Научная статья на тему 'ВЗГЛЯДЫ П.А. КРОПОТКИНА НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ВЛАСТЬ И ЕЕ СУДЬБУ (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)'

ВЗГЛЯДЫ П.А. КРОПОТКИНА НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ВЛАСТЬ И ЕЕ СУДЬБУ (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
199
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
П.А. КРОПОТКИН / ГОСУДАРСТВО / ВЛАСТЬ / ПАРЛАМЕНТ / ПРАВИТЕЛЬСТВО / АНАРХИЯ / КОММУНИЗМ / МИР / ВОЙНА / СВОБОДА / НАСИЛИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ксенофонтов Владимир Николаевич

В статье на основе принципа единства исторического и логического рассмотрены социально-философские взгляды П.А. Кропоткина на сущность и эволюцию государственной власти. Раскрыты его положения на особенности функционирования законодательной, судебной и исполнительной ветвей власти в капиталистическом государстве. Характеризуется содержание его идеи о том, что система власти капиталистического государства не отвечает нуждам трудящихся. Анализируется взгляды ученого, утверждающие, что путем революции уничтожается государство и реализуется общество будущего, основанное на взаимопомощи и равенстве людей. Цель исследования раскрытие социально-философских воззрений П.А. Кропоткина на государство как инструмент насилия по отношению к трудящимся и необходимости его ликвидации во имя построения гуманного и справедливого общества будущего. Выводы. В статье доказывается: 1) взгляды П.А. Кропоткина, вскрывают необходимость разрушения государственной власти при капитализме, отвечающей интересам только господствующего класса; 2) путем социальной революции, опираясь на идеи анархического коммунизма, трудящиеся достигнут свободного и справедливого общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

P.A. KROPOTKIN’S VIEWS ON STATE POWER AND ITS FATE (SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS)

In the article, based on the principle of unity of historical and logical, the socio-philosophical views of P.A. Kropotkin on the essence and evolution of state power are considered. Its provisions on the specifics of the functioning of the legislative, judicial and executive branches of government in a capitalist state are disclosed. The content of his idea that the system of power of the capitalist state does not meet the needs of workers is characterized. The views of the scientist are analyzed, claiming that the state is being destroyed by revolution and the society of the future based on mutual assistance and equality of people is being realized. The purpose of the study is to reveal P.A. Kropotkin’s socio-philosophical views on the state as an instrument of violence against workers and the need to eliminate it in the name of building a humane and just society of the future. Conclusions. The article proves: 1) the views of P.A. Kropotkin reveal the need for the destruction of state power under capitalism, which meets the interests of only the ruling class; 2) through the social revolution, relying on the ideas of anarchist communism, workers will achieve a free and just society.

Текст научной работы на тему «ВЗГЛЯДЫ П.А. КРОПОТКИНА НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ВЛАСТЬ И ЕЕ СУДЬБУ (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)»

ПОЛИТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ POLITICAL AND SOCIAL PHILOSOPHY

09.00.11 Социальная философия

Social Philosophy

DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-5-79-83

Взгляды П.А. Кропоткина на государственную власть и ее судьбу (социально-философский анализ)

В.Н. Ксенофонтов ©

Военный университет Министерства обороны РФ, г. Москва, Российская Федерация

E-mail: vnksenofontov@mail.ru

Аннотация. В статье на основе принципа единства исторического и логического рассмотрены социально-философские взгляды П.А. Кропоткина на сущность и эволюцию государственной власти. Раскрыты его положения на особенности функционирования законодательной, судебной и исполнительной ветвей власти в капиталистическом государстве. Характеризуется содержание его идеи о том, что система власти капиталистического государства не отвечает нуждам трудящихся. Анализируется взгляды ученого, утверждающие, что путем революции уничтожается государство и реализуется общество будущего, основанное на взаимопомощи и равенстве людей. Цель исследования раскрытие социально-философских воззрений П.А. Кропоткина на государство как инструмент насилия по отношению к трудящимся и необходимости его ликвидации во имя построения гуманного и справедливого общества будущего. Выводы. В статье доказывается: 1) взгляды П.А. Кропоткина, вскрывают необходимость разрушения государственной власти при капитализме, отвечающей интересам только господствующего класса; 2) путем социальной революции, опираясь на идеи анархического коммунизма, трудящиеся достигнут свободного и справедливого общества.

