Научная статья на тему 'Акцизы на новые «Вредные» товары: за и против'

Акцизы на новые «Вредные» товары: за и против Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
465
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ / БЮДЖЕТНЫЕ ДОХОДЫ / АКЦИЗЫ / «ВРЕДНЫЕ» ТОВАРЫ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рукина С. Н., Шабанова О. А.

В статье рассматриваются последствия для бюджета и экономики введения акцизов на газированные напитки, пальмовое масло, шоколад. Приводится зарубежный опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акцизы на новые «Вредные» товары: за и против»

АКЦИЗЫ НА НОВЫЕ «ВРЕДНЫЕ» ТОВАРЫ: ЗА И ПРОТИВ

© Рукина С.Н.1, Шабанова О.А.2

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Ростов-на-Дону

В статье рассматриваются последствия для бюджета и экономики введения акцизов на газированные напитки, пальмовое масло, шоколад. Приводится зарубежный опыт.

Ключевые слова: косвенные налоги, бюджетные доходы, акцизы, «вредные» товары, зарубежный опыт.

Функционирующая с 1992 г. российская налоговая система представляет собой взаимодействие двух равнозначных групп налогов: прямых, где объектом являются доходы и имущество налогоплательщика, и косвенных, включаемых в цену реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, которую оплачивают покупатели, но в бюджетный фонд перечисляют продавцы-налогоплательщики. Наличие различных групп налоговых платежей позволяет государству решать разнонаправленные актуальные задачи.

Как известно, косвенные налоги выполняют, в первую очередь, фискальную функцию, формируя достаточно стабильную часть доходов бюджетов бюджетной системы РФ. Так, в 2013 г. в доходы консолидированного бюджета РФ поступило 4555,3 млрд. руб. НДС и акцизов, что составило 18,9 % всех поступлений, в 2014 г. 5012,4 млрд. руб. и 18,7 %, в 2015 г. 5302,3 млрд. руб. и 20 % соответственно [7]. Следовательно, учитывая несбалансированность бюджетов всех уровней, косвенные налоги можно рассматривать как перспективный источник дополнительных бюджетных доходов.

Следует обратить внимание на дискуссионный характер вопроса об экономическом содержании акцизов. На наш взгляд, акцизы являются особым видом косвенного налогообложения, отличающимся от НДС следующими особенностями:

- объектом налогообложения, которым являются только обороты по реализации конкретного подакцизного товара, а не выполненные работы и оказанные услуги;

- перечнем законодательно установленных подакцизных товаров;

- налогоплательщиками, которыми в большинстве случаев выступают организации или индивидуальные предприниматели, реализующие произведенные ими подакцизные товары;

1 Доцент кафедры «Финансы», кандидат экономических наук.

2 Студент кафедры «Банковское дело».

- налоговой базой, определяемой как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении, поскольку практически все действующие ставки акцизов являются специфическими (твердыми) [5, с. 532].

Механизм взимания акцизов регулируется гл. 22 «Акцизы» Налогового кодекса РФ [1]. Главным администратором рассматриваемого платежа является ФНС России. Приведенные в таблице данные свидетельствуют об увеличении поступлений акцизов как в абсолютном выражении, так и в относительном выражении в доходы консолидированного бюджета РФ.

Таблица 1

Поступление администрируемых ФНС России акцизов в консолидированный бюджет РФ в январе-ноябре 2015-2016 гг.,

млрд. руб. [4]

Показатели 11 мес. 2015 г. 11 мес. 2016 г. Темп изм., %

Поступило платежей, всего в т.ч. 12502,5 13068,8 104,5

акцизы из них 922,7 1177,1 127,6

на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию 0,8 0,9 122,0

на табачную продукцию 340,3 426,6 125,4

на нефтепродукты 269,6 411,8 152,8

на пиво 120,7 137,2 113,7

на алкогольную продукцию (за искл. вина) 115,6 146,3 126,6

Акцизы занимают небольшой удельный вес в общем объеме поступлений, администрируемых ФНС России: за 11 мес. 2015 г. этот показатель составил 7,4 %, за 11 мес. 2016 г. - 9 %. Между тем за 11 мес. 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. темпы роста акцизов составили 127,6 %, превысив показатель по общему объему поступлений на 23,1 %. Полученные результаты связаны не только с индексацией ставок по отдельным подакцизным товарам, но и совершенствованием налогового администрирования, позволяющего обеспечить поступления налоговых доходов при слабоположительных макроэкономических показателях. В структуре поступлений по подакцизным товарам наибольшая доля около 70 % приходится на табачную продукцию и нефтепродукты.

