Научная статья на тему 'Акционерная собственность и экономический рост'

Акционерная собственность и экономический рост Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акционерная собственность и экономический рост»

Акционерная собственность и экономический рост

В.В. Авеков

руководитель Специализированного государственного унитарного предприятия по продаже имущества города Москвы, кандидат экономических наук В.В. Крюков

член Комиссии Московской городской Думы и правительства Москвы по нормативной базе земельных и имущественных правоотношений, доктор экономических наук, профессор

Проблема экономического роста национальной экономики особенно актуальна в период реформирования и затрагивает целевые установки как федерального, так и регионального центров управления. Сегодня России важно занять свою нишу в мировом сообществе, которая бы позволяла ей пользоваться преимуществами международного разделения труда и международной торговли. В мировом сообществе акционерная собственность и акционерный капитал имеют собственную историю развития, отражая сущностные характеристики рыночного хозяйства.

Рыночное хозяйство, как известно, базируется на максимизации прибыли, ее стимулирующей роли в развитии общественного производства, повышении занятости. Дискуссии в рамках так называемой теории фирмы, анализа функционирования акционерных компаний показали важность перехода контроля над крупнейшими акционерными компаниями от владельцев крупных пакетов акций к наемным управляющим, формирующим совет директоров компаний. Наемные управляющие, получив такие полномочия могут ориентировать коммерческую деятельность компаний не на максимизацию прибыли, а на другие цели, например, на максимальную валовую выручку, минимизацию риска, сохранение и упро-

чение общественного престижа фирмы, стабилизацию или расширение рынка1.

Дискуссия показала, что даже на уровне отдельных компаний максимизация прибыли осуществляется не в виде некоего автоматического процесса, а в рамках достаточно сложного механизма, включающего взаимодействие различных экономических сил. Сложность и многомерность этого механизма доказывается, в частности, развитием учения о трансакционных издержках, т. е. предполагаемых издержках, которые могут возникать при выборе тех или иных альтернатив использования информации, необходимой для предпринимательской де-ятельности2. В условиях современной экономики можно говорить об усложнении механизма максимизации прибыли под воздействием внешних для отдельной фирмы сил рынка и государства. Без поддерживающего или ограничивающего воздействия последних стимулирующая функция прибыли в развитой рыночной экономике может стать недостаточно эффективной или даже ущербной.

В процессе реформирования российской экономики государство осуществило ряд мер в области либерализации экономики (либерализация валютного контроля и движения капитала, снижение уровня налогообложения, широкая приватизация государ-

1 В число экономистов, активно обсуждающих стимулирующую роль прибыли, входят специалисты, исследующие именно главные мотивы и стимулы деятельности крупных компаний. Фишер С., Дорнбуш Р., Шма-лензи Р. Экономика. / Пер. с англ. М., 1993.

2 В качестве подобных альтернатив выступают три: собственная предпринимательская деятельность на базе полного владения информацией, соучастие с другими партнерами на базе частичного отказа от владения информацией или полный отказ от предпринимательской деятельности путем передачи (продажи) информации другим лицам. - Никитин С., Глазова Е., Никитин А. Прибыль: теоретические и практические подходы // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 5. С. 25.

ственного и муниципального имущества и другие меры), конституционного и хозяйственного права, становления и развития отдельных регионов. Свое управляющее воздействие в области имущественных отношений государство осуществляет через органы исполнительной власти путем приватизации, передачи в управление, передачи в аренду, установления заданий государственным предприятиям, участия в органах управления акционерных обществ, внесения имущества в уставный капитал хозяйственных обществ, передачи в хозяйственное ведение или в оперативное управление, ведения государственного реестра федерального имущества и имущества субъектов Российской Федерации3.

В принятой Правительством Российской Федерации Концепции управления государственным имуществом и приватизации пересмотрены принципы и приоритеты в области управления и распоряжения им, а также усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики. В качестве главных провозглашены такие цели, как повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям на предприятиях и прекращения выполнения не свойственных им функций, вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления.

