УДК 330.35
DOI 10.17150/2500-2759.2018.28(4).627-631
АКЦЕНТ НА ИНКЛЮЗИВНЫЙ УСТОЙЧИВЫЙ РОСТ МОНГОЛИИ — ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ПРОЦВЕТАНИЯ СТРАНЫ В СИСТЕМЕ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
Улаан Чултэм
Парламент Монголии, г. Улан-Батор, Монголия
Информация о статье
Дата поступления 28 июня 2018 г.
Дата принятия к печати 9 ноября 2018 г.
Дата онлайн-размещения 27 декабря 2018 г.
Ключевые слова
Глобализация; мировая экономика; экономика Монголии; инфраструктура; ТНК; инклюзивное устойчивое развитие
Аннотация
Рассмотрены тенденции развития мировой экономики, которая столкнулась с рядом хронических и новых проблем, препятствующих стабильному экономическому росту и устойчивому инклюзивному развитию, что требует осуществления ряда мер, направленных на решение этих проблем на наднациональном, мировом уровне. Также необходимо поощрение торговли и инвестиций и содействие справедливой глобализации, ориентированной на устойчивое всеобъемлющее развитие. Автор отмечает, что у Монголии есть все возможности перейти в группу высокоразвитых стран, так как она имеет богатые природные ресурсы, молодое население, развитую инфраструктуру в сфере образования и здравоохранения и, кроме того, находится между двумя великими странами — Россией и Китаем (которые формируют новый мировой центр экономического развития — БРИКС). Все перечисленное способно обеспечить реализацию ее конкурентных преимуществ.
FOCUS ON THE INCLUSIVE SUSTAINABLE GROWTH OF MONGOLIA — THE MAIN CONDITION OF PROSPERITY THE COUNTRY IN THE SYSTEM OF THE WORLD ECONOMIC RELATIONS
Ulaan Chultem
The State Great Khural of Mongolia, Ulaanbaatar, Mongolia
Article info
Received June 28, 2018
Accepted November 9, 2018
Available online December 27, 2018
Keywords
Globalization; world economy; economy of Mongolia; infrastructure; transnational corporations; sustainable inclusive growth
Abstract
The article examines development trends of the world economy that is faced with a number of chronic and new problems impeding stable economic growth and sustainable inclusive development. This requires the implementation of a number of measures aimed at solving these problems on a supranational, global level. It is also necessary to encourage trade and investments and to support fair globalization geared towards sustainable comprehensive development. The author notes that Mongolia is well-paced to move into a group of highly developed countries, since it has rich natural resources, a young population, a developed infrastructure in the sphere of education and healthcare and, moreover, is located between two great countries — Russia and China (which form a new world center for economic development — BRICS). All of the above-mentioned can ensure the realization of its competitive advantages.
В конце ХХ — начале ХХ! в. глобализация оказала революционное влияние на процессы преобразования международных торгово-экономических отношений и международную производственную кооперацию, что позволило создать новые мировые центры экономического развития и отношений (на двустороннем и региональном уровнях) как целостную
© Улаан Чултэм, 2018
мировую систему [1]. Глобализация проявляется в следующем: все большая открытость национальных рынков, углубление международного разделения труда, быстрое развитие транснациональных компаний. Ускорение глобализации выражается в усилении экономической экспансии со стороны стран-лидеров по отношению к развивающимся странам.
ф
п ч
01 И 5<
а
л т
п *
о
о
о
а
и ^
о
H
H ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п s
H
ф
H M
о
M
z
ie
0) M
6
Ы
Монголия относится к числу развивающихся стран, в состав которых входит более 150 государств, расположенных в Азии, Африке, Латинской Америке. Эти государства (называемые некоторыми политиками периферийными) имеют разный уровень социально-экономического развития, для большинства из них характерны серьезные социальные проблемы, отсталая инфраструктура, а также низкий уровень жизни по сравнению с развитыми странами. Во многих государствах слабо развита промышленность, но они богаты природными ресурсами, и поэтому их экономика зависит от экспорта сырья и сельскохозяйственного производства, что обусловливает экономическую зависимость таких стран от стран (или их союзов) с высокоразвитой экономикой.
