Научная статья на тему 'Актуализация экономических идей П.А. Кропоткина в XXI веке'

Актуализация экономических идей П.А. Кропоткина в XXI веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
П.А. Кропоткин / анархизм / взаимопомощь / сотрудничество / кооперация / Сибирь / Kropotkin / anarchism / mutual assistance / collaboration / cooperation / Siberia

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сухих Василий Валентинович, Важенин Сергей Григорьевич

Благодаря глубоким энциклопедическим знаниям Петр Алексеевич Кропоткин смог создать целый ряд работ, заложивших комплексное научное обоснование анархизма, выработавших возможные способы практического воплощения анархических идей. Экономические идеи Кропоткина долгое время замалчивались и были недоступны российскому читателю. Теперь же работы мыслителя вызывают неизменный и все увеличивающийся интерес у отечественных экономистов. Высоко оцениваются актуальность и перспективность его подхода к пониманию важности взаимопомощи в экономике, исследования по этике и сотрудничеству. По мере развития цифровых технологий идеи о добровольном сотрудничестве и альтруизме находят свое воплощение в практике сетевого взаимодействия. Взгляды Кропоткина на недостатки государственного управления, важность кооперации и проблему самодостаточности регионов, на пагубность специализации и разделения труда в наши дни приобретают особую актуальность. Необходимо отметить значимость сибирского опыта работы Кропоткина для формирования его мировоззрения и учения. Можно констатировать, что П.А. Кропоткин возвращается к нам как актуальный мыслитель и экономист, а его идеи о взаимопомощи, кооперации, федерациях общин, самостоятельности регионов, межрегиональном сотрудничестве и т.д. будут все больше востребованы как учеными, так и практиками социального и экономического управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actualization of Economic Ideas of P.A. Kropotkin in the 21st Century

Kropotkin, thanks to his encyclopedic knowledge, was able to create a whole body of works, laying a comprehensive scientific foundation for anarchism and studying possible ways of practical implementation of anarchist ideas. Kropotkin’s economic ideas were kept in secret for a long time and were inaccessible to the Russian reader. Now, Kropotkin’s books stir constant and increasing interest among domestic economists. The relevance and prospects of Kropotkin’s approach to understanding the importance of mutual assistance in the economy, his research on ethics and collaboration, are highly appreciated. With the development of digital technologies, Kropotkin’s ideas about voluntary collaboration and altruism are being embodied in the practice of networking. Kropotkin’s views on the shortcomings of public administration, on the importance of cooperation and self-sufficiency of regions, on the perniciousness of specialization and division of labor are becoming particularly relevant today. It is necessary to note the importance of Kropotkin’s Siberian work experience in the formation of his worldview and teaching. It can be stated that Kropotkin returns to us as an actual thinker and economist, and his ideas about mutual aid, cooperation, community federations, regional independence, interregional collaboration, etc. will be increasingly in demand by both scientists and practitioners of social and economic management.

Текст научной работы на тему «Актуализация экономических идей П.А. Кропоткина в XXI веке»

JEL classification: B14, B31, B51 55 ■

J 2 I

УДК 330.8(571) -:

DOI 10.17150/2308-2488.2023.24(3).455-476 g j

В.В. Сухих °° j

Институт экономики

Уральского отделения Российской академии наук, \ г. Екатеринбург, Российская Федерация

С.Г. Важенин :

Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, г. Екатеринбург, Российская Федерация

Актуализация экономических идей ПЛ. Кропоткина в XXI веке

Аннотация. Благодаря глубоким энциклопедиче- J

ским знаниям Петр Алексеевич Кропоткин смог создать а

целый ряд работ, заложивших комплексное научное .

обоснование анархизма, выработавших возможные спо- .

собы практического воплощения анархических идей. |

Экономические идеи Кропоткина долгое время замал- g

чивались и были недоступны российскому читателю. а

Теперь же работы мыслителя вызывают неизменный и .

все увеличивающийся интерес у отечественных эконо- ^

мистов. Высоко оцениваются актуальность и перспек- J

тивность его подхода к пониманию важности взаимо- ®

а

помощи в экономике, исследования по этике и сотруд- g

ничеству. По мере развития цифровых технологий идеи а

о добровольном сотрудничестве и альтруизме находят $

свое воплощение в практике сетевого взаимодействия. а

Взгляды Кропоткина на недостатки государственного |

управления, важность кооперации и проблему самодо- «

статочности регионов, на пагубность специализации а

и разделения труда в наши дни приобретают особую ^

актуальность. Необходимо отметить значимость сибир- а г

ского опыта работы Кропоткина для формирования его ^

мировоззрения и учения. Можно констатировать, что ^ П.А. Кропоткин возвращается к нам как актуальный

мыслитель и экономист, а его идеи о взаимопомощи, ко- |

операции, федерациях общин, самостоятельности реги- g

© Сухих В.В., Важенин С.Г., 2023

455

GO Св

I

5 ly relevant today. It is necessary to note the importance of

456 2023, vol. 24, no. 3, pp. 455-476

онов, межрегиональном сотрудничестве и т.д. будут все больше востребованы как учеными, так и практиками социального и экономического управления.

Ключевые слова. П.А. Кропоткин, анархизм, взаимопомощь, сотрудничество, кооперация, Сибирь.

Информация о статье. Дата поступления 16 августа 2023 г.; дата принятия к печати 29 сентября 2023 г.; дата онлайн-размещения 6 октября 2023 г.

