УДК Я13
DOI: 10.18384/2310-7227-2019-2-22-28
АКТУАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНОЙ ТРАДИЦИИ НА УРОВНЯХ ОБЪЕКТИВНОГО И СУБЪЕКТИВНОГО БЫТИЯ
Яблонских А. А.
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
125190, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 80, корп. Г, Е, Ж, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена анализу онтологических оснований духовной традиции на уровнях её актуализации для формулирования механизма её перевода из потенциального состояния в факторное. В данном контексте духовная традиция рассматривается на объективном и субъективном уровнях, т. е. на общегосударственном (общественном) и личностном. В результате исследования, согласно онтологическому и гносеологическому подходам, автор делает вывод, что духовная традиция на объективном уровне формируется через призму форм общественного сознания и повседневной практики, а на субъективном уровне - через внутренние качества личности, через усвоенные им знания, нравственно-эстетические идеалы и духовные качества субъекта. На основе данных исследования станет возможным сформировать механизм актуализации духовной традиции в духовный фактор развития общества. Статья адресована студентам, аспирантам и преподавателям гуманитарных вузов, центров гуманитарной подготовки и курсов повышения квалификации.
Ключевые слова: традиция, духовность, культура, субъект, объект.
UPDATING SPIRITUAL TRADITION AT THE LEVELS OF OBJECTIVE AND SUBJECTIVE BEING
A. Yablonskikh
Moscow University for Industry and Finance «Synergy»
80, bld. G, E, J, Leningradsky ave, Moscow, 125190, Russian Federation
Abstract. The article aims to analyze the ontological foundations of the spiritual tradition at the levels of its actualization to form a mechanism of its transfer from a potential to a factor state. In this context, the spiritual tradition is considered at the objective and subjective levels, i.e. at the national (social) and personal levels. As a result of the research based on ontological and epistemological approaches, at the objective level, the spiritual tradition is formed through the prism of forms of social consciousness and daily practice. At the subjective level, the spiritual tradition is formed through the inner qualities of the person: the acquired knowledge, moral and aesthetic ideals and spiritual qualities. It is concluded that on the basis of these levels it will be possible to form a mechanism of transformation of the spiritual tradition into a spiritual factor of society. The article is intended for students, postgraduates and university lecturers, humanitarian training centers teachers and upgrading courses trainers.
© CC BY Яблонских А. А., 2019.
Keywords: tradition, spirituality, culture, subject, object.
Addressee: for students, postgraduates and teachers of humanitarian universities, humanitarian training centers and refresher courses.
В связи с тем, что духовная традиция - это один из структурных элементов культуры любого общества, и в широком смысле - компонент духовного потенциала общества и граждан, его составляющих, государство и общество по отношению к гражданину выступают как объект к субъекту. Следовательно, духовную традицию при её актуализации целесообразно рассмотреть на двух уровнях: государственном (общественном) и личностном.
Общественно-государственный, или объективный уровень социальной актуализации духовной традиции, подразумевает формирование объективных условий духовной традиции. Кроме основных сфер жизни общества, на её формирование и актуализацию оказывают влияние тенденции внешней и внутренней политики, качество образования населения и его культурно-антропологическая полноценность, общемировое состояние духовно-ментальной сферы. Приведённые факторы определяют направление реализации духовной традиции, что находит отражение и обусловливается в формах общественного (массового) сознания.
Субъективный же уровень актуализации духовной традиции определяется самообучением и личностной регуляцией субъекта. На этом уровне объективные условия с диалектической необходимостью трансформируются в духовный мир субъекта и становятся его убеждениями, про-
фессиональными качествами и личностными характеристиками. Помимо этого, на данном уровне в сознании субъекта соединяются такие элементы духовной традиции, как онтологические, гносеологические, аксиологические, эмоционально-чувственные и волевые. Если субъект - единица общества им формируется (главным образом через трудовой коллектив), вырабатывает общесоциальные качества, а также профессиональные умения и навыки, тем более необходимо изучить актуализацию этого феномена, где субъект взаимодействует с объектом в системе общественно-личностных отношений.
Конечно, выделение двух уровней актуализации духовной традиции представляется целесообразным лишь при онтологическом и гносеологическом подходах: на практике объективный и субъективный уровни неотделимы друг от друга и взаимообусловлены.