В условиях глобальных изменений в мировой экономике в связи с переходом к шестому технологическому укладу развивающиеся страны в аспекте укрепления своих позиций в мировом хозяйстве становятся перед выбором новых экономических стратегий на обозримую перспективу, что объективно влияет на международные экономические отношения. В то же время высокий уровень научного и технологического развития высокоразвитых стран ускоряет процесс интернационализации мирохозяйственных связей, что способствует увеличению разрыва между развитыми и развивающимися странами с точки зрения уровня развития производительных сил и в итоге ведет к изменению мирового экономического порядка. В этой связи необходимо осмысление теоретических основ развития экономики Монголии в современной системе мирового хозяйствования с учетом структурных экономических преобразований, что позволит выработать научно обоснованные рекомендации по стратегии развития национальной монгольской экономики и переходу страны в разряд стран с динамично развивающейся экономикой в аспекте устойчивого инклюзивного экономического роста.
В настоящее время начинается новый этап геополитического изменения мира на фоне укрепления в глобальной экономике лидирующих позиций США в результате введения экономических санкций против России, Ирана и КНР. Особенно жесткие санкции вводятся против России, так как она, являясь правопреемником СССР, выступает на международной арене за равные, справедливые и взаимоуважительные политические и экономические отношения между всеми странами мира. «Субъективно антироссийская агрессия объясняется раздражением
американских геополитиков самостоятельным внешнеполитическим курсом президента России на широкую евразийскую интеграцию — от создания ЕАЭС и ШОС до инициатив по формированию единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. США опасаются формирования независимых от них глобальных контуров расширенного воспроизводства, прежде всего — странами БРИКС», — указывает академик РАН С. Ю. Глазьев [2].
После глобального экономического кризиса 2007-2008 гг. мировая экономика столкнулась с рядом новых вызовов и проблем, препятствующих стабильному экономическому росту, инклюзивному устойчивому развитию, в связи с чем требуется осуществление мер, направленных на развитие международной торговли и увеличение объема инвестиций, а также содействие справедливой глобализации, ориентированной на инклюзивное устойчивое развитие. Такие меры должны разрабатываться с учетом специфических особенностей и конкурентных преимуществ стран на основе условий открытости мировой экономики с использованием комплексного подхода к процессам устойчивого развития социальной и производственной сфер.
Монголии нужно стремиться вырваться из числа развивающихся стран за счет повышения доходов населения путем внедрения инновационных технологий и развития инфраструктуры. На наш взгляд, у Монголии есть все возможности перейти в группу высокоразвитых стран, так как она имеет богатые природные ресурсы, молодое население, развитую инфраструктуру в сфере образования и здравоохранения и, кроме того, находится между двумя великими странами — Россией и Китаем (которые формируют новый мировой центр экономического развития — БРИКС). Все сказанное создает условия для реализации ее конкурентных преимуществ. Многие эксперты отмечают, что, несмотря на текущее замедление экономического роста и многочисленные вызовы, стоящие перед развивающимися экономиками стран БРИКС, велика вероятность того, что именно эти страны станут тем локомотивом, который вытянет мировую экономику из болота неопределенности, и ее развитие приобретет стабильный, устойчивый характер.
Для активного развития инфраструктуры необходимо привлечение крупного капитала и создание новых организационно-правовых форм. В этой связи можно согласиться с мнением В. И. Самарухи, который пишет: «Вообще достаточно примечателен тот факт, что
развитие организационно-правовых форм разнообразных хозяйственных объединений идет рука об руку со столь же дифференцированными формами монополизма. Это в первую очередь связано с крупными объемами капитала, необходимыми для функционирования монополий». Следует отметить, что практически все ТНК являются международными монополиями, поэтому правительству Монголии нужно активно регулировать их деятельность на территории страны с учетом устойчивого инклюзивного развития и долгосрочного первостепенного обеспечения национальных интересов монгольского народа.
При этом необходимо иметь в виду, что ТНК в развивающихся странах относятся к периферии и в определенной мере выступают новым скрытым инструментом колонизации этих стран: «...Первые периферийные монополии за пределами Западной Европы оказались инструментом европейской колонизации. И в наше время периферийные монополии контролируют динамику экономического роста на периферии — через технологические революции и финансовый капитал» [3, с. 29].