V.V. Sukhikh

Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Yekaterinburg, the Russian Federation

S.G. Vazhenin

Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Yekaterinburg, the Russian Federation

Actualization of Economic Ideas of P.A. Kropotkin in the 21st Century

Abstract. Kropotkin, thanks to his encyclopedic knowledge, was able to create a whole body of works, laying a comprehensive scientific foundation for anarchism and studying possible ways of practical implementation of anarchist ideas. Kropotkin's economic ideas were kept in secret for a long time and were inaccessible to the Russian reader. Now, Kropotkin's books stir constant and increasing interest among domestic economists. The relevance and prospects of | Kropotkin's approach to understanding the importance of

mutual assistance in the economy, his research on ethics and collaboration, are highly appreciated. With the development S of digital technologies, Kropotkin's ideas about voluntary

J collaboration and altruism are being embodied in the prac-

¡¡s tice of networking. Kropotkin's views on the shortcomings

¡^ of public administration, on the importance of cooperation

and self-sufficiency of regions, on the perniciousness of spe-r-S cialization and division of labor are becoming particular-

Kropotkin's Siberian work experience in the formation of his 2 ;

worldview and teaching. It can be stated that Kropotkin re- - J

turns to us as an actual thinker and economist, and his ideas 88 j

about mutual aid, cooperation, community federations, re- °° ¡ gional independence, interregional collaboration, etc. will be increasingly in demand by both scientists and practitioners of social and economic management.

Keywords. Kropotkin, anarchism, mutual assistance, collaboration, cooperation, Siberia.

Article info. Received August 16, 2023; accepted September 29, 2023; available online October 6, 2023. ¡

Оценка экономических взглядов Кропоткина \

и их актуальности в отечественной литературе ;

Экономические взгляды Петра Алексеевича Кропоткина (1842-1921) все еще недостаточно известны российскому

читателю. До 1905 г. его анархические сочинения были за- 4?

прещены в России, после 1922 г. в СССР Кропоткин, остав- ®

ленный в пантеоне заслуженных революционеров, не был ^

допущен к читателям как теоретик анархизма, экономист и

и философ. Хотя биографическая книга «Записки револю- §

ционера» несколько раз переиздавалась в СССР, его теоре- ¡

тические работы изымались из библиотек и не перепеча- ^ тывались. Указания на них, попадавшие в обзоры теорий

прошлого, часто сопровождались критикой утверждений J

мыслителя. К примеру, в фундаментальной «Истории |

русской экономической мысли» был помещен крайне Л

тенденциозный очерк Ф.Я. Полянского, где Кропоткин, §

хотя и назван выдающимся ученым, но представлен вра- ¡

гом марксизма, клеветавшим на диктатуру пролетариата, |

ошибавшимся во всех основных положениях своего уче- £

ния, полным политическим и идеологическим банкро- ?

том [1, с. 495-515]. Более объективный подход к наследию |

П.А. Кропоткина находим в монографии Н.М. Пирумовой ^

[2], где отмечается необходимость исследования творче- ^ ства Петра Алексеевича и желательность переиздания его

книг. Пирумова называла глубоко гуманистичной его по- §

пытку проанализировать историю человечества с позиции |

взаимопомощи и солидарности, а также сочла плодотвор- I

К

со ав

ной кропоткинскую идею о происхождении этики и роли нравственных начал в эволюции человека [2, с. 127].

Труды П.А. Кропоткина с изложением его философских, политических и экономических взглядов стали доступны отечественному читателю только в 1990 г., когда был опубликован сборник его политических и философских работ [3]. В следующем году вышел сборник работ I по этике [4], пусть и со значительными сокращениями. ё В эти годы исследователи получили возможность сво-; бодно изучать и обсуждать идеи мыслителя, однако для t большинства экономистов его взгляды казались архаич-i ными в период рыночных реформ, с его безудержным ; восхвалением беспощадной конкуренции, а потому не представляли практического интереса. Тем не менее, актуальность взглядов П.А. Кропоткина в условиях слож-•S ного выбора путей социально-экономического развития страны доказывалась в двух диссертационных исследованиях, защищенных в 1990-е гг.

В 1993 г. была защищена работа С.А. Гаврилова, посвященная концепциям будущего общества в экономических § теориях русского анархизма, включая и построения Кро-3 поткина. По мнению Гаврилова, актуальность теорети-

U

'I ческого наследия анархизма велика, так как современная | экономическая наука с неизбежностью возвращается к пе-ы^ реосмыслению и более глубокому постижению вопросов а конструирования собственности, мотивации и стимули-£ рования труда, соотношения производственного и региона нального самоуправления с экономическим центризмом, регулированием «сверху» народнохозяйственных про-^ цессов, масштаба и глубины допущения рыночных регу-& ляторов, роли научно-технического фактора в развитии § социума. Гаврилов также отмечает, как представляющее "I интерес, определение анархизмом путей развития хо-^ зяйства в аспекте частных экономических проблем, таких как оптимальные формы агро- и индустриальных произ-Ц водств, кооперации, перспективных направлений разви-^ тия отдельных отраслей и пр. [5]. В 1995 г. была защищена

диссертация А.А. Назарова, посвященная собственно социально-экономическим взглядам П.А. Кропоткина. По его мнению, сочинения последнего сохраняют свою актуальность, поскольку в них изложены идеи, ведущие к построению социально-направленной экономики и переориентации производства в целях удовлетворения потребностей. Актуальными, полагал автор, являются также разработки Кропоткина, посвященные проблеме организации хозяйственных структур, стимулированию производственной, потребительской и кредитной кооперации, организации и мотивации труда [6].