Министерство финансов РФ предложило расширить список подакцизных товаров, включив в него газированные напитки, шоколад и продукты, содержащие пальмовое масло.

Президент РФ В.В. Путин выразил положительное отношение к данной идеи, поскольку считает, что в результате увеличатся бюджетные доходы на 6-7 %, а также появится возможность ограничить потребление вредных и калорийных для здоровья продуктов [2, с. 85-88]. Министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова отмечает, что введение налога направлено на решение

ряда важнейших проблем со здоровьем: предотвращение ожирения, в первую очередь у детей, сахарного диабета, нарушения сердечно-сосудистой системы [2, с. 85-88].

Однако, представители бизнес-сообщества негативно высказались о планах введения акцизов на вышеперечисленные товары. Как заметил уполномоченный по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титов, введение дополнительной налоговой нагрузки ослабит отечественное производство, поставив многие предприятия отрасли на грань банкротства [3, с. 38-45]. Глава Союза производителей безалкогольных напитков Д. Петров акцентирует внимание на негативном отражении на потребителях, производителях и рынке новых акцизов: произойдет рост цен, сокращение персонала, работающих на предприятии и сжатие рынка [3, с. 38-45].

Как свидетельствует зарубежная практика, введение акцизов на «вредные» товары имеет противоречивый результат. В Великобритании правительство прогнозирует, что с введением «сахарного налога» поступления в бюджет увеличатся и составят около 5 млрд. фунтов стерлингов каждый год. В США посредством введения рассматриваемого налога в двух штатах, Западная Вирджиния и Арканзас, преследовалась цель уменьшения количества людей с избыточным весом. Тем не менее, правительству не удалось достичь поставленной задачи, поскольку спрос увеличился на более дешевые, но такие же не полезные товары. Введение акциза на сладкие газированные напитки, действовавшего в Дании с 1930 г. до 2013 г., имело негативный эффект. Так, вместо роста налоговых доходов в казну государства увеличился ввоз подакцизной продукции из других стран, где отсутствовал такой налог, при одновременном значительном падении внутреннего производства. Введение в Мексике в 2014 г. налога на газированные напитки оказало негативное влияние на уровень жизни бедных слоев населения. Они тратили на эти продукты в среднем 11,2 % своих располагаемых доходов, а представители среднего и обеспеченного класса - 4,9 % и 1 % соответственно. В результате чего закрылись 30 тыс. магазинов, в которых под налог попадало более 50 % ассортимента продукции. Правительство было вынуждено отменить акциз на безалкогольные напитки.

Рассматривая данный вопрос применительно к отечественной действительности, нужно отметить, что Россия как социально ориентированное государство заботится о своих гражданах, создавая концепцию вредности товаров, содержащих большую долю сахара и спиртных эссенций.

Газированные напитки, содержащие большое количество сахара (в среднем 26 ложек на 1 литр газированной воды), наносят значительный вред здоровью человека. По данным Росстата в 2015 году производители реализовали 4365000 литров газированных напитков [7]. Если рассмотреть выгоду для бюджета страны, то при введении ставки в 10 руб. с каждого литра она составит 43,65 млрд. руб., но только в том случае, если все газированные напитки будут признаны подакцизными, что вряд ли произойдет. В лю-

бом случае, в доходах бюджета поступления от акциза на газированные напитки не займут большого места (см. таблицу).