Естественным конкурентным преимуществом национальной экономики Монголии и основным источником поступления валюты для страны является горнодобывающий комплекс. Насколько этот комплекс будет располагать такими возможностями в будущем, можно судить по тенденциям, которые не могут не тревожить и представителей властных структур, и ученых, и население, поскольку вложение огромных иностранных инвестиций в крупные горнодобывающие предприятия, увеличивающее рост ВВП Монголии, существенно не влияет на повышение уровня жизни населения страны и ускоренное развитие социальной сферы.
Следует отметить, что Монгольская железная дорога, являющаяся естественной монополией, представляет собой совместную монголо-российскую ТНК. Она служит практическим образцом взаимовыгодного экономического сотрудничества Монголии и России, которое следует распространить на другие отрасли, включая сельское хозяйство.
Автор согласен с мнением А. П. Сухо-долова, В. И. Самарухи, И. В. Самарухи в том, что «в настоящее время в мире сформирована мировая моноцентричная модель функционирования финансового капитала во главе с США (метрополии, на втором уровне в которой стоят остальные страны G7). Прочие же страны, как страны периферии, в зависимости от уровня своей конкурентоспособности на мировых рынках находятся в эко-
номической полуколониальной зависимости и вынуждены нести убытки из-за монопольного диктата мировых финансовых центров. Следует отметить, что Япония, СССР, страны Западной Европы (позднее Китай) сумели в ХХ веке аккумулировать финансовые ресурсы в крупный капитал, независимый от мирового рынка капиталов, что позволило им добиться высоких результатов. Произошло это благодаря формированию крупных национальных монополий, сумевших предложить на мировом рынке принципиально новые высокотехнологичные продукты» [4].
Согласно прогнозу МВФ, темпы роста мировой экономики повысятся до 3,6 % в 2018 г. относительно темпа 2016 г., составившего 3,1 %. В основном повышение темпов роста, которое ожидается в этом и в следующем году, связано с улучшением ситуации в некоторых странах с формирующимся рынком и в странах с низкими доходами, которые в 2016 г. испытывали значительные трудности. Вместе с тем (по сравнению с позицией в октябре) сейчас бытует мнение, что в значительной мере подъем будет объясняться улучшением перспектив в США, Китае, Европе и Японии1.
Однако данный прогноз омрачается неопределенностью в направленности политики, а также обострением конкуренции между ведущими странами. В условиях длительной неопределенности может затянуться период медленного роста инвестиций, сдерживающий экономический рост в развивающихся странах с низким уровнем дохода ВВП.
В то же время президент Всемирного банка Джим Ён Ким отмечает: «После наблюдавшегося на протяжении ряда лет разочаровывающего роста мировой экономики радует появление признаков улучшения экономических перспектив. Сейчас нужно воспользоваться этой динамикой и нарастить объемы инвестиций в инфраструктуру и человеческий капитал. Это крайне важно для ускорения инклюзивного устойчивого экономического роста, необходимого для искоренения крайней бедности»2.
В ежегодном Докладе о торговле и развитии за 2012 г., подготовленном для Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), была всесторонне проанализирована «Политика в целях инклюзивного и сбалансированного
1 Меняющийся ландшафт мировой экономики // МВФ. Бюллетень перспектив развития мировой экономики. 2017. 16 янв. URL: https://www.imf.org/ extemal/russian/np/bbg/2017/011617r.pdf.
2 Там же.
Ф П ч
01 И 5<
а
л т
п *
о
о
о
а ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п S
ч
ф
ч
2 О
м
Z
10
е> м ■ч
6
ы
роста»3. «Инклюзивный» — официальный термин ООН (по аналогии с all inclusive)4. Инклюзивный рост — это рост, охватывающий все слои населения, а не только активную богатую верхушку. По мнению авторов Доклада, необходимо обеспечить включение всех слоев населения в использование благ экономического развития и способствовать сокращению разрыва в их доходах и благосостоянии. А это, в свою очередь, должно принести социальные выгоды и ускорить инклюзивный устойчивый экономический рост.
Следует отметить, что в Докладе ЮНКТАД о работе ее 13-й сессии, состоявшейся в Дохе (Катар) 21-26 апреля 2012 г., говорится, что мировой финансовый кризис стал прологом первого абсолютного сокращения глобальной экономической активности с 1930-х гг. Его последствия распространялись очень быстро и были всеохватывающими. Не пощадил он и беднейшие страны мира. Несмотря на целенаправленные усилия ведущих в экономическом отношении стран (как развитых, так и развивающихся), оживление мировой экономики остается неустойчивым5.
