Научная статья на тему 'АКЦЕНТУАЦИЯ ОБРАЗА СЕМЬИ КАК ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ИМИДЖЕВЫХ КОМПОНЕНТОВ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ'

АКЦЕНТУАЦИЯ ОБРАЗА СЕМЬИ КАК ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ИМИДЖЕВЫХ КОМПОНЕНТОВ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
89
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ / ОБРАЗ СЕМЬИ / КОНЦЕПТУАЛЬНО-ВАЛЕРНАЯ СИСТЕМА / ПЕРЛОКУТИВНЫЙ ЭФФЕКТ / МЕДИЙНЫЙ ДИСКУРС / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / АКЦЕНТУАЦИЯ И ИНТЕНСИФИКАЦИЯ / POLITICAL IMAGE / FAMILY IMAGE / CONCEPT-VALUE SYSTEM / PERLOCUTIVE EFFECT / MEDIA DISCOURSE / POLITICAL DISCOURSE / ACCENTUATION AND INTENSIFICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гасанов Б.В.

Данная статья посвящена тенденциям создания и презентации образа политика и членов его семьи в медийном политическом дискурсе и их влиянию на формирование и поддержание имиджевого статуса в рамках прогностических стратегий реального действия. Автор дефинирует понятие «персональный бренд» и рассматривается степень его зависимости от средств медийной презентации и самопрезентации и прогнозирования публичного авторитета. Определяются цели создания и продвижения имиджевых компонентов политика и его критериальных признаков в аспекте самопрезентации. Особое внимание уделяется последним тенденциям репрезентации образа Дональда Трампа и его семьи в публичных выступлениях в медиа пространстве. С этой целью производится изучение американских интернет-статей о каждом из членов семьи 45-го президента США, позволяющих дать чёткое представление о формировании специфического образа семьи в имидже политического деятеля в средствах СМИ, они анализируются на предмет интенсификации или дискредитации каждого из них, а также описываются средства, благодаря которым достигается парадоксальный эффект ослабления публичного авторитета в медийном дискурсе. Основным методом, позволяющим выявить специфику влияния образов членов семьи политика на его персональный бренд, является дискурс-анализ, который логично дополняется приемами лингвокультурологического и социопрагмалингвистического моделирования коммуникативного взаимодействия. Происходит установление степени влияния средств массовой информации на политический имидж, а через него - на продвижение персонального бренда политика и публичный авторитет. В результате проведённого исследования автор приходит к выводу, что имиджевые компоненты образа политического деятеля напрямую зависит от степени акцентуации сферы семейных отношений в концептуально-валерном пространстве политика как индивида, что детерминируется частотностью и адекватностью медийных дискурсивных средств интенсификации, а сам персональный бренд в свою очередь оказывает доминирующее влияние на публичный авторитет политика и на образы членов его семьи в СМИ. В рамках данного дихотомичного взаимовлияния осуществляется положительная или отрицательная самопрезентация политического деятеля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Гасанов Б.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCENTUATION OF FAMILY IMAGE AS IMAGE INTENSIFICATION COMPONENTS IN POLITICAL DISCOURSE

This article focuses on the trends implying the creation and presentation of the image of a politician and his family in the media political discourse, as well as on their impact on shaping and maintaining an image status within predictive strategies of real action. The author defines the concept of the “personal brand” and offers an analysis of the degree of its dependence on the means of media presentation and self-presentation, as well as forecasting public authority. The goals of creating and promoting the politician’s image components, and its criteria in view of self-presentation are also identified here. Special attention is paid to the latest trends in the image representation related to Donald Trump and his family in public speeches in the media space. To this end, there has been an analysis carried out aimed at studying American Internet items about each of the family members of the US 45th President, which allows giving a clear idea of the development of a specific family image in the image of a political figure in the media, analyzing them, in order to intensify or compromise each of them, and describing the means by which the paradoxical effect of weakening the public authority in media discourse is achieved. The main method to discover the features of the family image influence degree on politician’s personal brand is discourse-analysis supplied with some techniques of linguocultural and social pragmatic linguistic modelling of communicative interaction. There is an identification of the degree to which the mass media influence the political image, and through it - the promotion of the politician’s personal brand and public authority. Based on the study outcomes, the author concludes that a politician’s image components depend on the degree of family relations accentuation within the concept-value space of the politician viewed as an individual, which is determined by the frequency and adequacy of media discursive means of intensification, whereas the personal brand, in turn, has a dominant impact on the politician’s public policies and credibility, as well as on his family image in the media. Given this dichotomous mutual effect, a positive or negative self-presentation of a political figure is performed.

