятельности, в том числе наиболее востребованных и перспективных
Массовые опросы по определению перечня профессий, входящих в область профессиональной деятельности, в том числе наиболее востребованных и перспективных, целесообразно проводить на федеральном, отраслевом и региональном уровнях одновременно. Эта мера сделает возможной унификацию процедуры получения и обработки данных путем формирования единого исследовательского инструментария, который обеспечит сопоставимость полученных результатов, позволит проводить межотраслевые и межрегиональные сравнения.
Выборочную совокупность исследований, проводимых на федеральном уровне, целесообразно формировать квотным методом
ввиду отсутствия, как правило, полного списка единиц генеральной совокупности. Практика проведения аналогичных обследований показывает, что в качестве квот достаточно ограничиться двумя базовыми признаками: отраслевой принадлежностью предприятий и численностью занятых [7]. Учитывая недостаточность официальных статистических данных по всем областям профессиональной деятельности, выделяемых в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.09.2014 № 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)», ряд исследований будет носить целевой (невероятностный) характер и строиться по принципу принадлежности респондентов к группе организаций, которые представляют интерес в рамках исследования.
В региональных и отраслевых исследованиях при условии наличия достоверной информации о параметрах генеральной совокупности целесообразно использовать многоступенчатую стратифицированную выборку, позволяющую рассчитать репрезентативность, интервал доверия, систематические и случайные ошибки.
Проведение федеральных исследований предполагает следующие целевые группы респондентов:
- представители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- представители работодателей, их объединений и близких по задачам структур (саморегулируемых организаций, торгово-промышленных палат и др.), с ове то в п о п роф е сс и ональны м квалификациям;
- представители объединений профсоюзов;
- представители профессиональных сообществ, некоммерческих организаций;
- представители образовательных, научных организаций и иных заинтересованных учреждений.
Отбор респондентов производится
посредством приглашения к исследованию типичных единиц целевых групп респондентов и использования метода «снежного кома». В качестве организационных структур, оказывающих информационную и техническую поддержку опросов по определению востребованных на рынке труда и перспективных профессий, могут быть привлечены:
• региональные и отраслевые рабочие группы (площадки), формируемые в целях актуализации содержания Справочника, советы по профессиональным квалификациям, общероссийские объединения работодателей, органы по труду и занятости субъектов Российской Федерации;
• органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере профессионального образования;
• организации, обеспечивающие развитие системы профессиональных квалификаций в субъектах Российской Федерации;
• членские организации Федерации независимых профсоюзов России.
В рамках исследования представляется обоснованным применить апостериорный вариант квотной выборки на стадии контроля качества собранных эмпирических данных и произвести корректировку в соответствии с параметрами генеральной совокупности (многомерное взвешивание). В качестве квот могут быть применены следующие критерии: численный состав целевых групп респондентов, распределение организаций по субъектам Российской Федерации и областям профессиональной деятельности.
К основным задачам данных исследований также можно отнести определение
численности работников на предприятиях (общее и в разрезе уровней квалификаций), темп их прироста (сокращения), увеличение (сокращение) числа рабочих мест, соотношение численности специалистов и рабочих кадров, коэффициент обеспеченности специалистами и рабочими, соответствие квалификации специалистов и рабочих выполняемым функциям, выявление стабильности, закрепляемости и высвобождения работников, их профессиональную мобильность, долю затрат работодателя на рабочую силу, численность обучающихся работников и др.8. Кроме того, содержание данного вида исследований может быть направлено на получение следующей информации: критериев востребованности и перспективности в отраслевом и территориальном разрезах, уточнение перечня востребованных и перспективных профессий; выявление профессий, которые могут появиться на рынке труда в среднесрочной (3-5 лет) и долгосрочной перспективах, а также определение перспектив, факторов и проблем развития областей профессиональной деятельности [8].
В целях повышения надежности и достоверности результатов исследований по определению востребованных на рынке труда и перспективных профессий могут быть использованы следующие мероприятия:
- метод большого массива (включение в выборочную совокупность единиц генеральной совокупности, которые играют решающую роль с точки зрения исследуемой проблемы);
- экспертные интервью с обсуждением данных, полученных по результатам анкетных опросов по определению востребованных на рынке труда и перспективных профессий;
- формирование и профессионально-общественное обсуждение аналитической
справки по результатам проведенных исследований;
- экспертное обсуждение результатов опросов среди представителей различных областей профессиональной деятельности (семинары, круглые столы и т.д.).
