Научная статья на тему 'Акциональный код знахарских практик албанцев и гагаузов Приазовья: по материалам экспедиций 1998-2012 годов'

Акциональный код знахарских практик албанцев и гагаузов Приазовья: по материалам экспедиций 1998-2012 годов Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
182
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛБАНЦЫ / ГАГАУЗЫ / УКРАИНА / ЦЕЛИТЕЛЬСТВО / КОЛДОВСТВО / ЗНАХАРСКИЕ ПРАКТИКИ / НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА / ЭТНОЛОГИЯ / БАЛКАНИСТИКА / ТРАДИЦИОННЫЕ ОБРЯДЫ / ПОЛЕВАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ АРГО

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Новик А. А.

В Запорожской области Украины расположены три села с албанским и смешанным албанским и гагаузским населением: Гаммовка, Девнинское и Георгиевка. Названные поселения возникли в 1861-1862 гг. Традиционным способом врачевания детей и взрослых было и остается, в известной мере, до сих пор обращение к «знающим» людям. Навыки целительства и колдовства пытаются передать чаще женщинам. В общей статистике знахарей-мужчин было очень мало. Большинство «знающих» людей лечат от болезней тремя основными способами. Первый с помощью чивита (ma Ù ivít) синьки, твердого мелообразного вещества темно-синего цвета (слово чивит обозначает в говоре албанцев Украины темно-синий цвет). Это был наиболее распространенный способ врачевания. Главной составляющей подобной практики было «шептание» речевых формул. Процесс сопровождался либо завершался нанесением пятен чивитом на теле пациента. Вторым способом врачевания было использование воска. Данный вариант являлся более действенным. К нему обращались тогда, когда «шептание» и чивит не помогали. Сеанс исцеления с помощью воска с технической точки зрения мог обставляться по-разному. Чаще всего расплавленный воск выливали в холодную воду, где он застывал. Третий способ врачевания сыпать муку. Высыпая муку на заслонку печи, «знающие» находили причину заболевания и назначали лечение. Важным инструментом в борьбе с недугами был нож. Полиэтничный регион, в котором живут албанцы и гагаузы (совместно с русскими, украинцами, болгарами, греками и др.), наложил отпечаток на знахарские практики. Однако в них можно четко проследить балканские и тюркские мотивы как в плане обрядовой составляющей, так и в плане лексики, использования родного языка как профессионального арго.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акциональный код знахарских практик албанцев и гагаузов Приазовья: по материалам экспедиций 1998-2012 годов»

А. А. Новик

МАЭРАН- СПбГУ, Санкт-Петербург

АКЦИОНАЛЬНЫЙ КОД ЗНАХАРСКИХ ПРАКТИК АЛБАНЦЕВ И ГАГАУЗОВ ПРИАЗОВЬЯ: ПО МАТЕРИАЛАМ ЭКСПЕДИЦИЙ 1998-2012 ГОДОВ1

В Приазовском районе Запорожской области Украины расположены три села с албанским и смешанным албанским и гагаузским населением: Гаммовка, Девнинское и Георгиевка. Названные поселения возникли в 1861-1862 гг. На протяжении ХХв. гагаузы в названных селах владели албанским языком и были важной составляющей полиэтничного и многокультурного населения региона.

Традиционным способом врачевания детей и взрослых было и, в известной мере, остается обращение к «знающим» людям2.

'Знахарь' на диалекте албанцев Украины звучит как dedo, а 'знахарка' — babo (во множественном числе — baboro). Созвучие со славянскими дед и баба очевидно. Однако по-албански так называли знахарей, независимо от их возраста. В общей статистике знахарей-мужчин было очень мало. «Знающие» люди старались передать свой дар чаще женщинам. Мужчины были втянуты в общественную жизнь, работали в коллективе, всегда были на виду. Считалось, что им некогда заниматься целительством и ворожбой. А вот женщины практически до середины ХХв. вели замкнутый домашний образ жизни. Они могли посвятить себя лечебным и магическим практикам, не отвлекаясь на общественные работы и т. п. И поэтому, как рассказывают информанты, навыки целительства и колдовства пытались передать именно женщинам.

1 Работа выполнена при поддержке гранта СПбГУ: 2015. Мероприятие 5.