Ключевые слова: П.А. Кропоткин, государство, власть, парламент, правительство, анархия, коммунизм, мир, война, свобода, насилие

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Ксенофонтов В.Н. Взгляды П.А. Кропоткина на государственную власть и ее судьбу (социально-философский анализ) // Социально-политические науки. 2021. Т. 11. № 5. С. 79-83. 001: 10.33693/22230092-2021-11-5-79-83

DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-5-79-83

P.A. Kropotkin's Views on State Power and its Fate (Socio-Philosophical Analysis)

V.N. Ksenofontov ©

Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

E-mail: vnksenofontov@mail.ru

Abstract. In the article, based on the principle of unity of historical and logical, the socio-philosophical views of P.A. Kropotkin on the essence and evolution of state power are considered. Its provisions on the specifics of the functioning of the legislative, judicial and executive branches of government in a capitalist state are disclosed. The content of his idea that the system of power of the capitalist state does not meet the needs of workers is characterized. The views of the scientist are analyzed, claiming that the state is being destroyed by revolution and the society of the future based on mutual assistance and equality of people is being realized. The purpose of the study is to reveal P.A. Kropotkin's socio-philosophical views on the state as an instrument of violence against workers and the need to eliminate it in the name of building a humane and just society of the future. Conclusions. The article proves: 1) the views of P.A. Kropotkin reveal the need for the destruction of state power under capitalism, which meets the interests of only the ruling class; 2) through the social revolution, relying on the ideas of anarchist communism, workers will achieve a free and just society.

Key words: P.A. Kropotkin, state, government, parliament, government, anarchy, communism, peace, war, freedom, violence

ВВЕДЕНИЕ

В ряду замечательных философов России конца XIX - начала ХХ в. достойное место занимает П.А. Кропоткин (1842-1921). Свои философские взгляды видный теоретик анархического коммунизма изложил в ряде оригинальных трудов. Среди них такие, как «Государство и его роль в истории», «Коммунизм и анархия», «Этика», «Анархия и ее место в социалистическом обществе», «Записки революционера», «Речь бунтовщика».

Доминирующим направлением научных интересов отечественного мыслителя выступает анализ теоретических положений анархизма и коммунизма, стремление обосновать их взаимосвязь применительно к новому социальному строю.

В свою очередь его социально-философские воззрения наиболее рельефно предстают во вскрытии насилия со стороны государства, его различных ветвей власти, в обосновании его разрушения, в необходимости обеспечения свободы и нравственных ценностей личности в обществе.

П.А. Кропоткин в своих трудах довольно резко противопоставил неприятию государства, его праву и рыночному хозяйству веру в торжество идей грядущей социальной справедливости, нравственности и свободы, реализуемых в общественно-коммунистическом строе будущего.

1. ПОЛОЖЕНИЯ П.А. КРОПОТКИНА

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ГОСУДАРСТВЕ

П.А. Кропоткин в своих философских взглядах значительное внимание уделил исследованию генезиса государственной власти, состоянию и деятельности ее различных ветвей, перспективе их развития в обществе.

В своем труде «Государство и его роль в истории» отечественный мыслитель раскрыл истоки возникновения государства, отметил специфику его функционирования, охарактеризовал роль насилия власти. Резко осудив его такую деятельность по отношению к народу, он заявил о том, что мы неизбежно приходим к заключению о необходимости уничтожения государства.

П.А. Кропоткин, опираясь на свои теоретические положения в области государства на принцип единства исторического и логического, развернуто обосновал состояние в современном ему обществе трех ветвей власти: законодательной, судебной и исполнительной.

Русский философ в исследовании законодательной власти обратил внимание на необходимость учета в ней: действительной, а не мифической роли в государстве; реальной работе представителей депутатского корпуса, характера процедуры выборов в парламент [1: 188].