Среди массовых опросов, проводимых в целях мониторинга квалификационно-профессиональной структуры областей проф ессиональной деятельности, целесообразно выделить в отдельную категорию опросы работников предприятий реального сектора экономики. Посредством проведения данных исследований можно не только получить основные количественные с в ед ени я о но с и тел ях ви д ов профессиональной деятельности, но также социально-демографические, образовательные и иные качественные характеристики.
Целевой аудиторией данных исследований являются сотрудники предприятий, осуществляющие изучаемые виды профессиональной деятельности, что позволит получить более подробные сведения о квалификационно-профессиональной
структуре работников. В исследовательский инструментарий целесообразно включить группу вопросов, позволяющих выяснить:
• размер и отраслевую принадлежность предприятия, на котором работает опрашиваемый;
• отраслевую принадлежность, профессию и должность опрашиваемого;
• социально-демографические характеристики опрашиваемого;
• уровень и профиль образования респондента;
• стаж работы опрашиваемого;
• перечень выполняемых трудовых функций и характеристики рабочего места;
8 Зуев В.М., Новиков П.Н. Мониторинг и прогнозирование • вертикальную профессиональную мобильность; профессионального образования: научно-практич. пособие. М.: РГАТиЗ, 1999. 78 с.
• материальное положение опрашиваемого (уровень заработной платы и дополнительные выплаты и компенсации).
Реализация данного исследования через онлайн-опросы с использованием
программно-информационного ресурса по проведению опросов9 в будущем позволит сформировать:
- социальный портрет профессий с возможностью сравнения для пользователей Справочника общего стажа работы, средней заработной платы, уровня образования и пр. с коллегами по профессии;
- интерактивную карту, отражающую востребованность профессий в отраслевом и региональном разрезах.
Опросы по уточнению основных характеристик видов профессиональной деятельности и иных параметров их описаний
Задача выявления характеристик профессий и иных параметров их описаний, то есть содержания квалификаций, должна решаться прежде всего на отраслевом уровне посредством проведения как количественных, так и качественных исследований. Указанная задача производна от утвержденного перечня характеристик и иных параметров описания профессий10 и должна включать в себя два основных направления: уточнение сведений посредством проведения массовых опросов и получение информации путем организации экспертных исследований.
Ранее было отмечено, что исследовательский интерес в целях анализа квалификационно-профессиональной структуры области профессиональной деятельности представляет разукрупненный перечень профессий, поэтому
9 Информационно-аналитическая платформа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
URL: http://opros.rosmintrud.ru
10 О формировании, ведении и об актуализации государственного информационного ресурса «Справочник профессий» (вместе с Правилами формирования, ведения и актуализации государственного информационного ресурса «Справочник профессий»): пост. Правительства РФ
от 18.05.2017 № 590.
прежде всего необходимо определить группу профессий, содержание и квалификационные характеристики которых нуждаются в уточнении. Формирование данного списка должно основываться на результатах проведенного кабинетного исследования и учитывать перечень основных производств и/или основных технологических процессов и/или видов труда, представленных в области профессиональной деятельности, а также видов профессиональной деятельности.
На следующем этапе необходимо провести разделение основных характеристик профессий и иных параметров их описания на сведения, которые могут быть получены только от компетентных специалистов, обладающих глубокими знаниями по указанной проблематике, и информацию, которую можно получить и (или) подтвердить путем проведения анкетных опросов среди целевых групп респондентов (представителей работодателей, их объединений и близких по задачам структур, образовательных, научных организаций и т.д.).
К числу первых можно отнести такие параметры описания профессий, как область профессиональной деятельности, уровень (диапазон уровней) квалификации, профессиональный стандарт, совет по профессиональным квалификациям, ограничения для работы по профессии, специальный допуск к профессии и т.п. Отобранные характеристики профессий следует первоначально рассматривать в рамках рабочей группы, включающей носителей видов профессиональной деятельности, специалистов по управлению персоналом, по вопросам нормирования и оплаты труда, подготовки кадров, представителей системы профессионального образования. Результаты работы данной г ру п п ы след у ет в ы но с и ть на профессионально-общественное обсуждение с последующим внесением изменений в предложенные описания.
Задача проведения анкетных опросов состоит в подтверждении/опровержении сведений,
полученных по результатам работы экспертов, а также в получении информации о характеристиках профессии, которые не могут быть выявлены только в рамках рабочей группы (например, сфера применения профессии, возможности получения образования, заработная плата, востребованность, перспективы развития профессии и занятости и др.).