Достижение поставленных целей и решение задач управления унитарными предприятиями связаны с построением системы взаимоотношений государства с их руководителями, со стимулированием эффектив-

ной деятельности менеджеров в интересах собственника - государства. Для этого установлен порядок отчетности руководителей, определены показатели эффективности деятельности предприятий, предусмотрено создание системы экономического мониторинга. Руководители предприятий представляют на очередной финансовый год бизнес-план. С целью ужесточения контроля за деятельностью руководителей государственных унитарных предприятий установлен порядок утверждения уставов предприятий, а также заключения контрактов с их руководителями.

Однако государственный сектор рассматривается в Концепции прежде всего как источник пополнения доходной части бюджетов всех уровней за счет продажи имущества и неналоговых платежей. Сами изменения состава государственного сектора обусловливаются преимущественно соображениями текущей бюджетной выгоды. Исследователи отмечают отсутствие четкой и обоснованной стратегии развития государственного сектора. Именно этим можно объяснить непоследовательность проводимой государством политики по управлению государственной собственностью4. Приватизация рассматривалась как шаг, дающий мощный стимул к углублению ли-берализационных и стабилизационных мер. Но, к сожалению, при помощи эксплицитного импорта западных институтов собственности прикрывалось имплицитное российское (восточное) содержание процесса приватизации5.

Важным шагом в развитии приватизационных процессов стало принятие Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муни-

3 Непосредственное, прямое управление осуществляется по отношению к таким объектам, как государственные унитарные предприятия и учреждения; пакеты акций, принадлежащие государству; федеральная недвижимость; зарубежная собственность.

4 Это негативно сказывается на инвестиционной привлекательности предприятий государственного сектора. Конфликт предпринимательских и общественных интересов в ходе деятельности государственных предприятий затрудняет оценку качества менеджмента. - Мильнер Б. Исполнительная власть: принципы организации и управления // Вопросы экономики. 2002. № 7. С. 94-108.

5 В результате государство как собственник и производитель стало занимать подчиненное место. - Нуре-евР., Рунов А. Россия: неизбежна ли деприватизация? (феномен власти - собственности в исторической перспективе) // Вопросы экономики. 2002. № 6. С. 23.

ципального имущества». Однако он не решает всех проблем реформирования государственного сектора в промышленности. Концепция управления государственным имуществом предполагает выделение из всей совокупности государственных унитарных предприятий (ГУП) «казенных» предприятий и акционирование остальных предприятий с возможностью полной или частичной приватизации впоследствии. Этот процесс идет довольно медленно и законодательная база, регламентирующая создание, функционирование и ликвидацию (реорганизацию) этой формы собственности, практически отсутствует. Непосредственно с проблемой ГУПов и их предполагаемым акционированием связана еще одна задача - организация эффективного управления пакетами акций, находящимися в государственной собственности, количество которых при акционировании ГУПа может возрасти в несколько раз6.

Далее будет рассмотрена практика управления и использования имущества на объектах федеральной собственности и предприятиях муниципальной (городской) собственности, а также опыт приватизации объектов государственной собственности в городе Москве. Современная Москва - огромный мегаполис в центре Европейской России с населением 10,5 млн человек. В городе 10 административных округов и 125 районов (управ), более 1800 улиц и проспектов. На территории города находятся почти 100 тыс. строений, в том числе более 37 тыс. нежилых. Площади жилого фонда составляют более 180 млн кв. м. Площади нежилых помещений составляют 122,7 млн кв. м, из них

58,7 млн кв. м относятся к федеральной, 40,3 млн кв. м - к городской и 23,7 млн кв. м - к другим формам собственности.

Более трети доходов в федеральный бюджет приносит именно Москва. Имущественно-земельные отношения всегда были в

центре внимания московского правительства, ими во многом определяется экономическая политика города.

Управление имуществом Москвы, ее недвижимостью осуществляет Комплекс имущественно-земельных отношений, созданный в 1995 году в структуре правительства Москвы и включающий Департамент имущества города Москвы, Специализированное государственное унитарное предприятие по продаже имущества города Москвы, Московский земельный комитет (Моском-зем), Московский городской комитет государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Москомре-гистрация) и иные органы исполнительной власти. В округах (префектурах) города созданы территориальные агентства Департамента имущества Москвы. Функции этих организаций многообразны и дополняют друг друга при решении единой задачи управления городским имуществом.