Текст научной работы на тему «АКЦЕНТУАЦИЯ ОБРАЗА СЕМЬИ КАК ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ИМИДЖЕВЫХ КОМПОНЕНТОВ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ»

КОММУНИКАТИВНЫЕ И ДИСКУРСИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

COMMUNICATION AND DISCOURSE STUDIES

Оригинальная статья УДК 81.811.112

DOI: 10.29025/2079-6021-2020-4-12-21

Акцентуация образа семьи как интенсификация имиджевых компонентов в политическом дискурсе

Исследование проведено в рамках реализации проекта Российского фонда фундаментальных исследований № 20-312-90011 «Экспликация и стереотипизация образа семьи в медийном дискурсе политиков»

Б.В. Гасанов^

Северо-Кавказский федеральный университет (Российская Федерация, г. Ставрополь) ORCID ID: 0000-0002-0423-0634; e-mail: gasanov.bog@yandex.ru

Получена: 23.10.2020 /Принята: 16.11.2020 /Опубликована онлайн: 25.12.2020

Резюме: Данная статья посвящена тенденциям создания и презентации образа политика и членов его семьи в медийном политическом дискурсе и их влиянию на формирование и поддержание имиджевого статуса в рамках прогностических стратегий реального действия. Автор дефинирует понятие «персональный бренд» и рассматривается степень его зависимости от средств медийной презентации и самопрезентации и прогнозирования публичного авторитета. Определяются цели создания и продвижения имиджевых компонентов политика и его критериальных признаков в аспекте самопрезентации. Особое внимание уделяется последним тенденциям репрезентации образа Дональда Трампа и его семьи в публичных выступлениях в медиа пространстве. С этой целью производится изучение американских интернет-статей о каждом из членов семьи 45-го президента США, позволяющих дать чёткое представление о формировании специфического образа семьи в имидже политического деятеля в средствах СМИ, они анализируются на предмет интенсификации или дискредитации каждого из них, а также описываются средства, благодаря которым достигается парадоксальный эффект ослабления публичного авторитета в медийном дискурсе. Основным методом, позволяющим выявить специфику влияния образов членов семьи политика на его персональный бренд, является дискурс-анализ, который логично дополняется приемами лингвокультурологического и социопрагмалингвистического моделирования коммуникативного взаимодействия. Происходит установление степени влияния средств массовой информации на политический имидж, а через него - на продвижение персонального бренда

политика и публичный авторитет. В результате проведённого исследования автор приходит к выводу, что имиджевые компоненты образа политического деятеля напрямую зависит от степени акцентуации сферы семейных отношений в концептуально-валерном пространстве политика как индивида, что детерминируется частотностью и адекватностью медийных дискурсивных средств интенсификации, а сам персональный бренд в свою очередь оказывает доминирующее влияние на публичный авторитет политика и на образы членов его семьи в СМИ. В рамках данного дихотомичного взаимовлияния осуществляется положительная или отрицательная самопрезентация политического деятеля.

Ключевые слова: политический имидж, образ семьи, концептуально-валерная система, перлокутив-ный эффект, медийный дискурс, политический дискурс, акцентуация и интенсификация.

Для цитирования: Гасанов Б.В. Акцентуация образа семьи как интенсификация имиджевых компонентов в политическом дискурсе. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. № 4. С. 12-21.

Original Paper

DOI: 10.29025/2079-6021-2020-4-12-21

Accentuation of family image as image intensification components in political discourse

This research has been carried out as part of a project founded by the Russian Foundation for Basic Research (RFBR) No 20-312-90011 "The problem of explication and stereotyping of the family image

in the media discourse ofpoliticians"

Bogdan V. Gasanov

North-Caucasus Federal University

(Russian Federation, Stavropol) ORCID ID: 0000-0002-0423-0634; e-mail: gasanov.bog@yandex.ru

Received: 23.10.2020 /Accepted: 16.11.2020 /Published online: 25.12.2020

Abstract: This article focuses on the trends implying the creation and presentation of the image of a politician and his family in the media political discourse, as well as on their impact on shaping and maintaining an image status within predictive strategies of real action. The author defines the concept of the "personal brand" and offers an analysis of the degree of its dependence on the means of media presentation and self-presentation, as well as forecasting public authority.

The goals of creating and promoting the politician's image components, and its criteria in view of self-presentation are also identified here. Special attention is paid to the latest trends in the image representation related to Donald Trump and his family in public speeches in the media space. To this end, there has been an analysis carried out aimed at studying American Internet items about each of the family members of the US 45th President, which allows giving a clear idea of the development of a specific family image in the image of a political figure in the media, analyzing them, in order to intensify or compromise each of them, and describing the means by which the paradoxical effect of weakening the public authority in media discourse is achieved. The main method to discover the features of the family image influence degree on politician's personal brand is discourse-analysis supplied with some techniques of linguocultural and social pragmatic linguistic modelling of communicative interaction. There is an identification of the degree to which the mass media influence the political image, and through it - the promotion of the politician's personal brand and public authority. Based on the study outcomes, the author concludes that a politician's image components depend on the degree of family relations accentuation within the concept-value space of the politician viewed as an individual, which is

determined by the frequency and adequacy of media discursive means of intensification, whereas the personal brand, in turn, has a dominant impact on the politician's public policies and credibility, as well as on his family image in the media. Given this dichotomous mutual effect, a positive or negative self-presentation of a political figure is performed.

Keywords: political image, family image, concept-value system, perlocutive effect, media discourse, political discourse, accentuation and intensification.

For citation: Gasanov B.V. Accentuation of family image as image intensification components in political discourse. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2020, no 4, pp. 12-21 (In Russ.).