Еще одним подакцизным товаром, посредством которого увеличатся налоговые доходы бюджета может стать пальмовое масло. Введение акциза будет способствовать росту цен на товары, в состав которых входит данный продукт примерно на 15-20 %. А список данных продуктов будет немалый: маргарин, кондитерские и макаронные изделия, множество других товаров. По данным Росстата с января по ноябрь 2015 года в Россию ввезли 794 тыс. тонн пальмового масла, за 11 месяцев 2015 года импорт пальмового масла в России вырос на 23,6 % [7]. Если предположить, что применяя адвалорную ставку в размере 30 %, то есть примерно 200 долларов за тонну, при российском объеме импорта масла, равном 800 тыс. тонн в год, поступления в бюджет могли бы составить примерно 12 млрд. рублей.

В рамках борьбы с «вредными» продуктами в Правительстве РФ обсуждалось предложение об акцизе на шоколад. Акцизы на шоколад ранее вводились и не показали своих результатов. В последнее время в России наблюдается снижение спроса на шоколад. Согласно статистике в 2015 году его потребление сократилось, а именно на одного жителя РФ приходилось примерно 3,83 кг шоколада в 2015 году, что меньше на 10 %, чем в 2014 году [7]. Это произошло в связи с тем, что цена выросла на 40 % из-за снижения курса рубля к мировым валютам, в которых производился импорт шоколада.

Исходя из вышесказанного, авторы приходят к выводу, что в России введение акцизов на газированные напитки может привести к замене сахара на другие ингредиенты. Также производители, приспособившись к новым условиям, увеличат нелегальное производство продукции или ввоз из стран Евразийского экономического союза, что уже произошло с алкогольной продукцией. В данном случае, можно предложить альтернативу, состоящую в увеличении размера налоговой ставки НДС по сахару на 2 %, с 10 % до 12 %, что имеет более существенный фискальный эффект и не требует введения нового объекта налогообложения. Основной причиной сомнения авторов в необходимости введения акциза на пальмовое масло является отсутствие доказательной базы вредности данного продукта для здоровья населения. Важно отметить, что российский производитель не сможет заменить пальмовое масло аналогами, в результате чего закроются кондитерские производства. Введение акциза на шоколад крайне нерационально, так как уже сейчас рост цен негативно сказывается на уровне его потребления. В результате вместо увеличения бюджетных доходов может произойти их падение за счет сокращения налога на прибыль и НДС. Кроме того, шоколад не стоит причислять к «вредной» продукции, так как он благотворно влияет на мозговую деятельность, полезен для сердца и сосудов, нормализирует давление, укрепляет костную ткань.

Таким образом, вопрос введения акцизов на «вредные» товары является дискуссионным и требует комплексного подхода, поскольку решив задачи

наполнения бюджета и охраны здоровья населения, у правительства появятся другие проблемы, связанные со снижением спроса и предложения на рынке, увеличением безработицы, нелегальным производством.

Список литературы:

1. Федеральный закон «Налоговый кодекс Российской Федерации», часть 2 от 5.08.2000 г. (в актуальной редакции) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.

2. Ефимкина Н.Ю., Дурандина О.А. К проблеме введения акцизов: акциз на пальмовое масло - за и против: в сборнике // Психология труда, экономика и управление в современной России: организационная структура и предпринимательство. Материалы заочной международной научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2016. - С. 85-88.

3. Малис Н.И. Вводить ли в налоговую систему РФ налоги на «вредную еду»? // Налоги и финансы. - 2016. - № 3 (31). - С. 38-45.

4. Налоговая статистика и аналитика. Официальный сайт Федеральной налоговой службы России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: nalog.ru.

5. Рукина С.Н., Денисова И.П. Развитие акцизного налогообложения в Российской Федерации. В сборнике: Актуальные направления развития бухгалтерского учета, налогообложения и статистики в инновационно-ориентированной экономике. Материалы IV Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Л.Н. Усенко. - Ростов-н/Д, 2015. - С. 529-532.

6. Рукина С.Н., Денисова И.П. Совершенствование косвенного налогообложения в Российской Федерации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2016. - № 6 (288). - С. 42-49.

7. Финансы. Государственный бюджет. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru.

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ И УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

© Рыбкина К.В.1

Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии, г. Чебоксары

Автором исследования сделан вывод о необходимости законодательного закрепления в Налоговом кодексе Российской Федерации понятия на-

1 Секретарь судебного заседания Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии; магистрант Чебоксарского кооперативного института (филиала) РУК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.