В 2001 году общий объем поступлений от Комплекса по имущественно-земельным отношениям правительства Москвы составил 14819,6 млн рублей (115,7% к плану). При этом всеми подразделениями Комплекса обеспечено стабильное выполнение заданий. Основные финансовые поступления обеспечили три подразделения. Общий объем поступлений от Департамента имущества города Москвы за 2001 год составил 7527,1 млн рублей (106,1% к плану). Московский земельный комитет обеспечил общий объем поступлений в объеме 6147,5 млн рублей (128,5% к плану). Специализированное государственное унитарное предприятие по продаже имущества города Москвы обеспечило поступление средств в сумме 1105,4 млн рублей (119,0% к плану)7.

Комплексом по имущественно-земельным отношениям решаются основные фундаментальные задачи: привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры город-

6 В настоящее время ведется работа по доработке и принятию федеральных законов о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ.

7 Постановление правительства Москвы от 22.01.2002 № 68-ПП «Об итогах работы Комплекса по имущественно-земельным отношениям правительства Москвы в 2001 году по привлечению ресурсов в бюджет города и задачах Комплекса на 2002 год».

ского хозяйства, недвижимости; новое строительство и реконструкция имеющихся площадей; повышение эффективности работы государственных унитарных предприятий и ликвидации ГУПов, не участвующих в решении городских программ; законодательное обеспечение имущественно-земельных отношений. Достигнута более реальная котировка акций предприятий городской собственности, освоено страхование имущества, сократился объем незавершенного строительства. Структура управления имуществом заработала в рамках концептуального управления, на различных уровнях принятия управленческих решений.

Экономический рост национальной экономики во многом определяется развитием авиационного, автомобильного, железно-

1990-х годов снизилась с 55-57 процентов до 51-52 процентов.

В ходе приватизации в стране появилось около четырехсот авиакомпаний, состояние авиапарка которых ухудшается из-за отсутствия необходимых средств для обновления. Большинство авиакомпаний, имеющих лишь несколько самолетов и демпингующих на определенных направлениях, не позволяют консолидировать средства на реновацию, а зачастую и просто на ремонт и поддержание в летной годности собственного авиапарка9. По этой причине около двух лет назад было признано целесообразным сократить число авиакомпаний: оно сократилось почти в два раза (до 267 авиапредприятий), при этом 35 авиакомпаний выполняют свыше 90 процентов всех перевозок.

Таблица 1

Динамика пассажирооборота на внутренних и международных воздушных линиях в

1997-2001 годах, млрд пасс.-км8

1997 1998 1999 2000 2001

Внутренние линии 3,8 32,6 30,8 27,6 31,3

Международные линии 27,7 25,9 22,6 25,8 28,8

Общий объем перевозок 61,5 58,5 53,4 53,4 60,1

дорожного и других видов транспорта. Сегодня авиационная отрасль России переживает не лучшие времена. Наметившийся во второй половине девяностых годов рост объемов перевозок был остановлен кризисом 1998 года.

Общий объем перевозок пассажиров, равно как и объем перевозок пассажиров на внутренних авиалиниях, в 2001 году так и не достиг уровня 1997 года (табл. 1). Доля пассажирооборота на внутренних авиалиниях, хотя устойчиво и превышает половину общего объема пассажирооборота, в конце

Московский авиационный узел занимает центральное место в системе пассажирских и грузовых потоков. Здесь сильны позиции ОАО «Аэрофлот» и акционерных обществ крупнейших аэропортов России. По данным Ассоциации аэропортов гражданской авиации стран СНГ, аэропорты Шереметьево, Домодедово и Внуково занимают первые три места по объему перевозок пассажиров (табл. 2).

Тремя московскими аэропортами в 1997 году было перевезено 18367 тыс. пассажиров, в 2001 году - 19039 тыс. пассажиров,

8 // Экономика России: XXI век. № 3. июль 2002. С. 47.