Предсказуемо, что подобные призывы к изучению и использованию наследия Кропоткина не были услышаны ни в условиях рыночных реформ 1990-х гг., ни при восстановлении государственного централизованного контроля над экономикой в 2000-х гг. Однако интерес к личности

1

и взглядам Кропоткина не только сохраняется, но даже щ

растет. В 2009 г. выходит биография Кропоткина в популярной серии «Жизнь замечательных людей» [7]. В 2022 г. » публикуется фундаментальная работа «Петр Кропоткин. | Жизнь анархиста» [8]. Очна из наиболее важных работ Кропоткина — «Взаимопомощь как фактор эволюции» —

я

выдерживает три издания (в сборнике в 2002 г, отдельной |

книгой в 2011 и 2020 гг.), ее изучают как ключевую работу &

в новом понимании сотрудничества и взаимопомощи. |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подобный интерес вполне оправдан глобальным «

сдвигом в экономической теории, когда экономисты ста- ^

ли все больше признавать важность сотрудничества (см., §

например: [9]) и факторов, способствующих взаимному |

успеху экономических агентов при взаимодействии, та- |

ких как доверие, репутация и социальная ответствен- |

ность. Как сделать так, чтобы экономика работала на «

благо всему обществу, почему альтруизм и взаимопом- щ ощь являются частью эффективной экономической стратегии, каким образом усиление кооперации и самостоятельности региона могут повысить благосостояние — на

все эти вопросы у Кропоткина уже были ответы. |

&

со ав

Среди экономических публикаций, посвященных анализу экономических взглядов Кропоткина, следует особо отметить совместную статью С.Г. Кирдиной-Чэндлер и Д. Холла. По их мнению, книга П.А. Кропоткина о взаимопомощи как факторе эволюции была наивысшим достижением общественной российской научной мысли, в которой были обобщены взгляды многих других российских I эволюционистов по поводу кооперации и взаимопомощи ё в эволюционном процессе [10, с. 18]. С точки зрения авто; ров, в экономической теории значение кооперации недо-1 оценено, потому так значимы для нас теперь идеи и кни-с ги Кропоткина, забытые на долгие годы. Исследователи ; демонстрируют актуальность и перспективность подхода Кропоткина к пониманию важности взаимопомощи в экономике, обнаруживают сходство взглядов Кропоткина и известного американского институционалиста Т. Веблена в том, что сотрудничество привело человеческие общества к грандиозным достижениям, а дальнейшее развитие ко-чн операции и сотрудничества предлагает человеку и обще-^ ствам многообещающее будущее [там же, с. 7, 21]. § Подробный разбор социально-экономических взгля-

дов Кропоткина предпринял академик РАН В.М. Полте-рович [11]. Он справедливо указал на целый ряд ошибок | в концепциях Кропоткина, противоречивость его взгля-ы^ дов на построение нового общества и недопустимость та-а ких методов анархизма как террор и радикализм. Вместе £ с тем, Полтерович выделил и основные достижения Кропоткина, востребованные современными исследованиями. Именно Кропоткин и его последователи говорили о сотрудничестве в эпоху общего увлечения проблемами власти и конкуренции. Кропоткин продемонстрировал § ограниченность прямолинейного восприятия дарви-"I низма как ожесточенной борьбы за существование. Он ^ выступил против принуждения и предполагал форми-^ рование механизмов сотрудничества только на основе Ц определенных этических установок. Анархисты немало ^ способствовали становлению гражданского общества за

счет пропаганды усиления роли сотрудничества и взаи- 2 !

модействия. Одной из конструктивных идей анархизма - ■

стало рабочее самоуправление [11, с. 7-8]. 88!

Как указывает В.М. Полтерович, тенденция к возрас- !

танию роли сотрудничества получила новый импульс в ■ связи со становлением цифровых технологий, приведших к формированию интернет-сообществ, «цифрового

альтруизма» и к разработке децентрализованных алго- :

Г) '

ритмов принятия решений. В итоге, смутная картина

общества, представлявшаяся П.А. Кропоткину в виде ; организма, в котором отношения между отдельными его членами определяются свободно состоявшимися взаимными соглашениями, неожиданно обретает реальные черты сетевого взаимодействия. Поэтому, делает вывод

Полтерович, философия сотрудничества, рассматрива- п

ющая анархистский идеал как одну из целей и в то же 1|

время как вероятное следствие социально-экономиче- щ

ского развития, опирается на изучение реальных тенден- ®

ций трансформации координационных механизмов и, »

таким образом, перестает быть утопией [там же, с. 10-11]. |

|

Анархизм как ответ на провалы экономической науки ^

и социально-экономической государственной политики £

По нашему мнению, интерес к идеям П.А. Кропоткина ^

будет только усиливаться, будучи во многом обусловлен &

наглядной неспособностью современной экономической §

теории найти пути решения таких глобальных проблем че- £

ловечества как бедность, неравенство и неэффективность §

социально-экономической политики государств. Стоит |

вспомнить, что анархизм Кропоткина рождался в условиях £

кризиса классической экономической науки. Несмотря на |

блестящие теории А. Смита, Д. Рикардо и Ж.-Б. Сэя жизнь |

подавляющего большинства людей продолжала оставаться ^ тяжелой, а все успехи науки и промышленности не дела- ^

ли ее лучше. Ш. Фурье имел все основания писать в 1829 г.: «Наши экономисты, смущенные зрелищем упорно растущей нищеты, начинают подозревать, что их наука на лож- ||

со ав

ном пути» [12, с. 41-42]. Ж. Сисмонди, убедившись в неверном направлении классической политической экономии, в своей книге «Новые начала политической экономии» провозглашал, что истинным предметом политической экономии является человек и его физическое благополучие. По его мнению, «политическая экономия становится теорией благотворительности, и все, что не связано с человеческим счастьем, не относится к этой науке» [13, с. 166]. Из этого положения им делался вывод о необходимости социальной политики. Ж. Сисмонди призывал к государственному вмешательству в экономику на благо всего общества, но государственные реформы раз за разом терпели неудачу в попытках изменить жизнь людей к лучшему.

