Научная статья на тему 'АКЦЕНТЫ НА ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ'

АКЦЕНТЫ НА ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКЦЕНТЫ НА ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ»

DOI 10.22394/2073-2929-2022-04-9-10

Акценты на опережающее развитие

Будущий год в основном завершает осуществление планов по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года (далее — Стратегия). В этом же году должны быть приняты Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2035 года. Как показала итоговая встреча глав государств Союза 9 декабря в Бишкеке, наступающий год действительно станет ключевым по достижению планов и договоренностей, которые определят положение ЕАЭС в региональной и глобальной экономике.

Кыргызское председательство в органах Союза в 2022 году заложило хорошую основу для перспектив интеграционного сотрудничества. В повестке дня появились ранее оттененные другими оперативными задачами вопросы определения источников финансирования имеющих значительный интеграционный эффект кооперационных проектов и программ, действенных механизмов конвергенции регионов государств ЕАЭС по уровню социально-экономического развития, создания сетевых форм сотрудничества в науке, образовании, культуре и спорте. Акцент на этих проблемных зонах сделал в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета и Президент Российской Федерации В. В. Путин, отметив, в частности, что мы «полагаем необходимым актуализировать стратегические ориентиры развития Евразэс. Действующий базовый документ„Направления развития экономической интеграции" рассчитан на период до 2025 года, и важно приступить к подготовке новых документов стратегического планирования, задающих основные векторы дальнейшего интеграционного взаимодействия на среднюю и долгосрочную перспективу. В качестве одного из таких векторов рассматриваем укрепление технологического суверенитета государств — членов Евразэс и формирование нашими странами общей инновационной и промышленной базы в ключевых индустриальных и сельскохозяйственных отраслях... И конечно, в ходе председательства намерены заниматься вопросами, связанными с развитием научных, технических и образовательных контактов... Считаем полезным шире вовлекать молодых специалистов в интеграционную повестку через программы студенческого туризма, популяризацию общих исторических, социальных и этических ценностей, в поддержку совместных молодежных проектов в сферах предпринимательства, добровольчества, культуры и спорта. Как вы все не раз подчеркивали, Евразийский экономический союз и в целом наша интеграционная работа привлекает внимание все большего числа международных игроков, заинтересованность в развитии связей с нашим объединением проявляют многие иностранные государства. Я сейчас не буду все повторять, я полностью согласен с предложениями коллег по расширению этой работы, в том числе и с региональными структурами, такими как ШОС и АСЕАН»1.

По сути, сказанное главой российского государства означает, что на первый план выходят вполне конкретные и согласованно реализуемые цели развития ЕАЭС. Оно — союзное развитие — должно носить опережающий характер как по отношению к средним темпам роста в мире, так и к основным регионам (прежде всего ШОС), с которыми мы осуществляем сотрудничество. Рост экономики ЕАЭС выше

1 Заседание Высшего Евразийского экономического совета [Электронный ресурс] // Президент России — офиц. сайт. Бишкек, 09.12.2022. URL: http://www.kremlm.ru/events/president/news/70058 (дата обращения: 10.12.2022).

среднемирового, что является определяющим фактором нашего позиционирования при формировании Большого Евразийского партнерства. Достижение же установленных Высшим Евразийским экономическим советом целевых темпов роста (не ниже 4,5-5,5% ВВП) предполагает преодоление инерционного сценария развития Союза путем кратного усиления инвестиционного сотрудничества для обеспечения полноценной производственно-технологической и научно-технической кооперации.

Вместе с тем необходимо учитывать и изменения, происходящие на Большом Евразийском пространстве — речь идет о появлении нового актора глобальной и региональной геополитики, а именно Организации тюркских государств (ОТГ), заявившей о своем статусе еще в ноябре 2021 года, а на очередном саммите в Самарканде в ноябре 2022 года позиционирующей себя как новая международная организация, объединяющая ряд государств с целью всестороннего сотрудничества между тюркскими народами. Очевидно, российскому научно-аналитическому сообществу, руководящим российским государственным органам, ЕАЭС, ОДКБ, ЕЭК пришло время осмыслить происходящие процессы, выработать конкретные рекомендации и предпринять конструктивные действия во взаимодействии с ОТГ. Наша позиция, очевидно, должна заключаться не в каком-либо противопоставлении «себя и нового соседа», а в утверждении искренней дружбы и сотрудничества между народами и странами Большой Евразии.

Обеспечение опережающего развития Союза предполагает кратное усиление инвестиционного сотрудничества для обеспечения полноценной производственно-технологической и научно-технической кооперации. Для этого следует подчеркнуть важность успешной реализации соответствующих стратегических направлений:

целевые программы и проекты экономического и научно-технического развития, разработка и реализация которых предусмотрена п. 6.4 и пп. 6.2.5 Стратегии-2025; разработка и реализация стратегической программы научно-технического развития Союза на долгосрочный период, имеющей «рамочный» характер (пп. 6.4.5 Плана мероприятий по реализации Стратегии);

реализация совместных НИОКР, предусматриваемая п. 8.1 Стратегии;

реализация совместных инновационных проектов, предусмотренная пп. 8.2.1 и 8.2.3 Стратегии; цифровые инициативы, реализуемые в соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета «Об основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» от 11 октября 2017 года № 12.

Чтобы дальше успешно двигаться в этом направлении, необходимо подумать над централизацией под руководством ЕЭК достаточных для выполнения намеченных совместных программ и проектов средств.

В качестве источников финансирования, наряду с уже предложенным механизмом отчислений от антидемпинговых пошлин, рассмотреть возможности использования экспортных пошлин, предварительно их унифицировав. Ежегодный объем поступлений от экспортных пошлин на поставляемые в третьи страны биржевые товары мог бы составить 10-20 трлн руб. При этом ориентировочный объем финансирования мероприятий в рамках реализации Стратегии в части достижения целей макроэкономической политики составляет около 1,5 трлн руб. в год (около 1% ВВП ЕАЭС).

Финансирование совместной продуктивной деятельности и союзной промышленной кооперации стало одной из ключевых тем рассмотрения на прошедших в Северной столице форумах — Евразийском научном форуме под водительством Университета при МПА ЕврАзЭС, активного движителя формирования Евразийского сетевого университета, и форуме, организованном Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом 1-2 декабря этого года в Таврическом дворце. Оба высших учебных заведения поделились с практиками и экспертным сообществом своими многолетними наработками по поддержке развития евразийской экономической интеграции на передовом технологическом уровне.

От души поздравляю всех членов редакционного совета и редакционной коллегии, авторский коллектив журнала с наступающим 2023 годом, желаю всем здоровья и новых творческих достижений!

Главный редактор Сергей Глазьев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.