Инклюзивный устойчивый рост становится возможным, в частности, в результате мобилизации и эффективного использования всех источников финансирования в целях развития, что подтверждено на практике успешными странами (Япония, Германия, КНР, Южная Корея). Для этого крайне важно обеспечить благоприятные экономические условия, равные для всех стран, на международном уровне, поскольку инклюзивное экономическое развитие способствует миру, безопасности, стабильности и процветанию на нашей планете.
Каждая страна несет главную ответственность за собственное экономическое и социальное развитие, и национальные усилия в этой области должны подкрепляться стабильной и справедливой международной экономической обстановкой. В данном аспекте требуется решение ряда проблем. Финансы должны поддерживать реальную экономику, обеспечивая поступательный, инклюзивный и справедливый экономический рост, а также устойчивое развитие. Финансовые потрясения могут обернуться для всех стран (как развитых, так и в большей мере развива-
3 UNCTAD. Trade and Development Report, 2012. URL: https://unctad.org/en/pages/PublicationWebfly-er.aspx?publicationid=210.
4 Перевод понятия inclusive grouth с английского на русский как «инклюзивный рост» иногда не очень точно отражает его суть, поэтому в исследовании мы иногда будем использовать термин «всеобъемлющий рост», который, на наш взгляд, более точен.
5 UNCTAD. Trade and Development Report, 2012.
ющихся) серьезными политическими, экономическими и социальными издержками.
Ориентированная на устойчивое развитие глобализация должна быть направлена на инклюзивный экономический рост, должна способствовать сокращению масштабов нищеты и созданию рабочих мест. При обсуждении вопросов глобализации применительно к различным международным институтам следует придерживаться взвешенного подхода, подчеркивая ее преимущества, признавая риски, которые она несет (особенно для развивающихся стран), и решая связанные с ней проблемы.
Бум сырьевых цен с 2002 г. заставил вновь обратить внимание на потенциальную роль сырьевых доходов как фактора экономического роста и борьбы с бедностью. Кроме того, неустойчивость сырьевых цен остается проблемой для развивающихся стран — импортеров и экспортеров сырья, многие из которых относятся к числу наименее развитых стран. При разработке политики важно наметить и проводить выверенный политический курс на национальном, региональном и международном уровнях, добиваясь ослабления последствий неустойчивости цен на сырье для уязвимых групп стран, к числу которых относится и Монголия. Важно оказать содействие зависящим от сырья развивающимся странам в разработке стратегий инклюзивного устойчивого развития, включая стратегии, которые способствуют созданию отраслей обрабатывающей промышленности (имеющей инновационные рабочие места и высокую добавленную стоимость), а также экономической диверсификации.
В последние годы в области экономического развития основной акцент перемещается на инклюзивный рост, подразумевающий создание экономически выгодных возможностей. При этом деятельность правительства должна быть направлена на обеспечение населения Монголии основными услугами посредством сокращения изолированности, улучшения связи, повышения доступа к электроэнергии, более эффективным социальным услугам и создания экономически выгодных возможностей. Оценивая экономическое развитие азиатских стран, президент Азиатского банка развития Тахекиро Накао отмечает: «В связи с неравенством, обостряющимся практически во всех странах Азии, правительствам необходимо срочно увеличивать и повышать эффективность государственных инвестиций, направленных на инклюзивный экономический рост»6.
6 URL: http://www.adb.org/node/38017.
Следует отметить, что более 80 % населения Азии живет в странах, где неравенство усугубляется. Это означает, что существенный экономический рост, достигнутый благодаря глобализации, техническому прогрессу и рыночным реформам, распространился не на все страны. В связи с этим в первую очередь необходимо обратить внимание на ряд вопросов, таких как: изменение системы налогообложения для увеличения расходов на социальные и другие нужды; являются ли существующие государственные программы соответствующими для продвижения равенства; как лучше сбалансировать расходы для помощи самым малоимущим без ущерба финансовой устойчивости.
Такие меры экономической политики в отношении расходов и доходов, как разработка программ по борьбе с бедностью и прогрессивное налогообложение, могут способствовать инклюзивному экономическому росту. Но среди инструментов фискальной политики государственные расходы по сравнению с налогообложением оказывают более ощутимое влияние на сокращение неравенства.