Анархизм в XIX веке стал ответом на провалы экономической науки и государственного вмешательства в экономику, когда ученые и чиновники оказались неспособными вывести людей из нищеты и неравенства. Однако и в современном мире, при обилии экономических теорий и расцвете самых разнообразных экономических школ, при активном регулировании экономической жизни государством основные проблемы общества так и не были разрешены. Это объясняет обращение к экономическим и социальным

и

концепциям анархистов, попытки выстроить иные основы | взаимодействия людей и экономических агентов, обрести ы^ новые ориентиры социально-экономического развития. а Кропоткин не был ни единственным, ни первым теоре-

£ тиком анархизма. Социальные и экономические кризисы ~ второй трети XIX в. привели к анархическим взглядам немало ярких и талантливых людей. К примеру, Л. Толстой, уже будучи известным писателем, в 1857 г. утверждал в одном из писем: «никогда не буду служить нигде никакому правительству». По его мнению, «все правительства равны "I по мере зла и добра», так что «лучший идеал анархия» [14, ^ с. 89, 96]. Знаменитый русский анархист М.А. Бакунин, ^ один из влиятельнейших мыслителей и деятелей рево-§ люционного движения XIX в., обосновывал ненужность и ^ вредность государств, разрушающих всеобщую солидар-

а £

и

«5 .8

ность людей и отнимающих их свободу. По его мнению, 2 !

общество благотворно развивается под влиянием иници- - ■

ативы индивидов, а не мыслью и волей законодателя [15]. 88'

Известный французский географ Э. Реклю, друг и сорат- ! ник Кропоткина, доказывал пагубность существующей индустриально-капиталистической цивилизации, взамен

которой нужно общественное объединение, выстроенное |

на свободной ассоциации людей. : Вместе с этическими и политическими обоснования-

(

ми анархизма предлагались экономические программы, предпринимались конкретные шаги по их воплощению

в жизнь. Во Франции П.-Ж. Прудон утверждал, что место ! государства должна занять свободная федерация общин

и провинций, которые будут свободно договаривать- !

ся друг с другом. Должно было утвердиться индивиду- п

альное и коллективное право пользования продуктами |

своего труда и обмена ими. Прудон призывал к созда- щ

нию независимой от государства системы прямого про- Н

дуктообмена, действующей в рамках федерации про- »

изводственных союзов трудящихся, то есть фактически |

|

кооперативов, пробовал учредить Народный банк, освобождающий трудящихся от гнета банкиров [8, с. 109].

щ

Н ^

Но только Кропоткин, благодаря энциклопедиче- | ским знаниям по истории, философии, социологии, 1 экономики и естественным наукам, смог создать целый & свод работ, заложив комплексное научное обоснование § анархизма и изучив возможные способы практического £

воплощения анархических идей. §

&

я

Экономические и общественные взгляды Кропоткина £

|

Экономические взгляды П.А. Кропоткина встроены | в единую мировоззренческую систему, охватывающую Ц прошлое, настоящее и будущее человеческих обществ. ^ Человек, по мнению Кропоткина, не индивидуальное, а ^ общественное существо. Удовлетворение потребностей человека и достижение его благополучия возможно только через совместные действия с другими людьми. Но если в |&

со ов

существующем мироустройстве совместные действия контролируются и направляются государством и работодателями, происходят под политическим и экономическим принуждением чиновников и владельцев земли и предприятий, то в анархическом мире господствует позитивная свобода. Это возможность строить общественную жизнь на » почве индивидуальной свободы, самореализации и отсут-I ствия принуждения при добровольной договоренности и = координации действий людей «снизу» [8, с. 334]. ; В анархическом мире общество будет состоять из

; множества союзов, взаимодействующих между собой. £ Земледелием и индустриальным трудом будут зани-; маться промышленные федерации, общим снабжением необходимыми продуктами и товарами — потребительские общины. Технический прогресс и всеобщее занятие полезным трудом позволят не только удовлетворить все потребности людей, но и значительно увеличат им свободное время для саморазвития. Будет приветствоваться любая личная инициатива и изобретательность, что позволит резко ускорить развитие науки и технологий. § Общество в целом превратится в живой, развивающийся

организм, постоянно меняющий свой вид, не будет нии

какого стремления к однородности, централизации и к | неподвижным формам.

ы^ Основой будущего общества станет свободная терри-

а ториальная община — вольная коммуна. Весь наличный £ капитал будет общей собственностью жителей террито-а рии, земля, леса, рудники, фабрики, железные дороги и т.д. передаются при этом непосредственно в распоряже-^ ние тех, кто на них работает. Каждая община и каждый ^ союз будут автономны и самоуправляемы. Однако общи-§ ны и союзы будут объединены в добровольные федерации, что позволит проводить выравнивание хозяйствен-^ ных и трудовых ресурсов путем взаимного согласования ^ потребностей этих групп на уровне городов, областей и Ц т.д. с возможностью дальнейшего перераспределения ре-^ сурсов и произведенных изделий в будущем.

Каждый работает в меру своих сил и талантов, но без специализации на каком-то одном деле. Община гарантирует удовлетворение основных потребностей своих членов, а по мере общего роста производства будет достигнуто свободное потребление.

При подобном устройстве общества главной проблемой становится не согласование интересов, но проблемы мотивации и заинтересованности в труде. С этими проблемами столкнулись в последние десятилетия существования СССР, когда со снижением карательного контроля резко упала производительность труда — люди не хотели много работать при уравнительной системе, где интенсивность и качество труда не вознаграждалось достойно. Кропоткин для решения этой проблемы подходит к осмыслению такого универсального, по его мнению, человеческого качества как взаимопомощь. Кропоткин указывает, что уже

1

в дикой природе огромнейшее большинство видов живет щ

сообществами, где присутствует взаимопомощь. И человек, по его мнению, выживал и развивался только благодаря » взаимопомощи, бывшей главным фактором его эволюции | и прогресса общества. У людей есть живая потребность в прямом объединении для целей взаимной поддержки и их

я

щ

стремление к взаимопомощи разрушит государство, при- |

своившее себе право быть единственным объединяющим &

началом. В бесконечном разнообразии всевозможных сооб- &

ществ человек найдет все, что потребно ему для жизни [16, §

с. 240-241]. Развитие нравственности и принятие этических £

норм позволят лучше реализоваться взаимопомощи и тем |§

самым эффективней организовать сотрудничества. |

По мнению Кропоткина, лучшему пониманию £

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

устройства общества и организации его экономической |

деятельности должна способствовать новая парадиг- «

ма экономической науки. В своей работе «Хлеб и воля» щ П.А. Кропоткин утверждает, что экономическая наука должна начинаться с изучения того что побуждает человека работать, а уж затем перейти к рассмотрению средства удовлетворения потребностей посредством произ- |

со ав

водства. Поэтому настоящая экономическая наука — это изучение потребностей человечества и средств удовлетворения их с наименьшей бесполезной потерей человеческих сил. При этом цель всякого производства — удовлетворение потребностей [3, с. 188-189, 191].