П.А. Кропоткин, высказывая свою точку зрения на деятельность парламента в странах Европы, подчеркнул необходимость ее ориентации на насущные

80

Sociopolitical Sciences

Vol. 11. No. 5. 2021

Ксенофонтов В.Н.

потребности народа. Однако, как он выявил, реальная практика законодательной власти свидетельствует об ином. Отечественный ученый, развивая свои положения по этой проблеме, с тревогой заключает, что в современном парламенте депутаты лоббируют интересы представителей капитала, по существу защищая их. В таком случае, утверждает П.А. Кропоткин, их реальная деятельность сводится к тому, чтобы благоприятствовать какой-либо промышленной отрасли, либо уничтожить ее.

Усиливая свою точку зрения на негативную деятельность депутатского корпуса, отечественный мыслитель указывает на то, что его представители вместо действительной помощи народу на самом деле обирают его. «Они будут располагать, - пишет философ, -приблизительно тремя тысячами миллионов в год, вырванных у рабочего народа» [3: 396].

П.А. Кропоткин в своей трактовке законодательной власти в государстве пристальное внимание уделяет процессу выборов. В этой связи следует отметить, что отечественный ученый достаточно репрезентативно охарактеризовал процесс выборов в современных ему государствах Европы и Америки. Так, в ходе выборов в депутатский корпус в Англии, Швейцарии, Германии, Франции, США, по его мнению, разыгрывается печальная комедия. П.А. Кропоткин, раскрывая ее, отмечает лицемерие кандидатов в парламент перед своими избирателями. Так, в процессе предвыборных компаний кандидаты в избираемый институт власти, - указывает он, - с легкостью и без оглядки раздают большие политические обещания на разного рода собраниях, демагогически привлекая различные слои населения. Наряду с этим личные обещания раздают избирателям в частных разговорах, путем лести и втираясь в доверие к ним.

Вместе с тем, П.А. Кропоткин, характеризуя иллюзорность справедливости выборов в законодательное собрание государства своего времени, с негодованием отмечал несостоятельность заявлений различного рода политиков о демократичности парламента в капиталистических странах. Философ, обосновывая свою точку зрения по такому вопросу, констатировал, что стать избранным в такой парламент человеку с высокими моральными принципами становится невозможным. Духовные ценности такого человека, резюмирует П.А. Кропоткин, детерминированы тем, что он презирает и не приемлет тех приемов, которые в действительности применяются людьми для того, чтобы быть избранным в парламент.

2. ВЗГЛЯДЫ П.А. КРОПОТКИНА

НА СУДЕБНУЮ И ИСПОЛНИТЕЛЬНУЮ ВЛАСТЬ В ГОСУДАРСТВЕ

П.А. Кропоткин высказался в жесткой форме относительно деятельности судебной власти и правоохранительных институтов в капиталистическом обществе. Он обосновал свою достаточно критическую оценку подлинным состояниям этой ветви государ -ственной власти. В действительности судебная власть, утверждает он, в таком обществе демагогически декларирует равенство людей, их права для граждан,

а на самом деле функционирует в интересах правящей элиты. П.А. Кропоткин, подвергая резкой критике такое состояние в правах и свободах граждан, заключает: «Свобода печати и сходов, святость домашнего очага и т.д. существуют только под условием, чтобы народ не пользовался ими против привилегированных сословий» [Там же: 391]. Он также обращает внимание на то, что в случаях, когда народные массы начинают пользоваться правами в противовес привилегиям правящего класса, то тогда представители судебной власти игнорируют их так называемые права и как балласт выбрасывают за борт.

П.А. Кропоткин, оценивая реальности такого положения с правами трудящихся, приходит к выводу о необходимости перестройки всех общественных отношений в капиталистическом обществе.