9 Конкуренция между авиакомпаниями России приняла губительную форму, безопасность полетов оказалась под угрозой. Статистика показывает, что в 2001 году по сравнению с 2000 годом аварийность в целом по парку воздушных судов значительно возросла. Число авиапроисшествий увеличилось в 1,5 раза, катастроф - в 2 раза, а число погибших - почти в 11 раз.

прирост составил 672 тыс. пассажиров (3,7%). Аэропортами Пулково, Толмачево, Емельяново в 1997 году было перевезено 4669 тыс. пассажиров, в 2001 году - суммарный объем перевозок не был восстановлен (4632 тыс.). В то же время из анализируемой группы аэропортов прирост пассажиропотока был зафиксирован только в трех аэропортах: Шереметьево - 2292 тыс. (24,8%), Пулково - 283 тыс. (10,9%) и Емельяново - 186 тыс. пассажиров (30,4%).

В секторе пассажирских перевозок крупнейшими являются «Аэрофлот - российские авиалинии», новосибирская авиаком-

развернул достаточно острую конкурентную борьбу. Так, «Тюменьавиатранс» (ТАТ), всегда позиционировавшаяся как региональная компания, основной объем работ которой приходился на вертолетный парк, решила выйти из тени. В апреле 2002 года ее акционеры приобрели около 50 процентов пакета акций «Домодедовских авиалиний» (ДАЛ). Если возникшие проблемы с новой собственностью разрешатся (Министерство имущественных отношений Российской Федерации, главный акционер ДАЛ, настаивает на незаконности сделки), единая авиакомпания ТАТ и ДАЛ, объеди-

Таблица 2

Динамика объема перевозок российских аэропортов в 1997-2001 годах, тыс. чел.10

Аэропорт 1997 1998 1999 2000 2001

Шереметьево 9222 10056 9493 10764 11514

Домодедово 4501 3794 4140 2759 3859

Внуково 4644 4021 3135 3451 3666

Пулково 2583 2465 2438 2568 2866

Новосибирск (Толмачево) 1474 1197 1063 881 968

Красноярск (Емельяново) 612 611 640 509 798

пания «Сибирь», поглотившая «Внуковские авиалинии», С.-Петербургское государственное унитарное авиапредприятие «Пулково» и «Красноярские авиалинии». На их долю приходится 50 процентов всех объемов пассажирских перевозок.

Процедура объединения «Сибири» с «Внуковскими авиалиниями», находившимися тогда на грани банкротства, началась в 1999 году. В итоге новосибирской компании достался не только авиапарк московской компании со всеми ее лицензиями на полеты, но и базовый аэропорт в Москве. В начале 2002 года, как отмечают эксперты, аэропорт начал стеснять компанию11.

На прибыльных московских маршрутах акционерный капитал авиаперевозчиков

нив вокруг себя еще несколько авиапредприятий, выйдет на второе место после «Аэрофлота».

Отмечаются факты использования таких способов в конкурентной борьбе (не пустить «чужую» компанию), как задержки с техническим обслуживанием летательных аппаратов, предоставление неудобного времени для полетов, «технические» задержки рейсов и т. п. Красноярск, например, называют городом одной авиакомпании - «Красноярских авиалиний». Аналогичная ситуация складывается в Хабаровске, где обосновалась авиакомпания «Дальавиа»12.

По прогнозам Министерства транспорта Российской Федерации, к 2015 году количество пассажиров в московских аэропор-

10 Ассоциация аэропортов гражданской авиации стран СНГ.

11 Поэтому для следующего витка своего развития в середине мая 2002 года «Сибирь» перебазировалась в Домодедово // Экономика России: XXI век. № 3. июль 2002. С. 47.

тах увеличится как минимум в два раза. Однако пропускная возможность таких аэропортов, как «Шереметьево» сдерживается особенно в летний период, когда поток пассажиров резко увеличивается. Здесь затрагиваются интересы и ответственность структур государственного управления как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации. Предстоит решить комплекс вопросов по привлечению консолидированного капитала, строительству новых терминалов, взлетно-посадочных полос, здания аэропорта, автомобильного и железнодорожного транспорта, подъездных путей, объектов инфраструктуры.