Представляют большой интерес взгляды Кропот-» кина на необходимость отказа от разделения труда и I централизации промышленности. Он отрицает вы-= годность разделения труда как между народами, так и ; между людьми. Труд должен, по мнению Кропоткина, ; всесторонне развивать человека, а не отуплять его бес-£ конечным повторением примитивных однообразных ; действий [там же, с. 195-198]. Кропоткин указывает, что каждая страна, каждая географическая область может возделывать у себя нужные ей хлеб и овощи и производить сама большую часть предметов, которые она по-о требляет. Это разнообразие — лучший залог развития ^ промышленности посредством взаимодействия различ-^ ных ее отраслей, залог развития и распространения тех-^ нических знаний и вообще движения вперед; тогда как § специализация — это, наоборот, остановка прогресса. Земледелие может процветать только рядом с промышленностью [там же, с. 206]. Заметим, насколько прав ока-| зался Кропоткин, и к каким пагубным последствиям ы^ привело всемирное разделение труда, когда политиче-а ские соображения вновь разделили страны и разорвали £ прежние хозяйственные связи. Лишь всесторонне разви-~ тые регионы продемонстрировали свою жизнестойкость и способность поддерживать благополучие населения и ^ экономическое развитие.

^ Общество, устроенное по теории Кропоткина, спо-

§ собно обеспечить максимальные возможности для саморазвития личности и равенство возможностей, по-^ зволить с минимальными экономическими тратами ^ удовлетворить потребности людей и мотивировать их к Ц труду и сотрудничеству. При этом ничего похожего на ^ предполагаемые вольные коммуны и федерации так и

не возникло. Этот факт стал для критиков анархизма основным доводом против теории Кропоткина.

Сибирский опыт ПА Кропоткина как основа для формирования его учения

Однако сам Кропоткин вполне ясно видел ростки нового общества в современном ему мире. Важнейшим фактором в формировании его мировоззрения и учения стал опыт нескольких лет управленческой, военной и научной деятельности в Сибири. Служба казачьим офицером и исполнение обязанностей чиновника по особым поручениям позволили Кропоткину близко познакомиться с механизмами и правилами функционирования органов управления регионами и страны в целом, с жизнью чиновников и обычных людей, а научные исследования позволили сделать ряд ценных наблюде-

1

ний за сибирской природой, ставших первыми шагами и к созданию теории взаимопомощи. К

Сам Кропоткин, его соратники и биографы неизменно £

я к

и

к

*

высоко оценивали вклад сибирских лет жизни Петра Алек- | сеевича в формирование его как ученого и мыслителя. Кропоткин признает в своих мемуарах: «Годы, которые я

провел в Сибири, научили меня многому, чему я вряд ли |

мог бы научиться в другом месте» [17, с. 206]. В 1863 г. он ^

писал в письме к брату: «Сказать по правде, если мне и при- |

дется оставить Сибирь, то сделаю я это не без сожаления — «

страна хорошая и народ хороший» (цит. по: [8, с. 77]). С тем, $

что работа в Сибири и сибирские впечатления стали реша- §

ющей вехой в жизни Кропоткина, соглашались и исследо- |

ватели его творчества. Соратник Кропоткина А.А. Боровой р

утверждал: «Сибирь на этот раз из белой кости патентован- *

ного дворянчика сумела отлить великого революционера». Ц

По мнению современного биографа Кропоткина В.А. Мар- ^

кова «Сибирь положила начало широкому развитию лич- ^ ности Кропоткина. В Сибири он стал Ученым» [там же].

В «Записках революционера» Кропоткин отмечал несколько важных впечатлений от Сибири, которые зало- §

со се

I

жили фундамент его нового мировоззрения. Наблюдая сибирских крестьян в их ежедневной жизни, Кропоткин убедился, как мало может дать им правительство, даже если оно одушевлено лучшими намерениями. По мнению Кропоткина, для народа решительно невозможно сделать ничего полезного при помощи административной маши» ны. Государственная дисциплина бесполезна [17, с. 173, 206, = 208]. Любые государственные преобразования не достигнут = цели — государство слишком громоздко и медленно реаги-; рует на непрерывно изменяющиеся условия общественной ; и экономической жизни. В качестве примера неповоротли-£ вости государства Кропоткин приводит историю построй; ки пожарной каланчи в Чите, которую не могли выстроить с 1855 г. в течение двадцати пяти лет, так как требовалось утвердить смету на постройку в столице. Но подобное согласование за дальностью расстояния и неторопливостью чиновников занимало несколько лет, за которые цены в городе росли и смета устаревала. Приходилось составлять ^ новую смету и вновь отправлять в столицу, но и она уста-^ ревала к моменту утверждения. В конечном итоге в смету § заложили двойные цены на материалы и труд, после чего 3 смогли, наконец то, построить каланчу [там же, с. 182-183].