Увеличение государственных расходов на услуги образования и здравоохранения повышает благосостояние и продуктивную способность малоимущих. Целевые государственные субсидии и трансферты защищают наиболее уязвимые и социально неблагополучные сегменты общества, при этом повышение качества государственной инфраструктуры способствует улучшению доступа малообеспеченных слоев населения к качественным услугам в сфере образования и здравоохранения.
«Развивающимся странам Азии необходимо достичь более всеобъемлющего и устойчивого роста с меньшим неравенством доходов и меньшей деградацией окружающей среды», — говорится в книге «Восстановление равновесия ради устойчивого развития: задачи Азии в посткризисный период», выпущенной Азиатским банком развития и Институтом Азиатского банка развития в 2010 г.7
7 В исследовании говорится, что всеобъемлющий устойчивый рост — основное условие процветания Азии в посткризисный период. URL: http://www.adb.org/ ru/node/27010.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мировая экономика : учеб. пособие / под ред. Ю. Г. Козака. — Киев : Центр учеб. лит., 2013. — 211 с.
2. Глазьев С. Ю. США пытаются утверждать лидерство за счет развертывания мировой войны [Электронный ресурс] / С. Ю. Глазьев. — Режим доступа: http://ansobor.ru/news.php?news_id=6056.
3. Хоменко Г. А. Бюджетно-налоговое взаимодействие крупных корпораций с государством (на примере ОАО «РЖД») / Г. А. Хоменко, В. И. Самаруха. — Иркутск : Изд-во БГУ, 2016. — 161 с.
4. Суходолов А. П. Роль денег и финансов в социально-экономическом развитии национальной экономики / А. П. Суходолов, В. И. Самаруха, И. В. Самаруха // Монго, Санхуу, Баялаг. — 2018. — № 6. — С. 115-129.
REFERENCES
(ed.). Mirovaya ekonomika [World Economy].
Kiev, Educational Materials Centre Publ.,
1. Kozak Yu. 2013. 211 p.
2. Glazev S. Yu. SShA pytayutsya utverzhdat' liderstvo za schet razvertyvaniya mirovoi voiny [The USA is trying to assert leadership by deploying world war]. Available at: http://ansobor.ru/news.php?news_id=6056. (In Russian).
3. Khomenko G. A., Samarukha V. I. Byudzhetno-nalogovoe vzaimodeistvie krupnykh korporatsii s gosudarst-vom (na primere OAO «RZhD») [The Fiscal Interactions of Large Corporations with the Government (case-study of Russian Railways]. Irkutsk, Baikal State University Publ., 2016. 161 p.
4. Sukhodolov A. P., Samarukha V. I., Samarukha I. V. The Role of Money and Finance in the Socio-economic Development of the National Economy. Mongo, Sankhuu, Bayalag, 2018, no. 6, pp. 115-129. (In Russian).
Информация об авторе
Улаан Чултэм — доктор экономики (Ph. D.), профессор, член Великого государственного хурала Монголии, Парламент Монголии, 14201, г. Улан-Батор, пл. Сухэ-Батора, 1, Государственный дворец, e-mail: mr.ulaan@mail.ru.
Для цитирования
Улаан Чултэм. Акцент на инклюзивный устойчивый рост Монголии — основное условие процветания страны в системе мирохозяйственных связей / Улаан Чултэм // Известия Байкальского государственного университета. — 2018. — Т. 28, № 4. — С. 627-631. — DOI: 10.17150/2500-2759.2018.28(4).627-631.
Author
Ulaan Chultem — Ph. D. in Economics, Professor, Member of the State Great Khural of Mongolia, Parliament of Mongolia, 1 Sùkhbaatar Square, the Government Palace, 14201, Ulaanbaatar, Mongolia, e-mail: mr.ulaan@mail.ru.
For Citation
Ulaan Chultem. Focus on the Inclusive Sustainable Growth of Mongolia — the Main Condition of Prosperity the Country in the System of the World Economic Relations. Izvestiya Baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2018, vol. 28, no. 4, pp. 627-631. DOI: 10.17150/2500-2759.2018.28(4).627-631. (In Russian).
Ф 0 H
01 S) 5<
а
л т
n *
о
о
о
а
и ^
о
H
H ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
n s
H
ф
H M
о
M
z
le
0) M
6
Ы