Русский ученый в своих социально-философских взглядах раскрыл опасную связь в государстве двух ветвей власти: между избранным в нем парламентом и назначаемым им правительством, как органом исполнительной власти. Опасной линией связи в сфере управления в государстве, на взгляд П.А. Кропоткина, выступает рост аппарата чиновников. «Крайнее развитие чиновничества, - отмечал он, - становится отличительной чертой представительного правления» [Там же: 393]. В свою очередь отечественный ученый подчеркивает, что сформированное правительство, одобренное парламентом, благодаря деятельности министерств, постепенно идет к возрастанию своих полномочий. Такая форма функционирования правительства, полагает П.А. Кропоткин, на практике имеет тяготение к единоличному правлению, характеризующаяся узурпацией власти в обществе. Возникающая в государстве такая политическая ситуация таит серьезную опасность. Она, в сущности, ведет к самостоятельной деятельности правительства в финансовой, политической и военной деятельности, то есть вне контроля, как со стороны парламента, так и общественных организаций. Опасность такого правительства, отмечает П.А. Кропоткин, назначенного парламентом, избранным не народом, а меньшинством его, ведет к беззаконию.

П.А. Кропоткин, раскрывая роль государства в жизни общества, рассмотрел одну из важных его функций. Она обстоятельно рассматривается им во внешней политике государства, применительно к решению проблемы войны и мира. И хотя суждения отечественного философа в исследовании ее представлены кратко, они заслуживают внимания. Так, философ, размышляя над международными отношениями государств Европы, с беспокойством отмечает их напряженность, вектор которой направлен на наращивание вооружений. Причем он обращает внимание на их совершенствование, ведущие к значительным материальным расходам. Наряду с этим опасным явлением военного характера ученый с тревогой замечает раздувание государствами идеологических кампаний в подготовке к войне. Их суть, как он считает, выражается в пропаганде между народами под лозунгом патриотизма подготовки молодежи слепо повиноваться правительству для участия в вооруженной борьбе.

Вот почему, на взгляд П.А. Кропоткина, история развития человечества убедительно доказывали, что

война как явление никогда не была нормальным условием жизни любого народа. Русский философ, развивая свою мысль об опасности политики государства, ведущей к войне, подчеркивает, что несмотря на конечный результат, она предстает нравственным его поражением. «Всякая война, - отмечает П.А. Кропоткин, - ведет за собой безработицу, остановку производства, торговые кризисы, усиление налогов, увеличение государственных и областных налогов» [4: 448].

Ученый во взглядах на необходимость мира для народов и исключения войны между ними отстаивает свою методологическую позицию. Она сводится к взаимопомощи людей и ее проявлении в нравственности и солидарности.

Именно такой подход народов к жизни благоприятствует состоянию мира и способствует их созидательному труду. П.А. Кропоткин утверждает, что разные народы исповедуют идею «работать для всех и все для каждого». Однако осуществить их намерение мирно трудиться мешает именно государство. Оно обладает всеми общественными богатствами, властью и путем ведения грабительных войн стремится увеличить его. Между тем русский мыслитель с тревогой пишет об опасностях последствий гонки вооружений и войны для государства. «Война и вооружения добивают государство; они ускоряют, - отмечает отечественный ученый, - их нравственную и экономическую несостоятельность» [Там же].

3. П.А. КРОПОТКИН О СУДЬБЕ ВЛАСТИ

П.А. Кропоткин не только дал оценку социально-философского и этического характера трактовке власти в период господства капитализма, но и высказал оригинальные положения на ее перспективу развития. Он подчеркнул, что в истории человеческой цивилизации рельефно проходят два противоположных между собой течения: римское и народное. Русский философ в своем выборе отдает предпочтение народному течению. Поясняя свою позицию, он говорит о том, что народное течение в области власти основывается на свободном соглашении между людьми, на свободе личности, на объединяющей людей федерации.

П.А. Кропоткин, размышляя о будущем общественном устройстве и его осуществлении, утверждает: «Новому миру нужна новая вера, а мы живем, несомненно, накануне появления нового мира» [4: 453].

Отечественный философ наряду с этим важным положением нравственного и политического характера в трактовке общества высказал свою точку зрения на назначение предстоящей революции. Он ее по существу сводит к необходимости выполнения социальных ожиданий народа. «В революции необходимо, чтобы все насущные интересы всего народа были соблюдены и чтобы ее потребности и ее стремления к справедливости были удовлетворены» [Там же].