Данная дихотомия детерминирована двумя обстоятельствами. С одной стороны, детерминирующее отношение общегосударственного уровня к уровню общества и личности субъекта является определяющим. С другой, - уровень субъекта и уровень объекта также могут обратно определять общегосударственный уровень. [7, с. 179-180].
Детерминирующая роль объективного уровня в онтологии духовной традиции заключается в осознании и оценке внешне- и внутриполитиче-
ской обстановки как в мире, так и в конкретной стране. Тем не менее трудности, связанные с решением актуальных общественных противоречий, не лучшим способом отражаются на эмоционально-психологическом состоянии субъектов, что должно своевременно выражаться на уровне общества и государства посредством адекватных мер.
На протяжении всей жизни общества, населения конкретного государства его традиция трансформируется под воздействием ряда объективных и субъективных условий. Объективные условия проявляются в материально-экономическом базисе, от которого зависят социальные качества личности, в политических отношениях и режиме государственной власти, в структуре общества и отношениях между странами, классами и нациями. Решающее значение принадлежит общественной идеологии и духовному фактору в развитии общества.
К субъективным условиям правомерно отнести понимание и глубину осознания общественными субъектами реальных общественных явлений и отношений, включая духовную деятельность по их преобразованию или бережному сохранению.
Актуализация духовной традиции обусловлена следующими субъективными условиями: государственно-политической деятельностью, уровнем социальной работы, качеством воспитания социальных субъектов и непосредственно личности, её нравственно-эстетическими идеалами, ориентацией и саморегуляцией. Данным проблемам уделяют особое внимание такие исследователи, как
В. В. Кафтан [1; 2], П. В Петрий [3], Т. Б. Сиротина [5; 6] и др.
Актуализация духовной традиции не может происходить лишь в области идеального, игнорируя при этом политику, экономику, науку и социальную сферу. Согласно методологии социокультурного анализа общества, совместно с элементами духовной сферы предполагается детерминация иных характеристик социальной действительности, принимающих реальные формы.
На объективном уровне субъектом актуализации духовной традиции является государство, представляющее собой единство и разделение властей.
Объектом воздействия государства на формирование духовной традиции изначально выступает не только духовная традиция, но и все формы общественного сознания [6, с. 160-165].
На общесоциальном уровне духовные ориентиры субъектов правомерно классифицировать по следующим основаниям:
- по отношению к государству и обществу: самоидентификация субъекта с данной страной и её культурой, его готовность к защите её государственных и общенациональных интересов;
- по отношению к трудовой деятельности: мастерство, трудолюбие, выдержка, штабная культура и личностная самоорганизованность, креативность;
- по отношению к окружающим: личный пример, верность традициям организации, справедливость, принципиальность, достоинство, честь, приверженность нормам этики и морали;
- по самосознанию субъекта: личная дисциплинированность, адекватная самооценка, стремление к профессиональному совершенству, способность конструктивно воспринимать критику в свой адрес.
Особо важная роль в актуализации духовной традиции принадлежит субъекту, его стремлению к духовному и творческому саморазвитию.
Уровень субъекта является вторым после общественного в актуализации духовной традиции. Субъект здесь одновременно является и субъектом, и объектом данной традиции. Духовные отношения находят свою актуализацию непосредственно в духовном мире субъекта и реализуются в нём же. Субъективные признаки традиции находят отражение в целях и задачах, определяемых субъектом.
На субъективном уровне социальной актуализации духовная традиция проходит путь формирования, начиная с неосознанного влечения субъекта к объекту - обществу - и при деятельности самого субъекта. Субъективный уровень позволяет определить несколько этапов, в ходе которых полностью реализуется духовная традиция.
На первом этапе под влиянием общественной деятельности, личного опыта и социализации субъекта им осознаются базовые духовные ценности общества, к которому он принадлежит. Эти ценности и идеалы формируют традицию: непосредственно через них понимается и осознаётся субъектом его профессиональный и нравственный долг по отношению к обществу, семье и государству. Умение понимать при восприятии и представлении окружающего мира присуще
только субъекту; оно реализуется как условие его последующей практики. Оно также выступает значимым фактором формирования социальных качеств субъекта и его субъективных духовных ценностей.