Введение

На современной политической арене успех того или иного политика зависит от степени интенсификации положительно воспринимаемых большинством членов лингвокультурного сообщества имиджевых компонентов его образа, т.е. в большой степени его «разрекламированности» в медийном пространстве. Создание некоего персонального бренда как положительного и социально полезного гражданина и патриота страны. Поэтому политические деятели на сегодняшний день очень заинтересованы в продвижении своего личного политического бренда не только за счёт недостатков своих политических оппонентов, но и за счет самопрезентирования собственных, коррелирующих с общелингвокультур-ным концептуально-валерным пространством аксиологически маркированных компонентов и элиминации контрастирующих, которые и определяются «традициями и концептуально-валерной системой контркоммуникантов и свидетельствуют о наличии или отсутствии культуры согласия в обществе» [1: 79]. Однако, несмотря на все попытки политиков дискредитировать своих оппонентов и интенсифицировать положительное восприятие собственного образа, современные средства массовой информации всё чаше обращают внимание не только на самих политиков, но и на членов их семей и их ближайшее окружение, преследуя при этом разные цели. Зачастую это оказывает весомое влияние на формирование имиджевых компонентов и, соответственно, на степень доверия потенциального электората к тому или иному политическому деятелю.

Цель статьи

Целью данной работы является выявление степени влияния акцентуации образа семьи политика на формирование положительных или отрицательных имиджевых компонентов в медийном политическом дискурсе, а также их взаимовлияния в рамках самопрезентации и дискредитации в массмедийном пространстве в процессе формирования и продвижения личного профессионального бренда в сфере политики. Основным предметом данного исследования является степень взаимовлияния имиджа политика и имиджа членов его семьи в пространстве СМИ на профессиональный бренд в политической сфере.

Обзор литературы

В последнее время бренд стал прерогативой не только сферы производства и оказания услуг, но и политических деятелей, которые тоже, по сути, являются как продуцентами, так и реципиентами некоторых услуг, а значит, они также нуждаются в создании и продвижении собственного (зачастую мифологизированного) образа - своего бренда, который раскрыл бы их личность как нечто уникальное и выдающееся, соответствующее стереотипному восприятию и прогностике успешного и в то же время близкого к проблемам электоральной массы индивида. Любой профессионал, дабы оставаться востребованным и узнаваемым, должен заботиться о продвижении своего персонального бренда и поддержании своего положительного в аспекте аксиологического восприятия имиджа. Анализу специфики формирования и продвижения персонального бренда в настоящее время посвящено множество работ, хотя не только сами эти механизмы, но и само понятие «персональный бренд» на сегодняшний день не достаточно четко делимитировано. Так, О. А. Питько подчеркивает, что персональным брендом называется «образ, который возникает в голове у людей, когда речь идёт о персоне или употребляется его имя в коммуникациях» [2]. По мнению УО. Долгих, «бренд представляет собой нечто большее, чем реклама, он является квинтэссенцией уникальности» [3]. Правильно сформированный и тщательно поддерживаемый в различных коммуникативных пространствах профессиональный бренд позволяет «добиваться поставленных целей и создаст правильное представление в глазах аудитории. В большей мере он ориентирован на ценности, заложенные в самом бренде и являющиеся фундаментальными в структуре личности» [4].

Анализ политической коммуникативной сферы на сегодняшнем этапе производится в основном с позиций функциональности и интенсификации в рамках социальной деятельности, т.е. образ политика нуждается в перманентном перестроении и поддержании постоянных связей на уровне аксиологического соответствия стереотипным воззрениям общественности. От того, насколько удачно построен профессиональный бренд политика, зависит его успех на политической арене. Создание личного профессионального бренда политика преследует собственные цели:

• эмоциональное воздействие на публику;

• налаживание контактов с потенциальным электоратом и аудиторией;

• построение выгодной репутации в глазах избирателей;

• узнаваемость, известность [4].

Сам по себе личный бренд, по мнению Т. Питерса, включает следующие наиболее важные составляющие:

1. Эксклюзивность и последовательность. Бренд должен выделять политика из общей массы ему подобных (при этом не релевантен модус его детерминации - положительный/отрицательный);

2. Мастерство и актуальность. Профессиональное развитие и непрерывное обучение являются движущими факторами продвижения бренда, если политик хочет осуществлять постоянную презентацию себя в качестве опытного и профессионального управленца, формировать лояльное отношение к себе в рамках профессиональной деятельности;

3. Самопрезентация и коммуникация. Бренд всегда формируется для публики, с которой нужно поддерживать постоянную связь. Именно поэтому качественная самопрезентация (от манер общения до политических программ) необходима для самопродвижения и создания положительного имиджа, совпадающего в той или иной мере с прогностическими стратегиями потенциального электората [5].

Однако в настоящее время механизмы взаимодействия и корреляции имиджевых компонентов самого политика и образа семьи, а также отношения и прогнозирования введения данной составляющей в акцентуированный образ, как в политическом, так и в медийном дискурсивном пространстве. Стратегии же интенсификации имиджевых компонентов не рассматриваются ни с позиций социологии, ни с позиций брендирования, ни в лингвистическом аспекте, равно как и влияние этих процессов на продвижении профессионального бренда.

Методы исследования

Доминантным методом определения механизмов акцентуации образа семьи в процессе создания персонального бренда политика является дискурс-анализ, который логично дополняется приемами лингво-культурологического и социопрагмалингвистического моделирования коммуникативного взаимодействия. Методология функционального и контекстуального анализа применяется в процессе выявления и описания функционально-прагматического потенциала актуализируемых единиц эксплицируемого ментального образа в исследуемом типе дискурса. Именно выявление актуальных компонентов актуализируемого образа в коммуникативном акте и прогнозирование отношения к ним как к базовым компонентам опредмечивания и расширения персонального бренда служит углублению понимания стратегий интенсификации симиляров общелингвокультурного концептуально-валерного пространства.