(Шифр ИАС 31.41.1622.2015)

2

Глагол «исцелять» будет по-албански te ndreqe (букв. 'поправлять, изменять'). На диалекте албанцев Приазовья 'лечить' — Ша$ bun (букв. 'делать лекарство'), а 'шептать' имеет эквивалент kondon (букв. 'петь'). По-гагаузски 'лекарь' — Иаф или okUfeu, соответственно, 'лечить' — ilaiflamaa, 'читать, заговаривать' — okUmaa [Квилинкова 2011: 503]. Гагаузские [Губогло, Квилинкова 2011] и албанские параллели на уровне лексики и терминологии в данной сфере очевидны.

«Знающие» лечили от самых разных болезней, но у каждого была своя специализация: одни брались за исцеление от грыжи, другие лечили от испуга, третьи избавляли от недугов детей. Некоторые знахари владели навыками лечить сразу от нескольких болезней. Лишь немногие лечили от очень многих болезней.

По сведениям информантов, большинство «знающих» людей лечат от болезней тремя основными способами. «Лечит каждый так, как перенял — как его научили: кто молитвою, кто воском, кто мукою. Как получил дар, так и лечит» [АОЕ 2009Ь].

Первый способ — с помощью чивита (та $1уИ), твердого мелообразного вещества темно-синего цвета3. Это был наиболее распространенный способ врачевания. Главной составляющей подобной практики было «шептание» речевых формул. Процесс сопровождался либо завершался нанесением пятен чивитом. Точки рисовали на лбу, щеках, носу, руках и ногах ребенка или взрослого человека. Могли наносить точки и на другие части тела.

Подобная практика имела место на протяжении практически всего XX в. и лишь в последние десятилетия уступила место двум другим способам врачевания. Информанты затрудняются сказать, что представляло собой это вещество и откуда оно попадало к «знающим» людям (в действительности чаще всего использовали обычный химический карандаш). Скорее всего, оно являлось отвлекающим инструментом в ритуале, однако многие информанты верили в его целительную силу.

Вторым способом врачевания было использование воска. Данный вариант являлся, по мнению информантов, более действенным. К нему обращались в тех случаях, когда «шептание» и чивит не помогали.

Сеанс исцеления с помощью воска с технической точки зрения мог обставляться по-разному. Чаще всего расплавленный воск выливали в холодную воду, где он застывал. Техническими средствами в большинстве случаев были кастрюля, в которую набирали воду, и сковорода — обычно использовали старую домашнюю сковороду из чугуна. В сковороду бросали кусок пчелиного воска и разогревали на плитке или в печи. Растопленный воск аккуратно выливали в холодную воду — в ней он приобретал причудливые формы, интерпретируя которые, знахари называли причину болезни.

з >

Лексема фуН также обозначает 'темно-синий цвет'.

Другой способ использования воска выглядел следующим образом: в кастрюлю наливали воду, доводили ее до горячего состояния (практически до температуры кипения), а затем бросали в нее кусок воска. Воск под воздействием температуры размякал и принимал всевозможные формы. Такой способ также считался весьма действенным, однако он требовал большего времени — в горячей воде воск меняет состояние медленнее, чем на раскаленной поверхности сковороды.

Выливание расплавленного или бросание застывшего воска в воду всегда сопровождалось молитвой — либо чтением речевых формул, либо шептанием неразборчивых фраз и т. д. У каждого знахаря был свой секрет врачевания.

Далее следовал самый важный этап исцеления с помощью воска — необходимо было интерпретировать получившуюся восковую фигуру или множество фигур и кусочков мягкой субстанции. Очень часто фигуры из воска получались размытых и неясных очертаний. В этом случае знахарю приходилось применять всю свою изобретательность и фантазию для интерпретации вышедшей фигуры, ведь пациентов приходилось убеждать в действенности своего метода. Однако, по сведениям информантов, часто их поражало сходство получавшихся в ходе описанных выше манипуляций фигур — они усматривали в них изображения испугавших их собак, лошадей, повозок и проч. Любой подобный случай получал огласку в селах и способствовал популярности того или иного знахаря.

Выливание воска сопровождалось, как уже отмечалось, чтением молитвы или произнесением особых речевых формул. Одновременно большинство знахарей сопровождало свои действия нанесением крестного знамения на воду с воском, манипуляциями с ножом или другими предметами, которые должны были обеспечить исцеление.