П.А. Кропоткин обосновал свою позицию о возможной власти в России перед предстоящими революционными событиями. Он связывает перспективу государственного устройства на родине с опорой на специфическую форму анархизма. По его оценке, анархизм в ближайшей революции не представляет по своему характеру замену денежных знаков прошлой

власти на рабочие чеки или замену господствующих ныне капиталистов новым государством. Философ утверждает, что именно анархизм - верный шаг к будущему безгосударственному коммунизму. П.А. Кропоткин, связывая будущую власть с феноменом анархизма как наиболее отвечающим потребностям русского народа, конкретизирует свою идею. По его предположению перспектива коммунистического общества требует от народа бережно опираться на анархию и свободу. Отечественный ученый эту мысль четко отразил в труде «Коммунизм и анархия». Он отмечает: «Если присмотреться внимательно, то нет никакого сомнения, что из всех испробованных до сих пор общественных организаций и учреждений коммунизм больше всех других может обеспечить свободу личности, если только основной идеей общины будет Свобода, Анархия» [2: 275].

П.А. Кропоткин, представляя идеал будущего государственного устройства и программу действий для его осуществления, определяет как «анархический коммунизм» в противовес «коммунистическому авторитаризму».

Общество, по теории русского ученого, организованное на основных положениях анархического коммунизма, навсегда уберет с исторической арены власть, которая опирается на частную собственность. Вскрывая несостоятельность государственной власти и частной собственности, он с возмущением отмечает: «Государство - это покровитель крепостного права, покровитель мироедства, заступник хищничества, защитник собственности, основанной на захвате чужой земли и чужого труда» [5: 16].

Все потребности людей в новом общественном устройстве, по мнению П.А. Кропоткина, станут реали-зовываться не благодаря государственным институтам, а вопреки им, основываясь на свободном соглашении между людьми, при этом добросовестно трудясь. «Это... будет общество, в котором люди, - утверждал он, -работая умом и руками при помощи изобретенных и имеющих быть изобретенными машин, могут сами доставлять себе нужные богатства» [6: 387].

П.А. Кропоткин оставался верен своим мировоззрениям и нравственным принципам в советское время. Примечательная его позиция по такому важному вопросу, как будущее развитие страны. Эта тема, обсуждалась на встрече, проходившей в виде дискуссии (3 мая 1919 г.) с В.И. Лениным в Кремле. Так, русский философ обратил внимание В.И. Ленина на то, что единственный верный путь созидания новой жизни на социалистических началах должен быть связан с таким правлением центральной власти, которое способствует добровольному и свободному объединению людей.

Такое объединение людей, по мнению П.А. Кропоткина, представляет именно кооперация. Он обратил внимание руководителя Советского правительства на то, что, несмотря на сложную ситуацию Гражданской войны, кооперация как организация и движение в стране, имеет большое будущее.

Между тем в диалоге с В.И. Лениным П.А. Кропоткин с тревогой отмечал недостатки советской власти. К ним он относил ее опору на диктатуру одного класса; репрессивные меры, ведущие к излишним жертвам; бюрократизм институтов власти. Следует отметить, что

82

Sociopolitical Sciences

Vol. 11. No. 5. 2021

Ксенофонтов В.Н.

по воспоминаниям Бонч-Бруевича о встрече П.А. Кропоткина с В.И. Лениным, вождь Советского государства, несмотря на разногласия с философом, высказал после беседы необходимость изучения его трудов в Советской России [7: 377-378].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

П.А. Кропоткин в своих социально-философских взглядах на государство и его институты власти значительное внимание уделял исследованию ее законодательной ветви. При этом он, обобщая свои воззрения по этой актуальной проблеме, тщательно исследовал опыт ряда государств Европы, в том числе и России, а также стран Америки. В своем анализе русский философ, во-первых, подверг резкой критике характер выборов в парламент, при котором блокируется доступ в него депутатов из среды рабочих; во-вторых, ученый с тревогой отметил ограниченность деятельности парламента, направленность которого сориентирована на интересы имущего класса, а не простого народа. В-третьих, он вскрыл антинародную сущность судеб -ной власти и правительства в государстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кропоткин П.А. Государство и его роль в истории // Антология мировой политической мысли: в 5 томах. Т. 4: Политическая мысль в России. Вторая половина XIX-XX в. М.: Мысль, 1997. С. 188.