Результаты и дискуссии

В данной работе производится дискурс- и контент-анализ Интернет-статей известных изданий, по-свящённых деятельности Дональда Трампа и членов его семьи, на предмет дискредитации или интенсификации положительного образа политического деятеля в медийном Интернет-пространстве, а также исследуется взаимосвязь влияния акцентуации имиджевых компонентов отдельно взятого члена семьи политика на его персональный бренд в пространстве СМИ. Проводится анализ данного материала с целью выявления общих тенденций влияния образа семьи политика на заполнение отдельных положительных слотов профессионального бренда в аспекте экспликации актуальных статусных ролей [6] в средствах массовой коммуникации.

Прежде всего, необходимо определиться с понятиями «имиджевый компонент», «образ политика» и персональный бренд». В нашей работе в рамках коммуникативных стратегий формирования и поддержания персонального бренда под имиджевыми компонентами будет пониматься отдельные аксиологические элементы генерализованного представления, сложившегося мнения поведении индивидуума в соответствии со своим статусом. Данное генерализованное представление в совокупности с реальным внеязыковым представлением рассматривается как образ политика, а совокупность уникальных харак-

теристик стереотипного представления как ментального конструкта о конкретной личности, сформированные на основе вербальных репрезентаций и лингвокультурной ценностно-ориентационной системы формирует персональный бренд.

Перейдем непосредственно к рассмотрению способов имплементации образа семьи в качестве имиджевого компонента в генерализованное стереотипное положительное восприятие Дональда Трампа как политического персонального бренда в медийном политическом дискурсе. В последнее время в американских газетах и Интернет-издания всё чаще всплывает тема импичмента, выдвигаемого Дональду Трампу в связи с утерей доверия парламента к президенту, а потому элиминация негативных компонентов несовпадающих с общелингвокультурным концептуально-валерным пространством.

Начнём с акцентуации образа супруги нынешнего президента в качестве заполнителя слота «верной спутницы» политического деятеля, которая не только обеспечивает «надежный тыл» супруга, но и влияет на стереотипизацию генерализованного образа в сознании потенциального электората. Mелания Трамп (Кнавс в девичестве) является американской фотомоделью из Словении, чьё имя в американской прессе появилось задолго до того, как она стала первой леди США, но в последнее время оно стало всё чаще завоёвывать заголовки таких крупных изданий, как «The New York Times» и «The Washington Post» в силу её особого статуса жены 45-го президента Америки. К её заслугам, формирующим положительные имиджевые компоненты образа политического деятеля, можно причислить свободное владение английским, немецким, французским, итальянским и сербохорватским языками, и в американских СMИ она давно славится своей любовью к нарядам, чему уделяется большое внимание в каждой статье, посвящённой ей. Так, по крайней мере, о ней пишет В. Фридман в своей статье:

On the Fourth of July, Melania Trump Dresses for Independence. But whose, exactly? Her own, or the country's? [7]. - 4 июля Мелания Трамп выбрала наряд Независимости. Но чьей именно? Её или страны? (перевод автора. - Б.Г.).

Сам заголовок, как сильная позиция текстовой иерархии, привлекает внимание читателей к платью Mелании в День независимости США, однако подзаголовок в виде риторического вопроса акцентирует внимание на другом аспекте данного события: какой был скрытый мотив выбора платья у Mелании Трамп? Журналисты в этом вопросе разглядели некоторое молчаливое несогласие с политикой супруга, направленной против секс-меньшинств в силу особенностей образа первой леди США в День независимости [7], что дезавуирует современные тенденции к оцениванию традиционных взглядов в рамках формирующихся новых компонентов концептуально-валерной системы американской лингвокультуры. Частотность и узуальность имплементации именно внешних атрибутов образа Mелании Трамп увеличивает степень влияния акцентуированных компонентов на формирование негативного аспекта персонального бренда.

Также к сформировавшемуся образу Mелании Трамп журналисты часто «примеряют» нововведения её мужа и экстраполируют это на их личные и семейные отношения, как это было сделано Т. Ноем в его комедийной телепередаче «The Daily Show» во время введения нового антиэмиграционного закона об изъятии грин-карт у мигрантов, претендующих на государственную помощь, якобы Дональд Трамп хочет депортировать свою жену из-за того, что она, во-первых, редко появляется в Белом доме. Во-вторых, когда он пытается держать её за руку на публике, она пытается отбить её, как Дикембе Мутомбо

[8] (перевод автора. - Б.Г.). Однако в данной передаче ведущий сразу же выражает свою симпатию к первой леди США и просит Дональда Трампа не депортировать свою жену, ссылаясь на желание большинства, что, безусловно, призвано сформировать положительное отношение к акцентуируемому образу супруги, и элиминировать негативное влияние отрицательных имиджевых компонентов в процессе легитимизации ироничного отношения к высказываниям самого Трампа по дискуссионному вопросу. Юмористическое обыгрывание ситуации зачастую строится на органичном взаимопроникновении ментальных пространств и интегральных представлений о возможности высмеивания чужих неудач, что особенно характерно для создания пространства интимизации в иронии, касающейся семейной жизни

[9]. Таким образом, корреляция с узуальным лингвокультурным пространством повышает степень влияния сторонних имиджевых компонентов на продвижение персонального бренда.