Целевой группой данных исследований могут выступать как индивиды, обладающие экспертными знаниями по конкретной области профессиональной деятельности, так и более широкий круг специалистов, представляющих интересы работодателей и их объединений, профессиональных союзов, научных, образовательных, некоммерческих и иных организаций. Следует отметить, что не вся информация о параметрах описания профессий может быть получена данным способом. Сведения о ФГОС11, ОКЗ12, ОКПДТР13 и иных классификаторах и стандартах целесообразно устанавливать экспертно, одновременно возможна проверка данных путем проведения исследований на конкретных рабочих местах. В свою очередь, корректно составленный инструментарий позволит получить богатый материал для описания профессии, а также для оценки ее востребованности и перспективности. Полученная информация также может применяться в целях актуализации
11 Федеральные государственные образовательные стандарты - совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
URL: Й1р://минобрнауки.рф/документы/336
12 ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий (принят и введен в действие приказом Госстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст). URL:
http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/ spravochniki-i-klassifikatory-i-bazy-dannykh/okz
13 ОК 016-94. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (принят и введен постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994
№ 367 (ред. от 19.06.2012). URL:
http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/ spravochniki-i-klassifikatory-i-bazy-dannykh/okpdtr
утвержденных Минтрудом России
профессиональных стандартов.
Экспертные мнения по анализу результатов массовых опросов и валидации перечня сформированных производств и/или технологических процессов, видов профессиональной деятельности, обобщенных трудовых функций
Экспертные опросы могут проводиться как в качестве самостоятельных, так и в качестве дополняющих массовые опросы
исследований. Наиболее эффективным и продуктивным вариантом организации данного вида опросов представляется их проведение по результатам федеральных, отраслевых и региональных исследований по определению перечня профессий, входящих в область профессиональной деятельности, в том числе наиболее востребованных и перспективных. Данный подход позволит повысить качество полученных данных и рекомендаций по актуализации Справочника, а также проверить обоснованность и достоверность сформулированных выводов.
Экспертный опрос целесообразно проводить в форме интервью, направленных на выявление профессий, отвечающих запросам рынка труда, и факторов, определяющих отнесение профессий к востребованным и перспективным, а также на анализ тенденций развития рынка труда в отраслевом и региональном разрезах.
Целевой группой данных интервью являются отраслевые/региональные эксперты, в качестве критериев отбора которых могут быть использованы следующие характеристики:
- знание структуры отрасли/региона, тенденций развития глобального рынка труда и секторов экономики, приоритетных направлений развития науки и технологий, структуры и динамики системы подготовки кадров;
- опыт деятельности в одной из перечисленных областей: в развитии национальной системы квалификаций (участие в разработке профессиональных стандартов, национальной и отраслевых рамок квалификаций, процедурах оценки квалификаций); в формировании политики в сфере занятости населения, мониторинга рынка труда, кадрового прогнозирования, кадровой политики и управления персоналом, профессионального образования;
- деловая репутация и признание в соответствующем профессиональном сообществе/совете по профессиональным квалификациям.
С помощью экспертных опросов представляется возможной разработка «барометра занятости», используемого для оценки текущей ситуации на рынке труда и информирования населения о наличии рабочих мест в разрезе профессий. Данный инструмент наиболее широко применяется в Финляндии14, странах Северной Европы, а также получил распространение в некоторых регионах Российской Федерации15 [9]. Так, полученные в рамках кабинетного исследования статистические данные о балансе спроса и предложения подвергаются экспертным оценкам, по результатам которых формируется перечень сбалансированных, дефицитных и избыточных профессий. Регулярная работа экспертов по формированию «барометра занятости» позволит отслеживать динамику
востребованности профессий как в целом в области профессиональной деятельности, так и в отдельном регионе. Экспертные исследования также могут быть проведены
14 Työllistymisen näkymät eri ammateissa. URL: https://ammattibarometri.fi
15 Сигова С.В., Степусь И.С., Мазаева К.А Разработка инструментов наглядного информирования населения о востребованности профессий: методология и опыт создания в Республике Карелия: материалы 12-й Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Спрос
и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России». Кн. I. Петрозаводск: ПетрГУ, 2015. С. 179-188.
2060
в виде формализованного опроса, исследовательской беседы, с помощью методов мозгового штурма и прогнозных сценариев или с применением дельфийской техники.