Бабо Катерина читала молитву и держала в руке нож. Этим ножом она крестила воздух сверху, затем крестила воду, а потом воск. Если испуг был очень сильным, то она все делала по три раза. То есть она вначале три раза крестила воздух, потом три раза крестила воду, в которой плавал воск, а потом три раза крестила сам воск — всего девять раз чертила крест ножом. Во время первого посещения она ножом воск крестила, к нему не притрагиваясь. Во второй раз ножом ближе к воску водила. А уже в третий кончиком ножа в воск тыкала, воск крестила — так испуг проходил [АОЕ 2009Ь].

Третий способ врачевания — сыпать муку. На данном виде целительства специализировались отдельные «знающие». Так, в с. Георгиевка была «знающая», которая могла исцелять, сея муку. Сеанс ее врачевания выглядел следующим образом. Она брала стограммовый стаканчик, насыпала в него муку, затем закрывала его марлей. Этот стакан с мукой она подносила к пупу исцеляемого и начинала символически втирать муку через марлю в пуп больному. При этом она начинала шептать заклинания. Шептала очень тихим голосом, так что разобрать и услышать было ничего почти невозможно. Отчетливо можно было услышать лишь фразу «д1 ёШ кэпёб]пэ» 'петухи поют'. Затем знахарка брала по маленькой щепотке муки и развеивала ее с помощью дыхания через голову больного, потом через одно плечо, затем через другое плечо.

Завершив первый этап врачевания, она снимала марлю со стакана. На верхнем слое оставшейся в нем муки было какое-нибудь изображение, которое надо было интерпретировать. Как правило, знахарка давала объяснения — это был испуг, а это была драка, а здесь имеет место порча и т. д. По воспоминаниям информантов, обычно она всегда безошибочно обрисовывала случившееся в жизни пациента. Если знахарка могла определить причину, то болезнь уходила. Если у бабо не получалось справиться с мукой и шептанием, считалось, что это не ее пациент, причину болезни нужно было искать в другом.

Далеко не все знахари позволяли увидеть сам процесс врачевания — они держали свои методы в строгой тайне. Бывало, что больных они оставляли в одной комнате, а сами проводили всевозможные манипуляции и читали молитвы или произносили речевые формулы в другой. Иногда это делалось из-за желания сохранить тайну своей практики — чтобы никто не видел самих действий и не мог разобрать слов (и таким образом перенять дар целительства без разрешения). Часто процесс врачевания скрывали из-за желания нагнать больше тайны на свое ремесло и, пользуясь современными терминами, «запрограммировать» больных на выздоровление, дав соответствующую установку.

Иногда сеанс исцеления проводился не с одним, а сразу с несколькими пациентами. Все они могли находиться в одном помещении, однако манипуляции с мукой и набор речевых формул предназначались каждому индивидуально.

Фиксируются и другие, более частные, способы лечения болезней, параллели которым можно найти на Балканах. Долгое время, пока не стала доступна современная медицина, люди, страдавшие от чирьев, волдырей, прыщей, гнойников и т. п., обращались к «знающим».

В с. Георгиевка на данных болезнях специализировалась бабо Наталка. Она всегда держала под потолком большое количество длинных куриных перьев. Когда к ней приходили люди, страдающие от прыщей и гнойников, она лезла под потолок, брала перо и отправлялась во двор. Там она смачивала перо в воде из корыта, из которого пила домашняя птица. Перо смачивалось независимо от того, была вода чистой или нет. Затем бабо Наталка начинала шептать заклинания и водила пером по покрытому чирьями или прыщами участку тела. Облегчение и исцеление наступали практически незамедлительно.

Я сама бабка. Но мне передали дар лишь на три болезни. Я могу только их лечить. А другое не умею. Вот могу гланды лечить. Это мне бабо Наталка дар передала. Она эти гланды лечила ложкой. А я стала рукой, вот этим пальцем. Люди, бывает, все больницы объездят, операцию сделают, а все равно не помогает. И едут тогда до меня. А мне это просто удается — гланды лечить. Я сую палец и нащупываю там мелкие точки. Я пальцем надавливаю — эти гнойники аж трещат!

А еще бывает такой синий прыщ. Он синий-синий. Вначале вскакивает малый, а затем становится все больше и больше. Прыщ этот вскакивает на пальцах только, на руках или на ногах, может еще и на пятке. С ним мало кто может справиться. Меня лечить его научила одна бабушка. Она дар мне передала на это. Берешь ножичек и начинаешь читать молитву. Постой, вот сейчас молитву забыла — не могу вспомнить. Надо взять и тем ножичком начать чертить кресты на пороге. Чертишь кресты на пороге и читаешь молитву. Потом, как закончишь читать молитву, берешь иголку и синюю нитку. Продеваешь нитку в иголку. И дальше нитку отдаешь, а иголку оставляешь себе. И все как рукой снимет [АОЕ 2009а].