Акцентирование внимания публики на столь мелкой, но важной детали эксплицирует слоты «обыденность», «близость к народу» в рамках интенсификации в дискурсивном пространстве проблем и трудностей, которые на настоящий момент присутствуют в семейной жизни нынешнего президента США. Однако осуществление скрытого сравнения с собственными проблемами зачастую ведет к порождению

негативных компонентов в генерализованном образе политического деятеля. Публика подсознательно на уровне ноэматической рефлексии начинает оценивать Дональда Трампа негативно не только как человека, но и как политика, что ведёт к снижению его публичного авторитета в глазах масс [10].

Подобный приём скрытой дискредитации был также продемонстрирован в статье о поездке Дональда и Мелании Трамп в Лондон 2 июня 2019 года. Подзаголовок гласит: The First Lady's dress paid homage to London with its pattern featuring city landmarks, but some deeper political meanings were lost

[11]. - Первая леди отдаёт дань уважения Лондону платьем с городскими достопримечательностями, но некоторые более глубокие политические смыслы этого платья были упущены (перевод автора - Б.Г.). В статье в очередной раз описывается наряд Мелании Трамп от Gucci, на котором были изображены самые известные достопримечательности Лондона, ставшими символами целой нации, что в рамках вертикального контекста поездки в страну, являющуюся стратегическим партнером США, должно интенсифицировать положительные имиджевые компоненты в образе Трампа, создавая дополнительные пространства в слотах «интерес к культуре», «толерантность» и т.д. Однако журналисты даже в этом нашли скрытые мотивы выбора именно такого фасона, якобы жена Дональда Трампа хотела выразить этим определённую позицию. По мнению И. Шмидт, Мелания Трамп сделал выбор в пользу платья Gucci, так как незадолго до этого компания высказалась в поддержку права на аборты, и, соответственно, тем самым первая леди высказывала и свою позицию против политики мужа в этом вопросе [11]. То есть здесь можно наблюдать оживлённый интерес журналистов к поиску скрытых связей между, казалось бы, совершенно невзаимосвязанными между собой событиями, что в свою очередь указывает на желание СМИ эксплицировать компоненты конфронтации в президентской чете и дискредитировать положительные имиджевые копоненты образа президента посредством фоновой демонстрации каких-либо личных неудач в семейной жизни.

По анализу акцентуированных в этих статьях и телепрограммах элементов в сравнении с обще-лингвокультурным фоном традиции и стереотипности можно сделать закономерный вывод о том, что в американской прессе образ Мелании Трамп резко противопоставляется образу её мужа, что сильно сказывается на имидже обоих супругов. Первая леди США в данном аспекте предстаёт некой скрытой и молчаливой оппозицией нынешней политике Дональда Трампа, олицетворяющей весь американский народ. Таким образом, актуализация негативного отношения класса клиентов [6] (потребителей политики Д. Трампа), репрезентируемая в образе его супруги, отрицательно влияет на политический бренд агента (самого президента), элиминируя интенционально заложенные экстралингвистические символы, призванные сформировать эмпатию в кругах потенциальных избирателей. Таким образом, контроверсное восприятие актов реального действия (вертикального контекста) может быть успешно нивелировано актами коммуникативного действия (горизонтальным контекстом дискредитирующего медийного нарратива).

Теперь обратимся к компонентам интенсификации формирующих имидж обертонов не менее неоднозначного с точки зрения влияния на генерализованный стереотипный образ политика члена семьи 45-го президента США, его дочери Иванке Трамп - бизнесвумен, писательнице и фотомодели. В 2016 году Иванка принимала активное участие в организации предвыборной кампании своего отца и лично выступала перед избирателями в его поддержку и защиту. После победы Дональда Трампа в президентских выборах Иванка стала «неофициальной первой леди», так как Мелания с сыном Берроном остались в Нью-Йорке, а сама она стала помощником президента на безвозмездной основе, что, казалось бы, должно было заполнить слоты «патриотизм», «верность», «убежденность» в формировании и экспликации персонального бренда Дональда Трампа. Несмотря на казалось бы активную гражданскую позицию и бурную политическую деятельность, Иванка Трамп подверглась критике со стороны журналистов. Так, например, в колонке газеты «The Washington Post» её деятельность оценивается с примар-но-негативной точки зрения, что формирует отрицательную аксиологию в продвигаемом на «политическом рынке» образе политика. Все её встречи с главами таких государств, как Колумбия, Аргентина, Парагвай, Северная Корея и т.д., посещение Саммита большой двадцатки в Японии оцениваются журналистами как способ установления крепких связей, обеспечения поддержки и усиления авторитета Дональда Трампа в когорте, состоящей не из подхалимов её отца, а из интеллектуальных лидеров

[12] (перевод автора. - Б.Г.). Казалось бы, подобная оценка деятельности и интеллектуального уровня должна сформировать положительные обертоны в образе Трампа, но в транслируемом сообществом журналистов контрадикторном нарративе она выступает в качестве элемента сравнения, элиминирую-

щего положительные имиджевые компоненты. Модус негативизации компонентов продвижения бренда «Трамп» в медийном пространстве повышает степень дискредитации личного профессионального бренда в сфере политики.