Именно в Сибири Кропоткин понял, что люди луч-| ше, чем учреждения. Он увидел и высоко оценил скры-ы^ тые пружины общественной жизни, созидательную ра-8 боту неведомых чиновникам и ученым масс. Кропоткин £ отмечал сложный общественный строй у сибирских ~ аборигенов, полукоммунистическую жизнь местных сектантов, позволяющую не только выжить в суровых ^ сибирских условиях, но и благоденствовать. По мнению ^ Кропоткина, не приказами и навязанной государством § дисциплиной человеческая деятельность становится успешной, но только через общее согласие и взаимное ^ понимание [там же, с. 204, 206-208]. ^ На Кропоткина сильное влияние оказали также исто-

Ц рии, взгляды и действия сосланных в Сибирь декабристов. ^ Оказавшись в тяжелых условиях ссылки и потом поселения,

декабристы продемонстрировали крайнюю степень взаи- 2 ! мовыручки, занимались предпринимательством и ремес- - ■ лами, внесли большой вклад в зарождение кооперативного 88' движения в Сибири. С 1827 г. действовала декабристская ! Большая артель взаимопомощи, для которой 2 марта 1831 г. ■ на Петровском заводе приняли устав. Этот день считается началом потребительской кооперации в России [18, с. 91]. | Один из руководителей декабристской артели И.И. Горба- : чевский, оставшись в Сибири, в том же Петровском заводе в 1864 г. создал вместе с А.П. Першиным с согласия схода ; местного населения, недовольного дороговизной товаров в существующих лавках, кооперативную «Общественную ! лавку» для торговли мясом и другими продуктами по сниженным ценам. Идею подобной кооперативной лавки ее создатели вычитали в статьях о проектах знаменитого уто- п писта Р. Оуэна, появлявшихся в российской печати. На со- | бранные с участников кооператива деньги закупался скот, щ мясо с которого продавали дешевле, чем у других торгов- Н цев. Дело было непривычное, Горбачевский не отличался »

предпринимательскими талантами и лавка, проработав |

|

полгода, разорилась [19, с. 185-186]. Тем не менее, сам подобный опыт был крайне важен. Лавка была независимой

щ

от начальства завода и государства, стать членом этого коо- |

ператива мог любой житель поселка, провозглашалось де- &

мократические управление и контроль над деятельностью &

кооператива. |§

Для Кропоткина деятельность декабристов в Сиби- £

ри (без помощи государства, но при активном созна- §

тельном содействии местного населения) стала лучшим |

примером успешности соединения просвещенности £

интеллигенции и желания изменить жизнь к лучшему |

у народных масс. Образованные люди, не брезгующие «

физическим трудом и уважающие его, способные про- щ

светить своими знаниями и примером крестьян и рабо- ^ чих стали идеалом Кропоткина.

Сибирский опыт и идеи декабристов, предлагавших |

для Сибири федеративное устройство по примеру США, |

GO

се

определенно сказались также на представлениях Кропоткина об уменьшении роли государства и увеличении роли самих регионов. В наши дни, когда перед регионами встают трудные задачи в непростых условиях сохранить и увеличить свой экономический потенциал, идеи Кропоткина об использовании богатств России путем » местного строительства, а не иностранными концесси-: ями или усилиями государства, приобретают исключи-= тельную актуальность. Кропоткин был последователь; ным сторонником самостоятельного экономического ' развития регионов и кооперативного движения. Только i совместная работа населения, только взаимопомощь и ; кооперативные учреждения могли, по его мнению, усилить производительность и обеспечить всеобщее благополучие. Кропоткин решительно выступал против эко-•S номической специализации регионов и целых стран, так как, несмотря на выгодность международной торговли при подобной специализации, одностороннее экономическое развитие неблагоприятно сказывается на регионах и их населении. По мнению Кропоткина, люди сами могут доставлять себе все нужные богатства. Для этого обязательно необходимо развитие науки и техники, по-| вышение сознательности и культурности работников. | Примечательно, что замеченные Кропоткиным в Си-

^ бири начала нового пути человеческого общества вовсе а не заглохли. На рубеже XIX-XX вв. именно Сибирь была £ одним из самых передовых регионов России по развитию кооперации, была сформирована система общеси-■§ бирской кооперации через образование союзов артелей и кооперативов. Благодаря конкурентным преимуществам кооперации Сибирь стала центром маслоделия [20, с. 46-47]. К концу XX в. Сибирь не только стала круп-"I ным научным центром, но также продемонстрировала ^ успешные примеры региональной самостоятельности ^ и межрегионального сотрудничества. Опыт работы соЦ зданной в 1990 г. межрегиональной ассоциации «Сибир-"g ское сотрудничество» стал примером для всей России.

ф 0

Актуализация идей Кропоткина в наши дни 2

В XXI в., по мере развития цифровой революции и 2

при неожиданном возрождении кропоткинских прин- 8 ципов сотрудничества в Интернете, интерес экономистов к трудам Кропоткина будет неизбежно возрастать.

Уже произошел пересмотр многими экономистами взглядов на конкуренцию и ее роль в развитии экономики в пользу признания негативных последствий от ожесточенной конкуренции, необходимости ее замены на взаимовыгодное сотрудничество. Активно изучаются этические основы экономической деятельности, которые признаются теперь важнейшим фактором жизнестойкости и развития экономики. Так как Кропоткин создал широкую панораму развития учений о нравственности

в доказательство важности этики и ее роли в обществе ^

и экономике, то его исследования неизменно полезны в 1

новой парадигме экономических исследований и могут и

послужить исходным пунктом для новых экономических чм

подходов. Кропоткин неизменно доказывал, что прогресс £

и взаимная помощь взаимосвязаны, а торжество принци- §

пов индивидуализма и конкуренции замедляют прогресс и

и способствуют упадку человеческого общества. В этом ^

мнении у него становится все больше сторонников. §

Кропоткин считал, что экономическая и обществен- §

ная ценность человеческой жизни должны быть постав- §

лены выше максимизации прибыли, которая, будучи §

рассматриваема как самоцель общественного развития, §

может принести богатство лишь немногим, но бедность |

и тяготы большинству. Согласно Кропоткину, необхо- §

димостью является переворот в хозяйственных отноше- §

ниях между людьми и в их политическом строе. Но для §

этого сперва должны измениться нравственные связи §

межу людьми. Кропоткин верил, что этические обяза- ^

тельства, добровольно на себя принятые, неизбежно во- ^

йдут в привычку и навсегда изменят общество и труд. §

Сознание единства между всеми людьми приведет к вза- |

имной поддержке и совместной работе. §

со се

Если раньше эти взгляды Кропоткина считали утопическими и нереализуемыми на практике, то в современной экономике мы все больше замечаем практическое их воплощение. Не произошло ни социальной революции, ни национализации имущества и средств производства, но постепенная эволюция общества и экономических от-Щ ношений привела к появлению и успешному развитию Щ элементов вполне анархических взаимодействий между ёё людьми, начинающих вносить все больший вклад в эко-