2. Кропоткин П.А. Коммунизм и анархия // Антология мировой правовой мысли: в 5 т. Т. 5: Россия. Конец XIX-XX в. М.: Мысль, 1999. С. 275.

3. Кропоткин П.А. Мораль, право, политика // Этика. Избранные труды. М.: Политиздат, 1991. С. 396.

4. Кропоткин П.А. Мысли, суждения, оценки // Этика. Избранные труды. М.: Политиздат, 1991. С. 448

5. Кропоткин П.А. Речь бунтовщика. М.; Пг., 1921. С. 16.

6. Кропоткин П.А. Экономика и право // Этика. Избранные труды. М.: Политиздат, 1991. С. 387.

7. Маркин В.А. Неизвестный Кропоткин. М.: ОЛМА-Пресс, 2002. С. 377-378.

В своих взглядах на государственную власть П.А. Кропоткин высказал весьма глубокие и перспективные положения на ее внешнюю политику, сконцентрировав внимание на проблеме войны и мира. При этом он подчеркнул, что приоритетом для народа является мир, создающий условия для его трудовой деятельности. Войны же, развязанные государствами, ведут к захвату чужих территорий, ограблению народа, многочисленным жертвам. Они - плод антинародной политики и безнравственны по своей оценке.

Примечательны взгляды русского мыслителя на будущее устройство общества. П.А. Кропоткин, раскрывая свою концепцию анархического коммунизма, отстаивал позицию отрицания государства в будущем общества. Вместо власти государства, утверждал он, должна торжествовать идея взаимопомощи людей. Она, по его трактовке, позволит создать различные формы общежития: культурные союзы, научные объединения, кооперацию, коммуну. Именно на такой основе в будущем обществе, считал П.А. Кропоткин, будет господствовать справедливость и равенство.

REFERENCES

1. Kropotkin P.A. The state and its role in history. In: Anthology of world political thought: In 5 vols. Vol. 4: Political thought in Russia. The second half of the XIX-XX century. Moscow: Mysl, 1997. P. 188.

2. Kropotkin P.A. Communism and anarchy. In: Anthology of world legal thought: In 5 vols. Vol. 5: Russia. The end of the XIX-XX century. Moscow: Mysl, 1999. P. 275.

3. Kropotkin P.A. Morality, law, politics. In: Ethics. Selected works. Moscow: Politizdat, 1991. P. 396.

4. Kropotkin P.A. Thoughts, judgments, assessments. In: Ethics. Selected works. Moscow: Politizdat, 1991. P. 448

5. Kropotkin P.A. Speech of the rebel. Moscow; Petrograd, 1921. P. 16.

6. Kropotkin P.A. Economics and law. In: Ethics. Selected works. Moscow: Politizdat, 1991. P. 387.

7. Markin V.A. Unknown Kropotkin. M.: OLMA-Press, 2002. Pp. 377-378.

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 81,52%

Рецензент: ЧижикП.И.,доктор философских наук, профессор; профессор кафедры философии, истории и культурологии Академии гражданской защиты МЧС России

Статья поступила в редакцию 24.09.2021, принята к публикации 17.10.2021 The article was received on 24.09.2021, accepted for publication 17.10.2021

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Ксенофонтов Владимир Николаевич, доктор философских наук, профессор; старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории Военного университета Министерства обороны РФ. Москва, Российская Федерация. E-mail: vnksenofontov@mail.ru

ABOUT THE AUTHOR

Vladimir N. Ksenofontov, Dr. Sci. (Philos.), Professor; senior researcher at the Research Laboratory of the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation. Moscow, Russian Federation. E-mail: vnksenofontov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.