Укус бешеной собаки.

В сельской местности люди часто страдали от укусов бешеной собаки. В народном сознании бешенство не связывалось с вселением демона в собаку, как это свойственно представлениям, бытующим на Балканах. У гагаузов и албанцев Буджака и Приазовья не удалось записать рассказов на эту тему. Однако у албанцев

Украины существовала любопытная лечебная практика, призванная исцелить пострадавшего от укуса бешеной собаки человека.

До середины ХХв. самым действенным способом уберечь человека от болезни был следующий. Нужно было поймать укусившую человека собаку, срезать с ее спины клок шерсти. Затем эту шерсть надо было сжечь, а пепел приложить к ране, оставшейся от укуса. Для сравнения с ситуацией сохранения традиций народной медицины можно привести материал, собранный во время экспедиции 2008 г. в Голоборду (пограничье Албании и Македонии). Здесь у македонцев-мусульман и сейчас практикуется такой метод лечения от укусов собаки. Так, в с. Требишт удалось наблюдать, как подобным способом семидесятипятилетняя мать пыталась уберечь информанта Рамазана Садику от возможных последствий укуса собаки [АМАЭ 2008].

Бешенство человека.

Бешенство человека считалось неизлечимой болезнью. По представлениям стариков, бешенство наступало от «усталости мозга». Очевидно, информанты, как правило, не видят разницы между бешенством и сумасшествием или любыми иными психическими расстройствами.

По рассказам, старики всегда говорили о том, что некоторые люди много думают, очень себя нагружают размышлениями, все переживают — от этого и случается бешенство. Информанты, родившиеся в начале ХХв., сообщают, что во времена их молодости говорили о том, что бешенство у человека вызывают лучи солнца, проникающие в мозг. Это очень интересный сюжет, если иметь в виду существование болезни, которую албанцы на Балканах ассоциируют с луной — то есть эпилепсии [ТМа 2004].

Историческая память.

Историческая память нынешних информантов сохраняет сведения о знахарстве с момента переселения албанцев и гагаузов в Приазовье в середине XIX в.

Моя прапрабабушка детей лечила. Звали ее Калина. Это она еще в 1862 г. переселилась в с. Девнинское из Бессарабии. Рассказывала, что люди детей привозили к ней на лечение. Она брала того ребенка, мальчика или кого, и несла в попел. Раньше печки топили соломой. Она туда относила и шептала там. Что там делала, говорила, я не знаю. Но дите поправлялось. Так лечили детей [АОЕ 2011].

Плата за лечение.

За целительство у знахарки или знахаря полагалось оставлять плату. Считалось, что если не заплатишь, лечение «не возьмется». На протяжении всего XX в. самой распространенной формой платы были деньги. Понятно, что часто целителям приносили домашние продукты (яйца, крупу и т. д.). Зачастую для лечения приносили необходимые средства: муку, воду и др.

До конца XX в. общей практикой в албанских селах было оставлять деньги на свое усмотрение — кто сколько мог. Сейчас ситуация изменилась.

Вон говорят, бабо Мария П... цену установила. Раньше такого не

было — сколько дашь. Тогда и лечение получалось. А теперь это

называется габорство4 [АОЕ 2011].

Сами целители говорят, что плата для них никогда не была определяющим фактором — они просто всегда хотели помогать людям. Однако без платы, пусть даже и символической, лечение может не помочь [АОЕ 2009а].

Платили за лечение либо сами просящие, либо родственники, которые приводили больных. Деньги клали на стол, а не отдавали в руки. Именно такая передача платы считалась правильной — иначе лечение могло не «получиться». Если лечить водили сразу нескольких человек, платить полагалось ровно за каждого, одинаково как и приносить расходные средства (муку, воду и проч.).

Явление святых, Божьей Матери и Господа Бога,

предсказывающих дар целительства.

Среди гагаузов и албанцев Приазовья бытуют истории о том, что способности к знахарству, умению лечить людей и т. п. может быть предсказано святыми, Божьей Матерью и самим Господом Богом.

Явление знахаря во сне.