Актуализация духовной традиции, когда субъект сопоставляет свои мотивы и цели, реализуется на втором этапе, где он также соотносит свои потребности с имеющимися у него возможностями, зависящими от объективной реальности. В конечном итоге осуществляется отбор соответствующих объектов интересов субъекта и на этом основании - нравственно-эстетических идеалов.
На третьем этапе актуализация духовной традиции формируется через сознательное стремление субъекта к объекту как к главному духовному общественному идеалу. Данная актуализация осуществляется в форме различных интересов и целей, она может корректироваться в ходе социализации субъекта.
На основании признания и принятия духовных ценностей государства и общества совместно с субъективными ценностными идеалами и убеждениями самоидентификация и социализация являются сознательной и активной деятельностью субъекта. На данном уровне с её помощью возможны формирование и развитие у субъекта положительных качеств, а также преобразование отрицательных качеств в положительные.
Субъект способен изменять свои убеждения и мировоззрение, уже сказано целенаправленно воздействуя на свой внутренний мир. Свои нравственные позиции и привычки он преобразует и формирует таким образом
своё отношение к окружающей действительности, а также свой характер и ценностные ориентации.
Самовоспитание, самоидентификация и социализация субъекта должны формировать специфику его активности в ценностной реализации субъективных качеств, а также ценностное отношение к своему профессиональному долгу в соответствии с тенденцией ужесточения требований к уровню компетентности и к самой личности субъекта.
Если саморегуляция и самоидентификация субъекта достигнет необходимых результатов при совпадении с содержанием духовной традиции в обществе и государстве, образуется фундамент для развития у субъекта положительных личностных, общесоциальных и профессиональных качеств. Очевидно, что это выступит базисом для совершенствования внутреннего мира субъекта.
Реализации субъектом своего профессионального долга соответствуют уровни, характеризующие наличие в его сознании духовной традиции. Данные уровни реализуются в осознании и выполнении субъектом своего долга по отношению к объекту - обществу, что главным образом детерминируется дихотомией внешнего и внутреннего содержания у любого субъекта. При определении параметров оценки уровней сформированности духовной традиции у субъекта желательно руководствоваться пониманием того, что на индивидуальном, субъективном уровне формирования данная традиция представляет собой осознание субъектом её важности, которое на практике проявляется через совокупность общесоциальных и професси-
ональных качеств субъекта. С другой стороны, показатель сформирован-ности духовной традиции выступает как отношение между субъектом (личностью) и объектом (государством), побуждающее его к мотивированной результативной деятельности.
На основании вышеизложенного можно определить уровни актуализации духовной традиции в субъективном сознании. Высокий уровень характеризуется высококачественным решением задач учёбы, соблюдением законодательства, образцовой трудовой дисциплиной, товариществом и взаимовыручкой, наличием у субъекта креативного подхода к его профессиональной деятельности и к увеличению его духовного потенциала в процессе развития субъективных качеств.
Средний уровень актуализации духовной традиции у субъекта основан на успешном выполнении субъектом стоящих перед ним задач, при этом деятельность субъекта преимущественно характеризуется репродуктивно-стью. Его деятельность не оставляет границ сферы выполнения должностных инструкций, лишена креативности и потребности расширения круга обязанностей.
Низкий уровень актуализации духовной традиции соответствует такой деятельности субъекта, которая, несмотря на реализацию в минимально необходимой мере профессиональных задач, приводит к сужению круга возможностей развития субъекта, характеризуется пассивностью, скептицизмом и пессимизмом. При этом характерно, что параметры такой деятельности ниже установленных или выработанных норм.
Приведённым уровням сформиро-ванности духовной традиции личности субъекта соответствуют уровни развития и функционирования морально-психологического состояния общества:
- высокий моральный дух (морально-психологическое превосходство);
- среднее состояние морального духа (удовлетворительное морально-психологическое состояние);
- частичный или полный духовный кризис морального духа (нравственное равнодушие или неудовлетворительное морально-психологическое состояние общества).
В соответствующих условиях при переходе объективных условий к ре-
ализации духовной традиции в субъективные качества, убеждения и характеристики, актуализация духовной традиции должна осуществляться на уровне субъекта.