С позиций интересов территориальных структур государственного управления, бизнес-сообщества необходим комплексный подход к развитию транспорта. Сегодня многие сходятся во мнении, что в новых рыночных условиях не существует отдельного авиационного, железнодорожного, речного, морского или автомобильного транспорта, а есть единая транспортная система. Поэтому необходимы единая политика пассажироперевозок и грузоперевозок, единая инвестиционная программа, чтобы каждое предприятие могло зафиксировать свой вклад и интерес.

Другое дело, ответственность каждой из структур в развитии и обеспечении нормальной работы предприятий исходя из функциональных требований. Федеральный центр должен нести ответственность за строительство и функционирование портов, причалов, взлетно-посадочных полос, инженерных сооружений, разработку и реализацию программ производства авиационной, морской и другой транспортной техники. Государственные и коммерческие предприятия функционируют в диапазоне уставной деятельности. Территориальные орга-

ны управления несут ответственность за развитие инфраструктуры городского хозяйства, отдельных имущественно-земельных комплексов, сервиса сопутствующих услуг (гостиничное хозяйство, туризм, организация общественного питания, торговли и т. д.).

Несмотря на то, что структура управления у московских аэропортов различная, они продолжают оставаться стратегическими объектами. Важно обеспечить безопасность полетов, учесть международный и московский опыт проявления экстремизма, когда в результате терактов погибают люди и имущество. Так, по данным финансового управления мэрии Нью-Йорка, в результате терактов 11 сентября 2001 года экономический ущерб составил 95 млрд долл.13 При этом на рынке труда потери предположительно оцениваются в 83000 рабочих мест. Затраты на строительство новых зданий, воссоздание инфраструктуры, а также финансовый ущерб, который понесли арендаторы разрушенных помещений, достигают

21,8 млрд долл. Из-за терактов полностью разрушены первоклассные офисные помещения общей площадью около 1,3 млн кв. м, еще 3 млн кв. м офисного пространства сильно пострадало14.

Международный опыт свидетельствует о необходимости усиления защиты прав собственности в процессе инвестиционного проектирования, строительства и эксплуатации объектов. В апреле 2001 года постановлением Правительства Российской Федерации № 273 была утверждена Федеральная программа поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Федеральная программа призвана решить такие задачи, как развитие и совершенствование законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое

12 Это предприятие, эксплуатирующее магистральные самолеты, получает основные доходы с московских рейсов и пытается не допустить в Хабаровск посторонних.

13 Дефицит городского бюджета в текущем финансовом году оценивается в 6 млрд долл. Федеральные власти планируют предоставить в качестве помощи Нью-Йорку 21,4 млрд долл. из федерального бюджета. // Ведомости. № 160. 06.09.2002.

14 Нижний Манхэттен удерживает третье место в США по количеству офисных площадей, уступая только среднему Манхэттену и деловым кварталам Чикаго.

имущество и сделок с ним, введение единых требований к описанию объектов недвижимости, обеспечение взаимодействия системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество с системами государственного учета, технической инвентаризации недвижимости, кадастров недвижимости, учета налогоплательщиков, а также с судебными и правоохранительными органами.

Реализация программы будет способствовать укреплению рынка недвижимости, его правовой защите, а также повышению инвестиционной активности. К сожалению, по-прежнему наиболее высокой доходностью характеризуются вложения в финансово-спекулятивные и торгово-посреднические операции, что сдерживает стимулирование инвестиционных процессов в реальном секторе экономики. Как отмечают специалисты, по этой же причине банки не стремятся кредитовать инновационные проекты промышленности15. В реальном же секторе структурная эволюция в период реформ привела к усилению сырьевых отраслей вследствие их переориентации на внешний рынок, тогда как в отраслях наукоемкой промышленности, машиностроении, производстве потребительских товаров, характеризующихся низкой конкурентоспособностью на внешнем рынке и в силу этого ориентированных на внутренний рынок, объемы выпуска значительно сократи-

лись16.