Ц номическое развитие и увеличение благосостояния. £5

2 Заключение

=§ Конечно, далеко не все идеи и взгляды Кропоткина

оказались верными и выдержали испытание временем. В чем-то и он ошибался, порой был зависим от текущего Л момента и ожиданий соратников. Зная тяжелую историю XX в., невозможно принять радикализм предлагаемых Кропоткиным методов слома старого и построения ^ нового общества. Необходимо также помнить, что взгля-^ ды Кропоткина, прожившего долгую и полную трудов и | раздумий жизнь, неизбежно корректировались в зависи-3 мости от обстоятельств, при изменении исторических ус-Ц ловий и эволюции общества. В качестве примера можно § указать на эволюцию его представлений о профсоюзах. ^ В 1873 г. он считал их ненужными, тридцать лет спустя к утверждал, что они нужны [8, с. 193]. Подобная коррек-■§ тировка взглядов при неизменном фундаменте его идей нисколько не умаляет научных достижений Кропоткина 13 и значимость для наших дней его взглядов на взаимопомощь, сотрудничество и самостоятельность регионов. ^ Можно констатировать, что П.А. Кропоткин возвра-

§ щается к нам как актуальный мыслитель и экономист, | а его идеи о взаимопомощи, кооперации, федерациях ^ общин, самостоятельности регионов, межрегиональном ^ сотрудничестве и т.д. будут все больше востребованы й как учеными, так и практиками социального и эконо-а мического управления.

Список использованной литературы g ;

1. Полянский Ф.Я. Экономические воззрения русского g : анархизма / Ф.Я. Полянский // История русской экономи- 8 ! ческой мысли / под ред. А.И. Пашкова. — Москва : Мысль, { 1966. — Т. 3, ч. 1. — С. 495-515. i

2. Пирумова Н.М. Петр Алексеевич Кропоткин / Н.М. Пи- s румова. — Москва : Наука, 1972. — 224 с. •

3. Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и < анархия / П.А. Кропоткин. — Москва : Правда, 1990. — 640 с.

4. Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды / П.А. Кро- ■ поткин. — Москва : Политиздат, 1991. — 496 с. <

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Гаврилов С.А. Концепции будущего общества в эконо- ! мических теориях русского анархизма : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01 / С.А. Гаврилов. — Москва, 1993. — 26 с.

6. Назаров А.А. Эволюция социально-экономических воззрений П.А. Кропоткина : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.02 / А.А. Назаров. — Москва, 1995. — 21 с. у

7. Маркин В.А. Кропоткин / В.А. Маркин. — Москва : Мо- g лодая гвардия, 2009. — 334 с. *

8. Дамье В.В. Петр Кропоткин. Жизнь анархиста / В.В. Да- и мье, Д.И. Рублев. — Москва : Альпина нон-фикшн, 2022. — и 664 с. е

9. Малышев В.Л. От экономики соперничества к эконо- 1 мике сотрудничества / В.Л. Малышев. — Москва : Экономика, . 2010. — 590 с. Н

10. Кирдина-Чэндлер С.Г. Кооперация versus конку- | ренция в трудах российских эволюционистов / С.Г. Кирди- и на-Чэндлер, Д. Холл. — DOI 10.17835/2076-6297.2017.9.1.006- | 026. — EDN YHGXNV // Журнал институциональных иссле- J® дований. — 2017. — Т. 9, №1. — С. 6-26. 1

11. Полтерович В.М. Петр Кропоткин, философия со- § трудничества и цифровая революция / В.М. Полтерович. — § EDN SKPCLX // Экономические теории в пространстве и g времени / под ред. В.С. Автономова, А.Я. Рубинштейна. — р Санкт-Петербург : Алетейя, 2020. — C. 244-261. «

12. Фурье Ш. Новый промышленный и общественный ^ мир / Ш. Фурье // Избранные сочинения. — Москва : Соцэк- 1 > гиз, 1939. — T. 2. — 469 с. .

13. Сисмонди Ж. Новые начала политической экономии / ^ Ж. Сисмонди. — Москва : Тов-во тип. А.И. Мамонтова, 1897. — § 354 с. §

а

14. Толстая А.Л. Отец. Жизнь Льва Толстого / А.Л. Тол- g стая. — Москва : Книга, 1989. — 503 с. а

со

15. Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. / М.А. Бакунин. — Москва : Правда, 1989. — 662 с.

16. Кропоткин П.А. Взаимопомощь как фактор эволюции/ П.А. Кропоткин. — Москва : НИЦ Луч, 2020. — 256 с.

17. Кропоткин П.А. Записки революционера / П.А. Кропоткин. — Москва : Мысль, 1966. — 504 с.

* 18. Огнев И.А. Вольный союз вольных людей /

Ц И.А. Огнев. — EDN ISEFJF // ЭКО. — 2008. — № 3. — С. 88-105. S2 19. Шатрова Г.П. Декабрист И.И. Горбачевский / Г.П. Ша-

Е2 трова. — Красноярск, 1973. — 198 с.

И 20. Николаев А.А. Как Сибирь в начале XX века оказалась

g в центре мировой торговли маслом / А.А. Николаев. — EDN g VZBWZZ // ЭКО. — 2016. — № 6. — С. 36-49.