В то же время на данном уровне рациональный, эмоциональный и волевой компоненты духовного мира субъекта объединяется в единое целое.
В конечном итоге, социальная актуализация и реализация духовной традиции представляют собой диалектическое единство и взаимодействие двух уровней: государственного (общественного) и личностного, т. е. объективного и субъективного.
ЛИТЕРАТУРА
1 Кафтан В. В. Дегероизация массового сознания современного российского общества. М., 2015. 310 с.
2 Кафтан В. В. Философия современного информационного общества // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2017. № 2. С. 39-47.
3 Петрий П. В. Аксиология воинского служения. М.: Военный Университет, 2017. 372 с.
4 Сальников А. А. Парадигмальные основания мировоззрения военнослужащих современной российской армии: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2016. 30 с.
5 Сиротина Т. Б. Духовный выбор личности военнослужащего современной российской армии: сущность, факторы влияния и приоритеты: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2017. 21 с.
6 Сиротина Т. Б. Специфика духовного выбора военнослужащего современной российской армии в обществе потребления // Военный академический журнал. 2017. № 3. С. 151-158.
7 Чугунов В. М. Духовный потенциал военной безопасности государства: дис. док. филос. наук. Монино, 1998. 400 с.
8 Чугунов В. М. Методология целостного анализа общества и военного дела // Анто-ненко В. И., Чугунов В. М. Философия. Монино, 2004. С. 160-165.
REFERENCES
1. Kaftan V. V. Degeroizatsiya massovogo soznaniya sovremennogo rossiiskogo obshchestva [De-heroisation of Mass Consciousness of Modern Russian Society]. Moscow, 2015. 310 p.
2. Kaftan V. V. [The Philosophy of Modern Information Society]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Filosofskie nauki [Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Philosophy], 2017, no. 2, pp. 39-47.
4U
3. Petriy P. V. Aksiologiya voinskogo sluzheniya. [Axiology of Military Service], Moscow, Military University Publ., 2017. 372 p.
4. Salnikov A. A. Paradigmalnye osnovaniya mirovozzreniya voennosluzhashchikh sovremen-noi rossiiskoi armii: avtoref. dis. ...kand. filos. nauk [Paradigmatic Basis of the Worldview of Soldiers of Modern Russian Army: Abstract of PhD Thesis in Philosophy]. Moscow, 2016. 30 p.
5. Sirotina T. B. Dukhovnyi vybor lichnosti voennosluzhashchego sovremennoi rossiiskoi armii: sushchnost', faktory vliyaniya i prioritety: avtoref. dis. ...kand. filos. nauk [Spiritual Choice of an Individual Soldier in Modern Russian Army: Nature, Impact Factors and Priorities: Abstract of PhD Thesis in Philosophy]. Moscow, 2017. 21 p.
6. Sirotina T. B. [The features of spiritual choice of a modern Russian soldier in a consumer society]. In: Voennii akademicheskii zhurnal [Military Academic Journal], 2017, no. 3, pp. 151-158.
7. Chugunov V. M. Dukhovnyi potentsial voennoi bezopasnosti gosudarstva [Spiritual Potential of State Military Security: Doctoral Thesis in Philosophy]. Monino, 1998. 400 c.
8. Chugunov V. M. [Methodology of a holistic analysis of society and military affairs]. In: Antonenko V. I., Chugunov V. M. Filosofiya [Antonenko V. I., Chugunov V. M. Philosophy], Monino, 2004, pp. 160-165.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Яблонских Андрей Александрович - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории Московского финансово-промышленного университета «Синергия»;
e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Andrey A. Yablonskikh - PhD in Philosophy, associate professor at the Department of Philosophy and History, Moscow University for Industry and Finance «Synergy»; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА
Яблонских А. А. Актуализация духовной традиции на уровнях объективного и субъективного бытия // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2019. № 2. С. 22 - 28. БОТ: 10.18384/2310-7227-2019-2-22-28
FOR CITATION
Yablonskikh A. A. Updating Spiritual Tradition at the Levels of Objective and Subjective Being. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2019, no. 2, pp. 22 - 28.
DOI: 10.18384/2310-7227-2019-2-22-28