Вся деятельность Иванки в Аргентине, например, преподносится как работа на бренд, так как она хоть и патриотична, но не значима и является лишь фуражом её будущей рекламной кампании. В этой же статье описывается, как рукава её платья вздулись от ветра и стали похожи на локаторы, но Иванка не обратила на это никакого внимания, что и было отображено в заголовке статьи Ivanka Trump is acting as if everything is normal [12]. - Иванка Трамп ведёт себя так, словно ничего не случилось (перевод автора. - Б.Г.). Интенциональность в экспликации негативной компоненты «слежения» и «отрицания» сводит на нет все усилия по символизации положительных образов «семейственности», «ответственности» и «патриотизма», создавая отдельные слоты «замалчивания» и «игнорирования» актуальной политической ситуации и адекватного реагирования на неё.

В новостной колонке газеты «Newsweek» был также освещён случай, когда Иванка Трамп опубликовала запись в своём аккаунте в Твиттере о намерении посетить штат Алабама, и в ответ на это были сделаны сатирические комментарии, например, Ф. Фильюцци, частым критиком Трампа, добавившим комментарий: Будете ли вы оценивать ущерб от урагана? или Дж. Павловиц, писателем, написавшим Два стихийных бедствия за одну неделю? Дайте этим бедным людям отдохнуть. Х. Кеннеди добавила: Привезите шлюпку на всякий случай [13]. Т.е. сохранение «хейтерской» реакции на положительные действия в виртуальном пространстве формируют основу для создания негативных имиджевых компонентов в политическом персональном бренде. Таким образом, даже интенциональное формирование положительного образа семьи в медийном политическом дискурсе зачастую не способно обеспечить снятие амфиболии при коллективном восприятии на основе сравнения общелингвокультурных и индивидуально-личностных компонентов концептуально-валерной системы. Освещение подобных случаев в СМИ чётко даёт понять намерение журналистов дискредитировать имидж политических деятелей перед читателями и нивелировать их заслуги, представив их деятельность как нечто несущественное или нелепое.

Интересен также образ ещё одного члена семьи Дональда Трампа, его старшего сына Эрика, американского бизнесмена, который стал главой семейного бизнеса «The Trump Organization» после победы отца в президентских выборах. В своей статье С. Хендерсон описывает то, как на телевизионной передаче «The Late Show with Stephen Colbert» её ведущий дискредитирует внешний вид Эрика Трампа, причём абсолютно «не стесняясь в выражениях» [14]. В другой статье этого же издательства, где Эрик Трамп утверждает, что 95% американцев поддерживает миграционную политику Дональда Трампа, говорится, что на самом деле из опрошенных газетой USA Today, поддерживают президента в этом вопросе лишь 57%, и более того - 59% сказали, что большинство постов в Твиттере Дональда Трампа являются «неамериканскими». Соответственно, здесь осуществляется прямая отсылка на ложность информации, которая транслируется с искажениями членами американской президентской семьи, что заставляет читателей критически оценивать и, возможно, не доверять всему, что сообщают официальные СМИ, так как в данном аспекте неосознанно у читателей идёт отсылка именно к официальным представителям пресс-службы президента. То есть в очередной раз можно наблюдать попытку дискредитации образа членов президентской семьи в глазах публики, что оказывает существенное влияние на заполнение слотов «недоверие», «дезинформация», которые становятся неотъемлемой частью стерео-типизации персонального политического бренда Трампа.

Но не только Эрик Трамп подвергся критике со стороны прессы. Х. Яшарофф пишет, что Джимми Киммел раскритиковал новую линию камуфляжной одежды Дональда Трампа-младшего, так как утверждает, что он не способен добиваться своих целей и играет только на публику, и, соответственно, камуфляжная форма никак не коррелирует со стереотипным восприятием образа данного человека. Все свои выводы Дж. Киммел делает, ссылаясь на записи в Твиттере и Инстаграме [15].

И наконец, если обратить внимание на генерализованный образ самого Дональда Трампа как политического деятеля, то тут можно обнаружить, что заголовки газет изобилуют темой импичмента, инициируемого демократами, что показывает низкий уровень доверия к президенту. Экспликация негативных имиджевых компонентов в свою очередь оказывает отрицательное влияние на формирование стереотипного восприятия образов членов президентской семьи. То есть здесь можно наблюдать классический пример дихотомичного взаимовлияния в процессе осуществления отрицательной самопрезентация политического деятеля и в целом ухудшения профессионального бренда политика.