Ц References

1. Polyanskii F.Ya. Economic views of Russian anarchism. Pashkov A.I. (ed.). History of Russian economic thought. Moscow, a Mysl' Publ., 1966. Vol. 3, iss. 1. pp. 495-515.

Й 2. Pirumova N.M. Pyotr Alekseevich Kropotkin. Moscow, Nauka

I Publ., 1972. 224 p.

$ 3. Kropotkin P.A. Bread and freedom. Modern science and anar-

3 chy. Moscow, Pravda Publ., 1990. 640 p.

4. Kropotkin P.A. Ethics: Selected Works. Moscow, Politizdat Publ., 1991. 496 p.

5. Gavrilov S.A. Concepts of the future society in the economic theories of Russian anarchism. Cand. Diss. Thesis. Moscow, 1993. 26 p.

6. Nazarov A.A. The evolution of socio-economic views of P.A. Kropotkin. Cand. Diss. Thesis. Moscow, 1995. 21 p.

7. Markin V.A. Kropotkin. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 2009. 334 p.

8. Dam'e V.V., Rublev D.I. Peter Kropotkin. The life of an anarchist. Moscow, Moskva, Al'pina non-fikshn Publ., 2022. 664 p.

9. Malyshev V.L. From the economy of competition to the economy of cooperation. Moscow, Ekonomika Publ., 2010. 590 p.

О 10. Kirdina-Chendler S.G., Kholl D. Cooperation Versus

Competition in Works of Russian Evolutionists. Zhurnal institut-sionaVnykh issledovanii = Journal of Institutional Studies, 2017, vol. 9, no. 1, pp. 6-26. (In Russian). EDN: YHGXNV. DOI: 10.17835/20766297.2017.9.1.006-026. ^ 11. Polterovich V.M. Peter Kropotkin, philosophy of cooper-

js ation and digital revolution. Avtonomov V.S., Rubinshtein A.Ya. « (eds.). Economic Theories in Space and Time. Sankt-Peterburg, Aletei-| ya Publ., 2020. pp. 244-261. EDN: SKPCLX.

12. Fur'e Sh. New industrial and social world. Selected works. 2 ■ Moscow, Sotsekgiz Publ., 2010. Vol. 2. 590 p. - ■

13. Sismondi Zh. Political Economy and the Philosophy of Govern- 88 ■ ment. London, J. Chapman Publ., 1847. 497 p. (Russ. ed.: Sismondi K , Zh. New beginnings of political economy. Moscow, A.I. Mamontov Publ., 1897. 354 p.). j

14. Tolstaya A.L. Father. Life of Leo Tolstoy. Moscow, Kniga

Publ., 1989. 503 p.

1 j

15. Bakunin M.A. Philosophy. Sociology. Policy. Moscow, Prav- : da Publ., 1989. 662 p.

16. Kropotkin P.A. Mutual assistance as a factor of evolution. ! Moscow, NITs Luch Publ., 2020. 256 p.

17. Kropotkin P.A. Notes of a revolutionary. Moscow, Mysl' 1 Publ., 1966. 504 p. i

18. Ognev I.A. Free Union of Free People, EKO = ECO, 2016,

no. 6, pp. 36-49. (In Russian). EDN: ISEFJF. :

19. Shatrova G.P. Decembrist I.I. Gorbachevsky. Krasnoyarsk, 1973. 198 p. ^

20. Nikolaev A.A. As Siberia in the Early Twentieth Century 1 Became the Center of World Butter Trade. EKO = ECO, 2016, no. 6, 5я

pp. 36-49. (In Russian). EDN: VZBWZZ. Я

£

Информация об авторах 1

1

Сухих Василий Валентинович — кандидат экономиче- . ских наук, старший научный сотрудник, сектор территориальной конкуренции, Институт экономики Уральского | отделения Российской академии наук, г. Екатеринбург, & Российская Федерация; e-mail: vsuhih@mail.ru. © 0000-0002- | 0425-7028; SPIN-код: 7040-8784; AuthorID РИНЦ: 542739; g ResearcherID: S-1118-2017. р

Важенин Сергей Григорьевич — кандидат экономических 1 наук, заведующий сектором территориальной конкуренции, | Институт экономики Уральского отделения Российской ака- е демии наук, г. Екатеринбург, Российская Федерация; e-mail: g svazhenin@mail.ru. © 0000-0002-1517-9467; SPIN-код: 7052- « 6100; AuthorID РИНЦ: 503919; ResearcherID: S-1146-2017. 1

Р

Authors

Vasily V. Sukhikh — Ph.D. in Economics, Senior Research-

er, Territorial Competition Sector, Institute of Economics of 1

&

£2 се

the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Yekaterinburg, the Russian Federation; e-mail: vsuhih@mail.ru. © 0000-0002-0425-7028; SPIN-Code: 7040-8784; AuthorID RSCI: 542739; ResearcherID: S-1118-2017.

Serghey G. Vazhenin — Ph.D. in Economics, Head of the Territorial Competition Sector, Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Yekaterinburg, the Russian Federation; e-mail: svazhenin@mail.ru. © 0000-0002-1517-9467; SPIN-Code: 7052-6100; AuthorID RSCI: 503919; ResearcherID: S-1146-2017.

Для цитирования

Сухих В.В. Актуализация экономических идей П.А. Кропоткина в XXI веке / В.В. Сухих, С.Г. Важенин. — DOI 10.17150/2308-2488.2023.24(3).455-476 // Историко-эко-номические исследования. — 2023. — Т. 24, № 3. — С. 455-

I 476.

| For Citation

^ Sukhikh V.V., Vazhenin S.G. Actualization of Econom-

ic ic Ideas of P.A. Kropotkin in the 21st Century. Istoriko-ekono-§ micheskie issledovaniya = Journal of Economic History & History of Economics, 2023, vol. 24, no. 3, pp. 455-476. (In Russian). DOI: 10.17150/2308-2488.2023.24(3).455-476.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.