Наблюдавшееся в последние два года увеличение мирового спроса, в том числе на российский экспорт, было связано отнюдь не с повышением ценовой конкурен-

тоспособности отечественных товаров, а в первую очередь с экономическим ростом ряда стран. Если «очистить» анализ от факторов внешнего спроса и роста мировых цен на нефть (и то, и другое произошло независимо от уровня курса рубля), то можно утверждать, считают специалисты, что политика сознательного занижения стоимости рубля17 фактически не привела к росту валютных поступлений. Недооценка национальной валюты привела лишь к росту рублевых доходов экспортеров после продажи валютной выручки. При этом акции российских предприятий - экспортеров стали дешевле для иностранных инвесторов, а эффективность привлечения экспортерами валютных ресурсов снизилась (например, под обеспечение кредитов требуется залог большего количества акций)18.

Конечно, не следует забывать, что основной расходной статьей государственного бюджета России является выплата внешнего долга и процентов по нему. Чем больше государственный внешний долг, деноминированный в иностранной валюте, тем сильнее государство заинтересовано в поддержании завышенного валютного курса, т. к. в этом случае величина внешнего долга, выраженного в национальной валюте, умень-шается19.

Возможности экономического роста в национальной экономике возрастут при условии критической переоценки сложившейся институциональной базы в народном хозяйстве, последствий проводимого курса ускоренных экономических реформ. Исследователи отмечают20, что даже приглашенные в начале девяностых годов из-за рубежа со-

15 Рашкин В.Ф. Некоторые аспекты государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2002. № 2-3. С. 17.

16 В настоящее время на рынке высоких технологий Россия занимает 0,3%, тогда как США - 40, Япония - 30, Германия - 16% // Вопросы экономики. 2002. № 8. С. 115.

17 Недооценка рубля к доллару в 2000 году составила (по структуре внутреннего использования ВВП) 2,7 раза. - Ершов М. Россия и рычаги глобализационной политики // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 5. С. 7-8.

18 В результате экспортеры могут столкнуться с ситуацией, когда они, решая свои текущие задачи, ставят под угрозу стратегические вопросы контроля за своим производством, которое может оказаться выкупленным иностранными инвесторами по заниженной цене.

19 // Вопросы экономики. 2002. № 8. С. 76.

ветники - специалисты по либеральным реформам Дж. Сакс и А. Ослунд, по советам и направлениям которых творились рыночные преобразования в России, вынуждены признать несовершенство созданных экономических и управленческих конструкций, существенное отличие полученных результатов от исходных замыслов21.

Развитие акционерной собственности неразрывно связано с формированием четкой социально-экономической стратегии в национальной экономике на длительную перспективу, государственного регулирования процессов купли-продажи и аренды. Требуется укрепление правовой базы с акцентом на обеспечение и защиту прав и интересов акционеров, всех участников социальнотрудовых отношений в формирующихся рыночных условиях.

Рассмотренные проблемы акционерной собственности позволяют сделать некоторые выводы.

1. В России, несмотря на казалось бы принимаемые меры, до сих пор не созданы условия для эффективного использования национального имущества, производственные мощности простаивают, резко увеличился износ техники и оборудования. Принятая Концепция управления государственным имуществом и приватизации недостаточно сопряжена с региональными имущественно-земельными комплексами, не учитывает особенности крупного, столичного мегаполиса, что негативно отражается на инфраструктуре городского хозяйства и темпах экономического роста. Проблема экономического роста тесно связана с комплексным подходом к объектам имущественно-земельного комплекса, развитием городов в соответствии с утвержденными генеральными планами и соглашениями между различными структурами федерального и территориального управления, представителями бизнеса.

2. При условии сохранения стабильной экономической ситуации и упрочения позиций акционерных обществ российский ры-

нок все в большей степени будет приближаться к европейскому. Российские компании располагают определенными возможностями для формирования и привлечения инвестиционного капитала и выхода на фондовый рынок. За последние три года изменились приоритеты функционирования предприятий с акцентом на активную инновационную деятельность как абсолютно необходимое условие перехода от выживания к развитию. Активизировалась реструктуризация отраслей под эгидой ряда интегрированных структур, аккумулирующих ресурсы от экспортной деятельности. Оживилась инвестиционная деятельность в сфере торговли, использования недвижимости под коммерческие цели.