Заключение

Принимая во внимание тот факт, что данные статьи появились в период упадка авторитета Дональда Трампа на политической арене, можно сделать вывод, что персональный бренд играет важную роль в жизни политика, и в сфере американских интернет-изданий он является определяющим фактором создания и представления его образа перед публикой. Семья и отношения в ней как маркер контроверс-ного стереотипного восприятия генерализованного образа и одной из ключевых составляющих имиджа личности самого политика может сыграть весомую роль в развитии его персонального бренда в сфере СМИ. В результате анализа вербальной акцентуации имиджевых компонентов (образов членов президентской семьи) можно утверждать, что ключевыми факторами формирования положительных или отрицательных компонентов генерализованного стереотипного представления (персонального бренда) в медийном политическом дискурсе служит степень представленности и частотность интенсификации периферийных образов, т.е. членов семьи политика. Общая тенденция такова, что пока политик имеет всеобщее признание народных масс, удовлетворяя их запросы и отвечая их ожиданиям, средства масс-медиа создают его положительный образ, который способствует продвижению его профессионального бренда [16]. Это осуществляется с помощью введения в процессе медийной вербальной репрезентации слотов «семейственность», «единство», «верность» и «надежность». Некоторые слоты, акцентуирующие общелингвокультурное ценностное пространство, обладают вариативной наполняемостью и могут интенсифицировать как положительные, так и отрицательные имиджевые компоненты, например, «обыденность», «близость к народу». Данный факт в свою очередь сказывается на создании и продвижении персонального бренда каждого отдельно взятого члена его семьи. В момент падения авторитета политика СМИ всячески дискредитирует его деятельность, ссылаясь в некоторых случаях даже на личности и внешность, что также сказывается на членах его семьи. Данный эффект достигается посредством установления скрытых связей между различными событиями и явлениями и освещения в СМИ открыто высказанной оппозиционной точки зрения.

Степень влияния акцентуации образа семьи политика на формирование позитивных или негативных имиджевых компонентов в медийном политическом дискурсе находится в прямой зависимости не только от частотности вербальной репрезентации, но и от сферы корреляции с общепринятыми ценностями и нормами. Таким образом, интенциональность в процессе актуализации тех или иных аксиологических компонентов представляется ключевым фактором формирования имиджа политика в медийном дискурсе.

Список литературы

1. Бредихин С.Н., Бредихина Ю.И. Способы экспликации степени доступа к управлению институциональным дискурсом посредством устойчивых выражений. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017;6-2(72):78-81.

2. Питько О.А. Аспекты создания и продвижения персонального бренда современного политика. Доступно по: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10745. Ссылка активна на 12.10.2020.

3. Долгих УО. Личный бренд в политике: как его создать и зачем он нужен? Доступно по: http://sci-article.ru/stat.php?i=1503478938. Ссылка активна на 12.10.2020.

4. Питько О.А. Персональный бренд: особенности создания и продвижения. Доступно по: http://web. snauka.ru/issues/2016/10/72445. Ссылка активна на 12.10.2020.

5. Питерс Т. Человек-бренд. Санкт-Петербург, 2006.

6. Бредихин С.Н., Бредихина Ю.И. Прото-роли в актуализации компонентов значения в ноэматике высказывания (на материале пограничного дискурса социальной работы). Когнитивные исследования языка. 2018;34:357-360.

7. Friedman V. On the Fourth of July, Melania Trump Dresses for Independence. But whose, exactly? Her own, or the country's? Доступно по: https://www.nytimes.com/2019/07/05/fashion/melania-trump-fourth-of-ju-ly-herrera.html?searchResultPosition=5. Ссылка активна на 13.10.2020.

8. Noah T. Is Donald Trump Trying to Deport Melania? Доступно по: https://www.youtube.com/watch?-time_continue=65&v=Y_Mwpag0Wo0. Ссылка активна на 13.10.2020.

9. Бредихин С.Н., Махова И.Н. Комплексная когнитивно-перцептивная модель в анализе юмористических обертонов смысловой иерархии. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018;3(31):94-103. DOI: 10.29025/2079-6021-2018-3(31)-94-103.

10. Popova T.G., Sausheva Ye.V., Surikova T.I., Yusupova R.R., Dzyubenko A.I. Linguistic peculiarities of feminine and masculine political media discourse in English-speaking countries. XLinguae. 2018;11(2):147-157. DOI: 10.18355/XL.2018.11.02.12.

11. Schmidt I. The First Lady's dress paid homage to London with its pattern featuring city landmarks, but some deeper political meanings were lost. Доступно по: https://www.hollywoodreporter.com/news/melama-trump-dons-gucci-dress-just-brands-pro-choice-fashion-show-1215268. Ссылка активна на 14.10.2020.

12. Hesse M. Ivanka Trump is acting as if everything is normal. Доступно по: https://www.washingtonpost. com/lifestyle/style/ivanka-trump-is-acting-like-everything-is-normal/2019/09/05/d52b9726-cf27-11e9-87fa-8501a456c003_story.html. Ссылка активна на 15.10.2020.

13. Da Silva C. Ivanka Trump Reignites #Sharpiegate After Announcing She's Heading to Alabama: 'Will You Be Surveying the Hurricane Damage?' Доступно по: https://www.newsweek.com/rvanka-trump-twit-ter-sharpiegate-alabama-hurricane-dorian-1458231. Ссылка активна на 16.10.2020.

14. Henderson C. Stephen Colbert rips Eric Trump - and his appearance - in scathing 'Late Show' monologue. Доступно по: https://www.usatoday.com/story/entertainment/tv/2019/07/18/stephen-colbert-rips-eric-trumps-appearance-the-late-show/1772888001/. Ссылка активна на 16.10.2020.

15. Yasharoff H. Jimmy Kimmel rips Trump merchandise with Donald Trump Jr. 'G.I. Schmo' action figure. Доступно по: https://www.usatoday.com/stoty/entertainment/tv/2019/09/11/jimmy-kimmel-trolls-don-ald-trump-jr-merchandise-g-i-schmo/2283837001/. Ссылка активна на 16.10.2020.