Заключение
На основе проведенного анализа можно прийти к выводу, что результаты комплексного мониторинга квалификационно-профессиональных структур областей профессиональной деятельности предоставляют возможность получить информацию:
• о наиболее распространенных, перспективных, новых видах профессиональной деятельности;
• о кадровом дефиците;
• о выполняемых трудовых функциях, профессиональной мобильности и других характеристиках профессий.
Полученные результаты могут быть использованы при решении вопроса прогнозирования кадрового обеспечения отдельных отраслей и экономики в целом, однако данная проблематика является предметом отдельного рассмотрения и послужит продолжением работы по мони тори нгу квал и ф и каци онно-профессиональной структуры областей профессиональной деятельности. Таким образом, проведение мониторинга способно служить связующим звеном между профессиями, квалификациями и
профессиональными стандартами, то есть стать ключевым инструментом актуализации Справочника, как «навигатора» в сферах труда, занятости и образования.
Список литературы
1. Лейбович А.Н., Волошина И.А., Прянишникова О.Д. и др. Рекомендации по формированию рамок квалификаций областей профессиональной деятельности. М.: Перо, 2016. 27 с.
2. Волошина И.А., Новиков П.Н. Квалификация и ее уровни - важные элементы сопряжения сфер труда и профессионального образования // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 48. C. 53-64. URL: https://cyberleninka.ru/artide/v/kvalifikatsiya-i-ee-urovni-vazhnye-elementy-sopryazheniya-sfer-truda-i-professionalnogo-obrazovaniya
3. Franzel J.M. Are We There Yet? Protecting Investors by Securing a Strong Auditing Profession into the Future. Research in Accounting Regulation. 2016. Vol. 28. Iss. 1. P. 42-54.
URL: https://doi.org/10.1016/j .racreg.2016.03.004
4. Stewart R.M. Perspectives on the Profession. The American Journal of Surgery. 2015. Vol. 210. Iss. 6. P. 965-971. URL: https://doi.org/10.1016/j.amjsurg.2015.09.002
5. Brock D.M., Saks M. Professions and Organizations: A European Perspective. European Management Journal. 2016. Vol. 34. Iss. 1. P. 1-6. URL: https://doi.org/10.1016/j.emj.2015.11.003
6. Моисеев А.В., Маштакеева Д.К., Новиков П.Н. Формирование и развитие системы профессиональных квалификаций финансового рынка // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2016. № 2. C. 28-40.
7. Ильин Е., Клупт М., Лисовик Б. и др. Прогнозирование рынка труда (профессионально-квалификационные аспекты). СПб.: ОАО «ПФП», 2001. 460 с.
8. Моисеев А.В., Мурычев А.В. и др. О деятельности Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2017. № 1. С. 52-62.
9. Сигова С.В., Степусь И.С., Мазаева К.А., Федорова Е.А. «Барометр занятости» как отражение ситуации на региональном рынке труда // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2016. № 2. С. 99-113. URL: https://cyberleninka.ru/article/v7barometr-zanyatosti-kak-otrazhenie-situatsii-na-regionalnom-rynke-truda
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном
отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было
третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.
Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных,
написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
pISSN 2073-2872 eISSN 2311-875X
Economic Policy of the State
UPDATING THE GOVERNMENTAL DATA SOURCE 'DIRECTORY OF OCCUPATIONS': MONITORING OF QUALIFICATIONS AND OCCUPATIONAL TITLES IN AREAS OF PROFESSIONAL ACTIVITIES
Irina A. VOLOSHINA3', Lidiya V. KOZLOVAb, Tamara R. NOVIKOVAc
a Russian Research Institute of Labor of Ministry of Labor of Russian Federation, Moscow, Russian Federation
ORCID: not available
b Russian Research Institute of Labor of Ministry of Labor of Russian Federation, Moscow, Russian Federation
l [email protected] ORCID: not available
c Financial Research Institute of Ministry of Finance of Russian Federation (FRI), Moscow, Russian Federation
ORCID: not available
• Corresponding author
Article history:
Received 13 July 2018 Received in revised form 30 July 2018
Accepted 24 August 2018 Available online 15 November 2018
JEL classification: J24, J28
Keywords: qualification, occupation, job, professional standard
Abstract
Subject The Directory of Occupations is made up and updated by constantly tracing changes in the labor market in terms of quality and quantity. Monitoring professions and qualifications of a certain discipline turns to be the most promising aspect to study, being capable of becoming the basic mechanism for updating the Directory. Objectives The research represents a comprehensive analysis focused on results of monitoring of professions and qualifications in a certain discipline, theoretical and practical approaches to such monitoring. We also determine whether it is possible to use the results to form and update the governmental data source 'Directory of Occupations'. Methods We review basic mechanisms for updating the Directory of Occupations by monitoring professions and qualifications in a certain area.