3. В ситуации, когда перед Россией встают задачи эффективного вхождения в мировые глобализационные процессы, крайне важно использовать международный и отечественный опыт ведения бизнеса и управления имущественной составляющей в различных ее формах и модификациях, те механизмы и инструменты, которые обеспечили бы максимальные внешние преимущества при минимальных внутренних потерях. При формировании экономической, валютно-финансовой политики не следует руководствоваться соображениями исключительно текущего конъюнктурного характера. Необходимо трезво оценить, что отвечает долгосрочным стратегическим интересам России, ее имущественно-земельного комплекса и на этой основе выстраивать подходы к различным сферам экономической деятельности.

4. Дальнейшие шаги государственных структур управления должны сочетать в себе меры как по усилению инвестиционных стимулов в экономику, так и по контролю за договорными условиями сторон. Важно придерживаться политики прозрачности при принятии решений в области приватизации, чтобы инвесторы могли иметь четкие перспективы вложения средств. Финансовая политика должна быть антиинф-

20 Райзберг Б. Российские реформы: обещания и реальность // Экономист. 2002. № 9. С. 93.

21 Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия. М.: Экономика. 1995; Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики. М.: Республика. 1996.

ляционной, нацеленной на бездефицитный бюджет. Необходимо уделить больше внимания развитию законодательной системы, соответствующей этике современного бизнеса. Особенно необходимо при этом уточнить процедуры банкротства, защищающие кредиторов и препятствующие использованию этой процедуры передела собственности.

5. В ближайшей перспективе важно пересмотреть односторонний характер процесса приватизации, направленный на снижение доли государственного имущества. Не-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

достаточное участие государственного сектора в электроэнергетике, тяжелой промышленности, транспорте приводит к структурным несоответствиям, потере управляемости в жизненно важных для экономики отраслях народного хозяйства, сужению возможностей межотраслевого перераспределения ресурсов. Необходимо усилить диверсификацию использования поступающих средств от приватизации в бюджет (а в ряде случаев выделение из бюджета целевых средств) на приобретение акций предприятий.

* * *

4 февраля 2003 года в городе Москве проходило

ЗАСЕДАНИЕ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ОЦЕНЩИКОВ

На заседании Экспертного совета Российского общества оценщиков (ЭС РОО) были рассмотрены два важных в практическом плане вопроса.

1. Об общих началах определения арендной платы за земельные участки и о применении методологии оценки рыночной стоимости.

2. Изменения в законе об оценочной деятельности в части определения объекта оценки.

По мнению членов ЭС РОО, применение результатов оценки кадастровой стоимости земли, к настоящему времени выполненной в Российской Федерации по принятой единой методологии, может привести, а в ряде случаев уже приводит к искажению рыночных сделок. Причинами этого является в первую очередь ориентация методологии кадастрового учета на реализацию задач фискального характера (налогообложение земельных участков). Сегодня уже имеются данные о значительном расхождении данных по рыночным сделкам с данными, полученными в результате кадастровой оценки земель. Последствия применения нормативного значения кадастровой стоимости для целей рыночного оборота могут вступить в явное противоречие с процессами, наблюдающимися в современной экономике России. Не анализируя все причины, ЭС РОО считает, что методология, используемая при расчете рыночной стоимости, может применяться и при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Вместе с тем, понимая сроки и объемы затрат на проведение таких работ, ЭС РОО считает, что оценка либо рыночной арендной платы, либо рыночной стоимости и на основе этого установление арендной платы возможны только при тесном взаимодействии с Федеральной службой земельного кадастра России (Росземкадастр) и Министерством имущественных отношений Российской Федерации в плане информационного, методологического и организационного обеспечения.

ЭС РОО отмечает, что большая работа по созданию информационного обеспечения земельного рынка, уже проделанная силами Росземкадастра, создает предпосылки для реализации задач по оценке арендной платы с использованием современных методов оценки, согласующихся с международной практикой.

В связи с расширением круга задач, которые приходится решать независимым оценщикам, включая оценку рыночной величины арендной платы, ущерба, убытков, сервитутов, которые в настоящее время законодательно не установлены как объекты оценочной деятельности, ЭС РОО считает целесообразным рассмотреть возможность подготовки предложений о внесении изменений в ряд статей Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.