16. Zheltukhina M.R., Busygina M.V., Merkulova M.G., Zyubina I.A., Buzinova L.M. Linguopragmatic aspect of modern communication: main political media speech strategies and tactics in the USA and the UK. XLinguae. 2018;11(2):639-654. DOI: 10.18355/XL.2018.11.02.51.

References

1. Bredikhin SN., Bredikhina YuI. The methods of explication of the level of access to the management of institutional discourse by means of set expressions. Philology. Theory & Practice. 2017;6-2(72):78-81. (In Russ.).

2. Pitko ОА. Aspects of personal brand creation and brand promotion of modern politician. Available at: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10745. Accessed October 12, 2020. (In Russ.).

3. Dolgikh UO. Personal brand in politics: how to develop it and what for? Available at: http://sci-article. ru/stat.php?i=1503478938. Accessed October 12, 2020. (In Russ.).

4. Pitko ОА. Personal brand: peculiarities of creation and promotion. Available at: http://web.snauka.ru/ issues/2016/10/72445. Accessed October 12, 2020. (In Russ.).

5. Peters Т. The brand You. Saint Petersburg, 2006. (In Russ.).

6. Bredikhin SN., Bredikhina YuI. Proto-roles in the meaning components actualization in the utterance no-ematic structure (based on the borderline social work discourse). Cognitive studies of language. 2018;34:357-360. (In Russ.).

7. Friedman V On the Fourth of July, Melania Trump Dresses for Independence. But whose, exactly? Her own, or the country's? Available at: https://www.nytimes.com/2019/07/05/fashion/melania-trump-fourth-of-ju-ly-herrera.html?searchResultPosition=5. Accessed October 13, 2020. (In Eng.).

8. Noah T. Is Donald Trump Trying to Deport Melania? Available at: https://www.youtube.com/watch?-time_continue=65&v=Y_MwpagOWo0. Accessed October 13, 2020. (In Eng.).

9. Bredikhin SN., Makhova IN. Complex cognitive perception model in the analysis of humor overtones of meaning hiararchy. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2018;3(31):94-103. DOI: 10.29025/2079-6021-2018-3(31)-94-103. (In Russ.).

10. Popova TG., Sausheva YeV., Surikova TI., Yusupova RR., Dzyubenko AI. Linguistic peculiarities of feminine and masculine political media discourse in English-speaking countries. XLinguae. 2018;11(2):147-157. DOI: 10.18355/XL.2018.11.02.12. (In Eng.).

11. Schmidt I. The First Lady's dress paid homage to London with its pattern featuring city landmarks, but some deeper political meanings were lost. Available at: https://www.hollywoodreporter.com/news/melania-trump-dons-gucci-dress-just-brands-pro-choice-fashion-show-1215268. Accessed October 14, 2020. (In Eng.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Hesse M. Ivanka Trump is acting as if everything is normal. Available at: https://www.washingtonpost. com/lifestyle/style/ivanka-trump-is-acting-like-everything-is-normal/2019/09/05/d52b9726-cf27-11e9-87fa-8501a456c003_story.html. Accessed October 15, 2020. (In Eng.).

13. Da Silva C. Ivanka Trump Reignites #Sharpiegate After Announcing She's Heading to Alabama: 'Will You Be Surveying the Hurricane Damage?' Available at: https://www.newsweek.com/ivanka-trump-twit-ter-sharpiegate-alabama-hurricane-dorian-1458231. Accessed October 15, 2020. (In Eng.).

14. Henderson C. Stephen Colbert rips Eric Trump - and his appearance - in scathing 'Late Show' monologue. Available at: https://www.usatoday.com/story/entertainment/tv/2019/07/18/stephen-colbert-rips-eric-trumps-appearance-the-late-show/1772888001/. Accessed October 16, 2020. (In Eng.).

15. Yasharoff H. Jimmy Kimmel rips Trump merchandise with Donald Trump Jr. 'G.I. Schmo' action figure. Available at: https://www.usatoday.com/story/entertainment/tv/2019/09/11/jimmy-kimmel-trolls-donald-trump-jr-merchandise-g-i-schmo/2283837001/// Accessed October 16, 2020. (In Eng.).

16. Zheltukhina MR., Busygina MV., Merkulova MG., Zyubina IA., Buzinova LM. Linguopragmatic aspect of modern communication: main political media speech strategies and tactics in the USA and the UK. XLinguae. 2018;11(2);639-654. DOI: 10.18355/XL.2018.11.02.51 (In Eng.).

Сведения об авторе:

Гасанов Богдан Вадимович, лаборант-исследователь, Северо-Кавказский федеральный университет, кафедра теории и практики перевода, г. Ставрополь, Российская Федерация.

E-mail: gasanov.bog@yandex.ru

Адрес: 355017, Ставрополь, ул. Пушкина, 1, Северо-Кавказский федеральный университет.

Bionote:

Bogdan V. Gasanov, assistant researcher, North-Caucasus federal university, Department of translation studies, professor; Stavropol, Russian Federation.

E-mail: gasanov.bog@yandex.ru

Address: 355017, Stavropol, Pushkin Str., 1, North-Caucasus federal university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.