Results We evaluate future developments and restrictions in the monitoring of professions and qualifications as a basic tool to form and update the Directory of Occupations. We outline the main approaches to studying professions and qualifications in the labor market, controlling and recording changes in the content of professional types, and identifying new types of employment and labor.
Conclusions and Relevance Monitoring of professions and qualifications can be used as a key tool to form and update the Directory of Occupations. Timely and regular updates of the Directory of Occupations will allow to refine the staff forecasting strategies, ensure the continuous and balanced process of staff training in various sectors and disciplines, determine whether it is necessary to set up and update professional standards, federal educational standards and programs.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018
Please cite this article as: Voloshina I.A., Kozlova L.V., Novikova T.R. Updating the Governmental Data Source 'Directory of Occupations': Monitoring of Qualifications and Occupational Titles in Areas of Professional Activities. National Interests: Priorities and Security, 2018, vol. 14, iss. 11, pp. 2051-2063. https://doi.org/10.24891/ni. 14. 11.2051
Acknowledgments
This article continues the research reported in the publication by Voloshina I.A., Kozlova L.V., Novikova T.R. [The governmental information resource: A Directory of Occupational Titles]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2017, vol. 13, iss. 11, pp. 2065-2076. (In Russ.) URL: https://doi.org/10.24891/ni.13.11.2065
References
1. Leibovich A.N., Voloshina I.A., Pryanishnikova O.D. et al. Rekomendatsii po formirovaniyu ramok kvalifikatsii oblastei professionalnoi deyatelnosti [Recommendations for outlining the scope of professional qualifications]. Moscow, Pero Publ., 2016, 27 p.
2. Voloshina I.A., Novikov P.N. [Qualification and its levels are important aspects of a correlation between employment areas and professional education]. Natsionalnye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2015, no. 48, pp. 53-64.
URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kvalifikatsiya-i-ee-urovni-vazhnye-elementy-sopryazheniya-sfer-truda-i-professionalnogo-obrazovaniya (In Russ.)
3. Franzel J.M. Are We There Yet? Protecting Investors by Securing a Strong Auditing Profession into the Future. Research in Accounting Regulation, 2016, vol. 28, iss. 1, pp. 42-54.
URL: https://doi.org/10.1016/j .racreg.2016.03.004
4. Stewart R.M. Perspectives on the Profession. The American Journal of Surgery, 2015, vol. 210, iss. 6, pp. 965-971. URL: https://doi.org/10.1016/j.amjsurg.2015.09.002
5. Brock D.M., Saks M. Professions and Organizations: A European Perspective. European Management Journal, 2016, vol. 34, iss. 1, pp. 1-6.
URL: https://doi.org/10.1016/j.emj.2015.11.003
6. Moiseev A.V., Mashtakeeva D.K., Novikov P.N. [The formation and development of vocational qualifications of the financial market]. Nauchno-issledovatel'skii finansovyi institut. Finansovyi zhurnal = Financial Research Institute. Financial Journal, 2016, no. 2, pp. 28-40. (In Russ.)
7. Il'in E., Klupt M., Lisovik B. et al. Prognozirovanie rynka truda (professionalno-kvalifikatsionnye aspekty) [Forecasting the labor market: professional and qualification aspects]. St. Petersburg, PFP Publ., 2001, 460 p.
8. Moiseev A.V., Murychev A.V. et al. [On the activities of the council for professional qualifications of the financial market]. Nauchno-issledovatel'skii finansovyi institut. Finansovyi zhurnal = Financial Research Institute. Financial Journal, 2017, no. 1, pp. 52-62. (In Russ.)
9. Sigova S.V., Stepus I.S., Mazaeva K.A., Fedorova E.A. [Occupational barometer as the reflection of labor market situation]. ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika = ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice, 2016, no. 2, pp. 99-113.
URL: https://cyberleninka.ru/article/v7barometr-zanyatosti-kak-otrazhenie-situatsii-na-regionalnom-rynke-truda (In Russ.)
Conflict-of-interest notification
We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.