У албанцев и гагаузов Приазовья фиксируются устойчивые рассказы о том, что знахарь, способный помочь, иногда является больному во сне. Не все целители могут помочь в лечении — даже если обычно они легко справляются с той или иной хворью. Болезнь в каждом конкретном случае индивидуальна и требует особого подхода.

4 От украинского хабар 'взятка'

Найти «своего» знахаря задача довольно сложная. Чаще всего люди отправлялись за исцелением к тем, кто пользовался лучшей репутацией в округе. Немаловажным фактором в решении отправиться к тому либо иному целителю была и психологическая совместимость. Очень ценили людей, которые могли быть приятными в общении, обходительными, обладали способностью убеждать.

Весьма важным был и эстетический фактор. Некрасивых старух и стариков побаивались на подсознательном уровне. У людей был инстинктивный страх перед уродством и глубокой старостью. К таким знахарям обращались в исключительных случаях — здесь побеждала, прежде всего, репутация умения побеждать всевозможные недуги.

Знахари против нечистой силы.

Народные целители, по общему убеждению, могли избавить от видений, привидений, ночных стуков и нечистой силы. У разных целителей были свои методы.

Молитвы.

Согласно бытующим представлениям, знахари, «знающие» люди занимаются целительством, используя молитву, определенный набор слов или словосочетаний, застывшие речевые формулы либо системный звуковой ряд, передающиеся из поколения в поколение. Такая «молитва» обычно заучивается наизусть при передаче дара. Если знахарь в состоянии ее читать над больным, значит, это «его» болезнь, то есть он в состоянии ее вылечить. Если вдруг молитва по какой-то неведомой причине «забывается» при сеансе лечения, то это явный сигнал свыше, что это не «его» болезнь, а больному следует обратиться к другому «знающему».

Очень часто, не рассчитывая на свою память, знахари записывают текст молитвы, речевые формулы и проч. на бумаге. Записанный текст хранят обычно в укромном месте — там, где его не смогут найти даже близкие.

Знахарство часто переплеталось с колдовством. Если в большинстве случаев информанты говорят о том, что некоторые «знающие» исцеляли от недугов, а другие, наоборот, приносили вред и наводили порчу, то бывало, что одни и те же лица могли как лечить, так и заниматься вредоносными практиками. Зависело это от отношения к людям — цели диктовались зачастую эмоциями.

Выводы

Полиэтничность региона, в котором живут албанцы и гагаузы (совместно с русскими, украинцами, болгарами, греками и др.), наложила отпечаток на знахарские практики. Тема знахарства и народной медицины долгие годы — в силу понятных причин — находилась в тени научных интересов ученых, исследовавших эти группы населения. Дальнейшая полевая работа и анализ полученных материалов могут помочь в освещении такой важной стороны традиционной культуры, как знахарские практики выходцев с Балканского полуострова. Особый интерес может представлять изучение балканских и тюркских мотивов как в плане обрядовой составляющей, так и в плане лексики, использования родного языка в качестве профессионального арго.

Литература

Губогло, Квилинкова 2011 — М. Н.Губогло, Е. Н. Квилинкова (отв. ред.).

Гагаузы. М.: Наука, 2011. Квилинкова 2011 — Е.Н.Квилинкова. Народно-медицинская практика// М.Н.Губогло, Е.Н.Квилинкова (отв. ред.). Гагаузы. М.: Наука, 2011. С. 502-517.

Tirta 2004 — M. Tirta. Mitologjia ndër shqiptarë. Tiranë: Shkenca, 2004.

Источники

АМАЭ 2008 — А. А. Новик. Македонцы-мусульмане в Албании. Полевые записи. Ксерокопия с автографа. 2008//Архив МАЭ РАН. К-1, оп. 2. № 1863. 33 л.

АОЕ 2009а — А. А. Новик. Бурлачко: Мифология_1. Цифровая аудиозапись. 2009//Архив отдела европеистики МАЭ. Приазовский отряд 2009. Новик А. А.

АОЕ 2009Ь — А. А. Новик. Мельничук: Мифология. Цифровая аудиозапись. 2009//Архив отдела европеистики МАЭ. Приазовский отряд 2009. Новик А. А.

АОЕ 2011 — А. А. Новик. Шопова_СМ_мифология. Цифровая аудиозапись. 2011 //Архив отдела европеистики МАЭ. Приазовский отряд 2011. Новик А. А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.